Проект образовательной среды доу

Обновлено: 05.07.2024

Меняется мир – меняются и дети. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного.

Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!

Современное российское образование – это непрерывная система по­следовательных ступеней обучения, и дошкольное учреждение является первой ступенью.

Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.

Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно – пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.

Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

  • детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
  • для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Актуальность проекта:

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос создания, той самой, окружающей действительности т.е. предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением нового ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт)
В работе над проектом мы определили.

Объект: предметно-развивающая среда групп.

Предмет: игровая деятельность ребенка младшего дошкольного возраста.

Условия: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с

Участники проекта: педагоги, родители.

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 5 лет (май 2013 года – май 2018 года).

Обоснование актуальности выбора темы и сформулированные противоречия позволили нам определить основную проблему проекта: пути, условия и содержание создания предметно-развивающей среды развития ребенка в совершенствовании качества образования в конкретных условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно-пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире. Эта тенденция обусловлена осознанием значимости средового фактора для развития личности ребенка.

Цель заключается в разработке модели проектирования предметно-пространственной среды развития ребенка в логике повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

  • Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ, а также теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу; разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
  • Разработка модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.
  • Апробировать и внедрять новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии. Проводить корректировку модели предметно-пространственной среды и интеграцию российских инновационных технологий.
  • Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно – развивающей среды групп ДОУ.
  • Формировать предметно-развивающую среду в соответствии с современными требованиями.
  • анализ психолого-педагогической литературы;
  • анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию;
  • научно-педагогическое моделирование;
  • метод индивидуально и коллективного творчества;
  • использование план-схемы.
  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • тестирование;
  • самоаудит;
  • творческий отчет.

Гипотеза: Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду, по художественно эстетическому направлению, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.

Оригинальность данного проекта определяется тем, что предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной культурой, экологией, игрой и трудом. Заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.

Новизна заключается в создании условия для реализации образовательных возможностей современных детей и запросов родителей посредством проектирования образовательной среды.

Практическая значимость

Заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп дошкольного возраста ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС.

Этапы реализации проекта

I этап – организационный (май-сентябрь 2013 уч. г.) изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений города. Определена концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.

Пути реализации:

II этап – реализация проекта (2013 – 2017 гг.)

Внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.

III этап – завершающий (2017-2018 г г.)

Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Ожидаемые результаты нашей работы:

Мы планируем оснастить территории групп новым оборудованием, а также создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: познавательное, эстетическое, игровое и оздоровительное.
Организовать предметное окружение детей таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья и повышения уровня общего развития.
Целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;
свободное ориентирование в пространстве и времени, легкая адаптация воспитанников к последующей школьной жизни.
Результаты инновационной деятельности коллектива по обеспечению предметно-пространственной среды отражать в публикациях региональных и российских СМИ.

- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Цель проекта : Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта :

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной

развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Изучение новых подходов в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Организованная развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.

3. Вовлечение детей и родителей в создании комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Сроки реализации проекта : январь 2016 – январь 2017 г.

1. Проведение родительского собрания.

2. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Изучение современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

2. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.

Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

3. Разработка дизайн-проекта оформления помещения группы как единого пространства, разработка эскизов оформления помещения.

4. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

1. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.

2. Замена старой мебели на новую, сделанную руками родителей.

3. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.

4. Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.

1. Подведение итогов по преобразованию предметной развивающей среды

2. Анализ проделанной работы, обобщение опыта работы, планирование дальнейшей работы по данному вопросу.

Содержание проделанной работы.

Реализация проекта рассчитана на один год. На подготовительном этапе была изучена литература по проблеме создания предметно-развивающей среды.

Рабочей группой был разработан механизм реализации проекта и перспективный план мероприятий по совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Проект был представлен и одобрен родителями на родительских собраниях, где прошло активное обсуждение целей и задач инновационного проекта, обозначены основные направления и мероприятия сотрудничества детского сада и семьи.

Были учтены предложения выдвинутые родителями.

Для решения задач обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей проводилась следующая работа:

Создание персональной страницы на сайте ДОУ.

Организованная таким образом предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

Работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса : педагогов, детей и родителей.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013.

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.)

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Модель игровой образовательной среды Папа мне на день рожденья Сочинил стихотворенье, И целуя в нос меня, Подарил еще коня. Серый в яблоках мой конь Поместился на ладонь!.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для младшего возраста Игровое пространство: Игровые модули Наборы для профессиональных игр: маленький доктор, маленький парикмахер, автозаправочная и ремонтная.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для среднего дошкольного возраста Игровое пространство: Игровые модули Игровые методические комплексы Развивающие игры В. В. Воскобовича Развивающие игры Б. П. Никитина Игровая.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для старшего дошкольного возраста Игровое пространство: Для мальчиков: станция техобслуживания, бензоколонка, крупный и средний строительный материал, конструкторы, машины.

Модель предметно-развивающей среды старшей группы

Модель предметно-развивающей среды старшей группы .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образовательная среда в ДОУ

Разработала воспитатель МБДОУ д/с №99Лукьянчук И. Г.

2020 г.

Мини проект по образовательной среде (ДОУ)……………………………. 5

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

Мини проект образовательной среды(ДОУ)

Краткая аннотация проекта

Общие положения

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы/кабинета, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемая инновационная модель современной предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

В работе над проектом определили.

Объект: образовательная среда в ДОУ.

Предмет: игровая деятельность детей всех возрастных групп дошкольников.

Условия: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

Вид проекта : педагогический

Участники проекта : педагоги, родители.

Продолжительность проекта : 2 года

Тип проекта : долгосрочный.

Объективные предпосылки возникновения и разработки проекта опираются на следующие противоречия:

· между требованиями государства и общества к личности как носителю культурных ценностей и тем, как этот социальный заказ осуществляется.

Нормативно-правовой и организационной основой проекта является:

· Конституция Российской̆ Федерации;

· Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

Актуальность проблемы

Цель проекта : Разработка модели, развивающей предметно-простанственнойобразовательной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. изучить новые подходы в организации развивающей предметно-простанственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников

(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,

4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортнойразвивающей предметно-простанственной среды в ДОУ.

Гипотеза состоит в том, что каждый компонент предметно-развивающей среды будет предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, а именно:

1. поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности;

2. созданная эстетическая среда вызовет у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает положительными впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Новизна. Образовательная среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Она помогает нам проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Этапы и мероприятия реализации проекта

Подготовительный этап

Изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений района. Определена концептуальная модель образовательной предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.

Пути реализации:

1. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования,учебно-методических и игровых материалов.

2. Изучения современных научных разработок в области развивающей образовательной среды для детей дошкольного возраста.

3. Анализ развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группах ДОУ.

4. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

5. Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

6. Защита педагогами проектов организации группового пространства.

7. Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

8. Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.

9. Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта

10. Разработка плана проекта.

11. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Реализационный этап

Внедрение модели развивающей образовательной среды в ДОО и основные принципы ее организации.

Пути реализации:

2. Консультации на темы:

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном

3. Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды, в соответствии с ФГОС.

4. Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости изменений в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС.

5. Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

6. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.

7. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам

построения развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

8. Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.

9. Проведение смотров-конкурсов групповых помещений.

10. Декоративное оформление коридоров детского сада: информационные,

познавательно-развивающие стенды и др.

11. Оформление территории детского сада.

Заключительный этап

Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Пути реализации:

1. Написание и оформление проекта.

2. Описание опыта построения развивающей образовательной среды педагогами групп.

3. Написание протокола педагогического совета «развивающая предметно-

4. Написание конспектов консультация для педагогов:

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном

5. Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию

развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

6. Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей образовательной среды в ДОУ.

7. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн проектов развивающей предметной образовательной среды в ДОУ.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание родителями создаст творческую атмосферу в работе педагогов важности своего участия в создании комфортной предметно-развивающей образовательной среды в группе и на участке.

2. Обогащение предметно-развивающей образовательной среды.

3. Создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

4. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям ДОУ.

Перспективы проекта:

1. Подтвердится гипотеза.

2.Расширятся педагогические и психологические функции сотрудничества ДОУ и семьи.

3. Решится задача всестороннего развития детей, которое станет еще более целенаправленным и углубленным.

4. Будут применяться результаты проекта педагогами ДОУ по применению моделей сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме создания предметно-развивающей среды.

Меняется мир – меняются и дети. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного.

Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!

Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, и дошкольное учреждение является первой ступенью.

Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.

Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно – пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.

Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Модель оформления групп базируется на двух простых идеях:

детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Актуальность проекта:

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением нового ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт).

Объект: предметно-развивающая среда групп.

Предмет: игровая деятельность ребенка младшего дошкольного возраста.

Условия: ДОУ

Участники проекта: педагоги, родители.

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2-3 года (в зависимости от оснащенности ДОУ).

Объективные предпосылки возникновения и разработки проекта опираются на следующие противоречия:

между требованиями государства и общества к личности как носителю культурных ценностей и тем, как этот социальный заказ осуществляется в условиях современной системы образования;

Обоснование актуальности выбора темы и сформулированные противоречия позволили нам определить основную проблему проекта: пути, условия и содержание создания предметно-развивающей среды развития ребенка в совершенствовании качества образования в конкретных условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно-пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире. Эта тенденция обусловлена осознанием значимости средового фактора для развития личности ребенка.

Цель заключается в разработке модели проектирования предметно-пространственной среды развития ребенка в логике повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ, а также теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу; разработка соответствующей нормативно-правовой базы.

Разработать модель предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

Апробировать и внедрять новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии. Проводить корректировку модели предметно-пространственной среды в соответствии с инновационными технологиями.

Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно – развивающей среды групп ДОУ.

Формировать предметно-развивающую среду в соответствии с современными требованиями.

Для реализации проекта определены следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы;

анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию;

метод индивидуального и коллективного творчества;

мониторинг цен на оборудование и пособия и составление сметы.

Для оценки результативности реализации проекта:

Гипотеза: Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.

Оригинальность данного проекта определяется тем, что предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной культурой, экологией, игрой и трудом. Заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.

Новизна заключается в создании условия для реализации образовательных возможностей современных детей и запросов родителей посредством проектирования образовательной среды.

Практическая значимость заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп дошкольного возраста ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС.

Этапы реализации проекта:

I этап – организационный изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений города.

Определена концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.

Пути реализации: 1. Изучение нормативно-правовой основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.

2. Изучение проблем и постановка цели проекта, определение задач, составление план – схемы модели предметно-развивающей среды групп, других помещений ДОУ и территории.

3. Изучение санитарно-технических норм и требований.

4. Составление плана и схемы проекта.

7. Разработка дизайн-проекта оформления помещения группы как единого пространства, разработка эскизов оформления помещения.

8. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением корректив.

II этап – реализация проекта внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

Пути реализации:

Изучение опыта работы по модернизации предметно-развивающей среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов.

Методическое сопровождение внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

Модернизация среды групп ДОУ.

Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.

Сотрудничество с родителями.

Планирование работы по проекту с внесением коррективов.

Анализ и контроль деятельности.

Сбор, накопление материала.

Пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований.

Анкетирование педагогов и родителей.

Систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы.

III этап – завершающий

Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Пути реализации: Завершение создания предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям;

Оформление материалов по дизайн-проекту.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Ожидаемые результаты нашей работы:

Мы планируем оснастить территории групп новым оборудованием, а также создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: познавательное, эстетическое, игровое и оздоровительное.

Организовать предметное окружение детей таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья и повышения уровня общего развития.

Целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;

свободное ориентирование в пространстве и времени, легкая адаптация воспитанников к последующей школьной жизни.

Результаты инновационной деятельности коллектива по обеспечению предметно-пространственной среды отражать в публикациях региональных и российских СМИ.

Понимая всю важность этой проблемы, мы прогнозируем и риски:

Подготовленность и компетенция педагогов в вопросе создания предметно-развивающей среды.

Читайте также: