Пособие как сделать школу зеленой

Обновлено: 02.07.2024

Мир 21 века развивается так стремительно, что планета просто не поспевает за ним: процесс урбанизации запущен и уже не может быть остановлен. По этой причине школы все чаще задумываются о том, как сделать жизнь "зеленее". Тихие яблони - об экологичных проектах школ.

Зелень окружает Лондон

Вот, например, мэр Лондона Садик Хан не остался равнодушным к проблеме и в феврале 2019 года выделил экологическому фонду Greener City Fund 1 млн 270 тыс. £ (110 млн руб.). Эти деньги определены на борьбу с загрязнением воздуха в городе.

Но нам интересно то, что все же касается школ. Около 400 тыс. £ (30 млн руб.) из указанной суммы пойдут на сооружение зеленых ограждений вокруг спортивных площадок 29 начальных школ города, но планируется, что такие "живые барьеры" из вечнозеленых растений появятся во всех школах. Будут обустроены и входы в школу: чтобы попасть к центральному входу, ученики должны будут сначала пройти через "зеленый тоннель".

Но этим не ограничивается, конечно же: еще обязательно будет проверен уровень загрязненности воздуха около школ, проведена работа с городскими округами в области ограничения использования проезжих частей рядом со школами, а также реализован пилотный проект по установке воздухоочистителей в школах.

Самые "зеленые" школы мира

Звание самой "зеленой" школы в мире в 2015 году по мнению U.S. Green Building Council получила школа Dunbarton из Онтарио (Канада). А все потому, что школа пропитана заботой о природе как внешне, так и внутренне: здание оборудовано энергосберегающими окнами, системой подогрева воды от солнца, каждому ученику школа предоставила бутылки из нержавеющей стали, чтобы они не покупали воду в пластике, а каждый урок в программе акцентирует внимание на важности решения экологических проблем. И это несмотря на то, что школа изначально располагалась в старой постройке 1960-х годов.

Конечно, самым очевидным способом сделать школу экологичнее является использование экологически чистых материалов. Как в Японии, например. Об этом писали здесь .

А вот школа в Париже. Она "зеленая" не только в переносном смысле. Здание школы представляет собой множество уровней, покрытых зеленью. А стены сооружены из крупных блоков таким образом, чтобы там могли поселиться маленькие птички. Этот проект призван создать экологичное пространство в урбанистической среде и привлечь внимание подрастающего поколения к проблемам окружающей среды.

Маленький шаг для человека и огромный скачок для планеты

В школе Sing Yin в Гонконге действуют несколько простых правил, которые позволяют сделать прогресс в решении проблем загрязнения окружающей среды. Во-первых, в школе практически не пользуются бумагой: весь документооборот, учебники и прочее используются в электронном виде, а уж если бумага все же появилась, то она попадет в мусорное ведро только тогда, когда последний пустой клочок будет исписан. Во-вторых, все здание школы оснащено энергосберегающей техникой: от датчиков движения и света до солнечных батарей на крыше. А еще на территории школы любой желающих может сдать поношенную одежду, пластик и старую технику в переработку.

А что у нас?

Россия совместно с немецким Гёте-Институтом ежегодно проводит конкурс "Школа за экологию: думать, исследовать, действовать" , в рамках которого школьники анализируют экологическую ситуацию в своем районе, школе, доме и предлагают практические решения, презентуя их в качестве конкурсного проекта. В этом году победителей целых 13: от укрепления мусорных баков в Киргизии до внедрения биоразлагаемых пакетов вместо пластиковых в Армении.

А как вы думаете? Эффективны ли эти решения? Что еще можно сделать, чтобы приблизиться к решению экологических проблем? Делитесь своим мнением в комментариях!

Не забывайте поставить лайк и подписаться на канал проекта Тихие яблони , Для вас это несложно, а для нас - важно. Спасибо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет материал по разработке экопроекта в реализации программы по защите окружающей среды от мусора. Включает в себя разработку этапов деятельности по данному проекту с учетом положительной и отрицательных сторон. Проект разрабатывался на основе изучения материалов предоставленных в средствах информации с привязкой к месту действия , а конкретно, к школе. Материал предоставлялся на районный конкурс эко проектов в дистанционном формате. Думаем, что будет полезен для заинтересованных в защите окружающей природы от воздействия деятельности человека

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ

Авторы/Автор: Лопатина Алена

Жетекшесі/ Коваленко Людмила

Руководитель: Владимировна

Цель исследования:

Задачи проекта:

Привлечь внимание молодежи с. Асенкритовка к решению актуальных проблем в окружающем мире.

«Концепция по переходу Республики Казахстан к

«Концепция по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике" подписанному президентом Республики Казахстан Н .Назарбаевым от 30 мая 2013 года № 577

2) Следующее необходимое условие – воспитание среди широкой общественности новой экокультуры по охране окружающей среды. Необходимо формировать среди населения ответственное и экономное отношение к использованию энергии, воды и других природных ресурсов, прививать привычку раздельного сбора бытового мусора для его дальнейшей переработки;

4) Также необходимо проведение широкой рекламной кампании и образовательных программ для повышения осведомленности населения в вопросах использования ресурсов и экологических проблем. Такие меры должны способствовать изменению моделей поведения населения в отношении использования систем отопления и охлаждения, утилизации отходов и водопользования.

Пассивные и возобновляемые источники энергии

Снижение воздействия на окружающую среду

Устойчивые или переработанные строительные материалы

Системы мониторинга использования энергии

Водосберегающие и благоприятные для среды обитания ландшафты

Системы сбора дождевой воды и/или водосбережения

Это мы можем Снижение уровня отходов Активность и движение в течение дня Естественный свет и свежий воздух во всем здании Интеграция с окружающей экосистемой Обучение на практике Выпуск эколистовок, выступление экоагитационной бригады

Это мы можем

Волонтерское

Поиск, определение и наблюдение за объектами дикой природы на территории вокруг школы, а также пришкольной территории

Отражение полученных знаний в образовательном процессе учащихся

Познакомить учащихся с проблемами, которые создают бытовые отходы, их негативном воздействии на окружающую среду и здоровье людей, со способами их переработки и вторичного использования

  • выявить каких бытовых отходов больше всего в классе и дома;
  • опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее;
  • научиться самому и учить других сортировать мусор по группам;
  • узнать известные способы утилизации каждой группы отходов и применять их;
  • привлечь внимание к данной проблеме как можно большего количества сверстников и взрослых.

Привлечь учащихся школы к деятельности по сокращению потребления энергии в школе

Изучение потребления воды

в школе и дома, разработка плана

по сбережению воды

  • привлечь внимание учащихся, педагогов, родителей к проблемам сохранения окружающей среды;
  • организовать и провести полезные практические дела, которые помогут сегодняшним школьникам, войдя во взрослую жизнь, все бытовые и производственные вопросы решать через призму экологического сознания с заботой о будущем планеты.

воспитание гражданина, которому присуща высокая экологическая культура.

мастер классы по изготовлению поделок из бросового материала

объединение эковолонтеров, юных натуралистов художников, участников акций по экологическим датам и по плану проекта.

реализация проекта фитомодуля школьных рекреаций

выращивание рассады для озеленения школьной территории,

проект озеленения и благоустройства территории школы.

План внедрения проекта: Распределить обязанности внутри команды. Изготовить или закупить контейнеры для разных видов отходов. Организовать вывоз отходов на переработку: Выяснить, какого мусора наша школа производит больше всего. Изучить виды пластика и правила сортировки Регулярно проводить эко лекции, флешмобы и другие мероприятия на эко темы, делать посты в соцсетях Назначить дежурных Расставьте их по школе и рядом повесить инструкции найти компанию-заготовителя в поисковике в ближайшем населенном пункте Собрать команду единомышлен ников

План внедрения проекта:

Распределить обязанности внутри команды.

Изготовить или закупить контейнеры для разных видов отходов.

Организовать вывоз отходов на переработку:

Выяснить, какого мусора наша школа производит больше всего. Изучить виды пластика и правила сортировки

Регулярно проводить эко лекции, флешмобы и другие мероприятия на эко темы, делать посты в соцсетях

Расставьте их по школе и рядом повесить инструкции

найти компанию-заготовителя в поисковике в ближайшем населенном пункте

Собрать команду единомышлен

Деятельность Программы реализуется по трем основным направлениям:

Разработан 41 экологический урок на такие актуальные темы, как изменение климата, водосбережение, сохранение морских экосистем и экосистем суши, леса, грамотное обращение с отходами и др. Каждый урок интерактивный, то есть включает в себя работу в группах, обсуждение, обмен мнениями и идеями, командные и практические задания и игры. Таким образом, ученики без дополнительных усилий со стороны педагогов включаются в процесс занятия и активно участвуют в нем.

Уроки позволяют ученикам не только получить самые свежие экологические знания, но и развивать важные навыки: навык командной работы, умение слушать и обсуждать, распределять и решать задачи, креативно мыслить. Кроме этого, уроки знакомят ребят с востребованными экологическими специальностями.

Параллельно с проведением уроков школьникам предлагается принять участие в конкурсах и квестах, чтобы на практике реализовать полученные знания, самим проводить экоуроки и акции, создавать проекты.

Экологизация школьной среды

Программа помогает внедрять экологические практики в учебных заведениях, снижать их углеродный след, а также заниматься экологическим волонтерством и развивать проектную деятельность.

Экологизация школ позволяет не только снижать негативное воздействие на природу, но и формировать среду, в которой ученики получают возможность создавать экологические проекты, заниматься волонтерством и активизмом, находить единомышленников и свое призвание.

Экоклубы позволяют обмениваться опытом, идеями, материалами и разработками. Для клубов созданы методические инструкции по проведению тематических мероприятий и проектов, проводятся обу

Цели
проекта

Результаты
проекта

Для преподавателей и сотрудников администраций вузов, заинтересованных во внедрении экологической повестки и конкретных мер в деятельность своего учреждения и в формировании экологической культуры в вузовской среде.




В сборнике представлены рекомендации и успешные примеры внедрения экологических практик в российских вузах, инициированных их сотрудниками и активными студентами.

Предложенные успешные примеры могут быть адаптированы для применения в любом вузе или ссузе страны.


Высшая Школа Экономики начала работу по экологизации еще в 2007 году. По итогам энергоаудита всех зданий вуза в 2010 году была разработана и внедрена программа по энергосбережению.

Давно налажена у нас и система раздельного сбора отходов , в том числе опасных. Благодаря этой работе в 2019 году в бюджет вуза поступило 750 тысяч рублей.









доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики природопользования экономического факультета МГУ, заслуженный деятель науки РФ


доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики природопользования экономического факультета МГУ, заслуженный деятель науки РФ

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики природопользования экономического факультета МГУ, заслуженный деятель науки РФ





геоэколог, преподаватель Московского государственного института культуры

начальник Экологического отдела УБТиЖ СПбГУ

кандидат технических наук, доцент Волгоградского государственного технического университета

начальник Экологического отдела УБТиЖ СПбГУ

кандидат технических наук, доцент Волгоградского государственного технического университета

геоэколог, преподаватель Московского государственного института культуры

начальник Экологического отдела УБТиЖ СПбГУ

кандидат технических наук, доцент Волгоградского государственного технического университета

геоэколог, преподаватель Московского государственного института культуры












Сборник адресован преподавателям и сотрудникам администраций вузов, заинтересованным во внедрении экологической повестки и конкретных мер в деятельность своего учреждения и в формировании экологической культуры в вузовской среде.

Читайте также: