Что такое история в слове кратко

Обновлено: 05.07.2024

ж. слово, принятое от древних почти во все европейских языки, вообще в знач. того, что было или есть, в противоположность сказке, басне; в тесном знач. бытописание, дееписание, бытословие, деи, описание происшествий, повесть о событиях, о быте и жизни народов. История священная, церковная, гражданская, всемирная, частная (по народам) и пр. Естественая история, наука о природе, по трем ее царствам. | Слово история иногда знач. происшествие, приключение, случай, встреча, неприятность. С ним приключилась историйка. Историк м. писатель по истории, ученый по этой науке, бытописатель, дееписатель или бытослов. Исторический, к истории относящ., ей свойственый, на ней основанный; достоверный, невымышленный. Иногда говор. историчный и затем историчность ж. свойство, состояние исторического. Историко-, с прибавкою: романтический, сатирический и пр. означает: исторический, на истории, на истине основанный. Историограф м. историк по званию, по должности, по обязанности на него возложенной.

В словаре Ожегова

ИСТОРИЯ, -и, ж. 1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков. 3. чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). И. театра. 4. чего. Ход развития, движения чего-н. И. нашей дружбы. И. болезни (карта, в к-рой регистрируются изменения в состоянии больного). 5. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И. умалчивает об этом (об этом не говорится, не рассказывается; шутл.). 6. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории. 7. Происшествие, событие, пре-имущ. неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая и. произошла с кем-н. * Вот какая история! (разг.) - вот оно что, вот в чем дело, вот как обстоит дело. Вот так история! (разг.) - выражение удивления по поводу какого-н. события, происшествия. Вечная история! (разг., неодобр.) - о чем-н. постоянно повторяющемся, одном и том же. Опять нужно его ждать! Вечная история! || уменьш. историйка, -и, ж. (к 6 и 7 знач.; шутл.). || прил. исторический, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).

В словаре Ефремовой

  1. Процесс развития природы и общества.
    1. Научная дисциплина, изучающая ход развития человеческого общества.
    2. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.
    1. Совокупность фактов и событий чьей-л . жизни.
    2. Описание таких фактов, событий.
      , приключение, случай.
    1. Скандал, неприятность.

    В словаре Фасмера Макса

    исто́рия
    при Петре I; см. Смирнов 124 2 . Возм., через нем. Historie (с XIII в.) из лат. historia от греч. ἱστορία. Вместо стар. гисто́рия (см.).
    ••
    (Виднес ("Scando-Slavica", 3, 1957, стр. 137 и сл.) приводит примеры гораздо более раннего употребления формы история: Памва Берында, изд. 1653 г.; История о войне Иудейской, ХVI в. См. еще G. Hüttl Worth, Foreign words in Russian, Lоs Angeles, 1963, стр. 74. – Т.)

    В словаре Д.Н. Ушакова

    ИСТО́РИЯ, истории, ·жен. (·греч. historia - исследование).
    1. только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю.
    2. перен. , только ед. Память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях (·книж., ·ритор. ). Событие это вошло в историю. История отметит имена героев революции.
    3. только ед. Жизнь, действительность в процессе развития, движения (·книж. ). Пролетариат взял власть: перевернулась еще *****

    В словаре Синонимов

    инцидент, рассказ, событие, летопись, анналы, деяния, хроника, регесты, предание, сказание; бесчинство, скандал, случай; казус, повествование, повесть, новелла, оказия, дело, прошлое, эпопея, очерк, курьез, чепэ, описание, пассаж, клио, технография, заваруха, история с географией, происшествие

    В словаре Энциклопедии

    (от греч. historia - рассказ о прошедшем, об узнанном), 1) процесс развития природы и общества…2) Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин. История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Отрасли: экономическая история, военная история, историческая география, историография и др. Органические части истории как комплекса наук - специальные исторические науки археология и этнография. История различных сторон культуры, науки и техники изучается историческими разделами соответствующих наук (история математики, история физики и т. д.) и видов искусства (история музыки, история театра и т. д.). История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение)

    В словаре Синонимы 4

    заваруха, клио, курьез, новелла, повествование, происшествие, прошлое, рассказ, скандал, событие, технография, эпопея

    В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

    В словаре Словарь иностранных слов

    1. мн. нет. Процесс развития в природе и обществе. Законы истории.||Ср. ЭВОЛЮЦИЯ.

    2. мн. нет. Наука о развитии человеческого общества. История Древней Греции. Всеобщая и. Новая и новейшая и. Историк - 1) специалист по истории; 2) разг. учитель истории.

    3. мн. нет. Ход развития, движения чего-нибудь И. российско-американских отношений. И. болезни.

    4. мн. нет. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. И. физики. И. театра.

    5. мн. нет. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Событие, вошедшее в историю.

    6. Рассказ, повествование. Вот какую историю он рассказал.


    2. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохраняющееся в памяти людей. С этого часа вся огромная работа, проделанная на строительстве, показалась ему уже далекой, как некое событие, канувшее в историю. Паустовский, Рождение моря.

    3. кого-чего или какая. Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии. История СССР. Новая история. □ — В техникуме я много прочла по истории нанайского народа. Лидин, Большая река.

    4. чего. Ход, последовательное развитие чего-л. В течение всей долгой истории земной коры мы видим неизменными главные продукты жизнедеятельности органического мира. Вернадский, Опыт описательной минералогии. Выставляя иностранную гравюру, Н. И. Романов знакомил посетителей выставки с краткой историей развития гравюры. Остроумова-Лебедева, Автобиографические записки.

    5. чего или какая. Наука, изучающая последовательное развитие, последовательные изменения какой-л. области природы, культуры, знания. История музыки. Военная история.

    6. кого-чего. Совокупность фактов и событий, связанных с кем-, чем-л. У нас все знали его историю, знали, что он убил жену. Достоевский, Записки из мертвого дома. [Хозяин] рассказывает --- историю своей первой любви. М. Горький, В людях.

    7. Рассказ, повествование. — Теперь вы мне доскажете вашу историю про Бэлу. Лермонтов, Бэла. Все истории о любви очень сходны между собой. И. Гончаров, Обломов. Мари рассказывала [мальчикам] страшные истории. Федин, Города и годы.

    8. Разг. Происшествие, событие, случай. Есть такие люди, с которыми случаются всякие неприятные истории. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня. Старуха всегда знала все истории на дворе. М. Горький, В людях. История эта произошла с Сергеем Лавровым два года назад. Л. Линьков, Горькая правда. || Скандал, неприятность. [Печорин] отгадал, что это его давешний противник; нечего делать: не миновать истории. Лермонтов, Княгиня Лиговская. Впоследствии начались в доме неурядицы, явилась Грушенька, начались истории с братом Дмитрием, пошли хлопоты. Достоевский, Братья Карамазовы.

    История болезни — основной медицинский документ о состоянии здоровья больного, заполняемый лечащим врачом с момента начала лечения и до его окончания.

    Вечная (или обычная) история — опять то же самое, всегда одно и то же. За завтраком обычная история. Тема почти ничего не ест. Гарин-Михайловский, Детство Темы.

    Совсем другая история — совсем другое дело. Машины должны составлять для человечества источник довольства и счастья, а на поверку выходит совсем другая история: машины родят пауперизм. Писарев, Реалисты.

    История умалчивает о чем ( шутл.) — что-л. остается неизвестным, о чем-л. предпочитают не рассказывать.

    История с географией ( шутл.) — о возникновении какого-л. затруднения, выйти из которого представляется делом нелегким. — Вот так история с географией! — воскликнул издатель, когда Гвоздев захлопнул за собою дверь. М. Горький, Озорник.

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    • Исто́рия (др.-греч. ἱστορία) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.

    ИСТО'РИЯ, и, ж. [греч. historia — исследование]. 1. только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю. 2. перен., только ед. Память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях (книжн., ритор.). Событие это

    вошло в историю. И. отметит имена героев революции.

    История умалчивает о чем — 1) в истории не упоминается; 2) перен. что-н. остается неизвестным (преимущ. о том, что не следует или не хотят делать известным; разг. шутл.).

    На памяти истории (книжн. устар.) — в исторические времена, во времена, засвидетельствованные историей.

    Вечная история! (разг. фам.) — выражение недовольства в знач.: всегда одно и то же, опять то же самое.

    исто́рия

    3. наука, изучающая ход развития, последовательные изменения какой-либо области природы или культуры ◆ История Земли.

    6. эпическое повествование, рассказ ◆ Это была длинная и запутанная история. ◆ Всю ночь дети рассказывали друг другу страшные истории.

    7. разг. смешная или неожиданная ситуация, происшествие, случай ◆ Со мной тут вчера такая история приключилась! ◆ Я с ними в такую историю попал!

    портик кариатид

    В современном русском литературном языке слово история может употребляться в следующих основных значениях:

    • ‘действительность в процессе развития’ (например: ход истории);
    • ‘последовательное развитие, изменение чего-либо’ (история Франции, история биосферы);
    • ‘прошлое, события прошлого’ (история и современность);
    • ‘наука, изучающая прошлое человеческого общества’;
    • ‘наука, изучающая развитие какой-либо области природы, культуры, знания’ (история философии, музыки, литературы);
    • ‘повествование, рассказ’ (увлекательная история);
    • ‘происшествие, событие, случай, преимущественно неприятный‘ (разговорное, например: вчера была забавная история; влипнуть в историю).

    Истоки этого слова лежат в греческом языке. Греческое существительное ἱστορία (historia) означало ‘расспрашивание’, ‘исследование’, ‘наука’, ‘историческое повествование’. Оно было образовано от слова ἵστωρ (histor) ‘знающий, сведущий’.

    Древнерусское историꙗ было прямым заимствованием из среднегреческого языка. В XI–XVII вв. оно обычно употреблялось в значениях ‘повествование о событиях прошлого’, ‘устный или письменный рассказ о чем-либо’.

    В XVIII веке, в эпоху Петра I, произошло вторичное заимствование этого слова, но теперь уже из западноевропейских языков (куда оно попало из греческого через посредство латыни). Под влиянием немецкого Historie и польского historia новое заимствование стало произноситься как гистория, а иногда даже как гиштория. Оно принесло с собой расширенную семантику: не только ‘рассказ о чем-либо’ и ‘ход событий прошлого’, но и ‘наука о прошлом’, ‘наука о развитии какого-либо явления или области знаний’. Эти же значения в то время получил и более ранний вариант история, так что старая и новая формы стали полными синонимами.

    На пример, уча Грамматике, может учитель с нею учить купно и Географию и Историю…

    Петр I. Регламент или устав духовной коллегии, 1721.

    Во оных городах будучи, я чрез полпята года не токмо указанные мне науки принял, но в физике, химии и натуральной гистории горных дел так произошел, что оным других учить и к тому принадлежащие полезные книги с новыми инвенциями писать могу…

    М. В. Ломоносов. Прошение о принятии на службу в Академию Наук, 1742.

    В XVIII веке обе формы сосуществовали в русском языке, но в XIX столетии более ранний вариант постепенно вытеснил слово гистория. В белорусском подобная форма уцелела: гiсторыя.

    Если заглянуть глубже

    Это более сложная информация, но она дает нам еще один пример глубинной родственной связи между индоевропейскими языками.

    • ἴς (his) ‘сила’ — латинское vis ‘сила’;
    • ἕσπερος (hesperos) ‘вечер’ — латинское vesper ‘вечер’;
    • εἶδος (eidos) ‘вид, образ’ — русское вид, латинское visum ‘вид, образ’ и др.

    Праформу слова ἵστωρ лингвисты реконструировали в виде *ϝίδτωρ (widtor), где ϝίδ- является корнем, а -τωρ — суффиксом со значением деятеля. Такая реконструкция подтверждается данными греческих диалектов, где сохранился вариант с начальным ϝ [w].

    Сочетание -δτ- (-dt-) на стыке корня и суффикса подверглось диссимиляции (расподоблению), и вместо двух взрывных звуков получилось соседство щелевого и взрывного: -στ- (-st-). Интересно, что такой же процесс изменения данного сочетания звуков прошел и в диалектах, легших в основу праславянского языка. Результаты мы можем слышать, например, в словах вести́ (из древнего *vedti, ср. веду) или весть ‘известие’ (из *veidtĭs, ср. родственное ведать).

    Из Торы?

    Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — Т. 1. — М., 1999.

    Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — Т. 2. — Вып. 7. — М, 1980.

    Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 2. — М., 1986.

    Словарь русского языка XI–XVII вв. — Вып. 6. — М., 1979.

    Словарь русского языка XVIII в. — Вып. 9. — М., 1997.

    Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 6. — М., 2012.

    Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. А. С. Кузнецов. — СПб., 2000.

    Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

    В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий [1] [2] [3] [4] .

    Содержание

    Первоначальное значение, этимология и смысл термина



    История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным [15] , а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками [16] . Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства [17] .

    Историография

    Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

    Философия истории

    • Какова важнейшая единица в истории — личность? Гражданское общество? Цивилизация? Культура? Национальное государство?
    • Имеются ли в истории общие для всех образцы или какой-то прогресс? Цикличность? Не может ли вся человеческая история быть случайной и лишённой всякого смысла?

    Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.

    Профессиональные историки обсуждают также вопрос, является ли история наукой или свободным искусством. Это разделение является в значительной степени искусственным, так как историю как область знания обычно рассматривают в разных аспектах [18] [19] [20] .

    К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:

      (К. Маркс, Ф.Энгельс, В. И. Ленин, И. М. Дьяконов и др.) (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Ш.Айзенштадт, Б. С. Ерасов, Д. М. Бондаренко, И. В. Следзевский, С. А. Нефёдов, Г. В. Алексушин и др.) (А. Г. Франк, И.Валлерстайн, С.Амин, Дж. Арриги, М. А. Чешков, А. И. Фурсов, А. В. Коротаев, К.Чейз-Данн, Л. Е. Гринин и др.) : М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич.
    • Эстафетно-стадиальный (Ю. И. Семёнов) (по сути, не более чем модифицированный марксистско-формационный подход, где главной движущей силой общественного развития выступает та же классовая борьба, а конечной целью — коммунизм.)

    Методы истории



    Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:

    1. Когда исторический источник был написан?
    2. Где он был создан?
    3. Кем?
    4. На каком ранее существовавшем материале основывался автор?
    5. Какова была оригинальная форма источника?
    6. Насколько источник заслуживает доверия?

    Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

    Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом [22] .

    На христианскую и вообще западную историографию большое влияние оказал Аврелий Августин. Вплоть до XIX века историю обычно воспринимали как результат линейного развития по плану, определённому Творцом. Гегель также следовал этой идее, хотя и придал ей более светский вид [17] . Из философии Гегеля идея линейного исторического прогресса попала и в марксистскую философию истории.

    Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке, Тревельяна, Броделя, Блока, Февра, Фогеля. Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер. Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством. Не менее спорный автор Эрнст Нольте, следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера, ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса. Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест, предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма. Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии [источник не указан 1140 дней] . В последнее время всё большую силу начинает набирать клиодинамика — математическое моделирование исторических процессов.

    Постижение закономерностей исторических процессов

    На постижение законов истории претендовал марксизм, выдвинувший теорию общественно-экономических формаций и утверждавший, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации. Но этот подход не позволяет объяснить глубокие различия между характером развития общественных отношений у различных народов.

    В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией исторического развития стала теория модернизации. По определению одного из создателей этой теории, Сирила Блэка, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным промышленной революцией. [29]

    Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций, культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель, Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.

    Но эта концепция не давала ответа на вопрос о причинах катастрофических кризисов, время от времени постигавших различные страны. Немецкий экономист Вильгельм Абель, сопоставив динамику численности населения Европы с динамикой цен, пришел к выводу, что картина циклического развития экономики с XII века вплоть до промышленной революции в целом соответствует мальтузианской теории. [29]

    В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.

    Исторические периоды

    Разбиение истории на те или иные периоды используется для классификации с точки зрения определённых общих идей [30] . Названия и границы отдельных периодов могут зависеть от географического региона и системы датировки. В большинстве случаев, названия даны ретроспективно, то есть отражают систему оценок прошлого с точки зрения последующих эпох, что может влиять на исследователя, и поэтому к периодизации следует относиться с должной осторожностью [31] .

    История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

      : на Ближнем Востоке — до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и НижнегоЕгипта); : в Европе — до 476 года н. э. (падение Римской империи); : 476 год — конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий); : конец XV в. — 1918 год (окончание Первой мировой войны); : 1918 год — наши дни.

    Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.

    Исторические дисциплины

      — теория и практика издания письменных источников. — изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества. — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов. — изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах. — изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков. (флаговедение) — изучение флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода. — изучение родственных взаимосвязей людей. — изучение родственных взаимосвязей людей путем использования методов генетики. (гербоведение) — изучение гербов, а также традиция и практика их использования. — изучение исторических актов (юридических документов).
    • Документоведение — комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе. — изучение истории и методологии исторического познания, а также изучение взглядов и работ различных историков. — наука на стыке истории и географии.
    • Историческая демография — наука о демографической истории человечества. — изучение употреблявшихся в прошлом мер — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. — изучение исторических источников. — изучение различных систем методов, которые могут быть использованы в процессе исторического исследования и специфики различных исторических научных школ. — изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам. — изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности. — изучение текстов на папирусах, находимых преимущественно в Египте. — изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах. — изучение наградных знаков отличия. — изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени. — изучение церковных праздников. — изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)

    Дисциплины, связанные с историей

      — изучение человека и его взаимодействия с миром. — история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации. — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития. — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. — изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона. — изучение психологической мотивации поступков людей в прошлом. и этнография — изучение народов и этносов, их происхождения, культуры и поведения (определение предмета обеих дисциплин, а также их связь с социокультурной антропологией остаются дискуссионными).

    Смежные дисциплины

      — наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил, составная часть военной науки.
    • Историческая психология — наука на стыке истории и психологии. — наука о ценностном мире исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса. — история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п. — изучает закономерности развития государства и права у различных народов мира в разные исторические периоды. — изучает особенности взглядов на вопросы сущности, происхождения и существования государства и права различных мыслителей в различные исторические периоды. — изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий. — изучение явлений и процессов, связанных с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека.

    Примечания

    Литература

    Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)

    Геродот

    Критический подход к фактам и стал основой развития исторической науки. Критическое отношение не означает насмешку над тем, что кажется непонятным, странным или забавным. Оно означает проверку и сопоставление разных фактов, в результате чего даже из кажущихся невероятными сведений можно получить верное представление о прошлом. Начиная исследование, историк, как правило, имеет собственное понимание того, что, как и почему происходило, и стремится найти доказательство своим предположениям.

    Любое предположение, нуждающееся в доказательстве, называется гипотезой. Бывает так, что, стремясь найти доказательства гипотезы, учёный её опровергает. Так случилось, когда историки серьёзно занялись исследованием жизни гладиаторов Древнего Рима. Они собирались доказать, как тяжело жили рабы, принуждённые стать гладиаторами и обречённые вследствие этого на жестокую смерть.

    Однако надписи на могилах, раскопки гладиаторских школ в Помпеях и другие находки показали, что гладиаторами часто становились свободные люди, поскольку эта опасная профессия давала высокие заработки и славу. Жили гладиаторы ничуть не меньше, чем обычные римляне, были людьми состоятельными, гастролировали по всей империи с представлениями и в почёте встречали старость. Причём высокий достаток, слава и свобода ждали и многих гладиаторов из числа рабов.

    Исторические источники

    Виды исторических источников

    Информацию о прошлом можно получать из всего, что создано людьми или является результатом их взаимодействия с природой. Следы прошлого, дающие нам историческую информацию, называют историческими источниками. Часто о прошлом можно судить только по вещественным источникам. К ним относятся как отдельные предметы (орудия труда, оружие, посуда и т.д.), так и объединения таких предметов (например, поселения людей или их захоронения). Вещественные источники могут передаваться из поколения в поколение, иногда их обнаруживают случайно, но большую часть их находят археологи во время специально организованных раскопок.

    Вещественные источники

    Не менее разнообразны письменные источники: летописи, письма, дневники, надписи на различных предметах, деловые и хозяйственные документы, тексты законов, художественные и научные произведения. Многие тексты написаны на умерших языках с помощью давно забытых знаков. Чтобы их понять, требуется расшифровать и язык, и систему письменности, а это удаётся далеко не всегда. Некоторые тексты доходят до нас в поврежденном виде, другие содержат вольные или невольные ошибки своих авторов.

    письменные источники

    Задача историка — обнаружить эти ошибки и дать им объяснение. Некоторые ошибки возникают по вине переписчика, другие — как результат намеренного искажения хода событий. Примером подобной неверной информации являются древнеегипетские и хеттские тексты о битве при Кадеше. В этом сражении участвовали войска египетского царя Рамсеса II и хеттского Муваттали II. Египетские тексты рассказывают о победе Рамсеса, который, по словам своих летописцев, в одиночку разгромил хеттов. Хеттские документы приписывают победу Муваттали, говоря, что египтяне отступили от Кадеша, потерпев поражение. Сравнив свидетельства обеих сторон, историки пришли к выводу о том, что битва завершилась вничью, но каждая из стран-соперниц смогла извлечь из неё свою выгоду.

    Рамсес II

    Кроме письменных источников о прошлом от имени его участников рассказывают и устные источники. Именно так — из личных рассказов участников и очевидцев событий — получали информацию самые первые историки. К этой же группе источников относят мифы, легенды, сказания, сказки, загадки, пословицы, то есть все, что передавалось и бытовало в устной форме. Один и тот же рассказ, миф, легенда нередко записывались разными людьми, в разные времена и в разных ситуациях, что необходимо учитывать при их изучении. Устные источники появляются и сегодня.

    Учёные стараются фиксировать их максимально точно, используя современные электронные средства записи. Но текст обязательно дублируется на проверенном носителе информации — бумаге. Этнографические источники — исследования современных племён и народов, сохранивших первобытный образ жизни или его пережитки, — помогают понять, как вели себя люди прошлого, что могло, а что не могло существовать в далёкие времена.

    устные источники

    Ещё одним видом источников исторических знаний являются исследования учёных-лингвистов. Лингвистика занимается изучением взаимосвязей языков, их происхождением, расшифровкой древних языков. Открытия лингвистов позволяют проследить происхождение и перемещение племен и народов, узнать об их образе жизни и хозяйстве.

    Многие предметы, изучаемые историками, являются одновременно источниками разных типов. Глиняные таблички содержат тексты, которые можно прочитать, но они же расскажут о том, где брали глину, как её готовили и обжигали. Таблички из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала оказались обожженными дважды, что подтвердило факт грандиозного пожара, в котором погиб город Ниневия. Здания и сооружения древних Помпей — источники вещественные, но на них же находят надписи — граффити, сообщающие интересные и важные сведения о повседневной жизни горожан.

    Ашшурбанипал

    Науки – помощницы истории

    Даже поиск источников требует, чтобы историкам помогали учёные других специальностей. Важнейшая из всех помощниц истории — археология. Археологи определяют места, которые могут стать источниками новых находок, проводят раскопки и описывают результаты.

    Особым направлением археологии является экспериментальная археология. Она помогает узнать, как были изготовлены те или иные предметы, сколько на это требовалось времени и усилий, как использовали разные орудия труда. Чтобы узнать, как были сделаны древние предметы, археологи-экспериментаторы исследуют микроскопические следы на их поверхности. Затем изготавливают точные копии древних вещей и учатся их использовать. Правильность метода изготовления и применения вещи определяют по все тем же микроскопическим следам, которые должны совпадать с найденными на ископаемых предметах. Именно экспериментаторы помогли историкам понять, каким образом много тысяч лет назад хранили запасы зерна, как варили еду до появления глиняной посуды, как в глубокой древности люди смогли пересечь огромные пространства океана.

    древние керамические изделия

    Из рук археолога находка часто попадает в руки реставраторов. Они восстанавливают первоначальный облик предмета, зачастую собирая его из мельчайших кусочков. Затем они консервируют древнюю вещь, то есть специальными средствами защищают находку от вредных воздействий света, воздуха, влаги. В реставрации часто нуждаются древние произведения искусства, стеклянные и керамические сосуды, без неё невозможно сохранить вещи из дерева, ткани, кожи, пролежавшие многие столетия в воде или влажной почве. Необходима реставрация и многим предметам из металла.

    Как археологи приходят на помощь историкам, так самим археологам помогают представители других наук. Особенно важна эта помощь при установлении возраста находки. Физика, геология, химия помогают определить возраст земных пород, в которых обнаружены находки. Уточнить его можно с помощью специалистов, изучающих ископаемых животных (палеозоологии) и растений (палеоботаники). Все чаще при датировке останков людей, животных и растений на помощь приходят микробиологи, исследующие сохранившиеся клетки живой материи, и генетики, изучающие, как живые существа наследуют признаки своих предков.

    Древние монеты

    Традиционными помощницами истории являются науки, которые так и называют — вспомогательные исторические дисциплины. Среди них — нумизматика, изучающая монеты и памятные медали. Начиная с VII в. до н.э., когда в Лидии появились первые монеты, их чеканило каждое государство. На монетах помещали важные для государства символы, изображения правителей, надписи. Находки монет позволяют давать приблизительную датировку всему, что найдено вместе с ними. К примеру, клад с монетами мог быть зарыт в землю не раньше того года, когда отчеканили самую молодую монету из него. В глубокой древности появились печати, с помощью которых удостоверяли подлинность документов. Оттиски печатей дают ценную информацию о хозяйственной жизни и позволяют уточнить датировку документов и событий. Печати и их оттиски изучает наука сфрагистика.

    Палеография — ещё одна очень важная помощница историков. Она изучает внешний вид, материал, начертание знаков письменных источников, способы их нанесения. В разные времена люди писали на глине, папирусе, пергамене, камне, металле, шёлке и пальмовых листьях, на бумаге. Разными были и писчие инструменты, и почерки людей. Когда письменный документ является подлинным, все его внешние признаки относятся к одному времени. И если какой-то из них не соответствует всем остальным, возникает предположение о подделке, доказать или опровергнуть которое и помогает палеография.

    древний папирус

    Пергамен

    Еще одна наука — хронология — занимается датировкой событий и изучает способы счёта лет, которые были у разных народов.

    Читайте также: