Виды деятельности в детском саду в соответствии с фгос в средней группе

Обновлено: 30.06.2024

3.4.Режим группы
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых видов деятельности с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Во время прогулки с детьми проводятся игры, способствующие снятию психологической инерции. больше времени отводится для самостоятельной двигательной активности.
Для формирования ответственности за порученное дело дети начинают выполнять обязанности дежурного по столовой и в уголке природы.
3.5.Взаимодействие педагога с родителями детей средней группы
Одним из важных принципов технологии реализации рабочей программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс.
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога
Поэтому задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии ребенка.
Задачи взаимодействия педагога с родителями детей средней группы
1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, замечать и радоваться его успехам.
3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка ко взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.

Дети играются в песке

Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.

Дети стоят на пешеходном переходе со знаками ПДД в руках

Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия

Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ

Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию можно здесь.
Интересные виды работы можно найти в картотеке игр по конструированию.

  • исполнительство, то есть игра на музыкальных инструментах, певческая деятельность;
  • творчество, то есть вовлечение в процесс создания музыки.
  • чтение;
  • заучивание наизусть;
  • обсуждение, рассуждение;
  • беседа.
  • гимнастика (бег, ходьба, строевые задания, упражнения с блоками движений спортивного характера, хореографические движения);
  • игры (подвижные, хороводные, туристические, то есть походы, экскурсии);
  • пальчиковые игры, нацеленные на разработку мелкой моторики;
  • ритмопластика;
  • катание на санках, лыжах, самокатах и пр.

Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.

Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам

В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом.

С 2014 года все дошкольные учреждения перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В документе прописано, какие формы и виды занятий в ДОУ должны быть включены в образовательный процесс. Подобраны они не просто так, а в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей. После окончания детского сада дошкольник должен соответствовать портрету выпускника ДОУ (он тоже указан во ФГОС).

Виды занятий в доу

Основы образования

ФГОС предполагает постоянное взаимодействие воспитателя и детей, активную вовлеченность обеих сторон. Программа обучения составляется дошкольным учреждением, но ФГОС выдвигает требования к ее разработке. Например, призывает учитывать индивидуальные возможности и стремления каждого ученика, уважительно относиться ко всем участникам образовательного процесса, поддерживать дух сотрудничества.

Образование по ФГОС обеспечивает всестороннее развитие личности, а в частности:

  • физическое;
  • личностное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • речевое;
  • познавательное.

Эстетическое образование

Личностное развитие предполагает работу над мотивацией, социализацией. Эстетическое подразумевает выработку художественных навыков и вкуса. Речевое прежде всего направлено на развитие коммуникативных навыков.

Приемы и методы обучения

Приемы и методы обучения в ДОУ по ФГОС зависят от возраста воспитанников. У всех дошкольников ведущая деятельность игровая, но игры бывают разными.

Развитие детей раннего дошкольного возраста

Так, для развития детей раннего дошкольного возраста показаны физические упражнения, занятия с разбирающимися игрушками, манипуляции с бытовыми предметами, эксперименты с веществами. Конечно, все это происходит под надзором воспитателя.

У старших дошкольников предметно-манипулятивная игра сменяется на сюжетно-ролевую. В таких играх они осваивают социальные роли, нормы поведения. Педагог должен позаботиться о том, чтобы игры носили исследовательский характер. Играя, дети осваивают навыки самообслуживания и бытового труда.

У старших дошкольников проводятся уроки речи, истории, фольклора, литературы, искусства (анализ музыкальных произведений, поэм и стихов, организация мероприятий). Занятия должны развивать тягу дошкольника к познанию и труду, подготавливать к самообразованию и саморазвитию в будущем.

Условия и способы

При выборе способа организации занятий нужно учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки, квалификацию и профессионализм педагога. А также важно следить за безопасностью окружающей среды и за разнообразием оборудования, игрушек.

Используются такие методы обучения по ФГОС в детском саду, как:

Фронтальный урок.

  1. Фронтальный урок. Подходит для больших групп и физической деятельности. Педагог находится лицом ко всем детям, а они синхронно повторяют какое-либо действие. При этом сохраняется взаимодействие воспитателя и детей, соблюдается условие индивидуального подхода.
  2. Индивидуальное занятие. Это тоже форма группового занятия, но задание дети выполняют не одновременно, а по очереди. Пока один делает, другие наблюдают и анализируют. Рекомендуется использовать этот формат в старших группах.
  3. Поточное. Все дети включены в процесс выполнения задания, меняется только оборудование, условия и само задание. При такой форме урока педагогу сложно проследить за правильностью выполнения задачи у каждого воспитанника.
  4. Групповое. Дети делятся на группы, выполняют задание, после чего меняются задачами. Такая форма способствует развитию чувства ответственности, коллективизма. Но недостаток в том, что педагог не может следить за активностью каждого ученика.

Непосредственная образовательная деятельность тоже делится на подвиды. В классификации их четыре: комбинированная, интегрированная, комплексная, нетрадиционная деятельность. Каждый из способов организации образовательного процесса имеют свои особенности:

Комбинированные занятия

  1. Комбинированные занятия состоят сразу из нескольких видов деятельности: музыкальной, игровой, изобразительной и т. д.
  2. Интегрированные уроки раскрывают только одну тему, но разными средствами. На усвоение одной деятельности, раскрытие одной темы может уйти несколько занятий.
  3. Комплексные уроки посвящены одному виду деятельности и закреплению уже имеющихся знаний и навыков по одной теме. Используется много дидактического, демонстрационного материала.
  4. Нетрадиционная форма проведения занятий предполагает обсуждение одной темы, развитие одного вида деятельности, но в нестандартной форме: соревнование, викторина, конкурс, виртуальная экскурсия.

Существенный вклад в организацию занятий вносят современные компьютерные технологии. Можно организовать виртуальное путешествие, показать фильм или красочную презентацию. Акцент в обучении ставится на неразрывность теории и практики, вовлеченность ребенка в процесс, активное взаимодействие с окружающим миром.

Виды занятий в ДОУ по ФГОС

ФГОС не исключил классические уроки, где учитель излагает и объясняет материал, дает задание, которые дети выполняют, а после подводит итоги. Но кроме этого вида занятий, в программе обязательно должны присутствовать инновационные виды занятий:

Экскурсия с детьми

Постановки с детьми

Исследование, или проблемный урок.

Проекты для детей

Структура урока

В задачи педагога входит не только проведение занятий, но и тщательная подготовка к ним. Он должен спланировать ход занятия, выбрать и подготовить необходимое оборудование, подготовить детей. Для этого составляется план-конспект урока. Что нужно сделать:

  • выбрать формы организации детской деятельности и программные задачи;
  • выбрать методы и приемы проведения урока;
  • подобрать оборудование, дидактические материалы, образцы;
  • провести инструктаж и информирование детей (если необходимо);
  • продумать ход занятия.

Структура урока

Например, если планируется экскурсия, то педагог должен выбрать самый короткий и безопасный маршрут, заранее сходить в выбранное место, определить предметы для обсуждения. Если планируется использовать какие-то приборы, то нужно убедиться в их исправности.

Структура урока включает в себя три части:

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия,

  1. Подготовка, организационный этап. Педагог должен оценить состояние детей, их собранность и внимательность. На этом же этапе создается мотивация и интерес к занятию.
  2. Основная часть. Включает в себя постановку проблемы и учебной задачи, объяснение и демонстрацию материала, поиск решения, закрепление знаний и навыков.
  3. Заключение. Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, анализирует успехи, сравнивает результаты, рассказывает о том, что будет обсуждаться на следующем занятии.

В заключение педагог проводит самоанализ, оценивает, удалось ли решить поставленную им педагогическую задачу. Образовательные задачи бывают трех типов: усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН), закрепление ЗУН, творческое применение ЗУН на практике. А также каждое занятие должно решать три главные задачи образовательного процесса в ДОУ: воспитывать, обучать, развивать.

Развитие дошкольников и образовательный процесс в детском саду

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС определяются исходя из основополагающих векторов педагогического процесса, включая полноценное развитие речи, художественно-эстетическое понимание, а также совершенствование коммуникативных и социальных навыков. Такие виды включены в официальный федерально-государственный реестр.

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС по областям

Указанные сферы, которые способны развить ребенка максимально эффективно, реализуются при помощи комбинаций тех или иных техник, которые разрабатываются и внедряются самим педагогом. Любой проводимый вид деятельности учитывает не только особенности учащихся, но и возрастную категорию дошкольников.

Основным фактором для продуктивной работы педагога с детьми, является психологически-физиологическое развитие.

Такой этап характеризуется наличием 4 основных групп: младшие, средние, старшие и подготовительные дошкольники, каждая из которых отличается исходя из следующих особенностей, позволяющих развить ребенка в наиболее важных сферах.

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС по областям

Сферы развития ребенка:

  • физическая;
  • эмоционально-психологическая;
  • познавательная, в некоторых случаях, — интеллектуальная, когнитивная;
  • социально-коммуникативная;
  • адаптивная, включая воспитание.

Понятие деятельности в педагогической или психологической практике характеризуется наличием специфических видов развития, которые затрагивают те или иные аспекты жизнедеятельности ребенка.

Основные этапы развития дошкольника любого типа деятельности

Вне зависимости от того, какая разновидность деятельности внедряется педагогом, дети обязаны пройти 4 основных этапов, которые могут развить личность максимально эффективно.

Главные стадии развития дошкольника, характерные для любого вида деятельности:

  • Зависимая или самостоятельная работа ребенка. В этом случае дошкольнику предоставляется выбор между деятельностью с педагогом и независимой практикой. Исходя от возрастной категории группы, а также нюансов, которые были выявлены при первичном мониторинге учащихся, учителем корректируется процентное соотношение вида деятельности, что позволяет более эффективно провести педагогический процесс.
  • Затруднения. Несмотря на то, что такой этап многие родители считают крайне негативным процессом, он позволяет ребенку учиться на собственных ошибках, что также увеличивает качество самоанализа и развивает дисциплину. Помимо этого, дошкольник начинает более внимательно слушать взрослого, потому как понимает, что упущение какой-то важной информации влечет за собой различные нарушения в основной деятельности. Здесь особо важно подойти к ребенку с пониманием, не повышать голос и стараться объяснить как можно понятливее.
  • Совместная деятельность с другими учениками. Данный этап способен комплексно подойти к развитию социально-коммуникативных навыков, а также развить необходимое понимание важности общения в определенной группе. Ребенок понимает то, что в рамках общественной идеи можно достичь больших высот, нежели при самостоятельной работе.
  • Деятельность с педагогом. Такой вид работы характеризуется не просто совместной работой между учеником и учителем, но также повышает общую значимость взрослого в глазах ребенка. В отличие от зависимого этапа, такая деятельность является важным аспектом образования, потому может видоизменяться и сочетаться с другими типами.

Несмотря на высокую важность всех уровней развития, наиболее продуктивным является взаимодействие ребенка с взрослым, исходя из конкретного вида деятельности.

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС по областям

Такая стадия должна составлять основу педагогического обучения, потому как прямое общение с педагогом развивает важные социально-коммуникативные навыки, а также позволяет получить дополнительный опыт, развить самокритическое мышление.

Посредством прямого взаимодействия с учителем, ученик лучше понимает важность общения между сверстниками, а также в рамках других коллективов, например — при совместной работе 2-3 детских садов.

Несмотря на значимость, такой этап требует от педагогического состава максимальной точности и хорошо проработанной методики образования.

Виды детской деятельности по ФГОС

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС делятся исходя из характера проведения, метода взаимодействия, а также тематической основы обучения.

В этом случае педагог обязан учитывать такие немаловажные факторы, как возраст дошкольника и степень его обучаемости, включая уже имеющийся уровень коммуникации.

Творческая разновидность игры включает в себя режиссерскую, сюжетно-ролевую (с учетом личного опыта) или практическую деятельность. Все они отличаются исходя из типа применения и возрастной группы учащихся.

Сенсорно-перцептивная деятельность, направленная на познание ребенка исходя из зрительных или тактильных действий. Методика особо эффективна в младших дошкольных группах.

Опытная или практическая деятельность, характеризующаяся проведением различных экспериментов в зависимости от темы урока.

Наблюдательская деятельность. В этом случае ребенок наблюдает за определенным объектом или явлением, которые затем обсуждаются с педагогом.

Основная цель организации той или иной деятельности основывается на задачах, которые педагог ставит перед учениками. Выбранная тематика должна учитывать возраст дошкольника, с помощью которого определяется качество вовлеченности и способность к пониманию предмета урока.

Стоит обратить особое внимание на то, что каких-то жестких рамок или условий в организационной деятельности не существует, каждое детское учреждение вправе выбрать определенный метод взаимодействия, который лучше всего подойдет под конкретные особенности учащихся.

Виды деятельности в рамках воспитательного или учебного процесса в ДОУ должны основываться исключительно на комплексном подходе применения педагогических методов. Внедрение какой-то определенной работы вне правил ФГОС, чаще всего не отличается успешностью.

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС по областям

Для того чтобы максимально эффективно реализовать разработанный план действий, педагогу следует комбинировать виды деятельности, исходя из их вида, формы и второстепенных нюансов проведения в той или иной группы. Также учитель должен найти наиболее подходящие приемы для повышения мотивации у детей.

Развивающая среда

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС учитывают такой немаловажный фактор, как создание уютной и безопасной развивающей среды в рамках конкретной группы детского сада.

Материалы, используемые при создании такого уголка, должны внедряться в соответствии с возрастом ребенка, тематическим направлением большинства занятий, а также исходя из требований самих детей. В этом случае лучше пойти навстречу дошкольникам, что также увеличит качество коммуникации между педагогом и воспитанниками.

Обязательные элементы, характерные для развивающей среды в отношении определенных видов деятельности:

  • уголок физического развития, в котором дети могут безопасно для себя и класса заниматься гимнастикой, играми и другими методами взаимодействия;

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС по областям

  • зона познавательно-исследовательского развития, в которую должны быть включены книжная полка, арифметическая зона, область для конструирования, а также живой природный уголок;
  • центр для повышения коммуникации и развития речевого аппарата;
  • зона, позволяющая заниматься театрализованной или игровой деятельностью;

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС по областям

  • область для трудовой работы учащихся, в которой они могут безопасно испытывать полученные навыки на практике.

Основное наполнение развивающих зон косвенно зависит от того, какой материально-технической базой обладает детское подготовительное учреждение. В случае, когда хорошее обеспечение отсутствует, создать эффективную зону обучения можно совместными усилиями с родителями.

Первое, что нужно сделать для создания позитивной и эмоциональной атмосферы в группе, — это повесть небольшое солнышко, где на самих лучах написать то, что в коллективе можно делать абсолютно все. Под такой фразой подразумеваются следующие действия: улыбаться, играть, дружить и отдыхать.

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС хорошо заинтересуют ребенка при следующих самодельных элементах:

  • тренажеры сенсорного характера, включая настольные игры, коробки с наполненным материалом, который хорошо шумит, а также другие виды взаимодействия с ребенком;
  • дневник поведения дошкольников, природный календарь прогулок;
  • наличие игрушек в центре игрового характера, которые дети могут изготавливать самостоятельно;
  • игры дидактического характера, построенные по методике ФЭМП

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС по областям

При правильном подходе, педагог может добиться прекрасной атмосферы в детском коллективе, благодаря чему дети будут постоянно возвращаться в детский сад с широкой улыбкой на душе.

Такая деятельность является первостепенной по значимости, что дает возможность учителю повысить мотивацию и интерес к дальнейшим занятиям.

Способы мотивации детей в контексте различных видов деятельности по ФГОС

В контексте дошкольного образования, особое значение имеет эффективное распределение нагрузки на дошкольников.

Отсутствие устойчивого внимания детей в связи с возрастными или физиологическими особенностями, может провоцировать различные сложности, мешающие педагогу реализовать проработанные методики.

Усилиями опытных педагогов, были созданы основополагающие факторы, которые положительно влияют на мотивацию у детей.

Это следующие факторы:

  • Беседы. Такой способ позволяет актуализировать внимательность ребенка к определенному виду деятельности, что значительно облегчит переход к познавательной, трудовой, художественной или коммуникативной работе. В этом случае педагог может разработать специальные картотеки для беседы, которые в последующем применяются для реализации воспитательного и образовательного процесса.
  • Загадки. Является достаточно увлекательным методом воздействия на дошкольников, который не отличается высокими временными затратами на его проведение. Способ позволяет внести в образовательный процесс соревновательные и развлекательные элементы, которые в свою очередь увеличивают общий интерес ребенка.

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС по областям

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС по областям

  • Элементы для визуализации. Такие дополнительные средства, как плакаты, схемы или наглядные изображения, позволяют настроить дошкольника на познавательную, исследовательскую, трудовую или коммуникативную деятельность. Здесь главное настроить ученика посредством заинтересованности. Следует выбирать только красочные и яркие визуальные элементы

Для более эффективного повышения общей мотивации, особенно при первом знакомстве с группой, лучше всего прибегнуть к игровому виду деятельности. Именно она позволяет быстро интегрировать дошкольника в образовательный процесс, при этом не нанеся ему какой-либо вред в отношении психического здоровья.

Многие исследования указывают на то, что непонимание или нежелание педагога следовать основным правилам, созданным по ФГОС, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. В некоторых случаях у детей возникают различные трудности в образовании, которые могут длиться на протяжении всей взрослой жизни.

Важность правильной интеграции образовательной деятельности

Особо важно правильно интегрировать процесс деятельности в ДОУ, что позволит использовать его наиболее эффективно, в отношении учащихся и преподавателей.

Четкость плана, хорошая продуманность и высокая информативность в отношении подачи материала, — это залог педагогического успеха.

Современная практика указывает на то, что успешной организацией может являться только та, которая отходит от устоявшихся традиций и методов в пользу более интересной деятельности, — исследовательской, продуманной и эвристической. Такой подход нередко называют научным, поскольку его функциональные особенности мало чем отличаются от детского познания мира.

Важно понимать, что для эффективного развития дошкольника, характерно развитие поступательного характера в отношении 5 основных пошаговых этапов.

Этапы:

  1. Возможность самостоятельного экспериментирования.
  2. Наличие трудностей, которые в последующем необходимо преодолеть.
  3. Формирование навыка или умения посредством общения с взрослым человеком.
  4. Подключение творческих навыков и воображения
  5. Проведение деятельности совместно со сверстниками.

Педагогическая практика указывает на то, что наличие вышеописанных действий значительно увеличивает эффективность и скорость развития дошкольника, включая совершенствование психических и когнитивных процессов у ребенка.

Воспитательный и учебный процесс в ДОУ основывается на комплексном применении различных видов деятельности учащихся в определенной форме.

Для того чтобы эффективно реализовать педагогические методы, учитель должен комбинировать такие разновидности, выведенные по ФГОС. Это позволит более быстро и качественно реализовать необходимый план занятий.

Читайте также: