Школа лыжника что это такое какие упражнения включает

Обновлено: 02.07.2024

Упражнения для овладения устойчивостью (равновесием) на скользящей опоре: спуски в высокой, средней, низкой стойках; спуски с переходом из одной стойки в другую и об­ратно; спуски с поочередной загрузкой то одной, то другой лыжи; то же с переступанием в сторону на параллельный след; спуски прямо, отрывая от опоры носок правой, левой лыжи; спуски наискось; поворот переступанием из спуска наискось к склону; спуски с переходом на коньковый ход без отталкивания руками после выката.

Упражнения для овладения отталкиванием руками: пере­движение одновременным бесшажным ходом под небольшой уклон с четкой постановкой палок на снег и активной рабо­той туловищем; передвижение без шагов под небольшой ук­лон, с чередованием одновременного отталкивания двумя ру­ками и одной (в различных сочетаниях).

Упражнения для овладения устойчивостью (равновесием) на скользящей опоре: спуски в высокой, средней, низкой стойках; спуски с переходом из одной стойки в другую и об­ратно; спуски с поочередной загрузкой то одной, то другой лыжи; то же с переступанием в сторону на параллельный след; спуски прямо, отрывая от опоры носок правой, левой лыжи; спуски наискось; поворот переступанием из спуска наискось к склону; спуски с переходом на коньковый ход без отталкивания руками после выката.

Упражнения для овладения отталкиванием руками: пере­движение одновременным бесшажным ходом под небольшой уклон с четкой постановкой палок на снег и активной рабо­той туловищем; передвижение без шагов под небольшой ук­лон, с чередованием одновременного отталкивания двумя ру­ками и одной (в различных сочетаниях).

Ученики начальных классов имеют высокую потребность в подвижной деятельности — причем аэробного типа (большие нагрузки нежелательны). Занятия на лыжах способствуют развитию организма ребенка, закаливанию, оздоровлению. Рассмотрим основные принципы проведения урока на свежем воздухе в зимнее время.

Организация уроков лыжной подготовки

До наступления лыжного сезона нужно познакомить учеников с элементами экипировки лыжника (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) и с правилами ухода за экипировкой.

Физическая подготовка тоже начинается заблаговременно. Осенью проводятся пробежки на открытой площадке, на слегка пересеченной местности. Упражнения: ходьба на полусогнутых ногах, имитация скользящего шага, имитация движений руками как при лыжной ходьбе, имитация положения при одноопорном скольжении, имитация попеременного двухшажного хода (все это можно выполнять с лыжными палками в руках).

Уроки по лыжным гонкам проводятся на открытой площадке. Желательно, чтобы ее размер составил 100 на 40 метров. Площадка может быть и меньше, но тогда нужно предусмотреть две лыжни: внешнюю и внутреннюю. Площадка должна быть защищена от ветра и, в идеальном варианте, находиться рядом со склоном, горкой.

Длина лыж должна соответствовать росту ученика с поднятой рукой. Лыжные палки, поставленные на пол – доходить до плеч ребенка.

Хранить лыжи лучше в прохладном месте с распорками. Перед занятием рекомендуется натирать лыжи мазью для лучшего скольжения.

Проводить уроки лыжной подготовки, как и другие занятия на свежем воздухе, лучше в конце учебного дня.

Переодевание, выдача и сдача лыж производятся на перемене.

Этапы урока лыжной подготовки

Построение учеников и объяснение задач урока.

Изучение элементов лыжного строя.

Организованное передвижение к месту занятий.

Общеразвивающие упражнения и игры на быстрое построение.

Изучение способов передвижения на лыжах, подъемы и спуски, игры на лыжах и без лыж.

Возвращение в школу.

Подведение итогов, обсуждение рекомендаций по лыжной подготовке во внеурочное время.

Физическая культура. 1 класс. Учебник

Пособие содержит задания разных типов, обучающие младших школьников разным способам работы с информацией; также оно включает проблемные задания-кейсы для совместного обсуждения. Помимо заданий для работы детей в группе, есть задания, ориентированные на совместное выполнение детьми и взрослыми. Пособие адресовано учащимся 1—4 классов. Приложение, адресованное педагогам и родителям, подскажет, как организовать физкультминутки и подобрать полезный рацион питания для младшего школьника.

Элементы лыжного строя

Этапы изучения лыжных шагов в 1-4 классах

Ступающий шаг. Носки лыж поочередно поднимаются, пятки прижаты к снегу и так постепенно происходит передвижение вперед. При ступающем шаге скольжения нет. Вначале шаг изучается без палок, после ученики начинают использовать палки и тренируют шаг на подъеме.

Скользящий шаг. Выполняется толчок левой ногой и согнутая в колене правая нога выносится вперед, происходит скольжение на правой лыже. Одновременно с этим вперед движется левая рука. При скольжении туловище подается вперед в направлении правой ноги. Как только скольжение заметно замедляется, происходит толчок правой ногой и так далее. Также как и ступающий шаг, скольжение вначале изучается без палок.

Торможение падением. Беспорядочное падение, особенно вперед, очень опасно, поэтому обучение падению является важным элементом программы. Этапы правильного падения: 1. спускаясь по склону в основной стойке, глубоко присесть; 2. мягко упасть назад и в сторону на бедро, а затем на бок; 3. распластаться на снегу, широко раскинув руки с палками вверх и в стороны; 4. лыжи развернуть поперек склона.

Попеременный двухшажный ход (основной в лыжных гонках). Левая нога двигается вперед и одновременно выносится вперед правая рука с палкой. Правая нога и левая рука в это время делают толчок. Вес тела переносится на левую ногу, происходит одноопорное скольжение на левой лыже. При замедлении скольжения правая палка ставится на снег на уровне носка левой ноги. Далее следуют такие же движения правой ногой и левой рукой и так далее.

Подъем скользящим шагом. Очень похож на попеременный двухшажный ход, но шаг короче, движения чаще, опора на палки сильнее.

Спуски. В высокой стойке: ноги слегка согнуты, одна лыжа немного впереди (выполняется на крутых склонах). В низкой стойке: ноги сильно согнуты, туловище подано вперед, руки впереди (выполняется на прямых пологих и длинных склонах).

Поворот переступанием. При повороте налево после небольшого разбега, во время скольжения на лыжах в полуприседе, тяжесть тела переносится на правую лыжу. Левая лыжа поднимается с развернутым влево носком и ставится на снег в новом направлении, после правая лыжа приставляется к левой. Для переступания в правую сторону ноги меняются соответственно. Следует отработать на ровной местности.

Для всестороннего физического развития и закаливания детей хирурги-травматологи советуют брать уроки лыжной подготовки. На занятиях ребята приобретают морально-волевые качества, осваивают строевые приёмы, изучают технику разных ходов, подъема, спуска с гор, торможения и поворотов. Учебная программа делится на 2 курса. На лыжную подготовку в системе физического воспитания отводится 40 часов.

Способы лыжной подготовки

Процесс обучения

Обучение проводится в несколько этапов. Урок состоит из трёх частей: подготовительная (20 минут), основная (75 минут) и заключительная (5 минут). Первое занятие считается ознакомительным. Дети учатся следующему:

  • правильная подготовка оборудования к преодолению горных троп;
  • выявление требований, которым должно отвечать основное снаряжение для спорта: крепления, палки, мази.

Проверка умения детей ходить на лыжах

Первое занятие проводится с целью проверки умения детей ходить на лыжах. Последующие уроки начинаются с отработки строевых приёмов на месте и в движении. Будущие лыжники знакомятся с профилактикой обморожений. Если температура окружающей среды низкая, должен выполняться медленный бег без лыж на протяжении 5 минут. Способ эффективен от обморожения пальцев ног.

Другие особенности обучения:

  1. Первые занятия проводятся в максимально благоприятных условиях: исключение скоростного режима, отказ от быстрого спуска, выполнение упражнений на пологих склонах холмов и в облегчённой форме одежды.
  2. Применение ходьбы по лыжне и целине, но без палок.
  3. Требования к площадке для обучения: отсутствие ветра, возможность проложить 1−2 замкнутые лыжни, а в центре снаряжение для преподавателя, наличие уклона.
  4. Чтобы сэкономить время и исключить травмы, рекомендуется проводить занятия на коротких склонах. На такой площадке дети или туристы не могут набрать большую скорость, а при необходимости способны тормозить в нужный момент.

Классические упражнения по передвижению на снаряжении включаются в каждое занятие. Они выполняются в основной части урока. Физические нагрузки возрастают постепенно, что способствуют развитию выносливости и скорости в перемещении на лыжах. Если ученики выполняют шаги колонной, наиболее подготовленный учащийся является замыкающим.

В его задачи входит:

Чтобы в строю была дисциплина, учитель обязан строго пресекать любые нарушения.

Требования к снаряжению

В подготовку к занятию входит опрятный внешний вид ученика. Отдельно предъявляются требования к подбору лыж. Учитывается рост и вес спортсмена. Крепление должно находиться в устойчивом положении. Для этого оно монтируется по центру лыжи, а снизу фиксируется надёжно ботинок. Рекомендуется использовать жесткие крепления либо резиновые аналоги.

Требования к снаряжению для лыж

Палки комплектуются специальными наконечниками, кольцами, ремнями для кистей. Они считаются универсальными, если регулируется длина. Ботинки подбираются по размеру ноги. Периодически они смазываются гуталином. Средство — отличное препятствие для проникновения влаги. Чтобы предупредить быстрое замерзание, нельзя зашнуровывать обувь туго, обвязывая шнурки вокруг ноги. В таком случае нарушается кровообращение.

После уроков ботинки просушиваются. Не рекомендуется использовать печку либо батарею. В противном случае обувь будет жёсткой. Ботинки надеваются на 2 носка, изготовленных из шерсти и хлопчатобумажной ткани. Описание одежды:

  • надёжная защита от ветра и холода;
  • небольшой вес;
  • удобство и комфорт.

Рекомендуется носить свитер, который будет перекрывать брюки при сильном наклоне туловища в разные стороны. Подготовка лыж к соревнованиям требует наличия головного убора и перчаток. Если тренировки проводятся в суровых районах, лучше носить шапочку, прикрывающую уши. Дополнительно используются специальные наушники. После получения инвентаря необходимо проверить его на исправность, развязав лыжи до выхода на улицу.

Чтобы предупредить появление льда на инвентаре, необходимо дать им время остыть. Лучшая профилактика травматизма — соблюдение правильной техники выполнения упражнений. Независимо от способа передвижения на лыжах соблюдается дистанция до впереди идущего ученика 3−4 м, а на спуске — до 30 м. В последнем случае запрещено выставлять вперёд палки.

Чтобы остановиться быстро, рекомендуется присесть, упасть на бок, удерживая инвентарь сзади. В конце спуска спортсмен не останавливается у подножия склона. Для выполнения прыжков с трамплина требуется специальная подготовка и лыжи. Нельзя пересекать инвентарь других спортсменов.

Принципы проведения уроков

Обучение предполагает попеременный переход от одной техники передвижения к другой. На протяжении всего курса дети обучаются новым методикам, одновременно совершенствуя предыдущие. Подобная методика соответствует специфике перемещения на лыжах. На уроках передвижение совершается во время обучения, с целью достижения учебного склона, при возвращении на базу. Установленные принципы распространяются на любой рельеф.

Обучение ходьбы на лыжах

Чтобы повысить эффективность уроков, рекомендуется:

  • сократить количество подготовительных упражнений до минимума, которые выполняются на месте
  • заменить их специальной программой по овладению отдельными элементами скользящей техники.

Если программа составлена правильно, ученики смогут за курс приобрести навыки по управлению лыжами с учётом их веса, сохранив их параллельное расположение. В основе классификации лыжных ходов находится классический и свободный стили. В первую группу входят следующие методики:

  1. Попеременные: четырехшажная, двухшажная.
  2. Одновременные: бесшажные, основная и скоростная одношажная, двухшажная.

Свободный либо коньковый стиль характеризуется попеременными и одновременными методиками. Существует специальная схема последовательности обучения ходам. В качестве разминки выполняются упражнения на месте, но без инвентаря. На следующем этапе выполняются спортивные задачи на лыжах и на месте.

Способы выполнения двухшажного хода:

Способы выполнения двухшажного хода

Описание подъёмов

Если задания выполняются на некрутом уклоне, соблюдается ступающий шаг. Лыжами нужно притопывать, оказывая упор на палки сзади. Другие упражнения на подъёмах:

  1. Лесенка. Выполняется на крутом склоне. Ученик поднимается правым либо левым боком, соблюдая приставные шаги. Нога поднимается с лыжей до ½ голени, параллельно передвигая лыжу на полшага вправо (влево). При выполнении упражнения тяжесть тела распределяется на две стопы. Корпус тела наклоняется незначительно вперёд, а палка размещается вблизи стопы.
  2. Полуелочка. Лучше исполнять наискось, чтобы подняться на горку. Приём выполняется по определённой технике: лыжа, которая находится по склону выше, переставляется в линии движения, а вторая с разворотом носка поперёк горы.
  3. Елочка. Подъём осуществляется при надёжном удерживании ноги креплением. Для техники характерно широкое разведение носков лыж в разные стороны. Пятки при шаге переносятся одна через другую. Лыжи ставятся на снегу внутренними ребрами: задняя часть впереди расположенного инвентаря опускается на склон против обуви стоящей на снегу ноги. Палки должны находиться сзади нижней конечности.

Правила ухода

Лыжи деревянные и пластиковые подбираются по размеру, основываясь на массе тела и росте ученика. Рекомендуется пользоваться инвентарём без царапин, перекосов и искривлений. Длина должна соответствовать росту. Учитывается расстояние от плеча до окончания пальцев руки. Чтобы улучшить скольжение лыж по снегу, обеспечив их сцепление, используются мази и парафины.

Дополнительно составы предупреждают преждевременный износ. Если средство наносится тонким слоем, лыжи хорошо скользят, а толстый слой обеспечивает прочное сцепление при выполнении зигзагообразных упражнений, змейки. Мазь с низкой температурой скользит лучше. Специалисты советуют использовать одновременно несколько составов.

Лыжи деревянные и пластиковые подбираются по размеру

Таким способом можно добиться получения комбинированного слоя. Нужно наносить на носок, пятку и желоб скользящую мазь, а на середину — состав удерживающего типа. Чтобы обработать коньковые ходы, используется парафин. Его нужно распространить по всей поверхности. Мази, которые применяются для лыж, классифицируются на 3 группы:

  1. Твёрдые.
  2. Жидкие.
  3. Полутвёрдые.

По цвету специалисты различают голубые, зелёные, светло-зелёные, чёрные. Первые составы предназначены для ходьбы по старому крупнозернистому покрытию, насту и гололёду. Если снег только выпал, используется фиолетовая либо жёлтая мазь. Парафины рассчитаны на температуру от нуля и выше. Голубой применяется, когда температура находится в пределах -1- -10, а зеленый — ниже -10 градусов. Новичкам рекомендуется выбирать спортивное снаряжение с помощью тренера.


Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Организация и методика проведения занятий
  • Глава 2. Основы обучения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лыжная подготовка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Организация и методика проведения занятий

Занятия по лыжному спорту проводятся на местности, большей частью пересеченной, в любую погоду (мороз, снегопад, оттепель) и требуют от занимающихся значительных энерготрат. Поэтом особенно важно, чтобы преподаватель четко организовал уроки, умел выбрать маршрут, доступный для занимающихся, выбрал соответствующий темп передвижения, не допускающий большого разрыва в колонне, указал дистанцию при спусках с гор, постоянно контролировал дисциплину, численный состав групп и т. д.

Для обучения способам передвижения на лыжах должны быть подобраны и соответствующим образом подготовлены учебная площадка, склоны и тренировочные лыжни.

Пренебрежение организационной стороной урока и дисциплиной при проведении занятий по лыжному спорту может привести к нежелательным последствиям — травмам, обморожениям, а подчас и к несчастным случаям.

Непременные условия занятий — систематичность и плановость. Для этого необходимо иметь соответствующую программу, рабочий план и конспекты занятий.

При планировании обучения важно, чтобы содержание, форма работы и ее методика соответствовали возрастным и половым особенностям занимающихся, их состоянию здоровья, физическому раз-витию и технической подготовленности.

Успешность обучения технике передвижения на лыжах зависит не только от методики преподавания, но в значительной мере и от организации и условий проведения занятий: как подобран инвентарь, как выбраны места занятий, учтены ли метеорологические условия, выбрано ли место для преподавателя и все ли предусмотрено для предупреждения травм и обморожений.

В начале обучения занимающихся нужно ознакомить с требованиями, которым должны соответствовать лыжи, палки, крепления, и с назначением лыжных мазей.

Учебная площадка — место, где проводятся занятия по технике лыжных ходов. Площадка должна быть сравнительно ровной, защищенной от ветра (у леса, между гор и т. п.) и иметь уклон 2–3°. Лучше выбирать место для такой площадки вблизи склонов гор, на которых удобно проводить обучение.

На площадке прокладывают одну или две параллельные лыжни на расстоянии 3–5 м в виде одного или двух замкнутых четырехугольников с закругленными углами.

Длина лыжни должна быть такой, чтобы на каждого обучаемого приходилось по 12–15 м. Если кругов два, на внутренней лыжне занимаются более слабые лыжники или женщины (когда группа смешанная). Кроме того, при занятиях однородной группы педагог вызывает на внутреннюю лыжню тех, кому следует дать индивидуальные замечания по технике выполнения отдельных элементов.

Внутри четырехугольника прокладывают лыжню для преподавателя — здесь он демонстрирует технику, отсюда руководит занятием.

Лыжни, особенно для начального обучения, должны быть ровными, узкими и иметь хорошую опору для палок.

Учебно-тренировочные склоны — места, где проводятся занятия по изучению способов спусков, подъемов, торможений и поворотов. Склонов должно быть несколько. При выборе их надо учитывать состояние снежного покрова, крутизну и длину склона, наличие бугров, ухабов и других препятствий. Склон для очередного занятия выбирают в зависимости от задач и подготовленности занимающихся.

Состояние снежного покрова также влияет на характер занятия. После больших снегопадов передвижение лыжников затрудняется. Изучать технику передвижения, если место занятий не подготовлено, невозможно. Свежевыпавший снег при умеренно низкой температуре дает хорошее скольжение, а свежевыпавший мокрый снег прилипает к лыжам. Поэтому в первом случае на уроке можно решать любые задачи, во втором же лучше изучать и совершенствовать спуски, повороты, развивать выносливость.

Принимая все меры предосторожности для предупреждения травматизма, нельзя, однако, снижать воспитательного значения не-которого элемента риска на спусках и поворотах на скорости.

Для предотвращения обморожений нужно знать, что основными причинами их являются низкая температура, влажный воздух, ветер, чрезмерное переутомление и отсутствие закалки, недостаточные меры защиты от холода (влажная одежда, обувь, носки, рукавицы), неправильно пригнанное снаряжение, (тугое шнурование, сжимающие ногу крепления, тесный ботинок и т. д.), несоблюдение гигиены тела и одежды.

Во время занятий в сильный мороз или ветер преподаватель должен осуществлять неослабный надзор и контроль за занимающимися и организовывать их взаимонаблюдение.

При первых признаках обморожения нужно немедленно оттирать пострадавшую часть тела чистой рукой, но не снегом, который может повредить кожу. Растирать следует до появления красноты и чувства тепла.

При обучении спускам, подъемам, поворотам очень важно правильно организовать группу, строго определив, где спускаться и где подниматься.

Для закрепления и совершенствования техники передвижения, тактически правильного ее использования в различных условиях необходимо прокладывать тренировочные лыжни протяженностью 1–3 или 1–5 км и желательно в виде петель. Это позволяет лучше использовать рельеф местности, чаще наблюдать за занимающимися и давать им указания.

В процессе занятий преподаватель демонстрирует те или иные упражнения. Поэтому большое значение имеет правильный выбор преподавателем места. Он должен хорошо видеть всех занимающихся, а те, в свою очередь, хорошо слышать даваемые им объяснения и видеть показываемые упражнения.

При обучении способам подъемов преподаватель дает объяснения у подножия горы, а следит за их выполнением, несколько поднявшись в гору.

При обучении торможениям и поворотам педагог строит группу на площадке у подножия горы. Здесь занимающиеся выполняют под-водящие упражнения. Далее он поднимается несколько вверх, чтобы видеть, как они делают повороты вокруг него.

В процессе занятий педагогу нужно следить за метеорологическими условиями — температурой воздуха, ветром, влажностью, снежным покровом. В зависимости от этих условий, их влияния на организм лыжников необходимо вносить коррективы в организацию и методику проведения урока.

Так, в дни с резко пониженной температурой воздуха занимающимся надо порекомендовать соответствующим образом одеться, в занятиях уменьшить паузы и объяснения на месте.

Читайте также: