Воспитание гражданина и патриота как приоритетная образующая модели школьного воспитания
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Лукьянова Любовь Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ многопрофильный лицей №20
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: обобщение опыта работы, статья
Тема: Воспитание патриотизма как приоритетная образующая личности
Раздел: начальное образование
Воспитание патриотизма как приоритетная образующая личности
Слайд 2 Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, родной
культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в
любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристи-
кам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма, так как ре-
бенок отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость,
эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в то, что нравственные нормы
надо обязательно соблюдать. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие
впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. В младшем школьном воз-
расте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и яв-
ления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведе-
ние, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к
происходящему. Всё это и служит психологической основой реализации патриотиче-
ского воспитания учащихся на начальной ступени образования.
Система работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов
включает в себя три основных компонента: урочную деятельность, внеурочную дея-
тельность и работу с родителями. Слайд 3.
1. Патриотическое воспитание в урочной деятельности.
Патриотическое воспитание в урочной деятельности не прекращается в течение
всего учебного года. На самом первом уроке первоклассники знакомятся с государ-
ственными символами России, а затем расширяют и закрепляют свои познания в этой
области в течение всех четырёх лет учёбы в начальных классах. Кроме государствен -
ной символики, они знакомятся и с символикой своего родного края. Так в этом учеб-
ном году 1 сентября в каждом классе начальной школы первым уроком проводился
своём родном городе. Отрадно то, что многие из ребят знают не только достопримеча-
тельности своего города, но и известных земляков. Слайд 4. 3 сентября в связи с 10-
ой годовщиной трагических событий в Беслане в каждом классе прошла беседа с по-
больше всего помогают патриотическому воспитанию младших школьников уроки
литературного чтения и окружающего мира. Тексты учебников и литературных произ-
ведений направлены на воспитание уважительного отношения к историческому про-
шлому и настоящему Родины, своего народа, чувства гордости за своё Отечество, за
свой народ; чувства долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее
будущее. Слайд 6,7.
Но работа по воспитанию патриотизма не прекращается и на
уроках русского языка и математики. В учебнике математики 2 класса автор Л.Петер-
№27 дети встречаются с задачей, речь в которой идёт о проведении в городе легкоатле-
тической эстафеты, и учитель обязательно рассказывает учащимся о том, что такая
эстафета ежегодно весной
проводится и в нашем городе, и посвящается она опре-
делённой великой дате. А когда дети выполняют задание на закрепление знания табли-
цы умножения, то самостоятельно расшифровывают словосочетание Великая Победа.
При написании изложений и сочинений по русскому языку учителя стара-
ются подбирать такие тексты, которые не только развивают речь учащихся, но и вос-
питывают любовь к культуре своего народа, к своей семье, прошлому и настоящему
Родины. Слайд 10.
2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализу-
ется через организацию различных видов деятельности младших школьников.
В качестве форм патриотического воспитания используются:
в неделю. Списки книг для прочтения дети получили ещё в сентябре. На занятиях дети
знакомятся с произведениями русских и советских писателей и поэтов, учатся видеть
красоту в окружающем их мире. Особо хочется выделить произведения на тему Вели-
кой Отечественной войны. Так учащиеся 3-их классов уже прочли и обсудили повесть
произведение, с которым ребята будут знакомиться, это рассказ Б.Полевого «Послед-
го чтения, то учителя распечатали текст рассказа для каждого ребёнка, чтобы очень
подробно его изучить. Из урока окружающего мира дети знают о подвиге Ивана Суса-
нина, а прочитав рассказ Б.Полевого, они узнают и о колхознике Псковской обл. Мат-
вее Кузьмине, повторившем подвиг Ивана Сусанина во время Великой Отечественной
войны. Слайд 11.
- очень помогает патриотическому воспитанию и внеурочная проектная деятель-
ность, которая тесно связана с урочной деятельностью. Наши ученики, несмотря на
малый возраст, уже с 1 класса работают над проектами, в которых они рассказывают о
своей семье, о родственниках – участниках ВОв; о своей малой родине. Причём темы
ребята выбирают сами, то, что им интересно. Слайд 12
- специально к празднику Победы в начальных классах проходит акция «Георги-
му они прикрепляют георгиевскую ленточку; Слайд 13
- возложение цветов к памятнику Победы; Слайд 14
- конкурсы чтецов и патриотической песни; Слайд 15
- оформление стендов к знаменательным датам; Слайд 16
- классные часы, так ежегодно в конце января проводится классный час на тему
- коллективные творческие дела: «Улицы г. Ульяновска, названные в честь героев
- коллективные внеклассные мероприятия, так, например, уже несколько лет под-
ряд наши учащиеся готовят настоящие праздники ко дню Матери, Дню Защитника
Отечества; Слайд 18, 19
- выставки рисунков на различные темы;
- посещение муниципальной библиотеки №28;
- экскурсии, так за почти три года учёбы побывали в Планетарии, «Музее пожар-
3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
Конечно, большую помощь в организации патриотического воспитания оказыва-
ют и родители наших учащихся
- ни одно внеклассное мероприятие не обходится без них;
- именно они выступают организаторами экскурсий, различных поездок и выхо-
дов в библиотеку №28.
Таким образом, воспитание патриотов – ответственная, сложная и одна из прио-
ритетных воспитательных задач школы. Планомерная, систематическая работа учите-
ля, использование разнообразных средств воспитания в конечном итоге дадут положи-
тельные результаты для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрас-
Воспитание гражданина и патриота в нашей стране всегда сопровождалось дискуссией в обществе, иногда и непониманием значения данных качеств личности подрастающего поколения. Существует мнение, что актуальность духовно-нравственного воспитания сейчас связана с бездуховностью нашей молодежи, с отсутствием идеологии. Актуальность данного аспекта воспитания диктуется не какими-то особыми условиями или недостатками в воспитании молодежи. Это глобальная проблема вне государства и времени. Меняются только конкретные задачи.
В общеобразовательной школе сложились традиции воспитания гражданина и патриота. Школьный музей является центром воспитания во многих школах России.
Задача воспитания гражданина, актуальная для всех стран, приобрела особое значение для России в начале нового века. Меняется положение гражданина России, его отношения с Государством и Обществом. Воспитание гражданственности продолжается в рамках школьных программ воспитания.
Организуя работу классных руководителей, мы совместно определили особенности воспитания в соответствии с динамикой личностного развития детей.
В 1–4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.
В 9–11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Государственная политика в области духовно-нравственного воспитания на современном этапе регламентируется нормативными документами. Начиная с 90-х годов, наше государство подписало ряд международных документов конвенций и деклараций, регламентирующих права и обязанности в области воспитания, культуры и защиты прав граждан. Например, Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года), Конвенция о правах ребенка, Декларация и Программа действий в области культуры мира (ООН 13 сентября 1999 года) и другие.
Школьная программа воспитания ставят задачи перед педагогическим коллективом, планирует пути их достижения; содержит все направления воспитательной работы в школе, и том числе, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание.
Если рассмотреть данное направление воспитания как взаимодополняющую систему, то станет ясно, что каждое мероприятие, проводимое с детским коллективом, создает условия для формирования личности школьника: знакомит с моральными ценностями, вырабатывает нравственные качества и нравственные позиции:
‒ Духовность как моральные ценности и традиции.
‒ Нравственность как убеждения, воплощающиеся в поступки.
‒ Гражданственность как нравственная позиция.
‒ Патриотизм как нравственный и политический принцип.
Цель духовно-нравственного воспитания состоит в социально-педагогической поддержке становления и развития личности: высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи воспитания, с позиции педагогики, в области
‒ нравственной культуры: формирование основ морали, осознанной учащимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле.
‒ социальной культуры: формирование основ гражданской идентичности (самобытности); пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество.
Рассмотрим в качестве примера стратегические направления воспитательной работы, позволяющие осуществлять духовно-нравственное воспитание детей.
Объединения учащихся по интересам как в краткосрочные группы (проведение предметных недель, праздников, олимпиад), среднесрочные группы (посещение театров, экскурсий для познания мира через познание культурных ценностей Санкт-Петербурга), долгосрочные группы (Ученическое научное общество) способствует реализации творческого потенциала учащихся.
Все школьные и классные праздники, конкурсы и спортивные соревнования формирует ценностно-ориентационное единство класса, что ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.
Профессиональная ориентация способствует как расширению кругозора учащихся о мире профессий, так и позволяет попробовать себя в различных сферах деятельности:
‒ встречи с родителями (индивидуальные и на родительских собраниях) способствуют объединению усилий в помощи детям в самоопределении,
‒ экскурсии в средние и высшие образовательные учреждения города позволяют познакомиться с условиями обучения,
‒ посещение ярмарки вакансий характеризует востребованность различных профессий,
‒ участие в профориентационных программах Вузов приближает учащихся к студенческой жизни и возможной конкретной профессии,
‒ классные часы по профориентации являются местом обсуждения и обмена мнениями учащихся.
Воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. И каждое мероприятие, проведенное в классе или в школе, носит комплексный характер. И отношение к его подготовке отражает успешность воспитательного процесса.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, духовно-нравственное воспитание, Санкт-Петербург, воспитание гражданственности, воспитательная работа, личная ответственность, Россия, стратегическое направление, школьная программа воспитания, школьный музей.
Похожие статьи
Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом.
Реализуя направление «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, педагогическим коллективом нашей школы проводилась большая работа по патриотическому воспитанию.
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной.
Значимой формой работы в воспитании патриотизма и гражданственности школьников можно назвать и походы по местам боевых сражений.
Формирование личности гражданина и патриота России. Школьная программа воспитания ставят задачи перед педагогическим.
Патриотическое воспитание как основа формирования.
Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное
При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.
Воспитание гражданина — объективная необходимость и острая проблема, вызванная недооценкой гражданственности в постсоветский период.
Школьный этнографический музей является составной частью учебно-воспитательного процесса.
Педагогические модели духовно-нравственного воспитания.
Под духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения понимается процесс формирования у него нравственных качеств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, терпения, милосердия, способности отличать добро от зла.
Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания.
Этнопедагогика эстетического воспитания в начальной. . учебно-воспитательного процесса на родном языке; формирование интеллектуальных способностей и духовно-нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей.
Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников.
Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия
- Воспитание своих детей личным примером. 17.
Патриотическое воспитание младшего школьника
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.
Критерии духовно-нравственного развития субъектов.
В условиях провозглашения духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе базовых национальных ценностей в качестве ключевой задачи современной государственной политики Российской Федерации настоящее исследование.
Актуальность темы: 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.
Цель темы: обобщение опыта работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников.
Назначение темы: обмен опытом патриотического воспитания школьников.
Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы
3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.
Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.
4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.
№ слайда 1
Воспитание Человека –Патриота как приоритетной образующей модели выпускника школы 30.03.2010 г.
№ слайда 2
Введение Коренные преобразования в нашей стране конца XX – начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются негативными изменениями в социально-экономической, политической и духовной и культурной сферах жизни общества.
№ слайда 3
Введение В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
№ слайда 4
Введение В современной ситуации, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитания населения, особенно молодежи, в духе любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни.
№ слайда 5
Введение Важным фактором в данной ситуации выступает патриотическое воспитание молодого поколения, главная цель которого состоит в создании условий духовно-культурного, экономического возрождения России, формирование социальных и личностных качеств человека для наиболее полной их реализации на благо общества, воспитания гражданина, патриота своей Родины.
№ слайда 6
Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательного процесса Его задачами являются: - воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее историческому прошлому; - формирование у воспитанников представления о России, как о многонациональном Отечестве, общем доме; - воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества;
№ слайда 7
Блоками воспитывающей деятельности учащихся являются: создание школьных музеев (музейная педагогика); воспитание на традициях семьи, родного края; туризм и краеведение; подготовка к защите Родины; формирование единой общности россиян; Формирование патриотического воспитания во внеурочное время (открытые уроки, мероприятия, поездки по местам боевых действий); экологическое воспитание как элемент патриотического воспитания;
№ слайда 8
Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре; желание заботится о других людях и об интересах Родины;
№ слайда 9
Патриотизм включает в себя: осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости готовность к защите Отечества; проявление гражданских чувств и верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
№ слайда 10
Патриотизм включает в себя: гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
№ слайда 11
Экологическое воспитание Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств - эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши леса и водоёмы, землю и воздух от оскудения, надо знать природу, понимать её законы и истинную ценность и прививать молодёжи навыки экологической и природоохранной деятельности, а так же вовлекать подрастающего поколения в практическую экологическую деятельность по улучшению экологической обстановки в городе. Целью работы является развитие у молодёжи эколого-осознанного восприятия явлений окружающего нас мира, видения современных экологических проблем и умения поиска путей их решения, согласно принципам устойчивого развития жизни на Земле.
№ слайда 12
Краеведческая работа воспитание любви к родному краю Одним из важнейших направлений патриотического воспитания является краеведение. Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формированию гордости за тот город, район, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность. Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте города - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания
№ слайда 13
Повышение социальной активности молодежи Важным аспектом патриотического воспитания молодого гражданина является осознание необходимости участия в общественной жизни страны, региона, города, учебного заведения. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного и гражданского содержания, что ведет к развитию эгоизма личности и является недопустимым.
№ слайда 14
№ слайда 15
№ слайда 16
№ слайда 17
Воспитание будущего гражданина Через систему классных часов, учитывающую возрастные особенности учащихся
№ слайда 18
Мероприятия военно-патриотической направленности Для патриотического воспитания имеют большое значение мероприятия, рассчитанные на пропаганду военной службы, прикладных видов спорта, рассчитанные на участие большого количества молодежи.
№ слайда 19
Будущий защитник Отечества должен быть человеком здоровым, физически сильным. Важна пропаганда ЗОЖ среди учащихся, создание условий для сохранения здоровья школьников – использование здоровьесберегающих технологий на уроках, развитие физических возможностей на уроках физкультуры и через систему спортивных мероприятий
№ слайда 20
Будущий защитник Отечества должен быть человеком здоровым, физически сильным Активное вовлечение учащихся для участия в муниципальных, областных спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках, туристических слетах
№ слайда 21
№ слайда 22
Подведение итогов Разговор был интересным и полезным Обязательно следует продолжить разговор на эту тему Разговор был непродуктивным и бесполезным
Читайте также: