Методические рекомендации по составлению годового плана школы в рб 2020

Обновлено: 02.07.2024

Годовой план воспитательной работы учреждения образования сопровождается различными документами: программами, концепциями, проектами, оперативными планами. Практика показывает, что иногда авторы этих документов не видят разницы в их форме и содержании.

В образовательных учреждениях существует планирование трех уровней:

Программа развития учреждения образования Программа развития воспитательной работы в учреждении образования

Комплексно-целевая программа воспитания

Перспективный план воспитательной работы на учебный год

Перспективные планы работы структурных подразделений (СППС, педагога-организатора, методического объединения классных руководителей)

Планы работы на четверть, на неделю

Планы подготовки и проведения отдельных мероприятий

Планы организации и проведения мероприятий шестого школьного дня

Стратегические планирование является вершиной системы планов, т.к. характеризует основное назначение организации, ее цели и стратегию развития. Стратегический план – это план высокого уровня обобщенности, поэтому в нем обозначаются лишь основные этапы движения к цели и решаемые на каждом этапе задачи. Планы тактического вида разрабатываются в рамках реализуемой в учреждении стратегии и считаются планами нижнего уровня.

КОНЦЕПЦИЯ – это документ, описывающий смысл, миссию и философию деятельности учебного заведения.

Концепция дает возможность:

- иметь целостное представление всем участникам воспитательного процесса о содержании деятельности школы в вопросах воспитания;

- строить процесс системно, логично, последовательно.

- анализ сложившейся ситуации в воспитании;

- общие подходы к деятельности в рамках концепции;

- видение деятельности в том или ином направлении согласно концепции;

- определение основной цели деятельности;

- обозначение основных направлений деятельности;

- перечисление и краткая характеристика возможных действий.

ПРОГРАММА – описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов.

- специфику содержания деятельности школы;

- особенности организации воспитательного процесса в школе;

- цели, задачи, средства и пути их реализации в процессе воспитания.

Программы могут быть разными:

-по направленности (комплексно-целевыми, профильными, индивидуальными);

- по стратегии (программа развития, деятельности, и т.д.).

Программа включает следующие разделы:

2.Обоснование актуальности темы, проблемы.

5.Основные направления воспитательной деятельности.

6.Методы, формы и приоритетные виды, технологии воспитательной деятельности.

7.Сроки и этапы реализации программы.

8.Содержание по реализации целевой программы.

9.Ресурсное (материально-техническое, кадровое, информационное) обеспечение процесса воспитания.

10.Проектирование ожидаемых результатов.

11.Ответственные за реализацию программы лица.

Наличие программы предполагает изучение промежуточного статистического материала, изучение результатов мониторинга качества воспитания.

Создание программы развития воспитательной работы учреждения образования – продолжительный процесс, в котором принимают участие все: учителя, классные руководители, руководители кружков, клубов, учащиеся, родители, представители шефских организаций и все заинтересованные стороны. Не может быть двух одинаковых программ развития воспитательной работы в двух образовательных учреждениях.

Разработка и реализация КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ.

Качества программы:

Общие черты всех программ, независимо от их содержания и формы:

- направленность на цель, конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату;

- наличие в программе системы показателей, которые могут иметь и количественный, и качественный характер;

- объединение в определенных организационных рамках под общим управлением всех подразделений, исполнителей – от начала до окончания работ;

- четкое определение функций и ответственности, выраженное в конкретике дел, сроков их реализации и определение ответственных исполнителей;

- включение программ в перспективное (стратегическое) планирование;

- гибкая система управления, максимально отвечающая особенностям программы и максимально приближенная к исполнителям.

Программно-целевое планирование содержит вводную часть в текстовой форме и план мероприятий, оформленный в виде таблицы.

Создавая общешкольную комплексную программу воспитания учащихся, необходимо учитывать четыре уровня образовательно-воспитательных целей учреждения образования: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально-воспитательные цели; 3) цели программы развития данного учреждения образования; 4) цели как планируемые результаты развития личности школьника.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в модели личности выпускника конкретного образовательного учреждения, в соответствии с критериями воспитанности учащихся, которые помогают заместителю директору школы и классным руководителям строить школьную и классную программы воспитания учащихся.

ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ характеризуются следующим:

- служат основным инструментом реализации стратегических планов и разрабатываются в соответствии со стратегическими планами;

- рассчитаны на более короткий период, чем стратегический план, поэтому результаты их реализации проявляются сравнительно быстро. Такой план чаще всего план – сетка.

- контролируемость плана обеспечивается тем, насколько рационально он детализирован.

К тактическому уровню планирования относится годовой план воспитательной работы учреждения образования, который должен соответствовать концепции и программе развития учреждения образования.

Перспективный план воспитательной работы на учебный год является разделом общешкольного годового плана учебно-воспитательного процесса.

В целях совершенствования воспитательной деятельности, более детального ее планирования, наряду с перспективным планом идеологической и воспитательной работы (по месяцам) разрабатываются текущие, оперативные планы.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН воспитательной работы охватывает недельный, месячный или четвертной, полугодовой промежуток времени и содержит конкретную информацию о теме и форме проводимых мероприятий, конкретной дате и времени их проведения, фамилии ответственных лиц за их подготовку и проведение. Такие планы разрабатываются в форме таблицы, графика – планы-графики, планы-сетки мероприятий.

ОПЕРАТИВНЫЕ ПЛАНЫ – это планы подготовки и проведения отдельных общешкольных воспитательных мероприятий, организации и проведению мероприятий шестого школьного дня, родительских конференций, педагогических чтений и др.

Во всех видах планов решаются единые воспитательные цели и задачи.

Все виды планов должны быть согласованными, взаимно дополняя друг друга.

ПРОЕКТ – это описание конкретной ситуации, проблемы, которая может быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

- введение, в котором анализируется актуальность и новизна предлагаемого проекта, сфера его применения, назначения и конкретной проблемы;

- механизм управления проектом, компетентность авторов проекта, участников, квалификацию персонала, обслуживающего проект;

- постановка цели деятельности и конкретных задач;

- характеристика и способ оценки планируемых результатов;

- содержание этапов и сроки выполнения проекта;

- механизм реализации (формы и методы, планы и графики выполнения работ по проекту);

- характеристика основных видов ресурсов проекта (интеллектуальное, технологическое, материальное, техническое, информационное обеспечение);

- характеристика проведения мониторинга (отслеживание конкретных и измеряемых результатов каждого этапа проектной деятельности);

Все перечисленные документы должны быть включены в аналитический отчет заместителя директора по воспитательной работе, если они являются продолжением плана.

Системность в планировании идеологической и воспитательной работы позволяет объединить усилия всех педагогических работников для реализации запланированного, способствует более качественному решению поставленных задач с оптимальными затратами средств, сил и времени.

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendatsii_po_sostavleniyu_godovogo_plana_doo.pdf 104.66 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЯ


Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.

Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с .


Методические рекомендации по составлению годового плана в ДОУ

Методические рекомендации по составлению годового плана отражают: разделы, планирование задач, виды, мероприятия.

Методические рекомендации к составлению календарного плана в группе в соответствии с ФГОС ДО

Предлогаемый алгоритм для составления и проверки календарного планирования воспитательно-образовательной работы в группе окажет конкретную консультативную помощь педагогам и старшим воспитателям в сов.

Методические рекомендации по составлению Годового плана учебно-воспитательной и административно –хозяйственной работы ДОУ на учебный год

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Р.

Методические рекомендации по оформлению Годового плана работы ДОУ.

Методические рекомендации об утверждении, оформлении Годового плана работы ДОУ. Раскрывается структура годового плана, задачи, мероприятия, приложения к годовому плану.

Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основной Общеобразовательной Программой и Уставом. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году. Годовой план имеет свою цель, которая осуществляется через решение задач.

В соответствии с задачами в плане должны быть определены конкретные мероприятия по их реализации.

Годовой план составляется с учётом вида дошкольного учреждения и профессионального уровня педагогических кадров.

Можно выделить следующие трудности в планировании :

• - неумение чётко определить специфику целей и задач на следующий учебный год;

• - отсутствие взаимосвязи между годовыми задачами и механизмами их реализации;

• - неумение анализировать итоги учебного года;

• - отсутствие четкой и одновременно простой модели планирования;

• - слабая реализация главных принципов воспитания и обучения (систематичность, последовательность и пр.);

• - перегруженность (высокая плотность) планов или наоборот;

• - несбалансированное распределение обязанностей между исполнителями;

• - неравномерное планирование сроков мероприятий;

• - неравномерное распределение мероприятий между исполнителями и по срокам;

• - планирование нереальных дел;

• - отсутствие контроля и самоконтроля, его взаимосвязи с годовыми задачами;

• - нерациональная композиция целей и задач (совокупность выделенных задач не обеспечивает в полном объеме достижение цели или задачи пересекаются);

• - выдвижение в качестве цели процесса, а не результата;

• - чрезмерная фиксация внимания на второстепенных деталях.

Годовой план начинается с написания анализа работы ДОУ за прошедший учебный год. Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году. В вводной части прописывается анализ результатов работы, причин невыполнения предыдущего годового плана, особых затруднений в работе воспитателей, интересной экспериментальной работы, мнения родителей о перспективах развития в ДОУ. Рекомендуется намечать 2 – 3 задачи, вытекающие из плана развития ДОУ и анализа его работы за прошедший период. Бывает так, что та или иная задача вызвана неудовлетворительным положением дел по конкретному вопросу. Проанализировав все перечисленные параметры, обсудив полученные результаты с коллективом, выбрав основные направления по которым будет работать коллектив в предстоящем учебном году, можно переходить к формулировке основных задач деятельности ДОУ на предстоящий учебный год. Суть анализа не в том, чтобы дать перечень сделанного в учебном году, а в том, чтобы сопоставить, сравнить, оценить результаты; определить условия, обеспечивающие успех; выявить причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий.

Формулировка годовых задач вызывает у старших воспитателей, заместителей заведующих, да и заведующих тоже наибольшие трудности. Задачи: первая третьего года, вторая второго года, третья новая. Задача пишется с глагола, например: совершенствовать, формировать, создавать условия и т. д. Одна из задач по здоровьесбережению.

Нужно постараться сделать так, чтобы задача была не очень объемной в плане ее выполнения и реальной для решения, но и не очень узкой, замыкающейся на очень конкретных условиях ее реализации. Важно в самом начале написания годового плана распределить всю работу так, чтобы соблюдался баланс между различными формами работы, как с детьми, так и с родителями, и с педагогами.

По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:

• Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);

• Основное содержание плана;

• Сроки выполнения запланированных мероприятий;

• Ответственные за выполнение плана лица.

Приступая к составлению годового плана ДОУ, необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана.

Нужно помнить, что годовой план – это живой рабочий документ, который может подвергаться исправлению, корректировке в ходе работы над его выполнением. Надо смело вносить изменения и дополнения, не бояться отступать от ранее запланированных мероприятий. Нужно только уметь доказать, объяснить почему нужно так поступить.

Следует учесть и то, что годовой план требует построения определенной работы с кадрами, организационно-педагогической работы с детьми, построения взаимодействия с семьей.

Один из ответственных моментов: выбор формы написания плана. Форма написания плана может быть самой различной:

календарной (разбитой по месяцам,

цикличной (содержать определенную цикличность форм работы,

текстовой (иметь текстовое описание содержания,

табличным (иметь табличную форму написания,

блочно – схематичным (разбитым на определенные блоки работы).

Годовой план должен включать в себя:

- описание организационно-педагогической работы (подготовка ДОУ к новому учебному году, качественная и количественная характеристика педагогов, расстановка по возрастным группам, материальное обеспечение педагогического процесса, организация предметно-развивающей среды и т. д.);

- перечень мероприятий, направленных на повышение педагогической квалификации воспитателей;

- описание мер контроля за воспитательно-образовательной работой в ДОУ, работой всех структур ДОУ;

- представление многоплановой работы с родителями;

- перечень мероприятий, направленных на повышение квалификации обслуживающего персонала;

- описание административно-хозяйственной работы в ДОУ;

- расписание медико-профилактической работы в ДОУ;

- перечень производственных собраний и мероприятий.

Этапы составления плана :

I этап. Сначала спланировать ежемесячно повторяемые дела, определяемые спецификой работы ДОУ и особенностями каждого месяца учебного года (например, проведение педагогических советов, первичной полугодовой и итоговой диагностики дошкольников, подготовка и проведение праздников и др.).

II этап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционными для этого ДОУ сложившимися мероприятиями (например, проведение праздников “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Конкурс педагогических идей” и т. д.).

III этап. Запланировать новые мероприятия для реализации целей и задач, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год. Для самоанализа плотности годового плана предлагается построить диаграмму: по вертикали отметить количество мероприятий, по горизонтали – месяцы года.

Разделы плана :

1. Работа с кадрами.

2. Организационно-педагогическая деятельность.

3. Контрольно- аналитическая деятельность.

4. Организация воспитательной и оздоровительной работы.

5. Административно- хозяйственная деятельность.

Что прописывается в разделах

• 1. РАЗДЕЛ: РАБОТА С КАДРАМИ

1.1 Методическая работа

• Координационные советы (проектные советы);

• Работа творческих групп;

• Инструктажи по ТО и охране жизни и здоровья детей;

• Формирование предметно-развивающей среды (Оснащение педпроцесса, оснащение методического кабинета);

• Изучение и обобщение п. п. о. ;

• Работа в методическом кабинете (создание библиотеки методической литературы, систематизация и классификация материалов, организация выставок для педагогов, состав-ление картотек и т. д.);

• Выставки, смотры, конкурсы;

• Обзор новинок методической и периодической печати;

1.2 Повышение профессионального мастерства педагогов

• Прохождение курсов повышения квалификации (комплексные курсы, модульные курсы;

• Школа молодых воспитателей;

• Самообразование педагогов и его анализ;

• Апробация и внедрение инновационных технологий;

• Участие в инновационных проектах;

• Мероприятия по подготовке педагогов к аттестации;

1. 3 Организация контроля:

2. РАЗДЕЛ: воспитательной и оздоровительной работы:

(координируется с планами специалистов (муз руководителей, инструкторов по физкультуре, психолога, соц. педагога и пр.) :

• Физкультурно-оздоровительная работа (спартакиады, спортивные праздники, походы и пр.);

• Досуговая, развлекательная (праздники, развлечения, КВН и др.);

Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы

По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:

• Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);

• Основное содержание плана;

• Сроки выполнения запланированных мероприятий;

• Ответственные за выполнение плана лица.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ :

• Учебный план

• План административно- хозяйственной работы (если не включен в общий план)

• План взаимодействия со школой

• План работы с родителями (если не включен в общий план)

• График прохождения курсов повышения квалификации

• График прохождения педагогами аттестации

• План по самообразованию педагогов

• Перспективные планы работы специалистов

• Программа опытно – экспериментальной работы (если такая работа ведется)

• План работы творческой или рабочей группы

• План взаимодействия с общественными организациями.

• Другое (исходя из особенностей работы учреждения)

В ПЛАНЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ :

• Общие родительские собрания;

• Групповые родительские собрания;

• Дни открытых дверей;

• Оформление наглядно – информационных стендов;

Самостоятельная речевая деятельность Самостоятельная речевая деятельность. В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление.

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Занятия с дидактическими играми в первой младшей группе проводятся.

Методические рекомендации педагогам. Самообразование Большую трудность для воспитателя представляет составление плана работы по самообразованию. Предлагаю Вашему вниманию один из вариантов.

Методические рекомендации по построению недельного проекта Методические рекомендации построения недельного проекта в старшем дошкольном возрасте на примере исследовательского проекта: «Что значит.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогов Специалисты осуществляют анализ профессиональной деятельности педагогических работников, участвуют в составлении заключения по результатам.

План работы на учебный год является важнейшим локальным актом образовательного учреждения (ОУ). Он в полной мере должен соответствовать Закону РФ “Об образовании”, типовому положению об ОУ, федеральному, республиканскому законодательству. План должен основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, педагогики, дидактики, психологии. Годовой план работы школы позволяет создать единое образовательное пространство, координируя деятельность всех участников педагогического процесса, школьных общественных организаций, субъектов социума, являясь документом коллективного творчества.


Общешкольный план устанавливает способы и средства достижения цели, задачи, определяет темп работы коллектива на весь учебный год, включая летние каникулы; утверждает состав рабочей группы, которая должна выполнить предусмотренную планом работу; ориентирует содержание локальных планов различных подразделений на решение задач, сформулированных в общешкольном годовом плане.

  • единство целей и средств их достижения, правомерность избранных форм воплощения планируемой работы;
  • общественная значимость задач, содержания, определенных в плане на предстоящий период работы;
  • реальность, выполняемость плана;
  • комплексность, аналитичность построения плана

Краткость, содержательность, конкретность, научная обоснованность – обязательные условия успешного планирования работы школы на учебный год.

Что можно положить в основу определения структуры годового плана? Процесс структурирования годового плана работы школы в настоящее время не регламентируется вышестоящими органами образования и является многовариативным, ориентирующимся на учет специфики школы и индивидуальных особенностей ее альтернативного развития Планирование работы школ, работающих в инновационном режиме, имеет свою специфику. Учет ее предполагает введение в единую структуру годового плана особого раздела – “Управление инновационными процессами в школе” Планирование можно осуществлять по следующим основаниям: по коллективам, процессам, видам деятельности, формам организации, др.

  1. Система работы с педагогическими кадрами.
  2. Система работы с учащимися.
  3. Система работы с родителями и общественностью.
  4. Система работы с руководителями школы и т.д.
  1. Учебно-воспитательный процесс.
  2. Внеурочный воспитательный процесс.
  3. Внешкольный воспитательный процесс.
  4. Процесс управления школой (планирование, организация, контроль, регулирование и др.).
  1. Педагогическая деятельность.
  2. Диагностико-коррекционная деятельность.
  3. Познавательная деятельность.
  4. Развивающая деятельность.
  5. Игровая деятельность.
  6. Научная деятельность.
  7. Трудовая деятельность.
  8. Управленческая деятельность и т.д.
  1. Работа по обеспечению обязательной образовательной подготовки учащихся. Социальная защита школьников.
  2. Система работы с педагогическими кадрами. Повышение их квалификации.
  3. Система внеклассной воспитательной работы с учащимися.
  4. Совместная работа школы с родителями и общественностью.
  5. Финансово-хозяйственная деятельность. Укрепление МТБ школы.
  6. Система внутришкольного контроля.
  7. Организационно-педагогические мероприятия.

Структура годового плана может выглядеть следующим образом: (вариант 1)

  1. Анализ методической деятельности педагогического коллектива.
  2. Анализ работы методических объединений.
  3. Анализ учебной деятельности.
  4. Анализ результатов обучения учащихся и выполнения учебных программ.
  5. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов.
  6. Анализ воспитательной работы школы.
  7. Анализ психологической службы.
  8. Анализ социально-педагогической службы.
  9. Состояние работы с педкадрами.
  10. Анализ деятельности администрации по управлению и контролю.
  11. Анализ работы школьной библиотеки.
  12. Анализ работы по укреплению МТБ.
  1. Закрепление домов микрорайона по учету детей.
  2. Организационно-педагогические мероприятия.
  3. Охрана прав и жизни учащихся.
  4. Улучшение условий охраны труда работников школы.
  5. Предупреждение ДДТТ.
  6. Список учащихся, обучающихся на дому.
  7. План работы с будущими первоклассниками.
  1. Распределение обязанностей между членами администрации школы.
  2. Учебная нагрузка учителей.
  3. Заведование кабинетами.
  4. Руководство спортивными секциями, кружками.
  5. Классное руководство.
  1. Система методической работы в школе.
  2. Состав и план методического совета.
  3. План изучения и обобщения ППО.
  4. План работы с молодыми специалистами.
  5. Планирование аттестации педкадров.
  6. Повышение квалификации учителей.

Раздел 5. Работа психологической службы.

Раздел 6. Работа социально-педагогической службы.

  1. Педагогические советы.
  2. Совещания при директоре.
  3. Совещания при ЗД УВР и ЗД ВР.

Раздел 9. Педагогический контроль за УВП.

Раздел 10. Работа с родителями, семьей и общественностью.

Раздел 11. Укрепление МТБ.

Структура годового плана ОУ (вариант 2)

Раздел 1. Информационная справка о школе.

  1. Анализ уровня здоровья и ЗОЖ.
  2. Анализ уровня воспитанности.
  3. Анализ уровня базового и дополнительного образования.
  4. Анализ уровня социализации выпускников школы.
  5. Осуществление обязательного основного общего образования.
  6. Анализ работы с педкадрами.
  7. Анализ работы с родителями, общественностью.
  8. Анализ МТБ.
  9. Анализ влияния внутришкольного управления на результаты работы школы.

Раздел 3. Цели и задачи работы школы на новый учебный год.

  1. Деятельность по сохранению здоровья и ЗОЖ.
  2. Деятельность по созданию системы воспитательной работы.
  3. Обеспечение базового и дополнительного образования.
  4. Подготовка учащихся к продолжению образования.
  5. Обеспечение всеобщего основного образования.
  1. Работа с педкадрами по повышению квалификации.
  2. Работа с родителями и общественностью.
  3. МТБ и финансовое обеспечение образовательного процесса.
  4. Управление достижением оптимальных конечных результатов.
  1. Образовательные программы школы.
  2. Учебный план школы на учебный год.
  3. Планы структурных подразделений: библиотеки, психолога, социального педагога, ШМО, др.
  4. План общественных организаций: родительского комитета, попечительского совета, др.

Апробация различных подходов к отбору разделов годового плана показала, что наиболее эффективным является конструирование его по коллективам, т. к. в таком случае план получается целостным (охватывает всех участников образовательного процесса), компактным (исключает обилие разделов плана). Структура такого плана отличается научно обоснованным системным подходом к его моделированию.

Главное в плане работы школы – его содержание. Форма планирования выполняет подчиненную роль. Рабочим документом план может стать лишь при наличии удобной для пользователя формы. Опыт убеждает, что это графическое планирование, его достоинствами являются четкость содержания основных просматриваемых разделов планирования, наглядность, что исключает возможность дублирования мероприятий по срокам и исполнителям

В содержании плана всегда можно выделить периодически повторяющиеся мероприятия, дела. Эта особенность дает возможность в основу технологии ежегодного планирования работы школы заложить комплексный подход, разбив эту работу на 3 этапа.

  1. Планирование ежемесячно повторяющихся дел, определяемых спецификой функционирования школы как образовательного учреждения и особенностями каждого месяца учебного года.
  2. Планирование сложившихся традиций школы, отражающих ее индивидуальность и неповторимость.
  3. Завершается планирование разработкой новой системой мер под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности школы за предыдущий учебный год.

Подобный подход к планированию позволяет ежегодно обновлять лишь определенную часть плана и концентрировать внимание на мероприятиях под новые цели и задачи. Так обеспечивается развитие школьных традиций, преемственность и целостность содержания плана

  1. Протоколы заседаний педагогического совета, совещаний при директоре, совещаний при ЗД УВР и ВР, методического совета, ШМО.
  2. Протоколы заседаний общешкольных родительских и ученических собраний
  3. Справки по итогам проверки ВШК за учебной и внеклассной работой
  4. Итоги диагностики учебных результатов, образовательного мониторинга, итоговой аттестации выпускников.
  5. Итоги достижений педагогов и учащихся.
  6. Материалы по аттестации ОУ, по аттестации и повышения квалификации педагогических кадров, статистические документы
  7. Материалы психологических и социологических исследований учащихся, их родителей, учителей.
  8. Результаты углубленных медицинских осмотров учащихся, мониторинг состояния здоровья.
  9. Справки по состоянию учебно-материальной базы

Программа изучения годового плана работы школы

1. Отвечает ли структура плана поставленным основным задачам школы.

2. Форма плана, рациональность ее выбора.

  • качество знаний учащихся и причины их снижения или повышения
  • уровень воспитанности учащихся
  • состояние учебно-материальной базы и ее влияние на учебно-воспитательную работу
  • качество методической работы, и т. д.

4. Каков характер вводной части плана – констатирующий или аналитический

5. Вытекают ли главные задачи годового плана из анализа работы за прошедший период

6. Конкретность и преемственность задач на новый учебный год.

7. Соответствие набора мероприятий намеченным задачам. Имеют ли место обезличенные задания в разделах плана.

8. Как ведется работа по устранению прошлогодних недостатков в работе, учет рекомендаций выше стоящих органов управления, вопросов перспективного развития школы, изучения нормативных документов.

9. Взаимосвязанность и комплексность основных разделов плана.

10. Наличие методов и форм оперативного контроля за выполнением плана

Цель анализа работы образовательного учреждения – сформировать аналитическое обоснование для планирования, цели и задачи на предстоящий год, для чего необходимо вычленить факторы и условия, положительно или отрицательно повлиявшие на результаты деятельности.

Аналитическая компетентность руководителя школы является непреложным компонентом управленческой деятельности.

Руководитель образовательного учреждения должен ЗНАТЬ структуру и содержание аналитического процесса и понимать, в чем смысл, каковы цели, с помощью каких операций осуществляется аналитический процесс (анализ, исследование происходящих процессов, синтез как обобщение детально проанализированных позиций).

Руководитель должен УМЕТЬ организовать аналитический процесс, целесообразно и рационально делегировать часть функций по организации учебно-воспитательного процесса и контролю.

Руководитель должен НЕСТИ ответственность за результаты аналитического процесса в ОУ.


Аналитическая деятельность руководителя осуществляется ради реального осмысления и понимания управленческой и исполнительской командой проблем и противоречий, возникающих в процессе функционирования и развития ОУ. Аналитическая деятельность становится одним из показателей эффективности управленческой деятельности.

Аналитические действия руководителя должны быть направлены на выявление реальных проблем и причины их возникновения, на постановку задач и их ранжирование с позиций реальных возможностей обеспечения их решения с учетом конкретных условий ОУ, учебного года, контингента учащихся, прочих условий.

Аналитические операции должны соответствовать целям и направленности аналитических действий, реальным кадровым, мотивационным и организационным условиям ОУ.

Итоги аналитической деятельности – четкость поставленных целей и задач, от чего и будет зависеть результативность их выполнения.

Пожалуй, самым трудным и ответственным для руководства школы и педагогического коллектива является определение целей и задач школы на новый учебный год. Эта операция завершает аналитическую деятельность. Главное здесь – указать, что и когда (цель), а не почему и как (задача) следует достичь. Типичная ошибка заключается в том, опустив формулировку целей, руководители начинают с постановки задач, что научно не обоснованно, т. к. второе должно истекать из первого. В итоге нарушение логики целеполагания занижает уровень целеосуществления. Исходное условие предупреждения формализма в планировании работы на учебный год – постановка важнейших целей на основе глубокого педагогического анализа достигнутого результата с их последующим разложением на конкретные, промежуточные цели и отражением в задачах школы.

  • конкретность (ощутимость результата)
  • реальность (достижимость результата)
  • контролируемость (возможность оценки уровня достижения результата)
  • преемственность

При определении целей важно устанавливать, какой именно результат предполагается получить при ее достижении, какими средствами, каковы сроки достижения. Вот почему в структуре цели при ее разработке необходимо четко выделить предмет и результат преобразования.

Задачи в отличие от целей содержат не только предмет, средства и результат преобразования, но и способы его достижения.

Набор указанных компонентов при формулировании цели или задачи обязательно сохраняется в полном объеме, а последовательность включения в формулировку может быть различной, например:

В годовом плане школы должна обеспечиваться внутренняя логическая связь содержания его частей: анализа, задач и мероприятий. Содержание аналитической части годового плана должно глубоко, убедительно и полно рассматриваться в связи с итогами прошедшего года. Недостаточно серьезное отношение к анализу итогов учебного года приводит к планированию случайных и порой ненужных мероприятий. В аналитической части плана необходимо четко сформулировать выводы с применением количественных показателей и качественных характеристик.

  • глубина, конкретность
  • четкость построения по разделам годового плана
  • логическая последовательность изложения
  • аргументированность и точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования
  • установление причинно-следственных связей
  • доказательность суждений
  • динамика, сравнение с итогами предыдущего года
  • обязательное применение таблиц, графиков, диаграмм

Перспективный план аттестации педагогических работников

МО/ФИО учителя 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006-07
Начальные классы ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО
Русский язык и литература
Татарский язык и литература
Математика / ОИВТ
Физика/астрономия
Химия
Биология
География
История
Иностранный язык
Технология
Музыка
ИЗО/черчение
Физкультура/СОЗ /ОБЖ
Библиотекарь
Психолог
Руководители

Основные направления анализа работы образовательного учреждения можно проследить по структуре плана.

Учебно-воспитательный процесс – одно из важнейших звеньев системы управления школой: Подробнее остановлюсь на анализе работы с педагогическими кадрами. Научно обоснованный анализ работы учителя является основой совершенствования учебного процесса, планирования методической работы. В структуре анализа плана – это результат работы по повышению педагогического мастерства. Основа успешной работы - правильно выбранная система управления кадрами. При анализе, учитывая методическую тему школы и муниципального управления образованием, следует показать, как был обеспечен оптимальный уровень квалификации педагогических кадров, необходимый для успешного развития школы, каковы итоги внедрения инновационных, педагогических технологий обучения и воспитания.

Анализируется уровень творческой отдачи учителей 1 к/к и высшей к/к, формы повышения методической и педагогической культуры. Очень важно иметь перспективный план аттестации педагогических работников, который позволяет регулировать прохождение аттестации.

Администрация школы должна владеть данными обо всех, даже не очень значимых результатах работы учителя, победах и промахах. Диагностические карты упрощают этот процесс, а также способствуют целенаправленной методической работе с кадрами. Необходимо установить связь между деятельностью учителя и результатом его труда, выраженными в умственном развитии, культуре, эрудиции учащихся. Всякие факты, полученные при анализе, должны быть осмыслены, приведены к единой идее, из которой потом вытекают рекомендации.

Чтобы сделать вывод о том, какие факторы стимулируют творческий труд педагогов, а что препятствует эффективному труду, необходимо проанализировать эффективность работы методического совета, проблемно-теоретических семинаров, творческих групп, ШМО, педагогических советов, самообразовательной работы; рассмотреть итоги распространения ППО, результаты аттестации; оценить уровень креативности педагогов через участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, работу в составе ГМО, публикации в научно-методических сборниках, участии в образовательных проектах. Обязательному анализу и контролю подлежит уровень квалификации педагогических работников. Динамику изменений можно проследить через таблицу


Читайте также: