Детский сад по методу е и тихеевой при ленинградском государственном педагогическом институте им герцена
Обновлено: 02.07.2024
Е.И. Тихеева родилась в городке Ковно (Российская Империя) – ныне этот город называется Каунас, расположен в Литве.
Педагогическую деятельность начала в 1880 году, на протяжении десяти лет работала в качестве учителя начальных классов на Кавказе, затем переехала в Санкт-Петербург.
В 1913 году была назначена Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, до 1917 года работу совмещала с председательством в школьной комиссии данного общества, в сферу деятельности комиссии входило рассмотрение проблем и теоретических аспектов дидактики и методики начального обучения.
В 1913 году принимает участие в открытии детского сада при Обществе содействия дошкольному воспитанию, принимает его руководство на себя где плодотворно работает до 1928 года.
Умерла в 1943 году.
Вклад в науку
Наибольший вклад в педагогическую науку Е.И. Тихеева внесла как специалист по дошкольному воспитанию детей.
Основной задачей дошкольного воспитания, в соответствии с идеями Е.И. Тихеевой, должно являться осуществление подготовки детей к последующему школьному обучению, при этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. В качестве важной составляющей дошкольного воспитания педагогом рассмотрена организация работы, в ходе которой успешно формируются первоначальные трудовые и поведенческие навыки, а также совершенствуется культура языка.
Готовые работы на аналогичную тему
В качестве важного условия организации воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении, Е.И. Тихеева называла наличие программы, в которой описывается воспитательная и образовательная работа с детьми, важной идеей являлось осуществление гибкого планирования данной работы в соответствии с направленностью и интересами дошкольников.
Важное значение в педагогических взглядах Е.И. Тихеевой занимало нравственное воспитание детей, в частности, педагогом обращается внимание на следующие направления нравственного воспитания:
- воспитание разумной дисциплины;
- организация труда детей, который носит обязательный и посильный характер;
- наличие чёткого распорядка дня;
- соблюдение режима трудового обучения дошкольников.
Основываясь положениями обучения и воспитания детей, разработанными М. Монтессори, Е.И. Тихеевой была разработана и внедрена в практику работы дошкольных учреждений оригинальная система и дидактические материалы, направленные на развитие чувственной сферы дошкольников.
Основой методики Е.И. Тихеевой был принцип парности, подразумевающий в игре и при проведении занятий организации действий по сопоставлению разнообразных предметов, знакомых дошкольникам, игрушек, природных материалов.
Кроме нравственного и сенсорного воспитания, Е.И. Тихеевой уделялось внимание разработке проблем методики развития речи и мышления дошкольников. В качестве основной формы использовались систематические занятия, на которых широко использовалось живое слово, произведения народной словесности, поэзии и произведения искусства.
На занятиях, направленных на речевое развитие дошкольников, в качестве основы использовались речевые образцы, в первую очередь – речь воспитателя.
Не являясь сторонницей изучения в дошкольном возрасте иностранного языка, Е.И. Тихеева предпочитала совершенствование дошкольников в родных языках.
Основные труды
Основными трудами Е.И. Тихеевой являются результаты исследований в области дошкольного воспитания, методики речевого развития:
Составил педагогич. коллектив Детского сада: д-р Н. В. Балинская, О. В.Бобылева, Н. П. Кильпио, С. Е. Кривицкиина, Н. Н. Нагель-Лапина, Т. Б. Теплин, Е. И. Тихеева, Е. М. Чернушенко ; Под общ. ред. Е. И. Тихеевой
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Отечественный опыт дошкольного образования
2. Научный вклад в педагогику………………………………………. 5
1. Биография
Елизавета Ивановна Тихеева
Дата рождения:
12(24) апреля 1867
Место рождения:
Ковно Российская империя
Дата смерти:
1 января 1943 (75лет)
Место смерти:
Вырица, Ленинградская область СССР
Научная сфера:
Место работы:
Российский государственный университет им. А.И.Герцина
Известен как:
педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей
Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля 1867 года в городе Ковно (ныне это город Каунас, Литва ) на территории Российской империи.
Елизавета Ивановна Тихеева работала в 1880 — 1890-х годах учительницей начальной школы на Кавказе, затем работала в Санкт -Петербурге.
В 1913 — 1917 годах она являлась Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, была председателем школьной комиссии
4 этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения.
детских садов. Наибольший вклад внесла она в разработку методики развития речи. Предложенные ею наглядный материал и пособия по развитию речи и сейчас используются в работе с детьми дошкольного возраста.
В 1920 — 1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования, где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу
2.Научный вклад в педагогику .
Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка. Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей. Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения детей. На основе педагогической системы итальянского педагога М.Монтессори и её методики сенсорного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы на её основе для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям,
игрушки, природные материалы. Ею также разрабатывалась методика развитие речи и мышления детей, которая основывалась на систематических занятиях с использованием живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства. Важнейшую роль Е. И. Тихеева отводила речевым образцам, и в первую очередь - речи воспитательницы детей. Елизавета Ивановна Тихеева не была сторонница обучения в дошкольном возрасте иностранным языкам, отдавая предпочтение совершенствованию детей в родном языке.
Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка (См. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.)
Е. И. Тихеева поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.
Раскрывая пути развития речи маленьких детей, Тихеева особое место отводила экскурсиям и осмотрам. Ее указания об организации и правилах проведения экскурсий и осмотров нашли широкое применение в практике. Не утратили своей значимости также многие занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин, разработанные ею для детей разного возраста, а также словарные упражнения для детей 5 – 7 лет.
Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др.
Взгляды Е. И. Тихеевой на развитие речи, ее методические рекомендации прошли проверку практикой и широко используются в отечественной системе дошкольного воспитания. Работы Е. И. Тихеевой определили основные пути исследования проблемы развития речи в последующие годы.
Е.И. Тихеевой была предложена схема создания окружающего детей дошкольного возраста образовательного пространства, своеобразие которого заключалось во включении дидактических материалов, игрушек и игр (в форме трудовых уголков), обеспечивающих целенаправленную организацию интегративных видов игровой и трудовой деятельности, как в форме обучения, так и в форме самостоятельной работы детей дошкольного возраста. Существенным дополнением к ее целостной системе стал комплекс используемых психолого-педагогических средств воспитания и обучения ребенка-дошкольника, который включал в себя методы и приемы актуализации ведущих видов детской деятельности (игра, труд) за счет провоцирования воспитателем) педагогических ситуаций, организацию игр-занятий и создания условий для самообучения детей и закрепления полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной индивидуальной и коллективной работе.
Таким образом ведущую роль в воспитательно-образовательной работе детского сада Е. И. Тихеева отводила организованным занятиям с детьми. Она положительно разрешала вопрос о необходимости и возможности создания программы и планов занятий в детском саду. Она писала: “Вполне возможна программа, которая при умении пользоваться ею, при умении смотреть в корень дела окажет немалые услуги каждому, кто к этому делу приставлен. В нормально поставленном детском саду интересы ребенка всегда совпадают с планом занятий, начертанным руководящим лицом”. Тихеева убедительно доказывала, что необходимость программы занятий диктуется целями и задачами детского сада как воспитательно-образовательного учреждения, подготовляющего детей к школьному обучению.
Большая заслуга Е. И. Тихеевой состоит в том, что она научно обосновала дидактические основы дошкольного воспитания. в частности проблему преемственности воспитательной работы детского сада и школы. Учитывая научные достижения своего времени и обобщив лучший опыт дошкольного воспитания, Е. И. Тихеева разработала: методику развития речи и мышления детей дошкольного возраста; методику проведения программных организованных занятий, подготавливающим детей к поступлению в школу; систему Оригинального дидактического материала и методику его использования в детском саду.
Елизавета Ивановна Тихеева (1867—1943) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России.
Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля 1867 года в городе Ковно (ныне это город Каунас , Литва ) на территории Российской империи .
Елизавета Ивановна Тихеева работала в 1880 — 1890-х годах учительницей начальной школы на Кавказе, затем работала в Санкт -Петербурге. В 1913 — 1917 годах она являлась Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, была председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения.
В 1913 — 1928 годах она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.
Научный вклад в педагогику:
Елизавета Ивановна Тихеева стала заниматься проблемами дошкольного воспитания с 1907 г. В 1913-1917 гг. она руководила детским садом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию и его школьной комиссией.
Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.
Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева составила в 1905 г. букварь “Русская грамота”, а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.
В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом “Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания”
Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.
В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой “домов ребенка Монтессори. Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории “свободного воспитания и “новой свободной школы”. В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, “потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся”.
В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания.
В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа.
Е. И. Тихеева была последователем и пропагандистом идей К. Д. Ушинского и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.
Е. И. Тихеева считала, что в отличие от домов ребенка атмосфера в детском саду должна быть радостной и это возможно при широком использовании игры, живой речи и коллективных форм работы.
В противовес сторонникам теории свободного воспитания она утверждала, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит занятиям, организованным в соответствии с планом; предусматривала необходимость использования программы, которая бы давала направление воспитательно-образовательной работе, в общих чертах определяя ее содержание и формы и вооружая воспитательницу перспективой, не регламентирующей ее в деталях. Высокие требования предъявляла Е. И. Тихеева к личности воспитательницы. Она считала, что воспитанники в детских садах должны ежедневно получать горячие завтраки, что у каждого детского сада должен быть свой участок (садик или дворик).
Созданная Е. И. Тихеевой система дидактических материалов для развития органов чувств, рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей находят применение в работе современных детских садов. Наибольший вклад внесла она в разработку методики развития речи. Предложенные ею наглядный материал и пособия по развитию речи и сейчас используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Е. И. Тихеева, как и некоторые другие педагоги, не сразу приняла идеи социалистической революции, но, увлеченная деятельностью Советского государства в близкой ей области воспитания, она одной из первых откликнулась на призыв Наркомпроса и приняла активное участие в строительстве советской системы дошкольного воспитания.
Ведущую роль в воспитательно-образовательной работе детского сада Е. И. Тихеева отводила организованным занятиям с детьми. Она положительно разрешала вопрос о необходимости и возможности создания программы и планов занятий в детском саду. Она писала: “Вполне возможна программа, которая при умении пользоваться ею, при умении смотреть в корень дела окажет немалые услуги каждому, кто к этому делу приставлен… В нормально поставленном детском саду интересы ребенка всегда совпадают с планом занятий, начертанным руководящим лицом”. Тихеева убедительно доказывала, что необходимость программы занятий диктуется целями и задачами детского сада как воспитательно-образовательного учреждения, подготовляющего детей к школьному обучению.
Программа устанавливает направление занятий, в общих чертах определяет объем тех сведений, которые должны быть усвоены всеми детьми дошкольного возраста.
В детском саду надо заботиться о том, чтобы не рассеивалось внимание детей, чтобы в занятиях была возможная последовательность, систематичность, указывала Тихеева, каждое. новое представление, новый входящий в сознание ребенка предмет должны по возможности связываться с каким-нибудь ассоциативным звеном, с накопленными представлениями. В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам в том смысле, как это понимается в современной школе.
Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика — словом, все, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. “Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели — стройному развитию всех способностей ребенка”.
Читайте также: