Воспитание гражданина и патриота как приоритетная образующая модели школьного воспитания

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Лукьянова Любовь Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ многопрофильный лицей №20
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: обобщение опыта работы, статья
Тема: Воспитание патриотизма как приоритетная образующая личности
Раздел: начальное образование

Воспитание патриотизма как приоритетная образующая личности

Слайд 2 Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, родной

культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в

любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристи-

кам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма, так как ре-

бенок отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость,

эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в то, что нравственные нормы

надо обязательно соблюдать. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие

впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. В младшем школьном воз-

расте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и яв-

ления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведе-

ние, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к

происходящему. Всё это и служит психологической основой реализации патриотиче-

ского воспитания учащихся на начальной ступени образования.

Система работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов

включает в себя три основных компонента: урочную деятельность, внеурочную дея-

тельность и работу с родителями. Слайд 3.

1. Патриотическое воспитание в урочной деятельности.

Патриотическое воспитание в урочной деятельности не прекращается в течение

всего учебного года. На самом первом уроке первоклассники знакомятся с государ-

ственными символами России, а затем расширяют и закрепляют свои познания в этой

области в течение всех четырёх лет учёбы в начальных классах. Кроме государствен -

ной символики, они знакомятся и с символикой своего родного края. Так в этом учеб-

ном году 1 сентября в каждом классе начальной школы первым уроком проводился

своём родном городе. Отрадно то, что многие из ребят знают не только достопримеча-

тельности своего города, но и известных земляков. Слайд 4. 3 сентября в связи с 10-

ой годовщиной трагических событий в Беслане в каждом классе прошла беседа с по-

больше всего помогают патриотическому воспитанию младших школьников уроки

литературного чтения и окружающего мира. Тексты учебников и литературных произ-

ведений направлены на воспитание уважительного отношения к историческому про-

шлому и настоящему Родины, своего народа, чувства гордости за своё Отечество, за

свой народ; чувства долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее

будущее. Слайд 6,7.

Но работа по воспитанию патриотизма не прекращается и на

уроках русского языка и математики. В учебнике математики 2 класса автор Л.Петер-

№27 дети встречаются с задачей, речь в которой идёт о проведении в городе легкоатле-

тической эстафеты, и учитель обязательно рассказывает учащимся о том, что такая

эстафета ежегодно весной

проводится и в нашем городе, и посвящается она опре-

делённой великой дате. А когда дети выполняют задание на закрепление знания табли-

цы умножения, то самостоятельно расшифровывают словосочетание Великая Победа.

При написании изложений и сочинений по русскому языку учителя стара-

ются подбирать такие тексты, которые не только развивают речь учащихся, но и вос-

питывают любовь к культуре своего народа, к своей семье, прошлому и настоящему

Родины. Слайд 10.

2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализу-

ется через организацию различных видов деятельности младших школьников.

В качестве форм патриотического воспитания используются:

в неделю. Списки книг для прочтения дети получили ещё в сентябре. На занятиях дети

знакомятся с произведениями русских и советских писателей и поэтов, учатся видеть

красоту в окружающем их мире. Особо хочется выделить произведения на тему Вели-

кой Отечественной войны. Так учащиеся 3-их классов уже прочли и обсудили повесть

произведение, с которым ребята будут знакомиться, это рассказ Б.Полевого «Послед-

го чтения, то учителя распечатали текст рассказа для каждого ребёнка, чтобы очень

подробно его изучить. Из урока окружающего мира дети знают о подвиге Ивана Суса-

нина, а прочитав рассказ Б.Полевого, они узнают и о колхознике Псковской обл. Мат-

вее Кузьмине, повторившем подвиг Ивана Сусанина во время Великой Отечественной

войны. Слайд 11.

- очень помогает патриотическому воспитанию и внеурочная проектная деятель-

ность, которая тесно связана с урочной деятельностью. Наши ученики, несмотря на

малый возраст, уже с 1 класса работают над проектами, в которых они рассказывают о

своей семье, о родственниках – участниках ВОв; о своей малой родине. Причём темы

ребята выбирают сами, то, что им интересно. Слайд 12

- специально к празднику Победы в начальных классах проходит акция «Георги-

му они прикрепляют георгиевскую ленточку; Слайд 13

- возложение цветов к памятнику Победы; Слайд 14

- конкурсы чтецов и патриотической песни; Слайд 15

- оформление стендов к знаменательным датам; Слайд 16

- классные часы, так ежегодно в конце января проводится классный час на тему

- коллективные творческие дела: «Улицы г. Ульяновска, названные в честь героев

- коллективные внеклассные мероприятия, так, например, уже несколько лет под-

ряд наши учащиеся готовят настоящие праздники ко дню Матери, Дню Защитника

Отечества; Слайд 18, 19

- выставки рисунков на различные темы;

- посещение муниципальной библиотеки №28;

- экскурсии, так за почти три года учёбы побывали в Планетарии, «Музее пожар-

3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

Конечно, большую помощь в организации патриотического воспитания оказыва-

ют и родители наших учащихся

- ни одно внеклассное мероприятие не обходится без них;

- именно они выступают организаторами экскурсий, различных поездок и выхо-

дов в библиотеку №28.

Таким образом, воспитание патриотов – ответственная, сложная и одна из прио-

ритетных воспитательных задач школы. Планомерная, систематическая работа учите-

ля, использование разнообразных средств воспитания в конечном итоге дадут положи-

тельные результаты для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрас-


Воспитание гражданина и патриота в нашей стране всегда сопровождалось дискуссией в обществе, иногда и непониманием значения данных качеств личности подрастающего поколения. Существует мнение, что актуальность духовно-нравственного воспитания сейчас связана с бездуховностью нашей молодежи, с отсутствием идеологии. Актуальность данного аспекта воспитания диктуется не какими-то особыми условиями или недостатками в воспитании молодежи. Это глобальная проблема вне государства и времени. Меняются только конкретные задачи.

В общеобразовательной школе сложились традиции воспитания гражданина и патриота. Школьный музей является центром воспитания во многих школах России.

Задача воспитания гражданина, актуальная для всех стран, приобрела особое значение для России в начале нового века. Меняется положение гражданина России, его отношения с Государством и Обществом. Воспитание гражданственности продолжается в рамках школьных программ воспитания.

Организуя работу классных руководителей, мы совместно определили особенности воспитания в соответствии с динамикой личностного развития детей.

В 1–4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.

В 9–11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Государственная политика в области духовно-нравственного воспитания на современном этапе регламентируется нормативными документами. Начиная с 90-х годов, наше государство подписало ряд международных документов конвенций и деклараций, регламентирующих права и обязанности в области воспитания, культуры и защиты прав граждан. Например, Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года), Конвенция о правах ребенка, Декларация и Программа действий в области культуры мира (ООН 13 сентября 1999 года) и другие.

Школьная программа воспитания ставят задачи перед педагогическим коллективом, планирует пути их достижения; содержит все направления воспитательной работы в школе, и том числе, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание.

Если рассмотреть данное направление воспитания как взаимодополняющую систему, то станет ясно, что каждое мероприятие, проводимое с детским коллективом, создает условия для формирования личности школьника: знакомит с моральными ценностями, вырабатывает нравственные качества и нравственные позиции:

‒ Духовность как моральные ценности и традиции.

‒ Нравственность как убеждения, воплощающиеся в поступки.

‒ Гражданственность как нравственная позиция.

‒ Патриотизм как нравственный и политический принцип.

Цель духовно-нравственного воспитания состоит в социально-педагогической поддержке становления и развития личности: высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи воспитания, с позиции педагогики, в области

‒ нравственной культуры: формирование основ морали, осознанной учащимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

‒ социальной культуры: формирование основ гражданской идентичности (самобытности); пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество.

Рассмотрим в качестве примера стратегические направления воспитательной работы, позволяющие осуществлять духовно-нравственное воспитание детей.

Объединения учащихся по интересам как в краткосрочные группы (проведение предметных недель, праздников, олимпиад), среднесрочные группы (посещение театров, экскурсий для познания мира через познание культурных ценностей Санкт-Петербурга), долгосрочные группы (Ученическое научное общество) способствует реализации творческого потенциала учащихся.

Все школьные и классные праздники, конкурсы и спортивные соревнования формирует ценностно-ориентационное единство класса, что ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.

Профессиональная ориентация способствует как расширению кругозора учащихся о мире профессий, так и позволяет попробовать себя в различных сферах деятельности:

‒ встречи с родителями (индивидуальные и на родительских собраниях) способствуют объединению усилий в помощи детям в самоопределении,

‒ экскурсии в средние и высшие образовательные учреждения города позволяют познакомиться с условиями обучения,

‒ посещение ярмарки вакансий характеризует востребованность различных профессий,

‒ участие в профориентационных программах Вузов приближает учащихся к студенческой жизни и возможной конкретной профессии,

‒ классные часы по профориентации являются местом обсуждения и обмена мнениями учащихся.

Воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. И каждое мероприятие, проведенное в классе или в школе, носит комплексный характер. И отношение к его подготовке отражает успешность воспитательного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, духовно-нравственное воспитание, Санкт-Петербург, воспитание гражданственности, воспитательная работа, личная ответственность, Россия, стратегическое направление, школьная программа воспитания, школьный музей.

Похожие статьи

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом.

Реализуя направление «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, педагогическим коллективом нашей школы проводилась большая работа по патриотическому воспитанию.

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной.

Значимой формой работы в воспитании патриотизма и гражданственности школьников можно назвать и походы по местам боевых сражений.

Формирование личности гражданина и патриота России. Школьная программа воспитания ставят задачи перед педагогическим.

Патриотическое воспитание как основа формирования.

Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное

При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

Воспитание гражданина — объективная необходимость и острая проблема, вызванная недооценкой гражданственности в постсоветский период.

Школьный этнографический музей является составной частью учебно-воспитательного процесса.

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания.

Под духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения понимается процесс формирования у него нравственных качеств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, терпения, милосердия, способности отличать добро от зла.

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания.

Этнопедагогика эстетического воспитания в начальной. . учебно-воспитательного процесса на родном языке; формирование интеллектуальных способностей и духовно-нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей.

Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников.

Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия

- Воспитание своих детей личным примером. 17.

Патриотическое воспитание младшего школьника

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.

Критерии духовно-нравственного развития субъектов.

В условиях провозглашения духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе базовых национальных ценностей в качестве ключевой задачи современной государственной политики Российской Федерации настоящее исследование.



Актуальность темы: 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.
Цель темы: обобщение опыта работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников.
Назначение темы: обмен опытом патриотического воспитания школьников.


Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы


3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.




Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.





Воспитание Человека –Патриота как приоритетной образующей модели выпускника школ

№ слайда 1

Воспитание Человека –Патриота как приоритетной образующей модели выпускника школы 30.03.2010 г.

Введение Коренные преобразования в нашей стране конца XX – начале XXI веков, опр

№ слайда 2

Введение Коренные преобразования в нашей стране конца XX – начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются негативными изменениями в социально-экономической, политической и духовной и культурной сферах жизни общества.

Введение В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эг

№ слайда 3

Введение В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Введение В современной ситуации, как никогда необходимо возрождение духовности,

№ слайда 4

Введение В современной ситуации, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитания населения, особенно молодежи, в духе любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни.

Введение Важным фактором в данной ситуации выступает патриотическое воспитание м

№ слайда 5

Введение Важным фактором в данной ситуации выступает патриотическое воспитание молодого поколения, главная цель которого состоит в создании условий духовно-культурного, экономического возрождения России, формирование социальных и личностных качеств человека для наиболее полной их реализации на благо общества, воспитания гражданина, патриота своей Родины.

Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательно

№ слайда 6

Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательного процесса Его задачами являются: - воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее историческому прошлому; - формирование у воспитанников представления о России, как о многонациональном Отечестве, общем доме; - воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества;

Блоками воспитывающей деятельности учащихся являются: создание школьных музеев (

№ слайда 7

Блоками воспитывающей деятельности учащихся являются: создание школьных музеев (музейная педагогика); воспитание на традициях семьи, родного края; туризм и краеведение; подготовка к защите Родины; формирование единой общности россиян; Формирование патриотического воспитания во внеурочное время (открытые уроки, мероприятия, поездки по местам боевых действий); экологическое воспитание как элемент патриотического воспитания;

Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к своей семье и тем местам, гд

№ слайда 8

Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре; желание заботится о других людях и об интересах Родины;

Патриотизм включает в себя: осознание долга перед людьми ближайшего окружения, м

№ слайда 9

Патриотизм включает в себя: осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости готовность к защите Отечества; проявление гражданских чувств и верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

Патриотизм включает в себя: гордость за своё Отечество, символы государства, за

№ слайда 10

Патриотизм включает в себя: гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Экологическое воспитание Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережени

№ слайда 11

Экологическое воспитание Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств - эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши леса и водоёмы, землю и воздух от оскудения, надо знать природу, понимать её законы и истинную ценность и прививать молодёжи навыки экологической и природоохранной деятельности, а так же вовлекать подрастающего поколения в практическую экологическую деятельность по улучшению экологической обстановки в городе. Целью работы является развитие у молодёжи эколого-осознанного восприятия явлений окружающего нас мира, видения современных экологических проблем и умения поиска путей их решения, согласно принципам устойчивого развития жизни на Земле.

Краеведческая работа воспитание любви к родному краю Одним из важнейших направле

№ слайда 12

Краеведческая работа воспитание любви к родному краю Одним из важнейших направлений патриотического воспитания является краеведение. Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формированию гордости за тот город, район, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность. Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте города - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания

Повышение социальной активности молодежи Важным аспектом патриотического воспита

№ слайда 13

Повышение социальной активности молодежи Важным аспектом патриотического воспитания молодого гражданина является осознание необходимости участия в общественной жизни страны, региона, города, учебного заведения. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного и гражданского содержания, что ведет к развитию эгоизма личности и является недопустимым.

Поисковая работа молодое поколение мало знает о событиях и героях воин и локальн

№ слайда 14


№ слайда 15

Воспитание будущего гражданина Через поисковую и экскурсионную работу, работу в

№ слайда 16

Воспитание будущего гражданина Через систему классных часов, учитывающую возраст

№ слайда 17

Воспитание будущего гражданина Через систему классных часов, учитывающую возрастные особенности учащихся

Мероприятия военно-патриотической направленности Для патриотического воспитания

№ слайда 18

Мероприятия военно-патриотической направленности Для патриотического воспитания имеют большое значение мероприятия, рассчитанные на пропаганду военной службы, прикладных видов спорта, рассчитанные на участие большого количества молодежи.

Будущий защитник Отечества должен быть человеком здоровым, физически сильным. Ва

№ слайда 19

Будущий защитник Отечества должен быть человеком здоровым, физически сильным. Важна пропаганда ЗОЖ среди учащихся, создание условий для сохранения здоровья школьников – использование здоровьесберегающих технологий на уроках, развитие физических возможностей на уроках физкультуры и через систему спортивных мероприятий

Будущий защитник Отечества должен быть человеком здоровым, физически сильным Акт

№ слайда 20

Будущий защитник Отечества должен быть человеком здоровым, физически сильным Активное вовлечение учащихся для участия в муниципальных, областных спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках, туристических слетах

Работа в творческих группах Творческая группа №2 Сформулировать тему и разработа

№ слайда 21

Подведение итогов Разговор был интересным и полезным Обязательно следует продолж

№ слайда 22

Подведение итогов Разговор был интересным и полезным Обязательно следует продолжить разговор на эту тему Разговор был непродуктивным и бесполезным

Читайте также: