Василий шибанов план урока

Обновлено: 05.07.2024

2. Знакомство со справочными материалами о новом произведении

– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени.

3. Чтение баллады

5. Работа по содержанию

– Какая история рассказана в произведении?

Мнения учащихся: История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя.

– Назовите героев произведения.

– Каким показал царя Ивана Грозного А.К.Толстой? найдите слова и выражения, характеризующие этого героя.

– Как царь относится к Шибанову?

– Подведём итоги нашего обсуждения и работы с текстом. Иван Грозный у Толстого – символичное воплощение деспотизма, злой стихии, подобный тип правителя писатель ненавидел.

– Кто ему противопоставлен? (Князь Курбский.)
– Что мы о нём узнаём? (Он бежал в Литву и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды.)

– Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель…. У Толстого он изменник, перебежавший на сторону исконного врага Руси. А ещё он гордый и в своей гордыне очень жестокий человек.)

– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)

– Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём можно сказать?

Подводя итог разговору об этом персонаже, следует задать вопрос:

– Можно ли считать Василия Шибанова идеальным героем?

– Ещё один персонаж – рассказчик – повествователь. Попросим детей рассказать о его чувствах, подумать, совпадают ли они с их чувствами, настроением.

6. Работа над определением жанра этого произведения

Учащиеся отвечают на вопрос 8 учебника: Как ты думаешь, А.К.Толстой написал художественное произведение? Присутствует ли в нём вымысел? Если да, то докажи свою версию, обращаясь за примерами из текста.

Далее учащиеся отмечают в тетрадях особенности этого произведения . Он укажут, что это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
После этого с помощью наводящих вопросов учителя ученики выявляют ещё некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев.
Учитель сообщает, что данное произведение является балладой, просит ещё раз назвать характерные особенности, затем учащиеся обращаются к определению, помещённому в словаре учебника.

В заключение учитель обратит внимание учащихся на главное отличие баллады от эпоса: оно заключается в способах изображения человека.
Как показаны герои этого произведения? Типична ли их судьба? Каков масштаб изображаемого – частная судьба или событие общероссийского масштаба? Можно ли героев представить в другом сюжете?
Учащиеся приходят к выводу, что автор баллады обращается к частной, индивидуальной судьбе, герой баллады не может быть оторван от сюжета

Познакомить учащихся с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначить тему и идею произведения.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_literatura_7_klass.docx 21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: познакомить учащихся с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначить тему и идею произведения.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа.

Технические приемы: ноутбук, проектор, презентация.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова

  1. Изучение нового материала.
  1. Слово учителя . (презентация)

Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В юные годы в нем были и стать, и размах богатырей. Мужчин семьи Толстых – Перовских отличала физическая сила и разностороннее образование.

А.К.Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II.

Чтение статьи учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого (стр. 251- 253).

В творчестве писателя особое место занимала русская история, эпоха Московского царства, особенно времена Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным террором.

9. Аналитические беседы по вопросам.

- Почему Репнин не поднял свой кубок? В чем он обвиняет Ивана Грозного?

- О чем жалеет царь?

V. Подведение итогов урока.

- А.К.Толстой, рисуя образы стремянного Шибанова и князя Репнина, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству, она – не в бессловесной покорности, а в осмыслении происходящего в стране и активном участии в судьбе Родины, смелом выражении своей гражданской позиции.

В жестокой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противостояние упрямых, честных и доблестных людей общей системе зла и насилия. Толстой пытается понять и раскрыть в своих балладах психологию этих людей и, безусловно, отдает предпочтение не тем из них, кто, как Курбский, изменяет своему долгу, а потом помогает иноверца разорять Россию, но натурам смелым и правдивым, которые обречены на гибель, ибо пытаются совместить высокие понятия о том,что достойно, с верностью системе, где осуществление подобных идеалов невозможно.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение баллады; вопросы и задания на стр.260.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

образовательные:

познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;

углубить представление об особенностях жанра баллады;

выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;

совершенствовать навык осознанного чтения;

развивать умение выразительного чтения произведения;

развивающие:

развивать речь учащихся, навыки монологической речи;

закреплять и ввести термины: баллада, опричнина, опричник;

активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

развивать коммуникативные и информационные компетентности;

раскрывать творческий потенциал учащихся.

развивать внимание, связную речь

воспитательные:

воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

формирование и воспитание духовно развитой личности;

воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;

воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

Наглядность и оборудование: иллюстрации, карточки со словами, толковые словари, учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015г

1.Психологический настрой

-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

2. Актуализация знаний

1). Опрос домашнего задания.

Биография Алексея Константиновича Толстого (статья учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого стр. 279- 280). Показ презентации.

Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой ро­дил­ся 5 сен­тяб­ря 1817 г. в Санкт-Пе­тер­бур­ге. С шести лет он начал писать стихи. Вос­пи­та­ни­ем бу­ду­ще­го поэта за­ни­мал­ся дядя, он вся­че­ски по­ощ­рял его ху­до­же­ствен­ные склон­но­сти.

В 1827 году Толстой вместе с матерью побывал в Германии, познакомился с Гёте. В 1831 году дядя везёт племянника в Италию. Алексей Толстой свободно владел несколькими языками, работал в Московском архиве, в департаменте хозяйственных и счётных дел.

В даль­ней­шем ис­то­ри­че­ская бал­ла­да стала одним из ос­нов­ных жан­ров его по­э­ти­че­ско­го твор­че­ства.

В своих ис­то­ри­че­ских бал­ла­дах Алек­сей Тол­стой часто об­ра­ща­ет­ся к эпохе Ивана Гроз­но­го.

Рассказ об эпохе правления Ивана Грозного и опричнине.

Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину.

Опричник- дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV.

Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя.

Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

(Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов).

2). Постановка учебной цели.

- Вспомните определение баллады.

- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?

- Многие русские поэты XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие. Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?

- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?

- Вспомните определение баллады.

Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.

- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?

- Многие русские поэты XIX века обращалась к жанру баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.

- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?

- Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

3.Анализ произведения

1). Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.

Зазнобы, стремянный, опрична, опричнина, окольные, ересь, заплечные … мастера

2). Исторический комментарий.

4). Беседа по вопросам

– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).

- Какие исторические персонажи в ней присутствуют? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).

-Назовите героев произведения (Иван Грозный, князь Курбский, стремянный Василий Шибанов).

Лексическая работа

Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина

Воевода – начальник войска в древней Руси

-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).

-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).

-Как литовцы встретили князя?

-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).

-Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель).

– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)

-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет гневное письмо Ивану Грозному).

-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?

-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.

-Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?

-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста. (Обращают внимание на такие качества характера Шибанова, как:

преданность, верность своему господину:

1).«Но рабскую верность Шибанов храня,

«А я передам и за муки

1). «И молвит ему, не бледнея:

2). «Пытают и мучат гонца палачи,

«И царь вопрошает: «Ну что же гонец?

— «Царь, слово его всё едино:

-Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?
-А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
Некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев).

4. Рефлексия деятельности.

Восстановление текста

-Сегодня на уроке я узнал(а) ___________

- Мне было интересно __________

- Актуальность сюжета баллады заключается в __________

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

5. Домашнее задание.

Выразительное чтение баллады, вопросы и задания на стр.288.

Срав­ни­тель­ный ана­лиз бал­лад А. К. Тол­сто­го

Ис­то­ри­че­ская ос­но­ва сю­же­та

От­ры­вок из "Ис­то­рии Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го" Н. М. Ка­рам­зи­на

Рас­сказ о смер­ти Реп­ни­на в "Ис­то­рии Иоан­на Гроз­но­го" кн. А. М. Курб­ско­го

Необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что, поль­зу­ясь ис­то­ри­че­ски­ми дан­ны­ми, поэт при­вно­сит в сюжет долю ху­до­же­ствен­но­го вы­мыс­ла. Тол­стой счи­тал, что пи­са­тель и поэт имеют на это пол­ное право.

Кон­фликт, по­ло­жен­ный в ос­но­ву сю­же­та.

Вер­ный слуга Курб­ско­го Ва­си­лий Ши­ба­нов до­став­ля­ет Ивану Гроз­но­му пись­мо, за что по при­ка­зу царя под­вер­га­ет­ся пыт­кам и в фи­на­ле каз­нен.

На пиру у Ивана Гроз­но­го кн. Ми­хай­ло Реп­нин от­кры­то воз­му­ща­ет­ся про­из­во­лом царя, его кро­ва­вым прав­ле­ни­ем. Иван Гроз­ный на гла­зах у пи­ру­ю­щих уби­ва­ет Реп­ни­на.

Таким об­ра­зом, в обеих бал­ла­дах автор со­зда­ет образ же­сто­ко­го пра­ви­те­ля, бес­по­щад­но рас­прав­ля­ю­ще­го­ся с каж­дым, кто пы­та­ет­ся от­сто­ять свою точку зре­ния.

Какие сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти по­мо­га­ют вос­со­здать со­бы­тия про­шло­го?

Эпи­те­ты: раб­ская вер­ность, лихой зло­дей, дерз­кий гонец, со­ба­чья из­ме­на.

Эпи­те­ты: раз­гуль­ные оприч­ни­ки, бе­сов­ские дети, дер­жав­ное слово, строп­ти­вый раб, прав­ди­вый князь.

Сти­ли­за­ция под фольк­лор

Уста­рев­шая лек­си­ка:

Оприч­ня – оприч­ни­на . Так на­зы­ва­лась часть го­су­дар­ства, с осо­бым управ­ле­ни­ем, вы­де­лен­ная для со­дер­жа­ния цар­ско­го двора и оприч­ни­ков.

Смир­ная одеж­да - тра­ур­ная.

Аз, иже - я, ко­то­рый.

За­плеч­ный ма­стер - палач.

Фольк­лор­ная ком­по­зи­ция:зачин, ос­нов­ная часть, кон­цов­ка.

По­вто­ры строф (ре­френ):

«Царь, слово его все едино:

Он сла­вит свого гос­по­ди­на!"

Уста­рев­шая лек­си­ка:

Крав­чий - рас­по­ря­жал­ся по­да­чей блюд и на­пит­ков к цар­ско­му столу.

Тиуны - вер­ные слуги.

Маш­ка­ра, ли­чи­на – маска.

Фольк­лор­ная ком­по­зи­ция:зачин, ос­нов­ная часть, кон­цов­ка.

По­вто­ры строф (ре­френ):

«Поют по­те­хи брани, дела былых вре­мен,

Вывод. Бал­ла­ды объ­еди­не­ны сти­ли­сти­че­ски и те­ма­ти­че­ски. В об­ра­зах Ва­си­лия Ши­ба­но­ва и князя Реп­ни­на автор во­пло­тил идею спра­вед­ли­во­го на­род­но­го гнева, воз­му­ще­ния кро­ва­вой по­ли­ти­кой Ивана Гроз­но­го. Оба героя уми­ра­ют, но не из­ме­ня­ют своим жиз­нен­ным прин­ци­пам.

Гонец, ты не раб, но то­ва­рищ и друг,

И много, знать, вер­ных у Курб­ско­го слуг,

Что выдал тебя за бес­це­нок!

Сту­пай же с Ма­лю­той в за­сте­нок!"

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока. Литература. 7 класс.

Тип урока : урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;

выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;

развивать умение выразительного чтения произведения;

развивать речь учащихся, навыки монологической речи;

закреплять и ввести термины: баллада, опричнина, опричник;

развивать коммуникативные и информационные компетентности;

раскрывать творческий потенциал учащихся.

развивать внимание, связную речь

воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

формирование и воспитание духовно развитой личности;

воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

Планируемые результаты:

уважительное отношение к слову, воспитание интереса к историческому прошлому, чувств патриотизма и самопожертвования.

метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, умение слушать других,логически рассуждать, высказывать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, использовать полученные знания на уроке в жизни.

1.Психологический настрой

-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

2. Актуализация знаний

1). Опрос домашнего задания.

Биография Алексея Константиновича Толстого (статья учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого стр. 279- 280). Показ презентации.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. С шести лет он начал писать стихи. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности.

В 1827 году Толстой вместе с матерью побывал в Германии, познакомился с Гёте. В 1831 году дядя везёт племянника в Италию. Алексей Толстой свободно владел несколькими языками, работал в Московском архиве, в департаменте хозяйственных и счётных дел.

В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.

В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.

Рассказ об эпохе правления Ивана Грозного и опричнине.

Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину.

&Работа со словарём:

Опричник - дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV .

Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя.

Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

(Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов).

2). Постановка учебной цели.

- Вспомните определение баллады.

- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?

- Многие русские поэты XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие. Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?

- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?

- Вспомните определение баллады.

Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.

- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?

- Многие русские поэты XIX века обращалась к жанру баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.

- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?

- Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

3.Анализ произведения

1). Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.

Зазнобы, стремянный, опрична, опричнина, окольные, ересь, заплечные … мастера

2). Исторический комментарий .

4). Беседа по вопросам

– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).

- Какие исторические персонажи в ней присутствуют? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).

-Назовите героев произведения ( Иван Грозный, князь Курбский, стремянный Василий Шибанов).

Лексическая работа

Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина

Воевода – начальник войска в древней Руси

-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).

-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).

-Как литовцы встретили князя?

-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).

-Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель).

– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)

-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет гневное письмо Ивану Грозному).

-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?

-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.

-Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?

-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста . (Обращают внимание на такие качества характера Шибанова, как:

преданность, верность своему господину:

1).« Но рабскую верность Шибанов храня,

«А я передам и за муки

1). «И молвит ему, не бледнея:

2). «Пытают и мучат гонца палачи,

«И царь вопрошает: «Ну что же гонец?

— «Царь, слово его всё едино:

-Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?
-А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
Некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев).

I. Организационный этап
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Присаживайтесь. За окном декабрь. Погода неустойчивая: то дождь льет как из ведра, то снег пытается идти. Представьте себе, вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку баллады.

II. Актуализация знаний
- Вспомните определение баллады. (Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие).
- Назовите писателя, поэта-земляка, которому 05.09.2017 года исполнилось ровно 200 лет со дня рождения? (А.К.Толстой).

Учитель: -Это я вам рассказала немного о биографии нашего земляка, а теперь вы мне перескажите статью, помещенную в ваших учебниках по литературе.

2. Проверка д/з. Пересказ прочитанной статьи учебника о поэте и его творчестве.
- Итак, А.К.Толстой практически во всех своих произведениях обращается к историческому прошлому нашей страны. Не исключения и его исторические баллады, в которых говорится о правлении Ивана Грозного. Чем же он так прославился, что во многих произведениях Толстой А.К. описывает именно эту историческую эпоху? Об этом вам расскажет учитель общественных дисциплин.

4. Словарная работа.
- Ребята, в балладах вам, помимо тех слов, лексическое значение которых дано в сносках, встретятся и другие слова. Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски и др.

V. Физминутка

VI. Первичное закрепление знаний
Беседа по вопросам (фронтальный опрос)
- Повторим еще раз, что называют балладой? (Баллада - стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие).

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении? (Во-первых, это рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического про эпоху Ивана Грозного. Во-вторых, наличие сюжета. В-третьих, душевные переживания героев передаются при помощи сравнений, а также гипербол и олицетворений.)

VIII. Рефлексия
Восстановление текста
Сегодня на уроке я узнал(а) _________________
Мне было интересно _______________________
Актуальность сюжета баллады заключается в __

IX. Выставление оценок

Список использованной литературы
1. Дидактические материалы по литературе .7 класс. К учебнику Коровиной В.Я. – Маркитанова М.А. М: 2014.
2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год.
3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год.
4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год.
5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год.
6. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Читайте также: