Виноградова н а панкова е п образовательные проекты в детском саду
Обновлено: 07.07.2024
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим
исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов:
1. По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Развитие проектных умений у детей
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
- усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы. Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.
(Дошкольное воспитание и развитие)
Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика -- Дошкольная педагогика -- Российская Федерация -- Теория обучения в дошкольном возрасте
Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика -- Дошкольная педагогика -- Российская Федерация -- Организация работы дошкольного учреждения -- Методическая работа в дошкольном учреждении
Шифр хранения:
FB 3 09-9/312
Читать Электронный заказ
В книг у вошел разнообразный теоретический и практический материал, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности каждого педагога через овладение инновационными технологиями организации педагогического процесса.
Название: Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова
Год: 2008
Издательство: АЙРИС-пресс
Формат: pdf.
Похожие материалы:
Организация сюжетной игры в детском саду
Предлагается системный подход к организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений. Раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства, а именно: приемы формирования у детей условного игрового действия (2-3 года), ролевого поведения (3-5 лет), способов творческого сюжетосложения (5-7 лет).
Для воспитателей детских садов и педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста в других учреждениях образования и культуры, для студентов дошкольных отделений педагогических колледжей и вузов.
Занятия по ТРИЗ в детском саду
В пособии раскрыты основные понятия ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Предлагается практический материал по системному использованию данной технологии в работе с детьми пятого и шестого года жизни, который поможет педагогу развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
Диагностика педагогического процесса. (Подготовительная, старшая, средняя, 2 младшая, 1 младшая группы)
Пособие содержит структурированный в таблицы диагностический материал, направленный на оценку качества педагогического процесса в дошкольной образовательной организации любой направленности (обще-развивающей, компенсирующей, комбинированной). Предлагаемые параметры оценки для данного возраста общеприняты в психолого-педагогических исследованиях и подвергаются статистической обработке. Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития детей, что регламентировано п. 3.2.2 ФГОС ДО.
Пособие адресовано заведующим, методистам и педагогам дошкольных образовательных учреждений общеразвивающей и компенсирующей направленности. Может быть интересно родителям, а также студентам психолого-педагогических специальностей.
Экспресс-диагностика в детском саду
Комплект материалов для педагогов-психологов ДОУ. (брошюра и 42 диагностические карты) Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам: 3-4 года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В комплект входят методическое пособие, в котором подробно описаны процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы.
Пособие адресовано психологам, работающим в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы
Методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных к школе групп содержит полное описание прогулок в разное время года. На каждый месяц года расписаны десять прогулок - 10 в сентябре, 10 в октябре и т.д. отдельно для старшей и отдельно для подготовительных групп. Расписаны ход исследования, его цели, трудовая деятельность детей, подвижные игры и др. Всё ясно и понятно. И загадки, и вопросы, и стихи. Много описаний растений и деревьев. Описано их состояние в разное время года.
Пособие адресовано воспитателям, педагогам и методистам школьных образовательных учреждений, а также всем интересующимся вопросами экологической культуры.
Сезонные наблюдения в детском саду
Пособие входит в методический комплекс программы экологического образования дошкольников "Живая экология". В книге даны методические рекомендации по организации экологической работы с детьми. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, школ и учреждений дополнительного образования.
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Гость, мы рады вас видеть.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проектная деятельность Шубина Ольга Геннадьевна
По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2- недели) средней продолжительности (несколько месяцев) долгосрочные (на протяжении всего учебного года)
Этапы проектаДеятельность воспитателяДеятельность детей I этап Формирует проблему (цель) (при постановке цели определяется и продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (не жестко) Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. Дополнение задач проекта. II этап Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. III этап Оказывает практическую помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта. Формирование специфических знаний, умений, навыков. IV этап Готовит презентацию Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности.
Структура: Тема проекта Название Авторы проекта Участники Вид проекта Срок реализации Проблема Цель Задачи Актуальность проблемы Проектные действия Бюджет проекта Ожидаемый результат.
1 этап – Постановка проблемы (цель). Основные задачи: Вхождение проблемы. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задач и целей. Дополнение задач проекта.
3 этап – Практическая часть: работа с детьми, взаимодействие со специалистами ДОУ, сотрудничество с родителями и социумом. Основная задача: как сделать, чтобы ребенок старшего дошкольного возраста смог самостоятельно пройти через все структурные компоненты проектной деятельности. методы и приемы: разработка карточек–символов, подсказывающих способы деятельности детей; презентация ребенком своей деятельности; помощь старших братьев и сестер, родителей использование дневниковых записей с графическим описанием опытов.
4 этап – Презентация проекта (или его продукта). Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Задачи проекта: формирование знаний детей о развитии труда человека; формирование знаний детей об образе жизни человека в древности, об условиях изменения быта; формирование единого детско-взрослого коллектива; обогащение словарного запаса детей; совершенствование связной речи детей; развитие познавательных процессов дошкольников; развитие мелкой моторики рук; воспитание интереса к истории русского народа, малых народов Севера, народов мира; развитие творчества участников проекта.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители. Возраст дошкольников участников проекта: 5-6 лет; Продолжительность проекта: сентябрь -декабрь; Основные формы реализации проекта: игровые занятия, работа с родителями, работа с познавательной литературой, составление альбома, рисование, экскурсии, изготовление макетов, составление рассказов, сочинений; Этапы реализации проекта: организационный – 1 неделя сентября, основной – сентябрь – ноябрь, итоговый- 1 неделя декабря; Обеспечение: познавательная литература (словари, справочники, энциклопедии), картины, открытки, альбомы и журналы и т.д.;
Предполагаемый результат: Воспитанник: Компетенции: - дети хорошо знают образ жизни человека в древности; - хорошо знакомы с условиями изменения быта людей; - имеют представления о материалах, из которых изготавливают здания; - владеют знаниями о строительных профессиях, о строительном материале; - владеют элементарными навыками продуктивной деятельности; - владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи; - знают способы изготовления различных макетов, умеют применить их на практике. Коммуникативные навыки: - дети получают удовольствие о совместной деятельности со взрослыми; - возникает желание доискиваться до сути происходящего; - испытывают чувство гордости за самостоятельно и совместно со взрослым изготовленный продукт деятельности; - имеют адекватную самооценку; Предпосылки научной деятельности: - имеют устойчивый интерес к работе с научной и художественной литературой; - возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым; - способны свободно вступать в общение с людьми; Педагог: - 1 квалификационная категория, повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; Родитель: - активный и заинтересованный участник педагогического процесса.
Спасибо за внимание!
Краткое описание документа:
Проектная деятельность в ДОУ – это способ организации педагогического процесса, основанный на сотрудничестве педагога и воспитанника, взаимодействии с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно начинать использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных
Читайте также:
- Чем отличаются друг от друга разные формы регистрации и в чем их преимущества кратко
- План занятий с детьми 3 4 лет в детском саду на каждый день декабрь
- Как глобализация влияет на политику кратко
- Что познается в метафизике по хайдеггеру кратко
- Чем электронный микроскоп отличается от светового кратко