Вечерняя деятельность в старшей группе детского сада

Обновлено: 03.07.2024

Режим функционирования учреждения выстраивается в зависимости от возрастных особенностей развития, положений законодательных документов, потребности родителей.

Продолжительность работы ДОУ 10,5часов.

Родители имеют право выбора режима посещения ДОУ.

Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Преобладание у детей возбуждения над торможением требует от воспитателя большого внимания, чтобы вовремя переключать детей с одного вида деятельности на другой и этим предотвратить чрезмерное утомление тех или иных участков головного мозга.

Время организации основных режимных процессов в детском саду и дома согласовывается с родителями.

При организации режима формируется образ жизни ребенка, закладываются основы здоровой организации жизни на будущее, когда рядом может не оказаться воспитателей и подрастающему человеку многое придется решать самому. Итогами этой кропотливой работы с детьми на протяжении всех лет должны стать:

- понимание ребенком необходимости планировать свое время в течении дня, то есть понимание необходимости так называемого распорядка дня ( и в детском саду, и дома);

- знание ребенком жизненно необходимых компонентов распорядка дня, без которых нельзя вырасти сильным, красивым, здоровым;

- умение самостоятельно готовиться к таким постоянным компонентам распорядка дня, как прогулка, прием пищи, сон.

Важнейшие требования организации режимных процессов:

· Спокойный, доброжелательный тон воспитателя.

· Отсутствие напряженности и ускоренного темпа проведения режимных процессов.

· Недопустимость сокращения времени в режиме дня, отведенного для игровой деятельности детей, т.к. она является ведущей в дошкольном возрасте.

Рациональный режим дня предусматривает:

1. Достаточной длительности дневной сон: 2 - 2,5 часа (в зависимости от возраста).

2. Соблюдение периода бодрствования детей младшего и среднего дошкольного возраста 5,5-6 часов; старшего 5,5-6,5 часов.

3. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе (до 3 - 4 часов суммарно в холодное время года; в теплое время года нахождение детей на свежем воздухе как можно больше времени).

4. Соблюдение интервалов между приемами пищи от 3,5 до 4,5 часов с учетом возраста детей.

5. Реализацию здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми.

6. Регламентацию длительности коррекционно-развивающей непосредственно образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных физиологических возможностей организма детей.

7. Выделение времени для игровой и других видов самостоятельной деятельности детей.

Режим дня

Холодный период

Содержание деятельности

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

к школе группа

Прием детей, индивидуальная коррекционная деятельность

Подготовка к завтраку, завтрак

Непосредственно образовательная деятельность

Подготовка к прогулке, прогулка

Возвращение с прогулки

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, гигиенические процедуры, сон

Подъем, ленивая гимнастика, закаливание

Чтение художественной литературы

Подготовка к полднику, полдник

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

Самостоятельная деятельность детей занимает в режиме дня не менее 2,5-3,5 часов.

Режим дня разработан на принципах гибкости, адекватности возрастным психофизиологическим особенностям детей группы и способствует их гармоничному развитию.

В условиях организации режимных моментов планируются и не директивно решаются задачи образовательной деятельности с детьми.

Режим дня

Теплый период

Содержание деятельности

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

к школе группа

(на открытом воздухе),

(на открытом воздухе)

Подготовка к завтраку, завтрак

Подготовка к прогулке, прогулка

Второй завтрак (сок)

Возвращение с прогулки

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, гигиенические процедуры, сон

Подъем, ленивая гимнастика, закаливание

Подготовка к прогулке, прогулка

Подготовка к полднику, полдник

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

Гибкий режим деятельности в дошкольном учреждении предполагает дополнительно к ежедневному распорядку дня организацию адаптационного, каникулярного, летнего оздоровительного периодов и периода карантинов.

Наименование периода

Особенности организации

Организация режимных моментов в зависимости от индивидуальных особенностей детей

Увеличение продолжительности прогулок;

НОД эстетического цикла

Летний оздоровительный период

Увеличение продолжительности прогулок;

НОД не организуется

Период карантинов, повышенной заболеваемости

Увеличение продолжительности пребывания ребенка на свежем воздухе

Выделение времени для осмотров детей, проведения профилактических мероприятий

Особенности организации режимных моментов

Организация утреннего приема

Организация утреннего приема в первую очередь должна быть направлена на обеспечение постепенного вхождения ребенка в жизнь детского сада, создания спокойного психологического комфортного настроя у детей.

Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение: дети должны ощутить, что их ждут, что им будут рады и тогда они с большим желанием идут в детский сад

Воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.

Приём детей может проходить как на воздухе, так и в помещении. В хорошую погоду прием детей в любое время года желательно проводить на свежем воздухе.

Воспитателем заранее продумывается организация деятельности детей в период от приема до подготовки к завтраку. Утренний отрезок времени (с 7-ми до 9-ти) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель. При этом он стремится в каждый момент общения с детьми реализовать определенные задачи коррекционного воспитания и обучения. В этот же период, когда детей еще мало, целесообразно проводить индивидуальные занятия с детьми по рекомендациям специалистов.

Закончив прием детей, педагог приглашает детей на утреннюю гимнастику. После гимнастики идет подготовка к завтраку.

Формы образовательной деятельности в утренний отрезок времени:

- создание речевой ситуации общения;

- чтение, слушание и обсуждение ;

- использование художественного слова;

- наблюдение на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями;

- ситуативный диалог, разговор;

- рассказывание из опыта;

- рассматривание книг, открыток, альбомов, иллюстраций, произведений художественного творчества;

- ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;

- действия по словесному указанию;

- работа с календарем;

- участие в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для образовательной деятельности;

- участие в построении конструкций для подвижных игр и упражнений

Организация прогулки

Прогулка является одним из эффективных средств закаливания организма дошкольника, направлена на оздоровление, реализацию естественной потребности в движении и включает в себя наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную деятельность детей, индивидуальную работу по основным направлениям развития детей. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.

Коррекционно-образовательные задачи решаются за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, животным и растительным миром, а также посредством реализации соответствующих дидактических игр динамического характера. Особое внимание во время прогулки воспитатели уделяют организации свободной деятельности детей, учитывая при этом их интересы, направленность и особенности развития. Также на прогулке осуществляется индивидуальная коррекционная работа с детьми по заданию учителя-дефектолога или инструктора по физической культуре.

С целью сохранения здоровья детей выход на прогулку организуется по подгруппам. Продолжительность прогулки регулируется индивидуально в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями.

Прогулка организуется 2 раза (3 - в теплое время) в первую и вторую половину дня. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.

Формы образовательной деятельности в процессе проведения прогулки:

- экскурсия, целевая прогулка;

- создание речевой ситуации общения;

- свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях,

-ситуативные разговоры с детьми;

- называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей;

- обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

- использование музыки на прогулке;

- привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире;

- использование, создание ситуаций для развития у детей доброжелательного отношения к сверстникам, выдержки, целеустремленности;

- создание ситуаций педагогических, морального выбора;

- беседы социально-нравственного содержания,

- специальные рассказы воспитателя детям об интересных природных явлениях, о выходе из трудных ситуаций.

После прогулки дети готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Этот период времени целесообразно использовать для реализации задач социально-нравственного развития и выработки правильных социальных и гигиенических навыков, а также для формирования у ребенка с ОВЗ способности действовать по заданному алгоритму.

Сначала детей учат по инструкции воспитателя синхронно раздеваться, проговаривая последовательность действий, затем действовать самостоятельно, сохраняя алгоритм. На этом этапе, когда действия детей еще не автоматизированы, применяются зрительные опоры (алгоритмы).

Организация питания

Питание в дошкольном учреждении разработано в соответствии с десятидневным меню с учетом рекомендуемыхсреднесуточных норм, возраста детей исоблюдением оптимального соотношения пищевых веществ.

В промежутке между завтраком и обедом организован дополнительный прием пищи - второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.

В дошкольном учреждении проводится круглогодичная искусственная C-витаминизация готового третьего блюда.

Бракераж готовой продукции проводится регулярно с оценкой вкусовых качеств блюд. Выдача готовой пищи разрешается только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией, результаты которого регистрируются в специальном журнале.

В дошкольном учреждении обеспечивается контроль условий хранения продуктов, сроков их реализации, санитарно - эпидемиологический контроль работы пищеблока, правильной организации питания. Продукты, поступающие в дошкольное учреждение, принимаются при наличии гигиенического сертификата соответствия.

Основные принципы организации питания:

· адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;

· максимальное разнообразие блюд;

· высокая технологическая и кулинарная обработка;

· учет индивидуальных особенностей.

Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

Формы образовательной деятельности в процессе подготовки и проведения питания:

- ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;

- действия по словесному указанию;

- поручения и задания, дежурства;

- ознакомление с правилами этикета;

- самообслуживание; помощь взрослым.

Организация дневного сна

Полноценный сон детей – важнейший фактор их психофизического благополучия. Продолжительность дневного сна детей дошкольного возраста составляет 2,5 – 3 часа. Дети с трудным засыпанием, чутким сном укладываются первыми, поднимаются последними.

Спокойный сон ребенка обеспечивается благоприятными гигиеническими условиями его организации:

· отсутствие посторонних шумов;

· спокойная деятельность перед сном;

· минимум одежды на ребенке.

В целях профилактики нарушения осанки предусмотрен сон без подушек по рекомендации врача, согласованию с родителями.

Перед сном воспитатель читает детям произведения художественной литературы, любимые произведения по выбору детей; рассказывает о пользе сна, об основных гигиенических нормах, правилах сна.

Во время сна присутствие воспитателя (помощника воспитателя) обязательно.

Дневной сон имеет большое значение для детей с ОВЗ. Поскольку во время активной познавательной и двигательной деятельности у одних детей наблюдается истощение, у других – перевозбуждение, процедура укладывания требует тщательного планирования и должна быть ожидаема для детей. Чтобы ребенок при засыпании испытывал спокойные положительные эмоции, используются релаксационные упражнения, музыкотерапия (слушание с закрытыми глазами записей звуков леса и небольших отрывков специально подобранных художественных произведений), чтение сказок.

Специфику организации подготовки детей ко сну определяют воспитатели группы исходя из индивидуальных особенностей детей группы.

Формы образовательной деятельности в процессе подготовки ко сну:

- игровая, занимательная мотивация на отдых;

- использование музыки при подготовке ко сну;

- чтение произведений художественной литературы перед сном, любимых произведений по выбору детей;

- рассказ о пользе сна;

- беседа о значении сна, об основных гигиенических нормах и правилах сна.

Особенности традиционных событий,

праздников, мероприятий

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией комплексно-тематического построения Программы.

Комплексно-тематический принцип предполагает выбор смысловой темы, раскрытие которой осуществляется в разных видах деятельности.

Выбор темы определяется рядом факторов: сезонностью, социальной и личностной значимостью, интересами и потребностями детей в группе.

Количество праздников самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, в зависимости от возраста и контингента детей, условий и специфики осуществления образовательного процесса и может быть как сокращено, так и увеличено (дополнено другими Международными и Российскими праздниками или событиями);

Рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования; в целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по неделям месяца; фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу.

Особенности организации образовательной деятельности в процессе подготовки и проведения праздников и традиций.

- имеет социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

- формы подготовки и проведения носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи образовательной деятельности нескольких образовательных областей;

- предполагает многообразие форм подготовки и проведения праздников;

- выполняет функцию сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей детей).

В основу организации образовательного содержания ставится тема, выступающая как сообщаемое знание и представляемая в эмоционально-образной форме. Содержание образования проецируется на предметную среду. Педагог организует предметную среду, подбирает развивающий материал.

На основе Перечня праздников (событий) осуществляется комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.

Перечень праздников (событий)

№ п/п

Наименование (тематика) праздника (события)

Временной период

Варианты итоговых мероприятий

1.

До свидания, лето, здравствуй, детский сад!

День Знаний

03 – 14 сентября

2.

Осень в гости к нам пришла…

17 сентября – 12 октября

4 октября – Международный день животных

3.

Я – человек!

15 – 26 октября

4.

Я - житель Екатеринбурга и гражданин России

29 октября – 16 ноября

4 ноября – День народного единства

5.

Я и моя семья

19 ноября – 30 ноября

25 ноября – День матери

6.

Новогодний серпантин

03 – 31 декабря

Тема недели - Весна

День недели

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

самостоятельная деятельность детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

худ-эст. развитие; физическое развитие.

Настольно-печатные игры: - развивать мышление, сообразительность, наблюдательность .

Уход за комнатными растениями в уголке природы - взрыхлить землю, полить цветы.

Физкультура по плану инструктора по физическому воспитанию

Наблюдение за небом - предложить детям описать весеннее небо, рассказать о взаимосвязи вида неба и погоды; предложить понаблюдать за облаками, рассказать, на что они похожи, придумать о них истории.

Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание. Позн.исслед. Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.

Выносной материал: лопаты, ведра

Самостоятельная игровая деятельность

16:25 – 16:40 Чтение

худ-эст. развитие; физическое развитие

Постепенный подъём, гимнастика после сна.

Оформление выставки книг о космосе.

Упражнять в конструировании ракет ;Совершенствовать конструкторские навыки;

Развивать внимание, сообразительность.

худ-эст. развитие; физическое развитие

п/г На горе мы видим дом

Схемы, настольно -печатные игры,

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

ФЭМП Деление квадрата на 4 равные части. Продолжать знакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. закреплять знание цифр от 0 до 9.

По плану инструктора по физическому воспитанию

речевое развитие; физ.развитие

Наблюдение за неживой природой - формировать представление об апреле

как месяце пробуждения природы; развивать

умение замечать новые изменения в неживой

Полиной , Ариной, Соней

15.10-15.35 (1), 15.35-16.00 (2)

худ-эст. развитие; физическое развитие физическое развитие.

Постепенный подъём , гимнастика после сна. Хореография

Самостоятельная художественная деятельность - лепка овощей из глины и пластилина

Цель: развиваем логическое мышление, память и внимание. ДимаР, Ваня,

Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий с видами города- знакомить детей с родным городом, обратить внимание на разнообразие зданий, воспитывать любовь к родному городу.

Самостоятельная деятельность в центрах активности.

худ-эст. развитие; физическое развитие физическое развитие

звуков в словах

Самостоятельные игры в уголке игрушек цель: воспитывать умение самостоятельно организовывать игру.

Обучение грамоте. Звуковая культура речи: дифференциация звуков Л -Р Упражнять детей в различении звуков Л – Р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Стр. 98 , зан. 1

На свежем воздухе по плану инструктора по физо.

худ-эст. развитие; физ. развитие

Индивидуальная работа: прыжки с продвижением вперед на двух ногах.

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору.

Игры по интересам на участке.

Развивать восприятие образа человека. Учить создавать в рисунке образ героя литературного произведения. Упражнять в изображении человека. Учить передавать в рисунке любимый литературный образ (пропорции фигуры, характерные особенности одежды, детали). Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки сверстников. Стр. 91 , зан 86

худ-эст. развитие; физическое развитие.

Настольные игры по желанию детей

Упражнять детей в умении выкладывать предметы по образцу из счетных палочек .

Наблюдения за облаками (форма, цвет, как движутся, почему?) Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору. Игры по интересам на участке.

Досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество

Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.

Значение организации досуговой деятельности в детском саду

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка.

Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной

Цель и принципы организации досуга в ДОУ

Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Цель организации досуга и развлечений дошкольников — привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:

  • позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
  • самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
  • комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
  • целостности: развитие самосознания детей.

Дети и педагоги в костюмах отмечают Масленицу

Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны

Направления деятельности

Мероприятия в рамках культурно-досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки:

  • Спортивный:
    • соревнования,
    • весёлые старты,
    • турниры.

    Дети в спортивной форме участвуют в празднике, посвящённом Олимпийским играм

    Спортивный досуг не только способствует физическому здоровью, но и создаёт дружескую атмосферу

    Малыши рассматривают портрет П.И. Чайковского

    Во время музыкальных досугов дети знакомятся с великими композиторами и их произведениями, учатся эмоциональному восприятию мелодии и ритма

    Девочки с игрушками в руках участвуют в досуге, посвященном А. Барто

    Во время досугов дети знакомятся с писателями и их произведениями, учатся выражать свои впечатления, пополняют словарный запас

    Дети в костюмах животных участвуют в театрализованном представлении

    Участие в постановках позволяет раскрыть таланты воспитанников

    Дети делают совместную композицию на космическую тему

    Занятия изодеятельностью в свободное время могут быть приурочены к важному мероприятию или празднику, например, ко Дню космонавтики

    Участие в интеллектуальных играх развивает сообразительность и дух здорового соперничества

    • формирование экологического сознания у детей,
    • воспитание любви к природе и родному краю,
    • проведение экскурсий в парк, агрогородок, на ферму,
    • участие в экологических акциях.

    Мероприятия могут интегрировать различные сферы детской активности, например, физическую и речевую

    Таблица: задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду

    • Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
    • Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.
    • Привлечение детей к подготовке мероприятий.
    • Привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
    • Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).
    • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
    • Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
    • Воспитание патриотических чувств.

    Виды досугов и развлечений в ДОУ

    Работа в рамках культурно-досуговой деятельности ведётся ежедневно. Воспитатель занимается организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или педагога по ФИЗО, налаживает взаимодействие с родителями. Свободное время не должно быть заполнено исключительно репетициями к детским утренникам, существуют разнообразные виды досугов для дошкольников.

    Отдыхать дети могут самостоятельно, используя ресурсы предметно-пространственной среды в группе.

    Ребёнок едет на санках по снежной горке, остальные дети наблюдают

    Активный отдых предполагает снятие напряжения посредством физической активности

    • театрализованные (спектакли),
    • познавательные (викторины, КВН),
    • спортивные,
    • музыкальные,
    • литературные развлечения,
    • забавы (масленичные и рождественские гуляния, вечера загадок и сюрпризов).

    Дети и родители участвуют в творческом мастер-классе

    Совместные развлечения с родителями укрепляют отношения внутри семьи

    К праздничным мероприятиям в детском саду воспитанники подготавливают творческие номера, а также участвуют в создании декораций и реквизита

    Проведение досуга и развлечений в ДОУ

    Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.

    Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности

    Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент — мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:

    • изучение наглядного материала:
      • рассматривание тематических плакатов,
      • картинок,
      • репродукций,
      • иллюстраций в книгах,
      • макетов,
      • мини-выставки в уголке познания;
      • посещение группы сказочным персонажем,
      • воображаемое путешествие в фантастическую страну,
      • перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);

      Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников — игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.

      Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем

      1. Создание сюрпризного момента.
        В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства.
      2. Включение в игровую ситуацию.
        Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.
      1. Изучение наглядного материала.
        Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу — сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:
        • Каких сказочных героев вы узнали?
        • Из каких они сказок?
        • Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)
        • Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)
      2. Создание проблемной ситуации.
        Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание — показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.
      • Что окружает Австралию? (Вода, океан).
      • Каким вы представляете австралийский климат? (Солнечным, жарким).
      • Каких животных вы увидели на карте, обитающих в Австралии? (Коала, кенгуру, дикая собака динго, птица киви, страус, вомбат, ехидна, поссум).
      • Можете ли вы рассказать об особенностях некоторых австралийских животных? (У кенгуру сильные ноги и хвост, они прыгучие, детёнышей носят в сумке на животе. Коалы похожи на плюшевых медвежат, у них длинные острые когти для лазания по деревьям, питаются эвкалиптовыми листьями, детёнышей носят на спине. Страус — самая большая птица, он не умеет летать, при грозящей опасности прячет голову в песок, быстро бегает, люди разводят страусов на фермах).

      Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх.

      Планирование мероприятий

      Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).

      Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты — 2–3 раза в год.

      Дети на площадке участвуют в летнем спортивном мероприятии, родители наблюдают

      Проводить большие праздники рекомендуется несколько раз в течение учебного года

      Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.

      Дети и педагоги в святочных костюмах на улице

      Приобщение к народным традициям — важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

      Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

      Дети и родители участвуют в спортивном мероприятии в зале

      Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения

      Таблица: картотека тем культурных мероприятий

      Таблица: пример конспекта культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе

      • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и иллюстрациям, ключевым словам.
      • Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
      • Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
      • Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
      • Воспитывать активный интерес к сказкам.
      • Чтение сказок,
      • рассматривание иллюстраций,
      • обыгрывание фрагментов сказок.
      • Музыкальное сопровождение,
      • иллюстрации к сказкам,
      • лепестки цветка разных цветов.
      • Он носит вместо шапки
        Весёлый колпачок.
        И ростом он всего лишь
        С ребячий башмачок.
        С фонариком и с песней
        Идёт в лесу ночном.
        Не ошибёшься, если
        Ты скажешь: — Это … (Гном).

      Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.)
      Вы молодцы! Справились с заданием и получаете волшебный лепесток. (Даёт детям лепесток красного цвета).
      Ну что же, полетели дальше. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
      А вот и следующая остановка. Отгадайте, кто это:

      • Бабушка девочку очень любила,
        Шапочку красную ей подарила.
        Девочка имя забыла своё.
        А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка).

      Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
      Ведущая: А вот и следующая станция: загадок-заморочек. Отгадайте, да быстро отвечайте!
      Загадки:

      • Мальчик… (с пальчик).
      • Соловей… (Разбойник).
      • Сестрица… (Алёнушка).
      • Лиса… (Патрикеевна).
      • Аленький… (Цветочек).
      • Гуси… (лебеди).
      • Крошечка… (Хаврошечка).
      • Братец… (Иванушка).
      • Баба… (Яга).
      • Сивка… (Бурка).
      • Красная… (Шапочка).
      • Спящая… (Красавица).
      • Заюшкина… (Избушка).
      • Винни… (Пух).
      • Два раза хлопни,
        Три раза топни,
        Вокруг себя обернись
        И в детском саду очутись!

      Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности

      Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

      • в младших и средней группах — 25–30 минут;
      • в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.
      • в первой младшей группе — 20–30 минут;
      • во второй младшей группе — 30–35 минут;
      • в средней группе — 45–50 минут;
      • в старшей группе — 60 минут;
      • в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.

      Мальчики в бескозырках танцуют в зале

      Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников

      Длительность уличных забав и народных гуляний:

      • в младших и средней группах — не более 1 часа;
      • в старшей и подготовительной группах — до 1 часа 30 минут.

      Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.

      Музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе

      Примеры организации досугов и развлечений в детском саду

      Представленные далее варианты организации культурно-досуговой деятельности дошкольников позволят педагогам перенять успешный опыт коллег, а родителям воспитанников — подготовиться к запланированным мероприятиям.

      Cтаршая группа на новогоднем представлении

      В этой статье будет рассказано о средней группе детского сада. Приводятся примеры занятий и работ.

      Часть четвертая: Старшая группа

      Продолжение.

      Старшая группа детского сада

      Старшую группу посещают дети в возрасте от 5 до 6 лет.
      В государственных детских садах эта группа работает 5 дней в неделю, с понедельника по пятницу включительно.


      Часы работы – с 7 утра до 19 часов вечера.


      Как правило, дети в этой группе это выпускники младшей группы, поэтому многое они уже умеют и в старшей группе происходит дальнейшее развитие их знаний и навыков.

      Занятия с детьми, проводимыми в старшей группе:

      - знакомство с окружающим миром (в этом возрасте дети могут общаться практически на любые темы, связанные с семьей, природой, обсуждать рассказы, детские познавательные передачи и т.д.)

      Знакомство с окружающим миром

      - развитие речи (в 5-6 лет дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы, улавливать интонации, говорить шепотом)

      - знакомство с художественной литературой (в перечень произведений входит не только произведения детской литературы, но и сложные тексты различных видов и жанров, имеющие скрытый под­текст (бытовая сказка, былина, басня и т. д.)

      - математические занятия (В ходе занятий дети получат устойчивые навыки счета, познакомятся с процессами сложения и вычитания, научатся составлять и решать задачи)

      Занятия математикой в старшей группе детского сада

      * старшая группа детского сада на занятиях математикой

      - лепка, аппликация (Занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного; развитию эмоциональной отзывчивости воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца)

      - рисование ( в этом возрасте детей надо знакомить с знакомясь с разными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой))

      Уроки рмсования в старшей группе

      - занятия музыкой - направлены на создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности, способности эмоционально воспринимать музыку.

      - конструирование и ручной труд (изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п.)

      - физкультура на занятиях преследует цель дальнейшего физического развития детей с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

       Уроки физкультуры в старшей группе

      • Информация для родителей о возрастных особенностях детей 5-6 лет.

      Пятый и особенно шестой год жизни ребенка характеризуется формированием его основных качеств, таких как:

      - развитие интеллекта - в данном возрасте отмечается резкое "повзросление" во взглядах и суждениях. Они становятся взвешеннымия, вдумчивыми, с попытками логично обосновать свои слова.

      - развитие волевых качеств (таких как осознание смысла слова "необходимость", "надо", "обязательно" и т.д. и все, что с этим связано.)

      - осознание ответственности за свои действия и принятые решения

      - происходит становление социальных взаимоотношений с друзьями, с коллективом, появляется чувство дружбы, симпатии, привязанности друг к другу. Возникает чувство солидарности , общности с такими же как и он и т.д.

      - ребенок начинает более критично относиться к межличностным отношениям в детском саду, в семье, среди сверстников. Происходит активное формирование собственного мнения по отношению к окружающей его обстановке.

      - меняются свойства памяти и способности анализировать. Улучшается внимание и способность восприятия материала. Особенно это происходит в случаях, если эти занятия полезны для его практиской деятельности.

      Читайте также: