Внеурочная деятельность в начальной школе юный эрудит

Обновлено: 04.07.2024

Целью курса является: осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  • формировать позитивное отношение к правильной речи как показателю общей культуры человека;
  • знакомить с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладеть учебными действиями с единицами языка, уметь практически использовать знания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРСТИКА КУРСА

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход в разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

– обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
– уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
– использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

В процессе изучения данного курса учащиеся получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в данном курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.

Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам, в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценностными ориентирами содержания курса являются:
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

К концу 3-го класса учащиеся научатся: распознавать имена существительные, имена прилагательные, производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы; видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и); составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; читать и понимать учебно-научные тексты; использовать дополнения в речи.

Учащиеся получат возможность научиться: определять лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов; называть признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения; называть признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола; произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов.

Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

  • Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
  • Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Учащиеся научатся: распознавать звуки и буквы, гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных; определять лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов; называть признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения; произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях.

Учащиеся получат возможность научиться: распознавать звуки и буквы, гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных; называть признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола; произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами; правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях; сравнивать структуру и языковые особенности текста описания, осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

1 год обучения (3 класс, 34 часа)

2 год обучения (4 класс, 34 часа)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностными результатами изучения данного курса является формирование сле- дующих умений:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодоле- вать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого че- ловека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышле- ния.

Метапредметными результатами изучения данного курса являются формирова- ние следующих универсальных учебных действий:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки;

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной за- дачи;

Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе;

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Вступать в беседу на занятии, соблюдать правила диалога;

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения данного курса являются формирование следую- щих умений:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии.

Программа данного курса состоит из разделов:

Внимание! Писатели – детям.

Окружающий мир: Фрукты. Овощи. Ягоды. Явления природы. Растения. Грибы. Живот- ные. Насекомые. Человек. Космос: далѐкий и близкий. Что увидел Шерлок Холмс? Путе- шествие по странам и континентам. Такие разные соседи… Компас. Часы. Термометр.

Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу занятий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют укрупнение содержательных единиц в каждом клас- се и анализ заданий прошлых лет и текущего года игр-конкурсов: «Русский медвежонок


Описание разработки

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа внеурочной деятельности:

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 имени Н. И. Кондратенко на 2015-2016 уч. год, принятой решением педагогического совета МАОУ СОШ № 1 им. Н.И.Кондратенко, протокол № 1 от 1 августа 2015 года.

Актуальность изучаемой деятельности.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.

Обоснование вносимых изменений в программу.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности Кружок Юный эрудит (1-4 классы)

Цель и задачи.

Цель данной программы: развитие творческого мышления младших школьников, формирование у каждого ребенка умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки; создание действенных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширения их математического кругозора.

Задачи программы:

развитие психологических механизмов (внимания, памяти, воображения, наблюдательности);

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления.

развитие основных речевых умений;

формировать умение дискутировать и отстаивать свои взгляды;

формировать навыки командной творческой работы.

Пути, средства, методы достижения цели.

Обоснованием для разработки данной программы стало создание действенных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта творческого начала, расширения их математического кругозора.

Основными компонентами программы являются:

1. Числовая грамотность учащихся, знакомство с элементами алгебры (буквенная символика), начальные геометрические представления, знакомство и практическая работа с величинами, единицами измерения некоторых величин.

2. Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников и базирующееся на нём начальное математическое развитие. включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерность и делать вывод, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов, понятий по заданному основанию. Развитие способности к простейшим обобщениям, умение использовать математические знания в практических работах.

Блок содержательно- логических задач и заданий содержит в себе задачи и задания на:

- развитие познавательных процессов учащихся: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;

- формирование специфических математических способов действий: обобщения, классификации, простейшего моделирования;

- формирование умений практически применять полученные математические знания.

Весь материал - в архиве.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Заместитель директора поУВР

Директор МОУ СШ № 2

Принято на заседании

2017 - 2021 учебный год

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………4-5 стр.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ………………………………………………6 стр.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА…………………………………………..6-7 стр.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………7-8 стр.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ……………………………………………………8 стр.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………..9-10 стр.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ………………………….10 стр.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ………………………………………. 10-15 стр.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ………………………………………………….25-26 стр.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………26-28 стр.

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ……29 стр.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС………..30- 34 стр.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС…

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС…

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС…

Пояснительная записка

«Ребенок-это не сосуд, который необходимо наполнить,

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Основания для разработки программы:

Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СШ №2

Актуальность

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка..

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.

формирование индивидуальных творческих способностей личности;

развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников;

формирование активного мышления;

корректирование личностного и интеллектуального развития учащихся;

совершенствование учебных умений и навыков;

активизирование познавательного интереса;

воспитание настойчивости, терпения, способности к саморегуляции;

создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.

Принципы программы:

Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия( 1 класс), 34 занятия(2-4 классы)

Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине

Общая характеристика курса

С этой целью проводятся кружковые занятия, в ходе которых решаются задачи, выходящие за рамки программы. А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат для выявления наиболее способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить. Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

Задачи данного кружка решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

В начальной школе эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Форма организации детской деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- коллективная творческая деятельность,

- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;

Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

ослабить скрытые конфликты;

выработать общее решение;

повысить эффективность работы участников дискуссии;

повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

• Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.

• Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.

• Формирование моральной самооценки.

• Развитие познавательных интересов.

Регулятивные УУД:

Формировать:

• умение учиться и способность к организации своей деятельности;

• умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

• умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

• готовность к преодолению трудностей;

• умение адекватно оценивать свою деятельность;

• учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса.

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать

решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических

• Ориентироваться в возможностях информационного поиска.

• Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или

Коммуникативные УУД:

• Донести свою позицию до других.

• Слушать и понимать речь других.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

• Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.

• Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет

• Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.

• Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную

• Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Метапредметные УУД:

• уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;

• успешно выступать на математических соревнованиях;

• сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

• объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии;

• анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

работать в группе;

структурировать полученные ранее знания;

использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;

осваивать новые виды деятельности;

проявлять изобретательность в условиях поиска решения;

проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;

способность ухватить наиболее существенную деталь;

работать с доступными книгами – справочниками и словарями.

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

• воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки

• определять учебную задачу;

• ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку

• владеть своим вниманием;

• сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть

рациональными приемами запоминания;

• владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

• использовать основные приемы мыслительной деятельности;

• самостоятельно мыслить и творчески работать;

• владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Описание места курса в учебном плане

Читайте также: