Анализ школьный старт 1 класс

Обновлено: 02.07.2024

В период с 19 сентября 2017 года по 30 сентября 2017 года была проведена педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников к успешному обучению в начальной школе.

Стартовая готовность – это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения) и личностных характеристик, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые готовит для него педагог.

Цель диагностики: получения достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса .

- рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р.,Теплицкая А.Г.. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников;

Основная процедура для определения уровня стартовой готовности ребенка – письменные диагностические задания. Предлагаемые критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований ФГОС НОО.

Оценка готовности проводилась по следующим направлениям:

- инструментальная готовность (13 показателей),

- личностная готовность (2 показателя).

Инструментальный компонент педагогической готовности отражает, в какой мере ребенок обладает специальными инструментами переработки учебной информации (умениями или способностями). Эти умения обеспечивают эффективность освоения учебной деятельности ребенка. Умения, составляющие инструментальный компонент стартовой готовности являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.

Показатели личностного компонента стартовой готовности характеризуют отношение ребенка к учению: является ли знание и сам процесс познания ценностью для ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(учитель Туманова Елена Геннадьевна, 1 класс)

Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе.

За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей:

беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе? не навредит ли учеба его самочувствию, психическому здоровью?),

и социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других?), и родительские амбиции (что про меня подумают?), и многое другое.

О готовности детей к систематическому обучению серьезно задумывается и педагог.

Для него это - и вопрос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уровень?), и беспокойство за качество обучения (смогут ли дети научиться всему, чему нужно?).

Эти вопросы особенно актуальны сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов (УУД).

Психологическая готовность - это взгляд на перспективы обучения ребенка, успешность или неуспешность с точки зрения различных параметров развития. Периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно.

Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ученика хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о различных способностях, как мы бы сказали по отношению к школьнику, метапредметного характера. Это и есть стартовая готовность.

Стартовая готовность - это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог .

В самом общем виде назначение данной программы (ее цель) - получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса. В дальнейшем данная информация может быть использована учителем для того, чтобы:

создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты к окончанию начальной школы;

обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы;

скорректировать формы и методы обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений;

спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым ребенком;

в случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов).

Предлагаемые автором критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствуют запросу системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Использование предлагаемой программы изучения стартовой готовности детей видится нам одним из эффективных путей получения знаний об индивидуальных особенностях и возможностях первоклассников на момент начала их обучения.

Подчеркнем, что не всегда можно поставить знак равенства между уровнем психологической зрелости ребенка и его готовностью обучаться, так как психологические предпосылки успешного обучения могут уже сформироваться, а конкретные умения - нет. Если умения не сформированы предыдущим опытом развития ребенка, педагогу необходимо будет потратить время и организовать специальные ситуации для того, чтобы развить эти базовые умения у ребенка самому или обратиться за помощью к специалисту (например, психологу).

Сумму этих умений составляет инструментальный компонент стартовой готовности к систематическому обучению. Он отражает, в какой мере ребенок оснащен специальными инструментами переработки учебной информации (умениями или способностями).

Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач (сообразных возрасту, разумеется), учебное сотрудничество и диалог детей, первичный контроль своих действий.

Не менее важны показатели личностного компонента стартовой готовности, которые характеризуют отношение ребенка к учению: является ли знание и сам процесс познания ценностью для ребенка.

Умения, составляющие инструментальный компонент стартовой готовности, особенно важны в начале обучения. Вместе с тем они являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.

Коммуникативные умения , входящие в инструментальный компонент стартовой готовности, и личностный компонент также соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школы.

Схема 1. Диагностика стартовой готовности ребенка к успешному обучению: основные параметры

hello_html_m584a1fdc.jpg

Все они взяты из УМК по системе развивающего обучения Л.В. Занкова или методик преподавания но разным курсам в первые две четверти обучения в 1 классе.

Диагностика педагогической готовности проводится в сентябре 1 класса, в течение третьей и четвертой недели обучения детей в школе. В определении ритма предъявления заданий учителю предоставляется значительная свобода. Задания можно предъявлять ежедневно, в начале 2 и 3 уроков в течение 5-10 минут.

Результаты диагностики были получены педагогом в начала октября, Были проведены все задания все задания, представленные в рабочей тетради, так как обработка результатов предполагала выведение общего балла и его качественную интерпретацию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ результатов стартовой готовности первоклассников. задания - Издательство "Федоров".

Учитель Уланова Т.Ю.

Диагностика проводилась 07.10.2019, её выполняли 28 человек.

В работе было 14 заданий, максимальный бал 28.



Базовой уровень – 19 чел- 68 %

Пониженный уровень – 9 чел-32%

Базовой уровень – 11 чел- 39%

Пониженный уровень – 17 чел-61%

Группы стартовой готовности

1 группа базовый уровень 8 чел – 29%

Личностно зрелые дети, ориентированные на познание, инструментально готовые к обучению в 1 классе.

Нуждаются в поддержке познавательной активности, возможности демонстрировать свои достижения

2 группа ниже базового уровня 11 чел – 38%

Инструментально готовые дети, при этом не испытывающие интереса к обучению.

Риски: дальнейшее снижение учебной мотивации, развитие тревожности, снижение учебной успеваемости.

Нуждаются в эмоциональной поддержке, в развитии учебной мотивации, в подборе учебных заданий, соответствующих уровню знаний, желательна консультация психолога

3 группа базовый уровень 3 чел – 11%

Дети личностно и мотивационно готовые к школе, с несформированными инструментальными умениями.

Риски: трудности в освоении метапредметных результатов, со временем – снижение мотивации и переход в 4 группу.

Нуждаются в опоре на актуальные возможности помощи в формировании инструментальных умений

4 группа ниже базового уровня 6 чел- 22%

Дети, инструментально и личностно не готовые к обучению в школе.

Риски: серьезные трудности в освоении учебной программы.

Нуждаются в углубленной психолого-педагогической диагностике и анализе причин возникновения данной ситуации

Стартовая готовность – это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения) и личностных характеристик, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые готовит для него педагог.

Цель диагностики: получения достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса.

ВложениеРазмер
svodnaya_tablitsa_dannyh_diagnostiki_n.docx 23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Стартовая готовность – это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения) и личностных характеристик, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые готовит для него педагог.

Цель диагностики: получения достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса .

- рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р.,Теплицкая А.Г.. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников;

Основная процедура для определения уровня стартовой готовности ребенка – письменные диагностические задания. Предлагаемые критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований ФГОС НОО.

Оценка готовности проводилась по следующим направлениям:

- инструментальная готовность (13 показателей),

- личностная готовность (2 показателя).

Инструментальный компонент педагогической готовности отражает, в какой мере ребенок обладает специальными инструментами переработки учебной информации (умениями или способностями). Эти умения обеспечивают эффективность освоения учебной деятельности ребенка. Умения, составляющие инструментальный компонент стартовой готовности являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.

Показатели личностного компонента стартовой готовности характеризуют отношение ребенка к учению: является ли знание и сам процесс познания ценностью для ребенка.

Читайте также: