Виды деятельности в психологии кратко

Обновлено: 08.05.2024

Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Леонтьев А.Н. считал, что сознание живет в деятельности, при этом образы, модели этого лишь накопленное знание о ней, её обобщенные модели, иными словами изначально развернутая она сжимается до необходимого элемента в сознании. Таким образом сознание не просто создается и развивается в деятельности, но и неотъемлемо в ней существует.

Гальперин Л.Я. , продолжая идеи Леонтьева, считал, что сознание выполняет ориентировочную деятельность, является неотторжимой от собственно внешней — предметной — деятельности.

Леонтьев А.Н. подчеркивал, что основной характеристикой деятельности является её предметность, а сама деятельность есть не что иное, как прямая связь субъекта и объекта, в которой в меру необходимости включена психика.

Таким образом, деятельность неотъемлемо связана с человеческой психикой, так как последняя, есть регулятор поведения, определяющий мотивации, цели, их решения, а, соответственно и результат.

Таким образом, суть принципа единства сознания и деятельности состоит в том, что разные уровни психических процессов раскрываются, соответственно, в разных уровнях деятельности.

Вопрос 2. Деятельность: понятие, структура, особенности, виды.

Мы уже выяснили, что сознание неразрывно связано с деятельностью.

Но что такое деятельность?

И что ей предшествует?

Почему мы не говорим о деятельности у животных?

Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. В качестве активности можно привести пример тропизмов (простейших движений, которые совершают растения в поисках солнца). Например, подсолнухи способны поворачивать свои цветы по направлению к солнцу.

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека (или животного), которые могут наблюдать другие люди (или животные), а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Примером поведения может служить пищевое поведение животных (действия при добыче пище стандартные, не осознанные).

Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека (и только человека), регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Шадриков В.Д утверждал, что психологическая структура деятельности - целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность.

В классическом понимании деятельность можно разделить на цель, средство, результат.

Но углубившись в изучение этого вопроса, можно выделить следующие компоненты структуры деятельности:

· потребность (источники активности человека),




Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими, материальными, социальными, духовными. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем– то необходимом для нормального существования. Потребность всегда предметна (имеет определенный предмет), провоцирует деятельность для ее удовлетворения и изменяется (может угасать и появляться вновь).

Цель – это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель - это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие.

Задача – цель, данная в определенных условиях.

Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.

Действие – часть деятельности, которая имеет вполне самостоятельную, осознанную человеком цель (В структуре познавательной деятельности можно назвать получение книги, ее чтение). Каждое действие состоит из системы движений, или операций.

Операция – способ осуществления действия. Сколько существует различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Контроль – сравнение полученного результата с целью.

Оценка – соответствие полученного результата цели, эмоциональное принятие или непринятие результата.

Например, студент философского факультета изучает психологию, чтобы сдать экзамен по этому предмету как очередной этап в профессиональном обучении. Но психология оказалась очень интересной для студента, и он начинает читать психологическую литературу не ради экзамена, а ради познавательного интереса. Бывшее учебное действие, оставаясь им, становится одновременно и познавательной деятельностью и может перерасти в новое содержание деятельности профессионального обучения (смена будущей профессии)

Переход действий в операции связан со степенью освоения и автоматизации действия. В автоматизированном действии цель действия перестает осознаваться, а само действие больше не выступает для исполнителя самостоятельной активностью и может соединяться с другими действиями, направленными на достижение одного и того же, более общего промежуточного результата и тем самым включаться в новое составное действие.

Например, когда ребенок учится писать, то первой целью для него обычно становится написание палочек, крючочков и кружочков. Операцией здесь является нужное движение руки. На втором этапе целью действия становится буква, а написание крючочков и кружочков становится операцией. Движение руки при этом становится операцией второго порядка.

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

Предметность (каждая деятельность имеет свой предмет). Предмет деятельности выступает двояко:

первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта,

вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.

Осознанность и целенаправленность (деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата). Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т.е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.

Социальная обусловленность (деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений). Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.

Системность (деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью). Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Деятельность человека достаточно разнообразна и сложна, но все же можно обобщить ее в несколько основных видов.

Виды деятельности:

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата.

Учебная деятельность – выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.

Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Игровая деятельность – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей.

Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка.

Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности.

Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Психология деятельности

Вопросы лекции:

1. Принцип единства сознания и деятельности;

2. Деятельность: понятие, структура, особенности, виды;

Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции.

Вопрос 1. Принцип единства сознания и деятельности

Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Леонтьев А.Н. считал, что сознание живет в деятельности, при этом образы, модели этого лишь накопленное знание о ней, её обобщенные модели, иными словами изначально развернутая она сжимается до необходимого элемента в сознании. Таким образом сознание не просто создается и развивается в деятельности, но и неотъемлемо в ней существует.

Гальперин Л.Я. , продолжая идеи Леонтьева, считал, что сознание выполняет ориентировочную деятельность, является неотторжимой от собственно внешней — предметной — деятельности.

Леонтьев А.Н. подчеркивал, что основной характеристикой деятельности является её предметность, а сама деятельность есть не что иное, как прямая связь субъекта и объекта, в которой в меру необходимости включена психика.

Таким образом, деятельность неотъемлемо связана с человеческой психикой, так как последняя, есть регулятор поведения, определяющий мотивации, цели, их решения, а, соответственно и результат.

Таким образом, суть принципа единства сознания и деятельности состоит в том, что разные уровни психических процессов раскрываются, соответственно, в разных уровнях деятельности.

Вопрос 2. Деятельность: понятие, структура, особенности, виды.

Мы уже выяснили, что сознание неразрывно связано с деятельностью.

Но что такое деятельность?

И что ей предшествует?

Почему мы не говорим о деятельности у животных?

Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. В качестве активности можно привести пример тропизмов (простейших движений, которые совершают растения в поисках солнца). Например, подсолнухи способны поворачивать свои цветы по направлению к солнцу.

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека (или животного), которые могут наблюдать другие люди (или животные), а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Примером поведения может служить пищевое поведение животных (действия при добыче пище стандартные, не осознанные).

Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека (и только человека), регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Шадриков В.Д утверждал, что психологическая структура деятельности - целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность.

В классическом понимании деятельность можно разделить на цель, средство, результат.

Но углубившись в изучение этого вопроса, можно выделить следующие компоненты структуры деятельности:

· потребность (источники активности человека),

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими, материальными, социальными, духовными. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем– то необходимом для нормального существования. Потребность всегда предметна (имеет определенный предмет), провоцирует деятельность для ее удовлетворения и изменяется (может угасать и появляться вновь).

Цель – это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель - это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие.

Задача – цель, данная в определенных условиях.

Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.

Действие – часть деятельности, которая имеет вполне самостоятельную, осознанную человеком цель (В структуре познавательной деятельности можно назвать получение книги, ее чтение). Каждое действие состоит из системы движений, или операций.

Операция – способ осуществления действия. Сколько существует различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Контроль – сравнение полученного результата с целью.

Оценка – соответствие полученного результата цели, эмоциональное принятие или непринятие результата.

Например, студент философского факультета изучает психологию, чтобы сдать экзамен по этому предмету как очередной этап в профессиональном обучении. Но психология оказалась очень интересной для студента, и он начинает читать психологическую литературу не ради экзамена, а ради познавательного интереса. Бывшее учебное действие, оставаясь им, становится одновременно и познавательной деятельностью и может перерасти в новое содержание деятельности профессионального обучения (смена будущей профессии)

Переход действий в операции связан со степенью освоения и автоматизации действия. В автоматизированном действии цель действия перестает осознаваться, а само действие больше не выступает для исполнителя самостоятельной активностью и может соединяться с другими действиями, направленными на достижение одного и того же, более общего промежуточного результата и тем самым включаться в новое составное действие.

Например, когда ребенок учится писать, то первой целью для него обычно становится написание палочек, крючочков и кружочков. Операцией здесь является нужное движение руки. На втором этапе целью действия становится буква, а написание крючочков и кружочков становится операцией. Движение руки при этом становится операцией второго порядка.

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

Предметность (каждая деятельность имеет свой предмет). Предмет деятельности выступает двояко:

первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта,

вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.

Осознанность и целенаправленность (деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата). Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т.е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.

Социальная обусловленность (деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений). Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.

Системность (деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью). Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Деятельность человека достаточно разнообразна и сложна, но все же можно обобщить ее в несколько основных видов.

Виды деятельности:

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата.

Учебная деятельность – выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.

Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Игровая деятельность – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей.

Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка.

Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности.

Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

В деятельности человека завершаются его потребности. Ими же она активизируется. То есть в процессе деятельности удовлетворяются актуальные потребности, формируются новые. Однако при этом происходит не только изменение потребностей, но и изменение индивидуальности человека. Какое еще влияние на развитие человека оказывает деятельность? Давайте разберемся.

Что это такое

Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.

  • Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
  • Она определяется целями и требованиями общества.
  • С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
  • Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.

В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:

  • интеллектуальные способности личности;
  • творческое воображение;
  • мировоззрение;
  • система идеалов и ценностей;
  • эмоционально-эстетическое отношение к миру.

Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.

Предмет деятельности

Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.

Принципы деятельности

Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.

  • Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
  • Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.

Структура деятельности

Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.

Мотивы

Тут и включаются в работу потребности. Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.

Основной элемент. Имеет две формы проявления:

  • как представляемый человеком результат;
  • как желаемый уровень достижений.

Программа

Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.

Информационная база

От адекватности и полноты информационных данных об условиях деятельности зависит ее эффективность.

Принятие решений

Из альтернативных вариантов выбирается один, осваиваются, вырабатываются правила и критерии достижения цели.

Значимые для деятельности личностные качества

Это черты характера, способности, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.

Компоненты деятельности

Мотивы

Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.

Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.

Действие – инструмент в достижении цели

Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.

Физические действия

Это внешние, моторные действия с предметами, которые состоят из движений.

Интеллектуальные действия

Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.

Психика – регулятор деятельности

Отражение мира психикой происходит сознательно, то есть в процессе действий человек:

  • осознает (частично или полностью) цель своих действий;
  • представляет результат;
  • воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
  • строит пошаговый план, алгоритм операций;
  • прикладывает волевые усилия;
  • наблюдает за процессом;
  • переживает успехи и неудачи.

Знания, умения, навыки, привычки

Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.

Знания

Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.

Умения

Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.

Навыки

Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.

Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:

  • ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
  • подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
  • стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
  • ситуативный (овладение произвольностью действия).

На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:

  • система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
  • один навык является средством лучшего усвоения другого;
  • конец одного навыка является началом другого и наоборот.

Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.

Привычки

Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают положительными и отрицательными. В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:

  • подражания;
  • многократного случайного повторения;
  • сознательного целенаправленного научения.

Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.

Виды деятельности

Общение

Существует множество видов деятельности, но в психологии принято выделять 4 основных.

Общение

Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.

Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.

Игра – основная деятельность детского возраста, но и на последующих возрастных этапах она сохраняется. Позволяет усваивать социальный опыт человеческой деятельности и человеческих отношений. Для взрослых людей игра – это отдых, снятие напряжения.

Игровая деятельность подготавливает человека к дальнейшему обучению и труду. Она развивает:

  • мышление,
  • память,
  • воображение,
  • внимание,
  • способности,
  • волю.

А также обуславливает формирование характера.

Учеба

Учебная деятельность выделилась из трудовой. Предполагает:

  • усвоение информации о свойствах окружающего мира (знания), приемах, операциях (навыки);
  • развитие способности выбирать приемы и операции в соответствии с целями и условиями (умения).

В учебной деятельности происходит усвоение знаний, выработка навыков, умений, развитие способностей.

Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.

Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.

Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.

Индивидуальный стиль деятельности

Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:

Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.

Послесловие

Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).

Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.

Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности. Однако в то же время психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

24. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ.

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности , достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека , которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения ).

Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов:

процесс вовлечения в деятельность,

процесс проектирования действий,

процесс осуществления действий,

процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд . Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Основным видом деятельности человека является труд . Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать.

Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на урока учащийся занимается именно этим предметом.

Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.

Хот я виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.

Деятельность это в психологии основополагающее понятие. Под ним понимают активное взаимодействие субъекта с объектом. При этом происходит удовлетворение какой-то потребности.

У деятельности есть важная особенность: она направлена на достижение поставленной цели

У деятельности есть важная особенность: она направлена на достижение поставленной цели

Что такое в психологии

Первую концепцию разработал Н.А. Леонтьев в советское время. Свою теорию он впервые представил в 1940-х годах, после чего неоднократно дорабатывал и менял.

В понимании Н.А. Леонтьева деятельность определение в психологии имеет следующее: под термином понимается система активных действий, которая направлена на удовлетворение потребности. Она подчиняется мотиву и реализуется человеком.

Другие психологи развивали идею Н.А. Леонтьева. Отечественные специалисты, С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский, тоже дополняли теорию.

Предмет и принципы

Деятельность всегда направлена на что-то или кого-то, т.е. она не может быть беспредметной. Ученые выделяют два основных принципа:

  1. Функциональность – человек опирается на уже развитые психические элементы и мобилизует силы для достижения цели.
  2. Системность – деятельность всегда имеет определенную структуру, на нее влияют индивидуальные качества личности.

Психологическая деятельность имеет большое значение, так как она дает понять особенности функционирования человеческой личности.

Отличия от активности

Далеко не каждое взаимодействие с окружающей средой называют деятельностью. Активность – более широкое понятие, оно может описывать физическую, интеллектуальную и прочие виды работы организма.

Активность у животных подчинена удовлетворению инстинктов

Активность у животных подчинена удовлетворению инстинктов

Деятельность всегда осознана и имеет конкретную цель. Считается, что она присуща только людям, звери не способны на такую организацию поведения.

Компоненты структуры

Содержание деятельности состоит из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Первая категория также делится на перцептивные, мнемические и мыслительные.

Н.А. Леонтьев представляет деятельность в виде строгой структуры, которую можно разделить на несколько этапов. На первом – происходят постановка цели, формулирование задачи и выполнение плана. На втором – проверяется результат, и исправляются ошибки. На третьем – подводятся итоги, и делается анализ работы.

Позже другие психологии расширили представления Н.А. Леонтьева. На первое место специалисты поставили мотив, т.е. опредмеченную потребность. Дальше в структуру добавили цель, которая может представляться как итоговый результат, так и желаемый.

После постановки цели индивид вырабатывает индивидуальный план достижения. От адекватности применяемых средств зависит то, получит ли человек нужный результат. После проводятся подведение итогов и их оценивание.

Деятельность в психологии представляется как сложный процесс, который требует высокой организации психики. Она бывает нескольких типов, каждый из которых имеет свои особенности.

Знания, умения, навыки, привычки

За реализацию программы отвечают разные компоненты. От уровня их развития зависит успешность выполнения. Целенаправленная деятельность возможна только при наличии знаний – образов, ощущений и восприятий. Они перерабатываются головным мозгом в понятия и представления.

Основные умения – это то, что позволяет человеку овладевать определенными действиями. Способ реализации зависит от мышления и индивидуальных особенностей личности. В сущности, умения позволяют находить нестандартные выходы из ситуации и реагировать на изменения условий. Навыки – это автоматизированные действия. Они появляются после многократного выполнения упражнений.

Простой пример. Для того чтобы ребенок научился читать, ему нужно не только запомнить буквы, но и каждый день тренироваться, после чего он не будет задумываться над тем, как соединить слоги в слова.

Навыки бывают двигательными, поведенческими, мыслительными

Навыки бывают двигательными, поведенческими, мыслительными

Развитие автоматизированного действия идет по одной схеме. Сначала происходит общее ознакомление с приемами выполнения, потом – попытки сделать действие, далее – отработка до автоматизма.

Важно! На освоение новых навыков всегда влияют старые.

Под привычками может пониматься такое действие, которое стало потребностью. Они появляются в процессе многократного повторения, имитирования или научения.

Типы и виды

Существует несколько основных вариантов деятельности. В психологии принято выделять 4 вида. С рождения человек получает возможность общения. Для этого использует лепет, звукоподражания и другие способы взаимодействия. После того, как ребенок начинает включать в речевую деятельность слова, он получает возможность контактировать не только с матерью.

Игровая деятельность направлена на усвоение социального опыта. Например, при игре в куклы малыши отрабатывают семейные роли, после они примеряют на себя профессии и т.п. Этот этап является подготовкой к труду и обучению.

Учебная деятельность позволяет усваивать информацию об окружающем мире. С ее помощью человек получает возможность выбирать приемы и операции для достижения целей.

Трудовая деятельность направлена на создание общественно значимого продукта. Для этого человек может работать в совместном проекте или привлекать других людей для выполнения своих планов.

Типы деятельности представлены более широко. Познавательная – направлена на получение знаний, художественная – на удовлетворение эстетических потребностей, религиозная – помогает решить вопросы духовной сферы.

Психологическая деятельность – это многокомпонентная структура, которая представлена в разных видах и типах. Она напрямую влияет на развитие человека и уровень его достижений.

Индивидуальный стиль

Многие психологи подчеркивают, что любые теории личности имеют достаточно обобщенные характеристики. Поэтому всегда нужно учитывать особенности конкретного человека.

Индивидуальный стиль включает в себя темперамент, опыт, навыки, знания. Все это у каждого индивида развито на разном уровне. Поэтому достижение одной и той же цели не может быть одинаковым.

Человек также выбирает, какие приемы использовать для реализации плана. Они могут быть выбраны некорректно, тогда индивид анализирует свою деятельность, находит ошибки и больше не допускает их.

Дети не задумываются и имитируют поведение взрослых, это влияет на формирование стиля

Дети не задумываются и имитируют поведение взрослых, это влияет на формирование стиля

В школьном возрасте ребенок учится самоконтролю и рефлексии. Взрослый находится под влиянием профессиональной сферы, от нее зависит выработка индивидуального стиля деятельности.

Теория психологии деятельности

Н.А. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн разрабатывали теории по отдельности, но они опирались на один и тот же материал – работы Л.С. Выготского и К. Маркса, поэтому их предположения имеют много общего.

Если представить краткий тезис, то он выражается в следующем утверждении: деятельность определяет сознание – оно формируется только при активном взаимодействии со средой.

Рубинштейн дополнил этот тезис тем, что, по его мнению, психика и сознание могут формироваться только при деятельности. Н.А. Леонтьев вывел: на каждом возрастном этапе ведущим является определенный тип взаимодействия с окружающим миром. Только при прохождении каждой ступени получается полноценная личность.

В раннем возрасте значение имеет предметно-манипуляторная деятельность, так как она влияет на формирование практических навыков

В раннем возрасте значение имеет предметно-манипуляторная деятельность, так как она влияет на формирование практических навыков

Особенности взаимодействия с окружающим миром изучаются не только в психологии, но и обществознании. Помимо советских теорий, вырабатываются новые представления об особенностях деятельности. Понимание процесса позволит улучшить жизнь людей.

Видео

Человеческую деятельность можно классифицировать по множеству самых разнообразных направлений: по предмету, мотиву, методам осуществления, различным физиологическим механизмам, уровню эмоциональной насыщенности и т.д. Совершенно ясно, что нет общепризнанной классификации всей человеческой деятельности, по этой причине уделим внимание только некоторым, самым распространенным, основным видам деятельности.

Общая классификация видов деятельности

Если взять во внимание самую распространенную общую классификацию видов деятельности, то выделяют трудовую, учебную, игровую деятельность, а также общение.

Существует множество психологических исследований этого вопроса. Все названные деятельности имеют массу разновидностей. Рассмотрим самое важное в каждой из них.

Трудовая деятельность основывается на создании результатов, производстве каких-либо продуктов материальных или духовных. Иными словами, это целенаправленное изменение, преобразование мира. Трудовое производство имеет социально обусловленный, осознанный характер. Результат трудовой деятельности является заранее запланированным и предвосхищенным. Психология труда и ее направления занимаются изучением психологических аспектов труда, психики во время трудовой деятельности. Но стоит отметить, что по причине того что трудовая деятельность человека очень разнообразно, неизбежно многие ее стороны стали предметом изучения и других направлений в современной психологии.

Под учебной деятельностью понимается специально созданное, активное изучение человеком знаний, навыков и умений, которые общественно выработаны.

Взаимодействие учителя с учеником является одной из сторон целостного процесса учебной деятельности. Под взаимодействие ученика и учителя понимается работа ученика, которая направлена на самоизменение. Иными словами предмет учебной деятельности – ученик в виде субъекта учебной деятельности.

Особенность игровой деятельности заключается в символическом воспроизведении, моделировании ребенком реальности. Мотивацией для игры выступает сам процесс функционирования, а не его результат.

Для общения в виде деятельности характерно наличие двух черт:

  • предмет общения – другой человек, субъект, группа людей;
  • общение является комплексной деятельностью, в которую входит три аспекта. Речь идет о перцепции (контакте, восприятии и понимании друг друга теми, кто участвует в общении); коммуникации (обмене информацией между участниками общения); интеракции (взаимодействии). Все эти аспекты могут быть разного удельного веса во время целостного общения, и это напрямую влияет непосредственно на само общение.

Важно отметить, что все обозначенные виды деятельности в реальности непременно перемешиваются, взаимодействуют и существуют для человека совместно и одновременно.

Известно, что без общения невозможно осуществление ни труда, ни игры, ни учения. Части труда есть абсолютно во всех выделенных деятельностях. К. Д. Ушинский в свое время говорил, что учение является трудом, полным активности и мысли. Необходимо комплексно объединять все четыре описанных выше вида деятельности.

К примеру, игра в футбол для профессионала не столько игровая деятельность, сколько трудовая и совместная. Также обстоит дело и с актерской игрой, которая включает в себя и творчество и репродукцию, общение и обучение. Любая человеческая деятельность является комплексной, многопредметной и полимотивированной, плавно переходящей в категорию поведения.

Одна из распространенных классификаций деятельности человека – разделение в возрастной психологии на основе ведущей деятельности. Данную классификацию предложил Д. Б. Эльконин. Согласно данной классификации существует эмоциональное общение; предметно-манипулятивная, игровая, учебная, учебно-профессиональная деятельность и общение.

Внутренняя и внешняя деятельность

Психологически важная классификация деятельности на основе того, где и с чем она происходит. И тут выделяют внешнюю (материальную) и внутреннюю (психическую, умственную) деятельность.

Для внешней деятельности свойственно реализовываться в материальном пространстве вместе с объективно существующими материальными объектами. Иными словами, это то, что люди все время производят в окружающем нас мире.

Для внутренней деятельности характерно протекать в идеальном плане психического отражения, осуществляется в виде образов, то есть нематериальных, вторичных предметов. Основная особенность внутренней деятельности – ее присутствие не в объективном физическом пространстве и времени, а в сфере идеального, умственного направления, в психике.

Стоит отметить, что сама психика в какой-то мере является процессом, деятельностью, а не исключительно результатом отражения. Именно по этой причине внутренняя деятельность и является предметом психологии. Ведь только психология ставит перед собой задачу изучить именно эту внутреннюю психическую деятельность.

Тема динамического соотношения материальной и психической деятельности стоит на первом месте. Внутренняя деятельность появляется из внешней при помощи интериоризации. Психика напрямую зависит от материи, она сама ее производит, а также преобразуется в нее при помощи экстериоризации. Важно отметить, что при этом происходит материализация психических образов и действий.

Психика представляет собой единство материального и идеального. Данная взаимосвязь выводит вопрос структуры психической деятельности. Основные положения, которые есть в отечественной психологии, говорят о схожести устройства материальной и психической деятельности. Но данная аналогия совершенно не говорит о полной тождественности. Идеальная деятельность имеет сокращенный, редуцированный характер. Она качественно отличается от внешней деятельности. Материально действие, которое перешло в мысль, практически не имеет ничего общего со своей исходной формой.

Для психической деятельности свойственно быть предметной и мотивированной. Но психологическое представительство этого и иных частей внутренней деятельности (речь идет о целях, действиях, задачах и операциях) совершенно не в полной мере исследовано. На данный момент есть масса неисследованных проблем, которые связаны с теорией и практикой исследования психической деятельности. Какое она имеет внутреннее устройство? Какие части уже изучены и реально исследуются? Психология до сих пор ищет ответы на данные вопросы.

Специфика других видов деятельности

Существует множество работ о перцептивной деятельности, с которой связаны такие понятия как ощущение и восприятие. Б. Г. Ананьев и Л. В. Запорожец провели ряд экспериментальных исследований, которые стали практически классическими.

Мнемическая деятельность – это комплексная работа ряда процессов памяти, на общую эффективность которой влияет человеческая деятельность.

Мыслительную деятельность можно рассматривать в качестве синонима сложной аналитико-синтетической деятельности интеллекта и мышления, имеющей специфические процессуальные, операциональные и содержательные нюансы.

Под познавательной деятельностью понимается собирательное понимание результатов работы всех механизмов познания окружающей среды. Иными словами, реализация одной из ключевых функций психического отражения.

Перцепция, память и мышление – далеко не все процессы, которые применимы к познавательной деятельности. Также важно помнить о воображении, эмоциях, воле и сознании. Мир познается не суммой психических процессов, состояний, свойств, а личностью.

П. Я. Гальперин считал, что ориентировочная деятельность предметом психологии в качестве науки. Ученый считал, что данная деятельность помогает осуществлению ряда функций:

  • познания мира или построения его образа;
  • планирования важного ответного действия, гарантия его разумности;
  • осуществление контроля за протекание избирательного процесса, иными словами сравнение результатов с намерениями.

Речевая деятельность также очень важна в человеческой жизни.

Речевая деятельность – это особый вид психики и поведения, который использует язык в виде орудия и средства.

Человеческая психика носит внутренне опосредованный, вооруженный знаком, речевой характер. Но если рассматривать речевую деятельность отдельно, она приобретает не внутренний, а материальный окрас. Речевая деятельность возможна только при помощи материальных слов и знаков. Единство мышления и речи, которое часто встречается в психологии, является показателем единства идеального и материального. Исходя из этого, речевая деятельность становится не простым набором объективно существующих слов, а особенный тип психической деятельности.

Из всего этого можно сделать вывод, что определение и анализ множества видов деятельности, применимых к человеку, является надежным направлением научного исследования его фактического поведения и жизни. Но, следует отметить, что для того чтобы описать и смоделировать всю человеческую психику исключительно деятельностный подход не подойдет. Ведь ему свойственно выделять только активное, производящее направление субъективного образа мира.

Важно отметить, что не все явления в психике основаны на деятельности, и тем более на обязательном не все явления имеют обязательное деятельностное проявление. Психика активно связана с функционированием мозга, некой активностью или работой души.

Субъективный образ мира имеет существенную сторону – страдательную, субъективно и активно переживаемую. Психические процессу способствуют получению определенного продукта в составе целостного психического образа.

Ряд психических состояний и психических свойств личности такого особенного результата в психическом образе не имеют. Их специфика в опосредованном отражении связи человека и мира, отношения к миру, его субъективного переживания и собственного бытия. Это является высшим проявлением не только мира, но и непосредственно самого отражающего человека. Другими словами, это субъективное воспроизведение, психический образ целостного мира или Человека в Мире.

Читайте также: