Виды деятельности учеников в школе

Обновлено: 02.07.2024

Учебная деятельность – это тип практической педагогической деятельности, целью которой выступает человек, который владеет необходимым объемом опыта предыдущих поколений, представленным в учебных программах совокупностью знаний и умения их использовать.

Учебная деятельность может осуществляться исключительно через соответствующее выполнение деятельности учителем и учеником.

В соответствии с уровнем достижения цели, учебную деятельность принято делить на два звена: учение и обучение.

Завершение учебной деятельности определяют данные дидактической диагностирующей деятельности.

В психологической науке учебная деятельность не отождествляется с учением. Дети могут учиться в самых разнообразных видах деятельности – игровой, трудовой, общественной и пр. Учебная деятельность:

  • обладает своим особым содержанием и строением;
  • в младшем школьном возрасте выступает как ведущая деятельность, которой и детерминируется процесс возникновения основных психологических новообразований данного возрастного этапа, а также определяет общее психическое развитие младшего школьника, формирование их целостной личности.

Понятие о формах и видах учебной деятельности учеников

Формы учебной деятельности – это способы организации деятельности учеников, которые отличают характеристики и взаимосвязи ребенка и окружающих людей.

Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы:

  • наблюдение за внешними признаками, свойствами объекта познания, информация о которых может быть получена без вмешательства;
  • эксперимент рассматривает существенные, ведущие свойства и закономерности природных объектов, которые получают путем непосредственного вмешательства, воздействия на них;
  • работа с книгой предполагает изучение систематизированной информации, изложенной в учебной, научной и научно-популярной литературе;
  • систематизация знаний – структура существенных связей и отношений отдельных элементов системы научных знаний;
  • решение познавательных задач и проблем – изучение комплексной разнообразной информации познавательного характера;
  • построение графиков отражает ряд закономерных связей явлений, то есть свойств, процессов и характеристик.

Готовые работы на аналогичную тему

Во время изучения материала по физике, химии, биологии и остальным школьным предметам, а также во внеурочное время, в момент выполнения домашней работы, можно рекомендовать следующие типы учебно-познавательной деятельности учеников:

виды деятельности со словесной или знаковой основой:

  • прослушивание объяснений педагога;
  • прослушивание и анализ выступлений своих одноклассников;
  • самостоятельная работа с учебной литературой;
  • работа с научно-популярной литературой;
  • отбор и сравнение материалов по нескольким источникам;
  • подготовка докладов и рефератов;
  • вывод и доказательство формул;
  • анализ формул;
  • программирование;
  • процесс решения текстовых количественных и качественных задач;
  • выполнение заданий по разграничению понятий;
  • систематизация учебных материалов;
  • редактирование программ.

Виды деятельности, основанные на восприятии элементов действительности:

  • наблюдение за проводимыми учителем демонстрациями;
  • просмотр различных учебных фильмов;
  • анализ предлагаемых таблиц, графиков и схем;
  • объяснение наблюдаемого явления;
  • процесс изучения устройства того или иного прибора в соответствии с предлагаемой моделью или чертежом;
  • анализ проблемной ситуации, предлагаемой учителем.

Виды деятельности с практической, то есть опытной основой:

  • работы по кинематическим схемам;
  • решение разнообразных экспериментальных задач;
  • работа с раздаточными материалами;
  • сбор и классификация коллекционных материалов;
  • сбор электрических цепей;
  • измерение разных величин;
  • постановка демонстрационных опытов по разным темам;
  • организация фронтальных опытов;
  • выполнение разнообразных фронтальных лабораторных работ;
  • выполнение работ по плану практикума;
  • сборка приборов из предлагаемых готовых конструкций и деталей;
  • изучение, попытки выявления и устранения неисправностей приборов;
  • выполнение заданий, направленных на усовершенствование приборов;
  • разработка новых вариантов опыта;
  • построение гипотез на основании анализа имеющегося объема данных;
  • разработка и проверка методики экспериментальных работ;
  • проведение исследовательских экспериментов;
  • моделирование и конструирование.

Выше приведен перечень только тех разновидностей учебной деятельности учащихся различных образовательных учреждений, которые можно встретить в образовательной практике нашей страны, и которые рекомендованы методистами. Данный список не исчерпывает всего многообразия разновидностей учебно-познавательной деятельности учеников. Задачей учителя или преподавателя является поиск, нахождение и разработка новые, все более эффективных видов деятельности учеников на учебных занятиях.

Необходимо отметить, что разделение всех приведенных выше видов учебно-познавательной деятельности на три основных группы – достаточно условное. Основа этого разделения представлена признаком – источником получения знаний, формирования умений и навыков.

В первой группе такой основной источник – слово, или знак, во второй группе – образ и зрительное ощущение, в третьей группе – практические действия.

Можно условно определить виды деятельности, относящиеся к первой группе, в качестве работы с текстом, вторая группа представлена наблюдением за разными объектами, третья группы основана на выполнении разного рода практических работ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подбор видов учебной деятельности и методов обучения, соответствующих запланированным образовательным результатам

Агафонова Г.Г.

Проектирование педагогом учебного процесса в информационной образовательной среде требует иных подходов не только к планированию новых образовательных результатов, но и к отбору содержания обучения, методов и форм организации учебного процесса. Важно заметить, что содержание обучения, нацеленное на получение конкретного образовательного результата, становится средством достижения этого результата.

Рассмотрим классификацию видов учебной деятельности, которые можно использовать на уроке в современной информационной образовательной среде, применяя мультимедийное оборудование, интерактивные доски, разнообразные электронные образовательные ресурсы, а также образовательные ресурсы Интернета.

Классификация видов деятельности

Виды деятельности

деятельности со словесной основой

Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР)

Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации

Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных.

Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы)

Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др.

Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации.

Выполнение тестовых заданий.

Поиск информации в сети интернет и составление сравнительной таблицы (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы)

Виды деятельности на основе восприятия образа

Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов

Участие в телеконференциях, вебинарах

Наблюдение за демонстрациями преподавателя

Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений

Анализ графиков, таблиц, схем

Изучение устройства механизмов и принципа их действия

Анализ производственных ситуаций, ситуативных задач

Изучение последовательности выполнения операций

Анализ проблемных учебных ситуаций

Виды деятельности с практической основой

Постановка опытов для демонстрации группе

Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности

Выполнение работ практикума

Проведение исследовательского эксперимента

Моделирование и конструирование

Решение экспериментальных задач

Конечно, этим списком многообразие видов учебной деятельности не исчерпывается. Задача преподавателя — искать и находить новые, более эффективные в современной информационной образовательной среде виды деятельности обучающихся, ориентированные на достижение современных образовательных результатов.

Важно понимать, что вся учебная деятельность должна быть представлена как система неких учебных задач. Они даются в определённых учебных ситуациях и предполагают определённые учебные действия — предметные, контрольные, вспомогательные и т. д. Учебная ситуация рассматривается как организация учебной деятельности, в которой обучаемые (возможно, при помощи преподавателя) не только обнаруживают предмет своего действия, но и решают конкретные задачи, направленные на выработку ключевых компетенций (сравнение, установление взаимосвязей, определение причин и следствий, решение противоречий и др.).

В ходе отбора видов учебной деятельности педагог может опираться на следующую классификацию типов учебных ситуаций для построения учебного процесса в информационной образовательной среде:

ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение);

ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, а затем предложить своё адекватное решение;

ситуация-тренинг — образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или решить ситуацию).

Кроме того, на учебных занятиях возможны:

классическая ситуация — даётся чёткое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной; обучающиеся должны самостоятельно вычленить из её контекста вопрос, по поводу чего им следует принять решение;

живая ситуация — берётся событие из жизни обучающегося, на производстве, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило;

действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту — обучающимся предлагаются ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение.

ситуация-иллюстрация — прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная .

Несмотря на разнообразие трактовок, можно сделать общий вывод о том, что учебные ситуации, содержащие в себе условия, противоречия, в которых развивается учебная деятельность обучающихся, требующие конкретного разрешения, но не имеющие однозначного решения, могут являться структурным элементом учебного процесса в информационной образовательной среде.

В ходе подготовки урока преподаватель отбирает и методы обучения. Следует учитывать, что выбор методов обучения зависит в первую очередь от планируемых образовательных результатов, а также от предполагаемого набора средств обучения.

Существуют различные подходы к классификации методов обучения. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки обучения:

источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);

методы логики (аналитико-синтетический, индуктивный, дедуктивный методы обучения);

тип обучения (объяснительно-иллюстративные, проблемно-развивающие методы обучения);

уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);

уровень проблемности (монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);

дидактическая цель и функции (методы стимулирования, организации и контроля):

вид деятельности преподавателя (методы изложения учебного материала и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и др..

На уроке в информационной образовательной среде наиболее эффективны такие методы обучения, как:

обучение на основе информационных ресурсов,

метод вынужденного предположения,

учебное компьютерное моделирование,

обучение посредством телеконференций,

метод реификации и др.

Метод обучения на основе информационных ресурсов характеризуется активным использованием обучающимися баз данных, различных образовательных ресурсов сети Интернет для поиска необходимой учебной информации. Применение этого метода стало возможным благодаря развитию современных телекоммуникационных технологий (гипертекст, гипермедиа, мультимедиа и др.).

Ассоциативный метод обучения предполагает создание информационной обучающей среды на базе (на сайте техникума), например, электронных образовательных ресурсов, которые обусловливают возможность для обучающихся изучать учебный материал не в определённой преподавателем (или учебной программой) последовательности, а свободно, руководствуясь своими ассоциациями, потребностями, приоритетами.

Метод вынужденного предположения в процессе обучения ставит обучающегося в ситуацию, которая вынуждает его высказывать определенные предположения, гипотезы. Используя полученную из разных источников информацию, он может развивать и обосновывать эту гипотезу. Если же она не оправдывается, обучающийся поощряется к её коррекции или выдвижению новой версии. Таким образом, обучающийся приобретает новое знание, осваивает методы познания.

Метод прецедента. От предыдущего он отличается тем, что после выдвижения гипотезы обучающемуся предоставляется информация об имеющихся прецедентах решения поставленной проблемы. Прецеденты дают возможность обучающемуся оценить выдвинутую гипотезу, сравнить с уже существующими вариантами решения задачи и при необходимости скорректировать гипотезу.

Одним из наиболее известных методов, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, считается учебное компьютерное моделирование. У чебное моделирование определяет четыре образовательных действия:

1) последовательность моделей — обучающийся вводит в предметную область, предлагая ему последовательность соответствующих моделей;

2) задания — студенту дают задания на исследование, прогнозирование и т. д.;

3) объяснения — образовательные действия реализуются в учебной модели на основе классификации различных типов объяснений — структурных, функциональных, по аналогии и т. д.;

4) рабочие гипотезы — это инструменты обучаемого в формировании и обосновании различных предположений. Они включают в себя элементы, необходимые для разработки гипотез, — действия, отношения, условия.

Можно сделать вывод, что методы обучения, применяемые именно в условиях учебного процесса, построенного в условиях информационной образовательной среды, в большей степени ориентированы на достижение новых образовательных результатов.

Виды учебной деятельности

Обеспечение преемственности поколений, передача знаний, моральных ценностей, навыков и умений лежит в основе развития нашей цивилизации. Обучение не является конечной точкой, это путь, длиною в жизнь, не заканчивающийся в школе или вузе. Это и есть учебная деятельность, которая охватывает все области применения человеческого труда и интеллекта.

Виды учебной деятельности

Что такое учебная деятельность

Это вид занятия, где конечной целью выступает приобретение определённого набора знаний. Стоит сразу отметить, что его разделяют на организованное, то есть проходящее в образовательных учреждениях, и неорганизованное – под ним подразумевается самообразование.

Современное развитие общества требует совершенствования знаний, поток информации увеличивается с каждым годом, поэтому сейчас на первый план выходит умение организовывать свой досуг так, чтобы получить максимум пользы.

Учёба и воспитание неразрывно связаны, они служат средством личностного роста человека! Структура учебной деятельности отточена до мелочей, позволяя составлять максимально эффективные планы:

познавательные мотивы

При изучении материалов используется огромное количество инструментов: самостоятельная работа, слушание учителя, написание докладов, анализ и структурирование материала, проведение опытов, объяснение явлений, работа со схемами и приборами и множество других методов обучения. Задачей учителя всегда является поиск новых способов преподнесения информации, нахождение подхода к каждому ученику.

Виды учебной деятельности. Какие виды существуют

Довольно часто происходит сплав понятий формы и вида, так как, по сути, это способы эффективной организации обучающего процесса для усвоения программы, познания мира и построений взаимоотношений с другими людьми.

Парная

парная деятельность

Синоним индивидуального обучения, его применяют довольно редко в связи с нехваткой педагогов. Ярким примером стало репетиторство, когда педагог работает один на один с учеником. Также это могут быть занятия со сверстником, который помогает разобраться с задачей.

Групповая

  • отдельные задания для самостоятельного решения;
  • проверка получившихся результатов.

Коллективная

коллективная деятельность

Она относится к самой сложной за счёт организации работы в парах сменного состава. При такой форме обязательно должна присутствовать активность у каждого ученика, иначе результаты станет неутешительным.

Индивидуальная

Виды учебной деятельности

Больше относится к самостоятельной работе, подразумевает выполнение заданий в домашней обстановке. Сюда же относятся контрольные работы и выполнение заданий в ходе урока.

В школах чаще всего используется вторая и четвёртая разновидность учебной деятельности, на уроках крайне редко используют занятия в паре или команде.

Современные тенденции требуют постоянного совершенствования учебной программы, поэтому уделяется особое внимание квалификации педагога. Внедрение новых методик и умение заинтересовать ученика является залогом развития успешной и всесторонне развитой личности.

Виды учебной деятельности. Какие виды существуют

мы рассмотрели в этой статье. Учиться – это путь к развитию личности и любой вид учёбы в этом пригодится и поможет. Отличных знаний и продвижения!


В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

Ключевые слова: учебная деятельность, урок, форма организации обучения.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что характерная черта образовательного пространства сегодняшнего дня — инновационные процессы, огромный рынок и конкуренция образовательных идей. Появление новых альтернативных программ, расширение рынка технологий обусловливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации.

Форма организации обучения или, организационная форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения.

Наиболее обоснованным представляется подход И. М. Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.

Понятие деятельности как научное было введено в философскую мысль в XVIII столетии И. Кантом, но только в методологии XIX века, начиная с работ Г. Гегеля, Л. Фейербаха, а также с анализа этих работ, проведенного К. Марксом, было дано собственное содержательное, полное толкование деятельности как категории.

С точки зрения теории обучения психологи выделяют учебную деятельность, которая направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Осуществление учебной деятельности в этой форме предполагает, что все учащиеся класса выступают как единое целое: учитель излагает материал всем учащимся в одинаковой форме, всем задает одни вопросы, все выполняют одно задание.

Она рассчитана на учащихся, имеющих равный уровень подготовки и предполагает, что все работают в одном темпе.

Объясняя, рассказывая материал, учитель пытается определить по лицам учеников, их отдельным реакциям, как воспринимается объясняемое, с заинтересованностью ли работают [2].

Маневрируя разными методами и приемами, учитель подбирает средства для включения всех в активную познавательную деятельность.

Фронтальная работа дает возможность включить большинство учащихся класса в учебную деятельность. Наиболее распространенная форма такой работы — фронтальная беседа, в ходе которой учитель обращается с вопросами, построенными в соответствии с логикой рассматриваемого материала, учащиеся отвечают на вопросы, поправляя и дополняя друг друга. Перед всеми школьниками ставится единая цель, разъясняются задачи, организуется совместная учебная деятельность, и каждый имеет возможность активно участвовать в ней.

Например, при эвристической беседе гипотезы одних, доводы и аргументы других, уточнения третьих, общие выводы и формулировки четвертых, позволяют ученикам за короткое время разобрать и уяснить учебный материал.

При формировании знаний используется рассказ или школьная лекция, имеющие меньше возможностей для организации совместной деятельности школьников.

При закреплении, совершенствовании знаний, формировании умений и навыков больше возможностей для организации совместной деятельности школьников.

При закреплении, совершенствовании знаний, формировании умений и навыков больше возможностей для организации коллективной работы.

Если при закреплении учебного материала работа носит фронтальный характер, то все ученики выполняют одни и те же задания. Проверяя сделанное, учитель привлекает большую часть учащихся, особенно слабых, к комментированию выполненных упражнений, примеров [3].

Одним из достоинств фронтальной формы организации учебной деятельности школьников являются сравнительно малые затраты времени на получение учителем информации о степени усвоения материала, о его доступности большинству учащихся, об уровне их активности.

Взаимодействие учащихся положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы.

Особую трудность представляет выявление детей, которые не играют, а просто сидят со всеми в кружке. Этот проигрыш оформляет учитель, оценивая работу группы и отдельных ее участников. Даже если было найдено правильное решение, но не было соответствующей организации работы, — группа получает штрафные очки.

Этапы становления коллективно-распределенной деятельности.

Уже в первые дни ребенка в школе мы учим его способам организации, выработке правил игры, освоению разных форм и способов взаимодействия. Это может происходить, например, так.

Детям раздаются геометрические фигуры разного цвета. Каждый называет свою форму и цвет фигуры.

Каждая группа получает задание: познакомиться за 15 секунд. Затем группа представляет себя. Учитель показывает на ребенка, а дети хором называют его имя. По итогам знакомства вручаются ордена Дружбы и Внимания.

II.Пары сменного состава.

Два ряда детей встают лицом друг к другу. Первый ряд неподвижен, а другой — двигается по сигналу учителя вправо, от человека к человеку. При этом последний переходит вперед, в начало ряда.

Формы учета и контроля выполнения задания разнообразны. У каждого может быть свой маршрутный лист, где он пишет имя своего партнера, и оценку выполнения работы дети ставят друг другу на маршрутных листах. При этом мы не используем пятибалльные отметки. Чаще это символика:

– справился с заданием;

– справился с заданием, но были ошибки;

– справился с заданием с большим трудом.

Может быть использована цветовая символика с подобной расшифровкой, т. е. с опорой на положительное, позитивное.

Результаты групповой работы обязательно оформляем, выделяя прежде всего конечный результат и только потом — способы его достижения. Работу в группе дети часто оценивают как соревнование, поэтому подведение итогов должно пройти соответственно [3].

И еще одно важное правило: рабочая задача в группе должна быть равномощна групповому поиску решения. Если задача посильна только одному участнику группы, теряет смысл объединение детей для работы.

Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.

1. Бордовская Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. М., 2013, 624 с.

  1. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. — 2015. — № 4. — С. 102–112.
  2. Левин Э. Метод индивидуально–группового обучения / Левин Э., Прокофьева О., Люшнина И. // Директор школы. — 2015. — № 9. — С. 58–64. 10.
  3. Павленко Н. Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. — М.: КноРус, 2012. — 496 c.
  4. Пастюк О. В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О. В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА–М, 2013. — 160 c.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, организационная форма обучения, группа, друг, работа, учащийся, учитель, сменный состав, учебно-познавательная деятельность, учебный материал.

Ключевые слова

Похожие статьи

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Учебно-познавательная деятельность становится более осознанной.

группа, работа, ребенок, ученик, учитель, Сингапурский проект, рабочий лист, участник группы, учащийся.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект.

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс игры, условие поиска, игра.

Эффективность группового обучения и его влияние на.

групповая работа, группа, совместная деятельность, игра, групповая учебная деятельность, задание, участник, Мозговой штурм, взаимная ответственность, групповая деятельность. Коллективная познавательная деятельность и воспитание.

Влияние групповой работы на активизацию познавательной.

учебный процесс, учебный материал, урок биологии, познавательная активность учащихся, процесс познания, учащийся, учебная деятельность, непрерывная обратная связь, конечный счет, внеурочное время.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения.

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка.

Триединство форм организации познавательной деятельности.

Это формы обучения в целом, формы учебной деятельности учащихся, формы организации текущей работы класса, индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная форма, лекционно-семинарская форма.

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная деятельность.

Сущность дифференциации обучения | Статья в сборнике.

‒ организацию малых групп (работа педагога с подгруппами детей, сформированными в зависимости от целей занятия или индивидуальных особенностей освоения учебного материала детьми); ‒ объединение детей в пары сменного состава.

Читайте также: