Можно ли считать вторжение в прибалтику крестовыми походами кратко

Обновлено: 05.07.2024

Письмо в редакцию МНГ

На это письмо мы попросили ответить проф. Аркадия Германа. Очерк получился объемным, поэтому мы его планируем публиковать с продолжением. Итак…

Русские и литовцы против Ордена меченосцев
Серьезными противниками меченосцев и ливонского епископа были русские и литовцы. И русским, и литовским князьям невыгодно было иметь на своих границах сильное, организованное и агрессивно настроенное государство, покорявшее территории на которых всегда можно были иметь хорошую добычу. Кроме того, они понимали, что и их земли вскоре могут стать объектом рыцарской экспансии. Поэтому при всяком удобном случае русские и литовцы постоянно совершали нападения на рыцарские земли, грабили рыцарские замки и города, захватывали некоторые территории Ордена. В этих акциях часто использовалась помощь местного, покоренного Орденом, населения.
Сами крестоносцы четко различали русских и литовцев. К русским, как христианам, хоть и восточным, отношение было намного лояльнее. По крайней мере, в официальных своих заявлениях и руководство Ордена, и рижский епископ не высказывали намерений покорять русские земли. Тем не менее, захват части полоцких земель и установление вассалитета над некоторыми полоцкими удельными князьями говорило об обратном.
К литовцам, как к язычникам, отношение было намного жестче. Тем не менее, до 1236 года рыцари, занятые покорением различных балтских племен, практически не трогали литовцев, в то время как те довольно часто нападали на владения Ордена.

Столкновения литовцев
Не менее агрессивны по отношению к Ордену меченосцев были и литовцы. Так, например, в 1212 году литовцы вторглись во владения епископского вассала Даниила из Леневардена. Литовцы беспрепятственно хозяйничали на епископских землях, пока орденское войско во главе с магистром не уничтожило почти весь литовский отряд, включая и его предводителя.
Зимой 1212-го–1213-го состоялся еще один серьезный литовский набег на владения Ордена меченосцев. Отбить его удалось с большим трудом. В последующие десятилетия набеги литовцев на Орден периодически повторялись.

В следующий номер

Тевтонский (или Немецкий) орден
Он возник в Палестине во время Крестовых походов на базе госпиталя (Дома св. Марии), созданного в 1190 году бременскими и любекскими купцами. Отсюда и полное название ордена – Орден дома св. Марии в Иерусалиме. В качестве духовно-рыцарского ордена был утвержден в 1198 году Папой римским Иннокентием III. Одеяние рыцарей Тевтонского ордена – белый плащ с черным крестом. В 1228 году польский князь Конрад Мазовецкий по договору с магистром Тевтонского ордена Германом фон Зальца отдал во временное владение ордену Хелминьскую землю, надеясь с его помощью подчинить соседних пруссов. В том же году император Священной Римской империи германской нации Фридрих П издал особую грамоту, в которой отдавал Ордену все будущие завоевания в землях пруссов. Завладев Хелминьской землей, Тевтонский орден с 1230 года начал насильственную христианизацию пруссов, ятвягов, куршей, западных литовцев и других народов Прибалтики. Поскольку пруссы и другие балтские народы отчаянно сопротивлялись, христианизация проводилась огнем и мечом, непокорные – истреблялись. Присоединив к себе в 1237 году остатки Ордена меченосцев и создав на его основе свое ответвление – Ливонский орден, Тевтонский орден расширил свою экспансию на восток. Наряду с балтскими племенами, объектами агрессии со стороны Тевтонского ордена стали литовцы и поляки. Тевтонский орден вынашивал и планы захвата русских земель.

Начавшиеся в конце XI века крестовые походы вызвали небывалый ажиотаж в среде европейского рыцарства. Множество людей, невзирая на трудности, отправились в далёкую Палестину освобождать Гроб Господень, рассчитывая заслужить райскую жизнь после смерти, а если удастся во время похода поживиться добычей, то организовать её ещё при жизни. После первых успехов дело застопорилось. Одновременно представители Бременского архиепископства обратили внимание на тот факт, что в прибалтийских землях проживает немалое число язычников, не ведающих слова божия. Стремление обратить их в христианство и расширить земли католической церкви привело крестоносцев на северо-восток Европы — в Ливонию. Правда, успеха рыцарям и их духовным отцам удалось добиться не сразу.

Прибалтика перед крещением

​Карта расселения латышских племён. Автор Евгений Горб - Три попытки крестить ливов | Warspot.ru

Карта расселения латышских племён. Автор Евгений Горб


В конце XII века Прибалтика — последний уголок язычества в Европе — на международной арене считалась сферой влияния русских княжеств. Однако религиозный подъём в Западной Европе, вызванный крестовыми походами, коренным образом изменил ход событий в этом регионе.

Первый блин комом

В 1184 году на Балтийское побережье в землях ливов ступил священник из Любека по имени Мейнард. Он был каноником монастыря августинцев в Зегеберге и прибыл в Прибалтику вместе с немецкими купцами. Испросив разрешения у полоцкого князя Владимира (его родословная в точности неизвестна), священник начал нести свет христианства язычникам. Воодушевлённый деятельностью христианского миссионера Вицелина, который обратил в католичество вагров, одно из племён полабских славян, Мейнард при поддержке Бременского архиепископства обосновался в поселении ливов Икесколе и воздвиг там деревянную церковь.

Процесс христианизации шёл не слишком быстро, но не было бы счастья, да несчастье помогло. На ливов совершили набег литовцы, разоряя и сжигая их поселения. Самому Мейнарду пришлось спасаться в ближайшем лесочке. Ливы, тяжело переживая последствия набега, с горечью ожидали его повторения. Тогда Мейнард предложил им блестящий выход из создавшегося положения: немецкие мастера возводят на землях ливов каменные укрепления, а те в благодарность принимают крещение.

В 1185 году готландские мастера начали строить два каменных замка — один в Икесколе, где находилась резиденция Мейнарда, а другой в Гольме, крупном поселении ливов, расположенном на острове посреди Двины. Поскольку замки строились на земле, формально принадлежавшей Полоцку, то скорее всего этот акт был согласован с князем Владимиром. Современный российский историк-медиевист Филипп Митлянский предполагает, что полоцкий князь одобрил постройку замков, считая, что они в любом случае останутся в вассальной зависимости, но при этом заметно улучшат инфраструктуру в бассейне Западной Двины, на что у него самого не было ни сил, ни средств. По-видимому, многие ливы приняли крещение, и в 1186 году усилия Мейнарда были вознаграждены епископским саном. Спустя четыре года папа римский Целестин III, учитывая трудности католической миссии в Ливонии, отпустил её участникам грехи и сделал им послабления в одежде и еде.

Процесс строительства растянулся на семь лет, и всё это время ливы охотно крестились. Стоило же им получить замки во владение, как они моментально забыли о данном обещании. Почти все новообращённые христиане вернулись к вере своих отцов. Е. Чешихин считает, что одной из причин этого могло стать требование церковной десятины, то есть ливы, данники полоцкого князя, были бы вынуждены платить ещё и епископу. Остальные исследователи обходят этот факт стороной, просто констатируя отказ ливов от новой веры.

Мейнард попытался усовестить свою паству и даже пригрозил уехать от них с купцами в немецкие земли. Пока у побережья стояли купеческие суда, ливы просили Мейнарда остаться с ними, обещая вернуться в католичество — они опасались, что тот приведёт с собой воинов из Германии. Убедив Мейнарда и дождавшись отплытия судов, язычники отказались от своих слов и сожгли деревянную церковь в Икесколе. Имущество епископа было разграблено, а слуги избиты. Мейнард остался у разбитого корыта. Поняв, что один он не справится, епископ попытался добраться до Германии и там получить помощь. Есть мнение, что речь шла не о военной подмоге, а о прибытии новых священников. Узнав, что на землях эстов зимуют немцы, он попытался добраться до них, но был задержан в ливском поселении Турайде. Правивший там вождь Анно убедил его вернуться, сообщив, что ливы приготовили засаду у него на пути. Мейнард вернулся в Икесколь и вместо себя отправил в немецкие земли и дальше к папе римскому Целестину III местного монаха-цистерианца Теодориха, известного как Теодорих из Турайды. Тот, по-видимому, был сподвижником Мейнарда, но когда он появился в Ливонии и как оказался в Турайде — неизвестно.

Теодорих выполнил свою миссию: он добрался до Рима и сообщил папе о ситуации на землях ливов. По словам Генриха Латвийского, когда Целестин

Таким образом, нашлось новое поле деятельности для крестоносцев. Наиболее привлекательным оно было для выходцев из немецких земель: им не надо было теперь отправляться в далёкое паломничество на край света — спасение души находилось практически под носом.

Сам Мейнард так и не узнал об отправке крестоносцев в Ливонию: в октябре 1196 года епископ умер и был похоронен в восстановленной Икескольской церкви. Позднее его тело было перезахоронено в Домском соборе Риги, ставшем усыпальницей местных епископов. Со смертью Мейнарда закончился период мирного крещения прибалтийских племён.

​Домский собор в Риге. Фото С.П. Пахоменко - Три попытки крестить ливов | Warspot.ru

Домский собор в Риге. Фото С.П. Пахоменко

Попытка номер два

Некоторое время стороны стояли друг против друга. Ливы пытались убедить епископа проводить крещение исключительно мирным путём и обещали не трогать миссионеров. В знак мирных намерений они отослали Бертольду копьё, заявляя, что пока оно у епископа, ливы воевать не будут. Тот потребовал в заложники сыновей вождей и ожидаемо их не получил. Более того, вопреки объявленному перемирию ливы напали на немцев, которые выводили коней из лагеря на пастбища. Бертольд понял, что дело миром не уладить, отослал ливам их копьё и начал готовить войско к бою.

Во время бегства произошёл и курьёзный случай, о котором сообщал Генрих Латвийский:

Несмотря на победу, смерть вождя похода свела на нет успех крестоносцев. Пытаясь отомстить за епископа, рыцари прибегли к крайней жестокости, сжигая окрестности и уничтожая посевы. И это принесло свои плоды: то, к чему Мейнард стремился годами, немецкие рыцари осуществили за пару недель. Ливы отправили к крестоносцам своих послов, пообещав вновь принять крещение и выделить на содержание католических священников по мерке зерна с плуга на каждого. Сразу же после заключения мира в Гольме крестилось 50 ливов, а на следующий день в Икесколе — уже 130.

Долгожданный успех

Две попытки христианизации ливов закончились неудачей, однако немецкие священники не оставили свой сизифов труд. Приобретённый опыт сумел использовать следующий отправленный в Ливонию епископ Альберт фон Бекесховеден (Буксгевден). Он был сторонником крещения при помощи меча, но сам не спешил в Ливонию. Утверждённый на должность епископа Икескольского весной 1199 года, этот и половину следующего года он провёл в поездках по Германии и Скандинавии, ища международной поддержки и собирая силы для похода. Альберт добился подтверждения от нового римского папы, что участие в христианизации Ливонии приравнивается к участию в крестовом походе, а также заручился поддержкой императора.

В 1200 году во главе флотилии из 23 кораблей новый епископ в сопровождении графа Конрада Дортмундского и Гарберта Ибургского прибыл к устью Даугавы. Оставив там часть флота, Альберт с другой частью пошёл вверх по реке и добрался до Икесколя. Численность кораблей в разделённых отрядах неизвестна, но с епископом ушло не менее трёх. В пути Альберта атаковали ливы. Немцы отразили нападение, однако потеряли несколько человек убитыми и ранеными. После высадки у Икесколя они встретили нескольких священников, которые остались от прежних миссий.

Казалось, и в этот раз крестоносцам придётся убраться несолоно хлебавши. Ситуацию переломил экипаж всего одного корабля. Это был фризский корабль, шедший, по мнению Д. Хрусталёва, вниз по Даугаве, то есть из Полоцка. Его появление оказалось совершенно неожиданным для ливов. Фризы начали разорять оставленные без защиты селения и посевы, чем вызвали у язычников панику. Не зная, сколько ещё немцев может прийти на помощь епископу, ливы решили закончить дело миром. Альберт получил от них разрешение на постройку поселения возле устья Даугавы.

Ливы считали, что отдали Альберту наименее плодородный участок земли: зерно там почти не росло, и язычники надеялись, что немцы надолго не задержатся. Однако Альберт и не думал о развитии земледелия. На выделенном участке он заложил город, названный Ригой. Богатеть он должен был не за счёт сбора урожая, а за счёт торговли — его расположение позволяло контролировать всё устье Даугавы. Именно туда Альберт перенёс свою резиденцию из Икесколя. У заложенного города состоялось крещение представителей ливской знати, в числе которых был и вождь ливов из Турайды Анно, предупредивший в своё время епископа Мейнарда о засаде. Казалось, Альберт добился максимального успеха, но на этом он не остановился.

Епископ пригласил ливских вождей на пир и запер их всех в доме. Условием освобождения было предоставление заложников из числа родственников. Вожди ливов, опасаясь, что в случае неповиновения их увезут в Германию, отдали епископу своих сыновей. Их-то Альберт и отправил в Бремен, чтобы юноши получили христианское воспитание. Вместе с ними отбыл и сам епископ, чтобы доложить о своих успехах, а также собрать мастеров и закупить материалы для строительства Риги.

Перед этим Альберт отправил к папе в Рим Теодориха из Турайды. Целью посольства было добиться от понтифика более активного призыва к рыцарям крестить ливонцев, а также запрет для всех купцов торговать на землях земгалов западнее Риги. Иннокентий III выполнил просьбу Альберта. Отныне любой купец, желавший торговать на землях Ливонии, мог прибыть только в порт Риги, заплатив при этом пошлину в казну епископа. Жизнь католиков на балтийском побережье налаживалась.

Се́верные кресто́вые похо́ды (Балтийские крестовые походы) — это войны (1198—1411) немецких, датских и шведских рыцарей против финских племён (финнов, ливов, эстов), славян (бодричей, поморян, лютичей), балтийских народов (пруссов, литовцев, куршей, земгалов и жемайтов) с целью распространения католичества и искоренения язычества, а подчас и самих язычников. Иногда к Северным крестовым походам относят военные кампании шведских и германских рыцарей против православных русских княжеств. Северный крестовый поход официально начался в 1193 году, когда Папа римский Целестин III призвал к христианизации язычников Северной Европы, хотя ещё до этого скандинавские королевства и Священная Римская империя уже вели военные действия против северных народов Восточной Европы.

Захваченные земли в славянском Поморье, Пруссии, Юго-Западной Финляндии, Западной Карелии активно колонизировались, на них образовывались новые государственные структуры, как, например, немецкие герцогство Мекленбургское, маркграфство Бранденбургское, владения Тевтонского и Ливонского духовно-рыцарских орденов, активно участвовавших в завоеваниях. Коренное население подвергалось насильственной христианизации и нередко прямому истреблению. На завоёванных крестоносцами территориях, иногда на месте прежних поселений, возникали новые города и укрепления: Рига, Берлин, основанные немцами, Ревель — датчанами, Выборг — шведами и др. Некоторые из них, как, например, Рига, были важными форпостами католической церкви, резиденциями архиепископов.

Не всех своих целей крестоносцы достигли: Великое княжество Литовское и Жемайтия смогли отстоять свою независимость.

Далеко не все военные события Северных крестовых походов считались крестовыми походами в Средние века, некоторые из них были названы крестовыми походами только в XIX веке национальными историками на волне национал-романтизма.

Содержание

Вендский крестовый поход

Военная кампания против полабских славян (которых немцы называли вендами), населявших северные и восточные части современной Германии, началась в 1147 году, и продолжалась, фактически, до XVI века.

Ливонский крестовый поход

В XII веке земли современных Эстонии, Латвии и Литвы были языческим клином между территориями, на которых господствовало христианство. В 1192 году папа Целестин III объявил крестовый поход против балтийских язычников. В результате на восточных берегах Балтийского моря появились государства рыцарских орденов.

Населявшие Прибалтику ливы платили дань Полоцкому княжеству, эсты — новгородцам, и утверждение крестоносцев на этих землях угрожало влиянию русских князей. В 1203 году начались военные столкновения между Немецким Орденом и Полоцком, в 1217 — между Орденом и Новгородом. Русским войскам не удавалось брать немецкие крепости, а крестоносцы постепенно овладели обороняемыми русскими Кокнесе, Герсиком, Вильянди и Юрьевым. В 1232 римский папа Григорий IX призвал крестоносцев к наступлению на новгородские земли в целях воспрепятствования колонизации новгородцами Финляндии. В ответ на немецкие набеги Ярослав Всеволодович Новгородский вторгся во владения ордена и разбил его в сражении на Омовже (1234).

Прусский крестовый поход



Приобретения Тевтонского ордена в Пруссии, в 1237 году при его объединении с Ливонским орденом в Курляндии и Лифляндии, и в 1260 (затененным обозначены районы борющихся территорий в Пруссии и Самогитии)

В 1217 году римским папой Гонорием III был объявлен крестовый поход против прусских язычников, на земли которых претендовал Конрад I Мазовецкий. В 1225 году князь попросил помощи у тевтонских рыцарей, обещав им владение городами Кульм и Добрынь, а также сохранение за ними захваченных территорий. В результате на южном побережье Балтийского моря утвердился Тевтонский орден.

Крестовый поход на Литву (второй балтийский поход)

19 февраля 1236 года Папа объявил второй крестовый поход против Литвы. В Ливонию прибыло мощное подкрепление — 2000 саксонских рыцарей и 200 дружинников из Пскова. Поход закончился разгромом при Сауле.

Ливонский поход на Русь



После объединения меченосцев с Тевтонским орденом (1237) и ослабления Владимиро-Суздальского княжества в ходе монгольского нашествия (1238—1239) был предпринят поход Андреаса фон Вельвена, Дитриха фон Грюннингена, Германна фон Буксгевдена и других военачальников ордена на Новгород и Псков. Рыцари захватили Изборск и Псков и потерпели поражение в 1242 году на льду Чудского озера от князя Александра Ярославича.

Великая война



6 августа 1409 года великий магистр ордена Ульрих фон Юнгинген объявил войну Польскому Королевству и Великому княжеству Литовскому. К началу 1410 года орденские войска насчитывали 51 хоругвь, польская армия насчитывала 42 польских хоругви, 7 русских и 2 хоругви наёмников, литовская — 40 хоругвей, 13 из которых носили названия русских (три смоленских, Лидская, Полоцкая, Витебская, Пинская, Новогрудская, Брестская, Волковысская, Киевская, Кременецкая и Стародубовская). 15 июля 1410 года состоялось решающее сражение Великой войны — Грюнвальдская битва, решившая исход войны в пользу союзников. В феврале 1411 года в городе Торунь Польша и Великое княжество Литовское заключили с Тевтонским орденом мирный договор, по которому орден возвращал все занятые ранее у Польши и Литвы территории и выплачивал контрибуцию.

Современная историография крестовых походов весьма обширна. Она представлена целыми томами библиографий и обзоров [Atiya 1962; Mayer 1969]. Преобладающее место в них занимает литература о крестовых походах в Святую землю.

Пересмотрены ныне хронологические границы изучаемого явления: крестовые походы не замыкаются на временном отрезке 1095—1291 гг., но захватывают и XIV—XV вв. Если учесть, что со временем крестовые походы были организованы не только против неверных в узком смысле этого слова, но и против любых инаковерующих, чьи взгляды расходились с официальным вероучением (альбигойские войны, взятие Константинополя во время 4-го крестового похода, призывы папства к крестовому походу против православных, на которые в 1237 г. откликнулись шведы и Тевтонский орден), то вторжение Тевтонского ордена в пределы Пруссии в 30-е гг. XIII в. можно расценить как происшедшее в русле оформившейся традиции.

Немецкий историк А. Ваас считал, что крестоносному мышлению свойственны следующие представления:

1. Христос — предводитель крестоносцев.

2. Справедливость Божия — гарантия победы.

3. Крестоносцы — избранный народ подобно героям Ветхого Завета.

4. Их задача — отвоевать для Христа то, что ему принадлежало.

5. За это они обретают вечное спасение.

6. На их стороне сражаются ангелы и святые [Waas 1956: 9].

Крестовые походы неизменно удовлетворяли основному принципу праведной войны, так как велись ради отвоевания утраченного или защиты от агрессии. В то же время крестовый поход был подобен священной войне: его участники выступали на защиту Церкви и политической целостности христианского мира и на защиту Христа как царя единого христианского государства. Священная война, т. е. война в интересах Церкви, становилась не только дозволенной, но и желательной [Runciman 1951: 84].

Крестоносец являл собой своеобразное сочетание пилигрима и воина. Как пилигрим он должен был принести обет паломничества к святому месту; он пользовался личными привилегиями по церковному законодательству, а также гарантиями иммунитета. Как воин в священной войне он был обязан сражаться за провозглашенные цели похода, в котором участвовал, и ему было обещано духовное вознаграждение в форме отпущения совершенных им в прошлом грехов. В случае гибели он даже мог быть причислен к лику святых [Brundage 1969: 30].

В настоящее время плюралистское течение в историографии крестовых походов представлено целой плеядой ученых: М. Барбер, Х. Николсон, Э. Латтрелл, С. Экдаль, Э. Форей, Ю. Сарновски и др., в том числе и коллективными монографиями [Nicholson 1993; The Military Orders 1994; 1998].

Выдающийся вклад в изучение крестовых походов в Восточную Прибалтику внесли немецкие и польские историки. Перечисление имен превратило бы наше краткое предисловие в многотомную библиографию. Укажем лишь ведущие серийные и периодические издания, в которых разрабатывается интересующая нас тема.

Важную роль в разработке проблематики крестовых походов в Прибалтику играет Международная историческая комиссия по изучению Немецкого ордена (президент — профессор У. Арнольд) — научно-представительная организация, объединяющая ученых ряда европейских стран.

В Польше центром изучения круга проблем, связанных с историей духовно-рыцарских орденов и крестовых походов (преимущественно в Прибалтику) является Историко-архивный институт при Торуньском университете им. Н. Коперника. У истоков этой научной школы стоял выдающийся историк К. Гурский.

Следует отметить вклад, внесенный в изучение истории крестовых походов в Прибалтику американским ученым У. Урбаном, выступившим в 80—90-е гг. XX в. с рядом специальных монографических исследований [Urban 1980; 1981; 1989; 1994].

Справедливо отмечалось, что было бы исторически неверно отделять крестовые походы в Восточную Прибалтику от экспансии и колонизации в этом регионе; что было бы ошибкой изучать крестовые походы Тевтонского ордена в Пруссию в отрыве от экспансии на Восток Европы и заселения прусских земель и что, покоряя славянские племена и другие народы Прибалтики, завоеватели одновременно преследовали цель их обращения в христианство [A History 1975/3: 545; Beumann 1973].

Одной из особенностей крестовых походов на Балтике было участие в них рыцарских орденов, руководство которых мечтало о создании на завоеванных землях автономного орденского, теократического в основе, государства. Такое государство было создано в начале 80-х гг. XIII в. в завоеванной Тевтонским орденом Пруссии.

С начала XIII в. крестоносцы в Восточной Прибалтике становятся силой, создающей условия для возникновения конфликтных сфер влияния Запада и Руси, против которой Древнерусское государство ведет военно-дипломатическую борьбу. Это яркий, полный драматизма отрезок общеевропейской истории, соединивший действия и судьбы народов Западной и Северной Европы, Восточной Прибалтики и Руси.

Читайте также: