Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта кратко

Обновлено: 03.07.2024

Профессия консультанта ТД с одной стороны, приносит удовлетворение оттого, что за короткое время можно глубоко и близко узнать жизнь разных людей, от уверенности в оказании помощи, отзывов абонентов. С другой стороны, полезности этой профессии, по мнению А.Стора, противопоставляется:

- отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

Консультанты ТД не имеют возможности узнать о деятельности абонента в реальной жизни, и только со слов узнают об их тревогах, страхах, неудачах, в меньшей степени – достижениях за короткий промежуток времени. И не всегда звонки от абонентов повторяются, за исключением постоянных одиноких или с нарушениями психики абонентов, которым необходимо общение, поддержка, забота.

Излишняя увлеченность профессиональной деятельностью может отразиться на семье консультанта. Р.Кочюнас выделяет здесь две особенности:

1. Требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими психотерапевтическими впечатлениями.

Правила очного консультирования имеют сходство с телефонным консультированием, в котором консультант ТД не имеет права рассказывать родственникам, знакомым, друзьям о месте работы. Исключение из этических правил составляет работа службы ТД в ночную смену: самый близкий родственник (муж или мать) может знать о роде занятий консультанта.

2. Консультирование требует больших эмоциональных затрат, иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье, т.е. за выслушиванием проблем других людей, углублением в их заботы, после рабочего дня бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей.

Неопытный консультант-новичок может думать о неразрешимых проблемах абонента даже после окончания рабочего времени.

профессиональной дезадаптации консультанта ТД

Кочюнас Р. указывает на то, что существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

1. Психическая и физическая усталость;

2. Ощущение беспомощности и ненужности;

3. Использование стереотипных наработок в беседе;

4. Нежелание идти на дежурство;

5. Нежелание или боязнь предстоящего звонка;

6. Подавленность, повышенная тревожность или раздражительность;

7. Стремление по-быстрее завершить беседу;

8. Ощущение малозначимости решаемых по телефону проблем;

9. Поверхностный или формальный подходы к проблемам абонента;

10. Неверие в эффективность работы службы телефонной помощи;

11. Перенесение комплекса отрицательных эмоций на окружающих;

12. Перенос внутренних проблем консультанта на проблемы абонента;

13. Стремление уйти и реализовать себя в другой области.

Канадские телефонные психологи практикуют для своих волонтеров отдых от работы на ТД на протяжении трех месяцев.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 148949
Количество таблиц: 14
Количество изображений: 4

Профессия психолога - консультанта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Нередко она доставляет консультанту чувство удовлетворенности собой, особенно когда его ценят клиенты, когда он уверен, что смог помочь. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант.

Выделяют несколько важных аспектов этой "платы":

- угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;

- отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

- угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (Юнг называет это "подсознательной инфекцией").

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени - о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта.

Во-первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о своей работе.

Во - вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами супруга и детей. И это не единственные проблемы, с которыми сталкивается консультант. В процессе профессиональной деятельности на личность специалиста большое влияние оказывают его непосредственный руководитель, наиболее авторитетные личности коллег, культура взаимоотношений в профессиональной среде.

Консултант как человек не может безразлично решать свои профессиональные задачи. Его профессиональная деятельность не мыслима без эмоционального и волевого проявления.

Эмоциональное проявление – это чувственное переживание консультанта, которое он испытывает в процессе деятельности. Такое переживание возникает под влиянием ведущих факторов профессиональной деятельности: специфика профессиональной деятельности; эмоциональное воздействие объекта деятельности; среда в, которой работает консультант (например, телефонная служба доверия) и результат профессиональной деятельности. Среда выступает фоном, стимулирующим или сдерживающим самопроявление и развитие чего-либо в процессе профессиональной деятельности консультанта.

Обобщая изложенное, отметим, что профессиональная деятельность оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на личность и поведение. Влияние это определяется определяется личным социальным статусом, отношением к профессиональной деятельности и самоактивностью в ней, средой в которой она осуществляется и направленностью в профессиональном самосовершенствовании. Все это в совокупности обеспечивает развитие (сдерживание в развитии) личностного потенциала (положительного и отрицательного) консультанта, формирование его профессионально и личностной индивидуальности.

Можно утверждать, что эффективный консультант - это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта. К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии: 1) Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе; 2) Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам; 3) Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде. Предполагается, что свойства личности эффективного консультанта могут выступать критериями результативности психологического консультирования - появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности консультирования.




Профессия психолога - консультанта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Нередко она доставляет консультанту чувство удовлетворенности собой, особенно когда его ценят клиенты, когда он уверен, что смог помочь. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант.

Выделяют несколько важных аспектов этой "платы":

- угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;

- отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

- угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (Юнг называет это "подсознательной инфекцией").

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени - о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта.

Во-первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о своей работе.

Во - вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами супруга и детей. И это не единственные проблемы, с которыми сталкивается консультант. В процессе профессиональной деятельности на личность специалиста большое влияние оказывают его непосредственный руководитель, наиболее авторитетные личности коллег, культура взаимоотношений в профессиональной среде.

Консултант как человек не может безразлично решать свои профессиональные задачи. Его профессиональная деятельность не мыслима без эмоционального и волевого проявления.

Эмоциональное проявление – это чувственное переживание консультанта, которое он испытывает в процессе деятельности. Такое переживание возникает под влиянием ведущих факторов профессиональной деятельности: специфика профессиональной деятельности; эмоциональное воздействие объекта деятельности; среда в, которой работает консультант (например, телефонная служба доверия) и результат профессиональной деятельности. Среда выступает фоном, стимулирующим или сдерживающим самопроявление и развитие чего-либо в процессе профессиональной деятельности консультанта.

Обобщая изложенное, отметим, что профессиональная деятельность оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на личность и поведение. Влияние это определяется определяется личным социальным статусом, отношением к профессиональной деятельности и самоактивностью в ней, средой в которой она осуществляется и направленностью в профессиональном самосовершенствовании. Все это в совокупности обеспечивает развитие (сдерживание в развитии) личностного потенциала (положительного и отрицательного) консультанта, формирование его профессионально и личностной индивидуальности.

Можно утверждать, что эффективный консультант - это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта. К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии: 1) Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе; 2) Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам; 3) Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде. Предполагается, что свойства личности эффективного консультанта могут выступать критериями результативности психологического консультирования - появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности консультирования.

Профессия психолога-консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных людей? Нередко она доставляет чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь.

Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. A. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

§ угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;

§ отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

§ угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (С. Jung называет это "подсознательной инфекцией").

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени — о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта. Вопервых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о сноси работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.

Психологическое консультирование как профессия — относительно новое направление психологической практики, выросшее из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических расстройств, но обращающихся за психологической помощью. Поэтому при психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем действительно широк: трудности на работе, дискомфорт в частной жизни и проблемы в семье, плохая успеваемость в школе, отсутствие уверенности в себе и самоуважения, болезненные колебания в принятии решений, трудности в инициировании и поддержании межличностных отношений и т.д. С другой стороны, как молодое направление психологической практики, психологическое консультирование пока не имеет строго очерченных границ и охватывает широкий круг вопросов.

Практически все ученые, занимающиеся теоретическими и методологическими исследованиями в области психологического консультирования и психотерапии, отмечают важность личных особенностей консультанта. Разные авторы отмечают разные черты личности, но все согласны с тем, что клиент не может игнорировать личность консультанта и что все, что говорит и делает консультант, преломляется через образ, который он создал в клиенте.

На самом деле получается, что основной техникой психологической консультации является использование себя, своей личности, как инструмента. Осознание этого является важным этапом на пути к тому, чтобы стать профессионалом.

Совершенно очевидно, что у человека нет конкретных генов, ответственных за то, чтобы быть или не быть успешным консультантом. В общем, конечно, личность консультанта, как и личность любого другого человека, формируется на основе природных, биологических характеристик, но важность этих факторов не очень высока, но все же имеет место.

В конце концов, никто не рождается консультантом. Самое главное, никто не становится консультантом. Требуемые характеристики развиваются на протяжении всей профессиональной деятельности профессионального консультанта.

Способности чувствовать и переживать в консультативной деятельности психолога - Роль и место психолога в процессе консультирования

Роль и место психолога в процессе консультирования

В практике психологического консультирования и психотерапии необходимо ежедневно заниматься самыми важными аспектами жизни человека. Адвокат всегда обсуждает с клиентом малые и большие проблемы своего клиента и старается помочь ему

  1. понять мотивы, лежащие в основе повседневных решений, и вытекающие из этого последствия;
  2. решить множество эмоциональных проблем и запутанных межличностных отношений.
  3. Преодолеть ощущение внутреннего хаоса — сделать непонятным и изменчивым позитивное и целенаправленное.

Поэтому советник должен знать, кто он, кем он может стать и чем надеется стать клиент. Другими словами, речь идет о том, чтобы определить роль консультанта. Является ли консультант другом клиента, профессиональным консультантом, учителем, экспертом, спутником клиента, блуждающего по углам жизни, или гуру, передатчиком абсолютной истины? Многие люди, особенно неопытные консультанты, смущены тем, что нет универсального ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказания психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретической ориентации, его квалификации, личных качеств и, наконец, ожиданий клиента.

Эффективность работы специалиста во многом зависит от ясности его места в процессе консультирования. Если нет такой ясности, то консультант не будет руководствоваться в своей работе определенными теоретическими принципами, а только ожиданиями и потребностями клиента; другими словами, он будет делать только то, на что надеется и чего хочет. Клиенты часто ожидают от консультанта, что он возьмет на себя ответственность за успех их будущей жизни и решит их повседневные проблемы, такие как, где учиться, как разрешать конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.

Наиболее общий ответ о роли консультанта заключается в понимании характера процесса консультирования. Основная роль консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать свои внутренние резервы и устранить факторы, препятствующие их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, кем он хочет стать. Клиенты должны честно оценить свое поведение и образ жизни во время консультации и решить, как и в каком направлении они хотят изменить качество своей жизни.

Руководствуясь этим пониманием процесса консультирования, S. Wrenn сформулировал основные ролевые функции консультанта:

Если речь идет о роли консультанта, то очевидно, что очень существенной частью процесса консультирования является ЛИЧНОСТЬ СОВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА.

Личностные требования психолога-консультанта в различных психологических ситуациях.

Так какой должна быть комбинация личностных качеств, которая, скорее всего, обеспечит успех консультирования?

  • Проявляя глубокий интерес к людям и терпение в общении с ними. описал этот фактор как интерес к людям из-за того, кто они есть, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты;
  • Чувствительность к отношению и поведению других людей;
  • эмоциональная стабильность и объективность;
  • Способность заслужить доверие других;
  • Уважение прав других.

В 1964 году Комитет США по надзору и подготовке консультантов установил следующие шесть личностных характеристик, необходимых для работы консультантом:

  • Поверь в людей;
  • Уважение к ценностям другого человека;
  • Диссертация;
  • Беспристрастность;..;
  • Самооценка;
  • Осознание профессионального долга.

L. Вольбергс подчеркивает такие качества: чувствительность, объективность, гибкость, сочувствие, отсутствие собственных серьезных проблем. В качестве особо вредных качеств для консультанта он называет авторитаризм, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неспособность быть терпимым к различным стремлениям клиентов и невротическое отношение к деньгам.

A. Gombs et al. обнаружили в своем исследовании, что успешный консультант обычно воспринимает других людей как способных решать свои проблемы и брать на себя ответственность, предпочитая отождествлять себя с людьми, а не с предметами.

По мнению А. Сторра, идеальный психотерапевт или консультант способен быть симпатичным человеком, открытым к чувствам других; способным отождествлять себя с самыми разными людьми; теплым, но не сентиментальным; не пытающимся заявить о себе, но имеющим собственное мнение и способным его отстаивать; способным обслуживать своих клиентов.

Система ценностей консультанта

  • Философия жизни каждого человека уникальна, и навязывать ее другим не желательно;
  • Ни один консультант не может утверждать, что у него есть полностью развитая, адекватная философия жизни;
  • Семья, церковь и школа лучшие места для преподавания ценностей, а не кабинет консультанта.
  • человек развивает свою собственную этическую систему не из одного источника и не в одночасье, а из множества факторов в жизни и в течение длительного периода времени
  • никто не может помешать другому человеку сформировать уникальную философию жизни, наиболее значимую для него.
  • Клиент имеет право отвергнуть этические принципы и философию жизни другого человека.

На противоположном полюсе находится мнение Э. Вильямсона о том, что консультант должен быть открыт и ясен с клиентом в отношении его ценностной позиции, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях приводит клиента к тому, что консультант считает социально, морально и юридически деструктивное поведение приемлемым и оправданным. Такова позиция педагога-консультанта, который знает, что хорошо, а что плохо.

Согласно Дж. Кори, чтобы избежать ценностных конфликтов в процессе консультирования, консультант или психотерапевт должен иметь четкую позицию по определенным вопросам. Основными областями, в которых позиция консультанта важна, являются семья, секс, аборты, религия и наркотики.

Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

Профессия консультанта-психолога или психотерапевта интересна и имеет много преимуществ для самого консультанта. Какая другая профессия позволяет нам так глубоко и близко познакомиться с таким количеством разных людей? Часто возникает чувство удовлетворения, особенно когда вас ценят ваши клиенты, когда вы уверены, что смогли помочь.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Профессия психолога-консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных людей? Нередко она доставляет чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь.

Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. A. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;

отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (С. Jung называет это "подсознательной инфекцией").

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени — о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта. Во- первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о сноси работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания" (Paine, 1981; Maslach, 1982; Corey, 1986).

"Синдром сгорания" — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавт. (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).

Каковы наиболее часто встречающиеся причины "синдрома сгорания"? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:

монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Существует также немало конкретных способов преградить путь "синдрому сгорания":

культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

открытость новому опыту;

умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;

хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: