Внебюджетная деятельность в школе

Обновлено: 02.07.2024

В прошлом номере журнала на примере деятельности образовательных учреждений мы искали ответ на вопрос "Как заработать деньги?". В данной статье проанализируем варианты развития учреждения как финансово благополучного, рассмотрим особенности планирования предложения платных услуг и на основе расчета определим их оптимальную структуру.

Планируем собственное развитие

На сегодняшний день на законодательном уровне закреплено право бюджетных образовательных организаций на осуществление платных услуг (см. Закон N 83-ФЗ ). В числе основных документов, регламентирующих эту деятельность, - Закон об образовании , Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", документы муниципальных властей, устанавливающие тарифы на платные дополнительные образовательные услуги .

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Например, Постановление администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 11.02.2014 N 253-ПА "Об утверждении тарифов на платные дополнительные образовательные услуги муниципальных образовательных учреждений муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области".

Однако, как показал анализ сайтов бюджетных образовательных учреждений, платные образовательные услуги во многих школах практически не представлены.

Перечень мероприятий по развитию дополнительных платных услуг

Развитие маркетинговой деятельности в сфере платных образовательных услуг предполагает:

  • анализ рынка платных услуг, предоставляемых другими образовательными учреждениями на близлежащей территории (например, в городе, поселке, микрорайоне), учреждениями, которые считаются лидерами в данном направлении;
  • анализ качества и ассортимента оказываемых услуг с целью их соответствия требованиям рынка;
  • организацию информирования всех потенциальных клиентов (детей, родителей, жителей микрорайона) о платных дополнительных услугах и размещение рекламы (в зависимости от финансовых ресурсов ею может быть реклама в СМИ, на сайте бюджетного учреждения, информационных стендах).

Маркетинг платных образовательных услуг

Реализация мероприятий невозможна без денежных инвестиций, которые, в свою очередь, должны быть оправданными. Для определения целесообразности финансовой поддержки предлагаемых услуг необходима оценка их эффективности.

Для этого можно предложить следующую форму расчета.

Расчет эффективности привлечения внебюджетных средств

Наименование предоставляемой услуги

Затраты, связанные с предоставлением услуги, тыс. руб.

Привлеченные внебюджетные средства

Доля привлеченных внебюджетных средств в общих затратах, %

Из бюджетных средств

Из внебюджетных средств

В денежных единицах

В денежных единицах

Итого по всем услугам

Дадим некоторые пояснения к представленной форме.

Расчет полных затрат, связанных с предоставлением конкретной услуги, выполняется путем сложения необходимых для предоставления данной услуги бюджетных и внебюджетных средств:

Внебюджетные средства, необходимые для предоставления конкретной услуги, могут быть получены от приносящей доход деятельности, в качестве спонсорской помощи и т.д.

Долю привлеченных внебюджетных средств в процентах по каждой услуге можно рассчитать, применив следующую формулу:

Эффективность привлечения внебюджетных средств характеризуется разницей между величиной внебюджетных средств, привлеченных для предоставления услуги, и объемом внебюджетных затрат, необходимых для предоставления этой услуги.

Показатель может быть выражен в процентах как отношение разности между внебюджетными средствами, привлеченными для предоставления услуги, и внебюджетными затратами, необходимыми для предоставления названной услуги, к внебюджетным затратам, необходимым для предоставления указанной услуги, с последующим умножением на 100%.

Доля привлеченных внебюджетных средств в общих затратах на предоставление услуги - отношение внебюджетных средств, привлеченных для предоставления данной услуги, к сумме всех затрат, связанных с предоставлением услуги, с последующим умножением на 100%.

Приведем пример расчета услуги по предложенной выше форме.

Расчет эффективности привлечения внебюджетных средств за 20__ г.

Наименование предоставляемой услуги

Затраты, связанные с предоставлением услуги, тыс. руб.

Привлеченные внебюджетные средства

Доля привлеченных внебюджетных средств в общих затратах, %

Из бюджетных средств

Из внебюджетных средств

В денежных единицах

В денежных единицах

Подготовка к ЕГЭ по математике

Итого по всем услугам

Дадим пояснения к представленным в таблице расчетам.

Затраты, связанные с предоставлением услуги ("Всего"):

2,9 + 1,8 = 4,7 (тыс. руб.).

Величина внебюджетных средств, привлеченных для предоставления услуги, в нашем примере - 2,1 тыс. руб.

Привлеченные внебюджетные средства в процентном отношении рассчитываются с учетом итоговых значений:

(2,1 / 14,1) тыс. руб. x 100% = 10,7%.

Это значит, что 10,7% финансирования всех оказываемых услуг из фонда привлеченных внебюджетных средств было направлено на конкретную услугу.

Расчет эффективности привлечения внебюджетных средств в рублях:

2,1 - 1,8 = 0,3 (тыс. руб.).

Расчет эффективности привлечения внебюджетных средств в процентах:

((2,1 - 1,8) / 1,8) тыс. руб. x 100% = 16,7%.

Доля привлеченных внебюджетных средств в общих затратах:

(2,1 / 4,7) тыс. руб. x 100% = 44,6%.

Указанные в таблице показатели имеет смысл рассматривать и относительно друг друга (по услугам), и в динамике (например, по итогам года или другого периода). Предложенная или измененная по усмотрению руководства (или специалистов) форма даст возможность определить, какие услуги пользуются спросом долгое время, какие нуждаются в изменениях, к каким теряется интерес и какие в большей степени требуют финансовых вложений.

Обновление нормативной базы учреждения

Обновление нормативной документации учреждения (локальных нормативных актов, регламентирующих управление образовательного учреждения, организационные аспекты, особенности организации образовательного процесса, оценку и учет образовательных достижений обучающихся, условия реализации образовательных программ, права, обязанности, меры социальной поддержки обучающихся образовательной организации, права, обязанности и ответственность работников образовательной организации, образовательные отношения, открытость и доступность информации о деятельности образовательной организации) обязательно должно быть периодическим и включать в себя работу с теми документами, которые устанавливают порядок предоставления платных услуг. Причем особое внимание необходимо уделить определению цены на каждую конкретную услугу, составлению графика предоставления услуг, разработке сопутствующих документов (например, журналов посещения и успеваемости), заключению договоров с родителями учеников, работе с педагогическим составом.

Внедрение новых форм оказания платных услуг

Внедрение новых форм оказания платных услуг подразумевает соответствие предложений современным требованиям. Однако надо понимать, что чем раньше учреждение начнет двигаться в данном направлении, тем более конкурентоспособным оно будет. Учреждение должно иметь материальную базу для такого внедрения, а трудовой коллектив должен быть готов к оказанию платных дополнительных услуг. Основное условие внедрения названных услуг - их востребованность родителями и учениками. Ресурсы, которыми располагает учреждение, тоже значимы. Например, важны наличие помещений и их оснащенность, мебель, учебный материал, технические средства обучения, возможность использования новых информационно-коммуникативных технологий и т.д. Первостепенно и привлечение квалифицированных специалистов, способных работать с детьми и имеющих опыт проведения занятий на высоком уровне.

Повышение профессиональной компетенции педагогов

Родителю и ребенку важно, кто именно будет оказывать дополнительные услуги. Повышение профессиональной компетенции педагогов является одной из составляющих их деятельности, о чем должны знать и покупатели услуги - в данном случае родители. Причем информация о повышении квалификации не должна остаться за кадром, поскольку она позволяет конкретному бюджетному учреждению выгодно выделиться среди конкурентов. То, что педагог прошел соответствующие курсы, должно отражаться не только в его трудовой книжке, но и на сайте учреждения или (как сейчас делают многие) на личной странице учителя. Сайт в описанном случае выступает не только как визитная карточка специалиста (специалистов), но и как информационная площадка услуги.

Например, если на сайте учреждения в разделе "Наши преподаватели" (или в разделе с другим названием, но тем же смыслом) будет приведен только поименный список педагогов по дисциплинам с отражением их категорий, а фотографии и любая другая дополнительная информация о квалификации специалистов (их заслугах и т.д.) будут отсутствовать, то родителям придется самим искать ответы на вопросы "Чем хорош этот учитель?" и "Почему мой ребенок должен заниматься именно у данного специалиста?". Однако указание, что с детьми будет работать, например, преподаватель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель, под руководством которого дети успешно участвуют в каких-либо мероприятиях, станет несомненным стимулом для выбора предлагаемой услуги.

Почти в каждой школе есть педагоги из числа бывших учеников. Информация о таких сотрудниках повышает доверие потребителей услуг к учебному заведению. Желательно, чтобы она тоже размещалась на сайте школы в нужном разделе.

За примером того, как надо себя позиционировать, можно обратиться к сайту ГБОУ "Гимназия N 11" (г. Санкт-Петербург), где в разделе "Руководство. Педагогический состав" приводятся сведения о коллективе. Наряду с качественно выполненными фотографиями педагогов присутствуют следующие данные.

Читайте также: