На каких условиях можно использовать информацию найденную в сети интернет кратко

Обновлено: 04.07.2024

Интернет-поиск – важный элемент работы в Сети. Точное количество веб-ресурсов современного интернета вряд ли кому-либо точно известно. В любом случае, счет идет на миллиарды. Для того чтобы можно было использовать информацию, необходимую в данный конкретный момент, не важно, в рабочих или развлекательных целях, сначала нужно ее найти в этом постоянно пополняемом океане ресурсов.

Для того чтобы интернет-поиск был успешным, должны быть выполнены два условия: запросы должны быть хорошо сформулированы и задавать их нужно в подходящих местах. Другими словами, от пользователя требуется, с одной стороны, умение переводить свои поисковые интересы на язык поискового запроса, а с другой – хорошее знание поисковых систем, доступных инструментов поиска, их достоинств и недостатков, что позволит выбирать в каждом конкретном случае наиболее подходящие средства поиска.

В настоящее время не существует какого-либо одного ресурса, удовлетворяющего всем требованиям к интернет-поиску. Поэтому при серьезном подходе к поиску неизбежно приходится задействовать разные инструменты, используя каждый в наиболее подходящем случае.

Основные средства интернет-поиска можно разделить на следующие основные группы:

• локальные программы для поиска в интернете.

Наиболее популярным средством поиска являются поисковые машины – так называемые интернет-поисковики (Search Engines). Тройка лидеров в общемировом масштабе достаточно стабильна – это Google, Yahoo! и Bing. Во многих странах к этому перечню добавляются собственные локальные поисковики, оптимизированные для работы с местным контентом. С их помощью теоретически можно найти любое конкретное слово на страницах многих миллионов сайтов. С точки зрения пользователя основной недостаток поисковиков – это неизбежное наличие информационного шума в результатах. Так принято называть попавшие по тем или иным причинам в список выдачи результаты, не соответствующие запросу.

Несмотря на многие различия, все интернет-поисковики работают по схожим принципам и с технической точки зрения состоят из похожих подсистем. Первая структурная часть поисковика – специальные программы, применяемые для автоматического поиска и последующего индексирования веб-страниц. Такие программы обычно называют пауками, или ботами. Они просматривают код веб-страниц, находят расположенные на них ссылки и тем самым обнаруживают новые веб-страницы. Есть и альтернативный способ включения сайта в индекс. Многие поисковики предлагают владельцам ресурсов возможность самостоятельно добавить сайт в свою базу. Как бы то ни было, затем веб-страницы скачиваются, анализируются и индексируются. В них выделяются структурные элементы, находятся ключевые слова, определяются их связи с остальными сайтами и веб-страницами. Производятся и другие операции, результатом выполнения которых становится формирование индексной базы поисковика. Эта база – второй главный элемент любого поисковика. Сейчас не существует какой-либо одной абсолютно полной индексной базы, которая содержала бы сведения обо всем контенте интернета. Поскольку разные поисковики используют разные программы поиска веб-страниц и строят свой индекс с помощью разных алгоритмов, индексные базы поисковиков могут существенно различаться. Некоторые сайты оказываются проиндексированными несколькими поисковиками, однако всегда остается определенный процент ресурсов, включенных в базу только какого-либо одного поисковика. Наличие у каждого поисковика такой оригинальной и непересекающейся части индекса позволяет сделать важное практическое заключение: если вы пользуетесь только одним поисковиком, пусть даже самым крупным, вы обязательно потеряете некоторый процент полезных ссылок.

Следующая часть интернет-поисковика – собственно программы поиска и сортировки результатов. Эти программы решают две основные задачи: сначала находят в базе страницы и файлы, соответствующие поступившему запросу, а затем сортируют полученный массив данных в соответствии с различными критериями. От эффективности их работы во многом зависит успех в достижении целей поиска.

Последний элемент интернет-поисковика – пользовательский интерфейс. Кроме обычных для любых сайтов требований к эстетике и удобству, к интерфейсам поисковиков предъявляется еще одно важное требование: они должны предлагать различные инструменты составления и уточнения запросов, а также сортировки и фильтрации результатов. Преимущества поисковых машин – великолепный охват источников, сравнительно быстрое обновление содержимого базы и хороший выбор дополнительных функций.

Главный инструмент работы с поисковиками – это запрос.

Для интернет-поиска используются также специальные приложения, устанавливаемые на локальном компьютере. Это могут быть как простые программы, так и довольно сложные комплексы поиска и анализа данных. Наиболее распространены поисковые плагины для браузеров, панели для браузеров, предназначенные для работы с каким-либо конкретным поисковым сервисом, и метапоисковые пакеты с возможностями анализа результатов.

Веб-каталоги – это ресурсы, в которых сайты распределяются по тематическим категориям. Если с поисковиками пользователь работает только посредством запросов, то в каталоге есть возможность просматривать тематические разделы целиком. Второе принципиальное отличие каталогов от автоматических поисковиков – это то, что в их наполнении, как правило, непосредственно участвуют люди, которые просматривают ресурсы и относят сайт к той либо иной категории. Веб-каталоги принято делить на универсальные и тематические. Универсальные стараются охватить максимум тем. В них можно найти все, что угодно: от сайтов о поэзии до компьютерных ресурсов. Другими словами, широта поиска у них максимальная. Тематические же каталоги специализируются на определенной тематике, обеспечивая за счет сокращения широты охвата ресурсов максимальную глубину поиска.

Недостатки веб-каталогов известны. В первую очередь, это медленное пополнение базы, поскольку включение сайта в каталог предполагает участие человека. В отношении оперативности веб-каталог – не соперник поисковикам. Кроме того, веб-каталоги существенно уступают поисковикам по размерам баз.

Достаточно часто можно встретить такие понятия, как глобальный и локальный интернет-поиск. При локальном интернет-поиске учитывается географическое местоположение пользователя и предпочтение отдается результатам, так или иначе связанным с конкретной страной или местностью. При глобальном поиске эта информация не учитывается, и поиск ведется во всех доступных ресурсах.

При составлении запроса на интернет-поисковиках действуют различные режимы поиска. К типовым режимам поиска, которые встречаются на большинстве интернет-машин, можно отнести простой и расширенный поиск. Простой поиск позволяет в одном запросе указать только один поисковый признак. Расширенный поиск дает возможность составить запрос из нескольких условий, связав их логическими операторами.

Для уточнения поисковых запросов используются различные фильтры . Фильтрами называют те или иные вспомогательные средства составления запроса, которые не относятся к содержательной стороне условий запроса, а ограничивают результаты поиска каким-либо формальным признаком. Так, например, применяя при поиске фильтр типа файла, пользователь не сообщает системе сведений, относящихся к теме своего запроса, а просто ограничивает полученные результаты определенным типом файлов, указанным в условии своего запроса.

Для большинства пользователей универсальные поисковики являются основным, а зачастую и единственным средством интернет-поиска. Они предлагают хороший охват источников, а также набор инструментов, достаточный для решения основных поисковых задач.

Рынок универсальных поисковиков достаточно велик. Мы постарались проанализировать наиболее известные поисковые системы, а результаты представили в виде таблицы 1.

Социальные медиа - неотъемлемая часть нашей жизни и социальные сети накапливают о информацию о каждом нашем действии. Это в свою очередь дает возможность исследовать как каждого пользователя, так и общий пул данных. Мы разберём можно ли использовать данные или же нет.

Начну немного издалека, чтобы вы могли понять что можно, а что нельзя делать и почему.

Нормы, которые регулируют вопрос можно разделить на:

  • императивные (иными словами - административные (которые устанавливаются государством и органами, обязательны к исполнению): здесь речь идёт про грань того что считается законным, а что - нет, есть ли основания государственным и надзорным органам наложить штраф или нет;
  • диспозитивные (более понятно - гражданские (которые устанавливаются сторонами отношений): здесь речь идёт про те правила, которые устанавливают стороны правоотношений, в случае с ИТ-проектами, это обычно устанавливается пользовательскими соглашениями, офертами, публичными договорами, etc.

Сейчас мы с вами разберёмся с позицией законодательства РФ и именно императивными нормами по использованию общедоступных данных.

Для тех кто торопится узнать ответ и не хочет читать юридическое обоснование, говорю сразу - законодательного запрета использовать общедоступные данные нет.

А кто не торопится - объясняю:

Общедоступные данные - это те персональные данные, которые субъект собственными действиями (либо по его требованию) по собственной воли сделал публичными и общедоступными. К примеру, банально - если вы на своей странице ВК написали, что продаёте гараж с просьбой звонить, то не стоит удивляться откуда люди знают, что у Вас есть гараж и звонят с просьбой его продать. То есть, вы сделали данные о наличии гаража и номер своего телефона - общедоступными.

Правовые нормы, единогласно подтверждают позицию, что если субъект персональных данных сам выложил какие-либо персональные данные о себе во всеобщий доступ - то это становится публичными данными и, соответственно, они могут быть использованы в целях обеспечения информирования третьими лицами в рамках законодательства Российской Федерации.

Одним из главных положений в работе с общедоступными данными является положение Гражданского кодекса Российской Федерации:

"1. Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.

Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле"

Также наш вопрос вопрос регулируют, в основном следующие законы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных"

Статья 8 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" вот что говорит про общедоступные источники персональных данных:

"1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных ".

Как это ранее было определено тем же ФЗ и Роскомнадзором письменное согласие = "галочка" о согласии в веб-форме:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обладатель информации вправе определять порядок и условия доступа к информации, а также разрешать осуществление иных действий с информацией. Информация, размещаемая в форме открытых данных, является общедоступной (пункт 4 статьи 7 Федерального закона № 149-ФЗ), что в свою очередь означает отсутствие ограничений по ее использованию (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 149-ФЗ).

Статья 7 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации":

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных

Отлично, у нас в вопросе появляется новое понятие - открытые данные.

По сути, здесь не совсем правильно использовать этот термин, т.к. в основном, открытые данные - это часть раскрываемой органами государственной власти и местного самоуправления информации о своей деятельности открыто. Но законодатель решил применить это и в отношении всех общедоступных данных.

Из этого следует, что на такие данные распространяется положения вот этого документа: " Типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных " (утв. протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 19.09.2016 № 6). Нас весь документ не очень интересует, но вот несколько норм оттуда:

  • "3. Начало использования Пользователем информации, размещенной ее обладателями в сети "Интернет" в форме открытых данных, является подтверждением его согласия с настоящими Типовыми условиями"
  • Права пользователей открытых данных:
    1) свободно осуществлять поиск, получение, передачу и распространение открытых данных;
    2) получать достоверную информацию в форме открытых данных о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
    3) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации в форме открытых данных о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации
  • Обязанности пользователей открытых данных:
    1) использовать открытые данные только в законных целях;
    2) указывать ссылку на источник открытых данных;
    3) при последующем использовании информации, полученной Пользователем в форме открытых данных, представлять ее в достоверном виде в соответствии с пунктом 7 статьи 8 Закона об информации
  • "13. В соответствии с Типовыми условиями Пользователи открытых данных не ограничены в их использовании в некоммерческих и коммерческих целях"

Таким образом, из всех указанных законов формируется общая картина ситуации, что с общедоступными данными - можно работать и правовых нарушений нет, если данные получены из общедоступных ресурсов, где субъект самостоятельно разместил информацию и потом она используется на законных основаниях и в законных целях.

Также нет необходимости получать отдельного согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, которые он сделал общедоступными.

Сейчас мы с вами определили как законодатель регламентирует работу с общедоступными данными и можно ли это делать. Но есть же ещё сами социальные сети и диспозитивные нормы в соглашениях с ними, а это уже совсем иное регулирование, о котором мы расскажем в следующих статьях

В последние годы Интернет стал самым популярным источником информации. Это вполне закономерно, поскольку поиск данных в Сети удобен, прост и занимает гораздо меньше времени, чем поход в библиотеку, чтение архивов газет или даже просмотр телевизора. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий, в обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета, а расширение его технических возможностей и аудитории, повлекло за собой появление множества информационных сервисов и ресурсов. Поиск информации через Интернет стал прерогативой не только рядовых пользователей, но и государственных служащих, бизнесменов и коммерческих организаций. Ведь своевременное получение информации способно приносить немалую прибыль и ощутимую пользу. Коммуникация с клиентами и потребителями, доступная реклама перед потенциальной аудиторией, все это открыло массу возможностей как для потребителей, так и для распространителей информации.

Доверяй, но проверяй

Таким образом, рано или поздно перед каждым пользователем Интернета встает один неизбежный вопрос. Можно ли доверять той информации, которая публикуется в Интернете? Осуществлять контроль достоверности информации, полученной в результате поиска, не только можно, но и нужно. Доверять всему, что написано в Сети было бы слишком глупо и наивно, ведь Интернет является зоной свободного доступа, и абсолютно каждый может принимать участие в его наполнении. Рассмотрим традиционные способы проверки полученных через Интернет данных:

1. Проверка фактического материала

Факт выдумать невозможно, ибо его достоверность строго установлена. Любые фактические и статистические данные имеют источник. Проверка точности фактов и приведенных чисел с большой долей вероятности покажет, на какие данные опирается сайт. Идеальным будет наличие ссылок на авторитетные источники вроде агентств сбора статистики или научные институты. Если эта информация не является точной или не соответствует действительности, то и остальной материал также не будет заслуживать доверия.

2. Поиск других источников информации

Сравнение – один из самых эффективных способов поиска истины. Редко одна и та же недостоверная информация публикуется на нескольких сайтах сразу. Поэтому, если одни и те же данные встречаются в Интернете на совершенно разных ресурсах, то им можно доверять. При этом стоит уделить внимание первоначальному источнику информации. К сожалению, не редки случаи, когда все сайты ссылаются на один и тот же недостоверный источник.

3. Установление использования материала другими источниками

Перепечатка и копирование данных с одного сайтам другими сайтами является хорошим знаком, поскольку это означает, что этому источнику доверяют. Чем больше ссылок на исходный материал мы найдем в Интернете, тем выше его авторитет в глазах других ресурсов. Несомненно, это говорит в пользу приведенной информации.

4. Выяснение рейтинга и авторитета сайта

5. Получение информации об авторе материала

Для того чтобы понять, стоит ли доверять какой-либо статье, можно поискать информацию о статусе и компетентности ее автора. Не лишним будет ознакомиться с другими его работами, комментариями и отзывами читателей. Если автор статьи имеет хороший журналистский опыт, почетную должность или научную степень, шансы на правдивость его доводов прилично возрастают. Кроме того, в Интернете могут быть его блоги, страницы социальной сети и прочая информация, которая поможет составить мнение об авторе.

Поиск – это серьезно

Не менее важен грамотный подход к самому процессу поиска информации. Редкий пользователь точно знает сайты, на которых может получить интересующие его данные. Подавляющее большинство людей использует популярные поисковые сервисы, такие как Google, Yandex, Rambler и Mail. Очень многое зависит от поисковой процедуры и формулировки запроса. Любая поисковая система ищет в своей базе данных из миллиарда страниц те, что соответствуют заданным параметрам. Для этого используется так называемая программа индексации. Она распознает текст, связи, и другое содержание страницы, и хранит это в файлах базы данных так, чтобы страница могла быть найдена по ключевым словам. После того, как пользователь делает поисковый запрос, машина ищет нужное слово в своем индексе. Если бы система искала по всему Интернету, то на ответ ей понадобилось бы несколько дней. Поскольку поиск ведется в индексе, многие результаты могут быть устаревшими. Всем известен пример, когда страница уже не существует, а поисковик все еще ее находит и восстанавливает. При этом многие свежие сайты в поисковый результат не попадают. Поэтому если мы не может найти что-либо в одной поисковой системе, имеет смысл поискать в другой.

Руководствуясь правилами элементарной логики, подготовленный пользователь сумеет отличить правду от лжи. Однако даже самый искушенный человек может оказаться обманутым. Засилье многочисленных красиво оформленных сайтов мошенников и желтой прессы способно ввести в заблуждение кого угодно. Крайне важно проверять все важные данные, найденные в Интернете, поскольку последствия использования недостоверной информации могут быть весьма печальными.


Учебник по Информатике 8 класс Семакин
of your page -->

Задание 1. Что такое Интернет?

Задание 3. Что такое WWW?

Задание 4. Какую информацию можно извлечь из WWW?

Из WWW можно извлечь различную информацию, как пример можно сохранить текст, изображения, книги, музыку, видео, файлы с разными типами файлов(драйвера, игры, программы) и многое другое. Также можно извлечь вирусы из непроверенных сайтов, осторожнее с ними.

Задание 5. Как организована связь между веб-страницами?

Задание 6. В чем аналогия между WWW и паутиной?

WWW состоит из серверов, где расположены сайты, которые соединены между собой гиперссылками. В этом и есть схожесть с путиной.

Задание 7. Что такое гипермедиа?

Задание 8. Что такое веб-сервер?

Веб-сервер – компьютер в сети Интернет, хранящий веб-страницы и соответствующее программное обеспечение для работы с ними.

Задание 9. Какими методами в WWW можно найти нужную страницу?

Методы поиска нужной страницы в WWW:
• Указание его адреса в адресной строке;
• Воспользовавшись поиском в поисковых системах (Google, Yandex и другие);
• Поиск со своей домашней страницы по гиперсвязям.

Читайте также: