Воспитание как педагогический процесс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.

Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью/

Таким образом, можно сказать, что воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении, охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание, эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. Выделение отдельных более частных видов воспитания, которые требуют использования особых организационных форм и методов работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на личность учащегося.

В становлении личности человека большую роль играет самовоспитание, под которым понимается осознанная и целеустремленная работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения. Педагогика оперирует и целым рядом других понятий (например, знание, умение, навык, прием, средство, метод и т. д., которые будут раскрыты при рассмотрении соответствующих педагогических явлений.

Воспитание обусловлено потребностями общества и непосредственно связано с трудом. Оно меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, взаимоотношений людей в процессе труда. Существует закономерная связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества.

Эта закономерная связь проявляется в том, что характер воспитания всегда соответствует уровню развития производительных сил и производственным отношениям, свойственным каждой общественно-исторической формации.

Истории известны пять общественно-экономических формаций. На основе дошедших до нас археологических данных уже в первобытном обществе мы можем выделить такие формы воспитания, как уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища, которое осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, самого труда, обеспечивающего существование людей.

Велик вклад в развитие педагогической теории, внесенный прогрессивными педагогами и просветителями дореволюционной России. История отечественной педагогики с гордостью называет имена основоположников революционно-демократической педагогика В. Г. Белинского и А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В их работах и высказываниях впервые в истории развития педагогической мысли задачи осуществления идеалов воспитания связывались с необходимостью революционного преобразования обще-ства.

В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы И. П. Иванова, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.

– определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

– поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Виды воспитания :

– эстетическое и т. д.

Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обуче-ние и образование. В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

При этом воспитатель :

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения.

В свою очередь воспитанник :

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления. Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и.

Эффективный урок как основная форма обучения в школе Эффективный урок как основная форма обучения в школе «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче.

Основная роль современной школы Основная роль современной школы Современная школа — это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное.

Рабочая основная образовательная программа по математике для 5–6 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Донецкой.

Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют.

Организатором воспитательного процесса как специально организованного педагогического взаимодействия выступает педагог-воспитатель, профессиональная компетентность которого определяется степенью владения педагогической наукой, воплощенной в соответствующих теориях, концепциях, и наличием специальных умений по управлению педагогическим процессом.

Воспитательный процесс как специально организованное взаимодействие его субъектов включает в себя следующие компоненты: цель, содержание, методы, формы и результат.

Применительно к школе процесс воспитания – это специально организованная деятельность его субъектов (воспитателей и воспитанников) по созиданию и поддержанию культурной среды, обеспечивающей свободное, в соответствии с заложенными в человеке потенциальными возможностями, саморазвитие субъектов посредством разнообразных форм нравственной, интеллектуальной, эстетической, правовой, гражданской, творческой активности.

В этих условиях учащиеся оказываются включенными в деятельность и общение, в которых формируется то или иное отношение к себе как субъекту и объекту собственных усилий, а через это и другие отношения – к людям, к миру, к обществу, к труду.

Воспитательный процесс отличается от непедагогического, т.е. стихийного, наличием педагогической цели. Несовпадение между целями воспитания и его результатами становится движущей силой деятельности воспитателей.

Проблема цели воспитания – одна из самых дискуссионных в педагогике, так как цели имеют конкретно-исторический характер.

В различных отечественных и зарубежных концепциях воспитания цели определяются по-разному:

- как воспитание гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство;

- как приобщение человека к культуре, формирование у него социальной направленности и развитие творческой индивидуальности;

- как воспитание социально компетентной личности;

- как воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению себя и жизни;

- эмансипация, свободное развитие личности;

- как развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении.

Цели воспитания связаны с представлением об идеальном воспитуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к целенаправленной деятельности, представляет цели, содержание и способы воспитания.

Важной проблемой целеполагания в воспитании является соотношение общих и частных целей воспитания. Не все частные могут способствовать достижению конечной цели. Более серьезное противоречие возникает при переоценивании частной цели. Поэтому, по мнению Б. Битинаса, частная цель должна рассматриваться только в качестве этапа в достижении более общей цели. Педагог-воспитатель должен освоить иерархическую систему целей. Можно выделить ряд этапов конкретизации конечной цели:

1. Конкретизация по возрастным особенностям.

2. Конкретизация по социальным условиям. Предполагает учет условий конкретного воспитательно-образовательного учреждения, особенности окружающей среды, возможностей педагогического коллектива и других обстоятельств.

3. Конкретизация по реализованным целям. Предполагает учет целей, достигнутых на предыдущих этапах воспитательного процесса.

В гуманистической парадигме воспитание - цель воспитательного процесса определяется исходя из его сущности. Если его сущность в создании условий для саморазвития, самовоспитания, самореализации, то его цель – ориентация школьника на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Таким образом, воспитатель, организуя воспитательный процесс, исходит в своей деятельности из характеристик личности воспитанника, его способностей, потребностей, интересов, социального опыта, самосознания, воли. Все эти характеристики он учитывает, проектирует, развивает, включая механизмы самосовершенствования. Следует отметить, что организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития, осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.




В совместном поиске, в сотрудничестве вырисовываются контуры как педагогической цели, так и цели самовоспитания. Цель педагогического процесса в самом общем виде выглядит так: сориентировать воспитанника на саморазвитие, самосозидание с учетом его задатков, помочь ему соответствующими методиками, технологиями работы над собой.

Цель воспитания как самовоспитания определяет воспитанник себе сам в процессе совместной с воспитателем работы. Она может выглядеть так: реализовать себя в деятельности, в сферах культуры.

Следующий компонент, процесса воспитания – содержание воспитания, которое определяется объективными потребностями человека, интересом его выживания на земле, потребностями производства, экологии, общества, государства, родителей. Есть попытки определить базовый компонент содержания воспитания.

Такую попытку делает Е.В. Бондаревская, выделяя важнейшие компоненты содержания воспитания, входящие в его базовую основу:

- понимание и принятие детьми универсальных общечеловеческих, нравственных ценностей, что означает осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части;

- сохранение совокупного духовного опыта человечества;

- способность к диалогу между различными народами и культурами;

- уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности;

- осознание ответственности за свою деятельность перед будущими поколениями;

- овладение всеми сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми;

- освоение ценностей общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование опыта гражданского поведения: участие в общественно-полезных делах, проявление гражданских чувств;

- накопление опыта проживания эмоционально насыщенных ситуаций, гуманного поведения, организация актов милосердия, проявление заботы о близких и далеких людях и т.д.;

- овладение ситуациями реальной ответственности, самостоятельности, принятия решений свободного выбора поступков, способов самореализации поведения во всех сферах жизнедеятельности;

- самовоспитание и самооценка, осуществление самоанализа проектирования поведения, способами самосовершенствования, саморазвития.

Некоторые исследователи выдвигают на первый план приоритетные, определяющие компоненты содержания воспитания, актуальные для нынешней социально-экономической, политической ситуации, периода эмоциональной нестабильности.

Это прежде всего развитие коммуникативной культуры, для которой первоочередным является искусство взаимопонимания, как наиболее важное в человеческих взаимоотношениях, наиболее необходимое в интересах народа. На наш взгляд, искусство взаимопонимания связано с уровнем нравственного развития человека, степенью сформированности его нравственной позиции. Воспитание потребности свободы, осознание достоинства человека являются ведущими задачами в нравственном развитии школьника.

Важнейшими компонентом содержание воспитания должна стать ориентация воспитания молодого поколения на овладение здоровым образом жизни, осознание здоровья как высшей общечеловеческой ценности.

Включение детей в реальную экологическую деятельность – важнейшее условие воспитания экологической культуры современного школьника.

Содержание воспитания должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения различных проблем, открыть рефлексивный мир собственного и научиться управлять им.

Организатором воспитательного процесса как специально организованного педагогического взаимодействия выступает педагог-воспитатель, профессиональная компетентность которого определяется степенью владения педагогической наукой, воплощенной в соответствующих теориях, концепциях, и наличием специальных умений по управлению педагогическим процессом.

Воспитательный процесс как специально организованное взаимодействие его субъектов включает в себя следующие компоненты: цель, содержание, методы, формы и результат.

Применительно к школе процесс воспитания – это специально организованная деятельность его субъектов (воспитателей и воспитанников) по созиданию и поддержанию культурной среды, обеспечивающей свободное, в соответствии с заложенными в человеке потенциальными возможностями, саморазвитие субъектов посредством разнообразных форм нравственной, интеллектуальной, эстетической, правовой, гражданской, творческой активности.

В этих условиях учащиеся оказываются включенными в деятельность и общение, в которых формируется то или иное отношение к себе как субъекту и объекту собственных усилий, а через это и другие отношения – к людям, к миру, к обществу, к труду.

Воспитательный процесс отличается от непедагогического, т.е. стихийного, наличием педагогической цели. Несовпадение между целями воспитания и его результатами становится движущей силой деятельности воспитателей.

Проблема цели воспитания – одна из самых дискуссионных в педагогике, так как цели имеют конкретно-исторический характер.

В различных отечественных и зарубежных концепциях воспитания цели определяются по-разному:

- как воспитание гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство;

- как приобщение человека к культуре, формирование у него социальной направленности и развитие творческой индивидуальности;

- как воспитание социально компетентной личности;

- как воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению себя и жизни;

- эмансипация, свободное развитие личности;

- как развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении.

Цели воспитания связаны с представлением об идеальном воспитуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к целенаправленной деятельности, представляет цели, содержание и способы воспитания.

Важной проблемой целеполагания в воспитании является соотношение общих и частных целей воспитания. Не все частные могут способствовать достижению конечной цели. Более серьезное противоречие возникает при переоценивании частной цели. Поэтому, по мнению Б. Битинаса, частная цель должна рассматриваться только в качестве этапа в достижении более общей цели. Педагог-воспитатель должен освоить иерархическую систему целей. Можно выделить ряд этапов конкретизации конечной цели:

1. Конкретизация по возрастным особенностям.

2. Конкретизация по социальным условиям. Предполагает учет условий конкретного воспитательно-образовательного учреждения, особенности окружающей среды, возможностей педагогического коллектива и других обстоятельств.

3. Конкретизация по реализованным целям. Предполагает учет целей, достигнутых на предыдущих этапах воспитательного процесса.

В гуманистической парадигме воспитание - цель воспитательного процесса определяется исходя из его сущности. Если его сущность в создании условий для саморазвития, самовоспитания, самореализации, то его цель – ориентация школьника на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Таким образом, воспитатель, организуя воспитательный процесс, исходит в своей деятельности из характеристик личности воспитанника, его способностей, потребностей, интересов, социального опыта, самосознания, воли. Все эти характеристики он учитывает, проектирует, развивает, включая механизмы самосовершенствования. Следует отметить, что организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития, осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.

В совместном поиске, в сотрудничестве вырисовываются контуры как педагогической цели, так и цели самовоспитания. Цель педагогического процесса в самом общем виде выглядит так: сориентировать воспитанника на саморазвитие, самосозидание с учетом его задатков, помочь ему соответствующими методиками, технологиями работы над собой.

Цель воспитания как самовоспитания определяет воспитанник себе сам в процессе совместной с воспитателем работы. Она может выглядеть так: реализовать себя в деятельности, в сферах культуры.

Следующий компонент, процесса воспитания – содержание воспитания, которое определяется объективными потребностями человека, интересом его выживания на земле, потребностями производства, экологии, общества, государства, родителей. Есть попытки определить базовый компонент содержания воспитания.

Такую попытку делает Е.В. Бондаревская, выделяя важнейшие компоненты содержания воспитания, входящие в его базовую основу:

- понимание и принятие детьми универсальных общечеловеческих, нравственных ценностей, что означает осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части;

- сохранение совокупного духовного опыта человечества;

- способность к диалогу между различными народами и культурами;

- уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности;

- осознание ответственности за свою деятельность перед будущими поколениями;

- овладение всеми сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми;

- освоение ценностей общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование опыта гражданского поведения: участие в общественно-полезных делах, проявление гражданских чувств;

- накопление опыта проживания эмоционально насыщенных ситуаций, гуманного поведения, организация актов милосердия, проявление заботы о близких и далеких людях и т.д.;

- овладение ситуациями реальной ответственности, самостоятельности, принятия решений свободного выбора поступков, способов самореализации поведения во всех сферах жизнедеятельности;

- самовоспитание и самооценка, осуществление самоанализа проектирования поведения, способами самосовершенствования, саморазвития.

Некоторые исследователи выдвигают на первый план приоритетные, определяющие компоненты содержания воспитания, актуальные для нынешней социально-экономической, политической ситуации, периода эмоциональной нестабильности.

Это прежде всего развитие коммуникативной культуры, для которой первоочередным является искусство взаимопонимания, как наиболее важное в человеческих взаимоотношениях, наиболее необходимое в интересах народа. На наш взгляд, искусство взаимопонимания связано с уровнем нравственного развития человека, степенью сформированности его нравственной позиции. Воспитание потребности свободы, осознание достоинства человека являются ведущими задачами в нравственном развитии школьника.

Важнейшими компонентом содержание воспитания должна стать ориентация воспитания молодого поколения на овладение здоровым образом жизни, осознание здоровья как высшей общечеловеческой ценности.

Включение детей в реальную экологическую деятельность – важнейшее условие воспитания экологической культуры современного школьника.

Содержание воспитания должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения различных проблем, открыть рефлексивный мир собственного и научиться управлять им.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Павлов Александр Константинович, -

г. Петрозаводск - г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова
Заслуженный деятель науки РФ

Сущность воспитания как педагогического процесса, его закономерности и основные принципы

(Научная статья)

Определение понятия воспитание. Цели воспитания. Воспитание в широком и в узком смысле. Сущность процесса воспитания личности как саморазвивающейся системы: целенаправленное формирование личности. Закономерности воспитания: Особенности воспитательного процесса: многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, двусторонний характер. Основные принципы воспитания: гуманизация, природосообразность, Общественная направленность воспитания, культуросообразность, опора на положительное, Связь воспитания с жизнью, трудом, комплексности, демократизации личностный подход.

Рекомендуемая литература:

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с.

2. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.: ил.

3. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачёв. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с.

4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый .- М.: Издательство Юрайт, 2010. – 574 с.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.

Воспитание - это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие развитие их индивидуальности, самоактуализации личности.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Цели воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

§ общие цели воспитания

§ индивидуальные цели воспитания.

Цели воспитания выступают как общие, когда они выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальные, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека.

Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую устремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспитанием задач.

Воспитание в широком и в узком смысле.

В широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

В широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

В узком педагогическом значении – специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Особенности воспитательного процесса:

· Длительность (по сути, он длится всю жизнь)

· Непрерывность (процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников)

· Комплексность (в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности)

· Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно различаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

· Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

Закономерности процесса воспитания - определенные связи различных компонентов воспитания, реализация которых помогает достичь наибольших успехов в воспитании:

1) сложившиеся воспитательные отношения, подразумевающие определенную позицию воспитанника по отношению к воспитателю, являющуюся опорой для педагогического воздействия;

2) действия воспитателя должны определяться целью воспитания;

3) направленность воспитания на действительное состояние социальной среды, то есть, воспитание должно способствовать формированию личности, адаптированной к жизнедеятельности в современном обществе;

4) гармоничное сочетание объективных и субъективных факторов воспитания подразумевает создание соответствующих условий, как со стороны педагогов, так и со стороны внешней среды;

5) способность и мотивация к самовоспитанию играют большую роль в успешном протекании воспитательного процесса;

6) активное участие в воспитательном процессе, как педагогов, так и воспитанников;

7) единство всех сторон педагогической деятельности;

8) обеспечение необходимого уровня квалификации педагогов и соответствующего содержания воспитания;

9) опора на внутренние потребности и интересы воспитанников;

10) последовательность воспитания должна соответствовать логике интеллектуального и психофизического развития личности, учитывать базовые знания и умения человека;

11) формирование положительных отношений в коллективе воспитанников значительно упрощает процесс воспитания и интенсивно влияет на его эффективность.

Среди закономерностей воспитания выделяют следующие:

1. Закон соответствия воспитания и требований общества.

2. Закон единства целей, содержания, методов воспитания.

3. Закон единства воспитания, обучения и развития личности.

4. Закон воспитания в деятельности.

5. Закон активности воспитанника.

6. Закон единства воспитания и общения.

7. Закон воспитания в коллективе.

Принципы воспитания - общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания - общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

§ Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

§ Принцип культуросообразности воспитания (Ф.Дистервег)

в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

§ Принцип природосообразности.

В самом общем виде он означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы.

§ Общественная направленность воспитания.

Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.

§ Связь воспитания с жизнью, трудом.

Этот принцип требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

§ Опора на положительное.

Педагог обязан выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания.

§ Единство воспитательных воздействий.

Принцип совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений. Он требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

О принципе гуманизации воспитания. Этот принцип провозглашает идею самоценности человека, идею активного человеколюбия: принимать ребенка таким, каким он есть, проявлять живой интерес к нему, принимать равным себе в духовном смысле;

О принципе демократизации воспитания: провозглашение право на свободный выбор, защита личности каждого ребенка;

О принципе педагогического оптимизма: опора на положительные качества ребенка, культивирование его достоинств, создание в процессе воспитания оптимистического климата;

О принципе единства и целостности воспитательного процесса: единство педагогических позиций и воспитательного взаимодействия с ребенком, единство общего и индивидуального развития ребенка, единство основных направлений базовой культуры личности;

О принципе целенаправленности воспитания: определение программы жизни детей;

О принципе коллективного воспитания: коллектив является реальной средой и отражает модель отношений, существующих в обществе;

Шабарина Ирина Юрьевна


Черемховский медицинский техникум

Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный про­гресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется следу­ющими основными чертами, выражающими его сущность:

а)Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

б)Воспитание — категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека. Категория воспитания общая. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.

в)Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.

г)Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания, как взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа. По мере того, как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогическими, сознательно целенаправленными.

Воспитание как общественное явление, педагогический процесс, педагогическая система и педагогическая деятельность

Воспитание как общественное явление предполагает взаимодействие общества и человека, направленное на передачу социального опыта старшим поколением младшему поколению как основы развития и саморазвития личности человека.

Характеристиками воспитания в данном контексте являются социальный характер (отражение особенностей общественного развития человечества в целом); исторический характер (отражение тенденции и особенностей макросоциума в различные эпохи его общественно-исторического развития); конкретно-исторический характер воспитания (отражение специфики развития мезосоциума и микросоциума на конкретном историческом этапе развития).

Функции воспитания заключаются в стимуляции развития сущностных сил личности, создании воспитывающей среды, организации взаимодействия и взаимоотношений субъектов воспитания. Иными словами их принято называть развивающая, воспитывающая, обучающая и корректирующая функции воспитания.

Воспитание как педагогический процесс представляет собой совокупность сознательно управляемых и последовательно развертывающихся во времени педагогических взаимодействий воспитателей и воспитанников, направленную на развитие и саморазвитие личности ребенка. Под воспитательным взаимодействием понимается преднамеренный контакт воспитателя и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Воспитание, как любой социально-педагогический процесс, характеризуется определенными закономерностями (целенаправленностью, целостностью, последовательностью, детерминированностью, непрерывностью, дискретностью, открытостью, системностью, управляемостью) и наличием этапов (целеполагание, планирование, целереализация, анализ и оценка результатов воспитания).

Воспитание как педагогическая система представляет собой совокупность компонентов, обеспечивающую единство и целостность изучаемого общественного явления. Компонентами воспитательной системы являются: цель, субъекты воспитания (воспитатель и воспитанник), взаимодействия и взаимоотношения между ними, деятельность и общение как основные сферы взаимодействия, содержание, способы и формы воспитательного взаимодействия.

Закономерности, в свою очередь, конкретизируются в принципах воспитания, т.е. в основных положениях, требованиях или правилах воспитательного процесса.

Ведущими закономерностями и, соответственно, принципами воспитательного процесса являются:

  • взаимосвязь между целями, содержанием и формами воспитания (целенаправленность воспитания);
  • закономерная связь между образованием, развитием, воспитанием и обучением (целостный характер воспитания);
  • взаимосвязь между воспитанием и деятельностью (деятельностный характер воспитания);
  • взаимосвязь между воспитанием и общением (гуманно-коммуникативный характер воспитания);
  • взаимосвязь между воспитанием и природной заданностью ребенка (природосообразный характер воспитания);
  • взаимосвязь между воспитанием ребенка и уровнем культурного развития этноса или региона (культуросообразный характер воспитания).

Воспитание как педагогическая деятельность.

Один из вариантов конкретизации видов деятельности воспитателя в педагогических умениях также представлен на Карте готовности студента к воспитательной деятельности

Структура социально-педагогических категорий. Воспитание тесно взаимосвязано с такими социально-педагогическими категориями, как социализация, адаптация, индивидуализация, интеграция, образование, обучение и развитие ребенка.

Факторами - внешними, действующими условиями социализации являются: мегасреда (Космос, планета, мир), макросреда (страна, этнос, общество, государство), мезосреда (географические и климатические условия региона, этно-национальные особенности, языковая среда, средства массовой информации, субкультура и т.д.); микросреда (семья, школа, класс, друзья, соседство и т.д.).

В процессе социального становления человека значительную роль играет интеграция - вхождение личности в социальную среду, систему социальных ценностей и нахождение своей ниши в системе отношений общества. Признание личности как абсолютной ценности в системе общечеловеческих ценностей позволяет рассматривать интеграцию человека в общество не столько самоцелью, сколько условием индивидуализации человека, т.е. максимальной персонализации, стремления к автономии, независимости, формированию собственной позиции, системы ценностей, неповторимой индивидуальности.

Обобщая вышеизложенное, важно подчеркнуть необходимость овладения основами системно-структурного анализа, который предполагает выявление компонентов воспитательной системы и определение структурных взаимосвязей, обеспечивающих его целостность, тождественность и сохранение основных свойств воспитания при различных внешних и внутренних изменениях.

Воспитание как педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с воспитанниками, направленный на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью развития и саморазвития личности. Успех воспитания во многом зависит от степени овладения педагогами такими видами воспитательной деятельности, как диагностическая, конструктивная, организаторская, коммуникативная, мотивационно-стимулирующая, оценочно-рефлексивная и т.д.

Обобщая все вышеизложенное, еще раз подчеркнем вывод о том, что воспитание является ведущим фактором социализации и развития личности ребенка. Ключевым смыслом воспитания является создание условий для развития природной заданности ребенка, его уникальности и личностного самоосуществления.

Читайте также: