Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Дмитриева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №33 г.Липецка им.П.Н.Шубина
Населённый пункт: г.Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в начальной школе."
Раздел: начальное образование

Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного

процесса в начальной школе.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов

образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи

воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий,

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного

совершенствование, а так же самостоятельность образовательного учреждения

в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Современная тенденция в деятельности учреждений образования - развитие

внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и

субъективных оснований. Школа и учреждения дополнительного образования

Материалы стандарта подводят к выводу о том, что:

внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена

на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности,

сформировать учебную мотивацию;

пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего

Цели внеурочной деятельности :

содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения

(личностных, предметных, метапредметных) обучающимися 1-4-х классов;

социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время;

гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего

являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность;

успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к

целеустремленности и настойчивости в

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная

деятельность организуется по следующим направлениям развития личности

Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам

деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность,

техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-

оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию

экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин,

олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая

материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие

немаловажную роль в духовном развитии детей.

ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы,

отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может

включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-

педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные

индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и

произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к

тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного

режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д.

Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности,

которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая

Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса

как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое

значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС.

Школа после уроков – это мир творчества, раскрытия и проявления каждым ребёнком своих увлечений, своих интересов, своего Я. Немаловажно заинтересовать ребёнка интересным ему занятием, где он раскрывается как личность, проявляет свою волю. В этом нам поможет внеурочная деятельность.

В этой статье я хочу написать о том, что же такое внеурочная деятельность, чем она отличается от дополнительного образования, как она организуется в нашем образовательном учреждении.

Так как в 2011 году во всех школах города введи ФГОС начального образования, то впервые заговорили о внеурочной деятельности, однако внеурочную деятельность ввели только в январе 2014 года.

А также иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с одарёнными или отстающими детьми.

Внеурочная деятельность - это одна из форм организации свободного времени учащихся и неотъемлемая часть образовательного процесса.

Внеурочная деятельность в ОУ регламентируется следующими документами :

-Приказ Минобрнауки России « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2 № 373 от 06.10.2009г. ( в редакции Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010г. № 1241).

-Планом внеурочной деятельности школы

Что же такое внеурочная деятельность?

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования.

Внеурочная деятельность имеет следующие задачи:

1. Обеспечение возможности приобретения обучающимися социальных знаний;

2. О беспечение возможности получения обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям;

3. обеспечение возможности получения обучающимися опыта самостоятельного общественного действия;

4. Обеспечение роста творческого потенциала ребёнка.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку способностей

И так можно провести следующее сравнение:

Общее и различия

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование

Нормативно-правовая база

Внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы, дополнительное образование реализует дополнительные программы

Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами…

… Организационный раздел включает:

-Учебный план начального общего образования;

-План внеурочной деятельности;

Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников

•Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

•Способствует в полной мере реализации требования ФГОС.

•Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы.

•Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции ОУ.

•Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы ООО определяет ОУ.

Существует много моделей организации внеурочной деятельности.

1.Модель дополнительного образования - на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей;

3.Оптимизационная модель - на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения;

4.Инновационно-образовательная модель.

Во многих школах реализуется оптимизационная модель (модель на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения. (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, классные руководители и др.).

В данном случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

-Взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

-Организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-Организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

-Организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

На каждый класс выделяется по 10 часов внеурочной деятельности .

Однако не обязательно, что все 10 часов в школе будут реализовываться, т. к. ФГОС сказано, что внеурочная деятельность в начальной школе до 1350 часов, в основной школе до 1750 часов.

Существует режим внеурочной деятельности:

- Перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет не менее 45 минут; (у нас 50 мин. в начальной школе, в 5—6 классах мы такого перерыва не делаем (т.к.по САН ПиН «занятия ВД могут проводиться как в урочное, так и внеурочное время) ;

- Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут;

- Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не превышает 35 минут.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование предъявляют различные требования к нагрузке обучающихся

«Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:…

8.2.2. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более двух раз в неделю…

8.2.5. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресенья и каникулы.

В каждой школе разрабатывается план внеурочной деятельности.

Каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности/ дополнитель-ные образовательные программы

«Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает: дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;

дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств на основе федеральных государственных требований;

ФГОС 2-го поколения значительное внимание уделяют метапредметным (которые включают освоение обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на помощь в достижении этих результатов (работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию).

Внеурочную деятельность учителя должны реализовывать для того, что бы усовершенствовать УУД у учащихся. В данной таблице мы видим разные УУД (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные). Все эти УУД мы должны реализовать в урочной деятельности, но это получается не всегда. Общение со сверстниками, выражение своей точки зрения, какое то свое ценностное, нравственное отношение и взаимооценка и самооценка-это все то, на что не хватает времени на уроке по ФГОСам. Во внеурочной деятельности это сделать значительно просто, так как легче построить занятие, где учащиеся будут развивать свои коммуникативные навыки. Легче построить занятие, где ребята будут более четко выражать свои мысли и предпочтения, выстраивать свою оценку.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням .

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых, немыслимо существование гражданского общества и гражданина.

Возможности оценки самые разные, но в основе будет лежать самооценка чего либо по отношению к самому себе ( что я имел на начало года, в середине ,в конце года)

Оценка внеурочной деятельности осуществляется комплексно, по нескольким параметрам:

1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:

-Включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

-Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

В школе осуществляется анализ включенности учащихся в систему внеурочной деятельности (каждый классный руководитель ведет учёт занятости школьников во внеурочное время.)

Так же следует вести учёт обеспеченности кадровыми, информационно-методическими, финансовыми и материально-техническими ресурсами)

2. Эффективность внеурочной деятельности:

-Профессиональная позиция педагога.

Учитывается участие учащихся в выставках, конкурсах, соревнованиях и т.п.

3. Продуктивность внеурочной деятельности:

уровень достижения ожидаемых результатов;

достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности;

-рост мотивации к внеурочной деятельности.

Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио-накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

Давая характеристику выпускника, классный руководитель учитывает активность выпускника не только в учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности и те результаты которые достигнуты учащимся.

4. Удовлетворенность участников деятельности её организацией и результатами. В конце года проводится анкетирование родителей, где выясняется степень удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности)

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в школе организована по направлениям: социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное , духовно-нравственное , общее интеллектуальное , общекультурное.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование определяется различными направлениями/ направленностями содержания

Формы организации внеурочной деятельности: этические беседы, экскурсии, познавательные беседы , игры с ролевым акцентом, культпоходы в театры, музеи, выставки, факультативы, выставки и спектакли в школе , детские исследовательские проекты, занятия объединений художественного творчества, культпоходы в музеи и театры, кружки различной направленности, секции, в том числе спортивные, акции в окружающем социуме, поисковые исследования, конкурсы, соревнования и олимпиады.

Формы организации внеурочной деятельности определены государственным стандартом образования, формы обучения по дополнительным программам определяет организация.

Минимальное количество обучающихся в группе для проведения занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Максимальное количество учеников на занятии внеурочной деятельности устанавливается самостоятельно образовательной организацией.

Таким образом, внеурочная деятельность - это не урок, она дает в работе для учителя такой полет для творчества, который сможет вдохновить молодых людей на всю жизнь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов и т.д.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным механизмом реализации любого инновационного процесса являются нормативные акты. Создание их - основной критерий готовности ОУ к введению ФГОС ООО.

Шаги по созданию нормативной базы:

- Издание приказов по созданию рабочих групп по введению ФГОС в НОО.

- Внесение изменений в Устав школы в связи с введением ФГОС.

- Разработка необходимых локальных актов в работе по ФГОС.

- Изменение должностных обязанностей учителей в соответствии с ФГОС.

образовательной программы начального общего образования;

программы формирования универсальных учебных действий;

программы духовно-нравственного развития и воспитания НОО;

программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

системы оценки планируемых результатов НОО;

образовательных программ по учебным предметам и внеурочной деятельности;

локальных актов в соответствии с ФГОС.

- Заключение договоров с родителями.

Для реализации Требований ФГОС необходимо развивать кадровый потенциал адекватно развивающей образовательной парадигме ФГОС общего образования. Компетентность учителей регламентирована Должностной инструкцией учителей начальных классов.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.

Принципы организации внеурочной деятельности:

- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

- включение в активную жизненную позицию;

- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;

При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:

рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;

организация совместной деятельности школы, родителей, социума;

учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;

программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов). Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

Общекультурное направление внеурочной деятельности.

Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:

- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т.д.

- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими.

- уважение прав самых младших и самых старших членов культурно-воспитательной среды.

Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:

- культуры отношений человека с человеком.

- культуры быта, поведения в семье и обществе.

Формы общекультурного направления представлены кружками рисованием, вокальным кружком, театральной студией, посещением музеев, картинных галерей, этическими беседами.

Культурные мероприятия учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.

В школе активно поддерживаются мысли о том, что каждый учитель и ученик могут иметь полезное дело по душе. Подобный подход к делу способствует развитию у учащихся ответственности за свои дела, поступки, дисциплины.

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Исходя из вышесказанного, в первом классе ребята много ходили в музеи, выставки, культпоходы в театры, концерты, инсценировки на уровне класса и школы,

Участие в культурных мероприятиях, посещение театров, музеев – это достижение первого уровня. Второй уровень результатов достигается при использовании форм и методов, направленные на получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Например, постановка спектакля силами самих учащихся.

Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности.

Спортивно-оздоровительная деятельность является одним из ведущих направлений внеурочной деятельности младших школьников, основной целью которого является создание организационных, материально-технических и кадровых условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности младшего школьника средствами физической культуры, формированию потребности в ведении здорового образа жизни.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.

Основу физического развития и оздоровления детей и подростков в школьной системе составляет единство урочных и внеурочных занятий по физической культуре и спорту.

Целью внеурочной деятельности физического воспитания в школе является развитие личности на основе единства интеллектуального, физического и духовного развития.

1. Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.

2. Формирование основ знаний о физической культуре и спорте.

3. Активное приобщение к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями.

4. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Внеурочная форма организации физкультурно-массовой деятельности позволяет:

1. развивать двигательные умения и навыки учащихся.

2. массово привлекать учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

3. формировать потребность в здоровом образе жизни.

4. проходить социальную адаптацию в коллективном общении и взаимодействии.

Формами внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является кружок, физкультурно-массовые мероприятия, физкультурно-массовые мероприятия – спортивные соревнования по отдельным видам спорта, спартакиады, конкурсы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Толковый словарь Внеурочная деятельность организуется для формирования единого образовательного пространства школы , для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Цель внеурочной деятельности

  • Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Но в первую очередь –это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных и личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, тат как ученик выбирает еѐ, исходя из своих интересов, мотивов.

Задачи обеспечивать благоприятную адаптацию ребёнка в школе; выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности; создавать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности; формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; • развивать опыт творческой деятельности; создавать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков; развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширять рамки общения в социуме; расширять общекультурный кругозор; формировать позитивное восприятие ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания; включать в личностно значимые творческие виды деятельности; формировать нравственные, духовные, эстетические ценности

  • обеспечивать благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
  • создавать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; • развивать опыт творческой деятельности;
  • создавать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширять рамки общения в социуме;
  • расширять общекультурный кругозор;
  • формировать позитивное восприятие ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • включать в личностно значимые творческие виды деятельности;
  • формировать нравственные, духовные, эстетические ценности

(на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения)

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения (администрация, учителя, социальный педагог, педагоги дополнительного образования и др.).

Преимущества оптимизационной модели минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность; создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении; содержательное и организационное единство всех его структурных подразделений.

Преимущества оптимизационной модели

Основные направления внеурочной деятельности:

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание уважительного отношения к своей школе, городу , стране;
  • воспитание у детей толерантности; навыков здорового образа жизни;
  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;
  • осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  • развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления;
  • реализация основной цели плана внеурочной деятельности – достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Профессиональная позиция педагога

Занятия по внеурочной деятельности обеспечивают :

Профессиональная позиция педагога

  • показ нового ;
  • обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
  • вооружение школьников знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;
  • формирование воспитанности;
  • систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения обучающихся путём организации их практической деятельности;
  • организация нравственного самовоспитания школьников;
  • формирование у детей умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности;
  • знакомство с научными экспериментами, введение в предмет.

Реализация основных направлений внеурочной деятельности

(из опыта работы учителей )

Читайте также: