Как дети 3 4 лет кушают и играют в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Запросов могло быть и гораздо больше. По моим наблюдениям около 30% детей дошкольного возраста – малоешки. И из них процентов 10 не притрагиваются к еде в детсаду.

Но для того, чтобы снять с лишнее беспокойство, достаточно понаблюдать за ребенком. Если он:

  • активный в течение дня, как и другие дети;
  • нет перепадов настроения;
  • нормально ходит в туалет;
  • у него не самая высокая заболеваемость в группе – то поводов для беспокойства действительно нет.

Педиатрия давно разработала нормы питания для полноценного роста и развития ребенка. Но жизнь показывает, что преобладающая часть малоеежек по развитию не отличается от своих сверстников. Похоже, что такие факторы, как экологическое и психологическое благополучие, возможность самореализации в хорошо обустроенной игровой среде влияют на их самочувствие гораздо больше.

Важен так же, на мой взгляд, конституциональный тип телосложения. Мне не встречались малоежки среди детей пикнического типа (округлая голова и лицо, короткая шея, нежная кожа, видимые жировые отложения на бедрах и животе).

Чаше всего от тарелок с едой безучастно отворачиваются астеники (худощавость, продолговатая голова, длинная шея и длинные конечности, втянутый живот).

Что делать воспитателю или психологу, если ребенок в детском саду ничего не ест. Прежде всего, специалисты вправе посоветовать родителям консультацию педиатра по деликатному вопросу. Возможно, ребенка следует пролечить от глистов, паразитов влияющих на отсутствие аппетита.

Еще врачи могут выявить проблему неправильного обмена веществ. Но в этом случае проблемы со здоровьем могут быть гораздо серьезнее. К примеру, по этой причине крайне избирательны в еде дети-аутисты.

Мы же в данной статье рассматриваем проблему плохого аппетита у соматически здоровых детей.

Второй важный момент, на который нужно обратить внимание, прежде всего педагогам-психологам – наличие определенных вкусовых пристрастий у ребенка.

Я просила тех детей, с которыми работала по запросу родителей, нарисовать скатерть-самобранку на которой появилось, всё что нравится есть.

Этому предшествовала маленькая беседа, позволяющая мне убедиться, что ребенок знает о чудесных свойствах сказочной скатерти.

Первый случай. На ужин опять у нас макароны

В первом случае мальчик 5-ти лет нарисовал много палочек на листе бумаге, безучастно объяснив, что это макароны. Сразу после этого он потерял интерес к рисунку и стал задавать массу вопросов по поводу окружающих его игрушек.

Чуть оживился и вернулся к заданию, когда я начала спрашивать, нужно ли нарисовать к макаронам соус: кетчуп например, или сливочный? Согласился на кетчуп. И после этого:

– О, я еще нарисую сосиску. Это вкусно, да, да, да.

– Фу, это гадость! Зачем его только люди придумали.

Беседа по данным рисункам с мамой подтвердила мою догадку: дома действительно чаще всего готовятся именно макароны, так как оба родителя много работают, бабушки нет, времени на готовку не остается. Домочадцы в плане еды неприхотливы. Еще семья часто заказывает по дороге домой пиццу. Но малыш её не ест, так как не любит сыр.

Время, когда ребенок начинает ходить в детский садик, является волнительным как для малыша, так и для его родителей. Это не только очередной новый период в жизни крохи, но и первый этап на пути к социализации в обществе. В связи с этим на мам и пап обрушивается масса забот и переживаний, начиная с того, как проходит адаптация карапуза к новым условиям и людям, и заканчивая тем, как ребенок питается вне дома.

Питание в садике

В детском саду ребенка ожидает множество перемен, в том числе и переход на другое питание

Причины отказа от еды в детсадовском заведении

Одной из самых распространенных проблем многих родителей, которые отдали детей в детский сад, является отказ ребенка там есть. В большинстве случаев такое нежелание принимать пищу имеет достаточно простое объяснение и не несет в себе угрозу здоровью крохи. Прежде чем бить тревогу, стоит разобраться в сложившейся ситуации и понять, каковы причины подобного поведения малыша.

Наиболее вероятными причинами отказа от еды в детском саду могут служить:

  • адаптация к новому образу жизни и окружению;
  • непривычное для ребенка питание и избирательность в еде;
  • кроха не голоден;
  • неумение кушать ложкой самостоятельно (рекомендуем прочитать: как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой по советам Комаровского?);
  • метод манипуляции взрослыми.

Адаптационный период

Самая распространенная причина, по которой дети не хотят есть в детском саду – физиологическая, связанная с периодом привыкания к смене обстановки. Когда ребенок только начинает посещать дошкольное заведение, он испытывает сильный эмоциональный стресс. Чтобы лучше понять, какие мысли и ощущения преобладают у крохи в адаптационный период, можно попробовать поставить себя на его место:

  1. Детский сад – место для игр, а не для еды. Обычно так думают те дети, родители которых растягивают время привыкания к саду на несколько недель. Малыша длительный срок приводят на пару часов поиграть в помещении или на площадке, после того как он позавтракает дома, затем забирают на обед. В результате ребенок и сопротивляется есть не дома.
  2. Меня разбудили, а я еще хочу спать. Когда ребенок не привык вставать к определенному времени, он не высыпается и в таком состоянии показывает отсутствие аппетита.
  3. Много новых интересных игрушек, с которыми надо обязательно поиграть. Такие мысли могут приходить к крохе только в самом начале посещения садика, когда он еще не успел наиграться, а еда по его мнению будет мешать этому.
  4. Мама ушла навсегда. Детская психика ясельного возраста устроена так, что даже постоянные уверения “мама вернется”, не убеждают ребенка, он как будто расстается с ней навсегда. Из-за такого пережитого ужаса и пропадает какое-либо желание кушать.
  5. Я слушаюсь исключительно маму, а эту чужую тетю не буду. Ребенку требуется время привыкнуть не только к новому режиму, условиям, но и к воспитательнице.
  6. Без мультиков или любимой сказки есть не буду. На первых порах даже воспитатели в детском саду прибегают к помощи игровых элементов – например, кто первым съест весь суп, будет поливать цветы.

Воспитатель с детьми

Воспитательница – главный человек в детском саду, поэтому для ребенка она должна быть авторитетом

Еще много нюансов и отвлекающих моментов, оказывающих влияние на желание малыша кушать в период адаптации. Однако если процесс привыкания проходит нормально, уже через пару недель малыш более или менее адаптируется к новой обстановке и коллективу и начнет питаться достаточно хорошо.

Разновидность манипуляции

Дети прекрасно понимают, что отказ есть в саду заставляет родителей переживать и беспокоиться. Малыши часто прибегают к этому способу, чтобы их раньше забирали домой. Так или иначе, это один из методов манипулирования взрослыми для достижения собственных целей. К манипуляциям можно отнести истерики и крокодильи слезы при прощании утром, рассчитанные на то, чтобы разжалобить маму и заставить ее забрать малыша назад.

Избирательный аппетит и непривычные блюда

До посещения детсадовского учреждения у ребенка формируется свой привычный рацион. Еда же в меню дошкольного заведения может сильно отличаться от той, что кроха ест дома. Вполне вероятно, что малыш просто боится пробовать незнакомые ему блюда. Чаще с такой проблемой сталкиваются дети, которых начали водить в сад позже, в возрасте 5-6 лет.


Случается и такое, что ввиду личных особенностей малыш и дома перебирает в еде, плохо ест. В результате в детском саду кроха тем более будет чувствовать себя неловко, так как не сможет попросить что-нибудь другое, а должен будет кушать то же, что и все дети.

Ребенок ест овощи

Если дома ребенок привык есть только один тип пищи, в садике ему сложно переключиться на непривычные блюда

Считается, что избирательность в еде – проблема больше надуманная, чем связанная с какими-то медицинскими отклонениями. В большинстве случаев ее обуславливают педагогические факторы и недостатки воспитания. Если малыш не хочет кушать предложенную еду, не стоит кормить его насильно или ругать. Чувство голода – единственное надежное средство для преодоления проблемы избирательного аппетита. Рано или поздно ребенок проголодается, важно в этот момент дать ему еду, которую предлагали ранее.

Болезнь и плохое самочувствие

Перед началом болезни, когда видимая симптоматика заболевания еще не проявилась – например, нет температуры, нормальный стул, у крохи вполне может пропасть аппетит, он становится вялым и капризным. Если отсутствие аппетита несвойственно малышу, скорее всего, он заболел, а симптомы болезни появятся в течение нескольких часов.

Также отказ от еды может оказаться следствием отклонений в функционировании желудочно-кишечного тракта, которые вызваны аллергией на пищевые продукты, нарушением психо-эмоционального характера, плохой экологией или связаны с наследственными факторами. Кроме этого мешать малышу есть или доставлять дискомфорт и неприятные ощущения в процессе еды могут заложенный нос, воспаленная десна или шатающийся зуб.

Молочные зубы

Причиной плохого аппетита может стать шатающийся зуб или опухшая десна

Другие возможные причины нежелания кушать в саду

Существует еще ряд возможных причин, которые могут влиять на аппетит в период адаптации и после его завершения. Среди них:

  1. Неумение есть ложкой самостоятельно. Если такой бытовой навык не был приобретен малышом до поступления в детсадовскую группу, это может стать причиной, по которой кроха будет оставаться голодным. В дошкольном заведении едят сразу все дети. Воспитательница просто физически не успевает уделять много внимания каждому, чтобы всех накормить.
  2. Кормление дома перед садиком. Таким образом родители больше стараются успокоить себя в том, что их чадо будет сытым. Однако именно это не дает малышу успеть проголодаться, чтобы потом хорошо поесть в садике.
  3. Отсутствие режима дня дома. Если дома ребенок привык принимать пищу не по графику, а когда вздумается, то перестроиться на четкое расписание в детском саду ему будет сложно. Чаще проблема возникает с детьми, только начавшими посещать учреждение или с теми, кто долго не ходил.
  4. Сезонное влияние. На детей, как и на взрослых, оказывает влияние время года. Например, летом ребенок растет быстрее, чем зимой, а поэтому и ест гораздо лучше, так как нуждается в дополнительной энергии.
  5. Особенности природных биоритмов. Все дети разные, одни не едят совсем по утрам или едят очень мало, другие практически не притрагиваются к еде за ужином.
  6. Малая физическая активность. Ребенок еще не может оценить еду как гурман и наслаждаться ею, он ест только тогда, когда проголодается, чтобы восстановить потраченные силы. Однако если кроха мало двигается, не бегает, не играется, то и не тратит энергию.
  7. Неприятные ассоциации. Если дома ребенка за столом постоянно воспитывают и попрекают медлительностью или неаккуратностью, то процесс приема пищи становится для него тягостным.
  8. Любопытство. Некоторых детей отвлекает, когда рядом ест сосед или ребенок напротив. Это качество – важный аспект в гармоничном развитии крохи, но может мешать спокойному приему пищи.

Режим дня ребенка

Соблюдение режима дня дома помогает ребенку скорее привыкнуть к правилам дошкольного учреждения

Способы преодоления проблем с питанием в детском саду

Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:

  1. Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
  2. Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду – кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
  3. Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
  4. Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
  5. Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек – проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.

Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.

Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все наладится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца или двух, однако и затягивать специально не стоит. Если ребенок уже нормально ходит на несколько часов, его можно оставлять и на весь день, а не забирать домой. Во-вторых, необходимо создать спокойную атмосферу дома, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.


Чтобы у крохи не пропадал аппетит в детском саду, не следует кормить его перед выходом. Организм не успеет потратить такое количество калорий, чтобы проголодаться и захотеть есть. Также не стоит давать ему с собой конфет и других вкусностей для перекуса – он только перебьет аппетит и впоследствии останется голодным.

Однако что делать, если все сроки прошли, а кроха продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за советом к психологу. Он поможет выявить причину и порекомендует способы устранения проблемы.


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Итак, какие правильные привычки питания должны быть воспитаны у трехлетнего ребенка?

Он должен быть приучен есть в одном и том же месте – на кухне или в комнате, за столом, накрытым чистой скатертью или клеенкой. Все еду, включая конфеты и фрукты, он может получить только здесь. Нельзя кормить его на прогулке, в дороге, словом, где попало. Важно также, чтобы он ел в одни и те же часы.

Необходимо, чтобы во время еды были выключены телевизор и музыка, со стола убрано все, что может мешать ребенку: не предназначенная для него еда, сахарница, посторонние предметы. Нельзя развлекать его игрушками и книжками.

У ребенка должна быть выработана привычка внимательно относиться к еде. Можно разрешить ему встать из-за стола, даже если он не все съел, но до следующего приема пищи ему не нужно ничего давать.

Ребенок должен быть приучен к неторопливому, спокойному темпу приема пищи и тщательному ее пережевыванию.

Чтобы приучить ребенка к разнообразной еде, не нужно выставлять на стол сразу всю еду для ребенка, лучше подавать следующее блюдо после того, как он съел предыдущее (пусть не все его количество). Если он предпочитает есть определенные продукты, начните с не очень им любимых, но необходимых, полезных блюд.

Не следует кормить ребенка против его желания, так как это ухудшает его аппетит.

Нужно давать ребенку как можно меньше сахара и разумно ограничивать сладости.

Ребенок не должен перекусывать между приемами пищи. Некоторые мамы жалуются на то, что их дети плохо едят за столом, но просят, есть в неположенные часы. В этом чаще всего виноваты родители, которые слишком настойчиво заставляли ребенка есть в положенное время, и теперь одного вида стола, как желудок начинает требовать пищу. Нужно сделать так, чтобы прием пищи в отдельные для этого часы был как можно более приятным, а также давать ребенку любимые блюда. А то, что он ест в перерывах между едой, пусть будет менее вкусным и в небольшом количестве. Тогда у ребенка постепенно отпадет желание перекусывать между едой.

Итак, как кормить детей 3-4 лет?

В рационе ребенка ежедневно должны содержаться следующие продукты:

- молоко, кефир – 550-600 мл;

- сметана или сливки – 10-15 г;

- крупы, макаронные изделия – 60 г;

- картофель – 100-150 г;

- другие овощи – до 250 г;

- яйцо – 1 шт. через день;

- сливочное масло – 20 г;

- растительное масло – 20 г;

- фрукты и ягоды – до 250 г.

Такие продукты как молоко, мясо, масло ребенок должен получать ежедневно. Ряд продуктов (рыба, яйца, сметана, творог) не обязательно давать каждый день, но в течение недели ребенок должен их получать.

Ребенок не должен в один день есть два мучных или крупяных блюда. Так, если в обед был суп с крупой или макаронные изделия, гарнир должен быть овощным. Можно готовить гарнир из нескольких овощей (тертая отварная свекла, тушеная морковь и капуста, зеленый горошек, тыква, кабачки). По возможности давайте ребенку овощные салаты в каждый прием пищи.

Яйца рекомендуется давать через день – варить не менее 6-7 минут или поджаривать в виде яичницы с двух сторон (по 3 мин с каждой).

Не рекомендуются колбасные изделия, жирные сорта рыбы (лосось, камбала, палтус и др.), а также игра. Из-за высокого содержания жиров усвоение этих продуктов затруднено. Кроме того, сегодня употребление дальневосточных рыбных продуктов небезопасно из-за аварии на АЭС в Японии.

Ребенок должен ежедневно получать ржаной или пшеничный (из муки грубого помола) хлеб, так как эти сорта богаты витаминами и растительным белком.

Из овощей особенно полезны морковь капуста, свекла, кабочки, помидоры, тыква, салат, шпинат, редис, редька, репа, зеленый горошек; из фруктов – яблоки, особенно антоновские; из ягод – черная смородина, брусника, клюква, крыжовник, облепиха, черноплодная рябина. Фрукты и ягоды можно употреблять свежими, свежезамороженными в виде компотов и соков. Кисели из-за высокого содержания углеводов и низкой питательной ценности лучше ребенку не давать.

Недопустимо давать ребенку острые приправы – перец, пряности, а вот свежая, консервированная или сухая зелень (укроп, петрушка, зеленый лук) очень полезны.

Не стоит часто давать ребенку блины, пироги, пирожные, печенье. Эти продукты чересчур калорийны, в то же время в них почти нет витаминов, мало белка, микроэлементов. Ребенок ими быстро насыщается и отказывается от других более ценных и необходимых продуктов.

Из кондитерских изделий в питании ребенка 3 лет следует использовать яблочную пастилу мармелад, повидло, фруктовую карамель. Шоколад лучше не давать или давать редко и понемногу, так как он содержит вещества, повышающие возбудимость нервной системы и является частой причиной аллергических реакций.

Сладости снижают аппетит, ухудшают пищеварение и очень вредны для зубов, поэтому давать их можно только на третье.

Напоминаем о режиме питания. При кормлении ребенка в одни и те же часы у него вырабатываются пищеварительные соки, что способствует хорошему усвоению пищи. При беспорядочном питании, перекусах (молоко, кефир, овощи, фрукты, соки, сладости) процесс пищеварения нарушается, и это причиняет огромный вред организму ребенка.

Следите за тем, чтобы порции еды были не слишком большими, иначе у ребенка будет чрезмерно растягиваться желудок и сформируется привычка к перееданию, а детей с плохим аппетитом большие порции могут просто пугать.

В один прием пищи ребенку можно давать:

- каши – не более 200 г;

- омлет, мясное или рыбное блюдо – не более 60 г;

- суп не более – 150 г;

- овощной гарнир – не более 130 г;

- сок, компот – не более 150 мл;

- кефир, молоко – не более 200 мл;

- печенье, булочки – не более 25 г;

- фрукты – не более 150 г.

Не наливайте напитки в слишком большие чашки. На обычную чашку кладите не более 1,5 ложек сахара.

Примерное меню и режим питания ребенка 3-4 лет

Каша гречневая с молоком

Салат из свеклы со сметаной

Щи их свежей капусты

Котлеты с зеленым горошком

Гуляш с овощным рагу

Морковь тертая со сметаной

Рыба жареная с картофельным пюре

Вермишель с яйцом

Сырники со сметаной

Как воспитатель у ребенка навыки культуры питания, а также эстетики поведения, связанного с ней?

Ребенок должен садиться за стол в хорошем настроении. Нельзя внезапно прерывать его игру и сразу начинать кормление. За 20 -30 мин до приема пищи нужно прекратить прогулку, отвлечь ребенка от игры, словом, создать определенный настрой. Можно привлекать детей к сервировке стола. Пусть у ребенка будет с воя красивая салфетка и посуда. Перед едой нужно обязательно вымыть руки, надеть фартук.

Приучайте ребенка к аккуратности во время еды. Следите за тем, чтобы он правильно сидел за столом, не ронял и не проливал пищу, жевал с закрытым ртом, не разговаривал за едой. Научите его правильно пользоваться приборами, салфеткой.

После кормления ребенок должен аккуратно вытереть салфеткой рот и руки, поблагодарить за еду и с разрешения взрослого выйти из-за стола. Как можно раньше приучайте его убирать посуду – пусть он вытрет стол, сложит посуду в мойку, поможет мыть тарелки и чашки. Дети делают это, как правило с удовольствием. Не забудьте их похвалить.

При кормлении ребенка нужно учитывать его вкусы, давать любимые блюда несколько чаще других, при этом настойчиво приучая его к необходимым полезным продуктам. Разборчивость в еде – не наследственная черта, а результат подражания взрослым, поэтому никогда не говорите при ребенке о том, что какое-то блюдо вам не нравится. Напротив, старайтесь вызвать у него интерес к ней очень вкусной, но необходимой и полезной еде, приводя в качестве примера свои приятные вкусовые ощущения.

Никогда не кормите ребенка насильно. Если он отказывается есть, простите этот прием пищи, но до следующего ничего ему не давайте.

Регулярно следите за массой тела детей. Некоторые родители жалуются на плохой аппетит ребенка, в то же время его масса тела по таблицам физического развития соответствует норме. Значит, они необъективно оценили аппетит ребенка, и того что он съедает, вполне достаточно для его организма. Весы – лучший советчик. При взвешивании ребенка 1 раз в полгода вы не пропустите отклонения в его развитии и вовремя примете меры.

Если у родителей имеется избыточная масса тела, риск возникновения ожирения у ребенка достаточно высок. Полнота может появится в любом детском возрасте. Чтобы не пропустить момент, когда масса тела у ребенка начнет прибавляться, регулярно его взвешивайте. Если ее прибавка превысила возрастную норму, посоветуйтесь с врачом и понаблюдайте за питанием дошкольника.

Попробуйте определить, когда и где ребенок может переедать. Если он посещает детский сад, узнайте у воспитателей, просит ли он добавки, дают ли ему дополнительно хлеб. Если это происходит, необходимо уменьшит размер порции добавки (но отказывать в ней совсем не стоит).

Старайтесь уменьшить калорийность еды, которую ребенок съедает за ужином. Сначала обязательно дайте салат, желательно из сырых овощей, и только после этого – следующее блюдо. Никогда не давайте салат вместе с другой пищей. После салата можно дать горячее блюдо (котлету, рыбу) и совсем немного гарнира (можно обойтись и без него). Вместо мясных или рыбных блюд можно предложить ребенку творожную или творожно-гречневую запеканку или творог со сметаной.

Если ребенок ест слишком быстро, ему нужно больше еды, чтобы насытиться. Попробуйте продлить время кормления и он съест меньше. Для этого начинайте прием пищи с салата из сырых овощей. Попросите ребенка класть ложку или вилку после проглатывания каждого куска и снова брать ее только после того, как он все прожует и проглотит. Пусть это будет напоминать игру. Когда он пьет жидкость, пусть ставит чашку на стол после каждого глотка, а не держит ее в руке. Эти приемы продлят время кормления, и одновременно будут приучать ребенка лучше пережевать пищу.

Ежедневное питание ребенка с повышенной массой тела должно включать яблоки, кисломолочные продукты, нежирные творог, мясо, птицу и рыбу.

Постепенно уменьшайте в рационе ребенка количество сахара, хлеба, круп, консервированных соков. Исключите конфеты, варенье, мед. Увеличьте количество овощей и кисло-сладких фруктов. Ограничьте соль, пищу солите, только когда она готова. Удаляйте весь жир с бульона, когда он остынет. Птицу ребенку давайте без кожи.

Кормите ребенка 5-6 раз в день и ничего не давайте в промежутках между приемами пищи. Не допускайте, чтобы самое большое количество еды ребенок съедал за ужином. Исключите из рациона виноград и виноградный сок, изюм, бананы, все сладкие напитки.

Приобщайте ребенка к физической культуре и занимайтесь с ним сами. Это принесет пользу всем. Приучайте ребенка каждый принимать теплый душ, хорошенько растирайте его после купания. Это простая, но очень эффективная процедура, способствующая нормализации обмена веществ и закаливанию.

Иногда дети начинают переедать, если между членами семьи часто случаются конфликты. Еда для маленького ребенка – наиболее доступное средство успокоения, утешения. Помните об этом и старайтесь оберегать его от стрессовых ситуаций.

Цель: многократно использовать накопленный материал в течении учебного года, по необходимости корректируя его.
Задачи:
- совместная деятельность воспитателя с ребёнком;
- непосредственно образовательная деятельность;
- развлечения, досуги.
***

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, качаем, качаем.
И снова начинаем, начинаем, начинаем.
Теперь в кругу выбирают себе пару уже два человека. Игра продолжается до тех пор, пока почти все дети не встанут в круг.

Врач: (осматривает кулу, выслушивает ее).
- Ей надо сделать укол (врач делает укол). И дает ей лекарство в чайной ложке.
Ребенок: Спасибо. До свидания.
Врач: До свидания. Воспитатель: (Если кто-то из детей ещё захочет быть врачом, воспитатель поддерживает это стремление) - Когда вокруг нас много хороших врачей, тогда наши игрушки быстро станут здоровыми.

Эти всюду ходят вместе,
Вместе дремлют на насесте.
Вместе раньше всех встают,
Крошки, зернышки клюют.

А от этой небо скрыто —
Все глядит она в корыто
Или, хвост задрав крючком,
Роет землю пятачком.

Здесь семейство:
Мать и дочки,
Все пушистые комочки,
Вместе грызть морковку станут —
Друг от друга не отстанут.

Этот прячется на крыше —
Я зову, а он не слышит.
Притворяется, что спит,
Сам за птицами следит.

Этот черный и лохматый.
Сторож он у нас, ребята.
Я всегда его кормлю
Сам — в обед и ужин.
Больше всех его люблю,
Мы с ним очень дружим.

Читайте также: