Чужая кровь анализ шолохов кратко

Обновлено: 05.07.2024

“Донские рассказы” Михаила Шолохова стали предвестниками “Тихого Дона”. Написанные в 1925-1926 годах, они передавали трагизм Гражданской войны, кровавой полосой прошедшей через семьи казаков. Война сталкивала между собой отца и сына – именно такой конфликт объединяет эти рассказы. Шолохов выносит своими рассказами приговор гражданской войне в своем отечестве.

Она страшна и противоестественна. В этой войне нет ни правых, ни виноватых.

Война уводит родных людей навсегда – они не возвращаются. В рассказе “Чужая кровь”,

который завершает “Донские рассказы”, не возвращаются два сына старика Гаврилы – один “белый”, другой “красный”, один родной, один чужой. Сначала проводил родного сына Петра – первого и единственного. Работал на него не покладая рук.

Отправляя на фронт против красных, отец Гаврила продал две пары быков, достал дедовскую уздечку и седло, а на прощанье дал наказ: не срамить тихий Дон и служить, как “деды и прадеды службу царям несли”.

Но пропал единственный сын, а в Филипповку пришли красные, “вторглись в казачий исконный быт”, “вывернули наизнанку” обычную дедову

жизнь, как порожний карман. Зол был Гаврила на новую власть, погубившую его единственного сына, ведь теперь кормильца нет, а сил уже нет, вот и рушилось хозяйство. А когда вернулся с фронта Прохор Лиховидов, служивший вместе с Петро, узнали страшную правду: “срубили Петра насмерть”.

После этого стал примечать хозяин, что левый глаз у жены подергиваться начал и рот покривило – чуть с ума не сошла от горя. Да и сам старик долго не мог принять тяжелую правду. Глаза налились кровью и слезами, и застонал, запрокидывая голову: “Одного сына убить?! … Не верю!…”

Так и доживали бы свой век осиротевшие старики, если бы не трагические события, развернувшиеся прямо во дворе. Злой на новую власть, на продотрядников, забиравших “очищенную, смугло-золотую пшеницу”, Гаврила все же был потрясен стычкой, которая произошла прямо на его глазах: кубанские казаки напали на отряд красноармейцев и жестоко расправились со всеми.

Глядя на мертвые тела, старик уже не ощутил в сердце прежней злобы. Вместо сердитого, с колючими глазами, продкомиссара он увидел мальчишку лет девятнадцати, а “сквозь леденящий холодок” голой груди прощупал “потухающее тепло”. Не смог Гаврила оставить умирать на морозе чьего-то чужого сына – приволок в избу, обмыл, растер руки, ноги и грудь.

И пусть пока была она для него “гадливо-холодной”, но четверо суток не отходили старики от постели молодого парня, “шафранно-бледного, похожего на покойника”. Через камышинку вливали в рот теплое молоко и навар из бараньих костей.

Так выхаживали вновь обретенного сына до самой весны. Понял Гаврила, что невыплаканная любовь матери к Петру, покойному сыну, “пожаром перекинулась на этого смертью зацелованного, чьего-то чужого сына”. Да и сам он, поговорив с очнувшимся юношей и узнав, что зовут того Николаем, сказал, что для них он будет Петро, как их рано погибший сын.

Далее автору психологически точно удается передать, как Гаврила привязывается к новому сыну, а образ первого, родного, тускнеет. Это вызывает ужас в душе старика, но он не может противиться новому чувству. При этом жена, неотступно сидящая у постели названого сына, вызывала ревнивое чувство. Когда же встал новый Петро на свои ноги, провожал его Гаврила беспокойным взглядом: как бы не оступился да не упал.

Вскоре между Гаврилой и Николаем “увязались простые и любовные” отношения. Юноша рассказал, что он сирота, родом с Урала и до войны работал на чугунолитейном заводе.

Так потеряв родного сына, старый донской казак Гаврила привязывается сердцем к чужому человеку, заменившему родного сына: “Белокурый, веселый, работящий, заслонил собой образ покойного Петра”. Пригласили тогда старики остаться его с ними навсегда, чтобы не бросил их. Ничего не стал обещать им Николай-Петро, но Гаврила с женой надеялись на чудо, даже невесту стали присматривать.

Однако чуда не случилось: с почти принесли конверт, “ревниво хранивший чужую тайну”, отчего старый казак “невольно чувствовал нарастающую злобу к этому письму, изломавшему привычный покой”. Даже изорвать хотел, но не смог – отдал нареченному сыну. Предчувствия не обманули: понял старик, что “не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную черноземь”.

Тянет его на завод, который удерживали от Колчака, а теперь рабочие голодают, но снова поднимают его на ноги.

И вновь с поразительной силой передает Шолохов трагедию расставания – старик, “с усилием задушив рыдание” и “кривя изуродованное болью, мокрое лицо” крикнул:

– Прощай, родимый. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас…

Название рассказа очень точно передает отношение автора к описываемым событиям. Когда Гаврила предлагал Николаю стать новым сыном, сказал: “Хучь и чужая в тебе кровь…, сколько горя натерпелись, от этого и полюбился ты нам”. Так на первый план выступает не кровная, родственная связь, а те человеческие отношения.

Всепоглощающая ненависть к красным сменилась в душе старого казака Гаврилы любовью, и он смог изменить свое отношение к врагам.

Рассказ “Чужая кровь” помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки стариков, разрушившийся уклад жизни, “прахом дымящееся хозяйство” – все, что приносит с собой война, где бы она ни происходила.

Смысл рассказа

Смысл книги

Название книги напрямую связано с происходящими в ней событиями, о которых расскажем более подробно чуть позже. Заглавие показывает равнозначимость всех людей в военное время. Нет своих и чужих, когда смерть уносит большое количество человеческих жизней. На это нельзя смотреть беспристрастно, оставаясь в стороне от происходящего. Так и главный герой книги не смог оставаться безучастным к чужому горю, и приютил у себя раненого бойца, который потом заменил ему погибшего сына.

Несмотря на то, что у него была чужая кровь, герой заботился о солдате. На первом месте для него была забота о ближнем, не зависимо от того, чья кровь течет в его жилах. Эта человечность позволила старику исцелиться от перенесенной душевной травмы, не дав озлобиться на весь свет.

Без единственного сына хозяйство отца и матери пришло в скором времени в упадок. Оставалось лишь ждать с войны Петра, но этому не суждено было исполниться. Вскоре стало известно о безвременной кончине сына.

Это известие чуть не убило стариков, но они нашли в себе силы жить дальше. Однако, мать чуть не сошла с ума от горя, да и сам Гаврила озлобился на большевиков, поэтому когда те появились в их деревне, он пылал ненавистью к этим людям. После одной крупной стычки между большевиками и казаками, лишились жизни многие молодые солдаты. Одного из выживших Гаврила отнес к себе в дом и вместе с женой стал выхаживать.

Этот боец был молод и напоминал старикам покойного сына, поэтому они к нему сильно привязались. Настолько, что не хотели его отпускать и предложили остаться у них навсегда для ведения домашнего хозяйства. Но вскоре Николаю (так звали солдата) пришла телеграмма с просьбой вернуться на завод в родной город. Недолго думая, он согласился.

Старики были вынуждены вновь испытать боль от потери сына, ведь, несмотря на то, что в Николае текла не их, а чужая кровь, он стал для них родным. Все же они вновь нашли в себе силы, чтобы отпустить его.

Главный смысл, который прослеживается на протяжении всего произведения, это преемственность поколений. Поднятый еще Тургеневым вопрос об отцах и их детях подхватывает Шолохов.

Как бы тяжело не было родителям расставаться с детьми, но казачье воспитание заставляло отпускать их по первому зову Родины. Сын главного героя умер в юном возрасте, но родители не только смогли пережить утрату, но даже нашли в себе силы простить его убийцу. Одного из большевиков они спасли и полюбили горячей любовью. Стали называть его именем покойного сына, но помнили о чужой крови, поэтому отпустили его туда, куда звала душа, как бы тяжело не было.

Финал пробирает до мурашек из-за точного описания автором эмоций, которые испытали мать с отцом. Своего Петра они уже потеряли, и им пришлось расстаться с только что приобретенным сыном Николаем. Но как бы ни было тяжело, они отпустили его, ведь выбора у них все равно не было.

Душераздирающая война забрала у них самое дорогое, а ее последствия продолжают заставлять испытывать лишения. Мы видим, что старики остались совсем одни, без поддержки и надежной опоры в виде детей Не кому вести хозяйство, которое и так уже пришло в упадок. Но эти сильные люди еще способны не показывать слез, которые разрывают их сердца в момент прощания с любимыми.

Главные герои

  • Гаврила — старик, некогда лихой казак, потерявший в войне сына, решительный, бескомпромиссный, добрый и милосердный.
  • Николай Косых — белокурый 19-летний парень, коммунист, выросший на уральском заводе.

Другие персонажи

  • Старуха — жена Гаврилы, добрая, несчастная женщина
  • Петро — единственный сын Гаврилы и его жены, казак, трудолюбивый парень, погибший в Гражданской войне.
  • Прохор Лиховидов — сосед Гаврилы, однополчанин Петра, сообщивший старику о смерти сына.

Краткое содержание

Очнулся раненый лишь на шестнадцатый день. Он сказал, что его зовут Николаем, но старики настойчиво называли его Петром в память о погибшем сыне.

Три ночи Николай мучился бессонницей, и понял Гаврила, что уедет он на Урал, и уедет навсегда. Он лишь попросил названого сына обмануть старуху и пообещать, что через время вернётся. Сам же он боялся даже надеяться на то, что Николай и в самом деле приедет к ним и уже останется навсегда.

Заключение

Произведение Михаила Шолохова демонстрирует, что нет на свете ничего сильнее и крепче родительской любви. Старики смогли вложить всю свою душу в паренька, который был на стороне тех, кто убил их сына. Ни внешние обстоятельства, ни классовая вражда не способны заглушить в сердцах людей доброту и милосердие.

И вот новая часть, ведь все вдруг меняется – Гаврила уловил сердцебиение юноши. А мог бы брезгливо не обратить внимания, не расслышать слабый стук. Показано, как трогательно старики выхаживают раненого. Он, конечно, очень плох, но постепенно, благодаря их усилиям, начинает оживать. У стариков, которые ещё толком не расстались с образом сына, он перекладывается на раненого. Они даже стали называть его Петей, хотя оказывается, что он Николай. Они и ревнуют юношу друг к другу: кто больше с ним просидел, кто сколько раз подушки поправил. Это даже кажется детским чем-то, но это проявление их любви. С их стороны признанием Николая сыном стало то, что они отдали ему одежду Петра, которую бережно хранили. И ещё Гаврила попросил юношу, кстати, сироту, у которого никак не срастается рука, остаться с ними, не возвращаться на свой завод. А с завода родного приходит письмо, что ждут Колю обратно…

По старинным казачьим обычаям снарядил Г аврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с серебряным набором — дорогую семейную реликвию, из поколения в поколение передававшуюся от отца к сыну — своеобразный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Солнце — один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Краткое содержание

Повествование начинается с описания жизни главного персонажа — деда Гаврилу. Он проживает со своей женой. Старые родители долго ждут возвращения своего сына, который отправился воевать в 1917 году. Они не теряют надежды и каждый раз представляют, как солдат приезжает в родные края и переступает порог их дома. Дед не желает верить в то, что его сына нет в живых. Он убежден, что Гражданская война пощадила его. Семья готовится к возвращению самого близкого им человека.


Когда война закончилась, наступило время большевиков. Они старались разузнать больше информации о местности, где жил Гаврила. Но стоит учесть, что казаки имели другой уклад жизни и не приветствовали чужаков на своей территории. Народ начинает бунтовать, и разворачиваются военные действия. На следующее утро после сражения дед Гаврила на улице находит едва дышащего солдата и забирает его домой. Такое решение он принял только потому, что увидел в нем сходство с сыном Петром.

Вскоре парень поправился. Ему нравилось находиться здесь, к нему хорошо относились, окружили заботой и даже называли сыном.

Солдата звали Николаем, но старики время от времени называли его Петром. Долгое время прожил парень рядом с дедом и его старухой. Он был трудолюбивым и помогал поднимать хозяйство. Гаврила отдал ему все вещи, которые когда-то принадлежали его сыну. Николай называл старика отцом. От этого у него сердце наполнялось теплом.

Через некоторое время солдат получил письмо с Урала, в котором говорилось, что он должен вернуться на родину, чтобы поднимать завод. Старики загрустили и уговаривали его остаться. Но все же он принял решение вернуться. Гаврила знал, что если Николай уедет, то назад не вернется. От этого ему было грустно и больно, ведь он считал его родным. Николай уехал и пообещал, что будет приезжать, только старики понимали, что это их последний разговор.

Автор кратко описал чувства каждого героя, с точностью передал настроение повествователя. Шолохов использовал несколько литературных стилей одновременно:

  • новаторский прием;
  • узкое народное творчество.

Продразверстка

Дед жил сам по себе, новостей не знал. Появление в воскресный день на крыльце председателя и троих с винтовками его удивило — о — краткое содержание не позволяет передать все подробности разговора — включает описание страшного для казаков процесса изъятия хлеба. То, что было нажито тяжелым трудом, теперь переходило советской власти. Не мог спасти своего добра и Гаврила.

Чужая кровь

Не отходила от больного и старуха, которая перенесла на него всю неистраченную любовь к пропавшему сыну.


Обретенный сын

Николай рассказал, что воспитывался при заводе, там же работал до войны. Узнав, что у парня нет семьи, Гаврила предложил ему остаться у них навсегда. Петюшка ответил, что пока поживет лето, а там видно будет.

Горькая новость

Утром появился Прохор. Разговор начался неспешно. Обсудили жизнь при погоду. Отец словно боялся задать главный вопрос — показывает Шолохов.

По старинным казачьим обычаям снарядил Гаврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с се­ребряным набором — дорогую семейную реликвию, из поколе­ния в поколение передававшуюся от отца к сыну — своеобраз­ный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

С болью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в ста­рости. оказалось, что нет у него ни моральных, ни материаль­ных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять.

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Солнце — один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Кручина старого отца

Дед Гаврила просыпался рано. Закурив, он каждое утро думал об одном — о пропавшем на войне сыне. Петро был у них один. Когда началась война, старик — бывший воин-казак — справил ему обмундирование и проводил с наказом воевать славно, как было принято в их роду. И с тех пор, как сын сел на коня, браво поправил шашку и съехал с родимого база, его никто не видел. На какой земле довелось сложить Петру голову? Тяжелые мысли ни на минуту не отпускали старого Гаврилу.

Через месяц после отъезда сына в станицу вошли красные. С той поры в душе деда зрела жгучая ненависть к новой власти. Он намеренно носил шаровары с красными лампасами, а грудь украшал полученными за годы службы царю медалями и крестами.

Неспешно уходило время, пока однажды Гавриле не сообщили новость: из Турции вернулся сослуживец Петра. Дед тут же отправился к Прохору, но дома его не застал. Всю ночь не спал старик, дожидаясь известий о сыне.

Читайте также: