Виды изобразительной деятельности в школе

Обновлено: 08.07.2024

Методика проведения уроков изобразительного искусства в начальных классах. Урок – основная форма сотрудничества учителя и учащихся. Определение обучающих, воспитательных и развивающих задач урока. Урок и его материально-техническое оснащение.

Программа, разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, рассматривается как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.

1. Урок изучения нового учебного материала. Формы изучения: урок-лекция; урок-семинар; киноурок; урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа); урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

а) Систематизация и обобщение новых знаний.

б) Повторение и закрепление ранее усвоенных знаний.

в) Применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний

г) Формирование умений и навыков.

д) Контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования ЗУН,

этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения ЗУН; уроки формирования УН.

Видами этого типа уроков являются:

• уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

• урок - лабораторная работа;

• урок практических работ;

3. Урок обобщения и систематизации

4. Комбинированный урок

5. Уроки контроля и коррекции ЗУН.

Методика преподавания занятий по изобразительному искусству в начальных классах

Учет психолого-возрастных особенностей учащихся младших классов.

Критерии оценки детских рисунков.

Особенности творчества младших школьников (образное решение изображения).

Урок - основная форма сотрудничества учителя и учащихся.

2. каждый урок должен быть направлен на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной творческой деятельности; должен способствовать повышению политехнического образования школьников, готовить их к жизни, к общественно полезному труду. Ознакомление с произведениями русского дореволюционного, советского и зарубежного искусства способствует более глубокому познанию действительности учащимися, активному формированию их мировоззрения, идейных убеждений;

3. в процессе преподавания изобразительного искусства в школе — при изучении правил и законов искусства — нужно развивать творческую самостоятельность школьников;

4. с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства необходимо реализовать межпредметные связи изобразительного искусства и таких учебных предметов, как литература, музыка, труд, природоведение, география, черчение и др.;

5. воспитанию чувства патриотизма, гордости за свои народ способствует широкое использование в рисунках учащихся местных и национальных традиций изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры. С этой целью в школах союзных и автономных республик, национальных округов в программу по изобразительному искусству вносятся изменения, позволяющие широко освещать местное народное искусство и современную живопись, графику и архитектуру;

6. эффективным средством развития художественных способностей детей, воспитания их эмоциональной отзывчивости должны быть графические и живописные упражнения, проводимые в 1-4 классах;

7. каждый урок изобразительного искусства должен пробуждать у школьников чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь к Родине, труду;

8. все виды занятий в процессе обучения должны быть взаимосвязаны и проводиться в течение учебного года с учетом особенностей времени года, знаменательных дат, интересов учащихся, межпредметных связей и местных условий школы.

Основными элементами урока являются:

3. Анализ образца

5.Самостоятельная работа учащихся.

1. Кабинет изобразительного искусства должен быть больше обычного класса по площади или с лаборантской комнатой:

- это место для проведения кружковых занятий по изобразительному искусству,

- для оформительских работ,

- хранения подрамников, стендов, бумаги, красок.

2. В классе или поблизости должно быть водоснабжение, т.к. занятия живописью, композицией, лепкой без воды невозможны.

3. Необходимым условием успешных уроков является:

-наличие специальной мебели и приспособлений (натурные столики, подиумы для натурных постановок, переносные светильники, подставки-уголки, одноместные столы с крышкой, устанавливаемой под любым углом, мольберты-хлопушки, карнизы, классные доски для рисования на белой плоскости, мебельные стенки для хранения наглядных пособий), затемнение на окна;

- наличие технических средств обучения (эпидиаскоп, видеопроектор, видеодвойка-TV, интерактивная доска и т.д.).

- наглядный материал (натурный фонд из предметов быта для натюрмортов, гипсовые пособия – геометрические тела, вазы, розетки и т.д.),

- репродукции с картин художников,

- художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты (основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.);

- систематизированные образцы лучших работ учащихся;

- раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).

4. Оформление кабинета изобразительного искусства представляет собой набор художественных стендов для стационарной экспозиции. Это элементарные правила компоновки, схематическое изображение пород деревьев, пропорции фигуры человека, вопросы цветоведения и др. При этом надо помнить, что излишняя информация не способствует качеству обучения.

5. Специальная и методическая литература, наборы видеофильмов, компакт-дисков

Определение обучающих, воспитательных и развивающих задач урока

- обучающая или учебная заключается в подаче теоретических знаний, формирование умений и навыков непосредственно на этом занятий в объеме, предусмотренном программой;

- воспитательная (планируется на раздел, тему, блок занятий, семестр, четверть, год) воспитание эстетических чувств, художественного вкуса, любви к своему краю, народным промыслам и т.д., а также воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности и т.д.;

- развивающая заключается в побуждении учащихся к сравнению, анализу нового материала, его обобщению, использованию на практике; развитие памяти, мышления, воображения, творчества и т.д. Следует включать в урок анализ работа учащихся, сравнение различных изобразительных приемов, умение вычленять особенное и отличительное.

Основное содержание программы по изобразительному искусству в начальной школе и виды занятий. Характеристика видов занятий и основных типов уроков в школе по изобразительному искусству.

Методика проведения уроков изобразительного искусства в начальных классах. Урок – основная форма сотрудничества учителя и учащихся. Определение обучающих, воспитательных и развивающих задач урока. Урок и его материально-техническое оснащение.

Программа, разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, рассматривается как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.

1. Урок изучения нового учебного материала. Формы изучения: урок-лекция; урок-семинар; киноурок; урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа); урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

а) Систематизация и обобщение новых знаний.

б) Повторение и закрепление ранее усвоенных знаний.

в) Применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний

г) Формирование умений и навыков.

д) Контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования ЗУН,

этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения ЗУН; уроки формирования УН.

Видами этого типа уроков являются:

• уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

• урок - лабораторная работа;

• урок практических работ;

3. Урок обобщения и систематизации

4. Комбинированный урок

5. Уроки контроля и коррекции ЗУН.

Методика преподавания занятий по изобразительному искусству в начальных классах

Учет психолого-возрастных особенностей учащихся младших классов.

Критерии оценки детских рисунков.

Особенности творчества младших школьников (образное решение изображения).

Урок - основная форма сотрудничества учителя и учащихся.

2. каждый урок должен быть направлен на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной творческой деятельности; должен способствовать повышению политехнического образования школьников, готовить их к жизни, к общественно полезному труду. Ознакомление с произведениями русского дореволюционного, советского и зарубежного искусства способствует более глубокому познанию действительности учащимися, активному формированию их мировоззрения, идейных убеждений;

3. в процессе преподавания изобразительного искусства в школе — при изучении правил и законов искусства — нужно развивать творческую самостоятельность школьников;

4. с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства необходимо реализовать межпредметные связи изобразительного искусства и таких учебных предметов, как литература, музыка, труд, природоведение, география, черчение и др.;

5. воспитанию чувства патриотизма, гордости за свои народ способствует широкое использование в рисунках учащихся местных и национальных традиций изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры. С этой целью в школах союзных и автономных республик, национальных округов в программу по изобразительному искусству вносятся изменения, позволяющие широко освещать местное народное искусство и современную живопись, графику и архитектуру;

6. эффективным средством развития художественных способностей детей, воспитания их эмоциональной отзывчивости должны быть графические и живописные упражнения, проводимые в 1-4 классах;

7. каждый урок изобразительного искусства должен пробуждать у школьников чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь к Родине, труду;

8. все виды занятий в процессе обучения должны быть взаимосвязаны и проводиться в течение учебного года с учетом особенностей времени года, знаменательных дат, интересов учащихся, межпредметных связей и местных условий школы.

Основными элементами урока являются:

3. Анализ образца

5.Самостоятельная работа учащихся.

1. Кабинет изобразительного искусства должен быть больше обычного класса по площади или с лаборантской комнатой:

- это место для проведения кружковых занятий по изобразительному искусству,

- для оформительских работ,

- хранения подрамников, стендов, бумаги, красок.

2. В классе или поблизости должно быть водоснабжение, т.к. занятия живописью, композицией, лепкой без воды невозможны.

3. Необходимым условием успешных уроков является:

-наличие специальной мебели и приспособлений (натурные столики, подиумы для натурных постановок, переносные светильники, подставки-уголки, одноместные столы с крышкой, устанавливаемой под любым углом, мольберты-хлопушки, карнизы, классные доски для рисования на белой плоскости, мебельные стенки для хранения наглядных пособий), затемнение на окна;

- наличие технических средств обучения (эпидиаскоп, видеопроектор, видеодвойка-TV, интерактивная доска и т.д.).

- наглядный материал (натурный фонд из предметов быта для натюрмортов, гипсовые пособия – геометрические тела, вазы, розетки и т.д.),

- репродукции с картин художников,

- художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты (основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.);

- систематизированные образцы лучших работ учащихся;

- раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).

4. Оформление кабинета изобразительного искусства представляет собой набор художественных стендов для стационарной экспозиции. Это элементарные правила компоновки, схематическое изображение пород деревьев, пропорции фигуры человека, вопросы цветоведения и др. При этом надо помнить, что излишняя информация не способствует качеству обучения.

5. Специальная и методическая литература, наборы видеофильмов, компакт-дисков

Определение обучающих, воспитательных и развивающих задач урока

- обучающая или учебная заключается в подаче теоретических знаний, формирование умений и навыков непосредственно на этом занятий в объеме, предусмотренном программой;

- воспитательная (планируется на раздел, тему, блок занятий, семестр, четверть, год) воспитание эстетических чувств, художественного вкуса, любви к своему краю, народным промыслам и т.д., а также воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности и т.д.;

- развивающая заключается в побуждении учащихся к сравнению, анализу нового материала, его обобщению, использованию на практике; развитие памяти, мышления, воображения, творчества и т.д. Следует включать в урок анализ работа учащихся, сравнение различных изобразительных приемов, умение вычленять особенное и отличительное.

Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Основные виды учебных занятий определяются способами эстетического и научного освоения действительности и языка изобразительного и декоративно-прикладного искусств:

- рисование с натуры:

- рисование и лепка по памяти отдельных объектов и явлений действительности;

- композиционное рисование по представлению и воображению (тематическое рисование);

- декоративное рисование на плоскости на основе стилизации реальных форм и законов декоративной композиции;

- декоративно-прикладная деятельность в объеме и пространстве;

- эстетическое восприятие действительности;

- художественное восприятие искусства (беседы об искусстве).

· рисование с натуры (рисунок, живопись);

· рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

· аппликация с элементами дизайна;

· беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Рисование с натуры включает в себя рисование по памяти и представлению объектов действительности. Длительность выполнения заданий от 7-15 минут до 1-3 уроков. Для развития зрительной памяти и пространственных представлений у учащихся нужно чаще рисовать по памяти и по представлению.

На уроках рисования с натуры изучаются законы реалистического изобразительного искусства; основные закономерности линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, светотени и цветоведения, основные пропорции человека. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты, выражающейся в плавности линий, изящных очертаниях, пропорциональности форм, гармонии цветовых сочетаний, логической взаимосвязи групп предметов в натюрмортах.

Рисование на темы – это рисование самостоятельных композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений. На уроках тематического рисования закрепляются навыки грамотного изображения, закрепляются и осознаются знания, приобретенные на уроках рисования с натуры. Одной из обучающих целей тематического рисования является изучение художественно-выразительных средств композиции (симметрия, динамика, точка зрения, колорит). Значение приобретает выработка умений выразительно выполнять композиционный рисунок, самостоятельно (творчески) решать композиционные задачи и передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к выбранному сюжету.

Декоративная работа – это выполнение упражнений на основе образцов народного искусства, самостоятельных орнаментальных композиций, составление эскизов оформительских работ. На уроках декоративной деятельности раскрывается значение народного искусства как средства трудового, нравственного, эстетического и патриотического воспитания, а самобытность народных промыслов рассматривается как часть народной (национальной) культуры. Одной из обучающих задач является освоение основ декоративной композиции и колористики. Знания и умения приобретенные на уроках ДПИ носят прикладной характер.

Лепка – формирует объемное видение предметов, помогает осмыслить пластические особенности форм, развивает чувство цельности пространственной композиции. На уроках лепки предметы и объекты действительности изображаются с натуры и по памяти, сюжетные композиции по представлению и воображению. Обучение скульптурным навыкам ведется от плоскостных форм через рельеф к объему и пространству (пример: лист дерева, гипсовая розетка, птичка, многофигурная композиция).

Аппликация - это составление цветных наклеенных рисунков предметов с натуры (овощей, фруктов, цветов, животных), сюжетных композиций и декоративных работ.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства и их анализе. Беседы об искусстве нацелены на воспитание интереса к искусству, любовь к нему, бережного отношения к памятникам культуры. Они так же расширяют представление об окружающем мире, развивают умение понимать картины и некоторые средства художественной выразительности.

В таблице № 2 (см. лекцию №2) представлено распределение учебного времени по всем видам художественной деятельности. В начальной школе ведущими видами являются рисование на темы и декоративные работы, а в классах 5-9 ведущим становится рисование с натуры. Такое распределение обусловлено возрастными особенностями школьников. Беседы об искусстве проводятся как часть вводных бесед на уроках тематического рисования и декоративной работы, но с четвертого класса беседы могут занимать целый урок.

Художественная деятельность школьников на уроках ИЗО находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (живопись, графика, скульптура);

- декоративно-прикладная деятельность (декоративное рисование на плоскости, декоративные работы в объеме и пространстве);

- конструктивная работа (художественное конструирование и моделирование из бумаги и различных материалов);

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в тематическом единстве. Тематическая цельность программы (блочная система планирования) помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к культуре стран и народов мира, а также обеспечивает поступательность в развитии практических умений и навыков детей.

На протяжении обучения с 1 по 7 классы учащиеся осваивают всю систему средств художественной выразительности. Художественные умения и навыки выстраиваются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотень, объем, цвет, линия, фактура, материал, композиция.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный (в начальной школе они представлены изображением, украшением и постройкой). Выполненные на уроках художественные работы (изделия, коллективные декоративные панно и др.) можно использовать как подарки для друзей и родных, а общественная значимость некоторых работ /оформление ими интерьеров школы/ имеет принципиально важное значение в воспитании детей.

Основные задачи первого этапа обучения:

Через искусство заложить основы художественного и эстетического восприятия окружающей жизни.

Создать фундамент художественных представлений об эмоциональном и техническом языке искусства.

Раскрыть место и роль искусства в жизни человека и общества.

Основные принципы обучения и воспитания:

Единство восприятия и созидания.

Целостность, неспешность эмоционального освоения жизни и искусства.

Единство формы и содержания в изобразительном искусстве.

Тесная связь искусства с жизнью, преобразующая сила искусства.

Создание потребности и приобретения знаний и навыков.

Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно-образная природа, а также его связь с жизнью человека и общества, его специфическая роль в удовлетворении общественных и личных потребностей. Полученные знания по каждому из видов искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных, синтетических видов искусства, художественных стилей.

На втором этапе обучения общение с искусством приобретает различные формы, наиболее разнообразны они в самостоятельном общении: это и поисковая работа, коллекционирование репродукций, подготовка докладов, устройство ретроспективных выставок, посещение музеев и выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Владение основными средствами художественного языка на этом этапе закрепляется и доводится до определенного уровня изобразительной грамоты. В результате бесед об искусстве дети получают представление о роли реалистического искусства в жизни общества, узнают основные этапы истории русского, советского и зарубежного искусства, искусства своего народа. На этих уроках следует вести ребенка в глубь понимания искусства, тогда отношение к собственной художественной деятельности будет более серьезно и иметь творческий характер.

Основные виды художественной деятельности в начальной школе:

- основы художественного изображения (живопись, графика, композиция на заданную тему, декоративное рисование);

- народный орнамент России;

- орнамент в искусстве народов мира.

Основные виды художественной деятельности в средней школе:

- изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура);

- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств;

- диалоги об искусстве (восприятие искусства и беседы об искусстве).

Основными видами занятий школьников являются рисование с натуры, по памяти и представлению, композиционно-творческая деятельность на основе овладения ими живописными, графическими и объемно-пространственными средствами художественной выразительности. Цвет, тон, линия, силуэт, пятно и другие средства для обогащения опыта художественно-творческой деятельности детей и формирует осознанность выбора выразительных средств при создании художественных образов.

Этот раздел предусматривает познание учащимися истоков рождения орнамента, значения орнаментальных мотивов в древности, понимание первоначального смысла орнамента как знака, символа, выявление значения символики на мотивах произведений декоративно-прикладного искусства.

Особое значение придается освоению содержания, системы образов, принципа отражения действительности на примере вещей- типов в народном искусстве. Предусматривается художественно-творческая деятельность школьников на основе углубления их представлений о художественно-образных системах народного и профессионального (классического) искусства, дальнейшего освоения средств художественной выразительности, художественных техник и материалов.

Особое значение придается основам формообразования – связь формы предмета с материалом и декором. Не менее важно знание изобразительно-выразительных средства дизайна (точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорции, масса и пространство) и умение их использовать.

Таким образом, не смотря на все разнообразия формулировок видов художественной деятельности в трех типовых программах художественная деятельность на уроках изобразительного искусства обоснована спецификой художественной практики в области трех основных видов пластического искусства:

- изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура) - изобразительная деятельность;

- декоративно-прикладное искусство (народное и профессиональное) - декоративно-прикладная деятельность;

- архитектура - конструктивная деятельность.

Синтетические виды пластического искусства (монументально-декоративная живопись, дизайн и т.п.) и искусство книги, театра, кино, раскрывая интеграцию искусств, вовлекают учащихся в полихудожественную деятельность.

А так же потреблением или восприятием произведений пластических искусств на уроках изобразительного искусства.

Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать методику организации 1) уроков изображения с натуры; 2) уроков рисования на темы (композиционное творчество); 3) уроков декоративно-прикладного искусства и конструирования, 4) уроков бесед по искусству как методику организации основных видов художественной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Содержание курса

Виды деятельности обучающихся

Виды художественной деятельности.

Особенности художественного творчества

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты).Как говорит искусство?

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура, - средства художественной выразительности

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

Роль ритма в декоративно-прикладном искусстве

Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы.Передавать с помощью ритма движения и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Цвет – основа языка живописи

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт. Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

Образы человека в живописи

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета.

Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать своё отношение к персонажу. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Линия – основа языка рисунка

Овладевать приёмами работы различными материалами. Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint ).

Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

Изображать графическими средствами реальных птиц, насекомых, зверей, строения; выражать их характер.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Изображат ь предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.

Объём – основа языка скульптуры

Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.

Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объёме. Использовать приёмы трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных. Изображать в объёме выразительные образы человека, литературного персонажа.

Художественное конструирование и дизайн

Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека. Наблюдать постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Различать разнообразие форм предметного мира.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т.д. Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина. Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т.д. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. Понимать роль художника в театре. Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов. Выполнять простые макеты. Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях.

Декоративно – прикладное искусство

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками. Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.

Разнообразие декоративных форм в природе

Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Ознакомление с произведениями народных промыслов России

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов в России и называть известные центры художественных ремёсел России. Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Изображать многофигурные сцены. Откликаться эмоционально на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отражённых в произведениях изобразительного искусства, и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры

Осознавать , что архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Группировать и соотносить произведения разного искусства по характеру, эмоциональному состоянию. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

1. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗО В РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ Выполнила : Сыропятова О.П. группа БН-41 z

2. Основные виды деятельности:

4. Программа и ее особенности:

ПРОГРАММА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ:
Основная теоретическая и методическая
база обучения - классическая школа
реализма, рисования с натуры.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, но
можно добавить 1 час из вариативной части
Базисного учебного плана.

5. Концепция и задачи:

КОНЦЕПЦИЯ И ЗАДАЧИ:
1. Формирование духовной культуры личности.
2. Овладение знаниями элементарных основ реалистического
рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти,
по представлению.
3. Ознакомление с особенностями работы в области декоративноприкладного и народного искусства, лепки и аппликации;
4. Развитие у детей изобразительных способностей,
художественного вкуса, творческого воображения,
пространственного мышления, эстетического чувства и понимания
прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

6. Основные виды деятельности:

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Рисование с натуры (рисунок, живопись) включает в себя
изображение объектов действительности, а также рисование
их по памяти и по
представлению.;
Рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
Декоративная работа;
Лепка;
Аппликация с элементами дизайна;
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

8. Программа и ее особенности:

9. Концепция и задачи:

КОНЦЕПЦИЯ И ЗАДАЧИ:
Формирование целостной личности на основе высших гуманитарных
ценностей средствами интегрированного курса изобразительного
искусства и художественного труда на народных традициях;
содействие проявлению целостного оптимистического мироощущения
учащихся, созданию их собственными силами нравственно-эстетической
среды искусством с учетом многообразия его видов;
формирование чувства национального достоинства, культуры
межнационального общения, умения видеть памятники истории и
культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
формирование особых качеств мышления, творческого воображения,
культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения
искусства России.

10. Основные виды деятельности:

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Рисование с натуры, по памяти и по представлению;
Выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из
реальных и абстрактных форм;
Выполнение декоративных композиций (сюжетно-тематический
натюрморт, орнамент);
Выполнение декоративных композиций-импровизаций;
Моделирование и художественное конструирование изделий из
бумаги;
Лепка;
Художественная роспись;
Аппликация;
Работа с тканью;
Работа с природными материалами.

Читайте также: