Воскресная школа как часть духовно педагогической среды приходской общины

Обновлено: 02.07.2024

Церковно-приходская (воскресная) школа: исторический экскурс

В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у верующих жителей нашей страны практически не было возможности для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ столетия такая возможность стала реальностью, и перед Православной Церковью появилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности, воскресных школ.

Первые воскресные школы в нашей стране (по крайней мере, в таком звучании) появились в середине XIX века по инициативе представителей демократически настроенной интеллигенции, и появление их связано было прежде всего с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Первоначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, так как немалая часть населения России не умела ни читать, ни писать, и потребность в получении хотя бы элементарных знаний была велика. Основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись наиболее ранней формой образования.

Воскресная школа как своего рода новый педагогический феномен стала пользоваться большой популярностью среди населения, поскольку имела существенные положительные отличия от казенных школ XIX века. Такая форма обучения стала привлекать все большее число учащихся, и к началу 60-х годов того столетия воскресные школы были организованы не только в столичных и губернских городах, но и в уездных, а также в селах. Число их выросло до трех сотен.

В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года, при этом, как и в Киеве, большая роль в открытии этих школ принадлежала студенчеству. В сентябре того же года Министерство народного просвещения, учитывая быстрый рост числа воскресных школ в Петербурге, издало распоряжение о предоставлении им помещений всех столичных зданий, принадлежавших гимназиям, уездным и приходским училищам. Надо отметить, что учредители и преподаватели этих школ в большинстве своем принадлежали к учебному ведомству министерства.

Важность воскресных школ была оценена с самого начала их появления в России ярчайшим деятелем педагогической науки К.Д. Ушинским.

  1. Главнейшие события ветхозаветной истории, главные и второстепенные события истории евангельской и истории Церкви, главнейшие священнодействия и обряды богослужения, главнейшие нравственные обязанности всякого человека.
  2. Крупнейшие события из русской истории и те из всеобщей, которые находятся в связи с русской или историей христианской Церкви.
  3. Главные физические явления: ночь, день, четыре времени года, дождь, снег, гром и так далее.
  4. Различие главнейших пород животных.
  5. Умственное счисление, знакомство с главнейшими геометрическими формами и свойствами этих форм, наглядное решение геометрических теорем.
  6. Рисовка преимущественно с натуры.
  7. Знакомство с различными ремесленными производствами.
  8. Ознакомление с главнейшими техническими изобретениями с помощью моделей и картин.

Во-вторых, эти учебные заведения давали возможность общения самым разным слоям населения, являлись связующим звеном между интеллигенцией и людьми малограмотными.

Церковно-приходская (воскресная) школа: новые возможности

Сегодня церковно-приходская (воскресная) школа является наиболее распространенной школой христианского воспитания. На данный момент на территории России таких школ более десяти тысяч. Отчеты о деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации показывают, что число таких школ с каждым годом только возрастает.

Основными направлениями учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах являются:

  • катехизическое; главная цель — воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;
  • культурно-просветительское, в рамках которого интегрируется просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие;
  • социальное, которое призвано способствовать взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других);
  • военно-спортивное — способствует морально-волевому и физическому развитию;
  • досуговое (организация отдыха верующих, сопровождаемое участием в богослужебной жизни Церкви и обучением основам Православия);
  • паломническое, которое предполагает путешествия по особо почитаемым духовным памятникам Православия.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года был принят пакет документов, регламентирующих деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Это постановление является знаменательным, поскольку такой значительный шаг, направленный на создание системы воскресных школ, сделан впервые за всю историю их существования.

Утвержденные Священным Синодом документы призваны способствовать повышению качества учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах. Главным новаторством документов является выстроенная типологизация воскресных школ:

  • Воскресная учебно-воспитательная группа;
  • Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица;
  • Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом (православные образовательные центры, действующие при крупных приходах, отличающиеся многообразием педагогической деятельности).

Приведенные типы воскресных школ имеют свои отличия и в той или иной мере подчинены требованиям к материально-техническому обеспечению, к учебно-воспитательной деятельности — ее результатам, организации, структуре и содержанию программы, ее информационному оснащению и так далее.

Отдельного внимания заслуживает третий тип — Центр духовно-нравственного воспитания. Это воскресная школа, которая проходит государственное лицензирование и получает статус учреждения дополнительного образования. В ряде епархий и митрополий уже есть воскресные школы, которые прошли процесс государственного лицензирования и получили соответствующий статус (например, в Тамбовской митрополии). Государственное лицензирование позволяет воскресным школам преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве, дает школам ряд преференций: государственное финансирование и признание трудового стажа педагогов.

Внимания заслуживает и опыт воскресной школы храма Рождества Христова в Чернево (район Южное Бутово города Москвы). В 2012 году школе исполнилось 15 лет. Организована она было трудами настоятеля храма протоиерея Игоря Федорова и его ныне почившей супруги отца Игоря матушки Ирины.

Родители всегда могут ближе ознакомиться с содержанием уроков воскресной школы — все занятия являются открытыми. Родственники учеников имеют возможность присутствовать на этих занятиях, а могут пойти и на свои собственные уроки: после общего молебна перед началом обучения для взрослых проводятся занятия по Закону Божию, христианской этике (эти предметы преподают священники храма Рождества Христова), иконоведению.

Священники, дети, родители, преподаватели и директор вместе посещают святые места, организуют различные праздники, проводят время на природе. В конце каждого месяца в школе поздравляют детей с именинами: выпекают для них праздничный пирог и дарят им подарки.

К вопросу о лицензировании воскресных школ

Пособие содержит перечень основных нормативных документов, регламентирующих лицензирование и финансирование образовательной деятельности Центров духовно-нравственного воспитания (документы федерального и регионального уровня), порядок получения лицензии, инструктивно-методические рекомендации настоятелю храма для получения лицензии на образовательную деятельность воскресной школы, образцы необходимых заявлений, справок, договоров, образец составления учебного плана, который отражает направления, цели, задачи и принципы деятельности воскресной школы.

Одним из первых условий создания Центра духовно-нравственного воспитания является не только наличие собственного помещения, но и наличие устава (типовой образец его также был утвержден 25 декабря 2012 года). Следующим шагом для учредителей и директора должно стать материально-техническое обеспечение помещений: подготовка классов, закупка необходимого оборудования, устройство гардеробной комнаты, учительского кабинета, санузла, собственной библиотеки и так далее.

При соблюдении перечисленных условий директор собирает необходимый пакет документов для передачи в местные органы управления образования. Если необходима консультация или юридическая помощь, можно обратиться в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, специалисты которого помогут с подготовкой необходимой документации, подробно объяснят этапы прохождения лицензирования.

После предоставления всех необходимых и грамотно составленных документов областное управление образования и науки выдает лицензию, дающую право на ведение образовательной деятельности, что помогает сотрудничать со светскими образовательными учреждениями, развивать систему духовно-нравственного воспитания и образования, организовывать систему культурной и досуговой деятельности учащихся.

После принятия Священным Синодом документов, регламентирующих деятельность воскресных школ: Положения, Типового устава и Стандарта учебно-воспитательной деятельности, задачи, связанные с их организацией, значительно упростились.

Есть ориентиры, выбор, примеры удачного опыта и программы, есть желание детей и родителей, возможность найти заинтересованных педагогов — профессионалов своего дела, есть благословение Священноначалия, выражающее волю Божию о развитии православного образования, и каждый приход может и должен найти свое место в этой общецерковной системе.

Но в указанном случае церковно-приходская школа будет всего лишь названием, а не отдельным типом образовательной организации и даже не специальным названием, поскольку не несет никакой юридической нагрузки. Согласно действующему законодательству, а также Положению о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви, утвержденному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, значение имеет лишь наличие у православной школы конфессионального представления Русской Православной Церкви, а название и состав учредителей может быть любым.

Деятельность православных общеобразовательных школ, центров духовно-нравственного развития и воскресных школ (то есть всех видов организаций, осуществляющих сегодня религиозное обучение и воспитание несовершеннолетних) достаточно полно и подробно регламентирована уже действующими актами Русской Православной Церкви: Положением о выдаче конфессионального представления, Стандартом православного компонента начального общего, среднего общего,общего (полного) образования и приложениями к нему, Положением о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в православное воспитательное пространство через воскресные школы.

ВложениеРазмер
doklad_na_temu_2.docx 24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня мы с тревогой следим за теми негативными процессами духовно-нравственного характера, которые происходят в нашем обществе. Такое быстротечное падение нравственности, культуры, распространение насилия, агрессии ведет к деградации общества. Как передать детям то ценное, в русской духовной культуре, что создавалось нашими предками в течение столетий, созидавших Святую Русь? Актуальность этих вопросов очевидна.

В условиях духовного кризиса, охватившего все сферы общественной жизни, возрождение духовно-нравственных ценностей российской нации выступает как жизненная необходимость, связанная с дальнейшим существованием страны как самостоятельного государства.

Сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Это происходит не только на уровне Церкви, богословов, отдельных лиц, а на самом высоком уровне. Многим известно, что наш Президент ,посещая северные обители говорил, что трудно не согласится с теми, кто утверждает, что без православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. Очевидно, что это не просто дань моде или очередная кампания. К этой теме нас уже вынуждают обращаться обстоятельства.

Одним из наиболее эффективных способов решения данных задач является привлечение детей в православное воспитательное пространство через церковно-приходские воскресные школы.

Отрицать существование и повсеместное распространение воскресных школ как элемент образования сегодня уже невозможно.

Положение современной воскресной школы, находящейся на стыке религиозной и светской систем образования открывает перед ней новые перспективы развития. Исходя из особенностей, возможностей и пожеланий прихода, организаторы воскресной школы могут выбрать для нее наиболее приемлемую стратегию. Значимость деятельности воскресной школы обусловлена ее высоким социально- педагогическим потенциалом. Религиозное просвещение, духовно-нравственное воспитание детей, приобщение их к богослужению и церковным таинствам, воспитание молитвенного навыка, возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка в системе творческих занятий, приобретение опыта общения в православной среде - все это создает условия для традиционного религиозно-культурного понимания мира и человека, где есть место совершенству, нравственности, общим ценностям и мирному настроению сердца, без чего невозможно здоровое воспитание детей.

Воскресная школа при храме во имя свт. Николая Чудотворца в р.п. им. Ст. Разина была организованна в 2001 году. Занятия в ней все эти годы ни разу не прерывались. Первые занятия в ней проводил настоятель храма отец Вячеслав Осьминкин, впоследствии ставший духовником школы. В начале было очень нелегко, ведь у нас в поселке никогда не было церкви, а значит , и какой бы то ни было православной культуры поведения тоже не было. Первые занятия проводили в неотапливаемом необорудованном помещении колокольни возле храма. На первые занятия приходили из любопытства до 40 детей. Потом остались те, кого заинтересовала история православной церкви, красота богослужения, а значит затеплился огонек веры. Сейчас здание школы отапливается газом, в ней сделан современный ремонт. Имеется компьютерное оборудование, видеотека и библиотека. В 2014-2015 уч. году в школе обучается 18 учащихся, составляющих две группы: младшая - от 6 до11 лет, старшая в возрасте от 11 до 15 лет.

Несмотря на общие причины возникновения и традиционную для всех религиозную направленность, воскресные школы ставят перед собой различные образовательные задачи, которые лежат в основе выбора форм организации учебно- воспитательного процесса и методов работы.

Наша школа ставит перед собой следующие задачи:

1.Религиозно-нравственное обучение и воспитание детей;

2.Всестороннее развитие личности воспитанников;

3. Адаптация воспитанников к жизни в современном обществе.

Религиозно-нравственное обучение и воспитание осуществляется по следующим направлениям:

- воцерковление и приобщение к литургической жизни церкви;

-воспитание патриотизма активной гражданской позиции, уважение к своему народу, служение Отечеству;

-формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим;

-усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота, духовная и эмоциональная близость членов семьи;

-знание культурно-исторических традиций российской семьи в целом и своей семьи в частности.

Основные направления по всестороннему развитию личности воспитанников:

- помощь в развитии творческих способностей;

-эстетическое развитие ( формирование чувства прекрасного через литературу, искусство, посещение музеев, самостоятельное творчество)

Основные направления по адаптации воспитанников к жизни в современном обществе:

-беседы с учащимися по вопросам связанным с жизнью в современном мире;

-формирование уважительного отношения к представителям другой культуры;

- воспитание человека способного к благотворительности, милосердию, состраданию;

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

Начало и конец учебного года. Время занятий

Учебный год начинается в первое воскресенье октября и заканчивается в День славянской письменности и культуры , который связан с памятью свв. равноапост. Кирилла и Мефодия (24 мая).Дети приходят к началу Божественной Литургии. Занятия всегда начинаются и заканчиваются детской молитвой. Продолжительность занятий 30 минут. После занятий в школе проходит чаепитие. Это способствует объединению всех в единую семью, создает возможность общения со сверстниками.

Очень важную роль в этих встречах играет присутствие священника, духовника воскресной школы, непосредственно общающегося с детьми и родителями. В нашей школе каждое воскресенье проходят беседы о. Вячеслава Осьминкина. Прием учащихся осуществляется в течение года, всем желающим гарантируется доступность независимо от материального достатка, возрастных ограничений и национальных принадлежностей. В школе существует система поощрений учащихся и родителей. Два раза в год к празднику Рождества и Пасхи из учеников Воскресной школы выбираются лучшие по следующим критериям: успеваемость, посещаемость, активное участие учеников в жизни школы. Дети и родители награждаются подарками и грамотами.

Занятия проводятся в форме бесед, лекций, игры, экскурсий, паломничества. Дети с огромным желанием посещают занятия, которые приносят им радость познания нового, и встречу с единомышленниками.

Кроме занятий в классе учащиеся воскресной школы участвуют в богослужении, в жизни прихода, оказывают посильную помощь храму ( на территории храма вместе с педагогами и родителями сажаем цветы и ухаживаем за ними). Центральным звеном в работе воскресной школы является Литургическое общение ( совместное участие детей , родителей и педагогов в таинствах Покаяния и Причастия). По благословлению настоятеля совершаются организованные причастия детей (участие добровольное)

Образование учащихся завершается экзаменационным испытанием на основании экзаменационных билетов. Выпускникам, успешно окончившим школу, вручается Свидетельство об окончании школы.

Помимо сугубо учебной деятельности в школе ведется работа по организации досуга детей. Самыми популярными видами внеклассной деятельности в школе являются церковно- хоровое пение, театральные постановки к праздникам, занятия рукоделием. Занимаясь музыкой, ребята поют с сопровождением в храме на службе.

Большое внимание уделяется совместным мероприятиям: экскурсиям, паломническим поездкам. В ходе этих поездок ребята узнают об исторических местах, святых людях и святынях, оставленных нам в духовное наследие. Такого рода поездки не только сближают родных людей, но и помогают установить новые христианские взаимоотношения. Мы побывали с детьми в Свято- Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, монастыре св. прп. Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца- г. Лысково, Спасском монастыре и монастыре свв. Петра и Февронии – г. Муром, в историко- краеведческих музеях Н. Новгорода, Казани, Арзамаса, Городца, Б. Болдина.

Одним из важнейших условий успешной работы нашей воскресной школы является тесное взаимодействие с семьями учащихся .

Родители активно участвуют в жизни школы: присутствуют на уроках, участвуют в организации праздников , посещают родительские собрания. На занятиях родители присутствуют не только для помощи детям ,но и для самообразования. В наше время нередко бывает, что не родители детей приводят в Церковь, а наоборот: заинтересовавшись детскими занятиями в воскресной школе, мамы и папы становятся церковными людьми.

Важным направлением является проведение праздников, посвященных памяти святителя Николая, Рождеству Христову, Пасхе, Дню святых Жен- мироносиц, а также участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, концертах. Изготовление подарков для прихожан храма, участие в концертах, посещение с театрализованными постановками детей СРЦ стали доброй традицией в школе.

Достижения учащихся Воскресной школы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основные понятия
миссия Церкви – свидетельство о Христе, провозглашение всему миру Благой вести.
Миссионерская деятельность связана не только с передачей
интеллектуальных убеждений и идеалов, но и с передачей опыта
Богообщения, опыта церковной жизни. Миссия состоит в
приближении к миру, его освящении и обновлении, вкладывании
нового содержания в старый образ жизни, преобразуя
непротиворечащие христианской вере формы культуры в средства
спасения.
Формы церковной миссии
- информационная – широкое свидетельство через медийные
средства, издательскую деятельность);
- апологетическая – рациональная защита истинности христианского
учения);
- воспитательная (воцерковление) – включение крещеного человека в
активную церковную жизнь, формирование православного уклада жизни);
- внешняя миссия – свидетельство истины Православия среди
нехристианских народов, живущих на канонический территории РПЦ.

катехизация - изучение членом Церкви или человеком, готовящимся стать членом Церкви, основ христианской веры и вероучения.
С первохристианских времен катехизаторская деятельность
понималась как вдохновение человека на жизнь по заповедям
Божиим, содействие в сознательном и ответственном вхождении в
жизнь Церкви, в обретении основ православного мировоззрения и
православного образа жизни.
Основные понятия
Общие принципы катехизации
- христоцентричность;
- сосредоточенность жизни на Евангелии;
- общинность, приобщение к церковной жизни как радостной полноте
жизни во Христе;
- активная открытость миру;
- формирование понятий святости и греха, добра и зла;
- воспитание правильного отношения к инославию;
- каноничность.

- личностная направленность;
- диалогичность;
- любовь;
- смирение;
- добровольность;
- ответственность;
- своевременность;
- компетентность;
- последовательность;
- системность;
- вариативность форм катехизации.
Педагогические принципы катехизации

Уровни просветительского служения
Русской Православной Церкви
- общецерковый;
- епархиальный;
- уровень благочиния;
- уровень прихода.

Просветительская работа
на общецерковном уровне
- представление проектов нормативных документов, регламентирующих образовательную и катехизическую деятельность Русской Православной Церкви;
- информационное сопровождение образовательной и катехизической деятельности;
- экспертиза учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы, аудио- и видеоматериалов;
- организация и проведение образовательных конференций, чтений, конкурсов.
● Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Просветительская работа на епархиальном уровне
● Правящий архиерей. ● Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
- курирование работы действующих и содействие созданию новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координация иных форм духовно-просветительской деятельности;
- курирование и координация деятельности православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев);
- проведение конференций, съездов, семинаров образовательной и катехизической тематики;
- методическая поддержка всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии;
- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проведение их аттестации.

Просветительская работа на уровне благочиния
- взаимодействие с епархиальным отделом религиозного образования, участие в мероприятиях епархии;
- взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами воскресных школ и координация их деятельности;
- взаимодействие с директорами православных образовательных учреждений;
- организация мероприятий в области образования и катехизации в масштабе благочиния.
● Благочинный. ● Сотрудник, ответственный за катехизическую работу в благочинии

Просветительская работа на приходском уровне
- организация на приходе огласительных бесед перед Таинством Крещения со взрослыми, детьми сознательного возраста, родителями и восприемниками малолетних детей;
- организация занятий в воскресной школе для детей и взрослых;
- проведение библейских (евангельских) бесед, бесед по вопросам богослужения;
- работа службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;
- духовно-просветительская работа во время паломнических поездок, организованных приходом;
- разработка и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.
● Настоятель. ● Приходской катехизатор. ● Директор воскресной школы

Церковно-приходские (воскресные) школы – основная форма православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков
Деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь.
Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.

В 2011 году Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации разработаны проекты

Виды деятельности воскресной школы
а) проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;
б) проведение дополнительных личностно- и социально- ориентированных занятий (трудовая, творческая, игровая деятельность), направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина;
в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности;
г) организация и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих);
д) открытие в установленном порядке лагерей и туристических баз, создание различных объединений с постоянным или переменным составом детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей;
ж) организация и проведение выставок и концертов

Стандарт учебно-воспитательной
деятельности воскресных школ (для детей)
Русской Православной Церкви – нормативный
документ, включающий в себя совокупность
требований к учебно-воспитательной и
организационной деятельности воскресных школ
при реализации программ духовно-
нравственного обучения и воспитания в
воскресных школах для детей, учрежденных
религиозными организациями Русской
Православной Церкви.

Отечественный опыт преподавания вероучительных дисциплин

Можно ли говорить о том, что в начале ХХ века Закон Божий и законоучители не выдержали столкновения с действительностью, с жизнью и окружающей обстановкой, с необратимыми изменениями в культуре, перестали подпитывать духовное состояние общества?
- Нет, поскольку не религиозное вероучение и христианские нормы вступали в противоречие с действительностью, с преобладавшими настроениями в обществе, в котором все меньше было примеров христианского отношения к жизни, а наоборот, реальная историческая жизнь все более противоречила истинам Закона Божия.

Отечественный опыт развития церковно-приходского образования
При общем безусловно положительном воздействии Закона Божия на ум и совесть учащихся о повсеместной успешности преподавания Закона Божия до 1917 г. говорить не приходится.
Но явные недостатки и проблемы в преподавании Закона Божия (организационные, программные, методические) никаким образом не говорили о полной беспомощности этого учебно-воспитательного предмета или о необходимости его отмены.
Отрицательно сказался на религиозном образовании формализм. Превращение Закона Божия в один из рядовых предметов школьного обучения, равнодушное и формальное его преподавание, с одной стороны, а с другой – усвоение изучаемого материала более умом, нежели сердцем, убивало живую веру. Общество и школа испытывали также влияние агрессивной светской культуры, противопоставляющей себя Церкви и христианской религии. Указанные причины сводили к минимуму усилия законоучителей дать полноценное религиозное образование.
Представители Церкви, Министерства народного просвещения, известные методисты и сами законоучители имели ясное понимание больших и малых недостатков в преподавании Закона Божия, необходимости исправления и совершенствования системы религиозного образования в школе. В научном, педагогическом и законоучительском сообществе было осознание того, что многое зависело от законоучителей, их личной настроенности, пастырской и учительной позиции, образованности. Но никто из ответственных лиц не считал Закон Божий негодным, неполезным или вредным, а преподавание религии неподъемным для законоучителя делом. Церковные и светские периодические издания открыто и гласно обсуждали проблемы преподавания Закона Божия и законоучительской практики.
Выводы о несостоятельности Закона Божия и законоучителей, отвечавших за религиозное обучение детей, суждения о полной утрате положительного воспитательного влияния на сознание детей, прозвучавшие сначала в советской историографии, а затем повторенные в ряде статей современных исследователей, не подтверждаются фактами.
Большая часть духовенства, учившего детей в церковно-приходской, начальной и средней школе, пользовалось авторитетом и доверием у народа. Негативные примеры и исключения из общего правила не отменяли в целом положительного отношения простого народа к законоучителям, совершающим необходимую и трудную работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Архивные документы в полной мере свидетельствуют о благополезной деятельности законоучителей по религиозному просвещению учащихся детей и взрослых.

Традиционный уклад жизни
Обычаи
Традиции
Сердечные
чувства и
отношения
Распорядок
● дня
● недели
● года
Правила доброй и благочестивой жизни

Духовно-нравственное воспитание
Содействующее обретению
единой системы ценностей;
опыта со-бытия, совместной деятельности;
опыта со-радости и сопереживания;
общей ответственности, общности жизни и интересов.

Спасибо за внимание!
Ольга Михайловна Потаповская,
н.с. Института семьи и воспитания РАО,
ст. преподаватель ПСТГУ

oblozhka_zhurnala

statya

Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.

Воскресная школа – это относительно новое явление в образовательном пространстве Российской Федерации. Воскресные церковноприходские школы были в Российской империи и до революции. Но современную воскресную школу нельзя назвать полной преемницей школы дореволюционной, ни по содержанию, ни по методам организации учебно-воспитательного процесса.

На заре возрождения начального религиозного образования в 1990-х гг. педагоги стояли перед выбором – снять кальку со старой системы воскресных школ или создать новую, адекватную запросам времени духовно-воспитательную среду, которая помогла бы современным детям сделать правильный нравственный выбор и усвоить христианские ценности. И сделать это не поверхностно, не формально, а всем своим сердцем. Этот путь оказался очень труден и сложен, но те кто пошел им тогда, сегодня в наиболее выгодном положении нежели те учителя, которые в своих педагогических грезах мечтали возродить старую школу.

Можно сказать, что воскресная школа – это школа дополнительного образования. Потому что общеобразовательная школа, к сожалению, не дает многое из того, что призвана дать своему воспитаннику школа воскресная, как высоконравственному человеку. В воскресных школах есть такие предметы как христианская этика, закон Божий, история Церкви. Воскресная школа вводит детей в мир национальной русской культуры и искусства, в историю своего Отечества, т.е. формирует у детей национально-патриотические чувства.

Цель воскресной школы — воспитать личность. Не вялого, пассивного, со всем согласного и безынициативного человека, а сильную личность. Чтобы наши дети могли управлять государством, организовывать производство, преподавать, сочинять, чтобы наши дети были активными, творческими единицами общества, может быть даже лидерами.

Люди могут все знать, но быть духовно мертвыми. Воспламенить дух — вот самая главная задача воскресной школы. Можно дать ребенку хорошее образование, но он останется при этом злым и циничным. Необходимо комплексное отношение к ребенку, творческое отношение. Задача – отыскать творческие личности. Их много, нужно лишь выявить их и помочь раскрыться.

В целом по своей структуре и содержанию учебного процесса воскресная школа очень схожа со светскими учреждениями дополнительного образования детей. Это и подталкивет воскресную школу к сотрудничеству с такими учреждениями. Это, прежде всего организация праздников. В православной культуре центральное место отведено двум праздникам церковного календаря – Пасхе и Рождеству Христову. Эти события имеют богатый воспитательный потенциал, и поэтому подготовке к ним в воскресной школе уделяется немало времени. Но одно дело праздник в тесных стенах школы, а другое – яркий интересный концерт в актовом зале светского образовательного учреждения, куда приглашены учащиеся, родители, городская общественность. Порой такие концерты, с тщательно подобранным репертуаром, где есть и духовные песнопения и народные песни и религиозные канты, дают возможность некоторым детям и взрослым впервые прикоснуться к православной культуре. Образовательное учреждение при подготовке праздников с религиозными корнями часто испытывает трудности – нет опыта, необходимой литературы, репертуара. Вот здесь и может быть обоюдно полезным сотрудничество с воскресной школой.

Немаловажной окажется роль воскресной школы и в том случае, если образовательные учреждения решатся на введение в свою программу дисциплины духовно-нравственного цикла. Здесь будет бесценен уже имеющийся опыт работы в этом направлении преподавателей воскресной школы, а также методическое сопровождение, которое может предоставить воскресная школа.

Новая страница в истории школы началось в 1993-м году, через год после возобновления церковной жизни, при Иннокентьевском приходе открыли воскресную школу. Первое время у нее не было своего постоянного помещения, и уроки с детьми проходили в храме, а затем в Институте физической культуры. С 1998 года школе выделили учебную комнату в построенном рядом с храмом церковном доме.

Конечно, сегодня функции и содержание образования воскресной школы значительно отличаются от тех, что возлагались в XIX веке на церковно-приходскую школу. Неизменным осталось одно – стремление педагогов приобщить детей к Церкви, привить им христианскую нравственность и любовь к Родине, познакомить с христианской культурой и искусством.

Читайте также: