Был ли выход у катерины и бориса ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

В мире, в котором пребывала героиня до замужества, отсутствовали принуждение и насилие. А потому именно идиллической картиной такой патриархальной жизни стал ее нравственный идеал. В доме Кабановых все иначе. Здесь царит психологическая тирания. Свекровь оказывает на Катерину удручающее давление. И противостоять ему у молодой женщины сил нет.

Был ли выход у Катерины Кабановой?

Был ли выход у Катерины Кабановой?

Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первый этап творческой деятельности Островского, цикл его пьес о “темном царстве”. Эта пьеса была необыкновенно популярна. Драма была поставлена на сценах почти всех театров России: от крупных столичных до театров маленьких, затерянных городишек. И неудивительно, ведь Островский в пьесе показал новую героиню, символизировавшую протест против старого уклада, символизировавшую ростки новой жизни. А именно так пьеса была воспринята общественностью. Даже цензоры восприняли “Грозу” именно как общественную пьесу, так как требовали от Островского вовсе убрать Кабаниху: им почудилось, что Кабаниха пародия на царя, “Николай Павлович в юбке”.

По словам В. Лакшина, “Гроза” поразила современников Островского своей “поэтической силой и драматизмом рассказа о судьбе Катерины”. Пьеса была воспринята как обличение купеческих норм нравственности и произвола, господствовавших в стране.

Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба Катерины действительно драматична. Она, возможно, сама того не осознавая, протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли был иной исход?

После некоторых размышлений можно прийти к мнению, что теоретически у Катерины Кабановой все же был выбор. Попробуем проанализировать возможные разрешения конфликта пьесы.

Первый и, пожалуй, самый желанный путь — это уехать с Борисом. Именно на это надеется бедная женщина, когда идет на последнее свидание с любимым человеком. Но Борис, этот “образованный Тихон”, не в состоянии отвечать за свои поступки, не в состоянии взвалить ответственность на себя. Он отказывает Катерине. Последняя надежда рушится.

Второй путь — получить развод. Но в то время, чтобы получить развод, можно было прождать очень долго, да и нужно было пройти все инстанции, испытать все унижения. Если развод был редок в дворянских семьях (вспомним Анну Каренину), то для купеческой семьи он был просто невозможен.

Третий путь — уйти в монастырь. Но мужнюю жену не могли принять в монастырь. Ее бы там все равно отыскали и вернули к мужу.

Четвертый и самый страшный путь путь Катерины Измайловой. Избавиться от мужа и свекрови, убить их. Но не может Катерина Кабанова избрать этот путь, не может причинить другому человеку боль, не может нарушить пятую заповедь “не убий”, так как необыкновенно набожна.

Не могла Катерина и жить по принципу Варвары: “Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Натура Катерины не может смириться с ложью. Просто уйти от мужа и вернуться в родительский дом было нельзя, ее бы нашли и вернули, а ее позор лег бы на всю семью.

Оставался еще один путь жить с Тихоном по-прежнему, ведь он ее по-своему любил и простил ее грех. Но могла ли Катерина выслушивать ежедневные понукания и упреки свекрови? Да и главное не в этом. С Борисом Катерина испытала настоящую любовь, познала прелесть близости с любимым человеком, радость находиться в его объятиях. И разве можно после этого жить с нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, мужем, который даже не способен защитить жену от оскорблений матери? Конечно же, нет! Полюбив Бориса, Катерина уже не могла любить никого другого. Ее цельная натура, идущая на поводу у чувства, не допускала даже мысли об этом. Она и думать о возвращении в дом Кабановых не могла: “Мне что домой, что в могилу все равно. Да, что домой, что в могилу. В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется… И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны. Жить нельзя! Грех!”

Таким образом, единственным выходом для Катерины было самоубийство. Такое решение вовсе не слабость, а сила ее характера. Известно, что самоубийство в христианской традиции — величайший грех. Самоубийц хоронят за оградой церкви и не отпевают. Но и это не пугает набожную Катерину. “Молиться не будут? — восклицает она. — Кто любят, тот будет молиться…” Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда — смерть.

Безусловно, Катерина — “луч света в темном царстве”, но с ее смертью он не гаснет. Луч пробил брешь среди грозных туч — мира Диких и Кабаних. Эта брешь- язва в “темном царстве”. Смерть Катерины служит немым упреком как Борису, “слепо покоряющегося воле Дикого”, так и Тихону, “безвольной жертве страха перед матерью”. Катерина заставляет внутренне встрепенуться апатичного Тихона, который в исступлении обвиняет мать: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”

В. Лакшин писал об этой последней сцене драмы: “Эта, хоть по всей видимости и непрочная, победа перед страхом авторитета составляет содержание едва ли не самой психологически острой и смелой сцены, достойно венчающей всю драму”.

Список литературы

Мир Кабанихи

Борис

Как бы ни стремилась Катерина любить и уважать своего мужа, ей это не удается. Он вызывает в ее душе лишь жалость. Когда героиня встречает приезжего молодого человека, сердце открывается для чувства, которое ранее было ей неведомо. Могла ли она поступить иначе? Был ли иной путь у Катерины? Сочинение по пьесе Островского призвано давать ответы на эти вопросы.

Характеристика Бориса в написании письменной работы на тему, которой посвящена эта статья, не играет важной роли. Существенное значение имеет образ мужа. Тихон – человек бесхарактерный, мягкотелый. Даже после того, как произошла трагедия, ставшая кульминацией пьесы, он опасается перечить матери. Тихон любит свою молодую жену. Но это чувство оказывается намного слабее, нежели страх перед Кабанихой. Впрочем, трепещут перед этой дамой многие в небольшом провинциальном городе.

Популярные сочинения

  • Ближе всего к великому стоит честность — сочинение-рассуждение
    На самом деле, честность – роскошь, которую могут себе позволить немногие. Как не трудно понять, величие тоже является прерогативой совершенно не многих, оно доступно только избранным и, как правило
  • Сочинение Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза Островского
    Александр Островский, является автором такого знаменитого произведения, под названием Гроза. Действия данного произведения происходит в вымышленном городе Калинов, находящегося на берегу реки Волги
  • Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)
    Нестеров написал огромное количество разных картин и каждую из них можно назвать настоящим творением. Также ему удалось восхитить всех и своей еще одной картиной под названием

Религиозность

В начале пьесы, вспоминая о своем детстве, Катерина с радостью и теплотой рассказывает о посещении церкви. Следует сказать, что набожность является ее характерной чертой. Именно осознание совершенного греха привело ее в страх и ощущения безысходности. Но в то же время вера в бога не удержала ее от поступка, который, по христианским понятиям, является самым страшным.

Образ Катерины по справедливости принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, которое сегодня приобретает новую значимость, но и во всей русской художественной литературе.

Еще сочинения автора:

Обман и лицемерие

Грех и признание

  • Образ Катерины.
  • Характеристика Кабанихи.
  • Противопоставление Бориса Тихону.
  • Неотвратимая трагедия.

Ее убили лживый мир Кабанихи, одиночество, отсутствие понимания и поддержки со стороны мужа. Она бы смогла преодолеть все это, если бы была более опытной. Но особенность патриархального уклада такова, что девушка, покидая отчий дом, не имеет никакого представления о жизни. А потому можно сказать, что трагедия Катерины была неизбежной.

Шанс на побег

Основываясь на личности героини, а также совершённых ей поступках, можно выделить главные причины её поступка:

  • у неё не было возможности развестись, ей грозило длительное пребывание в немилости у Кабанихи;
  • натура девушки была свободной, не терпела угнетения, но и не могла выдержать лжи;
  • окружение неспособно оценить широту души главной героини и никак не поддерживает её.


Почему-то не повезло и с любовником, которого даже и оправдать толком нечем. Попытка довериться Борису — это шанс на спасение. Трагично здесь то, что её избранник тоже оказался безвольным, бросает её и уезжает, посоветовав смириться с нынешним положением.

Когда остаётся выбор — погибнуть или вернуться к Кабанихе, девушка признаётся, что ей всё едино. Первое даже предпочтительней, так как это своеобразная победа над тем, что она должна сделать, отказ от неминуемого порицания и несправедливых наказаний.

Думаю, если поразмыслить, то его можно было бы найти. Девушка могла развестись со своим мужем. Но, для этого ей бы пришлось столько всего натерпеться и пережить. В то время очень немногие получали развод, он был практически невозможен. В ином случае, Катерина могла уйти в монастырь, но не разведенную, ее бы туда не приняли.

Еще одним вариантов развязки было бы убийство своего мужа и ненавистной свекрови. Но наша героиня Катерина не такая. Она не может обидеть и причинить боль другому человеку.

А может Катерине нужно было оставить все, как есть. Жить с мужем в доме Кабанихи. Это был бы наихудший вариант. Терпеть ежедневные упреки свекрови девушка не могла. Да и как жить с нелюбимым мужчиной, если Катерина испытала настоящие чувства с Борисом.

Поэтому, после проведенного анализа, мы понимаем, что единственным выходом для девушки стало самоубийство. Ей больше не было места в этом мире, ее душа не смогла жить в такой жестокости. Именно смерть стала для Катерины спасением.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Можно предположить, что Катерина могла бы развестись с мужем, и жить с Борисом. Но, как известно, раньше браки заключались перед Богом. Женщина не смогла бы стерпеть моральные унижения со стороны общества после развода. Уйти в монастырь тоже не представлялось возможным, ведь в него не принимают замужних женщин.

Второй путь – уехать с Борисом. Катарина мечтала возможной свободной и честной жизни с любимым человеком. Вот только Борис оказался совсем не тем, кого она себе представляла. Он так же, как и другие жители Калинова, прибегает к лицемерию, чтобы получить наследство. Этим поступком Борис рушит все надежды Катерины и предаёт её.

Таким образом, у женщины не было иного выхода. Только самоубийством она могла искупить свои грехи перед Богом.

Катерина мечтает о сво­боде, о радости, о настоящей, полной событиями жиз­ни.
А ей приходится прозябать в атмосфере всепо­глощающей тупости, ханжества
и фальши.
Свекровь пытается унизить Катерину, а той толь­ко и остается, что терпеть.
Страстно ненавидя окружающий ее деспотизм, Катерина не хочет жить
на коленях.
Попытка обрести свободу связана с хрупкими надеждами на Бориса.
Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадост­ной жизни. Катерина не может отказаться от своего
чувства. Ведь любовь-единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного.
И мучаясь виной греховной любви к Борису, она все же решила пренебречь
общественно-бытовыми законами окружающей среды и связать жизнь с Борисом.
Она просит Бориса взять ее в Сибирь, куда он едет по воле дяди. Но Борис оказался слишком слаб для того, чтобы помочь Катерине вырваться на волю.
Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катери­ны не выдерживает.
Положение её становится безысходным. Жить в доме мужа нельзя. Уйти некуда.
К родителям? Да ее по тому времени связали бы и привели к мужу.
Неволя - вот имя ее главного врага. Всем своим существом Катерина чувствовала,
что жить в "темном царстве" хуже смерти. И она предпочла смерть неволе.

Сделать пиар - промоушн: надеть на голову капроновый чулок, и ворвавшись в храм исполнить на алтаре мьюзикл "Богородица царя прогони". После раздачи автографов и легкой, ни к чему особенно не обязывающей взбучки стала бы богатой и знаменитой, женихи в очереди табунами сбивались, приглашения на зарубежные турне с концертами посыпались бы как из рога изобилия, кастинги, стразы, меха, влиятельные зарубежные покровители.

После некоторых размышлений можно прийти к мнению, что теоретически у Катерины Кабановой все же был выбор. Попробуем проанализировать возможные разрешения конфликта пьесы.
Первый и, пожалуй, самый желанный путь - это уехать с Борисом. Именно на это надеется бедная женщина, когда идет на последнее свидание с любимым человеком. Но Борис, этот “образованный Тихон”, не в состоянии отвечать за свои поступки, не в состоянии взвалить ответственность на себя. Он отказывает Катерине. Последняя надежда рушится.
Второй путь - получить развод. Но в то время, чтобы получить развод, можно было прождать очень долго, да и нужно было пройти все инстанции, испытать все унижения. Если развод был редок в дворянских семьях (вспомним Анну Каренину) , то для купеческой семьи он был просто невозможен.
Третий путь - уйти в монастырь. Но мужнюю жену не могли принять в монастырь. Ее бы там все равно отыскали и вернули к мужу.
Четвертый и самый страшный путь — путь Катерины Измайловой. Избавиться от мужа и свекрови, убить их. Но не может Катерина Кабанова избрать этот путь, не может причинить другому человеку боль, не может нарушить пятую заповедь “не убий”, так как необыкновенно набожна.
Не могла Катерина и жить по принципу Варвары: “Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Натура Катерины не может смириться с ложью. Просто уйти от мужа и вернуться в родительский дом было нельзя, ее бы нашли и вернули, а ее позор лег бы на всю семью.
Оставался еще один путь — жить с Тихоном по-прежнему, ведь он ее по-своему любил и простил ее грех. Но могла ли Катерина выслушивать ежедневные понукания и упреки свекрови? Да и главное не в этом. С Борисом Катерина испытала настоящую любовь, познала прелесть близости с любимым человеком, радость находиться в его объятиях. И разве можно после этого жить с нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, мужем, который даже не способен защитить жену от оскорблений матери? Конечно же, нет! Полюбив Бориса, Катерина уже не могла любить никого другого. Ее цельная натура, идущая на поводу у чувства, не допускала даже мысли об этом. Она и думать о возвращении в дом Кабановых не могла: “Мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!. . В могиле лучше.. . А об жизни и думать не хочется.. . И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!. . Жить нельзя! Грех! ”
Таким образом, единственным выходом для Катерины было самоубийство. Такое решение вовсе не слабость, а сила ее характера.

Сколько угодно, от комической до фантастической, трагедия где-то посередине. Но это была бы другая история.

Читайте также: