Игры как метод обучения в детском саду помогают закреплять полученные знания

Обновлено: 05.07.2024

Метод обучения – это способ взаимодействия учителя с учащимися, в результате которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Приемы обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения.

Каждый из методов обучения состоит из обучающей работы учителя и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть педагог сам объясняет материал и стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учеников. Либо же не объясняет новый материал самостоятельно, а проводит вступительную беседу, подготавливая детей в будущей учебной деятельности, предлагая им самостоятельно осмыслить и усвоить материал по учебнику.

Игровые методы и приемы обучения

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они стимулируют повышенный интерес у детей, положительные эмоции, помогают сосредотачивать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личностной целью. Решение учебной задачи в процессе игровой деятельности предполагает меньшие затраты нервной энергии и минимальные волевые усилия.

Также игровые методы дают возможность направлять не только умственную, но и моторную активность детей. Моторная активность помогает образовывать богатые ассоциативные связи, чем облегчается усвоение знаний и умений. В игровых ситуациях все познавательные процессы в сознании детей протекают быстрее и точнее.

Игровым методам и приемам характерен ряд признаков:

  • перенос учебного действия в условный план, заданный некоторой системой правил или сценарием;
  • ребенок должен полностью войти в игровую ситуацию, то есть педагогу необходимо отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний и порицаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяют различные игровые приемы и методы. Наиболее распространена дидактическая игра, выполняющая в процессе обучения 2 функции:

  • совершенствование и закрепление знаний, когда ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в котором усвоил их, а преобразовывает их, оперирует ими в зависимости от игровой ситуации;
  • усвоение знаний и умений разного содержания.

Воображаемая ситуация в развернутом виде включает роли, игровые действия, соответствующее игровое оборудование.

Для повышения активности детей на занятии применяют такой игровой прием как внезапное появление нового объекта, игрушки, выполнение воспитателем того или иного игрового действия. Удивление – пролог любого познания.

Большой эмоциональный отклик вызывают занятия, на которых проходят инсценировки небольших рассказов, стихов, разыгрываются бытовые сценки и отрабатываются элементы драматизации.

Практические методы и приемы обучения

В работе с дошкольниками, у которых идет формирование первоначальных представлений об окружающем мире, недостаточно просто прочитать или рассказать материал, необходимо демонстрировать сами предметы или их изображения. Постепенно, с накоплением детьми опыта, объем наглядных пособий может становиться меньше, так как у них развивается умение понимать учебный материал, излагаемый в основном в словесной форме.

Практические методы и приемы в детском саду способствуют более глубокому познанию дошкольниками окружающей действительности. Их применение позволяет ребенку самостоятельно, через осуществление практических действий с предметами, определять основные их свойства и характеристики, устанавливать взаимосвязь между ними и понимать принцип их действий.

Практическими методами обеспечивается более высокая степень усвоения знаний, по сравнению с любыми другими дидактическими приемами. Ребенок лучше запомнит, что лимон кислый, если попробует его съесть.

Упражнения – это многократно повторяемое действие, практическое или умственное, определенного содержания. При выполнении упражнений идет формирование устойчивых навыков или умений. Выделяют несколько видов упражнений:

  • подражательные упражнения, обозначающие действия в соответствии с заданным образцом. Их используют в процессе отработки правильной артикуляции, чтобы формировать культурно-гигиенические навыки и пр.;
  • конструктивные упражнения – включают реализацию задач, аналогичных тем, которые выполнялись ребенком под руководством воспитателя. Эту группу упражнений также называют тренировочными. Они нужны, чтобы освоить, например, двигательные навыки;
  • творческие упражнения, которые предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основании интерпретации или новых сочетаний уже имеющихся у него умений. Например, обладая навыками работы с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции предмет.

Система применения метода упражнений должна выстраиваться на основании принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент. Для дошкольников подходят только наиболее простые опыты и эксперименты, помогающие детям получать новые знания об окружающем мире. В процессе эксперимента дошкольники могут оказывать влияние на объекты, узнавая их свойства и демонстрируя взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективный прием – организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать ребенку такие задания:

  • определять какой предмет утонет, а какой нет;
  • превратить снег в воду;
  • проведение опытов с глиной;
  • выяснение свойства воска или парафина – таять и пр.

Данный метод позволяет воспитателю сформировать у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование базируется на принципе замещения реального объекта каким-либо символом, изображением или знаком. В детском саду используют предметные модели, то есть игрушки и предметы-заместители, а также предметно-схематические, например, в процессе работы с календарем природы.

Использование данного метода помогает развивать умение сопоставлять, абстрагироваться и обобщать существенные признаки.

Дошкольный возраст – яркий этап в жизни каждого человека. Придя в детский сад, ребенок, обретает новых друзей. Именно в дошкольном учреждении, ребенок получает огромный запас впечатлений от окружающего его мира. И все это благодаря игре. Игра – особый вид деятельности, которая расцветает в дошкольном детстве. Деятельность вроде и бесполезная, но в то же время и очень необходимая.

Игра сопровождает ребенка с первых дней его жизни, все детство и остается с ним до самой юности.

Игра – один из основных видов детской деятельности. В любом возрасте дошкольника, игра – необходимое условие для его всестороннего развития, одно из основных средств воспитания и развития.

В процессе игровой деятельности у ребенка формируются, развиваются, а затем и совершенствуются все психические процессы, формируется его личность. Игры наполняют ребенка в ДОУ радостными впечатлениями и переживаниями, эмоционально его обогащают, создают хорошее настроение и радость успеха.

Игра – понятие очень многогранное. Без нее невозможно нормальное развитие ребенка. Игра в дошкольном возрасте развивает и воспитывает в ребенке все то, что составляет богатство человеческой личности.

Игра – это универсальное, незаменимое средство воспитания. Трудно переоценить влияние игры в дошкольном детстве на развитие ребенка.

Детские игры – это неоднородное явление. Даже глаз непрофессионала легко сможет заметить, как разнообразны детские игры по своему содержанию, по формам организации, по степени самостоятельности детей, по игровому материалу.

Разнообразие детских игр можно разделить на 2 группы:

Творческие игры (сюжетно-ролевые игры, театральные, режиссерские, театрализованные игры, игры со строительным материалом)

Игры с правилами ( подвижные игры, дидактические игры)

Так же все игры делятся на 3 класса:

Игры, возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные сюжетные игры, игры-экспериментирование)

Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с воспитательной и образовательной целью:

Обучающие игры (дидактические игры, сюжетно-дидактические игры, подвижные игры)

Досуговые игры (игры-забавы, интеллектуальные игры, игры развлечения, театральные, празднично-карнавальные игры)

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (народные игры, традиционные игры)

Игры в детском саду имеют различные функции:

Развлекательная функция (побудить интерес к данной деятельности, заинтересовать, развлечь, доставить удовольствие)

Коммуникативная функция (умение общаться в игре)

Самореализация в игровой деятельности

Игротерапевтическая функция (преодоление различных трудностей и препятствий в игре)

Диагностическая функция (выявление отклонений от норм поведения в игре)

Функция коррекции (внесение изменений в структуру личностного общения со взрослыми и сверстниками)

Функция социализации (усвоение норм человеческого общения со взрослыми и сверстниками в игровой деятельности)

Можно выделить основные черты, присущие игровой деятельности в ДОУ:

Свободная развивающая деятельность (по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса игровой деятельности, а не от ее результата)

Наличие прямых и косвенных правил (логическая последовательность развития сюжета игры)

Специфика игровой технологии – игровая среда:

Игры с предметами,

Игры без предметов,

Игры с различными средствами передвижения

Игровая педагогическая технология охватывает определенную часть учебного процесса, объединению с определенным персонажем, содержанием, с последовательным включением:

Игр и упражнений, на выделение определенных признаков предметов, умение сравнивать, сопоставлять их

Игр и упражнений, на обобщение предметов по определенным признакам

Игр и упражнений, на умение отличать реальные события от выдуманных

Игр и упражнений, на быстроту реакции, смекалку

Обучение в ДОУ в форме игры, занятие интересное, занимательное, но не развлекательное. Данная технология должна четко содержать пошаговое описание игровых действий и заданий.

Игра у ребенка дошкольного возраста не должна ассоциироваться только с развлечением. Некоторые игры должны быть веселым развлечением, а некоторые любимым занятием во время свободной деятельности, досуга. Очень важно, чтобы никто из детей не скучал, все были заняты интересной игрой, занятием, любимым делом.

В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества. В этом и состоит роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Велика роль игры в воспитании у детей правильного отношения к труду. Главное, удачно организовать игру с трудовым процессом. В данном случае игра украсит труд, поможет воспитать любовь к трудовым действиям, успешно овладеть мастерством.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте приучает детей жить и работать в коллективе, соблюдать определенные правила, считаться с интересами сверстников, приходить им на помощь.

Игра – это не только имитация детской жизни, а очень серьезная деятельность, позволяющая ребенку дошкольного возраста самореализоваться и самоутвердиться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для сего определенного персонажа, который наиболее ему близок, соответствует его нормам и правилам, нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития его личности.

Содержимое публикации

Консультация для педагогов

Игровые методы и приемы в обучении дошкольников

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовании. Целью модернизации дошкольного образования является воспитание успешной личности, самостоятельной, здоровой, активной, умеющей креативно мыслить. Одним из важнейших направлений политики развития ДОУ является формирование новой системы взаимодействия участников образовательного пространства, включающего специалистов ДОУ, родителей и детей.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Новый документ ставит во главу воспитательно -образовательного процесса индивидуальный подход к ребенку через игру.

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением.

Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Поэтому перед воспитателями стоит задача максимально использовать игровые методы и приемы в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.

Метод – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

1.Дидактические игры. Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание. Логопеды бьют тревогу – число ребятишек с речевыми патологиями растет в геометрической прогрессии. Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики. Одна из них – методика Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда. Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори.

Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. Мария Монтессори в рамках своей методики предложила развивать мелкую моторику детей через познание сути вещей. Для этого нужно было перенести подручные приспособления на стенд для изучения, таким образом, дети смогут изучать функциональность каждой мелкой детали, находясь в безопасности. Благодаря ей, появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.

Бизиборд — развивающая доска для детей, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать ребенка. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

2. Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры являются средством всестороннего развития ребенка. Это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

3. Театрализованные игры. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

4. Народные игры. Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

5. Подвижные игры. Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность, внимание при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения.

Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка

6.Игры-драматизации. Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте.

При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову.

7. Настольно-печатные игры. Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки". С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

8. Компьютерные игры и с ТСО; Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации.

В ДОУ используются следующие технические средства (ТСО): ноутбук, музыкальный центр, телевизор, мультимедийный проектор и др.

Каждый метод состоит из приемов, которые являются его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации.

Наиболее часто встречаемые игровые приемы:

1. Приход или встреча сказочного героя (Незнайка, Буратино, лесной житель, мультипликационного героя).

2. Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости и др.

3. Получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.

4. По сюжету сказки (чтение литературного произведения и решение образовательных задач).

5. Внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка).

6. Использование загадки, чтение стихотворения, рассказ сказочной истории и др.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.
Прием - варианты применения данного метода.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.
1.Игровые методы и приемы в обучении детей:
-дидактические игры,
-подвижные игры,
-игры-забавы, инсценировки.
Приемы:
а) Внесение игрушек,
б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")
г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.
е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
з) интригующие обстановки.
2.Словесные методы и приемы:
1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.
2) Разговор, беседа.
3)Рассматривание картинки, инсценировки.
Приемы:
-Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
-Просьба произнести, сказать слово (это платье).
-Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").
-Подсказывание нужного слова.
-Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).
-Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
-Вопросы.
-Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").
-Повторение слова за воспитателем.
-Пояснение.
-Напоминание.
-Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
3.Практические методы:
1)Упражнения (оказание помощи).
2)Совместные действия воспитателя и ребенка.
3)Выполнение поручений.
4.Наглядные методы и приемы:
1)Показ предметов, игрушек.
2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
3)Рассматривание живых объектов.
4)Показ образца.
5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.
6)Диафильмы.
Приемы:
-Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
-Показ с называнием (это кролик).
-Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
-Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
-Многократное повторение слова.
-Активное действие детей.
-Приближение объекта к детям.
-Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
-Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
-Художественное слово.
-Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").
-Выполнение игровых действий.

 Я поеду на бал к королеве и буду там самая красивая!

 А что ты наденешь, ведь у тебя нет новых красивых платьев?

 Я возьму самую красивую ткань и пойду к самой лучшей портнихе. Давай, ты будешь портниха. Сшей мне самое красивое платье, такое, как было у Золушки …

Кроме вербализации воображаемой ситуации, есть ещё один показатель готовности принимать игру в виде формы обучения. Это умение играть в игры с правилами. Игры с правилами имеют одну очень важную особенность – предварительный этап, на котором оговариваются условия игры (правила). Ребёнку их нужно запомнить, им надо подчиниться. Правилами задаётся способ деятельности. Сначала игровой, а затем и учебной. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности.
Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности. Напомним данные этапы. Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период). Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни). Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста). Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст). Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в качестве формы обучения.В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.

Игровые методы и приёмы.

Облекая обучение в форму игры, педагог использует различные методы.
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Таким образом, в обучении отражается деятельность педагога и детей. Каждый метод состоит из приёмов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации.
Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.
В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.

Игровые методы

Игровые приёмы

 внезапное появление объектов, игрушек,

 выполнение воспитателем различных игровых действий,

 введение элементов соревнований,

 создание игровой ситуации

Читайте также: