Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте курсовая работа

Обновлено: 02.07.2024

Глубокие изменения, происходящие в облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным:

— для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

— развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

— раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

— развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

— становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

— усвоения социальных норм, нравственного развития;

— развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских связей.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством), в ходе которых совершенствуется и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

В данном реферате рассматриваются особенности ведущей деятельности младшего школьника и различные новообразования этого возраста.

1.Общая характеристика учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, ее содержание и структура

Ребенок становится школьником тогда, когда обретает внутреннюю позицию школьника.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.

Первый компонент — мотивация. Учебная деятельность полимотивирована — она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д.Б.Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности — как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.

Программы обучения часто предусматривают поэтапную отработку по системе П.Я.Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.

Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль — за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы — значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание.

Последний этап контроля — оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки -насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка — объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Как показала А.И. Липкина, младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.

2.Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления — формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; Л.В. Занков).

В начале младшего школьного возраста восприятие — недостаточно дифференцированно. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать:

2)рефлексию, анализ, внутренний план действий;

3)развитие познавательного отношения к действительности

3.Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, — ядро личности.
Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

1) Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

Внешние мотивы — учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

1)Появление ориентации на группу сверстников

2)появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики. Специальные исследования показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей к концу младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, произвольной памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, перед психологом, работающим с учениками младших классов, очень часто встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей.

В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная, преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Ориентируя работу на развитие недостаточно сформированного психического процесса, не следует оставлять без внимания и другие стороны познавательной сферы. Составление развивающих программ для детей, имеющих различные недостатки познавательных процессов, должно быть комплексным.

Нередко развивающий эффект может оказать сам факт совместных занятий ребенка с терпеливым, заинтересованным, внимательным к его проблемам взрослым. Конкретное содержание занятий нередко отступает при этом на второй план.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001;

2. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная н педагогическая психология /под ред. М. В. Гамезо — М.,1984;

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизмы их влияния на психическое развитие

Пример готовой курсовой работы по предмету: Педагогика

Содержание

1. СУЩНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста 8

2. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 13

2.1 Содержание учебной деятельности младшего школьника и ее структура 13

2.2 Мотивационный аспект в учебной деятельности младшего школьника 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Выдержка из текста

Решение основной задачи развития требует особой деятельности. Она называется учебной деятельностью. Как характеризовать учебную деятельность? Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний. Но это недостаточная характеристика. Ребенок-дошкольник тоже усваивает знания, например, в дидактической игре. В дошкольном возрасте усвоение — косвенный продукт какой-то другой деятельности. Учебная деятельность — это деятельность, которая возникает только в школьном возрасте, но полностью формируется не всегда и не у всех детей. Педагоги и психологи нередко отмечают неорганизованность детей, отсутствие у них продуктивных способов умственной работы и как следствие всего этого — неуспех, отсутствие мотивации и волевых усилий, низкая самооценка.

Актуальность темы в том, что учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Так же, как человек должен уметь трудиться, он должен уметь учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы — прежде всего ребенка надо научить учиться. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности, хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе, считал Д.Б. Эльконин. Необходимо сформировать познавательную мотивацию.

Что такое учебная деятельность? Каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Кажется, что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки. Но какие предметы подвергаются изменению со стороны самого ребенка? Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом каждый день, каждый час.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Богачкина Н.А., Вайндорф-Сысоева М.Е., Воронов В.В., Гагарин А.В., Дубицкая Е.А., Ермолин А., Кибанова А.Я., Мандель Б.Р., Самойлов В.Д., Столяренко Л.Д., Чернышова Л.И. и др.

Целью данной работы является раскрытие учения как ведущего типа деятельности в младшем школьном возрасте, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Список использованной литературы

1. Богачкина, Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. — М.: Омега-Л, 2011. — 233 c.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.. — СПб.: Питер, 2011. — 304 c.

3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. — М.: Юрайт, 2013. — 197 c.

4. Водопьянов, В. ВПС: Психология и педагогика. Конспект лекций в схемах / В. Водопьянов. — М.: Приор, 2001. — 96 c.

5. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. — М.: ПО России, 2012. — 288 c.

6. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. — М.: Юрайт, 2013. — 511 c.

7. Гагарин, А.В. Психология и педагогика высшей школы. Курс лекций, учебно-методические материалы и рекомендации, рабочие тетради / А.В. Гагарин. — М.: МЭИ, 2010. — 240 c.

8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 377 c.

9. Гордеева, А.В. Реабилитационная педагогика / А.В. Гордеева. — М.: Академический проект, 2005. — 320 c.

50. Гордеева, А.В. Реабилитационная педагогика: Учебное пособие для студенов Денисова, О.П. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.П. Денисова. — М.: Флинта, МПСУ, 2008. — 240 c.

11. Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. — М.: Юрайт, 2012. — 332 c.

12. Ермолин, А. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху: Педагогика нового времени / А. Ермолин. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 262 c.

13. Ефремов, О.Ю. Педагогика: Учебное пособие / О.Ю. Ефремов. — СПб.: Питер, 2010. — 352 c.

14. Кибанова, А.Я. Психология и педагогика (адаптированный курс для бакалавров) / А.Я. Кибанова. — М.: КноРус, 2012. — 480 c.

15. Луковцева, А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. / А.К. Луковцева. — М.: КДУ , 2007. — 192 c.

16. Мандель, Б.Р Педагогика: Учебное пособие / Б.Р Мандель. — М.: Флинта, 2014. — 288 c.

17. Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. — М.: ИЦ Академия, 2010. — 304 c.

18. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2002. — 432 c.

19. Самойлов, В.Д. Педагогическая антропология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям " Педагогика и психология девиантного поведения", "Социальная педагогика", "Психология служебной деятельности" / В.Д. Самойлов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. — 271 c.

20. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. — М.: Юрайт, 2012. — 671 c.

21. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 381 c.

Введение 3 1. Теоретическое обоснование проблемы ведущей деятельности 5 1.1. Понятие ведущей деятельности в отечественной психологической науке 5 1.2. Понятие младшего школьного возраста 8 1.3. Психическое развитие младшего школьного возраста 9 2. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте как ведущей 20 2.1. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте 20 2.2. Новообразования младшего школьного возраста 23 2.3. Особенности реализации учебной деятельности в младшем школьном возрасте 24 Заключение 33 Список использованной литературы 34

Изменения, происходящие в настоящее время в облике младшего школьника, могут говорить о самых широких возможностях развития ребенка. В рамках младшего школьного возраста на новом уровне реализуется потенциал развития ребенка: как активного субъекта, который познает окружающий мир и самого себя, субъекта, приобретающих новый опыт поведения в мире. Считается, что младший школьный возраст считается сензитивным для формирования: . мотивов учения ребенка, а также развития познавательных потребностей и интересов . продуктивных приемов, а также навыков учебной работы, умения учиться и обучаться . возможностей развития индивидуальных особенностей и способностей . адекватной самооценки, навыков самоконтроля, самоорганизации и самореализации . возможностей усвоения социальных норм, а также нравственным развитием . навыков общения и сверстников, а также установление прочных связей с другими людьми – взрослыми и сверстниками Серьезные новообразования происходят во всех сферах психического ребенка: преобразуется интеллект, личность, видоизменяются социальные отношения.

. Ведущая роль в данном периоде жизни отводится учебной деятельности, в рамках которых формируются, совершенствуются и закрепляются новые навыки. Младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований, поэтому в рамках данного возраста особое значение имеет уровень достижений, которые осуществляются ребенком на данном возрастном этапе. Если в младшем школьном возрасте ребенок не чувствует радость познания, не приобретает новые умения обучения, не может устанавливать социальные связи, а также не будет уверенным в своих способностях – в дальнейшей жизни приобретает вышеназванное с гораздо большим трудом. В данной работе рассматриваются особенности ведущей деятельности младшего школьника и различные новообразования этого возраста. Цель работы – определить специфику ведущей деятельности в младшем школьном возрасте, а также дать обобщенную характеристику данного возраста. Объект работы – особенности развития человека в младшем школьном возрасте Предмет работы – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте Задачи работы: 1. Определить специфику феномена ведущей деятельности на основании достижений отечественной психологической науки 2. Определить специфику младшего школьного возраста 3. Дать развернутую характеристику психическому развитию в младшем школьном возрасте 4. Определить особенности учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте 5. Определить систему новообразований в младшем школьном возрасте 6. Определить особенности реализации учебной деятельности в младшем школьном возрасте Структура работы соответствует цели и задачам и включает: введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы. 1. Теоретическое обоснование проблемы ведущей деятельности

Изменения и преобразования в познавательной сфере, которая происходит в младшем школьном возрасте – имеют самое важное значения для дальнейшего развития личности человека. В рамках специальных исследований показано, что в рамках существующей системы начального школьного обучения процесс преобразований в познавательной сфере происходит достаточно стихийно. У многих детей к окончанию младшего школьного возраста отмечается недостаточный уровень сформированности некоторых познавательных процессов, в частности: произвольной памяти, произвольного внимания, способности к произвольной регуляции собственного поведения. Их развитие зачастую подменяется стереотипно выработанными способами действий в стандартных условиях. На основании вышесказанного перед психологом школы стоит непростая задача целенаправленного развития познавательной сферы ребенка. В рамках реальной деятельности процессы познания функционируют отграничено от друг друга, а представляются в виде сложнейшей системы. На основании этого, можно с уверенностью говорить о том, что изолированная коррекционная работа, которая направлена на развитие одного психического процесса будет определенным образом влиять на уровень функционирования познавательной сферы. Направляя работу на развитие недостаточно сформированного психического процесса, не стоит оставлять без внимания и другие стороны познавательной сферы младшего школьника. Формирование и реализация коррекционных и развивающих программ для детей, которые имеют некоторые недостатки или ассиметрии в развитии познавательной сфере – должны быть комплексными. Таким образом, в рамках настоящей работы мы определи, что в качестве ведущей деятельности в младшем школьном возрасте выступает учебная деятельность.

Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника

Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника

Структура учебной деятельности

Структура учебной деятельности

Структура учебной деятельности

Мотивация Учебная деятельность полимотивна

Мотивация Учебная деятельность полимотивна

Учебная деятельность полимотивна. Она побуждается и направляется различными мотивами. УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ мотивы (по Эльконину) – интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, к процессу деятельности.

Учебная задача Система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий

Учебная задача Система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий

Система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Дети, решая много конкретных задач, сами открывают способы их решения. Развивающее обучение предполагает совместное открытие детьми и учителем общего способа решения задач.

3.Учебная операция

Контроль Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя

Контроль Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя

4.Контроль

Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому это – важнейшая педагогическая задача. Ребенку нужен пооперационный контроль за процессом учебной деятельности.

Оценка Ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что…

Оценка Ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что…

5.Оценка

Ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что не отработано…

Значении учебной деятельности в психическом развитии младшего дошкольника

Значении учебной деятельности в психическом развитии младшего дошкольника

Значении учебной деятельности в психическом развитии младшего дошкольника.

1. Учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.
2. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения.
3. Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий.

Читайте также: