Какая античная школа предложила идеал человека мужественного неподвластного обстоятельствам

Обновлено: 05.07.2024

Представителями этого периода являются Луций Аней Сенека, который был знатным патрицием, Эпиктет (50 – 140 гг. н.э.) – вольноотпущенный раб, Марк Аврелий (121 – 180 гг. н.э.) – римский император и другие. Среди философов этого направления были люди разных сословий, с разным образованием и жизненным опытом, но объединял их интерес к человеку, личности, проблемам отношений человека и божественного, посмертного существования души человека.

Главной философской проблемой для скептиков была проблема морали. В качестве главных задач своей деятельности они ставили исцеление нравственных недугов людей и общества, воспитание добродетелей.

Человек должен жить сообразно с природой, а поскольку природа, по мнению стоиков, тождественна с разумом, то поступать разумно – это значит жить в соответствии с законами природы. Это главный принцип этики стоицизма.

Стоики считают, что душа не умирает в момент смерти тела, но все же она не бессмертна. Она продолжает жить еще какое-то время, но потом, по прошествии долгого времени душа развеивается по миру. Самое главное, чтобы человек выработал свое отношение к смерти как к чему-то неизбежному и безропотно ждал смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным. Счастье человека находится внутри него и не зависит от внешнего хода событий. Человек должен правильно сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напряжение души противопоставить потоку событий.




Л.А. Сенека выдвигает идею равенства людей перед судьбой. Ценность человека зависит от личных его заслуг. Истинная ценность человека состоит в его добродетели, но добродетель не зависит от происхождения человека. Благородство духа не передается по рождению и зависит только от личности, направленности ее воли.

Сенека утверждает, что социальный (прежде всего моральный) прогресс возможен только на основе любви к ближним, стремления к истине и духовного смирения. Он считает, что надо верить в божественное провидение, которое заботится о людях и установило в этих целях мировой порядок. Понимание этого божественного порядка показывает, что в мире все бренно и преходяще. Нетленны только душа человека и ее ценности. Главная ценность – любовь к другим людям, она внушена человеку Богом.

Человек, по мнению стоиков, постоянно стремится стать свободным. Но от него зависит только духовная свобода. Остальное не в его власти и не в его силах. Ради обретения духовной свободы человек должен мужественно переносить все трудности, которые ему посылает судьба.

Эпиктет – вольноотпущенный раб. Если нас постигнет несчастье, бедность, мы должны употребить усилия, чтобы освободиться от них. Но если мы не можем достичь этого, то должны безропотно подчиниться и рассматривать несчастье как благо.

Этические идеи эпикурейцев и стоиков оказали огромное влияние на развитие философской мысли. Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшего к страданиям, способного к любви и всепрощению, был полностью воспринят христианством.

Представителями этого периода являются Луций Аней Сенека, который был знатным патрицием, Эпиктет (50 – 140 гг. н.э.) – вольноотпущенный раб, Марк Аврелий (121 – 180 гг. н.э.) – римский император и другие. Среди философов этого направления были люди разных сословий, с разным образованием и жизненным опытом, но объединял их интерес к человеку, личности, проблемам отношений человека и божественного, посмертного существования души человека.

Главной философской проблемой для скептиков была проблема морали. В качестве главных задач своей деятельности они ставили исцеление нравственных недугов людей и общества, воспитание добродетелей.

Человек должен жить сообразно с природой, а поскольку природа, по мнению стоиков, тождественна с разумом, то поступать разумно – это значит жить в соответствии с законами природы. Это главный принцип этики стоицизма.

Стоики считают, что душа не умирает в момент смерти тела, но все же она не бессмертна. Она продолжает жить еще какое-то время, но потом, по прошествии долгого времени душа развеивается по миру. Самое главное, чтобы человек выработал свое отношение к смерти как к чему-то неизбежному и безропотно ждал смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным. Счастье человека находится внутри него и не зависит от внешнего хода событий. Человек должен правильно сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напряжение души противопоставить потоку событий.

Л.А. Сенека выдвигает идею равенства людей перед судьбой. Ценность человека зависит от личных его заслуг. Истинная ценность человека состоит в его добродетели, но добродетель не зависит от происхождения человека. Благородство духа не передается по рождению и зависит только от личности, направленности ее воли.

Сенека утверждает, что социальный (прежде всего моральный) прогресс возможен только на основе любви к ближним, стремления к истине и духовного смирения. Он считает, что надо верить в божественное провидение, которое заботится о людях и установило в этих целях мировой порядок. Понимание этого божественного порядка показывает, что в мире все бренно и преходяще. Нетленны только душа человека и ее ценности. Главная ценность – любовь к другим людям, она внушена человеку Богом.

Человек, по мнению стоиков, постоянно стремится стать свободным. Но от него зависит только духовная свобода. Остальное не в его власти и не в его силах. Ради обретения духовной свободы человек должен мужественно переносить все трудности, которые ему посылает судьба.

Эпиктет – вольноотпущенный раб. Если нас постигнет несчастье, бедность, мы должны употребить усилия, чтобы освободиться от них. Но если мы не можем достичь этого, то должны безропотно подчиниться и рассматривать несчастье как благо.

Этические идеи эпикурейцев и стоиков оказали огромное влияние на развитие философской мысли. Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшего к страданиям, способного к любви и всепрощению, был полностью воспринят христианством.

- борьбу с моровой язвой — эпидемией, унесшей жизни тысяч людей. Несмотря на постоянную нехватку средств, император-философ, произвел похороны умерших от эпидемии бедняков за государственный счет.

3. Основные принципы и идеи стоицизма

  • Стоики традиционно делили философию на 3 части: логику, физику и этику. Они сравнивали философию с фруктовым садом: логика соответствует ограде, физика является растущим деревом, а этика — плодами.
  • Главная задача философии — в этике; знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье же состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа.

Физика

  • В античном мире физика была наукой о законах и явлениях мира.
  • Стоики считали, что Вселенная – это живой организм, управляемый Божественным Законом, и все в нем взаимосвязано, все подчинено причинно-следственной связи.
  • Причиной всего существующего является Божество (Логос) в образе великого Космического Огня. Оно дает смысл всем вещам, и все в мире подчинено порядку и происходит в соответствии с ним. У всего есть предназначение.
  • Отражением этого Закона является Природа. Поэтому важно максимально согласовать свою жизнь с законами Природы.
  • С определенной периодичностью все рождается из Огня и вновь превращается в Огонь. В конце цикла существования произойдет великий мировой пожар, который уничтожит весь мир, который потом вновь возродится.

Логика

  • Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.

Этика

- Научись ценить каждое мгновение своей жизни.

- Всегда в любых обстоятельствах оставайся человеком, не превращайся в животное.

Иду, иду я: зачем зовешь?

К Древней Стое принадлежали также ученики Зенона — Аристон из Хиоса, Герилл, Персей и др.; ученик Зенона и Клеанфа — Сфер из Боспора. Из последователей Хрисиппа назовем Диогена из Селевкии в Вавилонии и Антипатра из Тарса. Они известны как первые учителя стоицизма в Риме.

Если древний стоицизм представляет собой оригинальную систему философии, то Средняя Стоя, представленная именами Панэция с Родоса и Посидония, характеризуется чертами эклектизма — в их учениях сказывается сильное влияние Аристотеля и особенно Платона.

Такова внешняя история стоицизма и основные черты его системы. При общей оценке социальной природы этого течения бросается в глаза, что Древняя Стоя создается представителями деклассированного слоя эллинистического общества — разорившимся купцом, ни-щим поденщиком, человеком, наследственное имущество которого, как говорит о Хрисиппе Диоген Лаэрций, было отобрано в царскую казну. В Риме стоицизм представлен рабом, затем вольноотпущенником Эпиктетом, всадником, достигшим высоких должностей в Империи, Сенекой, императором Марком Аврелием. Слушатели стоиков варьируются по своему социальному положению от македонского царя до нищего и раба. Поэтому можно сказать, что стоицизм адресован самым различным слоям эллинистического общества, а для этого он должен был выражать достаточно широко распространенное умо-настроение эпохи, как и свойственную ей общую установку социальной активности.

Решение, конечно, иллюзорное, но ему не откажешь в суровом изяществе, горделивой скромности и возвышенном трагизме. Отсюда привлекательность стоического учения. В течение полутысячелетия, от Зенона Стоика идо Марка Аврелия, стоицизм практически домини-рует на философской арене. Стоики решительно полемизируют с эпикуреизмом, симпатизируют перипатетикам, а со временем впитывают квинтэссенцию платонизма. Им не чужды естественнонаучные интересы, и на этой почве намечаются точки соприкосновения и отталки-вания со скептицизмом. Стоик не столь решительный полемист, как эпикуреец, и его относительная свобода от авторитета учителя приводит к очевидному разбросу мнений в рамках общего философского учения школы. Но перейдем к рассмотрению этого учения.

Seneka

Идеал человека в философии стоиков

Стоит отметить, что многие из христианских мыслителей, создававших первые христианские школы, пришли к христианству от стоицизма. Поэтому для тех, кто относит себя к христианской культуре по сей день понятны идеалы стоицизма: умеренность, терпение, мужественно переносить удары судьбы.

К представителям стоицизма относят основателя школы Зенона. А также императора Древнего Рима Нерона.

Без истины невозможна и реализация идеала. Реализация же идеала определяет всю систему ценностей данного общества, т.е. его культуру.

Особенности философии стоиков

Стоицизм учит тому, чтобы быть счастливым независимо от внешних обстоятельств, связывает добродетель с пониманием царящей в природе необходимости (неотвратимости судьбы).

Периодизация развития стоицизма

Учение стоицизм просуществовало почти семь столетий до конца III в. н.э., когда было вытеснено неоплатонизмом. В долгой истории стоицизма различают три основных периода: Древнюю, Среднюю и Новую Стою. Мы рассмотрим жизнь и учение основателя Стои Зенона и учителя Нерона политика Сенеки.

Философия поздних стоиков отличается новыми идеями, снижается роль человеческой личности. Также личность теряла внутреннюю мораль, благодаря чему возникает представление о слабости личности и большом влиянии судьбы на человека.

У стоиков появляются новые трактовки и мысли, искусство морализуется. Таким образом, человек не выстроив свою внутреннюю жизнь не может заниматься скульптурой или другим творчеством.

Идеал человека в философии стоиков

Каким является идеал человека у стоиков? К идеалу человека стоики относят не только саму плоть, но и внутреннее душевное состояние человека, которое он сам должен в течение жизни понять. Обладая даже всеми четырьмя добродетелями (разумность, умеренность, справедливость и доблесть), человек не будет идеален, пока он сам этого не осознает и не почувствует себя одним целым с природой.

Читайте также: