Виды культурной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Отдых — это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать ее, а после затраченных усилий — отдыхать.

Отдых можно подразделить на пассивный и активный.

При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений искусства, природы и т. д., размышлениями, непринужденной беседой на тему волнующую ребенка (обычно такие беседы не требуют особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и навыки общения с людьми). В случае необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам.

Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т. д. При этом следует чаще предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания, а иногда и возникшие в данный момент потребности.

Виды отдыха.

• Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Работа на территории детского сада: рыхление земли, полив

и прополка растений, уборка группового помещения; работа

в уголке живой природы.

Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде;

скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон.

• Игры со снегом, песком и водой.

• Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).

• Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом,

бумагой, карандашами и красками и другими материалами.

• Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.

• Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.

• Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео, детских телевизионных передач и художественных фильмов.

Развлечения носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки.

Развлечение всегда должно быть красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. ; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т. д.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой — в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль они играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на представлениях кукольного и теневого театров, дети получают стимул к собственному творчеству.

Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста (кто будет рисовать, а кто играть в спектакле и т. п.). В подготовке развлечения могут принимать участие все дети группы. Иногда целесообразно объединять детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы. При определении времени проведения развлечений воспитателю следует учитывать время года. Это связано с тем, что дети обязательно должны гулять во второй половине дня (световой день в зим-

нее время короче, и если развлечения проводить после полдника, как

это принято, то дети пойдут на прогулку, когда на улице уже темно, что

снижает ценность прогулки).

Желательно в осенне-зимний период проводить такие мероприятия

перед ужином, а в весенне-летний период после полдника, при этом

они могут быть более эмоциональными. Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение, более длительное по времени (30—35 минут, с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни — короткие (5—10 минут) веселые забавы (маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизированных моментов из жизни ребят в детском саду или по литературным произведениям). Такие развлекательные моменты помогают снять усталость, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-до-

суговой деятельности на другой. Их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительной атмосферы.

Не обязательно для этого собирать всех детей группы. Воспитатель должен научиться видеть и чувствовать детей, которым необходима эмоциональная разрядка, которых нужно подбодрить, помочь выбрать для себя занятие.

В практике работы дошкольных учреждений используются три вида

развлечений (они различаются по степени активности участия детей) :

- дети являются только слушателями или зрителями;

- дети — непосредственные участники;

- участниками являются и взрослые, и дети.

Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности.

• Театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, фланелеграф, театр картинок, плоскостной театр и др., то есть все виды театров и театральной деятельности).

Познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаев и традиций родной страны, народа; экологические.

Спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры,

Любимым видом развлечения является театрализованное представление.

Не менее интересными для детей развлечениями являются театр игрушки и театр картинок. Их легко организовывать, так как они не требуют сложного технического устройства. Для театра игрушек в качестве сцены используют несколько сдвинутых вместе столов, на стульях игрушки должны лежать так, чтобы дети их не видели. Воспитатель берет куклу и начинает разыгрывать перед детьми сюжет сказки (пьесы) или импровизировать ситуации из жизни группы. Этот вид развлечений можно организовать в любой момент.

Значительное место в организации развлечений занимают концерты — исполнение музыкальных и литературных произведений в чередовании сольных и коллективных выступлений детей и взрослых. Как правило, концерты проводятся силами детей. Тематические концерты строятся на знакомых детям произведениях и могут включать вокальную или инструментальную музыку.

К развлечениям относятся шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Фокусы. Они вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты для показа фокусов пользуются специальными, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Фокусы, которые показывают дошкольникам, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, не требующие ни сложного инвентаря (можно обойтись бумагой, ножницами, графином, щеткой,

шнурком и др., ни особого умения. Успех во многом зависит от умения

педагога интересно объяснить и преподнести их детям.

Шутки. Им дети рады всегда. Шутки можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях. Необходимо помнить одно: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми с тем, чтобы они могли рассказать их младшим. Это научит последних понимать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.

Шарады. Это — отгадывание слов по частям (обычно по слогам).

Прежде чем загадывать шарады, надо объяснить детям технику их отгадывания. Например: первый слог — нота (фа, второй — тоже нота (соль, а целое — на горох похоже (фасоль).

Загадки. Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь. Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь. От количества этих признаков и того, насколько подробно они характеризуют загаданное, зависит простота или

сложность загадки. Педагог должен в доступной форме объяснить это детям, подробно разобрать с ними ту или иную загадку — тогда процесс отгадывания будет более осмысленным. Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если ее никто не может отгадать, следует задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь решения.

Загадки могут быть направлены на закрепление и обобщение представлений и знаний детей о том или ином предмете или обращать их внимание на ту или иную особенность, характерную черту или на ряд свойств.

Подбор загадок зависит от того, на что воспитатель хочет сделать акцент, а также от возраста детей. Такой вид развлечений может проводиться как со всеми детьми группы, так и с подгруппой. Но, как правило, в таких мероприятиях любят принимать участие все дети. Загадки следует подбирать с учетом возраста.

Сюрпризы. Это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, прогулки, праздники и в повседневную жизнь детей в детском саду.

Виды развлечений.

Концерты: тематические, исполнения музыкальных произведений, литературных произведений; народного творчества; детской художественной самодеятельности, музыкально-литературные.

Народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы; игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижности.

Познавательные вечера: КВН и викторины, посвященные жизни

и творчеству композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаям и традициям народа, региона, страны; экологические и посвященные природным явлениям, математические и др.

Спортивные: игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры с правилами, веселые старты, аттракционы (спортивного содержания).

Театрализованные представления: кукольный театр, народный театр Петрушки, фланелеграф, пальчиковый, теневой, театр игрушки, плоскостной театр; инсценирование сказок, рассказов, песен; детская музыкальная опера, мюзиклы, музыкальные ритмопластические спектакли.

Забавы: развлечения с карандашами и красками, шутки, фокусы, шарады, пословицы, поговорки, скороговорки, аттракционы с механическими и электрическими игрушками, сюрпризные моменты.

• Просмотр видео- и телефильмов, детских телевизионных передач, слушание аудиозаписей, компьютерные игры.

Праздник — это день, объединяющий всех, наполненный радостью

и весельем. Особое значение праздник имеет для детей. Праздники в

детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых — создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. деятельность в предпраздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Ребенок не может быть пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, груп-

пы и других помещений детского сада.

Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью.

Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка,

раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, то есть является одним из видов культурно-досуговой деятельности.

Мы считаем, что самостоятельная деятельность ребенка носит элементы самообразования, имеющего свою специфику и связанного с его

Виды самообразования.

Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др.

• Коллекционирование различных предметов, хобби.

• Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная

деятельность.

Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам, местам боевой и трудовой славы.

• Посещения музеев, домов-усадеб выдающихся людей, выставок,

театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий.

Творчество также рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. Вместе с тем каждый человек использует собственную творческую деятельность для того, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд вдохновения. Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желаемому результату, но участие в ней не проходит для него бесследно.

Формирование семейных ценностей через организацию досуговой деятельности в ДОУ Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью.

Фото-коллекция образовательной и досуговой деятельности

Фото-коллекция образовательной и досуговой деятельности "Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Перспективный план культурно — досуговой деятельности во всех возрастных группах на 2017–2018 учебный год Пояснительная записка. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников.

Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Передерей Е. П. Модернизация.

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация. И, соответственно, творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признан или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.

В культуре большая роль принадлежит профессионально-творческим организациям (союзы писателей, театральных деятелей, кинематографистов и другие), которые объединяют и направляют творческую деятельность многочисленных некоммерческих организаций культуры и искусства.

Учредитель организации культуры утверждает ее устав (положение) и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителем в порядке, установленном законодательством. Поскольку организации культуры могут быть учреждениями федерального, субъектов Российской Федерации или муниципального значения, постольку уставы и положения организаций культуры утверждаются актами Правительства РФ, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальными органами местного самоуправления. При этом органы управления культурой выступают учредителями организаций культуры в части создания организаций, определения их уставных задач, структуры, принципов управления, назначения руководителей, а органы исполнительной власти по управлению имуществом выступают учредителями этих организаций в части установления статуса управления государственным (муниципальным) имуществом.

Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению (культурная деятельность) в различных формах и видах, является основной деятельностью организаций культуры. Организации культуры могут осуществлять иную не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом (положением) организации культуры. Учредитель (либо орган, зарегистрировавший организацию культуры) имеет право приостановить предпринимательскую деятельность организации культуры, если эта деятельность идет в ущерб основной. Любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры.

Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданные организации культуры учредителем, закрепляются за ней на праве оперативного управления.

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, кинематографии, архивного и книжного дела, охраны и использования историко-культурного наследия, а также средств массовых коммуникаций. В его ведении находится Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, действующая на основе специального Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. (Российская газета, 2004. 24 июня).

В системе Министерства действуют: Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральное архивное агентство.

Министерство культуры РФ разработало и предложило в качестве государственных минимальных стандартов в сфере культуры нормативы обеспеченности населения учреждениями культуры по их видам и нормативы удельных капитальных вложений по объектам культуры. Нормативы обеспеченности задают состав учреждений культуры и искусства (библиотеки, клубы или учреждения клубного типа, музеи, детские школы искусств, школы эстетического образования, парки культуры и отдыха, выставочные залы, профессиональные театры, концертные залы) и важнейшие характеристики их материальной базы по типам населенных пунктов с учетом численности их жителей и административного статуса. Эти социальные нормы и нормативы одобрены распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063-р.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 73. Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций. Понятие, виды, отличия.

Вопрос 73. Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций. Понятие, виды, отличия. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между

Тема 7. Правовой статус Президента РФ и его Администрации в системе исполнительной власти России

Тема 7. Правовой статус Президента РФ и его Администрации в системе исполнительной власти России 1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной

1. Понятие и виды предприятия, социально-культурного учреждения. Административно-правовой статус предприятий и учреждений

1. Понятие и виды предприятия, социально-культурного учреждения. Административно-правовой статус предприятий и учреждений Под предприятием по действующему законодательству понимается коммерческая организация, действующая как самостоятельный хозяйствующий субъект,

4. Организационно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации

4. Организационно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации Основу организационно-правового статуса внутренних войск МВД РФ составляет Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних

14. Правовой статус и порядок деятельности партий

14. Правовой статус и порядок деятельности партий У станавливается свобода и многообразие идеологии политических партий. Ограничения связаны лишь с общегуманистическими ценностями человечества:– запрещается призывать к насилию;– проповедовать национальную,

28.4 Функции правовой культуры

28.4 Функции правовой культуры В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегулятивную; ценностно-нормативную; правосоциализаторскую; коммуникативную; прогностическую.Содержание

Значение образования в сфере АРС для эффективного развития в России институтов саморегулирования гражданского общества и повышения правовой культуры делового сообщества

Значение образования в сфере АРС для эффективного развития в России институтов саморегулирования гражданского общества и повышения правовой культуры делового сообщества А. С. КОМАРОВ, заведующий кафедрой частного права Всероссийской академии внешней торговли,

§ 70*. Совершенствование правовой культуры

§ 70*. Совершенствование правовой культуры Необходимость овладения правовой культурой и обществом, и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры – одно из условий формирования духовной личности. Вряд ли нужно

Виды культурной деятельности. Культурные ценности

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Виды культурной деятельности. Культурные ценности отключены

Виды культурной деятельности

  • выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
  • художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
  • художественные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
  • самодеятельное (любительское) художественное творчество;
  • музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
  • эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
  • научные исследования культуры;
  • международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для создания, распространения и освоения культурных ценностей;
  • иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Последний пункт оставляет перечень открытым. И это разумно, поскольку многообразие проявлений культуры в реальной жизни не терпит однозначных замкнутых схем.

Следовательно, виды деятельности, включаемые в сферу культуры, специалисты подразделяют на четыре большие группы:

Художественное творчество.

Сохранение культурного наследия.

Реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры.

Музейное дело. Архивное дело. Библиотечное дело.

Клубная и развлекательная деятельность.

Массовое создание и распространение культурных благ.

Производство аудиовизуальной продукции:

  • кинематограф;
  • производство видеопродукции;
  • производство аудиопродукции.
    Радио.

Культурные ценности

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художествен­ные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.


Мы с детства знаем, что брать без спроса вещи и сидеть с ногами на столе некультурно. Чтобы стать ближе к пониманию культуры, рассмотрим какие у нее бывают виды и формы.

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие культуры

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

Существует несколько критериев, на основе которых выделяют различные формы и разновидности культур:

по связи с религией — религиозная и светская;

по региональному признаку — культура Востока, Запада и т.д.;

по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

по связи с территорией — сельская и городская культура;

по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

трудна для понимания для неподготовленных людей;

эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

следование традициям и ритуалам;

ограниченное информационное поле.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

носит коммерческий характер;

в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

снижает общий уровень духовной культуры общества;

ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

рассчитана на пассивное потребление;

формирует стереотипы в сознании людей;

формирует искусственные потребности.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

адаптация человека к окружающему миру;

удовлетворение его материальных потребностей.

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, мебель, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

ориентация на идеальные формы;

глубокая нравственная традиция;

большая свобода творчества;

неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

хранение культурного опыта;

средство понимания и объяснения мира;

регулирование взаимодействия людей в социуме;

формирование общественных ценностей и идеалов;

воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

подростково-молодежная, члены которой стремятся создать свой особенный стиль жизни (например, фанаты какого-либо музыкального жанра, фильма или сериала);

религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

специфический образ жизни и привычное поведение;

наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Как пример можно привести подростково-молодежные группы, ценности и образ жизни которых противоречат общепринятым: например, готы, панки, анархисты и т.д. Также к контркультуре относятся криминальные группы, которые действуют против правил общей культуры: воры, хулиганы, наркоманы.

Характерная черта контркультур — противостояние с традиционными нормами общества.

Массовая

Элитарная

Народная

Коммерциализация духовной деятельности

Приоритетное развитие развлекательных жанров

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

Направленность на получение прибыли

Носит развлекательный характер

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

Тиражирование стандартизированных ценностей

На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов

Привлечение популярных актеров

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов

Адресована всем, без различия классов, наций, пола

Является порождением технического прогресса

Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей

Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

Нестандартность художественных средств

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

Безграничное самовыражение творца

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

Оригинальность и индивидуальность работ

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

Передача преимущественно в устной традиции

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

В начале 1960-х годов американские исследователи посчитали 164 определения культуры, выделив среди них 6 типов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • описательные;
  • нормативные;
  • психологические;
  • структурные;
  • генетические.

В современной культурологии число определений уже едва ли возможно установить.

В современно науке под культурой в первую очередь понимают человеческую деятельность и весь социально-значимый опыт человечества.

В русском языке этот термин впервые использовал российский философ, последователь учения Шеллинга Данило Велланский в 1826 году.

В контексте жизненных ценностей культура отражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Нормы и правила культуры ограничивают человека и упорядочивают беспорядочное движение природы, поэтому уже на заре своего возникновение культурное состояние противопоставлялось естественному. Мир природы считался единообразным, закономерным и предсказуемым, а мир культуры — разнообразным, обусловленным человеческой деятельностью.

Причины становления культуры

Среди основных причин, приведших к становлению и развитию культуры, можно выделить:

  • уменьшение роли физической силы;
  • постепенное сокращение господствующей роли чувственного познания и неосознанных понятий;
  • увеличение роли сознания и разума;
  • смягчение нравов;
  • воспитание вкуса.

Элементы культуры

Культура включает в себя большое многообразие различных элементов, которые можно разделить на следующие группы:

  1. Символы — это условный знак, слово или предмет, раскрывающий смысл и значение конкретной культуры (в национальной культуре таким символом может выступать язык, система традиций и ритуалов, эмблематика).
  2. Герои — это реальные и вымышленные люди, которые ввиду какого-то подвига, выдающейся судьбы или деятельности стали восприниматься в качестве примера для подражания в определенной культуре.
  3. Ритуалы — коллективная деятельность, имеющая строгую структуру и установленный порядок совершения чего-либо.
  4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, включающий в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном и т.д.

Основные формы

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, культура подразделяется на три формы:

  • элитарная;
  • массовая;
  • народная.

Элитарная культура

Элитарная или высокая культура — культура, созданная и потребляемая высокообразованной частью общества.

Эта культурная форма возникла с появлением элиты, которая большую часть жизни посвящала самообразованию, просвещению и расширению своего кругозора.

Как правило, субъекты элитарной культуры глубоко погружены в искусство и способны считывать символы и знаки, недоступные для среднестатистического зрителя. Такая сложность культурных элементов ограничивает круг лиц, способных понять и оценить по достоинству многоуровневые произведения, которые предлагает элитарная культура.

Она имеет самодостаточный характер и существует вне зависимости от политики, экономики, рынка и т. д. Культура призвана воспитывать в человеке утонченный вкус, оттачивать чувство прекрасного и мотивировать на созидательную деятельность. Наследие элитарной культры включает в себя классические произведения, авторское кино, литературную классику, виды изящного искусства и др.

К признакам элитарной культуры относится:

  • сложность произведений;
  • смысловая закрытость;
  • самодостаточность;
  • сложная система норм;
  • инновационность и креативность.

Элитарную культуру обычно противопоставляют массовой, но одновременно с этим они находятся друг с другом в постоянном взаимодействии. Новаторские идеи высокого искусства спустя время становятся общедоступными и перенимаются массовой культурой, переставая быть инновационными и уникальными. Вместе с этим, благодаря прибыли, которую приносит массовое искусство, кинокомпании, издательства и другие представители культурного производства могут спонсировать и поддерживать авторов элитарного искусства.

Массовая культура

Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе.

Массовая культура доступна для широкой публики, независимо от социального статуса, образования, материального положения и даже возраста. Ее задача заключается в мгновенном удовлетворение потребностей и желаний общества, так как она полностью зависит от своей аудитории. Поэтому ее произведения отличаются простотой и открытостью.

В рамках этой концепции уникальность и непревзойденность, присущие произведениям высокой культуры, теряют всякую ценность. Неповторимые и единственные в своем роде картины гениальных художников, тиражируются в форме репродукций и становятся достоянием каждого человека.

Стремление к простоте и поверхностности проявляется в повсеместной визуализации культурных продуктов, которая преобразовывает все тексты реальности в картинки и яркие изображения. Визуальная форма нивелирует необходимость в индивидуальном переживании произведения и делает его более понятным.

К основным признакам массовой культуры относится:

  1. Эмоциональность — направленность на эмоциональное восприятие произведений.
  2. Быстродоступность — мгновенная реакция на потребности общества.
  3. Быстрозабываемость — как только старые культурные продукты теряют актуальность, они заменяются новыми произведениями.
  4. Простота — один из основных признаков масскульта, отражающийся в легкости и незамысловатости культурных форм.
  5. Универсальность — культурные тексты рассчитаны на усредненную аудитории, вне зависимости от географических, гендерных или социальных характеристик.

К примерам массовой культуры можно отнести популярные сериалы, комиксы, эстрадную музыку, бульварные романы.

Народная культура

Народная или традиционная культура — произведения, созданные народными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает в себя произведения фольклора, дошедшие до современности в форме сказок, легенд, частушек, песен, пословиц, танцев, эпоса, ритуалов и т. д.

Изучение народной культуры позволяет исследовать историю конкретного этноса, проследить особенности его развития.

Народной культуре характерно:

  • аграрное общество;
  • сельская культура;
  • следование традиции и ритуалам;
  • ограниченное информационное поле.

В современной науке под этим термином понимается все то, что сегодняшняя культура пытается сохранить из традиционной.

Разновидности культуры

Одновременно с доминирующей и общепризнанной системой культуры, в современном обществе существуют ее многочисленные разновидности, объединяющие определенные группы людей. Под культурными концепциями, расходящимися с ценностями господствующей культуры, подразумеваются такие феномены как субкультура и контркультура.

Субкультура

Субкультура — это культура, объединяющая определенную часть общества внутри определенной системы ценностей, верований, традиций, ритуалов, языка, паттернов поведения.

Субкультура является частью обшей культуры. Ее формирование обусловлено разделением социума на разнообразные группы по национальному, социальному, профессиональному, материальному и другим признакам.

К разновидностям субкультуры относится:

  1. Подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных постулатов доминирующей культуры для того, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, хиппи и др.).
  2. Криминальные субкультуры, действующие против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы и др.).
  3. Религиозные, авторитарные секты, создающие свой культ верований и обязательных правил (Свидетели Иеговы, разнообразные секты).
  4. Этнические общности, имеющие, к примеру, диалект отличный от языковой нормы.

Субкультурам характерны следующие признаки:

  1. Наличие своеобразных ценностей, установок и правил, отличных от доминирующей культурной картины мира.
  2. Специфический образ жизни и паттерны поведения.
  3. Наличие внешней атрибутики, отражающейся во внешнем виде, жаргоне, манерах.
  4. Формирование инициативного ядра, генерирующего идеи.

Как правило, субкультура не противостоит общечеловеческой культуре, даже несмотря на существенные различия с ней. С ее помощью люди пытаются адаптировать ценностную систему господствующей культуры к своему видению мира.

Субкультуры позволяют индивиду или группе осмыслить специфику своего особенного положения и сформировать устойчивую идентичность, способную гармонично существовать в социальной среде, к которой он или они себя относят.

Контркультура

Контркультура — это форма субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культурной системы, но находится с ней в конфликте. Контркультура стремится придать новое значение устоявшимся традиционным ценностям и нормам.

Широкое распространение этот термин получил в качестве определения течений искусства, ставящих себя в противопоставление к традиционным направлениям.

Контркультуре могут быть присущи следующие черты:

  • анархичность;
  • аполитичность;
  • нетрадиционные культурные формы;
  • нетрадиционные формы религии.

Нередко контркультурные движения приводили к возникновению новых идеалов, которые со временем принимало все большее количество людей. К таким примерам можно отнести движение американской молодежи за права чернокожих, женские движения за эмансипацию и др.

Материальная культура

Материальная культура возникла вместе с появлением человека умелого около 2,6 млн. лет назад.

Материальная культура — это система материальных ценностей, возникающая в результате человеческой деятельности.

Ее основными задачами были: адаптация человека к окружающему миру и удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Под миром материальной культуры понимаются все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и т. д.

Ее сущность заключается в преобразовании природного объекта и его материала в вещь, свойства и признаки которой обусловлены творческими способностями человека и направлены на удовлетворение его потребностей. В наследии материальной культуры отражены образ жизни, нравы, ценностей и устремления людей. Каждая вещь, созданная человеком, несет в себе определенную смысловую нагрузку. К примеру, артефакты предыдущих поколений, позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

В культурологическом контексте материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлых эпох. К ним относятся памятники архитектуры, археологические находки, древние захоронения и т. д. Все это составляет культурное наследие человечества, ценность которого с годами только возрастает.

В культурологии материальное производство рассматривается с точки зрения его гуманитарной и гуманистической ценности. Для культурологов большую актуальность представляет степень совершенства и эстетичности архитектурного памятника, нежели его экономическая эффективность или технократическая составляющая.

Духовная культура

Духовная культура — это система духовных ценностей и творческой деятельности по их производству и освоению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

  • искусства;
  • философии;
  • науки;
  • религии;
  • морали и пр.

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовная культура существует во взаимосвязи с идеалами морали, нравственности, веры, науки, искусства, доминирующие в обществе. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

К признакам духовной культуры относится:

  1. Активное стремление к совершенствованию себя и окружающего мира.
  2. Ориентация на идеальные формы.
  3. Глубокая нравственная традиция.
  4. Большая свобода творчества.
  5. Неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса, философских концепций и т. д. Духовная культура выполняет следующие функции:

  1. Хранение культурного опыта.
  2. Выступление в роли средства понимания и объяснения мира.
  3. Регулирование взаимодействия людей в социуме.
  4. Формирование общественных ценностей и идеалов.
  5. Воспитание и образование.

Жизнь и деятельность человека проистекает по каналам материальной и духовной культуры. Для удовлетворения материальных потребностей, человек готовит и потребляет пищу, строит жилище, дороги, шьет одежду. Для удовлетворения духовных — создает художественные ценности, производит и потребляет искусство, изучает науку. Духовная культура может отражаться и в материальных артефактах — украшениях, памятниках, книгах, картинах.
Можно сказать, что разделение на материальную и духовную культуру имеет условный характер, так как четкую грань между ними сложно провести — чаще всего они воплощаются во взаимодействии.

Читайте также: