Домашнее обучение в детском саду что это

Обновлено: 05.07.2024

Посещение детского сада для малыша – зачастую вынужденная необходимость. Заканчивается декретный отпуск, прекращается выплата социальных пособий, у мамы появляется необходимость выйти на работу – как для поддержания финансового благополучия семьи, так и для профессиональной самореализации. Но какие плюсы и минусы есть в детском саду для самого ребенка?

” По многочисленным исследованиям в США, где на домашнем обучении находятся около 4 миллионов детей младшего школьного возраста, эти малыши демонстрируют уровень знаний на выше 30-40%, чем дети, обучающиеся в предшколах.

Причем чаще всего родители не привлекают профессиональных педагогов для обучения детей дома, а занимаются с ними самостоятельно и добиваются успеха вне зависимости от того, есть ли у них профессиональное педагогическое образование и состоятельна ли семья.

” В исследовании 1986 года, в котором изучали поведение и психологическое состояние детей, обучающихся дома и в школе, сделан вывод, что практически единственное отличие малышей, воспитанных дома, - меньшая подверженность влиянию сверстников.

В семье дети стремятся подражать родителям, а не ровесникам, больше зависят от мнения авторитета, а не большинства. Эта тенденция сохраняется вплоть до подросткового возраста, когда может возникнуть необходимость активно противостоять давлению сверстников.

” Существует и исследование, проведенное в 1990-2005 годах Национальным институтом детского здоровья и человеческого развития в США. В нем говорится, что если ребенок раннего возраста проводит более 10 часов в неделю в детском саду, то это приводит к значительному дисбалансу его чувства комфортности и к появлению беспокойства. При этом значительно ухудшается положение детей, поступивших в детский сад ранее достижения ими трехлетнего возраста. Это беспокойство, чувство разлуки с мамой может выражаться в повышении агрессии у ребенка.

Профессор Дэвид Элкинд, крупнейший специалист по детской психологии из университета Тафтса (США), писал, что" раннее образование малолетних детей связано, скорее, с нуждами и приоритетами взрослых, чем с тем, что мы знаем о хорошей педагогике раннего возраста".

Разумеется, даже в свете всех этих научных изысканий и исследований не следует безоговорочно утверждать, что воспитание в детском саду отразится на ребенке негативно. Более того, возможно, что вам повезет, и в детском саду вы встретите мудрых и талантливых педагогов, на голову превосходящих большинство родителей в плане воспитания и обучения малышей, способных стать бесценным помощниками для любой семьи. Но все же в целом следует признать: благотворное влияние детского сада на детей до трех лет – скорее счастливое исключение, чем закономерность

Консультация адресована родителям старших дошкольников. Даны советы по развитию речи детей, подготовке к обучению граммоте и математике в домашних условиях.

ВложениеРазмер
консультация 20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формы обучения детей в домашних условиях.

Деятельность детей дома может быть разделена на блоки:

1. Специально организованное обучение. Родитель – инициатор, он ставит перед ребенком задачи, организует и контролирует их выполнение. В этом блоке развиваются сенсорные и мыслительные способности, расширяются и систематизируются знания детей: об окружающем мире, формируются элементы учебной деятельности.

2. Совместная деятельность родителей с детьми: чтение книг и беседы о прочитанном, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные и настольные игры, совместный труд, экскурсии, прогулки, сопровождаемые рассказом родителей, пояснениями, беседами.

Художественное произведение, познавательный рассказ взрослого, подкрепленный наблюдениями в природе, прогулки с детьми в парк, лес, на реку и разговор об увиденном дают ребенку ценные знания, воспитывают любознательность, развивают его.

методы образовательного процесса

развитие речи детей

Важной задачей обучения дошкольников родному языку является развитие связной речи:

- развитие диалогической речи,

- развитие монологической речи.

Особенности: развернутость, связность, произвольность.

Задачи: планировать, намечать последовательность отдельных частей, звеньев передаваемого в речи содержания, не пропускать существенных эпизодов, не переставлять их беспорядочно, не делать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание.

формы развития качественной устной связной речи:

1. Пересказывание художественных произведений;

2. Различные виды рассказывания (по картине, игрушке, творческое рассказывание);

3. Чтение художественной литературы.

Достаточный словарный запас делает речь содержательной.

Способы обогащения речи дошкольников.

- знакомство с антонимами, определениями, синонимами;

- подбор синонимов к заданному слову;

- выбор из ряда синонимов наиболее подходящего;

- подбор к антонимам подходящих слов (составление словосочетания), например, светлый – темный (лес, ночь) день;

- изменение слова, например, ручей – гремучий и прозрачный, ручеек – маленький и звонкий, ручеечек – крошечный;

- подбор определений, эпитетов (какие бывают птицы? маленькие, большие, красивые, хищные, зимующие, перелетные);

- узнавание предмета по эпитетам: белоствольная, кудрявая, стройная (береза);

- подбор действий к предметам. Ветер что делает? (дует, воет, срывает листья);

- подбор предметов к действиям. На небе сияет, землю освещает, всех согревает (солнце);

- подбор к действию предметов;

- подбор обстоятельств. Учиться можно как? (хорошо, лениво, плохо);

- подбор нюансов слов: дом, домик, домище;

- подбор детьми пропущенных слов ( пришел почтальон, принес . );

- составление распространенных предложений (дети идут куда? зачем?);

- составление части целого: дерево – ствол – ветки – сучья;

- составление предложения с определенным словом или несколькими словами.

Все эти упражнения способствуют не только расширению, но и активизации детского словаря. Для того, чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократно повторять.

Научить читать 7-летнего ребенка труднее, чем 5-летнего. Обучение чтению – первая ступень в школьном обучении родному языку. Прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться проводить звуковой анализ слов, т.е. уметь называть звуки, из которых состоит слово.

Звуковая культура речи:

- умение регулировать силу голоса

- интонационная выразительность речи

Богатый материал для развития звуковой культуры речи – потешки, скороговорки, пословицы, поговорки.

С целью регулирования силы голоса скороговорка произносится громко-тише-шепотом, либо шепотом,громче, громко. Для развития темпа речи – быстро,умеренно, замедленно и в обратном порядке.

С целью усвоения детьми различных интонаций можно использовать упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах:

Ты будешь играть в мяч? Я буду играть в мяч ?

Ты будешь играть в мяч? Я буду играть в мяч?

Ребенок 6-7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует словами, как он это делал в 4 года. Потому что вслушивается не в звуки, а представляет себе буквы, которыми записано слово. А 4-летний слышит все по-другому. Поэтому надо воспользоваться этой речевой одаренностью 4-5 летнего ребенка и научить его грамоте, закладывающей фундамент усвоения курса фонетики, морфологии русского языка.

Начинать необходимо с игры, переключающей внимание детей со смысловой стороны слова на звуковую.

I этап – определение звука.

II этап – назвать звуки слова в той последовательности, в которой они в этом слове находятся.

Это и основа грамотного письма.

III этап – изображение слова в виде схемы.

Сколько клеточек? Значит. сколько звуков?

Звуки называются последовательно и закрываются фишками.

Необходимо иметь несколько карточек для анализа трехзвуковых слов: мак, дом, кот, кит, жук, лук, лес, рак.

На каждом занятии нужно разбирать не больше двух слов. Но анализировать эти слова надо несколько раз разными способами: сначала просто разбирать слова, затем фишки убрать со схемы по указанию взрослого в соответствии с называемыми звуками. Можно назвать звуки последовательно. Такого рода задания побуждаю детей к повторному обследованию звукового состава слова по схеме. При проведении звукового анализа слов полезно включать задания, развивающие у детей мыслительные операции – сравнение, сопоставление, анализ.

IV этап – различение гласных и согласных звуков.

Обратить внимание ребенка на то, что при произнесении согласных нам всегда что-то мешает: губы или язык, теперь установлена разница между гласными и согласными звуками.

Согласные звуки произносятся то мягко, то твердо. Мягкие согласные обозначаются зелеными фишками, твердые – синими.

Вот теперь можно начинать читать.

Математика в семье

Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. В программу занятий по математике дома включается следующее:

- знакомство со счетом;

- знакомство с числами цифрами в пределах 10;

- знакомство с понятиями, как образуется число;

- знать, что число не зависит от формы, цвета, пространственного расположения предметов;

- дети должны научиться перечислять, отсчитывать нужное количество предметов;

-деление целого предмета на равные части (2, 4, 8);

- составление и решение задач;

- знакомство со знаками +, -, =;

- знакомство с геометрическими предметами;

- ориентировка во времени (части суток);

- знакомство с величиной ( длинный – короткий, узкий – широкий, больше – меньше).

Формы обучения элементарным математическим представлениям – игра.

Составление задач целесообразно ограничивать сложением, вычитание в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условия задачи.

Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и познавательной.

Раньше у наших мам или бабушек даже сомнений в этом не возникало. Определенно - в детском саду. И очень часто детей в детский сад отдавали в полтора года. Теперь у современных родителей есть выбор. Тенденция оставлять ребенка дома на воспитании появилась во многом потому, что детские сады не справляются со своей задачей.

Несомненно, главным преимуществом детского сада была и остается социализация . Ребенок должен жить в обществе и из него должен усвоить нормы социального поведения. В детском саду ребенок общается со сверстниками, с воспитателями и нянями. Он учится уважать старших, подчиняться им, выполнять инструкции и требования и соблюдать дисциплину. Все это крайне необходимый навык для социального поведения.

Кроме того, детский сад приучает к режиму . Обычно распорядок дня ребенка в детском саду включает в себя: завтрак, занятие, прогулку перед обедом, обед, дневной сон, полдник и вечернюю прогулку. И если обед у детей в детском саду должно быть ровно 12, то это ровно в 12, без отклонений.

Но минусы воспитания ребенка в детском саду тоже очень значительны. Ребенок в детском саду более подвержен различным инфекционным заболеваниям. Психологический климат в детском саду не всегда благоприятный. Даже хороший педагог не может работать индивидуально с двадцатью или тридцатью детьми одновременно. Кто-то не заметил, кто-то не обратил достаточно внимания на проблему.

В то же время работа воспитателя в детском дошкольном учреждении - сейчас одна из самых низкооплачиваемых. Это привело к тому, что практически нет действительно талантливых и профессиональных педагогов, и новое поколение не стремится овладеть такой непопулярной специальностью.

Современные родители просто боятся отдавать ребенка в детский сад, потому что низкоквалифицированные педагоги ничему не научат ребенка, и даже методы их воздействия на детей не слишком педагогичны. Бывают даже случаи, когда детей избивают, оскорбляют.

Кроме того, количество отечественных детских садов значительно сократилось за счет их приватизации и перепрофилирования. Поэтому часто даже те родители, кто хочет отдать ребенка в детский сад, вынуждены долго стоять в очереди в детском саду и поэтому занимаются воспитанием ребенка дома.

А что хорошего в домашнем образовании? Во-первых, только домашнее образование может быть полностью индивидуальным . Ведь программа занятий и распорядок дня в детском саду рассчитан на среднего ребенка, но не учитывает индивидуальные особенности и склонности. Дома у ребенка можно развить те качества и навыки, которые, по мнению родителей, ему наиболее необходимы, например, подчеркнув раскрытие творческих способностей ребенка.

Дома ребенок находится под надежным наблюдением. Родители всегда контролируют, где находится ребенок и что он делает. Качество детского питания дома также намного лучше, чем в детском саду. Это особенно важно для детей, склонных к пищевой аллергии.

Если ребенок получает домашнее образование, то у него гораздо меньше шансов подхватить вшей у сверстников, что является инфекцией.

При домашнем обучении родители могут установить режим занятий, прогулок и питания, который учитывает индивидуальные особенности ребенка.

Но, в то же время, некоторые преимущества домашнего обучения могут превратиться в минусы . Есть определенные заболевания, которые легче переносятся в детстве. Ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит. В более старшем возрасте эти заболевания могут дать большие осложнения. Поэтому иммунитет, который ребенок приобретает при общении с другими детьми, очень ценен.

Чтобы ребенок приобрел те же социальные навыки, что и в детском саду, родители должны будут приложить максимум усилий. То, что происходит в детском саду само по себе, дома требует определенной подготовки и настойчивости со стороны родителей. Общаясь между собой в детском саду, дети учатся делиться игрушками друг с другом, сдаются, идут на компромиссы, сочувствуют. Они учатся смягчать свои желания и свой эгоцентризм.

Если ребенок проходит домашнее обучение, то эти навыки он усваивает несколько позже. Итак, ученые заметили, что если ребенок ходит в детский сад, то к 4 годам его эгоцентризм сильно уменьшается или даже исчезает. В домашних условиях это происходит только в 6 лет, а у некоторых детей эгоцентризм сохраняется и до 7-8 лет.

Итак, что же лучше для ребенка? Детский сад или домашнее образование? Как видите, оба подхода к дошкольному образованию имеют как плюсы, так и минусы. Что правильно для вашего ребенка, можете решить только вы. В последнее время набирает популярность некий компромисс между детским садом и домом. До четырех лет ребенок проходит домашнее обучение, а с 3 лет он несколько раз в неделю посещает развивающие кружки. Такой подход сохраняет преимущества обеих систем детского воспитания.


Домашнее обучение дошкольников: жизнь и есть учебный план.

Домашнее обучение дошкольников: жизнь и есть учебный план

Маленькие дети научаться всему, что им необходимо знать и подготовятся к дальнейшему формальному обучению через участие в семейной жизни, домашние дела и воспитание.

Понимание, что дети нуждаются в физическом, умственном и духовном росте, позволит вам, через обычные ежедневные дела обеспечить их всем, что им необходимо на протяжении этих ранних лет жизни.

Домашний труд как искусство

Мамы, обучающие своих детей дома, знают, как порой сложно сделать так, чтобы и посуда была помыта, и белье выстирано, и еда приготовлена, и дома был порядок. Разумеется, эти обязанности должны быть выполнены в добавок к домашнему обучению, которое может восприниматься как избыточное и создающее суету.
Дети любят имитировать работу, которую выполняют взрослые вокруг них. Через сознавание потребности в имитации, которую испытывают маленькие дети, мы можем включить их в наши ежедневные дела.

Позвольте вашему дошкольнику помогать готовить еду, мыть посуду, развешивать белье, мыть полы и пр. Многие родители не понимают, как хорошо могут маленькие дети делать реальную работу с реальными целями.

Обеспечьте их настоящей, но подходящего детского размера посудой и хозяйственными принадлежностями, и они смогут помогать по-настоящему, а не только претендовать на помощь.

Готовьте натуральную, цельную и здоровую еду. Делая это, у вас есть шанс научить детей правильному питанию и показать им откуда берется еда.

В процессе такой деятельности дети не только обучаются навыкам практической жизни, но и через помощь приобретают уважение к себе. И конечно, дела, вроде нарезки овощей, развивают мелкую моторику, а большие работы, вроде подметания пола – крупную моторику.

Дети изучают математику, выполняя практические измерения и подсчитывая ингредиенты. И знакомятся с научными идеями, такими, как к примеру, изменения веществ и химией через выпечку.

Игра воображения

Исследования показали, что те дети, которые в дошкольном возрасте активно и много играли (игры в дом, игры с переодеваниями, ролевые игры), в дальнейшем, когда приходит время для начала школьного обучения, демонстрируют лучшие результаты как в академической, так и в социальной сферах, в сравнении с теми детьми, которые посещали такие детские сады, где больше внимания уделялось чтению и математике.
Натуральные игрушки безгранично воодушевляют детей на разнообразные фантазийные игры. Например, корзина ракушек или деревянные кругляшки могут стать деньгами, посудой, едой, и т.д.

Музыка

Пение не только доставляет много радости и делает наши дни светлее и ярче, оно также помогает расширять словарный запас и совершенствовать речь.
Пение на протяжении всего дня – прекрасный способ облегчить переходы от дела к делу, а также скрасить время работы.

Для пения во время приготовления пищи, уборки и т.п. я очень рекомендую прекрасную коллекцию песен This is the Way We Wash a Day составленную Mary Thienes Schunemann.

Движения

Домашнее обучение дошкольников: жизнь и есть учебный план

Photo by Phil Romans

Важность движений для маленьких детей не может быть переоценена. Исследования мозга доказали, что существует прямая связь между развитием моторики – и крупной, и мелкой – и умственным развитием малышей.

Ежедневно выделяйте достаточно времени для активных игр на свежем воздухе. Такие занятия как прыжки, карабканье, раскачивание, катание с горки, лазанье по деревьям и строительство снежных крепостей выглядят как игра, но важно знать, что эти занятия на самом деле укрепляют и развивают мозг вашего ребенка и подготавливают его к обучению на протяжении всей его жизни.

Мир вокруг

Домашнее обучение дошкольников: жизнь и есть учебный план

Photo by nicoleta gramada

Поощряйте чувство прекрасного в вашем малыше, его благоговение и почтение к природе. Позвольте ему удивляться тем изменениям, которые он увидит в природе на протяжении всех времен года.

Это ощущение чуда будет развивать в ребенке любопытство и интерес к миру природы, а также будет поощрять малыша, по мере того, как он будет становиться старше, узнавать больше.

Игры

Игры это развлечение, но как же много может быть изучено и получено ребенком через игры!

Классические физические игры, вроде прыжков через скакалку не только помогают развивать тело и мозг, но и через осознание ритмичности скакалки, ребенок также развивает память и свои речевые навыки.

Традиционные игры в кругу, такие как “Ring Around the Rosey,” или “Duck Duck Goose” помогают детям с развитием социальных навыков, например с пониманием идеи очередности.

Существует масса совместных настольных игр, помогающих детям развивать логику, речь, последовательности и т.п.

Конкурентные игры, где есть победители и проигравшие, очень сложны для детей младше 5 лет, т.к. часто заканчиваются либо слезами, либо попытками обмана, т.к. малыши на самом деле очень сильно хотят выиграть. С другой стороны, есть игры направленные на кооперацию, игры, позволяющие каждому участнику внести свой вклад в достижение общей цели.

Творческие занятия

Рисование карандашами и красками, ручной труд и изготовление поделок развивают тонкую моторику малышей.

Повторяясь мы напомним, что исследования нейрологов показали, что нервные окончания в пальцах напрямую соединены с мозгом, и через развитие мелкой моторики путем творческих занятий, формируются и укрепляются нейрологические связки, которые приводят к росту интеллектуального потенциала.

Читайте также: