Внешнеполитическая деятельность российской федерации на современном этапе кратко

Обновлено: 06.07.2024

1.Основные риски и угрозы внешнеполитическим интересам России на современном этапе.

Государственный переворот, а затем и война на востоке Украины спровоцировали крупнейшие со времен холодной войны геополитическое противостояние между современным Западом в лице США и ЕС и Россией. Сложность современного украинского кризиса обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, любой внутри государственное противостояние, основанное на этно-конфессиональной или цивилизационной составляющей в принципе крайне трудно поддается быстрому урегулированию. Во-вторых, конфликт на юго-востоке Украины происходит при беспрецедентном внешнем давлении, которое оказывается на Россию со стороны ЕС и США, с одной стороны, и при активной помощи данных игроков киевскому режиму, с другой.

Немаловажным аспектом данного кризиса применительно к внешнеполитическому курсу РФ является тот факт, что произошедший на Украине переворот провел красную черту под политику, провидимую Россией на протяжении всего постсоветского периода, связанную с попытками встроиться в западные экономико-политические структуры и структуры безопасности.[2]Украинский кризис наглядно продемонстрировал, что, несмотря на различные мнения внутри ЕС и симпатии отдельных политиков и первых лиц государств по отношению к РФ (таких, как М. Земан в Чехии, канцлер Австрии В. Файман и ряд других), в совокупности Европейский союз придерживается политики атлантической солидарности с США в вопросах Украины и Крыма.

На сегодняшний день, несмотря на относительное затишье на Донбассе, говорить о полноценном перемирии преждевременно: периодически происходят позиционные боестолкновения и обстрелы практически по всей линии соприкосновения сторон, кроме того, группировка украинских войск на Юго-Востоке имеет тенденцию лишь к наращиванию численности, производится ротация отдельных частей и подразделений, в целом украинской группировкой сформирован наступательный боевой порядок.[3] Эти данные говорят о том, что в целом украинский генералитет готов возобновить активные наступательные действия на территории ДНР и ЛНР – для этого требуется лишь политической решение в Киеве. Таким образом, на сегодняшний день ситуацию в непризнанных республиках Донбасса можно охарактеризовать скорее как балансирование на гране войны, чем продвижением к сколько-нибудь устойчивому миру.

Еще одним серьезным последствием украинского кризиса для России стало введение рядом западных стран экономических санкций против нашей страны. Санкционное давление Запада на РФ, прежде всего отрезание российской экономики от источников финансирования в Европе и США, прекращение сотрудничества с западными компаниями в таких вопросах, как геологоразведка и добыча нефти, в особенности на шельфе, создает серьезные трудности для российской экономики и вынуждает РФ, с одной стороны, искать эффективную замену Западу в экономическом плане, а с другой, продолжать активные попытки урегулирования Украинского кризиса и снятия санкций.[4]

Другим немаловажным регионом в контексте национальных интересов России является Центральная Азия (ЦА). Постсоветские режимы этих стран не могут не вызывать обеспокоенность внешнеполитического руководства России в связи с целым рядом проблем: тлеющий водный конфликт между Узбекистаном и Киргизией с Таджикистаном, проблема Ферганской долины. Серьезным вызовом безопасности в ЦА является общая нестабильность политико-экономических систем государств региона: в большинстве своем эти страны представляют собой жесткие авторитарные режимы, где в силовом формате подавляется любая оппозиция, но при этом институты центральной власти являются не в полной мере оформленными и устойчивыми. В таких странах, как Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, в принципе отсутствует механизм сменяемости правителей; в Киргизии подобные смены обернулись двумя революциями за 10 лет.

В таких условиях любая возможная дестабилизация чревата серьезными угрозами государственности стран ЦА. Угроза исламского радикализма также остается актуальной для региона в целом. Перманентным источником расползание религиозного экстремизма в Центральной Азии является Афганистан, где базируются основные террористические группировки, имеющие интересы в регионе такие, например, как Исламское движение Узбекистана. Негативным трендом в данном контексте может выступать проникновение Исламского Государства в Афганистан и в дальнейшем в страны ЦА, что уже вызвало серьезную озабоченность ряда стран региона.[6]

Данные риски особенно сильны для таких стран, как Таджикистан и Киргизия, которые представляют собой не только неустойчивые политические образования, но также весьма слабы экономически. Необходимо учитывать, что в случае эскалации ситуации основные издержки, связанные с обеспечением безопасности и поддержки государств региона, безусловно, лягут на плечи Российской Федерации.

Также РФ не может оставить без внимания усиливающееся проникновение (прежде всего экономическое) Китая в Центральную Азию, что в перспективе может поставить под вопрос влияние РФ на эти страны, это особенно актуально в контексте развития Евразийского экономического союза, к которому недавно присоединилась Киргизия. Попытка КНР оторвать страны региона от России и переформатировать систему взаимоотношений в ЦА с многостороннего формата в рамках СНГ и ЕАЭС, предлагаемого нашей страной, в формат двусторонних связей с Пекином может создать серьезную угрозу проектам Евразийского союза и ОДКБ, которые российская дипломатия выстраивала в центральноазиатских республиках на протяжении последнего времени.

Таким образом, на сегодняшний день Россия сталкивается со множеством вызовов и угроз безопасности как экономического, так и военного характера, по сути дела по всему периметру своих границ, поэтому современную внешнеполитическую обстановку вокруг нашей страны можно характеризовать как напряженную.

2.Современная внешняя политика России

Безусловно, одним из важнейших элементов внешнеполитического курса РФ является интеграционная составляющая. Постсоветское пространство является жизненно важным для России регионом – со временем СССР между РФ и бывшими союзными республиками имеются прочные экономические связи, кроме того, сохранение этих стран в зоне влияния РФ во многом решает проблемы обеспечения безопасности страны. Первые попытки реинтеграции республик бывшего СССР имели место еще в 90-е гг.: первоначально на роль такой интеграционной структуры претендовал СНГ, затем были попытки создания Таможенного союза, Союзного государства России и Белоруссии, которое де-юре действует до сих пор. Тем не менее решающая стадия формирования интеграционного блока имела место во второй половине нулевых, когда на базе ЕврАзЭС было принято решения сформировать Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана. В дальнейшем интеграция прошла этап Единого экономического пространства и в 2015г. начал действовать Евразийский Экономический Союз. На сегодняшний день к Союзу присоединились Армения и Киргизия.

Для РФ данный проект имеет исключительно важное значение так как это, по сути дела, последняя попытка реально удержать постсоветские страны в орбите российского влияния, если данный интеграционный проект провалится, то, без сомнения, постсоветские республики в ЦА войдут в зону исключительного влияния Китая, который, как уже говорилось выше, уже активно экономически проникает в данные государства. В Восточной Европе идет конкуренция интеграций между ЕЭС и ЕС, ряд постсоветских стран (Молдавия, Белоруссия, Украина) присоединились к проекту Восточное партнерство, а Молдавия и Украина уже вошли в ассоциацию с ЕС. В странах Закавказья растет влияние Турции и Ирана.

Другим важным направлением внешней политики РФ является активное участие в развитии таких организаций, как ШОС и БРИКС. Взаимодействие со странами БРИКС создает серьёзную альтернативу влиянию Запада на мировую политику и снижает влияние ведущих западных институтов (Всемирного Банка и МВФ) в контексте создания странами БРИКС Банка Развития. Координация в формате БРИКС позволяет ведущим незападным странам формулировать единую позицию и обмениваться мнениями по основным вопросам международной повестки дня без участия и давления со стороны США и других ведущих стран Запада.

Кооперация в рамках ШОС позволяет предпринять практические шаги по противодействию трем основным угрозам: терроризму, экстремизму и сепаратизму[8], а также наркоторговле, преимущественно в регионе Центральной Азии, укрепляет взаимоотношения между РФ и Китаем, кроме того, создает реальную альтернативу НАТО в регионе.

На сегодняшний день не теряет актуальности вектор внешний политики РФ, связанный с отношениями с США и ЕС. В свете продолжающегося Украинского кризиса, западных санкций, РФ заинтересована в выстраивании конструктивных отношений с западными партнёрами. Несмотря на существенное давление, оказываемое Западом на Россию, в данный момент не в интересах РФ идти на жесткую конфронтацию, так как Запад, прежде всего ЕС, продолжает являться основным экономическим партнером современной России. В связи с этим ключевыми являются усилия российской дипломатии по налаживанию и укреплению отношений с теми странами-членами ЕС, которые заинтересованы в партнерстве с Россией. Визит В. Путина в Венгрию, его встреча с греческим премьер-министром А. Ципрасом являются прекрасно иллюстрацией данной политики. Одним из важнейших пунктов выстраивания политики с Западом на сегодняшний день является дипломатические попытки РФ разрешить украинский кризис. Переговоры в Минске и консультации в Нормандском формате лишний раз подчеркивают высокую озабоченность РФ ситуацией на Востоке Украины.

Принципиально новым в российском внешнеполитическом курсе стала начавшаяся осенью 2015 года военно-воздушная операция российских ВКС на территории Сирии. Действия России на Ближнем востоке демонстрируют новую тенденцию по превращению нашей страны в более активного военно-политического игрока на мировой арене. Стоит отметить, что подобные акции в целом укладываются в общий смысл российской внешнеполитической доктрины, ключевыми направлениями которой в мировом масштабе являются идеи противодействия распаду института суверенного национального государства, противостояния анархии и революционным преобразованиям режимов различных стран, начиная от Ливии и заканчивая Украиной. В этом смысле Россия выступает в качестве лидера консервативного направления в мировой политике, нацеленного на постепенные осторожные преобразования и не рассматривающего, в отличие от атлантистов, демократизацию как гарант устойчивого развития.[10]

Таким образом, современный внешнеполитический курс РФ характеризуется многовекторностью и необходимостью отвечать на различные вызовы и угрозы безопасности и в то же время эффективно продвигать интересы России как в региональном, так и в мировом масштабе.

3.Прогноз: внешнеполитическая ситуация в среднесрочной перспективе

Говоря о политическом прогнозе, стоит отметить, что в условиях современного мира, где обстановка может измениться кардинально за считанные дни, весьма сложно говорить о прогнозах на отдаленную перспективу. Прекрасной иллюстрацией данного тезиса является Украинский кризис и воссоединение Крыма с Россией о возможности которого, еще за полгода до событий на Площади Независимости в Киеве, не могли подумать даже самые смелые политические аналитики. Рассуждая о развитии внешнеполитической ситуации вокруг РФ, имеет смысл говорить лишь о вероятностях развития того или иного из множества возможных сценариев.

В краткосрочной перспективе в отношениях России с ЕС и США детерминирующим фактором будет развитие событий на востоке Украины. Опыт предшествующих попыток мирного урегулирования показал, что между сторонами конфликта имеются кардинальные различия в видении будущего развития украинского государства и таким образом скорое прекращения вооруженного противостоянии маловероятно.

Тем не менее, вопрос о том, как будет развиваться украинский конфликт, остается открытым. В настоящее время среди возможных сценариев развития ситуации наиболее вероятными выглядят сценарий эскалации напряженности и сценарий замороженного конфликта.

Первый вариант исходит из того, что внутриполитическая обстановка на Украине остается крайне сложной. С учетом нарастающего экономического кризиса, роста безработицы, увеличения миграционных потоков как внутренних, так и внешних, вероятность усиления влияния радикалов на политику центральной власти существенно возрастает, кроме того, правительство в Киеве само осознанно может пойти на эскалацию конфликта в целях отвлечения внимания населения от экономических проблем. Кроме этого, любые вспышки насилия на Донбассе автоматически становятся аргументом Украины в переговорах с Западом по выделению новых кредитов по линии МВФ, оказанию иной помощи, в том числе направленной на перевооружения украинской армии. Подобная эскалация напряженности может привести как к военной победе Киева и установлению полного контроля над территорией республик, так и, наоборот, к полному поражению и дезорганизации украинской армии и как следствие всего украинского государства.

Тем не менее, такой вариант представляется нежелательным для России на данном этапе, так как, безусловно, повлечёт за собой новый виток напряженности в отношениях с Западом. Помимо этого, даже в случае победы ДНР и ЛНР на Россию ляжет груз по восстановлению инфраструктуры и экономики республик, приемы дополнительного потока беженцев и другие расходы, которые, учитывая современное положение дел в российской экономики, могут повлечь весьма негативные последствия.

Второй вариант – замораживание конфликта является одним из наиболее вероятных и в тоже время наиболее приемлемых для России. Возможность этого сценария обусловлена тем, что сегодня ни одна из сторон конфликта не может гарантировать себе безусловной победы в случае возобновления полномасштабных боевых действий, а издержки от неудачи, напротив, чрезмерно высоки. Также идущий с переменным успехом Минский переговорный процесс позволяет сторонам за счет различной трактовки достигнутых соглашений говорить о своем успехе, не переводя конфликт в горячую фазу. При реализации данного варианта развития ситуации не стоит ожидать каких-либо кардинальных изменений в отношениях РФ и Запада в ближайшее время: вопрос о Крыме и снятии санкций навряд ли будет урегулирован, до тех пор пока украинская тематика будет актуальна для западных стран, прежде всего США. Замораживание конфликта имеет долгосрочную перспективу, и в этом плане решающую роль будет играть социально-экономическое положение как на Украине, так и в ДНР и ЛНР.[11]

На южном направлении ситуация продолжит оставаться стабильно напряженной. Борьба против ИГ как и любая война на Ближнем Востоке не имеет быстрого окончания. Боевики ИГ имеют широкую поддержку среди суннитского населения Ирака, которое не стремится вернуться под контроль шиитского правительства в Багдаде. С учетом того, что борьба с ИГ неразрывно связана с гражданской войной в Сирии и курдским вопросом, в среднесрочной перспективе не будет найдено пути к полноценному урегулированию. Это значит, что нестабильность с Ближнего Востока будет распространяться на сопредельные регионы: в Закавказье, Северный Кавказ, Пакистан, Афганистан. Таким образом, перед РФ встает задача укрепления как безопасности границ страны, так и в области борьбы с терроризмом, торговлей наркотиками и организованной преступностью. В Закавказье данную политику эффективно можно реализовать через сотрудничество с Арменией в рамках ОДКБ.

В Центральной Азии в краткосрочной перспективе обстановка не претерпит значительных изменений. Однако в ближайшие 3-5 возможно ожидать смену режимов в Узбекистане, Таджикистане, где лидеры стран находятся у власти еще с 90-х годов. В связи с этим России надо быть готовой к резкому ухудшению ситуации в регионе, появлению новых очагов нестабильности, росту влияния исламизма. В перспективе будут также нарастать трения, связанные с вопросами о водных ресурсах, с учетом агрессивной риторики Узбекистана и приостановке членства страны в ОДКБ, возможно ожидать перехода конфликта в горячую фазу. Здесь РФ нужно приложить максимум усилий, выступая в роли посредника и миротворца, чтобы не допустить эскалации напряженности.

Роль БРИКС и ШОС в краткосрочной перспективе не окажет существенного влияния на внешнеполитическую обстановку вокруг России. Стоит отметить, что несмотря на вербальную поддержку, в реальности ни страны БРИКС и ШОС, ни основные союзники РФ в СНГ (Белоруссия, Казахстан) не признали воссоединение Крыма с Россией и по возможности стараются дистанцироваться от украинской повестки. В то же время в перспективе РФ может извлечь значительные преимущества из кооперации в рамках БРИКС, прежде всего за счет создания альтернативных мировых финансовых институтов (Банк Развития) и формирования единого мнения ведущих не западных стран, альтернативное к позициям США и ЕС. В то же время с учетом возможной дестабилизации в Центральной Азии взаимодействие с Китаем в рамках ШОС может оказать существенное положительное влияние на обстановку в регионе.

Используемая литература и источники

[2] Гущин А. Украинский вызов для России / Гущин А., Маркедонов С., Цибулина А.; рабочая тетр. No 24/2015 / [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2015. – 48 с.

[4] Иноземцев В.Л. Осторожно, двери закрываются. Следующая санкция…// Бизнес-журнал.2014. №12(225).

[11] Гущин А. Украинский вызов для России / Гущин А., Маркедонов С., Цибулина А.; рабочая тетр. No 24/2015 / [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2015. – 48 с.

Внешняя политика государства – это комплекс взаимоотношений, деятельности на международной арене исследуемой страны с различными государствами в интересах такой страны.

Основными задачами реализации внешней политики является:

  • увеличение авторитета государства на международной арене;
  • защита национальных интересов государства (повышения материального и духовного уровня жизни, обеспечение безопасности населения, недопустимость вмешательства во внутренние дела страны других государств;
  • защита территориального суверенитета страны;
  • гарантия всесторонней безопасности страны и ее населения.

Особенности внешней политики Российской Федерации на современном этапе

На современном этапе развития внешняя политика РФ стремительно развивается и меняется и на сегодняшний день обладает рядом особенностей:

  • глобальное изменение внутренней и внешней политики, что прежде всего связано с распадом Советского Союза, правопреемником которого и стала Российская Федерация. В состав Советского Союза входило 15 независимых республик, авторитет на международной арене СССР был достаточно высок, после распада Советского Союза позиции Российской Федерации значительно ослабли;
  • после распада Советского Союза Россия нуждалась в серьезных изменениях, которые были реализованы посредством осуществления реформ как в экономической, так и политической жизни. В связи с проведением большого количества реформаций внешней политике стало уделяться гораздо меньшее значением, чем внутренней;
  • также после распада СССР в России начали возникать межнациональные конфликты, в т. ч. военные (например, события в Чеченской республике, Южной Осетии), что также значительно отвлекало внимание руководства государства от внешнеполитических действий;
  • наличие у России ядерного оружия выступает как в роли фактора, который значительно влияет на мировую ситуацию и позволяет поддерживать существующий авторитет России на международной арене.

Готовые работы на аналогичную тему

Среди наиболее важных составляющих внешней политики РФ можно выделить:

Прогноз и рекомендации в отношении внешнеполитической ситуации

На сегодняшний день очень сложно точно спрогнозировать внешнеполитическую обстановку в мире, так как некоторые ситуации, происходящие на международной арене, могут кардинально менять действующую обстановку. Поэтому, рассуждая о прогнозах внешнеполитической деятельности Российской Федерации, можно говорить лишь о возможных сценариях развития событий.

Если говорить о краткосрочной перспективе внешнеполитических отношений Российской Федерации с государствами Европейского Союза По данной теме мы уже выполнили реферат Европейский Союз подробнее и Соединенных Штатов Америки, то в качестве детерминирующего фактора развития отношений между странами, будет служить развитие ситуации на востоке Украины. Уже имеющийся опыт мирного решения военных конфликтах во многих странах показал, что видение будущего у участников конфликта значительно различаются, в связи с этим продолжение вооруженного конфликта больше, чем просто вероятно. Возможна реализация таких сценариев как сценарий эскалации и сценарий замороженного конфликта.

Стоит отметить, что второй вариант является наиболее оптимальным для Российской Федерации, так как имеет долгосрочную перспективу, однако на отношения России и стран Европейского союза, США такое развитие в значительной мере не повлияет.

Если говорить о южном направлении внешней политики Российской Федерации, то, к сожалению, ситуация, скорее всего, останется стабильно напряженной. Война с террористическими государства типа ИГИЛ, как и любые военные конфликты на Ближнем Востоке, не характеризуется быстрым окончанием. Существует опасность, что нестабильность Ближнего Востока может выйти за рамки Сирии и распространится на такие регионы, как Северный Кавказ, Закавказье. Таким образом, Российской Федерации стоит озаботиться об укреплении своих границ, обеспечении их безопасности.

В ближайшее время в регионах Центральной Азии По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Проблемы обеспечения безопасности в Центральной Азии подробнее значительных изменений не ожидается, однако, возможна смена политических режимов, в таких государствах как Узбекистан, Таджикистан, где лидеры государств находятся на своих постах достаточно длительный период времени (с 90-х годов XX века). В связи описанными выше обстоятельствами Российской Федерации необходимо быть готовой к значительному ухудшению ситуации в Центральной Азии, возникновению новых вспышек геополитической нестабильности, увеличению уровня влияния исламизма. Возможно, что в долгосрочной перспективе будут увеличиваться трения, непосредственно связанные с вопросами ограниченности водных ресурсов, при этом стоит учитывать агрессивную риторику Узбекистана и приостановке членства этого государства в ОДКБ По данной теме мы уже выполнили реферат Особенности деятельности ОДКБ подробнее , что в дальнейшем может привести к вооруженному конфликту. В связи с этим Российской Федерации стоит приложить достаточно большие усилия, в очередной раз примерить роль посредника и миротворца, чтобы предотвратить возникновение новых очагов конфликтов.


Статья посвящена рассмотрению итогов сотрудничества Российской Федерации в рамках применяемого курса внешней политики на современном этапе, а также перспектив дальнейшего развития. Отмечается необходимость адаптации России к условиям изменяющегося мира в целях сохранения позиций одного из ведущих акторов глобальной политики.

Ключевые слова: Россия, внешнеполитический курс, международное сотрудничество.

Сфера международных отношений последние годы характеризуется неопределенностью своего дальнейшего развития. Возрастает напряженность и нестабильность, недоверие и конфликтогенность на глобальном уровне. Существуют тенденции ослабевания, потери эффективности институтов, инструментов и механизмов легитимного воздействия на возникающие угрозы мирового масштаба.

Рассмотрим регионы мира в страновом разрезе относительно взаимодействия их с Российской Федерацией на текущий период и в ближайшей перспективе.

Россия и страны Ближнего Востока

Во взаимоотношениях России и Ирана с конца 2019 года наблюдается положительная динамика. В стране при поддержке правящей элиты усиливаются настроения пророссийской направленности. В ближайшем будущем возможно установление более тесных экономических связей по вопросам взаимодействия в нефтегазовой, нефтехимической и транспортной инфраструктурах. Развитие сотрудничества наших стран также подкрепляется существующей конфронтацией Тегерана с Вашингтоном и неопределенностью позиции ЕС касательно санкционной политики в отношении Ирана.

Значимыми для обеих стран остаются российско-израильские отношения. Между Россией и Израилем налажено торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в сфере инновационно-технического развития. Также весома роль России на территории всего Ближневосточного региона, что учитывает Израиль в рамках развития стратегического партнерства.

Сотрудничество Королевства Саудовская Аравия и Российской Федерации обещает быть плодотворным. Заинтересовать Королевства в поддержании отношений с Россией проявляется в части установления дальнейших контактов по вопросам поддержания стабильных цен на нефть в рамках организации ОПЕК+, а также нормализации политического диалога по актуальным проблемам Ближнего Востока.

На высоком уровне остается взаимодействие России и Египта: налажено военное и военно-техническое сотрудничество, существует единство позиций по многим вопросам регионального характера. Прогнозируется подписание соглашения о зоне свободной торговли между Египтом и Евразийским экономическим союзом.

Россия старается развивать отношения со всеми странами на территории Ближнего Востока, сохраняя позиции одного из ведущих участников политического процесса в Ближневосточном регионе.

Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона

Сформированы предпосылки к расширению состава участников Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС) [3]. В рамках председательства России в 2020 году предполагается создание Форума глав регионов государств-членов ШОС — нового механизма взаимодействия участников ШОС.

Развивается концепция БРИКС+, которая призвана расширить платформу объединения, образуя новое экономическое сообщество. В 2020 году председательство в БРИКС также перешло к России.

С Южной Кореей у России продолжается этап поиска возможностей внешнеэкономического сотрудничества. К тому же, Южная Корея нуждается в поддержке со стороны России по вопросам организации межкорейского взаимодействия.

Ввиду утраты прежнего динамизма функционирования форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), на текущий момент времени находится под вопросом перспектива формирования единой Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли.

Россия, страны Европы и постсоветского пространства

Отношения России и Европейских стран характеризуются неопределенностью, в том числе, ввиду имеющейся ситуации с введенными антироссийскими санкциями.

Вместе с тем, в июне прошлого года после пятилетнего перерыва Россия вернула себе присутствие в Парламентской ассамблее Совета Европы как члена Совета, обладающего полным набором и объемом полномочий. Остается востребованной перспектива развития политического диалога России с Европой по многим стратегическим направлениям.

2020 год — год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Одновременно с этим, анализируя события последних лет, данная юбилейная дата также может послужить основанием для очередных выступлений сторон, трактующих мировую историю в ином формате, результатом чего могут быть события ухудшения политического климата ряда европейских стран касательно взаимоотношений с Россией.

По инициативе В. В. Путина с участием Украины и Евросоюза были проведены переговоры по энергетическим вопросам. Наметился прогресс и конструктивность трехстороннего диалога по вопросам осуществления дальнейшего транзита газа.

При совместных усилиях России и Запада был урегулирован возникший политический кризис в Молдавии, в результате чего Конституционный суд Молдавии признал легитимность правительства и парламента.

Приоритетными направлениями для России остаются экономические и политические связи с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном. Одна из ключевых целей взаимодействия России с перечисленными странами — обеспечение их безопасности и суверенитета, в том числе, в интересах самой России и в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что наступивший 2020 год стал однозначно новым этапом в истории мирового сообщества — мы становимся свидетелями и участниками построения нового миропорядка. Стабильность мировой системы резко снижается, формат старого взаимодействия будет, вероятнее всего, существенно трансформироваться. Причиной тому, помимо прочего, послужили процессы распространения нового вида вируса в масштабах всей планеты, уносящего множество человеческих жизней. В этой связи, к существующим в повестке дня международного сообщества не менее важным проблемам глобального характера таким, как: ухудшение климата, технологические изменения и проблемы социальной нестабильности, добавляется, пожалуй, самый актуальный вопрос сохранения человеческой жизни. И, вследствие чего, процесс организации международного сотрудничества также будет претерпевать корректировки.

Перед руководством России стоит сложнейшая задача, требующая оперативного реагирования на происходящие в мире события, адаптации к возникающим изменениям во всех структурах и сферах общества, стратегического планирования. От продуманности каждого разрабатываемого решения зависит будущее страны.

Ввиду этого, руководствуясь принципами безопасности, минимизацией затрачиваемых ресурсов, а также быстротой проведения переговоров между странами возможно дальнейшее развитие внешнеполитического взаимодействия на принципиально новом уровне. Мир входит в иную эру межгосударственных взаимоотношений.

В то же время, веря в лучший исход текущего глобального потрясения, стоит отметить, что Россия, значительно укрепившая в последние годы свои позиции на арене мировой политики, призвана сохранить и продолжить стратегию независимости и самоопределения внешнеполитического курса, оставаясь открытой к сотрудничеству со всеми странами мира на основе признания и взаимной выгоды.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, внешнеполитический курс, Китай, Ближневосточный регион, дальнейшее развитие, отношение, Сирия, Азиатско-Тихоокеанский регион, Евразийский экономический союз.

В последнее время внешняя политика России претерпела существенные изменения и характеризуется рядом особенностей.

Изменение внешней политики России обусловлено изменением как внутренних, так и внешних условий, в которых находится наша страна. Что касается внутренних условий, то к ним прежде всего следует отнести распад СССР и образование на его развалинах 15 независимых государств. В связи с этим и позиции России на международной арене значительно ослабли в сравнении с бывшим СССР. Вместе с тем в России открылся новый объект внешнеполитической деятельности и политики (страны бывших союзных республик).

Второе обстоятельство обусловлено тем, что в связи с перманентным процессом реформирования экономической и политической жизни страна переживает значительные трудности экономического порядка, что не позволяет ей уделять столь большое внимание внешней политике, как это было прежде.

Третье обстоятельство обусловлено тем, что в стране возникли межнациональные трения, конфликты и даже военные столкновения, о чем свидетельствуют, в частности, события в Чечне, что также требует переключения внимания в политике и политической деятельности.

Наконец, четвертое обстоятельство, в какой-то мере уравновешивающее прежнее, — это наличие в стране ядерного оружия, которое продолжает служить мощным фактором политики и воздействия на мировую обстановку.

Резко изменились за последнее время и внешние условия развития нашей страны. Это нашло свое проявление в распаде мировой системы социализма, прекращении холодной войны, возникновении на месте двухполюсного мира — однополюсного и многополюсного и т. д.

Изменение традиционной роли, которую играла наша страна в системе международных отношений, смена ряда парадигм прошлого в системе внутреннего и внешнего положения требуют переосмысления многих подходов прежней политической мысли при рассмотрении современных процессов мирового развития.

В чем конкретно состоят особенности социального, экономического и политического положения страны на рубеже столетий, которые могут определить ее внешнеполитическую деятельность на ближайший период?

Прежде всего Россия продолжает занимать громадные пространства, которые в связи с уменьшением населения слабо заселены, что делает особенно уязвимыми ее границы, особенно на востоке. К тому же Россия обладает огромными природными запасами, которые в 6 раз превосходят запасы США и в 16–17 раз — Западной Европы, что создает возможность для активной внешней экономической деятельности и в то же время таит в себе определенную опасность поползновения на эти запасы со стороны враждебных сил.

Большие трудности возникают и в связи с тем, что Россия фактически лишилась многих своих бывших территорий и выходов к морю, особенно на юге и в Прибалтике. Это затрудняет ее экономические связи с внешним миром и требует поиска новых коммуникаций для налаживания взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

Что касается международной обстановки, то, с одной стороны, следует иметь в виду, что США и НАТО не заинтересованы в окончательном низведении России до второразрядного государства, а с другой — отдавать себе ясный отчет в объективном усилении их внешнеполитических позиций.

Если сюда добавить резкое падение экономического уровня в нашей стране, внутренние межэтнические конфликты и противоречия, приближение НАТО к границам России, наличие непредсказуемого мусульманского мира на юге, то станут понятны сложности и трудности внешнеполитической деятельности в новых условиях.

Большие проблемы безопасности России вызваны также положением на востоке страны, где находятся огромные территории с малочисленным населением, а также на границе с Китаем, в котором количество населения приходит во все большее противоречие с его территориальной недостаточностью.

В последнее время усилился дисбаланс территории, природных богатств и населения России. Возникшее несоответствие может породить и уже порождает многочисленные претензии к России со стороны других стран.

Качественные изменения геополитической и военно-стратегической ситуации в мире требуют радикального и комплексного переосмысления всей внешнеполитической линии, основанной на биполярном балансе. Сложившееся несоответствие в геополитической и демографической области требует восстановления равновесия, в том числе и путем внешнеполитической деятельности.

Важнейшие проблемы внешней политики России в современных условиях должны решаться путем не только активизации внешнеполитической деятельности, но и успешного решения экономических и социальных проблем внутри страны. Сегодня даже мощная армия не может компенсировать внутреннюю слабость государства. Надежная безопасность обеспечивается все больше и больше не столько армией, сколько развитием эффективной экономики, прочностью социальных и политических структур. В связи с этим необходимо, как никогда, обратить внимание на упорядочение экономики и достижение высоких показателей в ее развитии, а это в свою очередь придаст новый импульс внешнеполитической деятельности, повышению авторитета России на международной арене. Вместе с тем необходимо добиваться преодоления в стране межнациональных конфликтов и укрепления внутренней прочности государства. Если эти задачи не будут решены, то Россию могут ждать новые, еще более тяжелые и даже трагические последствия.

Почти все XX столетие прошло под знаком противоборства двух общественных систем — капитализма и социализма. В результате драматических событий конца 80-х — начала 90-х годов двухполюсный мир распался. Он все больше стал превращаться в многополюсный.

Читайте также: