Внеурочная деятельность в начальной школе мир деятельности

Обновлено: 01.07.2024

Цель программы:
развитие личности учащихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств материалов, используемых в работе;
- обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию учащихся;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание учащихся;
- развитие любви к природе.

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, и другие.
А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Вводное занятие.
Знакомство с планом работы, целями и задачами занятий. Подготовка помещения к работе кружка. Оборудование рабочего места обучающегося. Организация кружкового самоуправления (выбор старосты, актива, распределение дежурства, организация уголка). Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка.

Рисование
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам (на основе народного декоративно-прикладного искусства). Самостоятельное выполнение в полосе, круге, квадрате, треугольнике и в других заданных формах , растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек и др.

Работа с природным материалом.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Экскурсия в лес. Технология заготовки природных материалов. Изделия из природного материала. Художественные приёмы изготовления поделок из природных материалов.

Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль
- различать способ и результат действия;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное.

Предметные результаты:
- знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- уметь правильно организовать свое рабочее место;
- уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- уметь работать по шаблону;
- уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры).

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ.
Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
- удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
- четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
- художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, конкурсы, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение, оформление портфолио и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов своей деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Материально- техническое обеспечение
Инструменты и приспособления:
простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, портновские булавки, спицы, зубочистки, шаблоны выкроек, технологические карты по изготовлению поделок.

Материалы:
бумага цветная для аппликаций, ксероксная цветная бумага, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, гофрированный, цветной картон, клей ПВА, силикатный, обойный, пенопласт, декоративные изделия.

Календарно – тематическое планирование
2 год обучения
№ занятия Кол-во часов Дата Тема занятия Формы работы
Общие сведения о кружке (2 ч.)

Читайте также: