Внеурочная деятельность по литературе в школе

Обновлено: 04.07.2024

ВложениеРазмер
programma_literaturnaya_gostinaya.docx 45.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

На заседании педагогического совета школы

От «___ ______ 20___г.

Количество часов на год всего: 34 ч;

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе.

Учитель: Бритвина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, высшая категория

  1. Пояснительная записка.
  2. Характеристика внеурочного курса.
  3. Учебный план.
  4. Календарно – тематическое планирование
  5. Список используемой литературы.

В новой концепции общего среднего образования основное внимание уделяется развитию личности ученика, его творческих способностей. Нетрадиционные занятия данного курса предполагают развитие индивидуальных способностей ребенка, его самостоятельность в подходе к анализу текста.

Запланирована совместная работа с городскими библиотеками и местной газетой. Такая деятельность раскрывает умение составлять тексты публицистического характера, а также приобрести навыки взятия интервью.

Проведение уроков и занятий в форме литературной гостиной позволяет достичь высокого эстетического, эмоционально-воздействующего уровня мероприятия, добиться такой атмосферы, в которой ощущалось бы незримое присутствие поэта или писателя, рассказывающего об этапах своего бытия и вехах литературного творчества.

Личностное развитие каждого ученика – одна из важных задач современной школы. В этом плане особую роль играют уроки литературы, на которых ученик учится видеть прекрасное, понимать художественное слово, искусство, развивать творческие способности. Одним из способов расширения литературных знаний является и внеклассная работа. Для неё характерны свои, особые формы работы, которые способствуют возникновению искренней доверительной атмосферы, требуют активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области литературы. Приоритетной формой являются встречи в литературной гостиной.

Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:

создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного анализа произведений; развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств, приобщение к миру искусства, воспитание эстетического вкуса, формирование исследовательских умений и навыков общения в разных ситуациях.

Для реализации поставленной цели в рамках курса решаются следующие задачи:

- укрепление знаний, умений и навыков по литературе;

– развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, повышение их культуры;

– установление ассоциативно - образных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства;

– развитие собственно-творческой деятельности учащихся;

– формирование любви к чтению художественной литературы.

Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это групповые занятия, так как занятия в группах помогают школьникам освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.

Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, авторские поэтические вечера, информационные обзоры, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, экскурсии в музей.

Главные принципы построения программы:

1) принцип историзма, научности, системности;

2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта;

3) принцип доступности, толерантности.

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении; — использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.

Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают обучающимся освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.

Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Задача индивидуального подхода – определение индивидуальных возможностей каждого подростка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает обучающемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:

• знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;

• литературные игры, викторины;

В процессе занятий в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими формами, как рассказ, объяснение, используются наглядно-иллюстративные методы, такие, как использование презентаций, просмотр художественных фильмов.

Основная цель программы - охрана жизни и здоровья детей, формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в форме межпредметного проектного модуля на уровне начального основного образования

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в форме межпредметного проектного модуля на уровне начального основного образования

Развитие российского общества привело к изменению требований к образовательным учреждениям. Они должны не только давать детям знания, умения, навыки, связанные с изучением отдельного предмета, сколько предоставлять возможности каждому проявить свои способности, реализовать творческий потенциал, подготовиться к жизни в быстро меняющихся условиях. С целью разностороннего развития личности в общеобразовательных учреждениях была введена внеурочная деятельность, которая реализуется в разных направлениях.

Большая роль здесь отводится внеурочной деятельности. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как она ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся.

Задачи внеурочной деятельности:

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов (личностных и метапредметных). Различают три уровня воспитательных результатов.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социально-значимых знаний, которые планируется передать детям; приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) (Достигается во взаимодействии со взрослым (педагогом)).

Второй уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, а также социально значимые отношения, которые планируется у них развивать; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Достигается в дружественной детской среде коллектива).

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, т.е. тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать. (Достигается во взаимодействии с социальными субъектами).

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.

Внеурочная деятельность обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка; позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

В свою очередь, три уровня воспитательных результатов могут сформироваться только тогда, когда занятия внеурочной деятельностью будут ориентированы на формирование УУД. Внеурочная деятельность будет способствовать формированию УУД в том случае, если педагог использует современные образовательные технологии и разнообразные формы сотрудничества.

Замечено, что потребность учащихся в творчестве и самовыражении реализуется полнее, если внеурочная деятельность является органическим продолжением их деятельности на уроке. Поэтому в своей практике я не ограничиваюсь только урочными занятиями по развитию креативных способностей учащихся, а организую и различные формы внеклассной деятельности.

Внеклассная работа помогает тщательно изучать своих воспитанников и совершенствовать их языковую и коммуникативную компетентности, способствует духовно-нравственному воспитанию.

Внеурочная деятельность по литературе

Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого ученика. Важнейшими качествами личности в настоящее время становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Все эти навыки формируются с детства. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия.

Цели изучения литературы:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

- освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы.

Цели и задачи внеурочной работы по литературе

Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Это целенаправленные, организуемые на добровольных началах на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.

Основная цель организации и проведения внеурочной работы – развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

  • осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы;
  • развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
  • повышение общей языковой культуры;
  • расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
  • поддержка и воспитание веры в свои силы учеников, слабо успевающих по литературе;
  • развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  • воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Виды и формы внеурочной работы по литературе

По времени действия виды внеурочной работы делятся на:

По количественному составу участников виды внеурочной работы делятся на:

По степени активности участников внеурочного мероприятия:

  • активен каждый участник;
  • активна группа участников;
  • активен один человек, чаще всего организатор мероприятия.

Рассмотрим формы внеклассной работы:

Викторина

По определению, взятому из Академического словаря современного русского языка, викторина – это игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания. По определению из словаря С.А. Ожегова, викториной называется игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Исходя из приведенных определений, можно предположить следующую классификацию викторин.

В зависимости от формы проведения:

- устные,

В зависимости от предлагаемого материала:

- нетематические, предлагающие вопросы, связанные с различными темами.

Викторина проводится, как правило, между учащимися одного класса либо разных.

Лингвистические и литературные конкурсы

Виды лингвистических и литературных конкурсов: конкурс на самого грамотного ученика, лучшую стенгазету, посвященную русскому языку или литературе, рукописный журнал, стихотворение или лингвистическую сказку, лучшее чтение стихотворений, лучшую инсценировку. Конкурсы могут проводится по какой-либо одной теме либо носить обобщающий характер и включать задания по различным изучаемым темам.

Конференции

В словаре-справочнике по методике русского языка Львова М.Р. конференция определяется как собрание, совещание, на котором происходит обсуждение какого-то вопроса. Цель проведения конференции – расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и литературоведению. Как правило, конференции проводятся в старших классах и используются как прием развития устной речи учащихся.

Разновидностями конференций можно считать следующие: чтение и обсуждение докладов на заданную тему, подготовленных под руководством учителя.

Театрализованные представления по сценарию, написанному по книгам о жизни писателей, ученых-лингвистов или представляющему собой иносказательные истории о тех или иных лингвистических явлениях.

Смешанный вид проведения конференций, на которой могут быть использованы и чтение (обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу чтения этих докладов.

Конкурс литературных газет

Специфическими задачами этого вида внеурочной работы являются:

  • знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, совершенствование навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле;
  • развитие художественного, эстетического вкуса;
  • воспитание чувства соразмерности, выработка навыков компоновки отобранного материала в определенном формате стенгазеты.

Исходя из задач конкурса, определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей:

  • соответствие содержания газеты теме, т.е. сведения, помещенные в газете, не должны быть общими сведениями о языке или же, наоборот, представлять собой незначительные частные заявления по той же теме;
  • научно-популярное изложение материала. Содержание газеты должно быть передано в интересной форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной литературы фактов языка или литературы на заданную тему;
  • художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса);
  • оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой).

Устный журнал

Одна из свободных форм внеурочной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся.

Цель их проведения – повышение интереса к русскому языку и литературе, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.

Выделяются устные журналы двух типов: 1) тематические, если они отражают одну конкретную тему, один вопрос; 2) обзорные, если в них затрагиваются самые разные вопросы, посвященные культуре речи, обзору художественной литературы и популярных книг о языке.

Подготовка и проведение устного журнала позволяют привлечь к работе большое количество учащихся. Кроме того, эта форма внеурочной работы позволяет сочетать массовую работу с индивидуальной.

В последнее время одной из популярных форм проведения внеурочной деятельности по предмету стала игра КВН, которая, в отличие от других форм, предоставляет участникам большую свободу творчества и возможность показать себя на сцене. Темы КВН могут быть любые, как общие, так и частные. Подготовка к КВН требует длительного времени.

Лингвистические и литературно-музыкальные вечера, литературные гостиные, балы литературных героев

Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе. Ниже представлены структурные компоненты вечера.

Занимательные задания и игры, которые подбираются в соответствии с темой вечера. Они должны быть разнообразны и представлены в большом количестве. На вечерах присутствуют ученики нескольких классов и с разным уровнем подготовки. Игры по своей трудности должны быть доступны каждому из них.

Наглядно оформленный иллюстративный материал, в том числе лингвистические и литературные газеты, бюллетени, выставки по теме вечера.

Во внеурочной деятельности по литературе особое место занимают балы литературных героев, в которых выражается творческий потенциал всех учащихся независимо от качества знаний. Дети танцуют, декламируют стихи, участвуют в инсценировках.

Дни, недели русского языка и литературы

День русского языка или литературы – это особая форма внеурочной работы. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по филологическим дисциплинам. В этом случае День русского языка или литературы может стать праздником, итогом внеурочной работы. Подготовка Дня, Недели ведется в течение длительного времени методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Проектная деятельность

Олимпиады

Задачи олимпиадного движения:

- повышение мотивации школьников к изучению сокровищ мировой и русской художественной литературы;

- выявление и поддержка наиболее талантливых в области изучения мировой и русской художественной литературы учащихся, активизация их творческого потенциала;

- повышение общекультурного уровня учащихся;

- развитие интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности;

- развитие творческих способностей учащихся;

- создание мотивации к вдумчивому и бережному отношению к родному слову;

- выявление наиболее одаренных учащихся, имеющих навыки литературоведческого анализа художественных произведений, обладающих литературной эрудицией, знанием истории и теории литературы.

Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.

Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Задача педагога – помочь детям увидеть и понять красоту мира, развить у них образное видение окружающей действительности, воспитать интерес к слову, интерес к предметам.

Изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется, в серьёзную игру. Поэтому внеклассные мероприятия являются жизненно необходимыми в школе, так как:

  • соблюдается принцип равного права всех учеников – как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных – на участие в мероприятии;
  • соблюдается принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность учащихся во время подготовки и осуществления того или иного внеурочного занятия;
  • соблюдается принцип занимательности, так как он находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм, методов и приёмов внеклассной работы.

Во время проведения внеклассных мероприятий дети ведут себя непринуждённо в работе, так как перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить то, о чём говорит учитель в ходе занятий. А эта непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу большой заинтересованности школьников в работе. На внеклассных мероприятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества ребят. Всё это способствует успешной реализации принципа занимательности, вызывает у учеников естественное желание узнать как можно больше нового из области русского языка и литературы.

Учителям необходимо заинтересовывать учащихся, помогать им преодолевать трудности в изучении предмета, сплачивать их, чтобы дети знали, что их всегда ждут в школе для совместного творческого дела.

Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получить знания. И для учителей естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения для того, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, внеурочная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы.

Внеурочная деятельность является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Организованная таким образом целенаправленная деятельность будет способствовать формированию творчески развитой личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, готовой к успешной самореализации в современном обществе.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого ученика.

Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие цели:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

Освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;

Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы.

Цели и задачи внеурочной работы по литературе.

Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Это целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.

Основная цель организации и проведения внеурочной работы – развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

Осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы;

Развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

Повышение общей языковой культуры;

Расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

Поддержка и воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по литературе;

Развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

Воспитание коммуникативной культуры школьников;

Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Самая главная задача стоит перед учащимися школы. Они главное действующее лицо и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.

Виды и формы внеурочной работы по литературе.

По времени действия виды внеурочной работы делятся на:

постоянно действующие, т.е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени. Этим занимаются кружководы.

По количественному составу участников виды внеурочной работы делятся на:

групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы);

По степени активности участников внеурочного мероприятия:

активен каждый участник;

активна группа участников;

активен один человек, чаще всего организатор мероприятия.

По определению, взятому из Академического словаря современного русского языка, викторина – это игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания. По определению из словаря С.А. Ожегова, викториной называется игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Исходя из приведенных определений можно предположить следующую классификацию викторин.

В зависимости от формы проведения:

В зависимости от предлагаемого материала:

нетематические, предлагающие вопросы, связанные с различными темами.

При проведении письменных викторин вопросы заблаговременно вывешиваются. Ответы учащиеся пишут на отдельных листах с указанием фамилии, имени и класса; их отдают учителю либо опускают в специальный ящик. Итоги викторины объявляют на линейке или по школьному радио. При проведении устной викторины победитель её определяется по сумме набранных баллов, награждается призом.

Викторина проводится, как правило, между учащимися одного класса, либо параллели.

2. Лингвистические и литературные конкурсы.

В нашей школе проводятся систематически брейн-ринги между учащимися 9-11 классов в форме подготовки к ЕГЭ по литературе. Отличительная особенность этого вида внеурочной работы – обязательное присутствие игрового момента.

Виды лингвистических и литературных конкурсов: конкурс на самого грамотного ученика, лучшую стенгазету, посвященную русскому языку или литературе, рукописный журнал, стихотворение или лингвистическую сказку, лучшее чтение стихотворений, лучшую инсценировку. Конкурсы могут проводится по какой-либо одной теме либо носить обобщающий характер и включать задания по различным изучаемым темам.

В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова конференция определяется как собрание, совещание, на котором происходит обсуждение какого-то вопроса.

Цель проведения конференции – расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и литературоведению. Как правило, конференции проводятся в старших классах и используются как прием развития устной речи учащихся.

Мною проводилась конференция, посвященная жизни и творчеству М.В. Ломоносова.

Разновидностями конференций можно считать следующие:

Чтение и обсуждение докладов на заданную тему, подготовленных под руководством учителя.

Театрализованные представления по сценарию, написанному по книгам о жизни писателей, ученых-лингвистов или представляющему собой иносказательные истории о тех или иных лингвистических явлениях.

Смешанный вид проведения конференций, на которой могут быть использованы и чтение (обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу чтения этих докладов.

4. Конкурс лингвистических и литературных газет.

Специфическими задачами этого вида внеурочной работы являются:

Знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, совершенствование навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле.

Развитие художественного, эстетического вкуса.

Воспитание чувства соразмерности, выработка навыков компоновки отобранного материала на определенном формате стенгазеты.

Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей:

Соответствие содержания газеты теме, т.е. сведения, помещенные в газете, не должны быть общими сведениями о языке или же, наоборот, представлять собой незначительные частные заявления по той же теме.

Научно-популярное изложение материала. Содержание газеты должно быть передано в интересной форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной литературы фактов языка или литературы на заданную тему.

Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса).

Оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой).

Объем – 1 лист ватмана.

Устный журнал – одна из свободных форм внеурочной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся.

Цель их проведения – повышение интереса к русскому языку и литературе, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.

Выделяются устные журналы двух типов:

Тематические, если они отражают одну конкретную тему, один вопрос;

Обзорные, если в них затрагиваются самые разные вопросы, посвященные культуре речи, обзору художественной литературы и популярных книг о языке.

Подготовка и проведение устного журнала позволяют привлечь к работе большое количество учащихся. Кроме того эта форма внеурочной работы позволяет сочетать массовую работу с индивидуальной.

В последнее время одной из популярных форм проведения внеурочной деятельности по предмету стала игра КВН, которая, в отличие от других форм, предоставляет участникам большую свободу творчества и возможность показать себя на сцене. Темы КВН могут быть любые, как общие, так и частные. Подготовка к КВН требует длительного времени.

7. Лингвистические и литературно-музыкальные вечера, литературные гостиные.

Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе. Структурными компонентами вечера являются:

Занимательные задания и игры, которые подбираются в соответствии с темой вечера. Они должны быть разнообразны и представлены в большом количестве. На вечерах присутствуют ученики нескольких классов и с разным уровнем подготовки. Игры по своей трудности должны быть доступны каждому из них.

Наглядно оформленный иллюстративный материал, в том числе лингвистические и литературные газеты, бюллетени, выставки по теме вечера.

В течение последних пяти лет (2010-2015) были проведены литературно-музыкальные вечера:

8. Дни, Недели и Декады русского языка и литературе.

Традиционными стали в нашей школе Дни, Недели и Декады русского языка и литературы. Декада отличается от Недели только объемов времени. Удобнее проводить Декаду, чтобы все успели принять в ней участие.

А День русского языка или литературы – это особая форма внеурочной работы. Она эффективна только в том случае, если работы ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по филологическим дисциплинам. В этом случае День русского языка или литературы может стать праздником, итогов внеурочной работы.

Подготовка Дня, Недели, Декады ведется в течение длительного времени методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. И для учителей естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения с тем, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, внеурочная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы.

Читайте также: