Мальчик у христа на елке анализ кратко

Обновлено: 28.06.2024

Рождество – праздник, которому в литературе уделяется особое внимание. Именно рождественское время заставляет предвкушать чудо и волшебство.

Подвал, в котором находится мальчик, отталкивает сыростью и холодом. Неоднократное упоминание об отсутствии еды в завязке произведения и неподвижное тело матери главного героя показывает всю невозможность пребывания мальчика в этом помещении. Не получив помощи от недвижимой и холодной, как стена, мамы, в поисках пищи или копеечки, мальчик вынужден выбраться в город.

Контрасты, применяющиеся в произведении, показывают проблемы общества. Сочетание красоты, обилия еды, тепла вместе с голодом, холодом и нищетой детей заставляет задуматься о виновниках происходящей ситуации. Чертой бедности, безжалостности и равнодушия выступает стекло, преодолев которое мальчик встречает пренебрежение и отвращение к себе, что показывает непреодолимость безразличия для него в этом мире.

По правилам жанра святочного рассказа, конец всегда должен быть счастливым. Такое несоответствие счастья и реальной жизни в произведении призывает общество к милосердию и состраданию к окружающим.

Персонажи рассказа

К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.

Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.

Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.



Образ главного героя

Главный герой произведения — мальчик лет шести. Он был одет в какой-то халатик и картуз. Как и многие дети, он привязан к своей маме и любит её. В рассказе упоминается, что его мать вместе с ним приехала сюда из какого-то маленького города и вскоре захворала.


Мальчик искренний, наивный, впечатлительный, непосредственный и весёлый: он тоже хочет веселиться и танцевать вместе с детьми за оконным стеклом, смеётся при виде куколок, но вспоминает о том, как заледенели его пальцы, как он хочет есть.

Невозможность утолить базовые потребности мешает ему наслаждаться духовными красотами. Лишь у Христа на ёлке, когда ему становится тепло и хорошо, он может в полной мере отдаться радости.

В рассказе не упоминается имя героя. Его безликость намекает на масштаб проблем, затронутых в произведении, и говорит, что таких нищих детей, мёрзнущих на улице, на свете может быть очень много.

Краткое содержание

Глава 1. Мальчик с ручкой

Глава 2. Мальчик у Христа на елке

Окончание

Достоевский мальчик у Христа на елке краткое содержание

Естественно, в такой семье ребенку очень трудно стать хорошим человеком, поэтому, уже повзрослев, и даже пойдя работать на завод, подростки становятся настоящими преступниками, и сами, как их родители, начинают выпивать. Вот такую безрадостную картину описал Фёдор Михайлович Достоевский.

Достоевский мальчик у Христа на елке краткий пересказ

Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке. Аудиокнига

Вместе с крещением Руси и принятием христианской веры пришло множество новых традиций и праздников, одним из которых является Рождество Христово. Рождество — это рождение человека — Бога, который послан человечеству, чтобы сделать жизнь чище и нравственнее.

Народная Русь прочно связала в своем сознании с Рождеством Святки. На протяжении многих веков с этим праздником связано много обычаев: помогать бедным и немощным, обмениваться подарками, колядовать и т. д. Во время святочных посиделок дети слушали поучительные рассказы, или былички, которые впоследствии легли в основу нового жанра — жанра святочных рассказов.

Нам представляется важным сделать акцент на терминологическом и содержательном различии рождественского рассказа как жанра западной литературы и святочного — жанра русской литературы.

На протяжении большого периода ХХ века традиции христианской веры в целом и рождественских рассказов в частности были незаслуженно забыты. Вместе с тем в начале ХХI века, после переоценки нравственных ценностей общество вернулось к традициям христианства, в результате чего в последние годы в России получили широкое распространение святочные рассказы.

Черты святочного рассказа:

 Действие происходит в рождественские дни;

 Наличие среди героев ребенка;

 Сюжет развивается от безысходной ситуации к счастливому финалу;

 Ярко выраженная мораль;

Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором торжествует добро. Герои произведений оказываются в тяжелом материальном и духовном положении, для разрешения которого требуется чудо. Будь это явное вмешательство высших сил или якобы случайное стечение обстоятельств, все беды героев обязательно разрешаться, и читателя ждет светлый финал.

Несмотря на трагический финал, мальчик находит счастье и успокоение у Христа на ёлке, то есть в Царствие Небесном.

Возникает вопрос: почему Ф. М. Достоевский в этом произведении отходит от общепринятых канонов святочного рассказа. На него можно ответить лишь в том случае, если более широко посмотреть на творчество автора в целом. Все произведения Достоевского пронизаны темой униженного и оскорбленного человека. Среди униженных и оскорбленных героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления.

Будучи глубоко верующим человеком, Достоевский хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными. Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что — то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь!

А ведь очень важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее и милосерднее. Чтобы люди на своих земных елках увидели и дали место обездоленным и страдающим детям. И тогда чудо, не свершившееся в рождественский сочельник в рассказе, могло бы стать реальностью в нашей жизни.

Сюжет рассказа

Главными героями произведения являются два незнакомых друг другу мальчика. Первый достаточно приспособленный, он неплохо выживает на улицах города. Второй оказался в трудной ситуации случайно, поэтому ему приходится гораздо тяжелее, у него нет защиты, помощи ему ждать не от кого.

Мальчик у христа на елке краткое содержание

Рассказанная в произведении история произошла накануне Рождества. Сюжет начинается в подвале здания. На холодном полу брошен старый тюк, на котором лежит очень слабая и больная женщина. Над ней склонился шестилетний мальчуган. Также в помещении живет ворчливая старуха, которая вечно недовольна ребенком.

Семья оказалась в этом городе из-за бедственного положения, она приехала сюда, чтобы заработать денег. Голод заставил мать с ребенком и старухой покинуть насиженные места. Но после приезда женщина сильно заболела, поэтому не смогла устроиться на работу. Холод и голод лишь осложнили ситуацию, в которой оказалось семейство.

Совсем один

Дальше события развиваются трагически. Мальчик начинает замерзать, его мучает чувство голода и жажды. Он пытается разбудить маму, но та не приходит в сознание, поэтому он начинает ее тормошить. Когда подросток дотрагивается до нее, то чувствует холод. Его охватывает страх, он не понимает, что произошло, но его пугает темный и холодный подвал, в котором нет даже света.

Ребенок решается выйти наружу, улица поражает его многочисленными огоньками и количеством праздношатающегося народа. В родном городе мальчика такой красоты не было, в вечернее время его район освещал один тусклый фонарь, а после захода солнце местные жители и соседские ребятишки укрывались в своих домах.

В одном из окон Петербурга нищий мальчик увидел сказочную картинку. В центре стояла красиво наряженная рождественская елка, которая была украшена:

  • яблоками;
  • мандаринами;
  • хлопушками;
  • конфетами.

Чтобы не замерзнуть, он решается зайти в дом, поскольку видел, что в эту сказочную дверь входило множество людей, который были приглашены на праздник.

Но хозяйка-барыня, увидев попрошайку, начала размахивать руками, дала ему монетку и прогнала. Все это настолько испугало подростка, что он выронил копейку и убежал.

Богатые хозяева и гости видели, что ребенок одет в легкую одежду, когда на улице стоял сильный холод. У него были явные признаки обморожения — покрасневшие пальцы и нос. Взрослые знали, что мальчик голоден, но этот аргумент на них не подействовал, они не дали ему поесть и отогреться.

Безразличие проявил и блюститель порядка, который нарочно отвернулся от нищего ребенка на улице. А ведь он был обязан помочь — сопроводить в участок, детский приют или больницу. Все эти люди и стали виновниками его смерти. Именно эту проблематику хотел показать Федор Михайлович Достоевский своим читателям.

Не смотря на то, что все каноны святочного рассказа писателем соблюдены – тут и маленький мальчик – символ новорожденного Иисуса, и предновогоднее чудо, перевернувшее жизнь героев, вот только финал вышел в соответствии с настоящими реалиями несчастливым.

В рассказе всё начинается с описания вертепа, который организуется как символ пещеры, в которой родился Иисус. Именно в этом подвале оказывается мертвая женщина, которая по трагическому стечению обстоятельств не находит себе пристанища в городе. Вместе с ней приезжает малыш.

Не смотря на то, что предновогодняя суета и ожидание рождественского чуда способствует тому, что люди охотнее помогают бедным и обездоленным, замерзающий мальчик не находит сочувствия ни в одном местном жителе. Это холодное равнодушие и жестокость приводят к тому, что малыш попросту замерзает на улице. Автор наталкивает на мысль о том, что такой случай не обычный вымысел, а может встретиться в любом городе, ведь мы так и не узнаем, о каком городе идет речь и как зовут главного героя.

Достоевский построил этот рассказ на контрастах. Сперва мы видим, что мальчишка разочаровывается во всей этой красочной картинке предновогодних приготовлений. Все эти прекрасные игрушки, вкусные пироги и булки и добродушные улыбки не для него, они как бы отгорожены от него холодным равнодушием.

Потом мы видим другую картинку – малыш во сне соединяется с матерью, видит Христа, и он понимает, что наконец-то пришел в свой мир. Там, где ему рады и спешат согреть своей любовью.

Все эти события пробуждают в читателе сочувствие, сострадание, и понятие того, что в такой ситуации может оказаться каждый. Важно уметь проявлять заботу и доброту, кто в ней нуждается.

2 вариант

Автор невольно заставляет нас посмотреть на мир вокгур глазами шестилетнего ребенка, почувствовать его переживания, испытать его эмоции. Текст пестрит словами наподобие копеечка, халатик, куколка, скрипочка и т. д., чтобы получше передать атмосферу произведения, а также чувства и ощущения главного героя.

Весь рассказ построен на контрасте светлого и темного: бедный подвал с мертвой женщиной сменяется яркими пред рождественскими улицами, где все роскошно и богато. Мальчишке кажется, что этот яркий мир близко, до него можно дотянуться рукой, но все не так просто — мир с елкой, вкусными пирогами и игрушками скрыт от него за толстым стеклом. Ребенок понимает, что он лишний в этом мире.

Контраст двух елок добавляет рассказу свою уникальность. Яркая елка, на которой мальчику не нашлось места, сменяется елкой Христа, где ребенок чувствует себя любимым, нужным, он чувствует , что окружен заботой. На этом торжестве нет обездоленных, всем весело, улыбается мать, не почувствовавшая счастья в своей жизни.

Читатель невольно придет к выводу, что если кому-то не удалось найти сочувствие на земле, то в Царстве Небесном он обязательно его обретет.

Рождественская библейская история также помогает читателю задуматься, понять то, что жестокость и холодное сердце людей осталось такими, как и много тысяч лет назад.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке

Популярные сегодня темы

Имя Ивана Константиновича Айвазовского у каждого из нас в первую очередь ассоциируется с картинами моря. Айвазовский изображал морскую пучину то грозной и бушующей, то спокойной и умиротворённой

Павел Бажов известен - это уральский писатель, который написал более пятидесяти интереснейших сказов. Все они посвящены родному Уралу и местным жителям.

Многочисленные персонажи произведения разделяются на несколько разрядов, состоящих из ключевых героев, к которым относятся Чацкий, Фамусов, Софья и Молчалин, второстепенных героев

Точное время создания трагедии установить невозможно, но ученые полагают, что она написано в 420-е годы до н.э. В те времена античный театр был на пике своего развития, постановки могли собирать

Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая история про шестилетнего мальчика и читателям. С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.

Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.

По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.

В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.

Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.

Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.

Затем опять контраст – елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном. Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад.

Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.

Главные герои и их характеристики:

Мальчик – бедный кроха, сирота, добрый, не знающий, что мир очень жесток

О чем произведение:

Мальчик и его мама умерли из-за жестокости и чёрствости людей, бедности и невероятного холода, который был везде, кроме их душ.

Сюжет — краткое содержание:

Рассказчик решил поведать историю о ребёнке, который часто просил на улице милостыню. В одно утро малыш проснулся, и увидел, что его мама не двигается и совсем холодная. Он не понял, что произошло, и вышел на улицу. В окнах домов виднелись дети в нарядах, а у бедного мальчика сильно болели пальцы от холода. Барышни, которые раздавали пироги, дали ребёнку копеечку, но тот не смог её удержать из-за окоченевших ручек. Тут мальчик подошёл к представлению, но его сильно ударили, и он убежал. Очнулся мальчик там, где было светло и тепло, встретился с ангелом и другими детьми на ёлке у Христа. А через время люди обнаружили умершего мальчика и его маму, которые встретились на небесах.

Понравившийся эпизод:

Мне понравился эпизод, где мальчик попал на небеса. Очень грустно, что он умер. Но ведь ребёнок попал в то место, где его никто не убидит, где он вечно будет с мамой, будет по-настоящему счастлив.

План произведения для пересказа:

  1. Мальчик, просящий милостыню
  2. Что с мамой?
  3. Дикий холод
  4. Милостыня
  5. Жестокие люди
  6. Встреча на небесах на ёлке у Христа

Главная мысль:

Часто у бедных людей очень тяжёлые судьбы, окружающие относятся к ним, как к животным. А ведь они в этом не виноваты! Зато на небесах у бедняков будет вечная и счастливая жизнь, а это гораздо важнее.

Чему учит этот рассказ:

Рассказ учит милосердию и состраданию, любви к окружающим.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень жаль бедного мальчика и его маму. Ребёнок не виноват в своей бедности! Он верит миру, и, получается, зря. Но теперь у него будет вечная радость на небе. Он попадает в страну, где все счастливы, и счастью этому не будет конца.

Новые слова и выражения:

Ревматизм – инфекционное воспалительное заболевание соединительной ткани и суставов, затрагивающее сердце, нервную систему

Картуз — мужской головной убор

Пословицы к произведению:

Беден, да честен.

Бедности дана мудрость.

Бедность не порок, а несчастье.

Читайте также: