Кому на руси жить хорошо краткое содержание по главам презентация

Обновлено: 02.07.2024

Слайд 3

Поэма - (греч . poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. Эпопея - (от греч. epopoiia — собрание песен, сказаний) — наиболее крупная форма эпоса, возникшая в глубокой древности; эпопея сохраняет такие важнейшие свойства, как широта, многосторонность изображения жизни, выражение общенародных идеалов и стремлений.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Композиция поэмы
Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И здесь звучит один из важнейших мотивов русского фольклора — мотив странничества. Еще герои русских сказок отправлялись искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще — счастье мужицкое. Сам характер поэмы также сочетается с русской сказкой. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием. На своем пути семеро мужиков встречают крестьян - пахарей, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких торговцев-коробейников, странников-богомольцев и других людей из народа. И каждый из этих персонажей — живой человек, наделенный своеобразными, только ему присущими чертами.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости
Из смежных деревень- Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ
Его "клейменым, каторжным" Честил родной сынок. Савелий не рассердится, Уйдет в свою светелочку, Читает святцы, крестится, Да вдруг и скажет весело: "Клейменый, да не раб!"

Слайд 44

Слайд 45

А немец как ни властвовал, Да наши топоры Лежали - до поры ………………………….. Случилось, я легонечко Толкнул его плечом, Потом другой толкнул его, И третий. Мы посгрудились. До ямы два шага. Мы слова не промолвили, Друг другу не глядели мы В глаза. А всей гурьбой Христьяна Христианыча Поталкивали бережно Всё к яме. всё на край. И немец в яму бухнулся

Слайд 46

"Как вы терпели, дедушка?" «А потому терпели мы, Что мы - богатыри. В том богатырство русское. Ты думаешь, Матренушка, Мужик - не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою - а богатырь!
Савелий, богатырь святорусский Художник А. Лебедев. Рисунок, запрещенный цензурой

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

А то, что вы затеяли Не дело – между бабами Счастливую искать. ………………………. Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого!

Слайд 53

Слайд 54

Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная, Правда живучая!
Гриша Добросклонов. Художник В. Нагаев

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

Слайд 70

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

• Поэма - (греч . poiema), 1) поэтический
жанр большого объема, преимущественно
лироэпический.
• Эпопея - (от греч. epopoiia — собрание
песен, сказаний) — наиболее крупная
форма эпоса, возникшая в глубокой
древности; эпопея сохраняет такие
важнейшие
свойства,
как
широта,
многосторонность изображения жизни,
выражение общенародных идеалов и
стремлений.

6. Общая характеристика поэмы

7. Жанр поэмы

8. Композиция поэмы

• Композиция
произведения
строится
по
законам
классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и
глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь
мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь
разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить
хорошо? И здесь звучит один из важнейших мотивов
русского фольклора — мотив странничества. Еще герои
русских сказок отправлялись искать общее счастье,
узнать, есть ли оно вообще — счастье мужицкое. Сам
характер поэмы также сочетается с русской сказкой.
Странствие некрасовских крестьян является, по сути,
духовным странствием. На своем пути семеро мужиков
встречают крестьян - пахарей, бывших дворовых,
мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких
торговцев-коробейников,
странников-богомольцев
и
других людей из народа. И каждый из этих персонажей —
живой человек, наделенный своеобразными, только ему
присущими чертами.

Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости
Из смежных деревеньЗаплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.

• Первая глава “Поп” открывается образом “широкой дороженьки”.
Это один из важных поэтических символов русской литературы, в
котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это
образ не только жизненного, но и духовного пути человека.
Встреча с попом в первой главе первой части поэмы показывает,
что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет.
Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее — поп,
помещик, купец или царь, — обнаруживает ограниченность их
представлений о счастье. Эти представления сводятся лишь к
материальной заинтересованности. Не случайно формулу
счастья провозглашает поп, а крестьяне пассивно соглашаются.
“Покой, богатство, честь” — вот формула счастья попа. Но его
рассказ заставляет мужиков над многим призадуматься. За
жизнью попа открывается жизнь России в ее прошлом и
настоящем, в разных ее сословиях. Как и у мирян, у священников
лишь высшее духовенство живет хорошо. Но не может быть
счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его кормилец.
Все это свидетельствует о глубоком кризисе, охватившем всю
страну.

• В следующей главе, “Сельская ярмонка”, главным
действующим лицом является толпа, широкая и
многоликая. собирательная. Некрасов создает
картины, в которых народ сам заговорил,
рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и
самые неприглядные черты своего жития.
Широка,
многолика,
стоголоса
и
безбрежна
крестьянская душа. В ней нет середины и меры, в
ней все на пределе: если уж радость – то
безудержная, если покаяние – то безутешное, если
пьянство – то бесшабашное. Но во всем: и в красоте,
и в безобразии — народ не жалок и не мелочен, а
крупен, значителен, щедр.

Играет солнце вешнее.
Хмельно, горласто,
празднично,
Пестро, красно кругом!
Штаны на парнях плисовы,
Жилетки полосатые,
Рубахи, всех цветов;
На бабах платья красные,
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут!

Поэт восхищается народной отзывчивостью
на чужую беду в эпизоде с пропившимся
Вавилушкой,
народной
чуткостью
к
бескорыстной
доброте
Павлуши
Веретенникова,
выручившего
деньгами
беспутного мужика:
Зато крестьяне прочие
Так были разутешены,
Так рады, словно каждого
Он одарил рублем!

• Из глубины народного мира появляется сильный
крестьянский характер, Яким Нагой. Он предстает как
символ трудовой крестьянской жизни: “У глаз, у рта
излучины, как трещины на высохшей земле”. Некрасов
впервые в русской литературе создает реалистический
портрет крестьянина-труженика. Отстаивая трудом
чувство крестьянской гордости, Яким видит
общественную несправедливость по отношению к народу.
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
В образе Якима автор показывает появление духовных
запросов у крестьян. “Хлеб духовный — выше хлеба
земного”.
Яким Нагой (Рассказ учащихся).

• Но в финале главы звучит рассказ о
счастливом человеке. Этот рассказ о
Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи
вперед, знаменует более высокий уровень
народного
представления
о
счастье.
Подобно Якиму, Ермил наделен острым
чувством христианской совестливости и
чести. Казалось бы, он имеет “все, что
надобно для счастья: и спокойствие, и
деньги, и почет”. Но в критическую минуту
жизни Ермил этим счастьем жертвует ради
правды народной и попадает в острог.
Ермил Гирин (рассказ учащихся).

Но я карал - любя.
Порвалась цепь великая
Теперь не бьем крестьянина…
Пред каждым почитаемым
Двунадесятым праздником
В моих парадных горницах
Поп всенощну служил.
И к той домашней всенощной
Крестьяне допускалися,
Молись - хоть лоб разбей!
Страдало обоняние,
Сбивали после с вотчины
Баб отмывать полы

• В пятой главе первой части “Помещик” странники
относится к господам уже с явной иронией. Они уже
понимают, что дворянская “честь” немногого стоит.
Странники заговорили с барином так же дерзко и
раскованно, как Яким Нагой. Помещика ОболтаОболдуева больше всего приводит в изумление то,
что бывшие крепостные взвалили на себя бремя
исторического вопроса “Кому на Руси жить хорошо?”.
Как и в случае с попом, повествование помещика и о
помещике не просто обличение. Оно также об общем
катастрофическом, захватывающем всех кризисе.
Поэтому в последующих частях поэмы Некрасов
оставляет
намеченную
сюжетную
схему
и
художественно исследует жизнь и поэзию народа.

• В главе “Крестьянка” предстает перед
странниками Матрена Тимофеевна,
воплощающая в себе лучшие качества
русского женского характера. Суровые
условия оттачивали особый женский
характер — независимый, привыкший
везде и во всем полагаться на свои
собственные силы.

Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.

А выискался суженый,
На горе - чужанин!
Филипп Корчагин- питерщик,
По мастерству печник.
…Пригож-румян, широкмогуч,
Рус волосом, тих говором –
Пал на сердце Филипп!

На старшую золовушку,
На Марфу богомольную,
Работай, как раба;
За свекором приглядывай,
Сплошаешь - у кабатчика
Пропажу выкупай.
И встань и сядь с приметою,
Не то свекровь обидится;
А где их все-то знать?

42. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

43. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Его "клейменым, каторжным"
Честил родной сынок.
Савелий не рассердится,
Уйдет в свою светелочку,
Читает святцы, крестится,
Да вдруг и скажет весело:
"Клейменый, да не раб!"

44. САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

А немец как ни властвовал,
Да наши топоры
Лежали - до поры
…………………………..
Случилось, я легонечко
Толкнул его плечом,
Потом другой толкнул его,
И третий. Мы
посгрудились.
До ямы два шага.
Мы слова не промолвили,
Друг другу не глядели мы
В глаза. А всей гурьбой
Христьяна Христианыча
Поталкивали бережно
Всё к яме. всё на край.
И немец в яму бухнулся

"Как вы терпели, дедушка?"
«А потому терпели мы,
Что мы - богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!
Савелий, богатырь святорусский
Художник А. Лебедев.
Рисунок, запрещенный цензурой

Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правду не найти".
"Да почему же, дедушка?"
"Ты – крепостная женщина!"Савельюшка сказал.
Матрена на могиле Дёмушки. Художник В. Нагаев

А то, что вы затеяли
Не дело – между бабами
Счастливую искать.
……………………….
Ключи от счастья
женского,
От нашей вольной
волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

• Художник Н. Воробьев
К берегу
Причалили три лодочки.
В одной прислуга, музыка,
В другой – кормилка дюжая
С ребенком, няня старая
И приживалка тихая,
А в третьей - господа:
Две барыни красивые
Усатые два барина,
Три барченка-погодочки
Да старый старичок:
Худой! Как зайцы зимние,
Весь бел, и шапка белая,
Высокая, с околышем
Из красного сукна.
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные,
И - разные глаза:
Один здоровый - светится,
А левый - мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

57. Обед в поле

• Тема духовного рабства — центральная
в
главе
“Последыш”.
Страшную
“комедь” разыгрывают персонажи этой
главы. Ради полубезумного князя
Утятина они согласились делать вид,
что крепостное право не отменено. Это
доказывает, что никакая реформа не
делает вчерашних рабов свободными,
духовно полноценными людьми.

Глава “Пир на весь мир” является продолжением
“Последыша”. Здесь изображается принципиально
иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом
заговорившая народная Русь. В праздничный пир
духовного пробуждения вовлекаются новые герои.
Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над
прошлым,
оценивает
настоящее,
начинает
задумываться о будущем. Иногда эти песни
контрастны по отношению друг к другу. Например,
рассказ “Про холопа примерного — Якова верного” и
легенда “О двух великих грешниках”. Яков мстит
барину за все издевательства по-холопски, совершая
самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои
грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а
убийством злодея — пана Глуховского. Так народная
нравственность оправдывает праведный гнев против
угнетателей и даже насилие над ними.

Тут и вводит Некрасов в свою поэму фигуру
Григория Добросклонова. Он из духовного сословия,
но является сыном не попа, а дьячка, то есть
происходит из низших, бедных слоев духовенства.
Поэтому, с одной стороны, он человек образованный
и думающий, а с другой – близок к народу и
понимает все проблемы его жизни. Григорий показан
искренне любящим народ и поставившим главной
целью своей жизни добиться его счастья. В этом
образе Некрасов вывел интеллигента-демократа и
показал ситуацию хождения в народ. Духовное
происхождение Григория тоже было типично для
демократической революционной среды.

• Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное Золото, золото
Сердце народное!
Сила народная,
Сила могучая Совесть спокойная,
Правда живучая!
Гриша Добросклонов.
Художник В. Нагаев

• Сила с неправдою
Не уживаются.
Жертва неправдою
Не вызывается.
Русь не шелохнется,
Русь - как убитая!
Не загорелась в ней
Искра сокрытая, Встали-небужены,
Вышли-непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!
Гриша Добросклонов. Художник В. Серов

• Рать поднимается Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь!

Этот образ был для Некрасова ключевым.
Некрасов ведет к мысли, что народное счастье
реально и возможно, если народ поднимется на
борьбу за него. Однако протест одиночек останется
безрезультатным (именно такими описывает поэт в
разных главах поэмы расправу корежских крестьян с
немцем-управителем, бунт деревни Столбняки и т.
д.). Стихийная крестьянская борьба должна быть
освещена политическим сознанием, должна быть
организована
революционной
интеллигенцией,
которая просветит крестьян и политически грамотно
оформит их протест.

2 Описание Поэма "Кому на Руси жить хорошо" оказалась главным произведением Н.А.Некрасова, вершиной его творчества. Задумав поэму в 1863 году, вскоре после отмены крепостного права, поэт работал над ней - с большими перерывами - до последних дней. Некрасов Поэма "Кому на Руси жить хорошо" оказалась главным произведением Н.А.Некрасова, вершиной его творчества. Задумав поэму в 1863 году, вскоре после отмены крепостного права, поэт работал над ней - с большими перерывами - до последних дней. Некрасов

3 Содержание Кому на Руси жить хорошо Кому на Руси жить хорошо История создания История создания Сюжет и структура поэмы Сюжет и структура поэмы

7 Сюжет и структура поэмы Часть первая: Часть первая: Пролог Пролог Глава I. Поп Глава I. Поп Глава II. Сельская ярмонка Глава II. Сельская ярмонка Глава III. Пьяная ночь Глава III. Пьяная ночь Глава IV. Счастливые Глава IV. Счастливые Глава V. Помещик Глава V. Помещик Последыш Последыш Крестьянка Крестьянка Пир на весь мир Пир на весь мир

8 Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Поэму открывает Пролог самая насыщенная фольклорными элементами глава. Именно в ней постоянна основная проблема поэмы: кому живется весело, вольготно на Руси. Герои поэмы семь (одно из традиционных значимых чисел) мужиков идут Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села. Семеро мужиков, заспоривших в Прологе, наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни. Их интересует основной вопрос, что есть правда и что есть счастье. Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Поэму открывает Пролог самая насыщенная фольклорными элементами глава. Именно в ней постоянна основная проблема поэмы: кому живется весело, вольготно на Руси. Герои поэмы семь (одно из традиционных значимых чисел) мужиков идут Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села. Семеро мужиков, заспоривших в Прологе, наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни. Их интересует основной вопрос, что есть правда и что есть счастье.

9 Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращались крестьяне, и составляет основное содержание поэмы. Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращались крестьяне, и составляет основное содержание поэмы. Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков- правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И здесь звучит один из важнейших мотивов русского фольклора мотив странничества. Еще герои русских сказок отправлялись искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще счастье мужицкое. Сам характер поэмы также сочетается с русской сказкой. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием. Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков- правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И здесь звучит один из важнейших мотивов русского фольклора мотив странничества. Еще герои русских сказок отправлялись искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще счастье мужицкое. Сам характер поэмы также сочетается с русской сказкой. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием.

10 Первая глава Поп открывается образом широкой дороженьки. Это один из важных поэтических символов русской литературы, в котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека. Первая глава Поп открывается образом широкой дороженьки. Это один из важных поэтических символов русской литературы, в котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека.

11 В следующей главе, Сельская ярмарка, главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития. Но во всем: и в красоте, и в безобразии народ не жалок и не мелочен, а крупен, значителен, щедр и В следующей главе, Сельская ярмарка, главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития. Но во всем: и в красоте, и в безобразии народ не жалок и не мелочен, а крупен, значителен, щедр и

12 В следующей главе, Пьяная ночь, праздничный пир до-сгигает кульминации. Из глубины народного мира появляется сильный крестьянский характер, Яким Нагой. Он предстает как символ трудовой крестьянской жизни: У глаз, у рта из-лучины, как трещины на высохшей земле. Некрасов впервые в русской литературе создает реалистический портрет крестьянина- труженика. Отстаивая трудом чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу. В следующей главе, Пьяная ночь, праздничный пир до-сгигает кульминации. Из глубины народного мира появляется сильный крестьянский характер, Яким Нагой. Он предстает как символ трудовой крестьянской жизни: У глаз, у рта из-лучины, как трещины на высохшей земле. Некрасов впервые в русской литературе создает реалистический портрет крестьянина- труженика. Отстаивая трудом чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу.

13 В главе Счастливые все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем. Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке. Этот рассказ о Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи вперед, знаменует более высокий уровень народного представления о счастье. Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Давалось бы, он имеет все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет. Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог. В главе Счастливые все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем. Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке. Этот рассказ о Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи вперед, знаменует более высокий уровень народного представления о счастье. Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Давалось бы, он имеет все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет. Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог.

14 В пятой главе первой части Помещик странники относится к господам уже с явной иронией. Они уже понимают, что дворянская честь немногого стоит. Странники заговорили с барином так же дерзко и раскованно, как Яким Нагой. Помещика Оболта-Оболдуева больше всего приводит в изумление то, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса Кому на Руси жить хорошо?. Как и в случае с попом, повествование помещика и о помещике не просто обличение. Оно также об общем катастрофическом, захватывающем всех кризисе. Поэтому в последующих частях поэмы Некрасов оставляет намеченную сюжетную схему и художественно исследует жизнь и поэзию народа. В пятой главе первой части Помещик странники относится к господам уже с явной иронией. Они уже понимают, что дворянская честь немногого стоит. Странники заговорили с барином так же дерзко и раскованно, как Яким Нагой. Помещика Оболта-Оболдуева больше всего приводит в изумление то, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса Кому на Руси жить хорошо?. Как и в случае с попом, повествование помещика и о помещике не просто обличение. Оно также об общем катастрофическом, захватывающем всех кризисе. Поэтому в последующих частях поэмы Некрасов оставляет намеченную сюжетную схему и художественно исследует жизнь и поэзию народа.

15 В главе Крестьянка предстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия оттачивали особый женский характер независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы. В главе Крестьянка предстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия оттачивали особый женский характер независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.

16 Тема духовного рабства центральная в главе Последыш. Страшную комедь разыгрывают персонажи этой главы. Ради полубезумного князя Утятина они согласились делать вид, что крепостное право не отменено. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно полноценными людьми. Тема духовного рабства центральная в главе Последыш. Страшную комедь разыгрывают персонажи этой главы. Ради полубезумного князя Утятина они согласились делать вид, что крепостное право не отменено. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно полноценными людьми.

17 Глава Пир на весь мир является продолжением Последыша. Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу. Глава Пир на весь мир является продолжением Последыша. Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу.

18 Например, рассказ Про холопа примерного Якова верного и легенда О двух великих грешниках. Яков мстит барину за все издевательства по- холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними. Например, рассказ Про холопа примерного Якова верного и легенда О двух великих грешниках. Яков мстит барину за все издевательства по- холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.

19 По первоначальному замыслу крестьяне должны были убедиться, что найти счастливого человека на Руси невозможно. Но он появился в жизни новый герой новой эпохи, разночинец-демократ. Автор вводит в поэму новое лицо народного заступника Гришу Добросклонова, видящего свое счастье в служении народу. Несмотря на то что личная судьба Гриши была трудной (Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь), он верит в светлое будущее народа в результате борьбы. И как бы в ответ на рост народного сознания начинают звучать песни Гриши, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село. По первоначальному замыслу крестьяне должны были убедиться, что найти счастливого человека на Руси невозможно. Но он появился в жизни новый герой новой эпохи, разночинец-демократ. Автор вводит в поэму новое лицо народного заступника Гришу Добросклонова, видящего свое счастье в служении народу. Несмотря на то что личная судьба Гриши была трудной (Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь), он верит в светлое будущее народа в результате борьбы. И как бы в ответ на рост народного сознания начинают звучать песни Гриши, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село.

20 Поэма Кому на Руси жить хорошо вершина творчества Н. А. Некрасова. Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличительным актом против помещиков. Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличительным актом против помещиков.



Слайд 5


Слайд 6

Подтянутая губерния Терпигорев уезд Пустопорожняя волость Названия губерний, уездов,волостей, деревень говорят о бедственном положении народа:Заплатово, Дырявино…


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

а спором мужики не замечают, что дали крюк в ридцать вёрст. Домой возвращаться поздно, ужики разводят костёр и за водкой продолжают пор, который перерастает в драку. Но и драка не омогает разрешить волнующий вопрос.


Слайд 11

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки. Пусти на волю птенчика! За птенчика за малого Я выкуп дам большой. Чтобы освободить птенчика,пеночка рассказывает мужикам, где найти скатерть-самобранку.


Слайд 12


Слайд 13

 Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?  Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?  Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?  Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17

Некрасовский поп вызывает симпатию. Это неглупый, незлой, ответственный человек. Труд его нелёгок и беспокоен, а вознаграждение бывает мизерным. Возможно, в среде простого духовенства было немало честных, добросовестных, и образованных людей. Своим словом они и просвещали, и лечили


Слайд 18


Слайд 19


Слайд 20

Богатство красок,жизнерадостность(пестро, красно кругом; рубахи всех цветов, платья красные;косы с лентами)


Слайд 21


Слайд 22

Яким Нагой В деревне Босове Яким Нагой живёт, Он до смерти работает, До полусмерти пьёт! -так определяет себя сам персонаж. В поэме ему доверено выступить в защиту народа от имени народа. Живёт — с сохою возится, А смерть придёт Якимушке — Как ком земли отвалится, Что на сохе присох. . у глаз , у рта Излучины, как трещины На высохшей земле. . шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо.


Слайд 23


Слайд 24


Слайд 25


Слайд 26


Слайд 27


Слайд 28

3. Солдат с медалями В двадцати сражениях Я был, а не убит! Ходил ни сыт, ни голоден, А смерти не дался! За провинности нещадно бит, А хоть пощупай – жив!


Слайд 29


Слайд 30


Слайд 31


Слайд 32


Слайд 33


Слайд 34


Слайд 35


Слайд 36

Реальный прототип этого персонажа крестьянин А.Д.Потанин (1797 — 1853), управляющий по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной ( по фамилии бывших владельцев — князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью. Некрасовский Гирин своей честностью стал известен односельчанам ещё в те пять лет, что служил писарем в конторе Худую совесть надобно Крестьянину с крестьянина Копейку вымогать.


Слайд 37


Слайд 38


Слайд 39


Слайд 40

Предстает перед странниками Матрена Тимофеевна. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа. Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо.


Слайд 41

До замужества Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья. За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я, молодцы.


Слайд 42

Замужем А выискался суженый, На горе –чужанин! Филипп Корчагин – питерщик, По мастерству печник. Муж был хороший непьющий, с профессией (печник).


Слайд 43

Семья мужа Семья была большущая, Сварливая. попала я С девичьей холи в ад! В работу муж отправился, Молчать, терпеть советовал: Не плюй на раскаленное Железо - зашипит!


Слайд 44

Савелий, богатырь святорусский. Из всей семейки мужниной Один Савелий, дедушка, Родитель свекра-батюшки, Жалел меня…


Слайд 45

Демушка Из-за сына Матрена стала меньше работать. Свекровь потребовала отдать Демушку деду. Заснув, дед недоглядел ребенка, его съели свиньи. Приехавшая полиция обвиняет Матрену в том, что она специально убила ребенка. Ее объявляют сумасшедшей. Демушку хоронят в закрытом гробу. Заснул старик на солнышке, Скормил свиньям Демидушку Придурковатый дед!


Слайд 46

ВОЛЧИЦА После смерти сына Матрена все время проводит на его могиле, не может работать. Савелий тяжело переживает трагедию и уходит в Песочный монастырь на покаяние. Через три года у Матрены умирают родители. На могилке сына Матрена встречается с дедом Савелием, который пришел помолиться за ребенка. Восьмилетнего сына Матрены Федота посылают стеречь овец. Одну овцу украла голодная волчица. Федот, после долгого преследования, настигает волчицу и отбирает у нее овцу, но, увидев, что скотина уже мертвая, возвращает ее волчице — та страшно исхудала, видно, что она кормит детей. За поступок Федотушки наказывают мать. Матрена считает, что всему виной ее непослушание, она покормила в постный день Федота молоком.


Слайд 47

ГУБЕРНАТОРША Беременная Матрена отправляется к губернатору. Отдав лакею два рубля, Матрена встречается с губернаторшей, просит у нее защиты. Матрена Тимофеевна рожает в доме губернаторши ребенка. У Елены Александровны нет своих детей; она ухаживает за ребенком Матрены как за своим. Посланник во всем в селе разобрался, мужа Матрены вернули.


Слайд 48

БАБЬЯ ПРИТЧА Матрена рассказывает странникам о своей теперешней жизни, говорит, что среди баб они счастливую не найдут. Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого!


Слайд 49

Пир, на весь мир Четвертая часть поэмы, названная автором “Пир на весь мир,” состоит из четырех частей. 1.Горькое время – горькие песни. 2.Странники и богомольцы. 3.И старое и новое. 4.Доброе время – добрые песни.


Слайд 50

Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь: . лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка


Слайд 51

Путь Гриши - типичный путь демократаразночинца: голодное детство, семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал. А дальше? Дальше известно: Ему судьба готовила Путь славный, Имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.


Слайд 52

Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой "такого посланца". В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов поэт, и поэт некрасовского направления, поэтгражданин. В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь": Рать подымается - Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! •


Слайд 53


Слайд 54

Легенда о двух великих грешниках В главе "О двух великих грешниках", Некрасов рассмотрел спорный философский вопрос: можно ли злом искупить зло? Речь идет о том, что атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной кровушки, но со временем его начали мучить угрызения совести. Тогда он "голову снес полюбовнице и есаула засек", а потом "старцем в одежде монашеской" вернулся в родные края, где неустанно молит Господа отпустить ему грехи. Возникает ангел, указывает на огромный дуб, говорит Кудеяру, что грехи ему отпустят лишь тогда, когда он срежет этот дуб тем же ножом, каким людей убивал. Разбойник принимается за дело. Мимо проезжает пан Глуховский, завязывается разговор. Глуховский, о котором ходят страшные рассказы, выслушав Кудеяра, усмехается: Спасения Я уж не чаю давно, В мире чту только женщину, : Золото, честь и вино. Жить надо, старче, по-моему: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю! Кудеяр набрасывается на Глуховского и вонзает ему в сердце нож. Тотчас дуб падает, с отшельника "скатилося. бремя грехов".


Слайд 55


Слайд 56


Полный текст материала Презентация по литературе "Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: