Проект традиции русского народа в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение мини-музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Тип проекта: творческий, информационный.

По составу участников: групповой.

По срокам реализации: долгосрочный.

Состав участников:

- воспитанники и их родители (законные представители)

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа и народов Сибири; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.

- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность;

- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;

- повысить уровень знаний воспитателей;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа и народов Сибири.

Направление деятельности:

- пополнять фонды мини- музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Формы и методы работы:

праздники, развлечения, досуги.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

Изучается методическая литература, подбирается материал для будущего мини-музея, проводится его систематизация, определяется структура.

- Подбор информации, иллюстраций, детской литературы, предметов быта русской старины.

- Составление картотеки народных игр.

- Подбор праздничных народных костюмов.

- Составление картотеки пословиц, поговорок, потешек.

Чтение русских народных сказок и фольклорных произведений

Знакомство детей с устным народным творчеством.

2 этап – основной

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Познакомить детей экспонатами группового мини-музея; рассказать об устройстве русской избы

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира.

Познакомить детей с бытом и кухонной утварью людей на Руси.

Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.

Познакомить детей с народными праздниками.Пополнить знания о зимующих и перелетных птицах.

Побудить чувство любви к родному краю.

Пробуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора.

Познакомить детей с различными источниками освещения, начиная с далекого прошлого.

Знакомство детей с устным народным творчеством.

Познакомить детей с национальной русской одеждой.

Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в древности.

Познакомить детей с убранством жилища россиян, эстетикой быта; традиционными русскими празднествами; развивать словарь.

Приобщать детей к русским народным играм.

Знакомство с традициями и бытом разных народов Сибири

Познакомить детей с традициями и бытом разных народов Сибири.

3 этап — заключительный

- анализ результатов работы

- создание презентации из опыта работы над проектом

- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурс в ДОУ).

Экспонаты музея:

- изделия из глины: крынки, кувшин;

- плетённые изделия: корзинки, короб, лукошко;

- деревянные изделия: ложки, лопатка, толкушка, сито, решето, мутовка, ступка;

- лучина, свечки, керосиновая лампа;

- прялки, веретена, шерстяные нитки, изделия из шерсти;

- кружевная скатерть, вышитые салфетки, полотенца;

- половики домотканые, вязаные коврики;

- сундук с сарафанами, рубахами и кокошниками;

В ходе данной работы воспитывается уважение и причастность к своему родному краю. С использованием мини- музея можно организовывать и проводить занятия, экскурсии, развлечения. Любое такое дело воспринимается детьми как увлекательное путешествие. Дети знакомятся с экспонатами через стихи, сказки, потешки, иллюстрации, рисуют по мотивам литературных произведений, придумывают и инсценируют сказки.

Большое внимание уделяется созданию условий для двигательной активности детей: разучиваются и проводятся русские народные игры. Благодаря комплексной работе создаются все условия для личностного развития каждого ребенка: стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками, совместная деятельность с родителями в рамках проекта — все это дает детям простор для активной творческой деятельности. В ходе такой работы ребенок реализовывает свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения. Расширяется простор и для творческой активности педагогов. Данная работа позволяет вовлечь родителей в совместный творческий процесс, сблизить их с детьми, раскрыть их творческий потенциал.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН проекта:

Тема занятия

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных

Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка

Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья)

«Сею, сею, посеваю,

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками.

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

Рассказать о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

1. не Матрешка не – не игрушка не на не все не времена. не Рассказать не детям не об не истории не возникновения не народной не игрушки, не показать не многообразие не техники не исполнения не рисунка. не Дать не возможность не детям не почувствовать не мастерами не – не расписать не силуэты не матрешек не по не образцам не и не замыслу.

2. не Хохломские не узоры. не Познакомить не детей не с не историей не народного не промысла, не его не легендами не и не преданиями. не Вызывать не яркие не эмоциональные не чувства не у не детей, не желание не самим не создавать не узор.

3. не Нитки. не Ткачество. не Продолжать не знакомить не детей не с не особенностями не труда не людей не в не деревне. не Расширять не знания не и не словарь не по не теме: не прялка, не веретено, не растягивать, не скручивать, не прясть.

4. не Городецкая не роспись. не Рассказать не о не городе не Городце не и не Городецкой не росписи. не Познакомить не с не пословицами не и не поговорками не о не мастерстве.

5. не Одежда не наших не предков. не Познакомить не детей не с не женскими не и не мужскими не русскими не народными не костюмами, не особенностями не их не изготовления не и не применения.

6. не Хлеб не – не всему не голова: не народные не предания не и не пословицы. не Воспитывать не у не детей не почтительное не отношение не к не хлебу не и не людям, не его не сотворившим. не Познакомить не с не народными не традициями, не связанными не с не хлебом, не и не посвященными не ему не пословицами.

7. не Дымковская не игрушка. не Познакомить не детей не с не народными не дымковскими не игрушками, не с не легендами не и не обрядами, не связанными не с не народным не промыслом, не воспитывать не эстетическое не отношение не к не предметам,

8. не Женские не головные не уборы. не Познакомить не детей не с не русскими не головными не уборами, не особенностями не их не изготовления не и не применения. не Развивать не художественный не вкус не и не творческое не воображение.

9. не Гжельские не узоры. не Познакомить не с не гжельскими не узорами, не учить не выделять не основные не средства не выразительности: не яркость, не нарядность, не цвет, не декоративность, не разнообразие не элементов не росписи.

10. не Сказания не и не поверья не русского не народа. не Познакомить не со не сказаниями не и не поверьями не русского не народа, не приобщать не к не духовному не наследию, не развивать не воображение не и не творчество не детей.

11. не Леший. не Дать не детям не представление не о не персонаже не русского не фольклора не – не лешем; не познакомит не со не сказкой не про не лешего, не учить не анализировать не ее не текст, не отвечать не на не вопросы.

12. не Масленица. не Продолжить не знакомство не с не народными не праздниками. не Разучить не с не детьми не песню-закличку.

13. не Сердце не матери не лучше не солнца не греет. не Этическая не беседа не о не маме не с не включением не народных не пословиц не и не поговорок.

14. не Русская не народная не кукла. не Познакомить не детей не с не многообразием не русской не народной не куклы, не ее не изготовлением не и не значением не в не жизни не людей.

15. не Жестовские не подносы. не Познакомить не с не деревней не Жестово не и не промыслом не – не изготовлением не и не характерной не росписью не подносов.

16. не Фольклор не – не народная не мудрость. не Познакомить не детей не с не русским не фольклором. не Познакомить не с не многообразием не его не форм.

17. не Русская не печь. не Познакомить не детей не с не главным не предметом не крестьянского не жилища не – не печью. не Рассказать не об не особом, не почтительном не отношении не народа не к не печи, не об не обрядах, не сопровождающих не жизнь не человека не от не рождения не до не последних не дней.

18. не Какой не бывает не фольклор? не Развивать не у не детей не образное не мышление не через не знакомство не с не народным не творчеством. не Продолжить не показывать не многообразие не форм не – не познакомить не с не докучными не сказками не и не словесными не народными не играми.

19. не Комплексное не занятие не «Русская не изба. не Посиделки”. не Познакомить не с не избой не – не жилищем не крестьянской не семьи, не с не предметами не старинного не русского не быта не (печь, не прялка, не посуда, не сундук не и не др.); не воспитывать не бережное не отношение не к не старинным не вещам, не народным не традициям, не обычаям не гостеприимства, не интерес не к не русскому не фольклору; не обогащать не словарь не народными не пословицами, не поговорками, не загадками; не учить не составлять не узор не на не разных не материалах не (бумага, не ткань), не красиво не располагать не его не элементы, не сочетать не цвета; не показать не бережное не отношение не наших не предков не к не природе.

20. не Богатыри не земли не русской. не Познакомить не детей не с не народными не представлениями не о не волшебной не силе не богатырей.

21. не Русский не самовар не и не чаепитие не на не Руси. не Познакомить не детей не с не устройством не самовара, не показать не роль не и не значение не чаепитие не для не русского не народа.

22. не Щи не да не каша не – не пища не наша. не Дать не представление не о не еде не наших не предков, не развивать не познавательный не интерес не детей, не учить не сравнивать, не делать не умозаключения не после не сравнения не с не кухней не современного не человека.

23. не Филимоновская не игрушка. не Познакомить не с не народным не промыслом, не с не характерными не особенностями не игрушек, не отличающих не их не от не всех не остальных не народных не игрушек.

Результатами проведенной работы являются:

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

Знание истории русского народного костюма, творчества, быта.

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Основная проблема: многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Актуальность темы. В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих, нравственных качеств личности. Приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С Дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом- человеком, имеющим чувства к Родине, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Сроки: январь-май 2019 г.

Тип проекта : творческий, познавательный.

Вид проекта : семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, умеют применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Участники: дети и родители детей старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели.

1. Цель и задачи проекта

Цель проекта : формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.

2. Дать понятие о русском костюме.

3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского быта человека ребенку, живущему в современных городских условиях.

5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

2. Принципы реализации проекта

В своей работе я опираюсь на следующие научные принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

Новизна проекта состоит в открытости качественного современного образования и предполагает, что получение образования доступно любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования современных информационных и педагогических технологий.

3. Формы и методы работы

Формы и методы работы.

Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

Информационно-рецептивный метод, применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д.

Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором — дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством :

заучивание потешек, прибауток, закличек.

использование пословиц, загадок, поговорок.

чтение художественной литературы.

использование русских народных песен и танцев.

проведение русских народных игр.

использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

рассказ о народных обычаях и традициях.

рассматривание иллюстраций о русском быте.

беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми:

праздники и развлечения.

наблюдения в быту и природе.

4. Основные направления нашей работы:

1. Создание атмосферы национального быта – создание макетов интерьера русской избы и русского подворья. Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Я решила, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.

2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т. п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Знакомство с народным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.

4. Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры привлекли мое внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

5. Этапы реализации проекта

I этап – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, формулирование цели и задач проекта : знакомство с содержанием книг, чтение познавательной и художественной литературы; первичный мониторинг; анкетирование родителей; привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д.

II этап – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта : занятия в соответствии с планом; беседы; чтение познавательной и художественной литературы; слушание классической музыки; слушание русских народных песен; экскурсия в русскую избу.

Мероприятия с детьми

Название мероприятия Цель: Срок проведения

Цель: познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему. январь

Чтение русских народных сказок, былин об Илье Муромце.

Цель: показать на основе художественных произведений быт, жизнь людей, познакомить с подвигами богатырей.

Цель:знакомить детей с русскими народными плясками, хороводами, играми, костюмом.

Цель: познакомить детей с хороводными играми.

Слушание русских народных песен.

Цель: показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа март-апрель

Цель: показать детям как отдыхали в старину апрель

Вечер загадок про домашнюю утварь и т. д

Цель: закрепить с детьми названия домашней утвари и т. д.

Украшение банченного веника.

Цель:развивать творчество, фантазию.

Рассказы детей о членах своей семьи из личного опыта

Цель: прививать любовь и уважение к близким людям, уважение к их труду.

Цель: закреплять представления детей о семье. Об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Продолжать учить распределять роли, развивать сюжет. Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Закреплять полученные знания о русской избе, быте русского народа.

Цель: развивать внимание, наблюдательность, формировать интерес к народным промыслам, закреплять названия росписей

Цель: закрепить знания детей о быте и традициях русского народа.

Мероприятия с родителями

Участие родителей в весеннем празднике.

Разучивание с детьми частушек, стихов о Родине.

Подборка консультаций для родителей.

Приняли участие в изготовлении макета русской избы и подворья.

Раскрашивание уличной веранды в русских народных мотивах.

Привлечение родителей к участию в городских мероприятиях.

Цель:привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян. Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов.

Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время особенное значение приобретает нравственный аспект воспитания. Необходимо возрождать отечественную культуру и старинные исконно-русские традиции.

МКДОУ детский сад №7 комбинированного вида г. Россоши

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Воспитатели: Тимченко М.С., Уварова Т.В., Катунина Г.В., Рыбалка Т.И.

2016-2017 уч. год.

Традиции русского народа.

Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2016 года – сентябрь 2017 года).

Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями МКДОУ д/с № 7 комбинированного вида средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта:

разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МКДОУ д/с № 7 комбинированного вида уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника иди игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Инновационная направленность проекта

состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

Участники проекта

- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- дети в возрасте от 4 до 6 лет;
- родители (законные представители);
- социальные партнеры (выставочный зал, библиотека, художественная школа).

Механизмы реализации проекта.

- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- Формирование партнерского сообщества сотрудников МКДОУ д/с № 7 комбинированного вида, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МКДОУ д/с № 7 комбинированного вида с образовательными и культурными структурами города.

Методы реализации проекта.

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Основные мероприятия проекта.

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников построена с учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое

последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);

Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

Подготовка материала для продуктивной деятельности;

Подборка подвижных, дидактических игр,

Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Календарный план реализации проекта.

Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).

2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников);

3.Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей),

5.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.

6. Коровий праздник – Власьев день (развлечение).

8. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством:

Ознакомление детей с народно – прикладным искусством:

5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

gh.jpg

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Продолжительность проекта: с 01.01.2016 г. по 31.05.2018 г.

Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Цель проекта

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм ; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи реализации проекта

- интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

- формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Этапы реализации проекта

- создание методического объединения педагогов, желающих реализовать программы духовно-нравственной направленности;

- организация родительских собраний по информированию родителей об организации в МДОУ проекта духовно-нравственной направленности;

- разработка рабочих программ по проектной деятельности;

- закупка оборудования для реализации мероприятий проекта.

- внедрение проекта в образовательную деятельность;

- анализ и оценка результатов реализации проекта;

- обобщение опыта, полученного в ходе реализации проекта;

- презентация проекта в средствах массовой информации и в педагогическом сообществе;

- трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.

Методы реализации проекта

1.Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- проведение игр: со строительным материалом, дидактических, подвижных, малоподвижных;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности.

Календарный план реализации проекта

Этап

Наименование мероприятия

Описание мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Создание методического объединения педагогов, желающих реализовать программы духовно-нравственной направленности.

Изучение нормативно-правового обеспечения проекта;

определение состава рабочей группы по реализации проекта и

распределение функциональных обязанностей.

Методическое объединение педагогов, желающих работать по проекту.

Организация родительских собраний по информированию родителей об организации в МДОУ проекта духовно-нравственной направленности

Определение среды реализации проекта, основных проблем и

путей их решения;

анализ факторов, рисков и возможностей реализации проекта.

Определение доли родителей и воспитанников, ориентированных на получение углубленных знаний духовно-нравственной направленности.

Разработка рабочих программ по проектной деятельности.

Определение основной идеи, постановка целей и задач проекта,

выработка стратегии его реализации;

отбор проектных идей для разработки проекта;

определение сроков реализации основных мероприятий

проекта и его отдельных направлений.

Разработанные рабочие программы

Корректировка рабочих программ проектной деятельности.

Откорректированные рабочие программы

Закупка оборудования для реализации мероприятий проекта.

Получение оборудования, удовлетворяющего запросы участников реализации проекта

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Посещение историко-краеведческого музея г.Лыткарино.

"Лошадки", "Жмурки", "Гори, гори ясно", "Кошка и мышка", "Медведи с цепью", "Мороз - Красный нос", "Капуста", "Селезень", "Дедушка Рожок", "Курочки", "Платок".

Игры с прыжками:

"Болото"("Классы"), "Попрыгунчики", "Родничок" .

Игры малой подвижности:

"Краски"," Молчанка", "Море волнуется", "У дядюшки Трифона", "Краски", "Золото", "Чуприяки" ("Бубенчики"), "Шатер", "Жаворонок".

Развитие эстетического восприятия детей, формирование познавательного интереса к празднику Рождества. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.

Побуждение детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Расширить знания о традиции празднования Масленицы; создавать атмосферу приобщения к традиционному народному празднику Масленица. Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности

У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.

Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.

Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.

Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.

Рассматривание иллюстраций и игрушек.

Создание музея русской избы.

Знакомство детей с народной игрушкой: кукла – пеленашка, крупеничка, кукла столбушка, закрутка, Ванька-встанька, Богодской игрушкой – Медведь в кузнице, Зайчик обедает, Медведь – барабанщик., зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками.

Рассматривание иллюстраций и картинок на заданную тему.

Создание музея русской избы.

Ноябрь –декабрь, 2018г.

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.

Посещение музея русской избы.

Январь –февраль, 2019 г.

Формирование представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Расширить и уточнить представления детей о деталях русского народного костюма.

Рассматривание иллюстраций и картинок на тему «История происхождения различных

Знакомство детей с историей русского быта.

Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Итоговое родительское собрание.

Анализ и оценка результатов реализации проекта, обобщение

опыта полученного в ходе реализации проекта,

оформление результатов проекта, презентация проекта в

средствах массовой информации и в педагогическом

выработка рекомендаций для эффективной реализации

основных мероприятий проекта после завершения проекта,

трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.

Май - июнь, 2019г.

Подведение итогов работы по проекту.

Ожидаемые результаты проекта

Результатом данного проекта становится высокое качество педагогической деятельности, направленной на формирование у всех участников образовательного процесса более углубленных знаний и представлений в области духовно-нравственного воспитания.

Реализация проекта в рамках всего образовательного процесса позволяет достичь следующих результатов:

- создание мотивационной образовательной среды с вовлечением всех участников образовательного процесса;

- разработка и успешная реализация активной совместной детско-родительской деятельности по духовно-нравственному воспитанию;

- обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений на основе отечественных традиций;

- повышение общественного престижа семьи, сохранение и возрождение традиционных общенациональных и семейных ценностей;

- изменение восприятия родителями образовательного процесса, как активных участников педагогической деятельности, заинтересованных в успехе своих детей.

Ожидаемые эффекты проекта

Для детей:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение у детей интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование у детей чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Читайте также: