Анализ профориентационного мероприятия в начальной школе

Обновлено: 19.05.2024

Одной из главных задач школьного обучения и воспитания является подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии. В настоящее время профориентационная работа выступает неотъемлемой частью программы по повышению качества образования. Чтобы организовать единое образовательное пространство школы, необходимо знать личностные особенности каждого ученика. В дальнейшем, эти знания помогут при самоопределении, при выборе профиля обучения и направлений внеурочной деятельности, при профессиональном самоопределении и самореализации в социуме [4, с 45].

Главным в обучении в воспитании младших школьников в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Начального Общего Образования является подготовка к обоснованному выбору профессии. Ранняя профориентационная работа должна организовываться уже в начальной школе, так как именно на этой ступени образования у обучающихся закладываются основы выбора будущей профессии. Знакомство младших школьников с большим выбором профессий позволит сделать им правильный и осознанный выбор в будущем.

Профессиональное самоопределение школьников это одно из наиболее значимых и существенных направлений социальной политики. Осуществление деятельности по профессиональному самоопределению происходит в виде постепенного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций, основанных на личных возможностях и потребностях. Исходя из этого, актуальной проблемой является оказание помощи школьникам в выборе профессии, в поиске средств, способствующих самостоятельному формированию личного образовательно-профессионального формата.

Профориентация это система общественного и педагогического воздействия на учащихся, цель которого подготовить к осознанному выбору профессии. Профессиональная ориентация в школе это научно-обоснованная система мер, направленная на профессиональное самоопределение учащегося, становление будущего профессионала, способного применить свои способности с пользой бля себя и общества[6].

Существуют основные стадии становления профессионального самосознания:

1. Стадия наглядных представлений о мире профессий.

Эта стадия начинается в возрасте становления самосознания как такового в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в игровой форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и другие, основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. На данной стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

2. Стадия профессионального самопознания.

Освоив определённые представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их использовать в жизни. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью общением со сверстниками. Именно это создает запрос на самопознание, в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. Здесь уже завершается процесс становления профессионального самосознания. Именно поэтому, профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.

В дошкольном и младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Для этой цели и предназначены профориентационные занятия в начальной школе. Структура профориентационных занятий в начальных классах основывается на их возрастных особенностях. Эти особенности не являются одним и тем же для первого и для четвертого классов. Необходимо кратко их рассмотреть, чтобы понять обоснованность использования тех или иных методов работы.

Теория и практика обучения и воспитания: педагогические условия воспитания трудолюбия у младших школьников; возможности творческого развития и профессионального самоопределения в процессе формирования технологической культуры школьников.

Задачи профориентационной работы в начальной школе:

1. Знакомство учащихся с различными видами профессий.

2. Формирование конкретных и наглядных представлений о существенных сторонах профессии.

3. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к чужому и своему труду, старательность, аккуратность.

4. Развитие интереса к различным профессиям.

Для эффективного процесса профориентации младших школьников имеются организационно-педагогические условия:

Целесообразная организация труда младших школьников: организация систематического, интересного труда, связанного с игрой; предоставление возможности ребенку почувствовать себя полезным членом общества; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности детей; чередование трудовой деятельности с отдыхом; организация материальной среды и удобного трудового оборудования в урочной и во внеурочной деятельности.

Организация совместной деятельности по профориентации: формирование творческого коллектива единомышленников с партнёрским стилем взаимоотношений; совместное планирование работы профориентации; распределение обязанностей между участниками; координация и согласование профориентационных усилий; использование разных методов стимулирования родителей к совместной деятельности; выстраивание системы научно-методической работы для педагогов и организации помощи в психолого-педагогическом просвещении родителей.

Очень важно помнить, что профориентационная работа в начальной школе приведёт к положительным результатам тогда, когда будут соблюдаться следующие принципы: систематичность и преемственность, то есть работа ведется с первого по четвертый класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Правильный выбор разнообразных приёмов и методов, а также разнообразных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями. Связь профориентации с жизнью.

Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, возможно, будет строиться все последующая работа по профессиональному определению в средней школе.

В профориентационные мероприятия необходимо включать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых это способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Чем с большим количеством профессий будет знаком ребенок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем процессе профессионального выбора [11,c.41].

Таким образом, профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при учете их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Библиографический список:

1. Милованова Л.А. Подготовка будущих учителей начальных классов к ранней профориентации младших школьников// Современные проблемы наук и образования.-2017.№ 4.

2. Черкасова А. М. Профориентация младших школьников // Начальная школа. – 2016.

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе.

ВложениеРазмер
Профориентационная работа в начальной школе 49.18 КБ
Профориентационная работа в начальной школе 2.66 МБ
metodiki_proforientatsionnoy_diagnostiki_u_uchenikov_nachalnoy_shkoly.docx 52.23 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом семинаре педагогов-психологов

Профориентационная работа в начальной школе

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе.

Проблема профориентации в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому огромное значение в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению имеет внеурочная деятельность, в рамках которой реализуются дополнительные программы по социализации личности младшего школьника.

Для ведения профориентационной работы в начальной школе педагог-психолог может разработать собственную дополнительную образовательную программу или использовать уже готовые учебно-методические комплекты (УМК).

Общая цель занятий по профориентации младших школьников – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к миру труда;
  • расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей;
  • развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями;
  • развитие мотивации к учебе и труду.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, для реализации вышеизложенных задач, педагог-психолог должен постараться использовать различные виды деятельности:

1. Мини – лекции о содержании профессий;

2. Встречи с людьми разных профессий;

3. Профориентационные экскурсии;

4. Конкурсы, защита проектов;

5. Просмотр видеоматериалов о профессиях;

6. Профессиональные пробы;

7. Рисуночные методики;

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Профессиональная проба уникальная возможность познакомиться с профессией на практике, узнать ее особенности.

Как проводилась проба

Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка

Изготовление скворечников с папами и дедушками

Изготовление салатов на празднике профессий

Беседы с приглашенными специалистами

Специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать, поэтому необходимо использовать примерный перечень вопросов , которые должен раскрыть гость, рассказывая о своей профессии:

  1. К какому виду труда можно отнести Вашу профессию? (преимущественно физический или умственный, исполнительский или творческий).
  2. Какие встречаются трудности, напряженные ситуации в работе?
  3. Какие из эмоционально-волевых качеств личности особенно необходимы в Вашей профессии? (уравновешенность, терпеливость, воспитанность, самообладание, настойчивость, решительность).
  4. Какими деловыми качествами должен обладать представитель Вашей профессии? (инициативность, самостоятельность, принципиальность, любознательность, дисциплинированность, организованность).
  5. Имеет ли значение в Вашей работе ловкость рук, подвижность, координация движений, физическая сила, быстрота реакций?
  6. Какие особенности внимания необходимы в Вашей деятельности? (распределение, переключение, концентрация).
  7. Как профессия влияет на Вас? (на характер, на развитие способностей, на формирование общего культурного уровня).

Учитывая психологические особенности младших школьников, заложить первоначальные профориентационные основы у младших школьников помогает игра. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Необходимо в профориентационные мероприятия включать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия.

Большой интерес вызывают у детей интерактивные игры. В возрасте семи – восьми лет ребёнок уже может мысленно расчленять предмет на части, а затем объединять их в целое. Такая способность развивается посредством творческой, конструкторской и художественной деятельности. Дети могут выделять структуру предмета, их пространственные особенности, соотношения частей. Эта возрастная особенность хорошо прослеживается в интерактивных играх:

Благодаря игровой роли ребёнок увлечённо выполняет трудовые действия, которые в обычной неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей.

Просмотр и обсуждение видеосюжетов

Классические и инновационные методики в формате видео- и аудио-материалов и игровых программ являются наиболее привлекательной и удобной формой получения информации для современных школьников.

Структура занятия с использованием мультфильма

Видеоматериалы о профессиях

Мультфильмы о профессиях

  • Приключения Рекса.
  • Барбоскины
  • Смешарики
  • Фиксики

Диагностика представлений младших школьников и отношения к миру профессий

Важной задачей в работы является определение критериев для изучения уровня сформированности представлений младших школьников о мире профессий.

Структура, критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников

Представления о профессиях

Знание о труде людей и мире профессий.

Понимание значение труда в жизни человека.

Знания о качествах, необходимых человеку в труде.

Ценностные отношение к трудовой деятельности людей

Стремление изучать мир профессий.

Желание иметь общественно-значимую профессию в будущем.

Стремление к социально-ценнностной деятельности.

Практические трудовые и учебные умения

Преодоление трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений.

Участие в коллективной деятельности.

Наблюдение за трудовой деятельностью школьников.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности школьника отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Хотя в младших классах ученик еще далек от мысли выбора профессии, он не может еще воспринимать и осмысливать в полной мере информацию профессионального характера, желание и мечты его весьма не стабильны, однако в этом возрасте закладывается основа будущего трудового самоопределения. Многое из того, что ученик получает в школе в 1-4 классах, остается в его памяти на всю жизнь.

В связи с этим, педагогу-психологу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.

-сформировать положительное отношение к труду;

-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

-выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.

Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

-профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

-профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

-профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Формы работы:

-профориентационные уроки;

-экскурсии;

-классный час по профориентации;

-встречи со специалистами;

-родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:

-участие в предметных олимпиадах;

-участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;

-анкетирование и тестирование старшеклассников;

Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:

-экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;

-посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;

-расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1. Организационно-информационная деятельность

Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов

Сентябрь

Координирование работы педагогического коллектива

В течение года

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения среднего профессионального и высшего образования выпускников 9,11 классов.

Август-сентябрь

заместители директора по УВР и ВР

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп.

Август-сентябрь

2. Информационно-консультационная деятельность с педагогическими работниками

Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий

В течение года

Организация консультаций по проблемам личности обучающихся:

Классные руководители, учителя -предметники

В течение года

заместитель директора по ВР

3. Профориентационные мероприятия с обучающимися

Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях

Обучающиеся 1-11 классов

В течение года

Обучающиеся 9-11 классов

В течение года

Замдиректора по ВР

Организация и проведение классных часов по профориентации

Обучающиеся 9-11 классов

В течение года

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках)

Обучающиеся 1-11 классов

В течение года

учителя-предметники, классные руководители

Организация и проведение занимательных викторин и бесед.

Обучающиеся 1-11 классов

В течение года

Организация экскурсий на предприятия и учреждения района.

Обучающиеся 1-11 классов

В течение года

Организация и проведение встреч с представителями
различных профессий.

Обучающиеся 1-11 классов

в течение года

Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального и высшего образования

в течение года

Обучающиеся 1-11 классов

В течение года

Заместители директора по УВР и ВР, педагог- организатор

Обучающиеся 1-11 классов

В течение года

4. Профориентационная деятельность с родителями

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по проблемам выбора экзаменов выпускниками

Родителя обучающихся 9-11 классов

Сентябрь

Администрация школы, классные руководители

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и учреждения среднего профессионального и высшего образования.

Родителя обучающихся 1-11 классов

В течение года

Администрация школы, классные руководители

Привлечение родителей к участию в проведении мероприятий классно-урочной системы и системы дополнительного образования

Родителя обучающихся 1-10 классов

В течение года

Администрация школы, классные руководители, учителя-предметники

Директор __________

З.А.Турпалханова

классных часов по профориентации

на 2020-2021 учебный год

Мир моих интересов

Профессии наших родителей.

Путь в профессию начинается в школе.

Моя мечта о будущей профессии.

Мир профессий. Человек и техника.

Мир профессий. Человек на производстве.

Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране.

Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист.

Мир профессий. На страже закона.

Мир профессий. Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку

Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт.

Познай самого себя. Беседа, тестирование.

Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование.

Мотивы выбора профессии.

Психологические характеристики профессий.

Они учились в нашей школе.

Профессии с большой перспективой.

Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

профориентационной работы

за 2019-2020 учебный год.

При организации профориентационной работы за 2019-2020 учебный год в школе соблюдались следующие принципы:

-Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой только с обучающимися выпускных классов. Эта работа ведется с первого по одиннадцатый класс.

-Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

-Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.

-Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных организаций.

-Связь профориентации с жизнью.

Информационно-методическое обеспечение:

Работа с родителями (законными представителями):

Важным звеном в профориентации является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях и классных часах в 9-11 классах, во время индивидуальных консультаций - классные руководители поднимали вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда.

Работа с обучающимися:

Профориентационная работа в школе осуществлялась с 1 класса по 11 класс. Велась по следующим направлениям:

Диагностика.

Традиционно сформировалась своеобразная технология предпрофильной ориентации в 9, 11 классов, включающая в себя диагностику познавательных интересов и профессиональной направленности.

- В целях содействия учащимся общеобразовательных организаций в осознанном выборе будущей профессии учащиеся 9,11 классов участвовали в встречах с представителями учебных заведений республики.

-С целью популяризации военной профессии в школе была организована встреча с работниками военного комиссариата Наурского района.

Встречи с людьми разных профессий. (1-7 класс)

Встреча с медсестрой ФАПа Цымхаевой З.

Встреча с библиотекарем СДК Гармаевой К.

Встреча с продавцом магазина Хасановой А.

Ролевые игры.

-День самоуправления, во время которого учащиеся получили возможность побывать в роли учителя, директора школы, заместителя директора. Данное мероприятие является традиционным и всегда получает положительные отзывы учащихся.

Проведение внеклассных мероприятий и классных часов:

Внеклассные мероприятия:

-Экскурсия в магазин(6-7 класс),

-на почту (5-7 класс).

1. В школе ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества.

2. План профориентационной работы реализуется на достаточном уровне.

3. В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.

Зам.дир.по ВР Асанукаева Х.Э.



Экскурсия в сельский ФАП


Встреча с работниками ФАП


Встреча с представителем


Экскурсия в сельскую библиотеку



Встреча учащихся 11 класса со студентами ЧГПУ



Внеурочная деятельность по интересам


в целях популяризации профессии учителя.




Родительское консультационное собрание


Работа УПБ. Популяризация сельскохозяйственных профессий.




Осенняя ярмарка. Сельскохозяйственная продукция.

по проведенной встрече в 9-11 классах с представителем здравоохранения, медсестрой ФАП Халиковой М.Л.

Выбор профессии - это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Молодые люди в возрасте 17-18 лет, а иногда и раньше, принимают решение о выборе профессии. Это решение в дальнейшем повлияет на всю их жизнь. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни; поспешность и легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным. К сожалению, подростки не всегда делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование после того, как однажды сделали ошибочный выбор. Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо владеть полной информацией о специфике той или иной специальности. В этом большую роль играют профориентационные мероприятия, проводимые в школе с будущими выпускниками.

Согласно плану профориентационной работы школы, с целью оказания помощи учащимся 9-11 классов в целенаправленном и осознанном выборе медицинских специальностей, 15.11.2020г. проведена встреча учащихся 9-11 классов с медработником ФАП Халиковой М.Л.

-Расширить знания учащихся о медицинских специальностях.

-Создать ориентационную и мотивационную основы для осознанного выбора медицинских специальностей.

-Подвести учащихся к осознанию социальной значимости и ответственности работы медиков.

Халикова М.Л. сказала, что выбор профессии-один из самых сложных и важных шагов в жизни. Выбор трудный, предложений много, но ошибаться нельзя. «Я предлагаю вам медицинские специальности. Это значит, что Вы выбираете не просто белый халат, как форму одежды, а очень сложную, интересную и одновременно почетную работу.

Данная встреча позволила учащимся ознакомиться со спецификой медицинских специальностей, с историей их возникновения, с главными составляющими профессионального успеха фельдшера, медицинской сестры и фармацевта.

Зам.дир.по ВР Асанукаева Х.Э.

по проведенным классным часам по профориентации

в 1 полугодии 2020-2021 учебного года

Согласно плану профориентационной работы школы, с целью актуализации процесса профессионального самоопределения старшеклассников за счет получения знаний о себе, о мире профессионального труда, развития у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях, расширения знаний о профессиях и специальностях, об учебных заведениях, где эти профессии можно получить, развития умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути, классными руководителями 9-11 классов ведется целенаправленная профориентационная работа с учащимися.

В первом полугодии 2020-2021 проведен цикл классных часов:

Все проведенные мероприятия соответствовали заявленной теме. Поставленные цели и задачи были реализованы. В направлении профессиональной ориентации учащихся следует отметить положительную работу классных руководителей 9,11 классов.

Школьники в форме работников различных профессий

Цели и задачи профориентации младших школьников

Как уже упоминалось, одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах деятельности должны даваться в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в адекватных формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги и так далее).

Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов:

  • расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека;
  • детализировать базовые понятия о разных профессиях;
  • предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения;
  • формировать понимание важности труда для человека;
  • знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
  • приучать выполнять свою работу качественно;
  • мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик;
  • развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.

Формы профориентационной работы в 1-4 классах

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят:

  • классный час;
  • экскурсия;
  • беседа;
  • проект;
  • конкурс;
  • игра.

Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе.

Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает младшеклассник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.

Элементы профориентации на уроках

В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока. Для наглядности приведем несколько примеров.

Внеурочные занятия и мероприятия

Внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно. Конечно, первый вариант предпочтительнее. Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия:

Перечисленные мероприятия успешно проводятся в 1-4 классах. Детям они нравятся не только потому, что дают возможность проявить себя, но и потому, что в них также могут принять участие и их родители.

Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).

Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Поэтому их активно применяют в качестве метода профориентации в начальной школе.

Для профессиональной ориентации младшеклассников лучше всего использовать такие ролевые игры:

Беседы с приглашенными специалистами

Представитель любой профессии, приглашенный в качестве спикера на профориентационное занятие, должен учитывать возраст аудитории – в данном случае 7-10 лет. Желательно заранее объяснить ему, как подготовиться к беседе с учениками начальных классов.

Прежде всего учитель просит принять участие в таком внеклассном мероприятии родителей учащихся, так как с ними уже налажен контакт. Однако надо понимать, что не у всякой мамы и каждого папы есть опыт публичных выступлений, поэтому они могут стесняться и не знать, с чего начать и что говорить. Чтобы упростить задачу, стоит предложить список вопросов-ориентиров, опираясь на которые гость будет строить связный рассказ о своем виде деятельности:

  1. Какой тип труда предполагает Ваша профессия (в основном физический либо интеллектуальный, креативный или строго по протоколу)?
  2. Сложности и непредвиденные обстоятельства, возникающие на работе.
  3. Какие черты характера и качества личности нужны для того, чем Вы занимаетесь (усидчивость, стрессоустойчивость, вежливость, смелость, внимательность, активность, настойчивость, любознательность, дисциплинированность, порядочность, трудолюбие, честность, отзывчивость, чувство юмора и так далее)?
  4. Надо ли для выполнения Ваших обязанностей обладать ловкостью рук, хорошей координацией, физической выносливостью и высокой скоростью реагирования?
  5. Какие требования ко вниманию предъявляются в Вашей профессии (распределять, постоянно переключать или, наоборот, концентрировать)?
  6. Какой тип мышления должен преобладать (образный, наглядно-действенный, аналитический, абстрактно-логический)?
  7. Каким типом памяти чаще всего приходится пользоваться на работе (двигательным, слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным или вкусовым)?
  8. Какое влияние оказывает на Вас профессия (совершенствование характера, развитие врожденных способностей, обогащение личности, повышение уровня культуры и интеллекта).

Рисунки

Метод рисования для профориентационной работы можно использовать уже в 1-2 классах. Дети в этом возрасте еще не очень уверенно и быстро пишут, поэтому рисуночные методики – оптимальный вариант для них.

Чтобы понять, насколько ученики усвоили рассказанное им о профессии, можно попросить их нарисовать, как выглядит человек, который выполняет эту работу. Пусть каждый ребенок возьмет чистый лист формата А4 и разделит его на 2 части вертикальной линией. В самом начале занятия нужно сообщить детям, о какой профессии будет идти речь, и дать задание: нарисовать слева ее представителя. Для этого вполне хватит 4-5 минут. За 10 минут до конца урока надо повторить это же задание, только новый рисунок должен быть выполнен учеником уже в правой части листа. Сравнив оба изображения, можно оценить, насколько эффективным оказалось занятие.

Профессиографическое исследование

Методы профессиографии созданы для уже работающего человека. На их основе кандидатом педагогических наук Н. Войткевич была разработана методика профессиографических исследований для старшеклассников. А учитель начальных классов СОШ №1 (г. Шумихи Курганской области) Лариса Шелковникова переработала ее, адаптировав для учащихся 4 классов.

В рамках подготовки профессиографического проекта школьники самостоятельно занимаются сбором доступной информации о выбранной профессии (читают тематическую литературу, ищут статьи на веб-сайтах, общаются с ее представителями), по возможности подбирают наглядные пособия (орудия труда), погружаются в изучение содержания вида деятельности, условий работы и системы образовательной подготовки. Результаты исследования оформляются в виде реферата, доклада или электронной презентации.

Профессиональная проба

Наряду с профессиографическим исследованием в работе с младшеклассниками Лариса Шелковникова применяет метод профессиональной пробы. Учитель считает его уникальной возможностью практического знакомства с профессией. Ведь, как говорится, не попробовав, не узнаешь.

Предлагаем ознакомиться в качестве наглядного примера с несколькими формами реализации метода профпробы в 4 классе.

Прочие формы

Профориентационная работа с учащимися 1-4 классов не ограничивается описанными выше формами и методами. Среди других, которые также часто используются учителями, можно выделить:

Детская литература о профессиях

Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам.

Подводя итоги

Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.

На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учителя, перепробовавшие в своей практике все формы такой работы, пришли к выводу, что самый высокий интерес у учеников вызывают ролевые игры и театрализованные сценки. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.

Оценить 2373 0

Профориентационная работа в начальной школе –

первый шаг к выбору профессии

Слайд 1. В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования.

Слайд 2. С раннего детства в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. Уже на этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Слайд 3. База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности. Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях.

Слайд 4. Знакомство учителя с интересами и увлечениями ребёнка осуществляется уже с первого месяца его обучения в школе благодаря портфолио первоклассника. Портфолио ученика – эта папка, содержащая сведения о личности ребенка, его интересах и активности в тех или иных сферах деятельности в школе и вне ее. Этот документ помогает раскрыть увлечения, способности и умения школьника. Имея представление об интересах младшего школьника учитель получает возможность создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Слайд 5. Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Профориентация у учащихся начальных классов, в связи с психологическими особенностями, носит информационно-просветительский характер и осуществляется через учебные предметы, внеурочную деятельность, работу с родителями. Основная задача профориентационной работы в начальных классах – расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.

Слайд 6. Говоря о профориентационной работе учащихся 1-4 классов, следует подчеркнуть, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Однако этот возраст и не является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации. Для детей 7-10 лет характерен высокий уровень любознательности. Они с желанием выполняют трудовые поручения, стремятся к активной деятельности. Следовательно, при подборе форм и методов профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям младших школьников, и закладывается основа для профессионального самоопределения ребёнка в будущем.

Слайд 7. В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Вот например

Слайд 8. На уроках литературного чтения и русского языка используются пословицы о труде: Дело мастера боится. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.

Слайд 11. На уроках математики при решении задач на производительность труда, прежде чем приступить к анализу условия задачи выясняем и дополняем представления ребят по той или иной профессии.

Слайд 15. Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии, классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки…

Слайд 16. Посещая музеи и библиотеки младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря.

Слайд 17. На классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей. Пробуют себя в роли допустимо возможных профессий.

Слайд 18. В начальной школе организуем встречи с родителями, профессионалами в разных сферах труда, а так же специалистами ГИБДД, школьным библиотекарем,

Слайд 19. фельдшером.

Слайд 20. К формам профориентационной работы в начальной школе так же относя экскурсии на организации. Вашему вниманию мы предоставим некоторые из них. Во время экскурсии в Отдел ГИБДД Отдела МВД России по Топкинскому району ребята могут поговорить с действующими сотрудниками Госавтоинспекции. Дорожные полицейские рассказывают школьникам о своей работе и проводят с ними беседу о важности соблюдения Правил дорожного движения. После увлекательной беседы ребятам демонстрируются патрульные автомобили. Особенный восторг детей вызывает светосигнальное оборудование спецтранспорта. Экскурсия завершается на положительных нотах. Каждый школьник получает возможность примерить спец.жилет сотрудника ГИБДД, посидеть в патрульном автомобиле, а так же в кресле начальника отдела, примерив его фуражку. Некоторые из ребят, после мероприятия признаются, что хотели бы связать свою жизнь со службой в полиции и обещают всегда соблюдать Правила дорожного движения.

Слайд 21. Для детей младшего школьного возраста экскурсии на станцию МЧС — это не только игра, но и увлекательное знакомство с благородной и опасной профессией. Современные дети очень любят смотреть мультики и фильмы про героев, которые спасают мир, борются со злом. В реальном мире такие герои есть и с ними можно познакомиться. Сотрудники службы не только рассказывают о своей работе, но и проводят практическую часть, например, разобрать принцип действия машин, снаряжения. Всё это украшено интересными и реальными историями, которые, несомненно, вызывают у ребят живой интерес к профессии пожарный.

Слайд 22. После просмотра спектакля, по возможности, организуется встреча с актёрами. Во время встречи проходит обсуждение, в котором принимают участие ребята и актёры. Творческая атмосфера, которая царит во время беседы с артистами, способствует свободному обмену впечатлениями, вопросами и наблюдениями. Встречи проходят в тёплой и дружеской атмосфере. Артисты с удовольствием отвечают на все вопросы, рассказывают об интересных эпизодах из сценических постановок и случаях театральной жизни, о создании актёрского образа, о работе актёра над собой, о своих любимых ролях и спектаклях.


Слайд 23. Так же к формам профориентационной работы в начальной школе относятся оформление классного уголка и выставки книг.

Слайд 26. Также проектная деятельность в начальных классах частично направлена на профориентационную работу.

Слайд 27. В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям.

Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п. Учитель начальных классов должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями. Так на родительских собраниях нацеливаем родителей на включение школьников в разные кружки и секции. Учащиеся наших классов посещают спортивные секции, театральные кружки, детскую музыкальную школу, детскую художественную школу, различные творческие мастерские и др.

Слайд 28. Так же родителям рекомендуется посетить с детьми КиндерЛенд в г.Кемерово. КиндерЛенд – это модель взрослой жизни для детей. Маленькая страна больших профессионалов предоставляет возможность ребенку попробовать себя в роли профессионалов в различных сферах деятельности. Для детей доступно более 20 профессий! Первый детский парк игрового обучения, в котором, кроме всего прочего ребёнок получает трудовую книжку и медицинскую справку.

Слайд 29. Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.

Хотя выбирать профессию учащимся начальной школы придется еще не скоро, но уже сейчас я их нацеливаю на то, что нужно готовиться к выбору профессии:

- собирать информацию о профессиях,

- наблюдать за трудом взрослых в жизни,

- посещать специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям,

- пробовать себя в разных видах деятельности, что бы понять, что тебе больше всего нравится делать;

- и, самое главное, учиться! Ведь школа – это первый шаг в любую профессию.

Читайте также: