Виды разрезы сечения план урока

Обновлено: 04.07.2024

Оснащение: плакаты, раздаточный материал, заготовки с условием задач.

План урока.

1. Знакомство с разрезом как со способом выявления внутренней структуры детали.

2. Отличия разрезов от сечений. Построение рационального разреза.

3. Выведение алгоритма построения разреза.

4. Работа над классификацией.

5. Практическое задание.

6. Завершение урока, выдача домашнего задания.

Ход урока.

1. На доску поместить чертеж детали. (рис.1).

? учителя (? уч.) Необходимо прочитать чертеж. С чего нужно начать чтение чертежа?

Приблизительный ответ ученика (ПОУ): С анализа геометрической формы детали.

Учитель. Давайте проанализируем геометрическую форму этой детали, определите симметричность детали, если есть плоскость симметрии.

Ученики проводят анализ геометрической формы детали, затем по желанию или по просьбе учителя учащийся озвучивает результат.

ПОУ: Форма данной детали получена как сумма и разность геометрических тел. Деталь можно разделить на три части по высоте. Нижняя часть представляет собой неправильную прямую четырехугольную призму, у которой в торце слева выполнен вырез сложной формы. Этот вырез можно представить как сумму неправильной прямой четырехугольной призмы и треугольной неправильной прямой призмы. Вторая часть представляет собой так же неправильную прямую четырехугольную призму. Эта часть расположена в правой части первой призмы. Третья часть – это прямой цилиндр. В детали имеется сквозное отверстие сложной формы, которое проходит через все части детали. Форма этого отверстия представлена двумя цилиндрами, которые расположены соосно и правильной прямой четырехугольной призмой. Деталь имеет одну плоскость симметрии, мы видим на главном виде и на виде сверху одну ось симметрии. Плоскость симметрии параллельна фронтальной плоскости симметрии.

?у. Деталь имеет довольно сложную конфигурацию, как можно облегчить восприятие формы данной детали?

ПОУ. Можно выполнить сечение (виды).

?у. Какое сечение нужно выполнить?

ПОУ. Лучше выполнить вынесенное сечение.

На доску вывешивается чертеж с вынесенным сечением (рис.2)

?у. Облегчилось ли восприятие формы этой детали?

ПОУ. Нет. И такое сечение нельзя применить, так как получилась разомкнутая фигура.

?у. Какие еще графические изображения можно применить?

ПОУ. Наложенное сечение.

На доску вывешивается чертеж детали с наложенным сечением (рис.3)

?у. А теперь, мы легко можем представить форму детали?

ПОУ. Не очень, так как много линий, они пересекаются, мешают читать чертеж.

Здесь необходимо подвести учащихся к восприятию нового графического изображения – разреза.

2. Учитель предлагает выполнить следующие действия: так же и как при выполнении сечений рассечь деталь мысленной секущей плоскостью, но для того, чтобы нам была хорошо видна форма отверстия, добавить к изображению, находящемуся в секущей плоскости то, что находится за секущей плоскостью. Мы получаем новое графическое изображение, называемое разрезом (рис.4)

На этом этапе урока, когда учащиеся уже четко видят сходства и отличия сечений и разрезов на чертежах, в результате проведенной работы, необходимо этот материал зафиксировать в тетрадях. Учитель просит открыть рабочие тетради, записывается тема урока. Учащимся выдается раздаточный материал (рис.5) – это заготовка с таблицей, которую заполняют вместе с учителем и классификация, ее заполняют позже.

Вопросы, разбираемые при заполнении таблицы:

2. Чем сечение отличается от разреза?

ПОУ. В сечение входит только то, что попало в секущую плоскость, а в разрез то, что попало в секущую плоскость и то, что за ней.

Здесь необходимо отметить, что это первая особенность разреза.

Далее необходимо разобрать расположение секущей плоскости.

?у. Как необходимо расположить секущую плоскость, чтобы выявить всю внутреннюю структуру детали?

Учащимся предлагается несколько вариантов расположения секущей плоскости. Ребята отвергают все варианты, кроме того, когда секущая плоскость проходит через ось симметрии.

?у. Почему именно этот вариант?

ПОУ. Так секущая плоскость проходит через все элементы детали.

Учителю отмечает, что чаще всего секущая плоскость проходит через ось симметрии или ось вращения детали, или через центры отверстий. Такой разрез называют рациональным. Это вторая особенность разреза. А в сечении секущая плоскость перпендикулярна оси вращения или общему направлению детали.

?у. Что выявляет сечение, а что разрез?

Разобрать ответы учащихся и записать в таблицу (рис.6).

3. Давайте разберем последовательность построения разреза и свернем наши действия в виде алгоритма.

К доске вызывается ученик и выполняет алгоритм на доске, остальные учащиеся выполняют работу в тетрадях карандашом. После окончания работы алгоритм разбирается, выводится и окончательный вариант записывается в тетради.

Алгоритм построения разреза.

4. Для проведения классификации приготовлены чертежи наглядных изображений деталей с секущими плоскостями и соответствующие разрезы. На доску вывешиваются чертежи сложных и простых разрезов.

?у. По какому признаку можно разделить эти графические изображения?

ПОУ. По количеству секущих плоскостей на две группы.

?у. Т.е. основанием для классификации является количество секущих плоскостей. А какая это классификация: простая или сложная?

ПОУ. Простая, так как основание для классификации одно.

Объяснение учителя: Те разрезы, которые выполняются при помощи одной секущей плоскости, называются простыми, а те, которые при помощи 2-х и более плоскостей – сложными. Рассмотрим простые разрезы. Чтобы описать положение секущей плоскости ее рассматривают в отношении к горизонтальной плоскости проекций.

На доску вынести чертеж (наглядное изображение и разрез).

?у. Как располагается секущая плоскость относительно горизонтальной плоскости симметрии?

ПОУ. Она параллельна горизонтальной плоскости проекций.

Объяснение учителя. Такие разрезы называют горизонтальными разрезами. Если секущая плоскость перпендикулярна горизонтальной плоскости, то такие разрезы называют вертикальными. На доску вывесить чертеж вертикального разреза. Если секущая плоскость расположена под углом к горизонтальной плоскости проекций, то такие разрезы называют (на этом этапе урока учащиеся уже догадываются как будут называться предлагаемые разрезы, и с помощью учителя дают названия разрезам)… наклонными. На доску поместить чертеж наклонного разреза. Отдельно рассматриваются два случая вертикального разреза. На доску поместить чертежи фронтального и профильного разрезов. Для них так же определить положение секущей плоскости относительно фронтальной и профильной плоскостей проекций.

?у. Как можно назвать каждый из этих разрезов?

ПОУ. Фронтальный и профильный разрезы.

Далее повесить на доску чертеж местного разреза, дать определение и характеристику.

Для завершения классификации рассматриваются два случая сложных разрезов. На доску поместить наглядные изображения и чертежи ступенчатого и ломаного разрезов. В итоге проведенной работы на доске получилась наглядная классификация, которую ученики заносят на заготовку (рис.5, рис.6)

Учитель. А теперь, давайте дадим определение разреза. В ходе дискуссии находится верное определение.

Разрез – графическое изображение, полученное при мысленном рассечении детали одной или несколькими секущими плоскостями. В разрез входит то, что попало в секущую плоскость и то, что за ней.

По чертежам показать обозначение разрезов. Если разрез располагают на месте соответствующей проекции и положение секущей плоскости совпадает с осью симметрии, то он не обозначается. Если на свободном поле чертежа, то положение секущей плоскости показывается с помощью разомкнутой линии, направление взгляда показывается стрелочками.

5. Учащимся выдается заготовка с калькой (рис.7). На заготовке 3 задания (фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы). Один учащийся выходит к доске и выполняет фронтальный разрез у доски на специальном “кармане” с чертежом детали, выполненном в двух видах. Передняя стенка такого “кармана” - оргстекло. Работу выполняют специальным фломастером. При выполнении работы пользуются алгоритмом.

6. После выполнения практического задания необходимо сделать выводы по уроку. Еще раз повторить, что такое разрез, в каких случаях выполняют это графическое изображение, чем разрез отличается от сечения.

Выдача домашнего задания. Домашнее задание – выучить лекцию, выполнить на заготовке оставшиеся два разреза, определить положение секущей плоскости, их названия, и записать в таблицу (табл. на заготовке).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План конспект - занятия по теме:

Дисциплина: Инженерная графика

Преподаватель: Баталкина Н.Р.

План учебного занятия

Дисциплина: Инженерная графика.

Раздел (тема): Тема 4.2 Изображения- виды, разрезы, сечения.

Тема учебного занятия: Выполнение сечений деталей (без резьбы)

Цели учебного занятия:

Ознакомить с сечениями, их определениями и классификацией.

Выполнять и обозначать сечения.

Научить выполнять сечения, применяя систему КОМПАС – 3 D .

Повышать эффективность использования учебного времени при формировании практических навыков.

Развивающая

Развивать умение свободно пользоваться полученными знаниями.

Развивать навыки работы с КОМПАС – 3 D .

Развивать творческую инициативу и активность.

Развивать умения оценивать свою и чужую работу.

Воспитательная

Повышать интерес к изучаемому предмету и более прочному усвоению учебного материала, используя возможности компьютера.

Развить у студента профессиональный творческий подход.

Создать рабочую атмосферу.

ОК и ПК формируемые на занятии:

Тип учебного занятия:

Вид учебного занятия:

Метод: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование учебного занятия: Учебно-наглядные пособия: Плакаты, модели деталей.

ТСО: Проектор, ПК.

Программное обеспечение: КОМПАС – 3 D .

Дидактическое обеспечение: Конспект лекций в электронном виде, опорный конспект, методические указания к практической работе, карточки задания для закрепления нового материала.

Межпредметные связи: Спецдисциплины, информационные технологии, компьютерная графика.

Используемая литература: Боголюбов С.К. Инженерная графика. – М.: Машиностроение.2002г., глава 26 § 1-4.

Продолжительность учебного занятия: 1час 30 минут

Технологическая карта

Ход занятия

I. Организационная часть урока

Организация студентов к занятию и подготовка к предстоящей работе.

Обучающиеся готовятся к уроку.

II Постановка целей и задач:

Актуализация занятия (соответствие темы целям занятия, содержание – требованиям рабочей программы и государственного образовательного стандарта). Студентам сообщается название темы, ее цель, значение, связь с современностью, план лекции, связь новой темы с ранее пройденной.

III. Актуализация опорных знаний:

Выявление глубины понимания и степени прочности изученного на предыдущих занятиях. Вопросы по пройденным темам (фронтальный опрос):

- Как оформляют изображения, называемые видом?

- Какая разница между основным и дополнительным видом?

- Какое изображение на чертеже принимается в виде главного?

- Назовите основные виды изображения.

- Как графически обозначаются различные материалы.

IV. Формирование новых знаний, умений.

Сечения

Выявление формы внутренних поверхностей предмета пpи помощи штpиховых линий значительно затpудняет чтение чеpтежа, сoздает пpедпосылки для непpавильного его толкования, усложняет нанесение pазмеpов и условных обозначений. Поэтому для выявления внутpенней (невидимой) конфигуpации пpедмета пpименяют условные изобpажения - сечения и pазpезы.

Сечением называется изобpажение фигуpы, получающейся пpи мысленном pассечении пpедмета одной или несколькими плоскостями. Hа сечении показывают только то, что получается непосpедственно в секущей плоскости (Рисунок 1 ).

hello_html_6adc0650.jpg

Секущие плоскости выбиpают так, чтобы получить ноpмальные попеpечные сечения.
Сечения делятся на:

1) входящие в состав pазpеза,

2) не входящие в состав pазpеза.

Hе входящие в состав pазpеза делятся на:

1) вынесенные (Рисунок1),

2) наложенные (Рисунок 1).

Вынесенные сечения являются пpедпочтительными и их допускается pасполагать в pазpыве между частями одного и того же вида (pисунок 1) на пpодолжении следа секущей плоскости пpи симметpичной фигуpе сечения, на любом месте поля чеpтежа, а также с повоpотом (pисунок 1).

Обозначение сечений

Положение секущей плоскости указывают на чеpтеже линией сечения. Для линии сечения пpименяют pазомкнутую линию со стpелками указывающими напpавление взгляда и обозначают секущую плоскость одинаковыми пpописными буквами pусского алфавита. Сечение сопpовождается надписью по типу А-А (pисунок 2).

Соотношение pазмеpов стpелок и штpихов pазомкнутой линии должны соответствовать (Рисунок 2).

hello_html_57f6e6a7.jpg

Hачальный и конечный штpихи не должны пеpесекать контуp изобpажения (Рисунок 1).
Буквенные обозначения пpисваивают в алфавитном поpядке без повтоpения и, как пpавило, без пpопусков. Pазмеp шpифта буквенных обозначений должен быть больше pазмеpа цифp pазмеpных чисел пpиблизительно в два pаза. Буквенное обозначение pасполагают паpаллельно основной надписи, независимо от положения секущей плоскости. В случаях, подобных указанным на (Рисунок 1), пpи симметpичной фигуpе линию сечения не пpоводят и сечение надписью не сопpовождают.

Для несимметpичных сечений, pасположенных в pазpыве (Рисунок 1), или наложенных, линию сечения пpоводят со стpелками, но буквами не обозначают. Для нескольких одинаковых сечений одного и того же пpедмета линии сечения обозначают одной буквой и вычеpчивают одно сечение (Рисунок 1). Если пpи этом секущие плоскости напpавлены под pазными углами, то знак "повернуто" не наносят.

Выполнение сечений

Сечение по постpоению и pасположению должно соответствовать напpавлению, указанному стpелками (Рисунок 1). Контуp вынесенного сечения, а также сечения, входящего в состав pазpеза, изобpажают сплошными основными линиями, а контуp наложенного сечения - сплошными тонкими линиями, пpичем контуp изобpажения в месте pасположения наложенного сечения не пpеpывают (Рисунок 1).

Ось симметpии вынесенного или наложенного сечения указывают штpихпунктиpной

тонкой линией. Hа чеpтеже сечения выделяют штpиховкой. Вид ее зависит от гpафического обозначения матеpиала детали и должен соответствовать ГОСТ 2.306 - 68. Металлы и твеpдые сплавы в сечениях обозначают наклонными паpаллельными линиями штpиховки, пpоведенными под углом 45 o к линии контуpа изобpажения или к его оси, или к линиям pамки чеpтежа.
Если линии штpиховки, пpоведенные к линиям pамки чеpтежа под углом 45 o , совпадают по напpавлению с линиями контуpа или осевыми линиями, то вместо угла 45 o , следует бpать угол 30 или 60 o . Линии штpиховки должны наноситьcя с наклоном влево или впpаво, как пpавило, в одну и ту же стоpону на всех сечениях, относящихся к одной и той же детали.
Если секущая плоскость пpоходит чеpез ось повеpхности вpащения, огpаничивающей отвеpстие или углубление, то контуp отвеpстия или углубления в сечении показывают полностью (Рисунок 1).

Если секущая плоскость пpоходит чеpез некpуглое отвеpстие и сечение получается состоящим из отдельных самостоятельных частей, то следует пpименять pазpезы.

Слушают объяснение преподавателя, записывают тему, основные определения.

V. Закрепление нового материала.

Первичное закрепление нового материала и выработка у студентов умений и навыков применения знаний на практике.

Вопросы для закрепления:

- Назовите виды сечений.

- Как обозначают сечения?

- В каком случае на сечении не отмечаю положения секущей плоскости и не сопровождают сечение надписью?

- Как выполняются сечения?

- Какие элементы деталей на сечениях не заштриховываются?

- Как наносят штриховку фигур сечения.

Задание практического занятия (выполняется в тетради): Начертить главный вид вала, взяв направление взгляда по стрелке А. Выполнить три сечения. Сечение плоскостью А расположить на продолжение следа секущей плоскости; сечение плоскостью Б – на свободном месте чертежа; сечение плоскостью В – в проекционной связи.

Научиться выполнять построение проекционных чертежей учебных моделей с применением системы КОМПАС – 3 D .

Открыть папку Трехмерные модели, где хранятся 3 D -модели детали (соответствуют рисункам в карточках заданиях); открыть файл своего варианта и далее следовать последовательности выполнения команд методических указаний.

Самостоятельно выполняют полученные задания.

VI. Подведение итогов, (рефлексия).

Преподаватель проверяет выполненные учащимися задания, выставляет оценки, проводит детальный анализ допущенных ошибок учащимися и указывает пути и методы их устранения

Студенты рассказывают что нового они узнали и какие трудности испытали при изучении нового материала.

VII. Выдача самостоятельной работы.

- Повторить пройденный материал.

- Завершить задание в тетради, начатое на занятии.

Списывают с доски задание на дом.

Приложение 1

Дисциплина: Инженерная графика

Тема: Изображения – виды, разрезы, сечения. Сечения. Отличие сечения от разреза.

Сечением называется изобpажение фигуpы, получающейся пpи мысленном pассечении пpедмета одной или несколькими плоскостями. Hа сечении показывают только то, что получается непосpедственно в секущей плоскости.

hello_html_6adc0650.jpg

hello_html_57f6e6a7.jpg

Приложение 2

КАРТОЧКИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Дисциплина: Инженерная графика

Тема: Изображения – виды, разрезы, сечения. Выполнение сечений деталей (без резьбы)

hello_html_m1e47774c.jpg

Начертить главный вид вала, взяв направление взгляда по стрелке А.Выполнить три сечения. Сечение плоскостью А расположить на продолжении следа секущей плоскости; сечение плоскостью Б — на свободном месте чертежа; сечение плоскостью В — в проекционной связи.

hello_html_m4a58e83a.jpg

Начертить главный вид вала, взяв направление взгляда по стрелке А.Выполнить три сечения. Сечение плоскостью А расположить на продолжении следа секущей плоскости; сечение плоскостью Б — на свободном месте чертежа; сечение плоскостью В — в проекционной связи.

hello_html_m156d3f52.jpg

Начертить главный вид вала, взяв направление взгляда по стрелке А.Выполнить три сечения. Сечение плоскостью А расположить на продолжении следа секущей плоскости; сечение плоскостью Б — на свободном месте чертежа; сечение плоскостью В — в проекционной связи.

hello_html_m3a2067b9.jpg

Начертить главный вид вала, взяв направление взгляда по стрелке А.Выполнить три сечения. Сечение плоскостью А расположить на продолжении следа секущей плоскости; сечение плоскостью Б — на свободном месте чертежа; сечение плоскостью В — в проекционной связи.

hello_html_m1971d193.jpg

Начертить главный вид вала, взяв направление взгляда по стрелке А.Выполнить три сечения. Сечение плоскостью А расположить на продолжении следа секущей плоскости; сечение плоскостью Б — на свободном месте чертежа; сечение плоскостью В — в проекционной связи.

hello_html_m356c34bb.jpg

Начертить главный вид вала, взяв направление взгляда по стрелке А.Выполнить три сечения. Сечение плоскостью А расположить на продолжении следа секущей плоскости; сечение плоскостью Б — на свободном месте чертежа; сечение плоскостью В — в проекционной связи.

hello_html_m7c7f69e2.jpg

Начертить главный вид вала, взяв направление взгляда по стрелке А.Выполнить три сечения. Сечение плоскостью А расположить на продолжении следа секущей плоскости; сечение плоскостью Б — на свободном месте чертежа; сечение плоскостью В — в проекционной связи.

hello_html_m3bfd61a4.jpg

Начертить главный вид вала, взяв направление взгляда по стрелке А.Выполнить три сечения. Сечение плоскостью А расположить на продолжении следа секущей плоскости; сечение плоскостью Б — на свободном месте чертежа; сечение плоскостью В — в проекционной связи.

hello_html_2fb67d87.jpg

Начертить главный вид вала, взяв направление взгляда по стрелке А.Выполнить три сечения. Сечение плоскостью А расположить на продолжении следа секущей плоскости; сечение плоскостью Б — на свободном месте чертежа; сечение плоскостью В — в проекционной связи.

Приложение 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 29

Дисциплина: Инженерная графика

Тема: Изображения – виды, разрезы, сечения. Выполнение сечений деталей без резьбы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта история случилась с писателем Антуаном де Сентом-Экзюпери. Когда ему было шесть лет, в книге под названием "Правдивые истории", где рассказывалось про девственные леса, он увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:


В книге говорилось: "Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу".

Он много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был его рисунок N o 1. Вот что он нарисовал:


Он показал свое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

- Разве шляпа страшная? - возразили ему. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда он нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот его рисунок N o 2:


Взрослые посоветовали ему не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что с шести лет он отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками N o 1 и N o 2, он утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.

Итак, ему пришлось выбирать другую профессию, и он выучился на летчика. Облетел он чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, ему очень пригодилась. Он умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.

Когда он встречал взрослого, который казался ему разумней и понятливей других, он показывал ему свой рисунок N o 1 - он его сохранил и всегда носил с собою. Он хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали ему: "Это шляпа". И он уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Он применялся к их понятиям. Он говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.

Таким образом писателю пришлось нарисовать разрез змеи, чтобы объяснить, что он имел ввиду.

В России разрезы давно стали использовать для отображения внутренней формы изделий. Изображения разрезов находим на чертежах И. И. Ползунова, И. П. Кулибина, E. А. н M. E. Черепановых и других механиков.

Разрезом называется изображение предмета, мысленно рассечённого одной или несколькими плоскостями.

На разрезе показывают то, что расположено в секущей плоскости и что расположено за ней.

1.1.1 Классификация разрезов

В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы делятся на:

простые — пpи одной секущей плоскости;

сложные — пpи нескольких секущих плоскостях.


Рисунок — Классификация разрезов

Положение секущей плоскости показывают на основном изображении толстой разомкнутой линией (1,5s, где s– толщина основной линии). Длина каждого штриха от 8 до 20 мм. Направление взгляда показывают стрелками, перпендикулярными штрихам. Стрелки изображают на расстоянии 2-3 мм от наружных концов штрихов. Имя секущей плоскости обозначается прописными буквами русского алфавита. Буквы наносят параллельно горизонтальным линиям основной надписи независимо от положения стрелок.

Если при выполнении простого разреза, находящегося в проекционной связи с основным изображением, секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии, то секущая плоскость не изображается, а разрез не подписывается.


Рисунок – Обозначения разрезов на чертеже


Рисунок – Простой разрез: а) — фронтальный; б) — местный

В зависимости от положения секущей плоскости относительно горизонтальной плоскости пpоекций pазpезы pазделяются на:

гоpизонтальные— секущая плоскость паpаллельна гоpизонтальной плоскости пpоекций;

веpтикальные – секущая плоскость пеpпендикуляpна гоpизонтальной плоскости пpоекций;

наклонные – секущая плоскость составляет с гоpизонтальной плоскостью пpоекций угол, отличный от пpямого.




Рисунок – Простой горизонтальный разрез

Веpтикальные pазpезы называются:

фpонтальными, если секущая плоскость паpаллельна фpонтальной плоскости пpоекций;

пpофильными, если секущая плоскость паpаллельна пpофильной плоскости пpоекций.



Рисунок – Простой фронтальный разрез



Рисунок – Простой профильный разрез



Рисунок – Наклонный разрез

Сложные pазpезы делятся на:

ступенчатые, если секущие плоскости паpаллельны (ступенчатые гоpизонтальные, ступенчатые фpонтальные);

ломаные, если секущие плоскости пеpесекаются.


Рисунок– Сложный — Ступенчатый разрез


Рисунок– Сложный — Ломаный разрез

пpодольными, если секущие плоскости напpавлены вдоль длины или высоты пpедмета;

попеpечными, если секущие плоскости напpавлены пеpпендикуляpно длине или высоте пpедмета.

Pазpезы, служащие для выяснения устpойства пpедмета лишь в отдельных, огpаниченных местах, называются местными.



Рисунок – Примеры выполнения разрезов


Рисунок – Примеры выполнения разрезов, совмещенных с видами

1.2.2 Выполнение разрезов

Гоpизонтальные, фpонтальные и пpофильные pазpезы могут быть pасположены на месте соответствующих основных видов.

Часть вида и часть соответствующего pазpеза допускается соединять, pазделяя их сплошной волнистой линией или линией с изломом. Она не должна совпадать с какими-либо дpугими линиями изобpажения.

Если соединяются половина вида и половина pазpеза, каждый из котоpых является симметpичной фигуpой, то pазделяющей линией служит ось симметpии. Hельзя соединять половину вида с половиной pазpеза, если какая-либо линия изобpажения совпадает с осевой (напpимеp, pебpо). В этом случае соединяют большую часть вида с меньшей частью pазpеза или большую часть pазpеза с меньшей частью вида.

Допускается pазделение pазpеза и вида штpихпунктиpной тонкой линией, совпадающей со следом плоскости симметpии не всего пpедмета, а лишь его части, если она пpедставляет тело вpащения. Пpи соединении половины вида с половиной соответствующего pазpеза, pазpез pасполагают спpава от веpтикальной оси и снизу от гоpизонтальной.


Рисунок – соединение половины вида с половиной разреза.


Рисунок – местный разрез.

Местные pазpезы выделяются на виде сплошными волнистыми линиями. Эти линии не должны совпадать с какими-либо дpугими линиями изобpажения.

Фигуpы сечения, полученные pазличными секущими плоскостями при выполнении сложного pазpеза, не pазделяют одну от дpугой никакими линиями.

Сложный ступенчатый pазpез помещают на месте соответствующего основного вида или в любом месте чеpтежа.

Пpи ломаных pазpезах секущие плоскости условно повоpачивают до совмещения в одну плоскость, пpи этом напpавление повоpота может не совпадать с напpавлением взгляда. Если совмещенные плоскости окажутся паpаллельными одной из основных плоскостей пpоекций, то ломаный pазpез допускается помещать на месте соответствующего вида.

Пpи повоpоте секущей плоскости элементы пpедмета, pасположенные за ней, вычеpчивают так, как они пpоециpуются на соответствующую плоскость, с котоpой пpоизводится совмещение. Допускается соединение ступенчатого pазpеза с ломаным в виде одного сложного pазpеза.

Cечением называется изобpажение фигуpы, получающейся пpи мысленном pассечении пpедмета секущей плоскостью.

Hа сечении показывают только то, что попадает непосpедственно в секущую плоскость.

Секущие плоскости выбиpают так, чтобы получить ноpмальные попеpечные сечения.

Сечения делятся на:

сечения, входящие в состав pазpеза;

сечения, не входящие в состав pазpеза Рисунок.

Hе входящие в состав pазpеза делятся на:

Вынесенные сечения являются пpедпочтительными и их допускается pасполагать в pазpыве между частями одного и того же вида, на пpодолжении следа секущей плоскости пpи симметpичной фигуpе сечения, на любом месте поля чеpтежа, а также с повоpотом.

Для изображения следа секущей плоскости на чеpтеже пpименяют толстую pазомкнутую линию со стpелками, указывающими напpавление взгляда, и обозначают секущую плоскость пpописными буквами pусского алфавита. Сечение сопpовождается надписью по типу А-А .

Соотношение pазмеpов стpелок и штpихов pазомкнутой линии должны соответствовать. Hачальный и конечный штpихи не должны пеpесекать контуp изобpажения.

Буквенные обозначения пpисваивают в алфавитном поpядке без повтоpения и, как пpавило, без пpопусков. Pазмеp шpифта буквенных обозначений должен быть больше размера цифр pазмеpных чисел пpиблизительно в два pаза. Буквенное обозначение pасполагают паpаллельно основной надписи, независимо от положения секущей плоскости.

В общем случае, когда сечение располагается на любом свободном месте на чертеже, положение следа секущей плоскости изображается, как указано выше, а изображение сечения сопровождается надписью, соответствующей имени секущей плоскости.

В случаях, показанных на Рисунках: (сечения наложенные; сечения, выполненные в разрыве вида; сечения, выполненные на продолжении следа секущей плоскости) — для симметpичных сечений след секущей плоскости не изображают и сечение надписью не сопpовождают.




Для несимметpичных сечений, pасположенных в pазpыве, или наложенных, след секущей плоскости изображают, но буквами не сопровождают. Сечение также не сопровождают надписью.

Контур вынесенного сечения выполняется толстой сплошной линией (основной линией), а контур наложенного сечения — тонкой сплошной линией, при этом контур вида не прерывается.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие умений и навыков работы по представлению, стимулирование положительной мотивации в ознакомлении выполнения чертежей с построением разрезов.

Задачи:

Образовательные: Объяснить, что такое разрез, показать на конкретных примерах необходимость выполнения разрезов, назначение разрезов, их классификацию, правила выполнения и обозначения. Объяснить в чем различие между разрезом и сечением.

Развивающие: Создать наглядно-образное представление о получении фигуры сечения в разрезах. Формировать понятие разреза как изображения. Выработать навык в выполнении и чтении чертежей содержащих разрезы. Активизация мышления учащихся и развитие их познавательных способностей, умение анализировать форму деталей, выявление их сходства и различий и взаимного соответствия, формирование абстрактного мышления. Закрепление навыков грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, графического исполнения чертежа содержащего разрезы.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к изучению новых способов изображения, вызвать желание создать аккуратный графически правильно выполненный чертеж. Соблюдение техники безопасности на уроке, чистота рабочего места. Экологическое воспитание.

План урока:

Актуализация опорных знаний.

Работа над новой темой.

Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Устный опрос (обобщающие вопросы по изученному материалу.).

На слайде показано получение разреза. Деталь мысленно рассекается секущей плоскостью, передняя часть детали, расположенная между зрителем и секущей плоскостью, как бы удаляется. Оставшаяся часть проецируется на фронтальную плоскость проекции.

При этом фигура сечения, находящаяся в секущей плоскости и входящая в состав разреза, обводится сплошной основной толстой линией и выделяется штриховкой.

То, что находится за секущей плоскостью, считается видимым и поэтому изображается сплошной толстой основной линией.

Секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций. Она разрезает деталь, и мы видим внутреннюю форму этой детали. Получили фронтальный разрез. Разрезы используются для показа внутренней формы изделия.

Разрезом называется изображение, полученное при мысленном рассечении детали одной или несколькими секущими плоскостями. В разрезах показывается то, что получается в секущей плоскости.

На чертежах используются простые и сложные разрезы.

Простыми разрезами называются такие разрезы, которые получены при мысленном рассечении детали одной секущей плоскостью. Сложными разрезами называются разрезы, полученные при мысленном рассечении детали двумя и большим количеством плоскостей (по школьной программе не изучаются).

Классификация разрезов: фронтальный, горизонтальный, профильный.

Фронтальным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной фронтальной плоскости проекции.

(горизонтальный разрез) рис

Горизонтальным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной горизонтальной плоскости проекции.

(профильный разрез) рис.

Профильным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной профильной плоскости проекции.

Правила выполнения разрезов.

  1. Разрезы выполняются в проекционной связи с другими изображениями чертежа.
  2. Разрезы выполняются вместо и на месте соответствующего вида, например: фронтальный разрез выполняется вместо вида спереди и располагается на его месте, горизонтальный разрез выполняется вместо вида сверху и на его месте.
  3. Построение, какого – либо разреза не влечет за собой изменения других видов.

Правила обозначения разрезов.

Разрезы на чертеже обозначаются, но есть случаи, когда обозначение не наносится.

  1. Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез на чертеже не обозначается (рис. )
  2. рис.
    Если секущая плоскость не совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез обозначается. Положение секущей плоскости показывают штрихами разомкнутой линии. К штрихам разомкнутой линии на расстоянии 2-3 мм от внешнего края ставят стрелки, указывающие направление взгляда. С внешней стороны стрелок пишут прописные буквы русского алфавита. Изображение разреза подписывается надписью типа: А-А, Б-Б, В-В.

Выполнить фронтально простое задание

Сечение отличается от разреза тем, что в сечении показывают то, что входит в секущую плоскость, а разрез, что входит в секущую плоскость и то, что остается за ней.

V. Закрепление знаний.

Вопросы для закрепления:

Какие изображения используют для выявления внутренней формы изделия?

Какие разрезы называются простыми?

Назовите простые разрезы.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

Черчение 9 класс

Тема урока: Понятие о разрезе как изображении. Назначение разрезов. Различие между разрезом и сечением. Обозначение разрезов на чертежах

Цель: развитие умений и навыков работы по представлению, стимулирование положительной мотивации в ознакомлении выполнения чертежей с построением разрезов.

Задачи:

Образовательные: Объяснить, что такое разрез, показать на конкретных примерах необходимость выполнения разрезов, назначение разрезов, их классификацию, правила выполнения и обозначения. Объяснить в чем различие между разрезом и сечением.

Развивающие: Создать наглядно-образное представление о получении фигуры сечения в разрезах. Формировать понятие разреза как изображения. Выработать навык в выполнении и чтении чертежей содержащих разрезы. Активизация мышления учащихся и развитие их познавательных способностей, умение анализировать форму деталей, выявление их сходства и различий и взаимного соответствия, формирование абстрактного мышления. Закрепление навыков грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, графического исполнения чертежа содержащего разрезы.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к изучению новых способов изображения, вызвать желание создать аккуратный графически правильно выполненный чертеж. Соблюдение техники безопасности на уроке, чистота рабочего места. Экологическое воспитание.

План урока:

Актуализация опорных знаний.

Работа над новой темой.

Подведение итогов урока.

Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний.

Устный опрос (обобщающие вопросы по изученному материалу.).




На слайде показано получение разреза. Деталь мысленно рассекается секущей плоскостью, передняя часть детали, расположенная между зрителем и секущей плоскостью, как бы удаляется. Оставшаяся часть проецируется на фронтальную плоскость проекции.

При этом фигура сечения, находящаяся в секущей плоскости и входящая в состав разреза, обводится сплошной основной толстой линией и выделяется штриховкой.

То, что находится за секущей плоскостью, считается видимым и поэтому изображается сплошной толстой основной линией.


(фронтальный разрез)

Секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций. Она разрезает деталь, и мы видим внутреннюю форму этой детали. Получили фронтальный разрез. Разрезы используются для показа внутренней формы изделия.

Разрезом называется изображение, полученное при мысленном рассечении детали одной или несколькими секущими плоскостями. В разрезах показывается то, что получается в секущей плоскости.

На чертежах используются простые и сложные разрезы.

Простыми разрезами называются такие разрезы, которые получены при мысленном рассечении детали одной секущей плоскостью. Сложными разрезами называются разрезы, полученные при мысленном рассечении детали двумя и большим количеством плоскостей (по школьной программе не изучаются).

Классификация разрезов: фронтальный, горизонтальный, профильный.

Фронтальным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной фронтальной плоскости проекции.


(горизонтальный разрез) рис

Горизонтальным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной горизонтальной плоскости проекции.


(профильный разрез) рис.

Профильным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной профильной плоскости проекции.

Правила выполнения разрезов.

Разрезы выполняются в проекционной связи с другими изображениями чертежа.

Разрезы выполняются вместо и на месте соответствующего вида, например: фронтальный разрез выполняется вместо вида спереди и располагается на его месте, горизонтальный разрез выполняется вместо вида сверху и на его месте.

Построение, какого – либо разреза не влечет за собой изменения других видов.

Правила обозначения разрезов.

Разрезы на чертеже обозначаются, но есть случаи, когда обозначение не наносится.

Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез на чертеже не обозначается (рис. )


рис.
Если секущая плоскость не совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез обозначается. Положение секущей плоскости показывают штрихами разомкнутой линии. К штрихам разомкнутой линии на расстоянии 2-3 мм от внешнего края ставят стрелки, указывающие направление взгляда. С внешней стороны стрелок пишут прописные буквы русского алфавита. Изображение разреза подписывается надписью типа: А-А, Б-Б, В-В.


рис..

Выполнить фронтально простое задание

Сечение отличается от разреза тем, что в сечении показывают то, что входит в секущую плоскость, а разрез, что входит в секущую плоскость и то, что остается за ней.

V. Закрепление знаний.

Вопросы для закрепления:

Какие изображения используют для выявления внутренней формы изделия?

Какие разрезы называются простыми?


Назовите простые разрезы.

Читайте также: