Кубик блума как прием педагогической техники в начальной школе

Обновлено: 29.06.2024

Автор: Зарыпова Малика Шакибаевна

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Ясный

Перед собой я поставила задачи:

-познакомить участников с этой технологией;

- активизировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу;

- создать условия для активного взаимодействия всех участников мастер-класса;

- побудить участников к активной работе.

Прогнозируемый результат моего мастер-класса:

- все участники получат информацию о технологии развития критического мышления;

- смогут применять полученные знания на практике.

Вступление.

1). - Что значит для ребёнка современная школа?

- Прежде всего - это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. - Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен школы?

-Прежде всего - умением учиться. Задача состоит в том, чтобы создать фундамент для их усвоения в дальнейшем.

-Именно поэтому меня заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления.

Профессиональная компетентность педагога невозможна без использования современных образовательных технологий. Каждая из них интересна по – своему. Но наиболее апробированной мною является технология критического мышления, так как она соответствует моим предпочтениям, возможностям и способностям моих учеников.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

- Этот прием помогает в активной занимательной форме проверять знания и умения учащихся.

  1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

- назовите как называется сказка, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных

аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.

- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

  1. Учитель или ученик бросает кубик, выпавшая грань указывает на тип вопроса. Вопрос должен начинаться с этого слова.

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях

Использовать данный прием может любой учитель: как начального образования, так и среднего.

1 вариант - вопросы формулирует сам учитель.

2 вариант – вопросы формулируют сами учащиеся.( Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка).

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Совет : вопросы можно варьировать по своему желанию (грани кубика), главное, чтобы они охватывали всю тему.

- Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

- Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе.

- Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Видео с фрагментами с уроков математики и алгебры: ссылка

Примеры использования:

1) Например, в 1-2 классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Опиши: -Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни: -В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.

Предложи ассоциацию: -Грусть.

Сделай анализ: -Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.

Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений.

Оцени: -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.


Фронтальная работа с участниками.

Перед вами текст. Ваша задача прочитать и составить три вопроса для участников группы, используя грани кубика.


«Холодно зимой Зайчику. Выбежал он на опушку, а уж ночь настала. Мороз трещит, снег от Месяца блестит, холодный ветер с яру дует. Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит:

– Месяц, любимый, погрей меня своими лучами, а то долго ещё Солнышка ждать.

Жалко стало Месяцу Зайчика, он и говорит:

– Иди полем, полем, я тебе дорогу освещать буду, беги до большого стога соломы.

Побежал Зайчик к стогу соломы, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу:

(Составление вопросов по предложенному тексту. )

1.Что это за произведение? Кто его написал? Когда это было? Кто выбежал на опушку? Где происходило действие?

2.Вопросы: Правильно ли понял что это сказка?

3.Почему зайчику стало холодно? Почему он обратился к Месяцу?

4.Вопросы: Что было бы если бы зайчик не обратился к Месяцу?

Как бы ты поступил если бы встретил зимой зайчика?

Придумай свое окончание сказки?

5.Оценочные вопросы. Что хорошо? Что плохо? Как в реальной жизни можно помочь зимой животным

- Скажите, ваши ожидания подтвердились? У кого-то из группы остались вопросы?

Работа по парам.

Объясни что такое квадрат? (это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)

Почему квадрат не катиться?

Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть)

Придумай что может быть квадратным.

Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.

Опиши: - Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни: - В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.

Предложи ассоциацию: - Грусть.

Сделай анализ: - Дождь — это вода, которая накапливается в небе.

Примени: - Можно собирать её для полива комнатных растений.

Почему: - Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

ПОЧЕМУ параллелепипед называют прямоугольным? (Потому что все грани прямоугольного параллелепипеда прямоугольники)

ОБЪЯСНИ что такое прямоугольный параллелепипед? ( это геометрическая фигура состоящий из 6 прямоугольников)

НАЗОВИ элементы прямоугольного параллелепипеда.(8 вершин, 6 граней, 12ребер)

ПРЕДЛОЖИ как из прямоугольного параллелепипеда получить куб? ( если все ребра прямоугольного параллелепипеда равны , то получится куб)

ПРИДУМАЙ рисунки с прямоугольным параллелепипедом.

ПОДЕЛИСЬ своими наблюдениями, где в жизни ты встречал предметы в форме параллелепипеда? ( дома, мебель : шкафы, комоды; электро-бытовые приборы: телевизор, микроволновая печь

-Назови шипящие согласные (ж, ш, ч,щ)

-Сравни существительные на конце шипящими (существительные на конце шипящими могут быть с мягким знаком и без мягкого знака : дочь, мяч, плащ, помощь, нож, рожь, мышь, шалаш)

- Почему у некоторых имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак, у некоторых имён существительных на конце после шипящих не пишется мягкий знак?

-Объясни : для чего на конце после шипящих пишется мягкий знак? (мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных указывает, что это слово женского рода)

-Предложи сыграть в игру «Кто больше знает слов с шипящими согласными на конце слова?

  • Придумай загадки так, чтобы на отгадках на конце стоял шипящий согласный. (Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала. Вышел серенький комочек изпод каменной пещеры, глазки чёрненькие, хвостик тоненький (мышь). Не море, а волнуется (рожь))

Рефлексия:

- Оцените свою работу эмоциями.

Развертки кубика

Заключение

Итог.

- Что вы можете сказать о полученной информации на сегодняшнем мастер-классе?

- Какие трудности испытывали во время мастер-класса?

Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:

Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности. Чтобы вы могли попробовать применять этот приём на своих уроках уже завтра, я дарю вам этот замечательный кубик.

Мастер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.

Самоанализ мастер-класса

Целью данного мастер-класса я определила повышение мотивации педагогов к применению данной технологии на уроках и внеурочных занятиях.

Для успешной реализации данной цели мною были запланированы следующие задачи:

-познакомить участников с технологией;

- активизировать и обобщить знания по;

- создать условия для активного взаимодействия;

- стимулировать интеллектуальный и творческий потенциал;

- вызвать интерес и побудить к активной работе на занятии.

В ходе мастер-класса можно выделить следующие этапы:

  1. Организационный момент и актуализация личностного смысла педагогов.
  2. Основной этап. Знакомство с технологией и конкретным приёмом.
  3. Этап проведения мастер-класса.
  4. Этап рефлексии.

Считаю, что в ходе проведения мастер класса поставленные вначале цели были достигнуты.

Была выдержана логика. Я получила удовольствие от проведения мастер-класса. Всем спасибо. Ваши вопросы.

Суть приема

Бенджамин Блум

  • почему;
  • придумай;
  • поделись;
  • назови;
  • предложи;
  • объясни.

Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант – составить задание и выполнить его.
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал.

шаблон кубик Блума

Назови

пометки в блокноте

Здесь нужно просто изложить суть текста. Это не анализ или оценка. Также это не пересказ всех мелочей. Изложите самые важные детали. Рекомендуется замечать их уже по ходу чтения. Это можно делать мысленно или делая пометки в блокноте.
Итак, что можно назвать?

  1. Когда происходили описанные события?
  2. Фамилии полководцев.
  3. Географические объекты, упомянутые в тексте.

Ответы на подобные вопросы можно помечать стикерами. После вам будет проще их найти.

Почему

  1. Почему герой сделал так, а не по-другому?
  2. Почему автор рассказывает о прошлом персонажей? Ведь оно никак не связано с сюжетом.
  3. Почему герой не принял помощь окружающих?

Не всегда на эти вопросы можно ответить сразу. Обычно над ними нужно подумать. Это поможет глубже вникнуть в материал, понять, что хочет донести автор, ход мыслей героев. Плюс ко всему, так вы лучше запомните прочитанное.

Объясни

логическое мышление

Предложи

Время проявить креативность и фантазию. Вам предстоит найти лучшие пути развития сюжета или решения проблемы.

Придумай

На этой грани пригодится умение мыслить творчески, креативно. Главная задача вопроса – активизировать мыслительный процесс, работу головного мозга.

По мнению многих, использование фантазии не поможет в работе с текстом. Но на самом деле это не так. Чтобы придумать свое продолжение сюжета, нужно не только хорошо понять прочитанное. Нужно почувствовать его, найти взаимосвязь между отдельными частями текста.

  1. Придумай, как бы жил герой дальше, если бы не узнал о случившемся?
  2. Придумай другие названия сделанным открытиям.
  3. Придумай, о чем говорили бы главные герои, если бы встретились лично.

Задавайте себе такие вопросы по ходу чтения.

Поделись

Теперь вопросы касаются вас самих. Попросите себя поделиться впечатлениями о прочитанном рассказе. Или, например, о том, какие эмоции вызвал тот или иной фрагмент.
Ассоциации в этом случае помогут вам запомнить материал, а вызванные эмоции понять его.

Для старшеклассников

правила применения для старшеклассников

Эту методику обучения используют и на ранних этапах изучения материала, и на обобщающих занятиях. Работа проводится в группе. Ученики могут сами формулироваться вопросы, а потом искать на них ответы. Это помогает им не только выучить тему. Таким способом они учатся работать в команде, идти к единой цели, помогать друг другу.

Для маленьких детей

правила применения для маленьких детей

  1. Опиши. Нужно либо просто сказать, что это за предмет/явление, либо описать его цвет, форму.
  2. Сравни. Найти сходства и различия.
  3. Предложи ассоциацию. Ребенок должен сказать, какие ассоциации вызывает в нем объект.
  4. Проведи анализ. Нужно сказать как, из чего изготовлен предмет.
  5. Используй. Здесь следует рассказать, как предмет пригодится в жизни.
  6. Оцени. Нужно перечислить достоинства и недостатки.

Какие задачи решает методика Блума

преимущества методики Блума

Заключение

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учительница начальных классов

I квалификационной категории

Нижне –Наратбашской ООШ

Фахрутдинова Ильсеяр Мансуровна

"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. 14313125

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови . Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например, "Назовите главных героев сказки А.С. Пушкина "Сказка о Царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне". Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему . Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: Почему так поступили старшие сёстры с младшей сестрой?

Объясни . Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Ты действительно думаешь, что молодой царевне с его маленьким сыном удастся спастись? Ты уверен, что они не погибнут в море?…

Предложи . Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на острове если был бы вместо князя Гвидона.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Варианты использования "Кубика Блума" на уроках

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать любой учитель-предметник. Возможны два варианта:

-Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников.

Совет . Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Формулировки для учеников начальной школы грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Кубик Блума в начальных классах

Например, в 1-2 классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

-Опиши . Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

-Сравни . То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию . С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ . То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

-Примени . Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени . То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Опиши: -Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни: -В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.

Предложи ассоциацию : -Грусть.

Сделай анализ: -Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.

Примени : -Можно собирать её для полива комнатных растений.

Оцени : -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

Мастер-класс

Развертки кубика

hello_html_me72e831.jpg

ПОЧЕМУ параллелепипед называют прямоугольным? (Потому что все грани прямоугольного параллелепипеда прямоугольники)

ОБЪЯСНИ что такое прямоугольный параллелепипед? ( это геометрическая фигура состоящий из 6 прямоугольников)

НАЗОВИ элементы прямоугольного параллелепипеда.(8 вершин, 6 граней, 12ребер)

ПРЕДЛОЖИ как из прямоугольного параллелепипеда получить куб? ( если все ребра прямоугольного параллелепипеда равны , то получится куб)

ПРИДУМАЙ рисунки с прямоугольным параллелепипедом.

ПОДЕЛИСЬ своими наблюдениями, где в жизни ты встречал предметы в форме параллелепипеда? ( дома, мебель : шкафы, комоды; электро-бытовые приборы: телевизор, микроволновая печь

- Назови шипящие согласные (ж, ш, ч,щ)

- Сравни существительные на конце шипящими (существительные на конце шипящими могут быть с мягким знаком и без мягкого знака : дочь, мяч, плащ, помощь, нож, рожь, мышь, шалаш)

- Почему у некоторых имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак, у некоторых имён существительных на конце после шипящих не пишется мягкий знак?

- Объясни : для чего на конце после шипящих пишется мягкий знак? (мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных указывает, что это слово женского рода)

- Предложи сыграть в игру «Кто больше знает слов с шипящими согласными на конце слова?

- Придумай загадки так, чтобы на отгадках на конце стоял шипящий согласный (Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала. Вышел серенький комочек из-под каменной пещеры, глазки чёрненькие, хвостик тоненький (мышь). Не море, а волнуется (рожь))

Заключение

М астер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.

Педагогические технологии делают современный урок более активным, интересным, познавательным. Каждая технология имеет свои приемы и особенности. В данном докладе речь пойдет об одном из приемов критического мышления. "Кубик Блума" можно использовать на различных этапах урока. Этот прием будет работать на уроках по английскому языку, математике, литературе и т.д.

ВложениеРазмер
Кубик Блума 42.59 КБ
презентация "Кубик Блума" 872 КБ

Предварительный просмотр:

Т ребования к современному учебному процессу существенно превосходят задачи простой передачи знаний от учителя учащимся. В условиях сегодняшнего информационного века учителю необходимо перестроиться с привычной передачи готовых знаний на обучение школьников методам самостоятельной их добычи, способам получения, осмысления и применения новой информации, необходимой им для их дальнейшего саморазвития. Итак, цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". Какие приемы и технологии для этого использовать?

Давайте вспомним, какие педагогические технологии существуют? Педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения, игровая технология, информационные и коммуникационные технологии, проектно-исследовательская деятельность, технология развития критического мышления.

В рамках нашего семинара я хочу рассказать об одном из популярных приемов технологии критического мышления, разработанном американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".

Прежде мне хотелось бы рассказать о работе , которая привела к появлению этого кубика. В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у своих учащихся. Одной из самых известных моделей, описывающих процесс становления мышления, является Таксономия Бенджамина Блума (Bloom’sTaxonomy, 1956), представляющая шесть уровней мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого.

ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни

Кубик Блума: методика использования

  1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
  • Назови-Tell
  • Почему-Why
  • Объясни-Explain
  • Предложи-Offer
  • Придумай-Invent
  • Поделись-share

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос

Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

  • Назови . Предполагает воспроизведение знаний, соответствует уровню репродукции. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
  • Почему . Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например, почему семья переехала в новый дом, или почему призрак сера Симона не мог успокоиться?

  • Объясни . Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным процессом или явлением.

Например, объясни причину по которой призрак запугивает семью Отис; объясни реакцию жильцов дома.

  • Предложи . Ученик должен предложить свое видение проблемы , свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике , для решения конкретных ситуаций.

Например, предложи, свой способ урегулирования конфликта с потревоженным призраком?

  • Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, что будет, если … придумай свою концовку рассказа.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, поделись, что ты чувствуешь, когда … Что ты чувствовал в начале прочтения новеллы, а что в конце?

Причем можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их. Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.

Конечно, учитель должен по-разному оценивать труд учеников по составлению вопросов-заданий.

Варианты использования "Кубика Блума" на уроках

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.

Возможны два варианта:

  • Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
  • Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Вопросы общего типа:

2. Как объяснить…

3. Чем отличается…

5. В чем смысл утверждения …

6. Из чего мы узнаем, что…

10. Найдите в тексте утверждения о том, что…

11. Верно ли, что…

12. Какие чувства испытывает герой говоря о…

13. С помощью чего автор дает понять…

14. С кем спорит герой (автор), говоря о…

15. В чем комизм (трагизм, драматизм, банальность)…

16. Символом чего являются…

17. Тема текста может (не может) быть отнесена к вечным, потому что…

18. Как автору (герою) удается… Удается ли…

19. В чем достоинства (недостатки) героя

20. Что означают слова… Могут ли они употребляться в других значениях?

Вопросы и ответы личностного характера:

1. Что вы думаете о…

2. Как вы относитесь к тому, что…

3. Разделяете ли вы идею автора (героя) о том, что…

4. Согласны ли вы с тем, что…

5. Что вы почувствовали, когда узнали, что…

6. Испытывали ли вы когда-нибудь то же, что…

7. Симпатию (неприязнь, страх) у меня вызывает…

8. Верите ли вы в то, что…

9. Что бы вы сделали на месте …

10. Как бы вы ответили на вопрос автора (героя) о том, что…

11. Мне непонятно в тексте…

12. Я бы себя сравнил с… потому что…

1. Перескажите текст от 1-го (2-го) лица.

2. Попробуйте перенести действие в другое время (эпоху, страну). Какие потребуются изменения?

3. Дайте описание героя (места, события), которого нет у автора.

4. Представьте себе: вы только что пережили то, что пережил герой. Расскажите об этом в своем дневнике, в письме к другу, репортаже, телеграмме.

5. Напишите, что могло произойти, если бы…

6. Задайте несколько вопросов герою (автору).

8. Напишите текст о событиях от лица главного или второстепенного героя.

В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

критики назвали произведение психологическим романом?

мотивы поступка Раскольникова

для героя альтернативный способ решения проблем

способ заработка для всех членов семьи Сони Мармеладовой

эмоциями в связи с концовкой романа

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия и может быть использована на всех этапах урока, в качестве рефлексии.

4. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М. 2004.

Читайте также: