Виды деятельности учителя начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

• обеспечение режима соблюдения санитарных норм и правил техники безопасности в образовательном процессе.

Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит знаменательный день в своей жизни: первый раз в первый класс. А первые цветы своей первой учительнице? Это она берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир- мир знаний. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают потом благодарные ученики. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Он проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг.

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т. к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут и должны заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить сам процесс передачи знаний, процесс обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, хорошо сформированной оперативной и долговременной памяти. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.

Педагогическая деятельность требует от человека определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важны в профессии учителя : развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Также учителю начальных классов важно обладать музыкальными и художественными способностями. Очень важно, что учителю начальных классов должны быть присущи такие личностные качества, как любовь к детям, доброжелательность и чуткость.

Тип и класс профессии

Спрос на профессию : постоянная востребованность на рынке труда, творческий характер труда.

Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию обшей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ, использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.

У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни.

Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.

Учитель стремиться развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя, прививая им навыки общения и поведения в социальной среде.

В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.

Профессиональная обязанность учителя - проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение учениками новой информации, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу.

Цель образования - не только собственно обучение, но и развитие, воспитание ученика.

Основное внимание в подготовке учителя начальной школы уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми. Особое предпочтение отдается повышению общекультурного уровня будущего специалиста. Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе.

Учитель начальных классов работает в учреждении (в учебном классе,

спортзале, а также на воздухе (на пришкольной территории, стадионе). Работа в одну смену, обычно с 8.00 до 14.00 (если в учреждении образования учебный процесс ведется в одну смену). Возможны выходы с учащимися за пределы школы, организованные выезды за пределы населенного пункта и т. д.

У учителя повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Материальная ответственность за сохранность оборудования учебного кабинета.

Учитель начальных классов в деятельности использует простые ручные инструменты (карандаши, ручки, указку и т. д., технические и электронные средства (диапроектор, видеомагнитофон, компьютер).

Работает, в основном, в помещении. Характерны повышенная нагрузка на зрение и эмоциональное напряжение, вызываемое многочисленными контактами в течение рабочего дня, часто в условиях шума.

Требования профессии к человеку

Важные личностные качества учителя :

• склонность к работе с детьми;

• высокая степень личной ответственности;

• самоконтроль и уравновешенность;

• терпимость, безоценочное отношение к людям;

• интерес и уважение к другому человеку;

• стремление к самопознанию и саморазвитию;

• находчивость и разносторонность;

• требовательность к себе и другим;

• наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).

Учитель начальных классов должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями :

• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

• организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

• оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

• осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

• использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

• работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

• ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;

• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

• осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий;

• осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;

• владеть методикой преподавания;

• уметь организовывать внеурочную деятельность и общение младших школьников;

• осуществлять классное руководство;

• вести работу с родителями и уметь координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;

• создавать в учебном кабинете предметно-развивающую среду;

• выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;

• участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

В целях успешного выполнения профессиональной деятельности учитель начальных классов должен обладать способностями:

• высоким уровнем распределения внимания;

• хорошо развитой памятью.

• педагогику, дидактику, методику преподавания,

• возрастную и педагогическую психологию;

• учебные программы по преподаваемым дисциплинам;

• основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства;

• нормативные документы, определяющие деятельность средней общеобразовательной школы.

• планировать учебную работу;

• организовывать деятельность учеников по усвоению учебного материала на уроках и в самостоятельной работе;

• проводить работу с родителями учеников;

• оказывать первую медицинскую помощь;

• ориентироваться в возрастных, индивидуальных личностных и интеллектуальных проблемах детей младшего школьного возраста.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

• высокий интеллектуальный уровень;

• преподавательские и ораторские способности;

• устойчивый интерес к работе с детьми, эмпатия;

• коммуникативные и организаторские способности;

• толерантность к многочисленным контактам,

• высокий уровень распределения внимания;

• способность к концентрации внимания в условиях помех.

Работа противопоказана людям с заболеваниями:

• нервные и психические заболевания;

• нарушение функций опорно – двигательного аппарата;

• заболевания сердечно- сосудистой и дыхательной систем;

• хронические инфекционные кожно –венерические заболевания;

• плохое сопротивление стрессу;

Где можно получить специальность :

Для этого нужно выучиться в среднем специальном или высшем учебном заведении педагогического профиля. В колледжах обычно учат по двум направлениям:

• преподавание в начальных классах;

• коррекционная педагогика в начальном образовании.

В вузах перечень направлений гораздо шире:

• начальное образование (учитель начальных классов);

• начальное образование и дополнительная специальность;

• психология и педагогика начального образования;

• дошкольное образование и начальное образование;

• педагогическая деятельность на начальной ступени общего среднего образования и др.

Многие студенты получают диплом учителя начальных классов с дополнительной специальностью по выбору, которой может быть родной или иностранный язык, информатика, математика, музыка, хореография и т. д.

Профессия учителя младших классов – одна из немногих, в которую надо идти исключительно по призванию.

Возможность (перспективы) карьерного роста:

• Учитель-методист

• Заместитель директора по учебной работе (начальная школа)

• Методист учебно-методического центра отдела образования, спорта и туризма.

Близкие профессии (специальности)

Преподаватель, воспитатель детского сада, воспитатель детского дома, учитель-логопед, социальный работник.

Прикреплённые файлы:

Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов Отчет учителя начальных классов Усачёвой Равзанат Алиевны об использовании на уроках современных образовательных технологий Главной и первостепенной.

Личный опыт учителя начальных классов по внедрению ФГОС Личный опыт учителя начальных классов по внедрению ФГОС. Автор: Азарова Елена Геннадьевна Мне по душе высказывание великого педагога К. Д.

План работы МО учителей начальных классов на 2019–2020 уч. г Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Скороговорки в работе учителя начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на новую публикацию об использовании скороговорок на уроках в начальной школе. Скороговорки - это несложный,.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в.



В процессе профессионального обучения будущий учитель начальных классов получает разностороннюю подготовку. Каждая учебная дисциплина образовательно-профессиональной программы по специальности, в том числе и методика преподавания математики в начальных классах, вносит свой вклад в профессиональное становление педагога.

Содержание деятельности учителя начальных классов в процессе обучения младших школьников математике опирается на определенные профессиональные знания:

· о различных аспектах постановки целей обучения математике (цели изучения тем, разделов, методов, решения задач, формирования математических представлений и понятий и др.);

· о приемах активизации принятия учащимися целей изучения учебного материала;

· о специфике учебных, математических и методических задач и приемах их постановки;

· знание подходов к формированию различных математических понятий (натуральное число, действия над числами и соответствующие им свойства и др.), определенных классов математических, учебных и методических задач;

· о средствах обучения, способах их реализации при обучении, соответствии средств обучения целям и методам обучения;

· о приемах организации деятельности учащихся и управления этой деятельностью;

· о различных формах контроля и приемах оценки деятельности учащихся, формирования их самооценки.

· о закономерностях математического и логического развития учащихся младшего школьного возраста и др.

Методика математики в начальных классах как учебный предмет обеспечивает формирование ряда методических умений. Из девяти групп основных педагогических умений (по А.К. Марковой), которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, методика математики в начальных классах в наибольшей степени должна обеспечить формирование умений позволяющих ответить на ряд вопросов:

· Зачем надо учить математике?

· Что надо изучать?

· Как надо обучать математике?

· Как оценивать результаты обучения математике?

В связи с предметной сложностью и спецификой применения в педагогической практике методические умения можно разделить на несколько постепенно усложняющихся групп. Приводим одну из возможных группировок методических умений.

Первая группа методических уменийвключает следующие умения:

· выполнять логико-математический анализ определений математических понятий, математических утверждений, правил, алгоритмов, сюжетных математических задач;

· выполнять логико-дидактический анализ конкретного, самого минимального, содержательно законченного раздела учебного материала учебника, чаще всего пункта;

· организовывать поиск решения математической задачи, обоснования математического утверждения;

· подбирать задания для обучения понятиям, обоснованию математических утверждений, формированию правила или построению алгоритма;

· изготовлять простейшее учебное или наглядное пособие, материал для использования информационных технологий в обучении и др.;

· работать со справочником, таблицей и другими аналогичными материалами и обучать этой работе учащихся;

· подбирать литературу, которую можно использовать при изучении конкретного вопроса (задачи, пункта учебника) и составлять соответствующую картотеку;

· составлять систему вопросов для фронтальной проверки усвоения определенного конкретного знания (понятия, правила и т п.), составлять самостоятельную работу для проверки определенных математических или учебных умений учащихся, использовать различные виды тестирования для проверки конкретных знаний и умений учащихся;

· оценивать письменную обучающую или контрольную работу и анализировать ее результаты.

· располагать материал на доске, оформлять решение сюжетной задачи, нахождение значения числового выражения или выражения с переменной и др.

Вторая группа методических уменийс учетом педагогической специфики изучения учебного материала и включает следующие умения:

· определять цели изучения конкретного учебного материала (определения понятия и др.);

· на основе поставленной цели изучения учебного материала выполнять его логико-дидактический анализ (выделять основной материал, ведущие идеи темы, типизировать математические задачи и др.);

· мотивировать изучение конкретного учебного материала (темы, математической задачи, и др.);

· четко ставить учебную задачу и отбирать соответствующие ей учебные действия и операции;

· организовывать деятельность учащихся и управлять ею в процессе решения учебной задачи (приемы постановки вопросов, подбор средств решения учебной задачи, постановка организующих и управляющих вопросов и вариантов одного и того же вопроса, приемы реакции на ответ и др.);

· составлять календарный план темы на основе ее логико-дидактического анализа;

· подбирать материал к уроку и писать конспект или развернутый план урока;

· анализировать урок с учетом целей его проведения и учебного материала;

· анализировать ответ учащегося, давать ему оценку;

· реферировать и рецензировать статьи (пособия) дидактического, педагогического и психологического содержания;

· составлять картотеку к докладу, для изучения конкретной темы.

Третья группа методических уменийсинтезирует все ранее сформированные умения и реализуется на любом учебном материале. Эта группа включает следующие методические умения:

· выполнять логико-дидактический анализ школьных учебников, учебных комплектов, а также анализ реализации в учебниках определенной математической идеи, линии;

· определять иерархию целей обучения конкретной теме, курсу, предмету и конструировать систему ее реализации;

· создавать вариативную методику изучения определенной темы, раздела с учетом поставленных целей и реальных условий обучения.

Данная классификация методических умений отражает реальный процесс их становления и может быть ориентиром для определения последовательности формирования названных умений через систему теоретической и практической подготовки. Большая часть этих умений формируется в процессе изучения методических дисциплин, в частности, при изучении методики математики в начальных классах, другая часть в процессе прохождения педагогической практики и при изучении базовых дисциплин [29].

В становлении методических умений необходимо различать несколько уровней их сформированности.

Первый уровень сформированности методических умений сводится к осознанию цели выполнения того или иного методического или учебно-познавательного действия, осмыслению его операционного состава, поиску способов их выполнения. Сам процесс выполнения этих методических приемов и способов деятельности чаще всего осуществляется на основе образца, предложенного в инструкции.

Второй уровень характеризуется переносом отдельных сформированных методических умений, а иногда и целых их комплексов на новые предметные объекты и более крупные блоки учебного материала (на метод, тему, тип математических задач и т. п.). Этот перенос чаще всего осуществляется на основе осознания цели и путем использования общих рекомендаций и общих эвристик.

Третий уровень — высокоразвитое методическое умение, которое определяется осознанием не только цели, но и мотивов, средств, способов деятельности. Этому уровню характерно соответствие между использованием различных средств, методических приемов и конкретной педагогической ситуацией.

Выделенные выше группы и уровни сформированности методических умений могут служить ориентиром для организации лекционных, практических и лабораторных занятий.

Для проведения мероприятий контрольного характера удобнее пользоваться более формализованным алгоритмом оценки знаний, умений и навыков студентов. В частности, на контрольных мероприятиях (экзамене) по методике математики можно пользоваться следующей технологией оценивания.

Обобщенными показателями усвоения методических умений по такой дисциплине как методика преподавания математики в начальных классах могут служить специфические для этой дисциплины умения выполнять логико-математический и логико-дидактический анализ учебного материала. Четко сформулировав умения, относящиеся к логико-математическому и логико-дидактическому анализу учебного материала, выделив критерии оценки этих умений, можно сформулировать уровни сформированности методических умений, которые можно использовать на текущем или итоговом экзамене по методике преподавания математики в начальных классах.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра математики и методики ее преподавания в начальных классах

В.П. Ручкина, Л.В. Воронина

Методика математики

В начальных классах

УДК 372.72 (075.8) ББК Ч426.25 Р 92

Авторы:

кандидат педагогических наук,

доцент В.П. Ручкина

кандидат педагогических наук,

доцент Л. В. Воронина

Рецензент:

доктор педагогических наук,

профессор С.А. Новоселов

Оглавление

Основные виды деятельности учителя

В процессе профессионального обучения будущий учитель начальных классов получает разностороннюю подготовку. Каждая учебная дисциплина образовательно-профессиональной программы по специальности, в том числе и методика преподавания математики в начальных классах, вносит свой вклад в профессиональное становление педагога.

Содержание деятельности учителя начальных классов в процессе обучения младших школьников математике опирается на определенные профессиональные знания:

· о различных аспектах постановки целей обучения математике (цели изучения тем, разделов, методов, решения задач, формирования математических представлений и понятий и др.);

· о приемах активизации принятия учащимися целей изучения учебного материала;

· о специфике учебных, математических и методических задач и приемах их постановки;

· знание подходов к формированию различных математических понятий (натуральное число, действия над числами и соответствующие им свойства и др.), определенных классов математических, учебных и методических задач;

· о средствах обучения, способах их реализации при обучении, соответствии средств обучения целям и методам обучения;

· о приемах организации деятельности учащихся и управления этой деятельностью;

· о различных формах контроля и приемах оценки деятельности учащихся, формирования их самооценки.

· о закономерностях математического и логического развития учащихся младшего школьного возраста и др.

Методика математики в начальных классах как учебный предмет обеспечивает формирование ряда методических умений. Из девяти групп основных педагогических умений (по А.К. Марковой), которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, методика математики в начальных классах в наибольшей степени должна обеспечить формирование умений позволяющих ответить на ряд вопросов:

· Зачем надо учить математике?

· Что надо изучать?

· Как надо обучать математике?

· Как оценивать результаты обучения математике?

В связи с предметной сложностью и спецификой применения в педагогической практике методические умения можно разделить на несколько постепенно усложняющихся групп. Приводим одну из возможных группировок методических умений.

Первая группа методических уменийвключает следующие умения:

· выполнять логико-математический анализ определений математических понятий, математических утверждений, правил, алгоритмов, сюжетных математических задач;

· выполнять логико-дидактический анализ конкретного, самого минимального, содержательно законченного раздела учебного материала учебника, чаще всего пункта;

· организовывать поиск решения математической задачи, обоснования математического утверждения;

· подбирать задания для обучения понятиям, обоснованию математических утверждений, формированию правила или построению алгоритма;

· изготовлять простейшее учебное или наглядное пособие, материал для использования информационных технологий в обучении и др.;

· работать со справочником, таблицей и другими аналогичными материалами и обучать этой работе учащихся;

· подбирать литературу, которую можно использовать при изучении конкретного вопроса (задачи, пункта учебника) и составлять соответствующую картотеку;

· составлять систему вопросов для фронтальной проверки усвоения определенного конкретного знания (понятия, правила и т п.), составлять самостоятельную работу для проверки определенных математических или учебных умений учащихся, использовать различные виды тестирования для проверки конкретных знаний и умений учащихся;

· оценивать письменную обучающую или контрольную работу и анализировать ее результаты.

· располагать материал на доске, оформлять решение сюжетной задачи, нахождение значения числового выражения или выражения с переменной и др.

Вторая группа методических уменийс учетом педагогической специфики изучения учебного материала и включает следующие умения:

· определять цели изучения конкретного учебного материала (определения понятия и др.);

· на основе поставленной цели изучения учебного материала выполнять его логико-дидактический анализ (выделять основной материал, ведущие идеи темы, типизировать математические задачи и др.);

· мотивировать изучение конкретного учебного материала (темы, математической задачи, и др.);

· четко ставить учебную задачу и отбирать соответствующие ей учебные действия и операции;

· организовывать деятельность учащихся и управлять ею в процессе решения учебной задачи (приемы постановки вопросов, подбор средств решения учебной задачи, постановка организующих и управляющих вопросов и вариантов одного и того же вопроса, приемы реакции на ответ и др.);

· составлять календарный план темы на основе ее логико-дидактического анализа;

· подбирать материал к уроку и писать конспект или развернутый план урока;

· анализировать урок с учетом целей его проведения и учебного материала;

· анализировать ответ учащегося, давать ему оценку;

· реферировать и рецензировать статьи (пособия) дидактического, педагогического и психологического содержания;

· составлять картотеку к докладу, для изучения конкретной темы.

Третья группа методических уменийсинтезирует все ранее сформированные умения и реализуется на любом учебном материале. Эта группа включает следующие методические умения:

· выполнять логико-дидактический анализ школьных учебников, учебных комплектов, а также анализ реализации в учебниках определенной математической идеи, линии;

· определять иерархию целей обучения конкретной теме, курсу, предмету и конструировать систему ее реализации;

· создавать вариативную методику изучения определенной темы, раздела с учетом поставленных целей и реальных условий обучения.

Данная классификация методических умений отражает реальный процесс их становления и может быть ориентиром для определения последовательности формирования названных умений через систему теоретической и практической подготовки. Большая часть этих умений формируется в процессе изучения методических дисциплин, в частности, при изучении методики математики в начальных классах, другая часть в процессе прохождения педагогической практики и при изучении базовых дисциплин [29].

В становлении методических умений необходимо различать несколько уровней их сформированности.

Первый уровень сформированности методических умений сводится к осознанию цели выполнения того или иного методического или учебно-познавательного действия, осмыслению его операционного состава, поиску способов их выполнения. Сам процесс выполнения этих методических приемов и способов деятельности чаще всего осуществляется на основе образца, предложенного в инструкции.

Второй уровень характеризуется переносом отдельных сформированных методических умений, а иногда и целых их комплексов на новые предметные объекты и более крупные блоки учебного материала (на метод, тему, тип математических задач и т. п.). Этот перенос чаще всего осуществляется на основе осознания цели и путем использования общих рекомендаций и общих эвристик.

Третий уровень — высокоразвитое методическое умение, которое определяется осознанием не только цели, но и мотивов, средств, способов деятельности. Этому уровню характерно соответствие между использованием различных средств, методических приемов и конкретной педагогической ситуацией.

Выделенные выше группы и уровни сформированности методических умений могут служить ориентиром для организации лекционных, практических и лабораторных занятий.

Для проведения мероприятий контрольного характера удобнее пользоваться более формализованным алгоритмом оценки знаний, умений и навыков студентов. В частности, на контрольных мероприятиях (экзамене) по методике математики можно пользоваться следующей технологией оценивания.

Обобщенными показателями усвоения методических умений по такой дисциплине как методика преподавания математики в начальных классах могут служить специфические для этой дисциплины умения выполнять логико-математический и логико-дидактический анализ учебного материала. Четко сформулировав умения, относящиеся к логико-математическому и логико-дидактическому анализу учебного материала, выделив критерии оценки этих умений, можно сформулировать уровни сформированности методических умений, которые можно использовать на текущем или итоговом экзамене по методике преподавания математики в начальных классах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Изучение особенности деятельности учителя начальных классов, педагога-психолога, социального педагога в образовательной организации.

Виды деятельности учителя начальных классов.

Фотозапись деятельности педагога

7.40-подготовка доски к уроку.

7.50- встреча детей. Организация детей к первому уроку. Учитель следит за дисциплиной учеников и за порядком в кабинете (на парте).

8.15- начало первого урока. Организационный момент. Основной этап. Итог урока (рефлексия).

9.00- окончание урока (перемена). Учитель дисциплинированно строит детей на завтрак. Перед столовой следит за тем, чтобы дети тщательно мыли руки. По прибытию в столовую учитель напоминает учащимся о культуре питания и правилах поведения в столовой. Далее следит за приёмом пищи детей.

9.14- учитель строит детей, отводит в кабинет.

9.15- начало второго урока. Организационный момент. Основной этап. Итог урока (рефлексия).

10.00- окончание урока (перемена).

Учитель напоминает детям о правилах поведения в школе ( на перемене), о том, чтобы дети попили воды и сходили в туалет. В течение всей перемены следит за поведением детей, готовит доску к следующему уроку.

10.15- начало третьего урока. Организационный момент. Основной этап. Итог урока (рефлексия).

11.00- окончание урока (перемена).

Учитель напоминает детям о правилах поведения в школе ( на перемене), о том, чтобы дети попили воды и сходили в туалет. В течение всей перемены следит за поведением детей, готовит доску к следующему уроку.

11.15- начало четвёртого урока. Организационный момент. Основной этап. Итог урока (рефлексия).

12.00 - окончание урока (перемена). Учитель дисциплинированно строит детей на обед. Перед столовой следит за тем, чтобы дети тщательно мыли руки. По прибытию в столовую учитель напоминает учащимся о культуре питания и правилах поведения в столовой. Далее следит за приёмом пищи детей.

12.20 - учитель строит детей, отводит в кабинет.

12.25 - начало пятого урока. Организационный момент. Основной этап. Итог урока (рефлексия).

13.10 – окончание урока и всего учебного дня. Учитель просит детей собрать свои вещи и построиться. Затем организованно строем ведёт учащихся в раздевалку. Дети одеваются, а учитель следит за дисциплиной. Встречается с родителями учащихся и обсуждает учебный процесс.

13.20 – 16.00. Учитель планирует свой следующий рабочий день. Составляет план уроков, проверяет тетради и работает с документацией.

Функции педагога согласно

нормативным документам

1.Осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемых предметов, способствование формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ с использованием разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности.

3.Соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, иные локальные правовые акты учреждения.

4. Обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, принятие ими моральных норм, нравственных установок, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

5. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

6. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

7.Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету на основе примерных основных образовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

Виды деятельности педагога-психолога.

Фотозапись деятельности педагога-психолога

Функции педагога-психолога согласно

нормативным документам

14.00-15.00. Консультативное совещание с администрацией.

15.00-17.00. Индивидуальные консультации для родителей учащихся, составляющих группу риска.

Общие правила:

Проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к участнику; уметь располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать.

Относиться к любой проблеме взрослого или ребенка как к объективно существующей.

Уметь ориентироваться в сложившейся ситуации. Быть беспристрастным в анализе ситуаций.

Быть корректным в процессе получения информации, осторожно ее использовать, соблюдать принцип конфиденциальности.

Правила взаимодействия педагога-психолога с педагогами:

Помогать педагогам в защите прав ребенка и его личного достоинства.

Соблюдать позицию равенства и сотрудничества в общении с педагогами.

Администрации педагогам информация предоставляется либо в обобщенном виде, либо в виде рекомендации и предложений.

Содействовать профессиональной эффективности и личностной успешности педагога.

Правила взаимодействия педагога-психолога с родителями:

Помогать родителям в защите прав ребенка и его личностного достоинства. Создавать у родителей мотивацию сотрудничества с психологом.

Способствовать повышению родительской компетентности и активизации родительского потенциала для решения проблем ребенка.

Запрашивать информацию о внутреннем мире родителей и их взаимоотношениях только в той мере, в какой это необходимо для осуществления психологического сопровождения развития ребенка.

Виды деятельности социального педагога.

Фотозапись деятельности социального педагога

8.00-8.15. Контроль над опозданиями в школу.

13.00-14.00. Собеседование с участковым инспектором.

15.00-16.00. Составление личностных характеристик и характеристик семьи детей группы риска.

16.00-17.00. Посещение квартир учеников неблагополучных семей, анализ санитарного состояния жилого помещения.

Функции социального педагога согласно

нормативным документам

Основные направления социально - педагогической деятельности:

1. Образовательно-воспитательная - обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума.

3. Прогностическая – разработка программ, проектов, планов развития микрорайона учреждения, его структур; проектирование личности ребенка, групп детей; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности.

4. Охранно-защитная – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиты прав и законных интересов ребенка и личности ребенка.

5. Посредническая – осуществление связей в интересах ребенка между родственниками, учреждениями, ближайшим окружением.

6. Организационная – организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ.

7. Коммуникативная – установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающиеся, обмена информации, включения различных институтов общества в деятельности социальных служб.

8. Социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности, привлечение учреждений, организаций, специалистов к работе с ними.

9. Социально-психологическая – консультирование и коррекция межличностных отношений, помощь в социальной адаптации нуждающихся.

10. Социально-медицинская – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении приема периодической медицинской помощи.

12. Коррекционная – профилактика и предотвращение конфликтов, оказание помощи в разрешении конфликтов, коррекция поведения, осуществлении коррекции самооценки воспитанников.

Согласно моим наблюдениям и анализу нормативных документов, деятельность педагогов соответствует нормам и правилам.


Профессия учителя начальных классов требует от специалиста совмещения многих качеств, как личностных, так и профессиональных.

Учитель начальных классов является тем человеком в жизни каждой личности, который закладывает фундамент знаний и моральных качеств, формирует ценности и компетенции, востребованные в условиях современного общества. От профессиональных решений, принимаемых им в ежедневной практике преподавания, зависит становление развивающегося человека.

Учитель занимает несколько неформальных социальных статусов, помимо основного (педагог). Это и психолог, и консультант, и организатор досуговой деятельности детей, и тьютор.

Сегодня работа учителя начальных классов не ограничивается школой. Существуют специальные центры дополнительного образования, общественные организации содействия детям с особенностями развития, социально-реабилитационные центры, технопарки, центры детского творчества, парки научных развлечений и многое другое, где педагог может найти применение своим профессиональным знаниям и навыкам. Учитель начальных классов также может заниматься частной практикой, а получив образование в смежных областях деятельности, попытает свои силы в дефектологии, психологии и пр. С развитием компьютерных технологий расширяются возможности педагога в отношении создания и проведения онлайн-курсов и уроков. Кроме того, при должном уровне профессионального опыта и образования есть перспективы повышения по карьерной лестнице (вертикальный рост).

От социальных навыков учителя зависит выстраивание прочных и здоровых взаимоотношений внутри детского коллектива.

О процессе обучения

Основой реализации образовательного процесса является компетентностный подход, поэтому на занятиях преимущество отдается использованию таких технологий и методов обучения, на которых обучающийся приобретает опыт практического применения полученных знаний.

Преподаватели формируют у студентов готовность к профессиональной мобильности, гибкости в освоении трудовых функций, актуализации знаний. Используемые педагогами на занятиях формы, методы и средства обучения позволяют обучающимся достигать результатов, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Интерактивные образовательные технологии, нацеленные на активную коммуникацию между преподавателями и студентами, призваны развивать у последних познавательную активность, потребности и способности самостоятельно открывать новые знания, применяя их в процессе решения практико-ориентированных задач. Наши педагоги учат ребят критически и творчески мыслить, овладевать приемами осуществления профессиональной деятельности. Они формируют у обучающихся системность мышления, что особенно важно для техников-программистов, то есть цельность восприятия, способность видеть множественные связи между предметами.

Внеаудиторная самостоятельная работа преимущественно связана с созданием проектов, которые помогают студентам в процессе подготовки обучаться навыкам планирования, прогнозирования, целеполагания.

В колледже есть необходимая материально-техническая база, позволяющая проводить на современном уровне лабораторные работы и практические занятия, учебную практику, осуществлять дисциплинарную, междисциплинарную и модульную подготовку. В каждой аудитории, где проводятся профильные предметы, есть проекторы и компьютеры, Интернет, современное оборудование для обучения. Студенты могут создавать экспериментальные проекты, симуляции, учебное программное обеспечение.

В процессе обучения происходит освоение содержания следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального. Кроме того, программа подготовки специалистов среднего звена предполагает прохождение учебной и производственной практики (по профилю специальности и преддипломной), промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Студенты получают фундаментальные знания в области обучения и воспитания детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования, задач, содержания, методов, средств, форм и процесса организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах.

Портрет специалиста

Основные требования к профессии:

— выполнить официальные образовательные программы для учеников начальных классов;

— осуществить личностно ориентированный подход во взаимодействии с учениками, анализировать их индивидуальные качества, анализировать уровень их обученности и воспитанности.

— проектировать развитие личностных качеств школьников;

— помогать специалистам в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения или задержки в развитии.

— планировать уроки, внеклассные мероприятия, изучать и анализировать дидактические материалы, образовательные программы;

— проводить разъяснительную работу с родителями по вопросам домашнего обучения и семейного воспитания ребенка.

Личностные качества:

— любовь к детям и желание о них заботиться;

— эмпатия (сопереживание, чуткость и внимание к детским потребностям и интересам);

— диагностические умения, связанные с оценкой индивидуальных способностей ребенка;

— умение развивать способности детей на основе индивидуальной траектории личностного становления;

— умение разрешать спорные ситуации, устранять противоречия в конфликтах;

— творческие способности и склонность к оригинальности мышления;

— проявление упорства в своей работе;

— позитивное отношение к работе с детьми;

— толерантность и активная жизненная позиция.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах;
  • задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями, лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания учащихся;
  • документационное обеспечение образовательного процесса.

Виды профессиональной деятельности учителя начальных классов:

  • Преподавание по образовательным программам начального общего образования.
  • Организация внеурочной деятельности и общения учащихся.
  • Классное руководство.
  • Методическое обеспечение образовательного процесса.

Компетенции выпускников

Преподавание по образовательным программам начального общего образования.

Определять цели и задачи, планировать уроки.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.

Организация внеурочной деятельности и общения учащихся.

Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

Проводить внеурочные занятия.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся.

Классное руководство.

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

Проводить внеклассные мероприятия.

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания.

Анализировать результаты работы с родителями.

Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.

Методическое обеспечение образовательного процесса.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

Читайте также: