Какие рассказы астафьева проходят в школе

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы Рассказы В.П. Астафьева в школе

«И лишь одно я просил бы у своей судьбы

Воспитывался В. Астафьев в семье де- душки и бабушки, которые своим теплом и заботой скрашивали его сиротское дет- ство. Но детство кончилось, и впереди бу- дущего писателя ожидали беспризорность, голод, детский дом. И, наверное, лишь тот крепкий внутренний стержень, что был за- ложен в родной деревне близкими людь- ми, помог ему выстоять и не сломаться под тяжестью обрушившихся на него обстоя- тельств.

После шестого класса средней школы В. Астафьев поступил в железнодорож- ную школу ФЗО, окончив которую неко- торое время работал составителем поез- дов. А осенью 1942 г. он ушел доброволь- цем на фронт. Семнадцатилетний рабочий Виктор Астафьев попал на передовую, в самое пекло войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой победы: шофер,

Судьба главного героя перекликается с судьбой самого Астафьева: трагическая гибель матери, сиротство, лишения и в то же самое время тепло и забота любимой бабушки, преклонение перед величествен- ной природой русской тайги. Даже имя главного героя прозрачно: оно совпадает с именем автора, а фамилию Потылицына носила мать писателя [3]. Но хотя повес- твование и строится на фактическом мате- риале, на наиболее значительных и памят- ных событиях из жизни писателя, это не

норм, передача добрых традиций и духов- ного опыта, накопленного поколениями на- ших предков.

лухи? Как вы думаете, почему они не тро- нули их?

Плодотворной представляется на этом уроке работа над такими понятиями, как

Русская литература

Фольклор

Устное народное творчество
"Помню, я еще младшенька была…"
"Ай вы, ветры, ветры буйные…"

Исторические песни
"Ермак готовится к походу на Сибирь"
"Пугачев в темнице"

Народный театр
"Озорник Петрушка"

Древнерусская литература

Литература XVIII века

М.В. Ломоносов
"Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны"
"1847 г."
"Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния"
"Разговор с Анакреонтом"
"Случились вместе два астронома в пиру"
"К статуе Петра Великого"

Литература XIX века

А.Н. Островский
"Гроза"
"Бесприданница"
"Снегурочка"
"Свои люди - сочтемся"
"Доходное место"
"Бедность не порок"

Л.Н. Толстой
"Детство"
"Отрочество"
"Юность"
"Кавказский пленник"
"После бала"
"Война и мир"

Н.Г.Чернышевский
"Что делать?"

И.А.Гончаров
"Обыкновенная история"
"Обломов"
"Обрыв"
"Мильон терзаний"

И.О. Никитин
"Русь"
"Утро"
"Встреча зимы"
"Ярко звезд мерцанье"
" Лес "

Литература ХХ века

К.Г.Паустовский
"Рождение сказки" ? .
"Теплый хлеб"
"Телеграмма"

И.А. Бунин
"Танька"
"Лапти"
"Сверчок"
"Цифры"
"Господин из Сан-Франциско"
"Солнечный удар"
"Иоанн-Рыдалец"
"Чистый понедельник"
Стихотворения:
"Густой зеленый ельник у дороги"
"Осыпаются астры в садах"
"Перед закатом набежало"
"Вечер"
"Слово"
"Сказка"
"Помню долгий зимний вечер"
"Летняя ночь"
"Первым утренник, серебряным мороз"
"Еще и холоден и сыр"
"Детство"
"Чистый понедельник"
"Родина" В. Брюсов
"За веком век"
"Труд"

К.Д.Бальмонт
"У чудищ"
" Осень "
"Снежинка"
"Золотая рыбка"

И.С.Шмелев
"Мартовская капель"
"Как я встречался с Чеховым"
"За карасями"

А.М.Ремизов
"Змей"

Е.И.Замятин
"Мы"
"Огненное А"

А.И. Куприн
"Олеся"
"Гранатовый браслет"
"Поединок"
"Тапер"
"Мой полет"
"Добрый доктор"
"Белый пудель"
"Мой полет"

М. Горький
"Мещане"
"Егор Булычев и другие"
"Фома Гордеев"
" Мать "
" На дне "
Литературные портреты ("В.И.Ленин", "Л.Н.Толстой")
"Мои университеты"
" Старуха Изергиль "
" Макар Чудра "
"Детство"
" Песня о Соколе "
" Челкаш "
"Сказки об Италии" - 1-4
"Ма-аленьская!"
"Несвоевременные мысли"
Публицистика

А.Веселого
"Россия, кровью умытая"

Б.Пильняк
"Голый год"

Д.Фурманов
"Чапаев"

В.Вересаев
"В тупике"

Н.А.Тэффи
"Ностальгия"

А.А.Прокофьев

М.М. Зощенко
"Великие путешественники"
"Галоша"
"Встреча"
"Монтер"

А.Т. Аверченко
"Дюжина ножей в спину революции"
Рассказы
А.Т. Аверченко
Рассказы Рассказы
"Смерть африканского охотника"

А.А. Ахматова
" Реквием "
" Мужество "
"А там мой мраморный двойник"
"Стихи о Петербурге"
"Песня о песне"
"Молитва"
" Сразу стало тихо в доме "
" Я спросила у кукушки "
" Мне голос был "
"Дальний глас"
" Муза "
"Двустишие"
" Пушкин "
"Перед весной бывают дни такие…"
" Клятва "
"Песня мира"
"Сероглазый король"
"Из книги "Четки"
"Из книги "Белая стая"
"Из книги "Вечер"
"Из книги "Подорожник"
"Из книги " ANNO DOMINI "
"Из книги "Тростник"
"Ветер войны"
" Не с теми я, кто бросил землю "
"Что ты бродишь неприкаянный…"
"И упало каменное слово…"

А.П. Платонов
"Чевенгур"
"Волшебное кольцо"
"Неизвестный цветок"
"На заре туманной юности"
"Корова"
"Юшка"
"Сокровенный человек"
"Шарманка"
"Впрок"

А.Грин
"Зеленая лампа"

М.А. Булгаков
"Кабала святош"
"Бег"
"Дни Турбиных"
"Собачье сердце"
"Мастер и Маргарита"
"Собачье сердце"
"Похождения Чичикова"

А.Т. Твардовский
"Василий Теркин"
"За далью даль"
"Страна Муравия"
" Я убит подо Ржевом "
"Братья"
"Спасибо"
"Снега потемнеют синие…"
"Июль, макушка лета…"
" На дне моей жизни. "
"Урожай"
"Родное"
"Весенние строчки"
"Матери"

Ю.Тынянов
"Смерть Вазир-Мухтара"

Произведения писателей и поэтов второй половины ХХ века:

Л.Леонов
"Нашествие"

Ф.А. Абрамов
"О чем плачут лошади"
Тетралогия "Пряслины":
" Две зимы и три лета "
" Братья и сестры "
" Пути-перепутья "
"Дом"
"Поездка в прошлое"

Чингиз Айтматов
"И дольше века длиться день…"

В.П. Астафьев
"Вам продолжать эту жизнь" (письмо, адресованное юной читательнице)
" Васюткино озеро "
"Игры"
"Конь с розовой гривой"
"Фотография, на которой меня нет"
" Царь-рыба "
" Печальный детектив "

В.И. Белов
"Скворцы"

К.Булычев
" Заповедник сказок "
"Когда мне было 12 лет"

В.Г. Распутин
"Уроки французского"
"Последний срок"
" Прощание с Матерой "
"Живи и помни"

Р.П.Погодин
"Тишина"
" Дубравка "

Ф.Искандер
"Тринадцатый подвиг Геракла"

Е.И. Носов
"Кукла" ("Акимыч")
"Живое пламя"

А.М.Володин
"Старшая сестра"
"Пять вечеров"

А.В.Вампилов
"Свидание"
"Прошлым летом в Чулимске"
"Старший сын"

Ю.П. Казаков
"Тихое утро"

А.Арбузов
"Иркутская история"
"Жестокие игры"

В.Розов
"В добрый час!"
"Гнездо глухаря"

Н.М. Рубцов
" Звезда полей "
"Тихая моя родина…"
"Посвящение другу"

Д.С. Лихачев
"Земля родная"

Р.И. Рождественский
Стихи

Литературные произведения, предназначенные для самостоятельного чтения и обсуждения в классе:

Критика

В.Белинский
"Сочинения Александра Пушкина" (Пушкин)
"Стихотворения М.Лермонтова" (Лермонтов)
"Герой нашего времени". Сочин5ение М.Ю.Лермонтова" (Лермонтов)

Н.А.Добролюбов
"Луч света в темном царстве" (Островский)
"Что такое обломовщина?" (Гончаров)

Д.И.Писарев
"Обломов" (Гончаров)
"Базаров" (Тургенев)

А.А.Григорьев
"После "Грозы" Островского" (Островский)
"Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу" (Островский)

А.В.Дружинин
"Обломов", роман И.А.Гончарова" (Гончарова)

Н.Н.Страхов
"Отцы и дети" И.С.Тургенева" (Тургенев)

М.А.Антонович
"Асмодей нашего времени"

Зарубежная литература

Мифы:

Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений

Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.

Литература, 5 класс: список произведений на лето

Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.

Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.

Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:

А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.

Литература, 6 класс: список произведений на лето

Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.

Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.

Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.

А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.

Литература, 7 класс: список произведений на лето

Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.

Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.

Школьная программа по литературе.jpg

Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.

Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

Литература, 9 класс: список произведений на лето

Школьная программа список произведений.jpg

В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.

Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.

Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.

Литература, 10 класс: список произведений на лето

Школьная программа по литературе, 5-11 класс.jpg

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.

Список литературы на лето для 10 класса:

Литература, 11 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.

Список литературы на лето для 11 класса:

Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.

В школьную программу входит несколько произведений В.П. Астафьева. В первую очередь, это рассказ "Васюткино озеро" (5 класс)и главы из автобиографической повести "Последний поклон", а именно "Конь с розовой гривой" (6 класс), "Фотография, на которой меня нет" (8 класс).

В рассказе "Васюткино озеро" поднимается тема взаимодействия человека и природы, силы человека перед лицом стихии. "Конь с розовой гривой" затрагивает нравственные вопросы о неизбежности мук совести после совершения проступка, о великодушии и прощении. "Фотография, на которой меня нет" по сути своей это не только и не столько описание конкретного случая, произошедшего с рассказчиком, воссоздание жизни деревни 30-х годов, которая осталась лишь на старых пожелтевших фотографиях, являющихся своеобразной летописью той эпохи.

Отдельные программы по литературе советуют в 11 классе изучать главы из достаточно неоднозначного романа Астафьева "Прокляты и убиты". В некоторых школах, опять-таки, на усмотрение учителя, изучается рассказ "Людочка" о равнодушии и падении нравов.

В этом знаменитом рассказе Астафьева мне понравился мальчик по имени Санька, который узнав, что его друг заболел и не может идти фотографироваться, тоже решил не идти на снимок за компанию, а ведь приезд фотографа в небольшое сибирское поселение был долгожданным, он ни каждый день все таки приезжал чтобы школьников фотографировать. Для Вити который заболел, та фотография, где его не было все равно осталась очень памятной. Ему ее принёс учитель, когда мальчик был дома, болел ревматизмом и не мог посещать школу. Я всегда горжусь людьми которые могут дружить так же самоотверженно как Витя и Санька из данного произведения. Этот рассказ небольшой, но интересный, его советую к прочтению.

Анализ рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро":

Произведение В.П.Астафьева по жанру является рассказом. В нем повествуется о путешествии, которое совершил заблудившийся тринадцатилетний мальчик, он пробыл в сибирской тайге пять дней. Васютка - это главный герой рассказа, он помогал родителям, занимаясь таежными промыслами. Другими героями рассказа были: мать и отец Васютки, дед и рыбаки. Мальчик помогает родителям, чем мог. Он сам взялся набрать рыбакам кедровых орешков, чтобы тем было что пощелкать.

И вот однажды Васютка отправляется в тайгу, чтобы очередной раз набрать орехов, и тут он видит глухаря - это завязка рассказа. После длительных блужданий Васютка вышел на берег реки Енисей и услышал звук катера. К этому времени он уже успел потерять надежду в том, что его могут быстро найти - это кульминация рассказа. А развязка наступает тогда, когда мальчик оказывается дома. Потом он приводит рыбаков на найденное озеро.

В основе рассказа лежит лежит мысль о поведении человека в трудной экстремальной ситуации. Мальчик достойно преодолел сложившиеся трудности даже не смотря на свой возраст. Не малый интерес в рассказе представляет собой описание природы: тайги и ее обитателей. Из этого произведения можно почерпнуть не мало познавательного, в том числе и о жизни таежников. Кажется, что мы будто путешествуем с Васюткой по тайге. По манере передачи рассказ спокойный, он вводит читателя в жизнь людей-сибиряков.


Левонтий часто пропивал заработанные деньги и его жене приходилось просить деньги в долг у бабушки Вити. В первом эпизоде жена Левонтия тетка Васена забегает в избу и называет бабушку "Кума!", а бабушка в ответ зовет тетку Васеню чумовой и чучелом безмозглым. А дядька Левонтий звал бабушку Петровной.

Санька, сын Левонтия и Васены звал бабушку Катериной Петровной, а за глаза Петровной.

Бабушку Вити уважали, женщина была домовитая, серьезная, на ее плечи упало много невзгод, но она билась за свою семью до последнего, много работала, помогала другим, внука своего берегла и справедливости его учила. Бабушку Катерину Петровну уважала вся деревня

В рассказе Виктора Астафьева история о том, как деревенские дети пошли в лес с учителем и по дороге они наткнулись на гнездо глухарки, которая высиживала яйца. Дети согнали птицу с гнезда, но когда увидели, что глухарка выщипала себе по на животе пух чтобы лучше греть кладку, то не стали трогать яйца. Один мальчик сравнил птицу со своей мамой, которая отдаёт все до капельки своим детям.

Отзыв на рассказ Виктора Астафьева "Капалуха":

В этом рассказе автор показывает как следует относится к природе, объясняет доступным языком, на очень понятном примере, почему природу нужно любить и беречь, почему нельзя обижать птиц и прочих животных.

Мальчики в рассказе обнаружили гнездо капалухи и согнали птицу с кладки яиц. Они хотели взять яйца глухарки, но автор пристыдил мальчиков. Он просто показал им на капалуху, которая была в страшном испуге и гневе. Ребята увидели голый живот птицы и поняли, что она отдавала все что у нее было своим птенцам.

Это заставило ребят призадуматься и они сравнили поведение капалухи с поступками собственных матерей. Они поняли, что для любого живого существа важнее всего на свете его дети, а потому никогда не следует тревожить и разорять птичьих гнезд, обижать других беззащитных обитателей лесов и полей.

Это очень правильный рассказ, который заставит многих пересмотреть свое отношение к природе.

Читайте также: