Пример анализа предметно развивающей среды в доу

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Создание условий для формирования и развития творческой личности ребёнка развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно-насыщенную, трансформируемую, здоровьесберегающую, безопасную, полифункциональную, эстетически-привлекательную.

Оценить 658 0

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе № 9 (подготовительная группа).

Цель : Создание условий для формирования и развития творческой личности ребёнка развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО : содержательно-насыщенную, трансформируемую, здоровьесберегающую, безопасную, полифункциональную, эстетически-привлекательную.

Дата проведения анализа : 10 сентября 2019 года.

Воспитатель : Жданова Светлана Юрьевна

Характеристика контингента детей : в подготовительной группе 21 детей , из них 9 мальчиков и 12 девочек.

Возраст детей от 5,5 до 7 лет. 60% детей нашей группы находятся в едином коллективе со второй младшей группы . Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

Все дети разносторонне развиты, некоторые из них дополнительно занимаются в хореографических кружках, спортивных секциях, бассейне. Со всеми детьми в течение года было очень интересно сотрудничать, проводить творческие эксперименты.

На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику и высокие результаты.

1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе .

Организацияразвивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС. При создании развивающего пространства в групповом помещении , учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована так , чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. И включает в себя :

• Реализация образовательных программ

• Содержательно-насыщенна, соответственно возрасту

Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы, как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

В групповом помещении созданы условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

В центре художественного творчества имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

• белая бумага разного формата

• гуашь и кисти разного диаметра

• образцы для рисования

• операционные карты оригами

• пластилин, доски, стеки

• предметы искусства

• бросовый и природный материал для художественного труда.

Центр сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины и др.

Центр ФЭМП оснащен раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательным и познавательным математическим материалом, логико-математическими играми, набором геометрических фигур.


Ц ентр природы и экспериментирования. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями. Уголок экспериментирования оснащён природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги о временах года, иллюстрации и календарь погоды.

Центр музыки способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека , в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря, а так же различные музыкальные сказки.



В центре художественной литературы представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей) . Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.


Так же в группе имеется центр физического развития, цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.


Центр развития речи содержит материалы по развитию речи, дидактические игры, материалы на развитие логики.


Игровая зона позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.


В центре конструирования находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.


Центр театрализации находится рядом с центром художественной литературы. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев, оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. В уголке ряженья есть различные элементы костюмов, украшений и т. п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления.


Т рансформируемость помогает изменять среду по ситуации , выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи и контейнеры для игрового материала. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

В группе создан уголок дежурства – это способствует формированию умения выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.


Место отдыха оснащено выдвижными кроватями для дневного сна детей. Интерьер группового помещения выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей и исключает перевозбуждение детей во время пребывания в группе .

Вывод : Создавая развивающую предметно пространственную среду , я постаралась построить ее с учётом ФГОС ДО, сделать информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.

ОО Наполнение предметно-пространственной среды

Степень личного участия

Социально-коммуникативное развитие Центр сюжетно-ролевой игры



Центр трудового воспитания

Оборудование для хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы, ручного труда, труда на участке. Уголок дежурств : график, фартучки и колпачки для дежурных. Алгоритм навыков самообслуживания. Картотека пословиц и поговорок о труде.

Центр природы и экспериментирования

Центр патриотического воспитания



Речевое развитие Центр художественной литературы

Книги подобранные по возрасту и по текущей теме; портреты писателей и поэтов; сюжетные картинки; настольно-печатные игры по развитию речи; мнемотаблицы

Художественно-эстетическое развитие Центр художественного творчества

Конструктор разных размеров и форм и материалов; Схемы построек; Мозаики разных форм и размеров; Бумага и операционные карты для оригами; Природный материал

Операционные карты для оригами; схемы построек.

Музыкальные инструменты; Диски с музыкой и сказками; Портреты великих композиторов; картотека музыкальных и театрализованных игр

Картотека музыкальных и театрализованных игр

Физическое развитие Мячи большие, средние , маленькие, обручи, кольцебросы, скакалки, кегли, дорожки здоровья; картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна

Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна

ВЫВОД : развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна и отражает содержание всех образовательных областей.

3. Учёт возрастных особенностей

Подбор пособий и оборудования учитывает возрастные особенности детей 6-7 лет (подготовительная группа) . Развивающая среда построена таким образом, что даёт возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов и активности.

Возрастные особенности Отражение в развивающей среде

Проявление разных темпов развития Развивающая среда сохраняет некоторые особенности среды для детей не полных 6 лет. В группе присутствуют настольные игры и пособия для повторения знаний по старшему дошкольному возрасту.


Б ольшая потребность в движении Мебель в группе расположена таким образом, чтобы зона двигательной активности была максимальна. В разных местах группы расположены схемы упражнений, двигательных заданий, фотографий.

Дети любят обозначать свою игровую территорию. Каждый ребёнок имеет своё рабочее место, где, во время свободной деятельности ребёнок может расположить игровые атрибуты. Для детей, места которых не оборудованы ящиками выделены контейнеры и сшиты чехлы с кармашками для стульчиков

ВЫВОД : Созданная предметно-пространственная среда группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также учитывает гендерные особенности группы

Татьяна Попова
Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе.

При построении развивающей пространства в группе я учитывала требования к развивающей предметно-развивающей среде согласно ФГОС ДО :

-насыщенность в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием Программы;

-вариативность среды;

- доступность среды;

- безопасность предметно-пространственной среды.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ УГОЛКОВ:

Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.

- схемы, иллюстрации на тему здоровья;

- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;

- картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания;

- картотеки гимнастики- спортивный инвентарь.

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

-модели, схемы, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т. п, картонные дома.

Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);

- предметы-заместители;

Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

- детские книги по программе;- любимые книги детей (книги по интересам);- сезонная литература;- тематические альбомы;- портреты детских писателей- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки,- стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик;- магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)

Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,

- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;

- рисунки о природе и поделки детей из природного материала;

- живые объекты: комнатные растения и пр.

- инвентарь для посадки семян и рассады

- паспорт уголка природы;

- набор игрушек - дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды

Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

- схемы последовательного рисования предмета;

- книжки-раскраски с образцами;

- картотека тематических книжек-раскрасок;

- альбомы для рассматривания ;

- дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;

- репродукции картин разных жанров искусства

- материалы для рисования

- пластилин, наборы для детского творчества;

-инструменты для творчества;

- клеенчатые салфетки, банки, подставки.

расширять представления детей о родном крае; формировать гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа; воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, а также воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.

- образец пухового платка;

- фотоальбом с фотографиями семей воспитанников;

- иллюстрации города Оренбурга, его достопримечательностей;

- атлас природного наследия Оренбургской области;

- флаг г. Оренбурга;

Задачи: формировать у детей представление о безопасном поведении в окружающем мире, знакомить с правилами дорожной и пожарной безопасности.

- служебные автомобили среднего размера (машина скорой помощи, пожарная машина, инкассаторская машина, полицейская машина);

- дидактические игры по правилам дорожного движения и безопасности;

- плакат по правилам безопасности;

Задачи: пробуждать интерес к театрализованной игре. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

- набор наручных кукол би-ба-бо:

- набор пальчиковых кукол би-ба-бо: семья;

- ширма для театрализации.

Задачи: помочь овладению мальчиками/девочками гендерным репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой взаимоотношений.

- куклы средние (в том числе - девочки и мальчики, разных рас);

- схемы действий, карточек-символов, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;

- костюмы-накидки для ролевых игр по профессиям (военный, пожарный, врач, полицейский и пр.);

- игровой модуль "Мастерская" (соразмерная ребенку) с инструментами ;

- игровой модуль "Кухня" (соразмерный ребенку) с плитой и аксессуарами ;

- набор косметических принадлежностей (расчески, зеркало, фен и т. д.)

Уголок познавательного развития

Задачи: развивать познавательный интерес у детей, математические способности у детей, расширение и активизация словарного запаса детей, развитие выразительности речи, с использованием вербальных и невербальных средств.

настольно -печатные иглы развитие различных способностей

Задачи: прививать ребенку любовь к труду; помочь ребенку почувствовать себя членом коллектива и осознать полезность своего труда.

Задачи: воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

- детские музыкальные инструменты: ;

- набор шумовых музыкальных инструментов;

- декоративный ящик или короб для мелких детских музыкальных инструментов;

- музыкально – дидактические игры;

- набор иллюстраций, фотографий, открыток, репродукций, портретов композиторов в соответствии с музыкальными произведениями программы.

Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе отвечает потребностям обоих участников организации образовательного процесса - педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свободной деятельности детей.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Оборудование меняется в соответствии с тематикой, праздниками, временем года. Обновляются дидактические игры, сделанные своими руками. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Оформление развивающей среды первой младшей группы

Оформление развивающей среды первой младшей группы асыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего.

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного.

Образовательная система ДОО выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных членов общества.

Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО , вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной организации эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды опирается на следующие нормативно–правовые документы :

Учитывались следующие требования :

  1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
  2. Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения;
  3. Насыщенность среды , в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы;
  4. Трансформируемость пространства;
  5. Полифункциональность материалов;
  6. Вариативность среды ;
  7. Доступность среды ;
  8. Безопасность среды .

Музыкальная зал – среда эстетического развития , место постоянного общения ребёнка с музыкой. Яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Для развития детского творчества имеются детские музыкальные инструменты, дидактические игры. Наличие мультимедийного оборудования (интерактивная доска, ноутбук, телевизор, музыкальный центр) дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Приоритетным направлением нашего детского сада на протяжении многих лет является физкультурно-спортивное направление. Для его реализации оборудован физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах.

Физкультурный зал оснащен современным спортивным оборудованием : шведские стенки, мягкие модули для полосы препятствий, дуги для подлезания, мячи различного размера, обручи, скакалки, ребристые коррекционные дорожки для хождения, сухие бассейны, скамьи разной высоты, пособия для общеразвивающих упражнений , тренажёры.

На спортивной площадке имеются футбольные ворота с баскетбольными кольцами, зимой оборудуется лыжная трасса, на групповых площадка имеются мишени для метания в горизонтальную и вертикальную цель, лестницы для лазания. Для проведения образовательной деятельности на площадке есть выносной материал (клюшки, мячи, шайбы, гимнастические палки, кегли, скакалки, обручи, лыжи).

В залах проходят занятия, тематические спортивные праздники, досуговые мероприятия, занятия дополнительного образования, театрализованные представления , родительские собрания и прочие мероприятия для родителей и детей. Тематическое убранство зала, связанное с содержанием событий, праздников создает у детей эстетические переживания, радостное настроение.

Групповые комнаты большие, светлые, эстетически оформлены. Стены светлых оттенков.

Мебель в группах соответствует гигиеническим требованиям и ростовым показателям детей. Разнообразная форма столов позволяет группировать их в соответствии с видом деятельности. Столы удобны в использовании, с безопасными закруглёнными краями. Цветовая гамма мебели сочетается с интерьером группы.

Раздевальные помещения оборудованы удобными шкафчиками, скамейками. Оформлены информационные стенды для родителей, обеспечивающие доступность информации об организации деятельности детей в детском саду . Имеется место для выставок детских работ , вернисажей. Сменные выставки иллюстрируют жизнь дошкольников в семье, в детском саду ; подчеркивают индивидуальность каждого воспитанника; вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс.

В группах создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда , соответствующая возрастным , гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по периметру групповой комнаты (для речевого, математического, эстетического, физического, познавательного развития) , где широко используется принцип интеграции образовательных областей. Они могут в зависимости от ситуации могут объединяться в один или несколько многофункциональных центров. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Игровые зоны разделены по гендерному различию. В уголке мальчиков размещены строительные инструменты, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, автомобили.

Для девочек организованы уголки - парикмахерская, кухня, магазин, где размещены предметы женской одежды , украшения, банты, сумочки и т. п. Для детей создан "уголок ряжения" с костюмами сказочных персонажей и профессиональной деятельности.

В каждой группе в соответствии с возрастными потребностями организованы физкультурные уголки. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Уголки размещены таким образом, чтобы способствовали проявлению двигательной активности детей и находились в свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды . Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Пособия, как покупное, так изготовлено руками воспитателей и родителей : коврики и дорожки для массажа стоп, ручные массажеры, "Серсо" и др.

Хорошо освещенное место отведено уголку художественного творчества, где дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Они наполнены разнообразными пособиями и необходимым расходным материалом. Собран материал по народно–прикладному искусству.

В старших группах уголок науки (природы) является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей . В данном уголке размещен материал для экспериментирования : весы, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов.

В группах в достаточном количестве разнообразные дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф, мольберт, магнитные и интерактивные доски.

Для развития творческих способностей в музыкально-театральных уголках представлены наборы детских музыкальных инструментов, различные виды театров : би-ба-бо, пальчиковый, настольный, теневой. В каждой группе имеется ширма для театрализации. Группы оснащены аудиотехникой, видео и фонотекой.

Книжные уголки и уголки патриотизма содержат литературу и пособия в соответствии с возрастом детей . Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района, посёлка. Уголок оснащен глобусом, картой, флагами и гербами России, ЯНАО, города Надыма и Надымского района. Для развития познавательной активности детей и стимуляции социальных интересов в книжных уголках размещены детские энциклопедии , иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы , альбомы, проспекты, портреты писателей и поэтов, иллюстрации к произведениям.

В группах старших дошкольников оборудованы уголки с материалами способствующие подготовке к обучению грамоте и математикой : печатные буквы, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, а так же материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

В группах младшего возраста созданы уголки сенсорного развития , которые способствуют развитию мелкой моторики , тактильных ощущений, слуховых анализаторов , зрительного восприятия, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче адаптироваться к образовательному учреждению.

Для конструктивной деятельности в группах созданы строительные уголки. Они содержат мягкий модуль и строительный материал, который хранится на открытых полках и коробах.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно есть островок тишины и спокойствия - уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других центров легкой шторкой, ширмой ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.

Все педагоги используют творческий и авторский подход к наполнению и организации развивающей предметно-пространственной среды не только группы , детского сада , но и участков для прогулки на улице.

На групповых прогулочных участках имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции для игровой и двигательной активности детей, постройки малых форм, элементы тропы здоровья, созданные воспитателями и родителями.

Организация среды на территории детского сада , обеспечивает экологическое образование детей. С этой целью на территории зеленые насаждения, организована экологическая тропа и имеется переносная метеостанция.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. Предоставляет возможность детям и педагогам вносить изменения, позволяющие, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Педагоги периодически меняют игровой материал, вносят новые предметы , стимулирующие исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

Таким образом, в нашем ДОУ создаются условия, соответствующие формированию новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства и сопровождаются сменой одного вида деятельности другим.

Анализируя вышесказанное, развивающая предметно-пространственная среда ДОУ соответствует ФГОС ДО и ООП ДО ДОО . Осуществляется творческий (авторский)подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами . Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением.

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует следующим требованиям :

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

При создании предметно-пространственной среды в нашем детском саду педагогический коллектив руководствовался требованиями ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты педагогический коллектив наметил план работы по совершенствованию предметно-развивающей среды.

На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов. Работа началась с изучения проекта ФГОС ДО, методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Затем педагоги старались подобрать различные варианты, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей, располагались в разных функциональных зонах.

Анализируя развивающую среду в группах детского сада, мы убедились, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Развивающая среда построена таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться с различными явлениями, животным и растительным миром, деятельностью людей. В уголке книги дети рассматривают альбомы, книги познавательного характера, энциклопедии, справочники.

Все группы оснащены:

материалами и оборудованием для игровой деятельности;

материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;

материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;

материалами и оборудованием для двигательной активности.

Познавательное развитие

Педагоги организуют совместную познавательную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, коллекционирование, моделирование, решение проблемных ситуаций.

В уголке природы имеются дидактические игры на закрепление знаний детей о живой и неживой природе. Чтобы сформировать у детей временные представления в уголке есть макеты времен года, оформлены картотеки комнатных растений с иллюстрациями и схемами по уходу за ними. Коллекция семян, камней, ракушек, минералов, гербарии, образцы грунта позволяют детям получить представление о многообразии мира природы.

Речевое развитие

В каждой группе имеются картотеки: артикуляционной гимнастики, речевые игры, дыхательной гимнастики, пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Различные атрибуты для работы с детьми: атрибуты для дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики, игры для обогащения словаря, для развития связной речи, настольные игры для развития речи, различные виды театра.

Работу на мультимедийной установке

Развивающая среда в группах постоянно пополняется, обновляется: детские работы, альбомы, коллажи, стенды используются в оформлении групп и имеют развивающее направление. Совместно с родителями собрали коллекции пуговиц, справочной литературы, изготовили мини музеи.

В детском саду создаются специальные условия для своевременного социального развития детей. Взаимодействие с ребенком построено на разных уровнях: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, ребенок – окружающий предметный мир, ребенок – природный мир.

Художественно – эстетическое развитие: В младших группах нашей основной задачей является вызывание интереса к процессу изобразительной деятельности, в средней группе – интерес к результатам своего труда, совместного творчества со взрослыми и другими детьми, в старших группах – желание отобразить задуманное, возможность быть понятным для окружающих, быть увиденным и востребованным.

Физическое развитие:

Используем различные методы и приемы, эффективно влияющие на формирование нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.

Обогащение развивающей среды в зале:

- мешочки с песком;

Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда нашего учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной: планируем пополнить среду ДОУ приобретением современного игрового оборудования.

Для познавательно речевого развития: наборами счётного материала, комплектами игр-головоломок, наборами цветных счётных палочек Кюизенера, логическими блоками геометрических форм (блоки Дьениша), весами, измерительным материалом, комплектами тематических карточек, игровыми модулями (стройка, МЧС, спец.техника и тд.).

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить, развивающая предметно-пространственная образовательная среда нашего ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Читайте также: