Василий шибанов план урока
Обновлено: 05.07.2024
2. Знакомство со справочными материалами о новом произведении
– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени.
3. Чтение баллады
5. Работа по содержанию
– Какая история рассказана в произведении?
Мнения учащихся: История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя.
– Назовите героев произведения.
– Каким показал царя Ивана Грозного А.К.Толстой? найдите слова и выражения, характеризующие этого героя.
– Как царь относится к Шибанову?
– Подведём итоги нашего обсуждения и работы с текстом. Иван Грозный у Толстого – символичное воплощение деспотизма, злой стихии, подобный тип правителя писатель ненавидел.
– Кто ему противопоставлен? (Князь Курбский.)
– Что мы о нём узнаём? (Он бежал в Литву и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды.)
– Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель…. У Толстого он изменник, перебежавший на сторону исконного врага Руси. А ещё он гордый и в своей гордыне очень жестокий человек.)
– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)
– Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём можно сказать?
Подводя итог разговору об этом персонаже, следует задать вопрос:
– Можно ли считать Василия Шибанова идеальным героем?
– Ещё один персонаж – рассказчик – повествователь. Попросим детей рассказать о его чувствах, подумать, совпадают ли они с их чувствами, настроением.
6. Работа над определением жанра этого произведения
Учащиеся отвечают на вопрос 8 учебника: Как ты думаешь, А.К.Толстой написал художественное произведение? Присутствует ли в нём вымысел? Если да, то докажи свою версию, обращаясь за примерами из текста.
Далее учащиеся отмечают в тетрадях особенности этого произведения . Он укажут, что это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
После этого с помощью наводящих вопросов учителя ученики выявляют ещё некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев.
Учитель сообщает, что данное произведение является балладой, просит ещё раз назвать характерные особенности, затем учащиеся обращаются к определению, помещённому в словаре учебника.
В заключение учитель обратит внимание учащихся на главное отличие баллады от эпоса: оно заключается в способах изображения человека.
Как показаны герои этого произведения? Типична ли их судьба? Каков масштаб изображаемого – частная судьба или событие общероссийского масштаба? Можно ли героев представить в другом сюжете?
Учащиеся приходят к выводу, что автор баллады обращается к частной, индивидуальной судьбе, герой баллады не может быть оторван от сюжета
Познакомить учащихся с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначить тему и идею произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatura_7_klass.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: познакомить учащихся с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначить тему и идею произведения.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа.
Технические приемы: ноутбук, проектор, презентация.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова
- Изучение нового материала.
- Слово учителя . (презентация)
Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В юные годы в нем были и стать, и размах богатырей. Мужчин семьи Толстых – Перовских отличала физическая сила и разностороннее образование.
А.К.Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II.
Чтение статьи учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого (стр. 251- 253).
В творчестве писателя особое место занимала русская история, эпоха Московского царства, особенно времена Ивана Грозного.
Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным террором.
9. Аналитические беседы по вопросам.
- Почему Репнин не поднял свой кубок? В чем он обвиняет Ивана Грозного?
- О чем жалеет царь?
V. Подведение итогов урока.
- А.К.Толстой, рисуя образы стремянного Шибанова и князя Репнина, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству, она – не в бессловесной покорности, а в осмыслении происходящего в стране и активном участии в судьбе Родины, смелом выражении своей гражданской позиции.
В жестокой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противостояние упрямых, честных и доблестных людей общей системе зла и насилия. Толстой пытается понять и раскрыть в своих балладах психологию этих людей и, безусловно, отдает предпочтение не тем из них, кто, как Курбский, изменяет своему долгу, а потом помогает иноверца разорять Россию, но натурам смелым и правдивым, которые обречены на гибель, ибо пытаются совместить высокие понятия о том,что достойно, с верностью системе, где осуществление подобных идеалов невозможно.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение баллады; вопросы и задания на стр.260.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
образовательные:
познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;
углубить представление об особенностях жанра баллады;
выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;
совершенствовать навык осознанного чтения;
развивать умение выразительного чтения произведения;
развивающие:
развивать речь учащихся, навыки монологической речи;
закреплять и ввести термины: баллада, опричнина, опричник;
активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
развивать внимание, связную речь
воспитательные:
воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
формирование и воспитание духовно развитой личности;
воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.
Наглядность и оборудование: иллюстрации, карточки со словами, толковые словари, учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015г
1.Психологический настрой
-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.
2. Актуализация знаний
1). Опрос домашнего задания.
Биография Алексея Константиновича Толстого (статья учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого стр. 279- 280). Показ презентации.
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. С шести лет он начал писать стихи. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности.
В 1827 году Толстой вместе с матерью побывал в Германии, познакомился с Гёте. В 1831 году дядя везёт племянника в Италию. Алексей Толстой свободно владел несколькими языками, работал в Московском архиве, в департаменте хозяйственных и счётных дел.
В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.
В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.
Рассказ об эпохе правления Ивана Грозного и опричнине.
Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину.
Опричник- дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV.
Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя.
Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.
(Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов).
2). Постановка учебной цели.
- Вспомните определение баллады.
- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?
- Многие русские поэты XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие. Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?
- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?
- Вспомните определение баллады.
Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.
- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?
- Многие русские поэты XIX века обращалась к жанру баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.
- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?
- Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
3.Анализ произведения
1). Словарная работа.
Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.
Зазнобы, стремянный, опрична, опричнина, окольные, ересь, заплечные … мастера
2). Исторический комментарий.
4). Беседа по вопросам
– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).
- Какие исторические персонажи в ней присутствуют? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).
-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).
-Назовите героев произведения (Иван Грозный, князь Курбский, стремянный Василий Шибанов).
Лексическая работа
Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина
Воевода – начальник войска в древней Руси
-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).
-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).
-Как литовцы встретили князя?
-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).
-Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель).
– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)
-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет гневное письмо Ивану Грозному).
-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?
-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?
-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.
-Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?
-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста. (Обращают внимание на такие качества характера Шибанова, как:
преданность, верность своему господину:
1).«Но рабскую верность Шибанов храня,
«А я передам и за муки
1). «И молвит ему, не бледнея:
2). «Пытают и мучат гонца палачи,
«И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
— «Царь, слово его всё едино:
-Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?
-А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
Некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев).
4. Рефлексия деятельности.
Восстановление текста
-Сегодня на уроке я узнал(а) ___________
- Мне было интересно __________
- Актуальность сюжета баллады заключается в __________
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
5. Домашнее задание.
Выразительное чтение баллады, вопросы и задания на стр.288.
Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого
Историческая основа сюжета
Отрывок из "Истории Государства Российского" Н. М. Карамзина
Рассказ о смерти Репнина в "Истории Иоанна Грозного" кн. А. М. Курбского
Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.
Конфликт, положенный в основу сюжета.
Верный слуга Курбского Василий Шибанов доставляет Ивану Грозному письмо, за что по приказу царя подвергается пыткам и в финале казнен.
На пиру у Ивана Грозного кн. Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя, его кровавым правлением. Иван Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина.
Таким образом, в обеих балладах автор создает образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.
Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого?
Эпитеты: рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена.
Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.
Стилизация под фольклор
Устаревшая лексика:
Опричня – опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.
Смирная одежда - траурная.
Аз, иже - я, который.
Заплечный мастер - палач.
Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.
Повторы строф (рефрен):
«Царь, слово его все едино:
Он славит свого господина!"
Устаревшая лексика:
Кравчий - распоряжался подачей блюд и напитков к царскому столу.
Тиуны - верные слуги.
Машкара, личина – маска.
Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.
Повторы строф (рефрен):
«Поют потехи брани, дела былых времен,
Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!"
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Конспект урока. Литература. 7 класс.
Тип урока : урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;
выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;
развивать умение выразительного чтения произведения;
развивать речь учащихся, навыки монологической речи;
закреплять и ввести термины: баллада, опричнина, опричник;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
развивать внимание, связную речь
воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
формирование и воспитание духовно развитой личности;
воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.
Планируемые результаты:
уважительное отношение к слову, воспитание интереса к историческому прошлому, чувств патриотизма и самопожертвования.
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, умение слушать других,логически рассуждать, высказывать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, использовать полученные знания на уроке в жизни.
1.Психологический настрой
-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.
2. Актуализация знаний
1). Опрос домашнего задания.
Биография Алексея Константиновича Толстого (статья учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого стр. 279- 280). Показ презентации.
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. С шести лет он начал писать стихи. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности.
В 1827 году Толстой вместе с матерью побывал в Германии, познакомился с Гёте. В 1831 году дядя везёт племянника в Италию. Алексей Толстой свободно владел несколькими языками, работал в Московском архиве, в департаменте хозяйственных и счётных дел.
В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.
В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.
Рассказ об эпохе правления Ивана Грозного и опричнине.
Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину.
&Работа со словарём:
Опричник - дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV .
Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя.
Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.
(Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов).
2). Постановка учебной цели.
- Вспомните определение баллады.
- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?
- Многие русские поэты XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие. Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?
- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?
- Вспомните определение баллады.
Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.
- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?
- Многие русские поэты XIX века обращалась к жанру баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.
- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?
- Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
3.Анализ произведения
1). Словарная работа.
Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.
Зазнобы, стремянный, опрична, опричнина, окольные, ересь, заплечные … мастера
2). Исторический комментарий .
4). Беседа по вопросам
– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).
- Какие исторические персонажи в ней присутствуют? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).
-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).
-Назовите героев произведения ( Иван Грозный, князь Курбский, стремянный Василий Шибанов).
Лексическая работа
Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина
Воевода – начальник войска в древней Руси
-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).
-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).
-Как литовцы встретили князя?
-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).
-Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель).
– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)
-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет гневное письмо Ивану Грозному).
-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?
-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?
-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.
-Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?
-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста . (Обращают внимание на такие качества характера Шибанова, как:
преданность, верность своему господину:
1).« Но рабскую верность Шибанов храня,
«А я передам и за муки
1). «И молвит ему, не бледнея:
2). «Пытают и мучат гонца палачи,
«И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
— «Царь, слово его всё едино:
-Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?
-А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
Некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев).
I. Организационный этап
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Присаживайтесь. За окном декабрь. Погода неустойчивая: то дождь льет как из ведра, то снег пытается идти. Представьте себе, вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку баллады.
II. Актуализация знаний
- Вспомните определение баллады. (Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие).
- Назовите писателя, поэта-земляка, которому 05.09.2017 года исполнилось ровно 200 лет со дня рождения? (А.К.Толстой).
Учитель: -Это я вам рассказала немного о биографии нашего земляка, а теперь вы мне перескажите статью, помещенную в ваших учебниках по литературе.
2. Проверка д/з. Пересказ прочитанной статьи учебника о поэте и его творчестве.
- Итак, А.К.Толстой практически во всех своих произведениях обращается к историческому прошлому нашей страны. Не исключения и его исторические баллады, в которых говорится о правлении Ивана Грозного. Чем же он так прославился, что во многих произведениях Толстой А.К. описывает именно эту историческую эпоху? Об этом вам расскажет учитель общественных дисциплин.
4. Словарная работа.
- Ребята, в балладах вам, помимо тех слов, лексическое значение которых дано в сносках, встретятся и другие слова. Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски и др.
V. Физминутка
VI. Первичное закрепление знаний
Беседа по вопросам (фронтальный опрос)
- Повторим еще раз, что называют балладой? (Баллада - стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие).
-Какие черты баллады вы находите в этом произведении? (Во-первых, это рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического про эпоху Ивана Грозного. Во-вторых, наличие сюжета. В-третьих, душевные переживания героев передаются при помощи сравнений, а также гипербол и олицетворений.)
VIII. Рефлексия
Восстановление текста
Сегодня на уроке я узнал(а) _________________
Мне было интересно _______________________
Актуальность сюжета баллады заключается в __
IX. Выставление оценок
Список использованной литературы
1. Дидактические материалы по литературе .7 класс. К учебнику Коровиной В.Я. – Маркитанова М.А. М: 2014.
2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год.
3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год.
4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год.
5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год.
6. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
Читайте также: