Внешность базарова на что обратил внимание николай петрович кратко

Обновлено: 05.07.2024

Внешность Базарова слегка шокирует братьев Кирсановых,
хотя герой не выглядит так, как обычно выглядели радикальные
нигилисты:

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
— Душевно рад, — начал он, — и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь. позвольте узнать ваше имя и отчество?
— Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил; говорил, что думал; одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями, но это, одежда, его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала; говорил он простыми всем понятными, словами, не употреб-лял в разговоре иностранных слов. Внешность Базарова была непривлекательна: " Ну, красавчик не красавчик, - заметил Василий Иванович, - а мужчина, как говорится: настоящий".Базаров довольно сдержанный человек, он не позволяет себе чрезмерной радости и сам не признает чувства, хотя отношение свое к родителям он называет любовью, но уж очень странная это любовь суровая и жестокая: после долгого отсутствия дома он, наконец-то, изволил пожаловать, но через три дня снова уезжает, потому что ему мешают работать родительские заботы, их внимание. Он поступает эгоистично, не думал об отце и о матери, которая боялась вообще не увидеть единственного сына. Базаров - нигилист - "человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа в веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип". Базаров - враг отвлеченной науки. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла. Недаром в спорах с братьями Кирсановыми он говорит, что порядочный химик, в двадцать раз полезней всякого поэта. Поэзию он считает ерундой, романтизм - вздором и удивляется легкомыслием Николая Петрови-ча, человека преклонных лет, который читает стихи и играет на виолончели. Так же Базаров отрицал изобразительное искусство. "По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники еще хуже". Если Кирсановы смотрели на природу, как на храм красоты, то Базаров говорит, что ". природа - пустяки в том значении в каком ты (Аркадий) ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работ-ник". О русских людях Базаров тоже не лестного мнения, а ученых русских для него не существует, а есть немецкие ученые. Базаров умен, он не останавливается на одной химии и медицине, его интересуют все естественные науки. Базаров очень трудолю-бив: каждое утро встает рано, даже в гостях он не церемонится и в первое утро отправляется бродить по окрестностям в поисках экспонатов для опытов. Базарова тут же полюбили деревенские ребятишки и с удовольствием помогали ему. Базаров и с ними очень прост в общении, и в одном из споров с Павлом Петровичем он с гордостью говорит и доказывает свою близость с народом: "Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете".У Базарова странное отношение к женщинам, в них он видит только биологиче-ский ком тканей, но к концу это мнение меняется: он влюбляется в Одинцову и страдает. Мне не нравится, что Базаров полностью отрицает искусство, поэзию, природу, как храм красоты, воспитание чувств. Базаров считает, что воспитывать человека должен только он сам, отрицает романтизм. К его лучшим качествам можно отнести прежде всего оригинальный ум, широта кругозора, практичность, самокритичность, трудолюбие, простота в общении, доброта и целеустремленность, твердость в своих убеждениях. Базаров очень своеобразная личность.

Внешнее описание героя

При первом знакомстве с другом сына, Николай Петрович испытывает недоумение от его внешности: он видит молодого человека, одетого в непонятный балахон. Казалось бы, что тут примечательного? Но гениальный мастер создания портретов, И. С. Тургенев, создает именно, примечательный образ.

В описании Базарова автор использует такой распространенный пример, как контраст: недворянская внешность, но происхождение из дворян, демократизм и решимость, сила характера и воля к жизни. Все черты противопоставлены друг другу.

Читая роман внимательно, между строк можно предположить такую мысль: с одной стороны Базаров – революционер-нигилист, радеющий за народ, с другой – ему чужд народ, он видит свое превосходство над простым крестьянином.

Внешность Евгения Базарова в романе "Отцы и дети" имеет свои отличительные черты и является отчасти отражением личности и характера героя.

Смотрите:
- Все статьи о Базарове
- Все материалы по роману "Отцы и дети"

Краткая характеристика внешности Базарова

Евгений Васильевич Базаров — это еще довольно молодой мужчина, которому около 30 лет. Известно, что он ровесник Анны Сергеевны Одинцовой, которой 28 лет.

У Базарова приятное лицо, несмотря на всю его холодность и резкость. Его одежда не отличается лоском и новизной. Евгений Базаров носит староватую, но приличную одежду. Он делает это гордо, с достоинством.

Твердый характер Евгения Базарова проявляется в его твердой походке и мужественном голосе. У него тонкие губы, что символизирует скрытность и холодность. Большой лоб Базарова — символ незаурядного ума.

Описание внешности Евгения Базарова в романе "Отцы и дети"

Краткое описание внешности Евгения Базарова можно найти в главе II романа, в которой впервые упоминается данный герой.

По мнению его друга Аркадия Кирсанова, у Базарова славное лицо:

У Евгения Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, большие зеленоватые глаза, тонкие губы и темные брови:

"Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. " (глава II)

Евгений носит бакенбарды:

У него длинные густые темно-белокурые волосы:

"Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа. " (глава II)

У него красные руки с длинными жесткими пальцами:

Евгений носит скромную и староватую одежду, в частности староватый фрак и старую шляпу:

". цепкое болотное растение обвивало тулью* его старой круглой шляпы. " (глава V) (*тулья — верхняя часть шляпы)

У Базарова ленивый и спокойный голос:

". отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом. " (глава II)

". в его спокойном, но глухом голосе. " (глава XXVI)

". в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. " (глава VI)

У Евгения твердая и стремительная походка, которая подчеркивает его твердый, суровый характер:

". походка его, твердая и стремительно смелая. " (глава XXVII)

Это было цитатное описание внешности Евгения Базарова в романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева: описание лица и фигуры, одежды, голоса и походки героя и т.д.

Портрет базарова в романе отцы и дети

Отцы и дети

Внешнее описание героя

Впервые увидев друга своего сына, Николай Петрович недоумевает от внешности представшего перед ним парня: он видит перед собой молодого человека, на котором надет непонятный балахон. Тургенев, как гениальный мастер портретов, акцентирует внимание именно на этом образе.

Описание внешности базарова

Перед читателем сразу же предстает герой недворянского происхождения. У него обветренные руки, красные от холода, и почему-то без перчаток. У героя некрасивое лицо и неопрятная прическа. Его лоб широкий, а форма лица вытянутая и худая. Практически отсутствовала мимика.

Автор особенно обращает внимание читателя на руки Базарова. Они неухоженные, что говорит о том, что человек трудолюбивый и не боится работы. Герой много работает физически, а не только умственно. Без внимания не остается довольно высокий рост персонажа и его физическая сила.

Тургенев говорит о незаурядности портрета Евгения Базарова, и о том, что он обладает недюжими способностями — как умственными, так и физическими. У него длинные тонкие волосы, бакенбарды песчаного цвета. Выразительные зеленые глаза выделяются на невыразительном лице. Ярко описывают внешность Базарова цитаты из текста:

Внешность базарова в романе отцы и дети

Его одежда неопрятна и вызывает неприятие, при этом он горд собой и держит голову кверху, чтобы выглядеть статно. Описывая Базарова, Тургенев обращает внимание на некоторые моменты:

  • дворянское происхождение;
  • недворянскую внешность;
  • решимость и свободу;
  • волю и силу характера.

Все его черты друг другу противопоставлены. Характеристика и рисунок его облика кратко дает понимание о личности.

Черты характера

Нельзя не заметить самовлюбленность Базарова. Павел Петрович тактично подмечает, что с подобным характером можно стать неплохим врачом. Евгений, в свою очередь, считает его неинтересным человеком, но при этом весьма положительным.

Базаров в романе отцы и дети

В трудной или неловкой ситуации Базаров всегда держит себя в руках. Его образ интересен своей постоянной тягой к противоречию. У него нестандартное мнение, которое почти всегда отличается от общепринятого.

Читателю может показаться, что герой намеренно отрицает любые мнения и взгляды старшего поколения, но на самом деле его позиция всегда аргументирована, а он умеет стоять на своем и доказать собственную правоту. Он постоянно вступает в словесные перепалки, при этом никогда не признает свои ошибки.

Базаров считает свое мнение единственно верным, а если люди с ним не соглашаются, он буквально приходит в бешенство. Герой не славится красноречием. Он всегда грубоват и прост, при этом часто использует поговорки. К простым людям он относится с пренебрежением, высмеивает их и обращает внимание на их неграмотность. Несмотря на все это, он все же ближе к простым крестьянам, чем к дворянам. Он даже проявляет жалость к простым мужикам из-за их бедности.

Образ жизни и привычки

Евгений ведет довольно активный образ жизни. Просыпается он рано утром, а ложится спать глубокой ночью. Большую часть времени он проводит за опытами, повышая свои врачебные навыки.

Он охотно ходит в гости, но ведет себя там по ситуации:

Базаров внешность

  • в обществе аристократов держится сдержанно, и в беседе старается не участвовать.
  • с дворянами пониже рангом он ведет себя вольготно, а порой даже неприлично.

Герой любит вкусно поесть и выпить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы по творчеству И.С.Тургенева.

ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ В СРЕДЕ КИРСАНОВЫХ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ.

ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ В СРЕДЕ КИРСАНОВЫХ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ.

Вопрос ы для повторения:

2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?

4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?

5. В чём суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?

6. Как вы понимаете смысл названия романа?

7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).

Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).

Вопрос ы:

Балахон – просторная одежда . Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.

2. Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович?

3. Как Базаров представился?

4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку?

А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.

Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино. 1. Какое впечатление производит усадьба Марьино? 2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя. 3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. Внешность поражает изысканностью. Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?

Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?

2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович?

Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.

3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры.

Внешность поражает изысканностью.

Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?

4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?

5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий?

6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову?

7. Как относятся к Базарову простые люди?

Ко всему относится с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.

Содержание и анализ X главы романа.

В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.

1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.

3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?

Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого.

Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого.

В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.

В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.

Читайте также: