Виммельбух что это такое кратко

Обновлено: 07.07.2024

Если говорить по-простому, то это книги-картинки. Обычно в них совсем нет текста. Чтобы прочитать эту книгу, взрослому необходимо самостоятельно описывать происходящее на разворотах. Иллюстрации в виммельбухах всегда насыщены и детализированы: в них множество героев, предметов, явлений, событий, сюжетных линий.

По виммельбухам можно сочинять бесчисленное количество историй и поднимать различные темы для обсуждения. Несмотря на то, что в них обычно нет текста, виммельбухи долгоиграющие книги.

ЧЕМ ОНИ ПОЛЕЗНЫ?

В первую очередь такие книги отлично помогают развивать речь ребёнка. Рассказывая малышу о том, что происходит на страницах книги, вы знакомите его с новыми словами, построением предложений, оборотами в речи.

Виммельбухи также помогают в развитии внимания, логики и фантазии. Эти книги знакомят детей с многообразием окружающего мира. И вдобавок ко всему разглядывание виммельбухов - прекрасных способ провести совместный досуг с ребёнком.

КАК ИХ ЧИТАТЬ?

Для каждого возраста есть свои рекомендации по чтению виммельбухов.

Дети до 1 года. Такие малыши ещё не могут на длительное время концентрировать внимание, а обилие деталей может их быстро утомить, поэтому рассматривайте с ребёнком 1-2 разворота. При разглядывании упор делайте на освоение новых слов: животные, предметы, природные явления, транспорт и т. д.

Дети 1-2 лет. В этом возрасте ребёнку можно начать рассказывать простые истории, уделяя внимание расширению словарного запаса.

Дети 2-3 лет. Постепенно углубляйте истории о героях книг. Добавляйте в свою речь больше частей речи (прилагательные, наречия, причастные и деепричастные обороты и т. д.). Обращайте внимание ребёнка на то, что раньше опускали из вида: эмоции героев, флора и фауна, погода и природные явления, предметы обихода и т. д.

Дети старше 3 лет. Чем старше ребёнок, тем больше старайтесь вовлечь его в дискуссию по читаемой книге. Задавайте ему вопросы, просите рассказать свою историю с героем/героями виммельбуха, поднимайте новые темы для обсуждения.

Почему книги-картинки так нравятся детям и родителям

Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать

Для детей очень важны визуальные образы, именно на это и рассчитаны виммельбухи. Кроме того, очень часто картинки в таких книгах расположены необычно. Эту книгу можно читать по кругу. Добравшись до последней страницы, вы отправитесь в обратный путь.

В таких книгах очень много деталей. Причем часто рассчитанных на разный возраст. Малыш будет разглядывать крупные картинки, ребенок постарше обратит внимание на героев, посчитает, сколько предметов на картинке.

С виммельбухом можно играть :

придумывать истории из жизни героев.

используйте сюжеты из книги в реальных играх.

тренируйте память и внимание.

Удачных вам игр с виммельбухом!

Наша настоящая КнигоЛюбовь – ВИММЕЛЬБУХ. Универсальная и всевозрастная книга-картинка, созданная для семейного чтения!

Виммельбух и без текста настолько наполнен историями: как явными, так и ещё непридуманными!

Вас ждёт полнейший обзор этих книг. Вы узнаете про них абсолютно всё!

  1. ЧТО ТАКОЕ ВИММЕЛЬБУХ. Определение, истоки, изобретение.
  2. ОСОБЕННОСТИ ВИММЕЛЬБУХА. Главные отличительные черты.
  3. ЧТО РАЗВИВАЕТ ВИММЕЛЬБУХ. Всё, что стимулирует и помогает развивать.
  4. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВИММЕЛЬБУХА. Со всех сторон.
  5. РАЗНОВИДНОСТИ ВИММЕЛЬБУХА. Тематики, принципы построения.
  6. КАК ЧИТАТЬ ВИММЕЛЬБУХ. Огромное количество вариантов!
  7. ВОЗРАСТНАЯ МАРКИРОВКА ВИММЕЛЬБУХА. На какой возраст рассчитана книга.
  8. ПОДБОРКА ВИММЕЛЬБУХОВ. Самая полная подборка и краткий обзор Виммельбухов.
ЧТО ТАКОЕ ВИММЕЛЬБУХ. Определение, истоки, изобретение.

В Виммельбухе обычные герои занимаются обычными делами, находясь в обычных местах: всё, КАК В ЖИЗНИ! Получается, что мы как бы следим за жизнью этих героев, очень похожих на нас.

Придумали этот жанр книг более 40 лет назад в Германии, в конце 60х годов. По одной версии – художник Али Митгуш (в некоторых источниках Митгуч) (нем. Ali Mitgutsch, 1935), один из самых известных немецких детских авторов книг с картинками; по другой – немецкий иллюстратор Ганс Юрген Пресс, автор детских книг, большинство из которых содержат истории и загадки, ответы на которые надо найти в рисунках.

ОСОБЕННОСТИ ВИММЕЛЬБУХА. Главные отличительные черты.

Итак, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ВИММЕЛЬБУХА:

— Отсутствие или минимальное количество ТЕКСТА

— Полностью задействованное ПРОСТРАНСТВО

— Каждый разворот –яркая красочная КАРТИНА, целый мир!

— Невероятно огромное количество ДЕТАЛЕЙ, чётких, продуманных, качественно и мелко прорисованных

— Обычно каждый Виммельбух посвящен конкретной ТЕМЕ. См. раздел РАЗДОВИДНОСТИ.

— На разных страницах присутствует много ПОВТОРЯЮЩИХСЯ элементов и деталей в разных ситуациях и обстановках.

— Часто необычное РАСПОЛОЖЕНИЕ изображений (по кругу, вверх ногами и др.)

ЧТО РАЗВИВАЕТ ВИММЕЛЬБУХ. Всё, что стимулирует и помогает развивать.

— Учит концентрировать ВНИМАНИЕ

— Тренирует ПАМЯТЬ (зрительную образную)

— Учит прослеживать ЗАКОНОМЕРНОСТИ и находить ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

— Стимулирует ВООБРАЖЕНИЕ и развивает ФАНТАЗИЮ (и не только детей!)

— Развивает УСИДЧИВОСТЬ, учит концентрировать ВНИМАНИЕ

— Обогащает СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

— Развивает ПРОСТРАНСТВЕННОЕ, ВИЗУАЛЬНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ и ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

— Формирует ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС, ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО и ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ

— Знакомит с ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

— Является пособием по изучению ЦВЕТА И СЧЕТА для детей постарше (даже которые, например, читают эту книгу с малышом)

— Развивает ЧУВСТВО ЮМОРА

— Возможно использование и в ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ целях, в том числе для восстановления речи у взрослых после перенесенных инсультов и травм

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВИММЕЛЬБУХА. Со всех сторон.

ПЛЮСЫ:

— Несомненно, это ВСЁ ТО, что описано в предыдущем пункте

— Подходит (и рекомендован!) для СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ, что так сближает детей и родителей

— Использование и как РАЗВИВАЮЩЕГО ПОСОБИЯ, и как ИГРЫ

— НЕТ навязанного СЮЖЕТА. Его мы придумываем сами

-Можно рассматривать в любой ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: выборочно, последовательно или по кругу!

МИНУСЫ:

— Ограниченный выбор ассортимента на нашем рынке

— Недоступность ввиду того, что тиражи достаточно быстро раскупаются

РАЗНОВИДНОСТИ ВИММЕЛЬБУХОВ. Тематики, принципы построения.

Обычно каждый Виммельбух посвящен конкретной ТЕМЕ:

— ЛОКАЦИЯ, где происходят все действия: Весь мир, Город, За городом, Река, Лес, Цирк, Один дом, Пиратский корабль и т.д.

— ГЕРОИ: Один персонаж, герои Сказок, Профессии, Национальности, Инопланетяне и т.д.

— Отдельная ТЕМАТИКА: Поры года, Праздники (Новый год, Рождество), Сказки, Вымышленные миры и т.д.

— РАСПОЛОЖЕНИЕ иллюстраций (по кругу, вверх ногами и др.)

— Я бы ещё выделила классификацию по ИЛЛЮСТРАТОРАМ, т.к. каждый уникален и все книги одного автора отличаются своим стилем и рисовкой.

КАК ЧИТАТЬ ВИММЕЛЬБУХ. Огромное количество вариантов!

— Листать и спонтанно ОПИСЫВАТЬ увиденное

— НАЗЫВАТЬ знакомые или заданные предметы

— ОПИСЫВАТЬ предмет, героя или событие

— СЛЕДИТЬ за одним героем или сюжетной линией на протяжении всей книги/серии книг, тем самым совершая интерактивное путешествие по книге-ходилке

— РАССКАЗЫВАТЬ по этим линиям истории. Тут можно строго по нарисованному в книге, а можно истории и придумывать

— ОБСУЖДАТЬ сюжеты и героев книг, их поведение, причинно-следственные связи; отвечать на вопросы друг друга

— Находить и проговаривать разные ЭМОЦИИ и НАСТРОЕНИЯ персонажей, а также разные ХАРАКТЕРЫ

— искать и описывать разные ПРОФЕССИИ персонажей

— выделять СЕМЬИ и называть всех членов семьи, кто кем кому приходится

— Выполнять придуманные ЗАДАНИЯ НА СЧЁТ и ЦВЕТ (найти и сосчитать все фиолетовые предметы, мальчиков или всех птиц на одной странице, в одной комнате и т.д.)

— Выполнять ЗАДАНИЯ НА ПАМЯТЬ (целенаправленно запомнить детали на странице/локации и попытаться вспоминать и отвечать на вопросы при закрытой книге)

— СРАВНИВАТЬ и ПРОВОДИТЬ АНАЛОГИИ с таким же предметом или событием в РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ребёнка (прогулка, приём пищи и т.д.), находить совпадения, различия, общепринятые нормы, искать эти предметы в жизни

— Придумывать разные ЖАНРЫ по событию или с конкретным персонажем: детектив, сказку, мелодраму, комедию и др.

— Выполнять все эти задания НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

ВОЗРАСТНАЯ МАРКИРОВКА ВИММЕЛЬБУХА. На какой возраст рассчитана книга.

Поэтому начинайте как можно раньше (это про детей, смело знакомьте с 1-1,5 года), и заканчивайте как можно позже (это про взрослых). И чаще читайте ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ! Виммельбухи, прямо, созданы для СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ!

8. ПОДБОРКА ВИММЕЛЬБУХОВ. Самая полная подборка и краткий обзор Виммельбухов.

Никаких рамок! Нам предоставляется непаханое поле по придумыванию жизненных линий, событий, отношений, историй… Дети и взрослые могут придумать целый мир. Им даны лишь действующие лица и сцена с готовыми сменными декорациями!

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Для начала стоит, конечно, пояснить, что такое Виммельбух и для чего их читают, рассматривают, работают.

Развороты виммельбухов могут содержать множество сюжетных линий или столько деталей, что по ним можно сочинять невероятное количество историй. Это прекрасно помогает в развитии речи ребёнка.

  • развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи,
  • а также непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи),
  • формирование причинно-следственных связей;
  • расширение общего кругозора, представлений об окружающем мире;
  • актуализация имеющегося опыта социальной коммуникации и накапливание нового;
  • развитие способности сопереживать другому человеку, понимание его чувства и эмоции, регулирование своего поведения на их основе;
  • тренировка усидчивости, самоконтроля;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве и времени;
  • развитие мелкой моторики рук.


  1. Сначала рассматриваем книгу, а потом постепенно начинает вовлекать в ее мир ребенка.

От 1-2,5 лет наша задача показать ребенку один или два разворота. Так как деталей много, то делаем упор на новые слова: животные, транспорт, предметы.

Каждое животное, предмет называем, рассказываем про цвет, размер, форму. Объясняем, что делает животное, персонаж и т.д.

С одним разворотом можно придумывать истории целую неделю, а затем переходить следующему и начинать новый рассказ с поиска уже знакомых вам героев.

2. Увеличиваем объем информации к 4 годам.

В этом возрасте ребенок уже способен воспринимать большое количество информации, концентрация внимания увеличивается. Вы можете составлять более объёмные истории или вспоминать и находить героев, о которых говорили ранее, тем самым активно тренируя память и внимание.

  • Присмотритесь к мелким деталям.Они позволяют придумать новые сюжетные ходы для вашей истории.
  • Приступайте к обучению счету (и числительным) и предложите малышу узнать сколько на картинке обезьянок или бегемотов.
  • Спросите сколько будет в вольере птиц, если посадить туда двух попугаев и двух пеликанов? Или поразмышляйте вместе, как поделить одну рыбку на двух голодных пингвинов.
  • Можно активно поработать с автоматизацией звуков. Например, найти все рррычащие слова, или слова в которых слышно шипение. Или начать изучать буквы: “Что начинается на букву А?”.

Животные и транспорт любимые темы, но в виммельбухе всегда можно найти что-то не очень знакомое – именно так и расширяется словарный запас.

  • Хорошо поработать с приемом: “Что видишь на картинке?” И ребенок перечисляет все,что попадает под фокус его глаз.
  • Найди и назови предмет по инструкции: “Он находится в верхнем левом углу страницы…”

В этом возрасте очень важно приобрести умение устанавливать причинно- следственные связи и развивать эмоциональную сферу.

3. Одним из важных аспектов готовности ребенка к школе,является способность составлять рассказ по картинке. (5-7 лет).

Мотивируйте ребенка к созданию собственной истории.

  • Придумайте ей название и запишите.
  • Обращайте внимание, чем интересуется ребенок и о чем фантазирует.
  • Помогайте развивать словарный запас подсказывая синонимы.
  • По ходу рассматривания задаем вопросы: “Почему? Зачем? Что произошло? А что было до этого?
  • Интересуемся чувствами и эмоциями героя или персонажа.
  • Сочиняем небольшую историю сами, а потом, придумав начало истории, просим ребенка продолжить вашу историю с опорой на виммельбух.
  • Сочиняем историю о герои, которого выберет ребенок.
  • Сравниваем картинки с тем, что окружает ребенка: дом, детский сад, аптека – ищем похожие предметы.
  • Рассмотрев картинку закрываем ее и просим ребенка вспомнить, что же было на ней изображено.

На страницах виммельбухов много персонажей и предметов – это существительные, они что-то делают – это глаголы, они имеют цвет, форму и качества, настроения – это прилагательные. Соответственно, это помогает ученику выстроить предложение правильно с точки зрения логики и порядка слов.


4. с 7 лет можно присоединять задания и на формирование письменной речи.
Предложить не только рассматривать, искать, придумывать свои истории, но и создавать виммельбух самостоятельно. Вписывая, при желании, небольшие слова или текст.


Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт

Иногда виммельбух называют книжкой-картинкой, книжкой-комиксом. Это книга, в которой очень много иллюстраций, много деталей и изображений, всегда есть какая-то тема и задания для маленького читателя.

Этот жанр книжек стоит особняком. Там нет текста, ни единого слова, первично изображение. При этом само изображение очень интересно. Истоки его — в классической живописи: попробуйте сравнить с картинами Брейгеля и Босха. В них тоже много деталей, героев, каждый из которых занят каким-то своим делом.

Виммельбух должен быть в библиотеке ребёнка, потому что в ней нужно собирать самые разные книги: поп-ап, энциклопедии, издания с дополненной реальностью.

Чем полезны виммельбухи и на какие обратить внимание?

Они развивают концентрацию внимания, умение найти деталь и определённого героя, проследить развитие истории вообще и события в жизни конкретных персонажей на протяжении всей книги.




Начинается день, и герои идут по своим делам: кто-то на работу, кто-то в магазин, кто-то в кафе. Все локации изображены. их можно изучить. На обложке сзади можем внимательно посмотреть на всех героев: у каждого — своё имя и занятие. Элла и собачка, Ангелина и ее дочка Лотта, Мария, у которой был урок фортепиано. Марк, который каждый день бегает в парке.

Вот и ещё один полезный навык, который развивает виммельбух: нарративный, умение рассказывать связную историю. Предложите ребёнку рассказать об одном дне любого персонажа. Где он живёт, что есть у него в комнате, как любит одеваться, куда пошёл, кого встречает и что видит вокруг.

Вся эта серия хороша для дошкольников, начиная с трёхлетнего возраста.


В нарисованных историях про Пьера всегда есть конкретное преступление и шаги, которые делает маленький читатель, помогая всё распутать. Есть подробное описание, как именно надо играть с книгой: надо найти звёзды, ящики, искать маршрут. Есть герои, например, рецидивист Мистер Икс, который собирается похитить артефакт.

Здесь тренируется умение видеть общее и способность обращать внимание на детали. Ребёнку предстоит проложить маршрут, ему придётся выбирать варианты.

Такой виммельбух развивает познавательный интерес и социальный интеллект ребёнка: он видит, как устроен город, что делают люди, отслеживает, как меняется жизнь города в зависимости от сезона, как и где люди проводят своё время.

Книжки о детективе Пьере подойдут детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста: с 5 до 7−8 лет.


Каждая картинка посвящена определённому периоду в истории искусства: есть Средние века, Возрождение, классицизм. Можно рассмотреть, где и когда рисовали, кто это делал и какие выбирал сюжеты, какие использовал приёмы, — то есть расширить свои представления об искусстве. Ребенок узнаёт, кто такой Уорхол (а его надо искать на развороте в толпе людей) и почему именно с ним мы совершаем это путешествие. Знакомство с искусством, с художественной культурой, художниками происходит в игровой форме, языком, который понятен детям.

Книга рассчитана на младший школьный возраст.

Очень хорошая тема в виммельбухах: путешествие по историческим эпохам и событиям.



Когда вы вместе разглядываете книгу, просите ребёнка придумать рассказ по картинке, развить сюжет — из фрагмента. Придумать, откуда взялся этот персонаж, добрый он или злой, почему он так одет, умеет ли читать?

Так дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме познакомятся с историей разных стран.

Опираясь на примеры заданий из виммельбухов, придумывайте свои задания. Например, нарисовать картину в стиле Уорхола или другого художника, который запомнился ему в книге. Или придумать для одежду в стиле какой-то исторической эпохи.

Читайте также: