Весна в лесу пастернак анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

Тема природы отражена в творчестве Б. Пастернака порой с фотографической точностью. Жизнь в поселке Переделкино подарила поэту эту возможность, обогатила его поэзию наблюдениями с натуры.

Стихотворение “Весна в лесу” написано Пастернаком на закате его жизни и в период противостояния сообществу литераторов. Это пейзажная зарисовка на тему прихода весны. Поможет понять это произведение краткий анализ “Весна в лесу” по плану, который можно использовать для подготовки к уроку литературы в 7 классе.


Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1956 году, в период, когда Борис Пастернак жил у себя на даче в Переделкине.

Тема – ожидание прихода весны, предчувствие перемен, которые она принесёт.

Композиция – одночастная, автор развивает тему прихода весны последовательно, переходя от одной картины к другой.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “отчаянные холода”, “почернелая кора”, “еловый мусор”, “грязная вешняя жижица”.

Метафоры – “лед сковывает дороги”, “небо застряло в сучьях и не движется”, “вода с солнцем пополам”.

Олицетворение – “лицом поворотясь на юг, сосна на солнце жмурится”.

Сравнение – “небо в тучах, как в пуху”.

История создания

Стихотворение написано в 1956 году, когда Пастернак жил у себя на даче в Переделкине. Он наблюдал за природой, буквально жил ею. То был период, когда конкуренция между ним и обществом литераторов особенно обострилась, поэтому он решил сделать акцент на реалистичности природной картины.

Автор говорит о приходе весны как о времени, когда человек предчувствует перемены – это главная мысль произведения. Пастернак не стремится приукрасить природу, сделать её неестественной, слишком прекрасной – нет, в его предвесеннем лесу есть место и мусору, и серым краскам, и отсутствию солнца. Но это не делает ожидание весны менее зачаровывающим – такова идея, вложенная Пастернаком в поэтические строки.

Композиция

Пастернак рассказывает о том, что весна собирается прийти позже обычного: хотя все её признаки уже налицо, снег все ещё лежит. Последовательно, строфа за строфой поэт рисует картину наступления весны. И это не идеалистические пейзажи, где всё очень красиво – нет, это то, что каждый человек может увидеть, выйдя в лес.

В пастернаковской весне есть место и еловому мусору, и грязи, и лужам. Такие малоприятные детали видел каждый, кто хоть раз бывал в ельнике в момент таяния снега. В этом нет того очарования, которое присуще классической пейзажной лирике, но в то же время есть собственное – очарование настоящей природы и настоящей жизни.

Это произведение интересно тем, что Пастернак не упускает мрачные детали, связанные с приходом весны, в то время как обычно поэты прикрывают его романтическим флёром. Описание реалистично от первой до последней строфы и при этом всё равно остается лёгким и прекрасным.

Произведение написано характерным для поэта стихотворным размером – ямбом, который придаёт ему лёгкость и чистоту.

Это произведение относится к жанру лирического стихотворения. С одной стороны, Пастернак описывает окружающий его пейзаж, с другой – оживляет его, даёт ему собственную волю, одушевляет. Таким образом, перед нами возникает пейзаж, данный сквозь призму восприятия лирического героя, видим его представление о жизни и о весне, о том, как они прекрасны, несмотря ни на что.
.

Средства выразительности

Показать реалистичную картину природы и в то же время сделать стихотворение художественным Пастернаку удалось с помощью разнообразных тропов:

  • Эпитеты – “отчаянные холода”, “почернелая кора”, “еловый мусор”, “грязная вешняя жижица” .
  • Метафоры – “лед сковывает дороги”, “небо застряло в сучьях и не движется”, “вода с солнцем пополам” .

Стихотворения Бориса Пастернака рассказывает о первых весенних деньках в лесу, когда вроде бы уже и солнышко теплое, но еще не растаял снег. В стихотворении присутствуют прилагательные обозначающие цвет, но не они создают цветовое восприятие стихотворения. Оно наполнено светлыми красками, хотя светлые цвета в стихотворении не названы. Лирический герой этого стихотворения рассказывает о приходе весны.

Поэт наполняет свое стихотворение бытовыми деталями и подробностями, чтобы через них передать единство человека и мира природы.

Поэт, неоднократно видевший приход весны, не перестает удивляться тому, как уверенно она отвоевывает свои права у зимы. Чем больше последняя упорствует, тем очевиднее будет ее поражение, и тем больше удовольствия доставят автору ожидаемые перемены. Но в тот момент, когда в лесу еще лежит снег, легкое дрожание прогретого солнцем воздуха указывает на то, что весна уже не за горами, и самое время готовится ко встрече с этой капризной красавицей.

История создания – написано стихотворение в 1956 году, в период, когда Борис Пастернак жил у себя на даче в Переделкино.
Тема – ожидание прихода весны, предчувствие перемен, которые она принесет.
Композиция – одночастная, автор развивает идею прихода весны последовательно, переходя от одной картины к другой.
Жанр – пейзажно-философская лирика.
Стихотворный размер – ямб.
Эпитеты – “отчаянные холода”, “почернелая кора”, “еловый мусор”, “грязная вешняя жижица”.
Метафоры – “лед сковывает дороги”, “небо застряло в сучьях и не движется”, “вода с солнцем пополам”.
Олицетворение – “лицом поворотясь на юг, сосна на солнце жмурится”.
Сравнение – “небо в тучах как в пуху”.

В стихотворных работах Бориса Пастернака можно встретить очень много образов, которые совершенно не похожи друг на друга. Особенностью его работ является то, что он никогда не украшал, не дорисовывал прелести окружающего мира. Автор старался реально воспринимать то, что видят его глаза, и точно также реально передавал это на бумаге. Благодаря такому таланту, каждая работа Бориса Пастернака наполнена неким очарованием и удивлением.

Из строк стихотворения понятно, что весна задерживается. Все вокруг окутано холодом. И этот холод никак не дает растаять последнему снегу. Автор вспоминает, что в это время, уже все должно цвести и пахнуть, радовать глаз яркими лучами солнца и прогревать землю теплом. Однако не в этом году! Хотя, в воздухе уже витает аромат весны. Эти видно и по поведению дворовых птиц, которые заигрывают друг к другу.

После такого вдохновляющего описания, автор меняет настроение стихотворных строк. Он передает последствия медленного исчезновения снега. Под ним появляется еловый мусор, разный хлам. И этим мусором завален весь лес.

Пастернак пишет о том, что солнце будь-то бы застряло над грязной жижицей. Конечно, такие мрачные моменты прихода весны можно было бы и опустить. Однако Борис Леонидович придерживается своего реалистичного стиля написания стихотворений и передает все так, как есть на самом деле, без возвышений и восхвалений. Хотя, даже такие серые, мрачные пейзажные детали не в силах разрушить истинное ощущение прихода, скорого наступления весны.

Также, Пастернак еще раз передает свое удивление тем процессом, когда весна стремительно воюет с зимой и побеждает, прогоняя задержавшуюся пору года. Совсем скоро она разрушит лесные заснеженные сугробы, избавит землю от серости и мрака. Весна не за горами!

Читайте также: