Виды математической деятельности в доу

Обновлено: 07.07.2024

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Негатина Екатерина Анатольевна

Организация: МАДОУ ЦРР детский сад №56

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Не раз приходилось слышать фразу о том, что математика - страна без границ. Несмотря на свою банальность, фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её.

А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.

Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Познавательное развитие.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т. д)

В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.

Легоконструирование предполагает современные методы подготовки детй к школе. Оно объединяет элементы игры с экспериментированием, а следовательно активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы – анализ, классификация.

В своей работе я успешно использую цветные палочки бельгийского математика Кюизенера. Палочки доступны для работы с детьми от 3х лет. Они интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и в времени.

Речевое развитие.

Математика – это наука с собственным языком.

Во время непосредственно образовательной деятельности по фэмп я формирую у детей специальный словарь – математических терминов и, кроме того, создаю специальную речевую среду, дающую детям образцы речи (речь воспитателя, художественное слово) и позволяющую развивать собственную.

Для формирования связной речи широко используются такие приемы:

Таким образом, изучение математики для дошкольников служит развитию речи, включающее формирование умений слушать, связно и доказательно говорить.

Художественно-эстетическое развитие.

Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

На занятиях по математике фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.

Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки и др.

Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов (например, звуки, издаваемые свистулькой) и другие.

Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.

Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Таким образом, использование элементов устного народного творчества поможет воспитателю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.

Я использую следующие формы народного фольклора и художественного слова с математическим содержанием:

  • Количество и счёт (стихи, потешки);
  • Занимательные задачи;
  • Зарядка для пальчиков;
  • Физкультминутки;
  • Доскажи словечко;
  • Ориентировка во времени:
  • Считалки;
  • Скороговорки.

Так же в своей работе я активно использую математические песни. Это положенные на музыку считалки; песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий. Песенки, обучающие различным способам счета: двойками, тройками, пятерками, десятками. Песенки о временных отношениях: сутках, неделе, месяце, годе, временах года; и о пространственных отношениях: метре, дециметре, сантиметре, площади, периметре и т. д.

Продуктивная деятельность не обходится без математики. Это:

Физическое развитие.

В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Значит, не следует ограничивать занятия в дошкольных учреждениях каким-либо одним видом деятельности. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие. Есть следующие варианты организации обучения детей математике вместе с физическим развитием:

  • наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре;
  • увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике;
  • совмещение физической и умственной нагрузки в ходе физкультурно-математических праздников и занятий-путешествий.

Есть масса возможностей наполнения математическим содержанием занятий по физическому воспитанию. В процессе всех физкультурных занятий дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или распознать, где левая сторона, а где правая и т. д. Предлагая различные упражнения, нужно не только давать им физическую нагрузку, но и обращать внимание на разные математические отношения. С этой целью в формулировке упражнений нужно делать акцент на специальные слова, побуждать детей использовать их в речи. Необходимо учить сравнивать предметы по величине (дуги, мячи, ленты и др.), побуждать детей считать движения в процессе выполнения упражнений, предлагать считать упражнения, определять, сколько раз его выполнил тот или другой ребенок, находить предметы указанной формы. Надо побуждать детей учитывать левую и правую стороны тела и предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции.

В ходе занятий по математике разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. Комплексные занятия организованы так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через комплексные задания постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира. На занятиях такого типа обучение математике органически сочетается с движениями.

Социально-коммуникативное развитие.

Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Не правда ли, нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире.

Именно поэтому, играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, я активно внедряю элементы математики. Как это сделать? Я использую мультфильмы и обучающие видео для детей.

Почему именно мультфильмы?

Во-первых, герои сказок и мультиков разговаривают на одном языке с детьми. Никто и ничто не сможет так быстро и надежно донести до ребенка информацию, как это делают мультфильмы.

Во-вторых, дети просто обожают все яркое и красочное, и мультики удовлетворяют эту их потребность сполна.

В-третьих, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями. Для них это своего рода приключение, интересное путешествие, а не пустое времяпрепровождение.

Мультфильмы рождают в голове малышей образы, оставляют в душе место для фантазий и домыслов. И очень сильно действуют на подсознание малышей.

Мультфильмы – это информация.

Пример.

Существует очень много прекрасно продуманных серий мультфильмов, с которыми дети осваивают математику в самом раннем возрасте. Я собираю такие мультфильмы в специальный каталог на своем блоге.

Роль математики в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольная математика – это один из мощнейших факторов интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста, а также формирования у него творческих и познавательных способностей.

Математика имеет большое значение в интеллектуальном и умственном развитии ребенка в период дошкольного детства, от нее во многом зависит успешность последующего обучения в начальной школе.

Математика в современных условиях становится все более востребованной наукой, а ее знания распространяются практически на все области жизнедеятельности человека. Особенно актуальны математические знания в период сплошной компьютеризации.

Дошкольная математика имеет большой потенциал в развитии детей, начиная с самого раннего возраста.

Одной из основных задач современного ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО, является развитие у детей дошкольного возраста математических способностей.

Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественное изменение интеллектуальной сферы личности ребенка дошкольника, происходящее в результате формирования математических понятий и представлений.

От качества математического развития в ДОУ зависит успешность последующего обучения в школе. В связи с чем, одной из основных задач воспитателя является не только организация занятий по математике, но и формирование у детей интереса к данным занятиям, стремления к получению новых знаний и умений. Занятия по математике необходимо сделать интересными, увлекательными, веселыми, познавательными и развивающими. На занятиях по математике должны быть задействованы все способности и сферы деятельности ребенка.

Современные требования к организации образовательного процесса в ДОУ ставят необходимость разработки новых методов и средств организации занятий по математике. Основными формами математического развития в ДОУ являются занятия формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) и организованная математическая деятельность детей.

Готовые работы на аналогичную тему

Условия организации занятий по математике в ДОУ

Условия организации занятий по ФЭМП в ДОУ:

Сопровождение речи воспитателя наглядностями. Наглядный материал может быть представлен в виде плаката, который воспитатель представляет детям, либо в виде раздаточного материала. Важно тщательно подготовиться к уроку, проработать, когда и в какой период наглядный материал будет представлен детям. Следует помнить, что наглядный материал является сопровождением представляемой учебной информации, а не ее замещением, то есть он должен даваться детям дозировано.

Организация эффективной развивающей среды, в соответствии с ФГОС ДО. Развивающая среда ДОУ, направленная на всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и на математическое развитие, должна быть: трансформируемой, содержательно-насыщенной, трансформируемой, доступной, вариативной и безопасной. Предметно-развивающая среда группы должна иметь разумное насыщение, включать в себя игры и игрушки в соответствии с возрастом детей и тех задач, которые поставил воспитатель для решения в воспитательно-образовательном процессе.

Организация игровой деятельности детей, имеющей математическое направление. В процессе математических игр дети учатся различать различные свойства предметов (форму, величину и т.д.), их расположение в пространстве и относительно других предметов. Математические игры могут быть разных видов. Наиболее популярными являются дидактические игры, каждая из которых имеет определенную цель математического развития. Кроме дидактических игр, используются подвижные игры, которые учат детей ориентировки в пространстве относительно своего тела или других предметов, знакомят со временем и т. д. Игры могут быть, как организованы воспитателем, так и самими детьми в рамках самостоятельной математической деятельности.

Таким образом, математика в ДОУ включена во все сферы и виды деятельности ребенка, что оказывает положительное влияние на математическое развитие детей дошкольного возраста.

Виды и формы организации математической деятельности в ДОУ

Организация математического развития в ДОУ не ограничивается одной областью образования, оно интегрируется с иными видами детской деятельности. Можно сказать, что математика в детском саду – повсюду.

Основные виды и формы организации математического развития детей дошкольного возраста:

Игры – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. К играм, направленным на математическое развитие детей дошкольного возраста относятся: дидактические, строительные и сюжетно-ролевые.

Творческая продуктивная деятельность – это вид деятельности, которая включает в себя рисование, аппликацию и лепку. В процессе данного вида деятельности дети знакомятся с геометрическими фигурами, их свойствами и характеристиками.

Занятия по физическому воспитанию. Во время данных занятий дети учатся строиться в одну шеренгу, в две колонны, по парам, количественному и порядковому счету. Во время выполнения заданий по физической культуре осуществляется закрепление умения ориентироваться в пространстве и времени.

Занятия по ознакомлению воспитанников с окружающим миром. Дети учатся ориентироваться во времени. Например, при ведении календаря погоды, они усваивают дни недели, месяца, части дня и т.д. При уходе за растениями производят подсчет цветочков, бутонов и т.д. Отмечают последовательность роста растений.

Индивидуальные занятия с детьми – направлены на усвоение наиболее сложного и непонятного математического материала для каждого конкретного ребенка. Кому-то не дается счет, кому-то время и т.д. Во время индивидуальных занятий, воспитатель обращает внимание именно на трудности конкретного ребенка, и стремиться помочь их преодолеть, с целью эффективного усвоения элементарных математических знаний.

Математика для малышей

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Цели и задачи освоения азов математики для разных групп детского сада

Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.

И. Песталоцци

Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):

  • освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
  • овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
  • стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.

  1. Первая младшая группа (два-три года):
    • обучать навыкам определения количества предметов (много-мало, один-много);
    • учить различать предметы по величине и обозначать в словесной форме (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькая кукла, большие машинки — маленькие машинки и т. д.);
    • учить видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
    • развивать ориентацию в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);
    • дать знание о частях тела (голова, руки, ноги).
  2. Вторая младшая группа (три-четыре года):
    • учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения, уметь выделять общий признак (цвет, величина, форма);
    • научить сравнивать предметы по длине (длинный — короткий), ширине (узкий — широкий), по высоте (низкий — высокий);
    • познакомить с кругом, квадратом, треугольником;
    • учить отличать правую и левую руку, правильно определять направление (вверх-вниз, вперёд-назад);
    • познакомить с частями суток.

Занятие по математике в младшей группе

Воспитанники второй младшей группы знакомятся с кругом, квадратом, треугольником

Занятие по математике в средней группе

На занятии по математике в средней группе малыши изучают порядковый счёт в пределах пяти

Занятиепо математике в старшей группе

Старшие дошкольники знакомятся с цифрами от нуля до девяти и составом числа из отдельных единиц

Педагогические приёмы ФЭМП

Девочка выполняет задания по математике в большом альбоме

Для старших дошкольников наглядными материалами в большей степени становятся абстрактные знаковые изображения реальных предметов и геометрических фигур

Игровые приёмы

Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр

Видео: занятие по математике с использованием LEGO (средняя группа)

Как заинтересовать детей математикой в начале занятия

Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе стихотворения, загадки, дидактические игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию, оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие:

воспитательница переоделась феей-математикой

Сюрпризный момент вводной части занятия обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета

Таблица: картотека игровых заданий по математике

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
  5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
  8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники.
  1. Разложить кусочки квадратов по цвету.
  2. По номерам.
  3. Сложить из кусочков целый квадрат.
  4. Придумать новые квадратики.

Видео: подвижные игры на математике в подготовительной группе

Таблица: математика в стихотворениях и загадках

Геометрические фигуры Счёт Дни недели
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём — прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (Квадрат)
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется — окружность!
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живёт там гномик.
Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом ещё три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развесёлый чудачок.
У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.
Трапеция больше на крышу похожа.
Юбку рисуют трапецией тоже.
Взять треугольник и верх удалить —
Трапецию можно и так получить.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
На плетень взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки,
Пригласила трёх внучат,
Трёх драчливых барсучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовётся понедельник.
Вторник — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днём всегда была.
А четверг, четвёртый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый — пятница-сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, воскресенье,
Назначаем днём веселья.
— Где бездельник Понедельник? —
Спрашивает Вторник.
— Понедельник — не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник!
Он для повара Среды
Притащил ведро воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница —
Скромница, опрятница,
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
(Ю. Мориц).

Фотогалерея: дидактические игры на развитие устного счёта

Сколько цветочков нужно облететь пчёлке? Сколько яблок на ветке, сколько на траве? Сколько грибов под высокой ёлкой, а сколько — под низкой? Сколько зайцев в корзине? Сколько яблок съели дети, а сколько осталось? Сколько утят? Сколько рыбок плывёт направо, сколько налево? Сколько ёлочек было, сколько спилили? Сколько всего деревьев, сколько берёзок? Сколько морковок всего, сколько съел зайчик? Сколько было яблок, сколько осталось?

Видео: развивающий мультфильм (учимся считать)

Этапы развития счётной деятельности по возрастным группам

Видео: математика во второй младшей группе

Этап счёта в пределах 5 (четыре-пять лет):

Видео: счёт в средней группе

Этап счёта в пределах десяти (пять-семь лет).

Опорными по-прежнему являются приёмы, основанные на принципе получения последующего числа из предыдущего и наоборот путём добавления или убавления единицы. Упражнения выстраиваются вокруг наглядного сопоставления двух групп различных предметов, например, машинки и матрёшки, или предметов одного вида, но разбитых на группы по определённому признаку, например, домики красные и синие. Как правило, на занятии получают два новых числа, следующих друг за другом, например, шесть и семь. В третьем квартале старшей группы детей знакомят с составом числа из единиц.

Для развития умственной операции счёта упражнения усложняются, детям предлагают задания, связанные со счётом звуков (хлопки или звуки музыкальных инструментов), движений (прыжки, приседания) или счётом на ощупь, например, посчитать мелкие детали конструктора с закрытыми глазами.

Видео: счёт в старшей группе

Как спланировать и провести занятие по математике

Занятие по математике проводится один раз в неделю, продолжительность зависит от возраста детей:

  • 10–15 минут в младшей группе;
  • 20 минут в средней;
  • 25–30 в старшей и подготовительной.

Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальный формат предполагает выполнение упражнений возле демонстрационной доски или у рабочего стола педагога.

Индивидуальные упражнения наряду с коллективными формами обучения помогают решить задачи усвоения, закрепления знаний и умений. Кроме того, индивидуальные упражнения играют роль показа образца для коллективного исполнения. Оптимальный вариант организации и проведения занятий по математике предполагает разделение детей на подгруппы с учётом разных интеллектуальных возможностей. Такой подход будет способствовать повышению качественного уровня обучения и создаст необходимые условия для реализации индивидуального подхода и рационального дозирования умственной и психологической нагрузки.

Видео: индивидуальное занятие с малышами трёх лет

Таблица: картотека тем по знакомству с числами в подготовительной группе

Видео: математика в подготовительной группе

Структура и конспект занятия

  • Организационная часть — мотивирующее начало занятия.
  • Основная часть — практические пояснения педагога, самостоятельное выполнение детьми заданий и упражнений.
  • Итоговая часть — анализ и оценка детьми результатов своей работы.
  • Закреплять умение считать в пределах 10; закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их; учить различать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат).
  • Развивать логическое мышление, память, воображение.
  • Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания.
  • Зверь какой-то на бегу
    След оставил на снегу.
    Ты сказать теперь мне можешь,
    Сколько здесь ступало ножек? (Четыре)
  • Вот следы ведут ещё,
    Сколько их теперь всего? (Восемь)

— Дети, какой зверёк оставил эти следы? (заяц)
А вот и его домик. Скорее к нему.

  • Ветер ёлочки качает,
    Вправо, влево наклоняет.
    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветерок всё тише, тише.
    Деревцо всё выше, выше.
  • Ах ты, рыжая плутовка,
    Прячешь Колобка ты ловко,
    Всё равно его найдём,
    От беды его спасём.

— Дети, Лисичка ждёт гостей, напекла булочек и баранок, напекла много и задумалась, а всем ли гостям хватит поровну? Поэтому-то она и спрятала нашего мучного сладкого Колобка. Давайте поможем Лисе, сравним количество баранок и булочек (сравнивают попарно, уравнивают множества).
— Лиса мне сказала, что спрятала Колобка в одной из этих коробок. Давайте будем открывать их. Для этого отгадаем загадки, написанные на них.

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

  • закономерности и логики начального понимания детьми дошкольного возраста математической организации мира (число, форма и т. д.);
  • учета возрастных, индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребенка при отборе содержания;
  • ориентировки на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребенка;
  • интегрированного подхода к процессу обучения.

Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в математическом развитии дошкольников. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Формой организации деятельности по математическому развитию является индивидуальная и групповая работа в специально созданной предметно-развивающей среде в группе - "Центре математического развития". В "Центр математического развития" помещаются дидактические игры, направленные на освоение детьми основных приемов познания, развитие сенсорики, временных и пространственных представлений и так далее. Дидактический материал в "Центре математического развития" доступен для детей и постоянно пополняется новым дидактическим материалом. Сменяемость предметно-развивающей среды обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор", "Чудо-дерево", "Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки, развивающие игры В. Воскобовича ("Чудо-соты", "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Геовизор", "Четырехцветный квадрат", "Геоконт"). Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру", "Танграм", "Монгольская игра", игры с плоским вариантом блоков Дьенеша ("Логические фигуры", "Угощение для медвежат", "Художники", "Магазин"), маски с цифрами, красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.

Особое внимание следует уделить организации такой формы как непосредственно образовательная деятельность по математическому развитию. Поскольку данная деятельность носит познавательный характер и требует умственного напряжения, у детей возникает необходимость сосредоточиться, в результате чего они устают и как следствие материал усваивается плохо. Становятся уже привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.

В настоящее время уделяется особое внимание введению в непосредственно образовательную деятельность структурных компонентов, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной активности.

  • не перегружать детей ненужными им знаниями и избыточной информацией, которые могут привести к переутомлению, перенапряжению нервной системы;
  • ограничивать длительность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей;
  • не принуждать ребенка к обязательному выполнению задания, если он устал, отказывается работать, его внимание рассеянно;
  • избегать излишних повторений, снижающих интерес и активность ребенка;
  • не допускать длительного пребывания ребенка в малоподвижной (статической) позе;
  • повышать работоспособность детей включением активизирующих внимание приемов: дидактических игр, двигательных элементов, технических средств обучения;
  • с учетом состояния детей (степень заинтересованности, частота отвлечений и другое) изменять содержание и форму деятельности на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности;
  • не проводить непосредственно образовательную деятельность на фоне даже незначительного утомления (например, сразу после интенсивной двигательной деятельности, после предыдущих трудных занятий), сразу после сна.

Наиболее эффективно непосредственно образовательная деятельность по математическому развитию проходит, если организована в форме игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Овладев логическими операциями, дети становятся более внимательными, умеют мыслить ясно и чётко, умеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить в своей правоте других. Игровая деятельность позволяет удовлетворять детскую любознательность, вовлекать детей в активное познание окружающего мира и себя в нем, помогает овладеть способами установления связей между предметами и явлениями. Играя в дидактические игры, дети даже не подозревают, что усваивают знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения и взаимодействия друг с другом.

Во время непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию обеспечивается сочетание и успешная реализация задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность, как отдельных детей, так и всей группы через использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первых структурных частях непосредственно образовательной деятельности, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части непосредственно образовательной деятельности обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях. В процессе непосредственно образовательной деятельности, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки - кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и так далее. В физкультминутку включаются 2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки т.д.). Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью непосредственно образовательной деятельности, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию - обучающую. Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

В структуру непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию необходимо включать оздоровительные паузы.

Для проведения оздоровительных пауз используются малые формы народного фольклора: потешки, приговорки, заклички, прибаутки. Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.

Современные требования к жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение программ для дошкольников неизбежно. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная непосредственно образовательная деятельность. Интегрированная непосредственно образовательная деятельность поможет устранить все те неизбежные противоречия, которые, несомненно, возникнут между развитием личности ребенка и педагогическим процессом, сгладят все те несоответствия между процессом получения новых знаний и подвижной природой ребенка. Во время интегрированной непосредственно образовательной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной, конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. Достигается это за счет того, что каждый малыш найдет близкие для себя темы.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность в полной мере соответствует активной и подвижной природе детей, позволяет им рассмотреть в разных плоскостях объект изучения и попутно закрепить на практике полученные знания. Дошкольник попросту не успевает "устать" от объема полученной на занятии новой информации, ведь в нужный момент он переключается на новую форму подачи материала. Наибольший интерес у детей вызывают игры-путешествия, сюжетно-дидактические игры, игры-проекты, которые позволяют любое явление увидеть и понять целостно, а не в разрозненном виде, как это нередко бывает во время обычной непосредственно образовательной деятельности. Предлагаю вниманию читателей конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию в форме игры путешествия с включением здоровьесберегающих технологий.

"Путешествие в Страну математики"

Цель: развитие математических представлений через игровую деятельность.

  • Закрепить знания детей о временных представлениях: временах года, частях суток, часах и их признаках.
  • Продолжать упражнять в умении увеличивать и уменьшать число на единицу.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов "за", "под".
  • Закрепить представление о геометрических фигурах и объёмных геометрических телах, находить между ними сходство и различия.
  • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.
  • Развивать речь детей, логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.
  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Материалы: макет часов, модуль "Дорожка", искусственная ель, картонный цветик-семицветик с заданиями, разные виды часов, картинки с изображением видов деятельности в разное время суток, бумажные снежинки, геометрические тела и карточки с геометрическими фигурами, баранки.

Предварительная работа: Чтение сказки В. Катаева "Цветик - семицветик", знакомство с часами.

Игра "Отгадай что покажу".

Для защиты от простудных заболеваний надо сделать массаж волшебных точек наших ушей.

Самомассаж "Поиграем с ушками".

Подойди ко мне, дружок, становись скорей в кружок. Дети становятся в круг
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.
Дети держат за мочки ушей и двигают их вперед-назад
А сейчас все тянем вниз, ушко ты не оторвись. Дети руками потягивают уши вверх вниз
Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно
Раз, два, раз, два вот и кончилась игра.
Дети указательным и большим пальцем прищипывают уши

Воспитатель: Теперь можно и отправляться в путешествие, но надо сказать волшебные слова (дети проговаривают любые волшебные слова из сказки). Вот мы и в волшебной стране. Ребята, вы сказали, что нам нужно одеться тепло. А для какого времени года мы тепло оделись? (Зима). Вы мне пожалуйста докажите, что сейчас зима (Ответы детей). Какое время еще бывает, о каком времени вы сейчас можете мне рассказать? (Время суток) Тогда подберите картинки и расскажите, что люди делают в разное время суток? (Дети делятся по три человека, подбирают картинки и отвечают на заданный вопрос).

Вы мне назвали время года, время суток, а есть еще другое время, чтобы узнать о нем, надо оторвать лепесток (отрывают первый лепесток). На нём загадка, отгадайте.

На руке и на спине,
И на башне в вышине,
Ходят, ходят равным ходом
От восхода до захода. (Часы)

Правильно, это часы. Как вы думаете, зачем они нужны? Как называются часы, которые вы видите? (Настенные, настольные, наручные)

Чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)

Чем все эти часы похожи? ( На всех часах есть стрелки, цифры).

Цифры нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая (маленькая) проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - короткий промежуток времени, а час длинный. Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошёл час. Короткая за это время передвинется от одной цифры до следующей. Что бы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Давайте поиграем с часами.

Игра "Узнай время и назови".

Воспитатель: Нам надо отправляться дальше, оторвите второй лепесток.

Задание: поиграть в игру с мячом, которая называется "Назови число". Я называю число, а вы увеличиваете или уменьшаете число на один.

Воспитатель: Продолжаем путешествие, оторвите третий лепесток.

Задание: пройти по дорожке здоровья в определённом направлении (дети прыгают по кочкам в заданном направлении: круг, круг, треугольник, квадрат, круг, круг).

Воспитатель: Ребята мы попали в математический лес, но вы много работали, давайте устроим привал и сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Представьте, мы пришли в волшебный лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Движения глазами по кругу
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит.
Движения глазами вправо-влево
Снежинки в небе кружатся,
На ладошки к ребятам ложатся.
Движения глазами по кругу, и опускают вниз

Воспитатель: Ребята, давайте на минутку закроем глаза, чтобы увидеть на ладонях сюрприз (кладет детям на руки снежинки). Отрываем четвёртый лепесток. А теперь нам нужно выполнить задания: по заданию положить снежинку и сказать куда вы ее положили.

Игровое задание "Снегопад".

Воспитатель: Ребята, отрываем пятый лепесток. В сугробе, по фотографии надо узнать объёмные геометрические тела, которые припорошило снегом.

Игра "Угадай и назови".

Воспитатель: Со всеми заданиями вы справляетесь. Оторвите шестой лепесток. Женя вам предлагает разместить эти фигуры на листе бумаги, что бы их больше не запорошило снегом. Но сначала немного разомнёмся.

Физминутка "Тик - Так"

Громко тикают часы (шагают на месте).
Тик - так, тик - так (наклоны головы влево, вправо).
За столы пора идти (шагают на месте).
Тик - так, тик - так (наклоны головы влево, вправо).
Мы фигуры все собрали (хлопок).
Тик - так, тик - так (наклоны головы влево, вправо).
И все дружно зашагали (шагают на месте).
Тик - так, тик - так (наклоны головы влево, вправо).

Дети выполняют графический диктант.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Остался последний лепесток. Вспомните, пожалуйста, как Женя его использовала?

(Она оторвала последний седьмой лепесток и загадала, что бы мальчик Витя, который не мог ходить стал здоров). Нельзя быть до конца счастливым, если кто-то рядом с тобой страдает. Давайте и мы оторвём последний лепесток и выскажем свои пожелания друг другу (по кругу дети передают мяч и высказывают свои пожелания).

Дети, я вам желаю чаще улыбаться.
По пустякам не огорчаться.
Всегда иметь весёлый вид,
Вовек не знать где, что болит!

Наше путешествие подошло к концу. Я рада, что вы выполнили такие сложные задания. А Женя приготовила вам под елкой сюрприз - вкусные баранки к чаю

Давайте скажем волшебные слова и отправимся в нашу группу (дети проговаривают любые волшебные слова из сказки и идут пить чай).

Читайте также: