Внеурочная деятельность школа вежливых наук 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.

Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Данный курс предназначен для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

Личностные результаты –общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;

Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников

Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка, умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.

В коммуникативной сфере:

Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;

Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.

Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

В познавательной сфере:

умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;

умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаковосимволических средств;

умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.

В ценностно-ориентационной сфере.

представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;

приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;

развитие чувства прекрасного;

умение следовать плану в своём учебном труде.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 67 часов.

Содержание предполагает решение следующих задач:

обучение навыкам общения и сотрудничества;

формирование у младших школьников навыков речевого этикета и

развитие коммуникативных умений в процессе общения;

введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей,

Основные разделы программы:

Воспитательные идеи программы:

Старайся делать добро!

Бойся обидеть человека!

Люби и прощай людей!

Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они

по отношению к тебе!

Познай мир и себя!

Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Ожидаемые результаты нравственного развития и воспитания учащихся:

обогащение личного опыта общения детей;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к

старшим, заботливое отношение к младшим;

анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других

ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе

овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

умеющий пользоваться информационными источниками;

владеющий опытом мотивированного участия в обсуждении, поддержать разговор;

обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказать свою мнение);

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

владеющий основами учиться, способный к организации собственной деятельности;

любящий свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

За основу взята программа Макаренко Марины Александровны учителя начальных классов. Мною внесены дополнения и изменения, некоторые темы удалены или заменены другими.

Чем мы будем заниматься.

Твоё имя. Будем общаться.

Как люди общаются между собой.

Волшебница речь. Чудесные превращения слов.

Слова, которые имеют боль шое значение в жизни людей. Значимость буквы в слове.

Слова обращения к разным людям на разных уровнях.

Приветствие. Ответы на приветствие.

Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия. Как нужно отвечать на приветствие.

Различные формы прощания, в зависимости от ситуации.

Звонок по телефону.

Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону.

Звонок по телефону.

Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.

Употребление различных форм выражения извинения.

Я знакомлю разных людей. Я знакомлюсь сам.

Правила этикета при знаком стве со старшими, ровесни ками. Что нужно говорить, когда представляешься сам.

Быть внимательным к окружающим. Уметь слушать собеседника

Развитие умения слушать, разыграть ситуацию общения.

Приглашение и ответ на него.

Письменное приглаше ние. Приглашение по телефону.

Составление письменного пригла шения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.

Просьба, предложение. Скрытая просьба.

Варианты вежливого выражения просьбы.

Согласие в ответ на просьбу, приглашение.

Слова и выражения согласия.

Отказ в ответ на просьбу, предложение,приглашение.

Слова и выражения вежливого отказа.

Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение.

Поздравление и пожелание.

Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.

Извинение и ответ на него.

Учимся извиняться и отвечать на извинение. Слова изв.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

- формирование целостного взгляда на мир;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям .

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации об объектах.

Предметные результаты:

- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего народа;

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

- освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации ;

- воспитание чувства гордости за Родину.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

- Использовать в речи слова вежливости.

- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Оценить 1597 0

Рассмотрено на заседании

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ СОШ

Внеурочная деятельность:

(духовно-нравственное направление)

2013-2014 учебный год

Составитель: Джамиева А.С., учитель начальных классов

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальностьпрограммы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизнапрограммы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Цель программы : в оспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Требования :

обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;

заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;

информативность используемого материала;

привлекательность форм внеурочной работы;

обязательность выполнения взятых учащимися поручений;

целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;

массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности.

В результате прохождения программного материала, к концу года обучающиеся должны знать:

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

11. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

12. Быть сострадательными к чужому горю.

13. Не обижать животных и птиц.

14. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

15. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Читайте также: