В учебном плане вспомогательной школы отражено содержание образования учащихся

Обновлено: 05.07.2024

В этой статье мы рассмотрим, что такое учебный план, как именно он составляется и какие разделы должен в себя включать. Для начала введем определение, что такое учебный план образовательного учреждения.

Учебный план – это документ, устанавливающий список предметов, объем рабочего времени, порядок следования и отдельные этапы подготовки учебных дисциплин, стажировок, факультативных занятий, учебных модулей и других видов практической образовательной деятельности. Также в нем указываются положения о промежуточной оценке студентов и учеников, если этого не определяет Федеральный закон об образовании.

Структура учебного плана

Учебный план состоит из следующих частей:

  • структура четвертей, триместров и иных учебных промежутков, их длительность, каникулярный период;
  • полный перечень изучаемых предметов;
  • отдельные списки предметов по годам обучения;
  • указание на то, какие дисциплины являются обязательными, а какие – дополнительными;
  • распределение времени, отведенного на каждый предмет в каждом классе, по неделям и годам.

Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.

Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.

Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.

Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.

При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.

Основные педагогические требования к учебному плану

Эффективный учебный план – это документ, который:

  • проектируется с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований к условиям обучения в образовательных организациях;
  • предоставляет возможность овладеть государственным и родным языками, учитывает количество уроков, которые на них выделяются (на каждый год обучения);
  • предусматривает возможность добавления учебных программ, ориентированных на дополнительные образовательные потребности учеников, например, этнокультурные.

В составе основной образовательной программы основного общего образования может быть, как один учебный план, так и несколько. Это может быть и сочетание нескольких планов по разным профилям обучения. В них обозначается само основание развития учебной деятельности, формируется система познавательных побуждений ученика, его способностей выполнять образовательные цели. Учебный план должен учитывать методы и возможности контроля и оценки результатов учебного действия, распределение часов, создавать так называемые универсальные учебные действия, подготавливать и развивать в учениках способность к одновременной и совместной работе с коллективом и педагогом, создавать основы нравственного поведения и корректного отношения с окружающими людьми и обществом. На этом этапе воспитательные цели основаны на добавлении в программу тех курсов, которые дают возможность построить целостное восприятие мира, обеспечить активный подход и индивидуальную работу с каждым учеником.

Основная суть учебного плана отражает само содержание образования, которое решает ряд важнейших задач:

Специальные общеобразовательные школы для умственно отсталых детей (вспомогательные школы) являются одним из звеньев общей системы народного образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Социальное и правовое положение лиц с недостатками в развитии определяется законом, который устанавливает для них равные гражданские права со всеми членами общества.

Особенности развития умственно отсталых детей (олигофрения в степени дебильности и другие формы интеллектуальной недостаточности) вызвали необходимость научно обосновать определение объема содержания образования этой категории детей, поиска специфических форм и методов их обучения и воспитания.

Умственно отсталые школьники должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, который необходим для их социальной адаптации. Содержание, как и в массовой школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружить учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей и возможностей усваивать учебный материла). В программах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительности. Что касается таких видов знаний как основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они могут иметь место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов.

Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Различаются интеллектуальные и практические умения и навыки, т. е. навыки относятся не только к практической, но и интеллектуальной деятельности. Однако, учитывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области именно интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания во вспомогательной школе формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных знаний. Это касается поисковых навыков при решении задач, различных упражнений, а также умений и навыков, способствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Основная задача вспомогательной школы — формирование умений и навыков учебной деятельности.

Специальные общеобразовательные школы для умст­венно отсталых детей (вспомогательные школы) явля­ются одним из звеньев общей системы народного образования, что отражено в соответствующих законо­дательных актах и нормативных документах. Социальное и правовое положение лиц с недостатками в развитии определяется законом, который устанавливает для них равные гражданские права со всеми членами общества.

Особенности развития умственно отсталых детей (олигофрения в степени дебильности и другие формы интел­лектуальной недостаточности) вызвали необходимость научно обосновать определение объема содержания об­разования этой категории детей, поиска специфических форм и методов их обучения и воспитания.

Умственно отсталые школьники должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний, уме­ний и навыков, который необходим для их социальной адаптации. Содержание, как и в массовой школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружить учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей и возможностей усваивать учебный материал). В про­граммах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительно­сти. Что касается таких видов знаний как основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они могут иметь место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов.

Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Различаются интеллектуальные и практические умения и навыки, т. е. навыки относятся не только к практи­ческой, но и интеллектуальной деятельности. Однако, учитывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области именно интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания во вспо­могательной школе формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных знаний. Это касается поисковых навыков при решении задач, различных упражнений, а также умений и навыков, способствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Основная задача вспомогательной школы — формирова­ние умений и навыков учебной деятельности.

С целью создания условий для совершенствования системы общеобразовательного и трудового обучения, разностороннего воспитания учащихся претерпевает изменение и структура вспомогательной школы. Вызыва­ется это разными причинами, в том числе и тем, что многие учащиеся заканчивают школу в возрасте 16 лет. Однако в этом возрасте умственно отсталые подростки физически и нравственно еще недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни, что в настоящее время вызывает трудности в их устройстве на работу.

Поэтому предусматривается обязательное обучение во вспомогательной школе, которое завершится за девять лет. Имеющийся в отдельных вспомогательных школах опыт показал, что дополнительный год обучения поло­жительно влияет на развитие нравственного сознания умственно отсталых подростков. Девятилетний срок обучения может помочь решить многие проблемы, но главное — совершенствовать трудовую подготовку школьников.

IX или Х дополнительные классы могут создаваться и для выпускников, которые по своим психофизическим особенностям не смогли за 8 или 9 лет обязательного обучения овладеть тем уровнем общеобразовательных знаний, трудовых умения и навыков, который необходим для их самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Это могут быть классы социально-трудовой коррекции.

При необходимости школы могут открывать подгото­вительные классы, в которых наряду с обучающей должна решаться и диагностическая задача, что позволит предупредить ошибочное зачисление во вспомогательную школу детей, например, с ЗПР или тяжелыми наруше­ниями речи. Возможно открытие при школах дошкольных отделений. В настоящее время практика имеет и другие формы организации учебного процесса умственно отста­лых детей с учетом различных условий их пребывания. Особенно это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, при некоторых детских домах для умственно отсталых детей дошкольного воз­раста открываются классы для их обучения.

Содержание обучения отражено в учебном плане - специальных школ для умственно отсталых детей, в учебных программах, разработанных для этого типа школ и оригинальных учебниках.

Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распре­деление их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет и дозировку этих часов по неделям. В основе построения учебного плана вспомогательной школы, как и массовой, лежит принцип предметного обучения.

Во вспомогательной школе изучаются следующие традиционные предметы: родной язык, математика, ес­тествознание, география, история, изобразительное ис­кусство, черчение, физкультура, пение и музыка, трудовое и профессионально обучение.

Наряду с общеобразовательными предметами и тру­довым обучением во вспомогательной школе осуществ­ляются специальные коррекционные занятия, которые занимают значительное место в системе обучения.

Одним из ведущих предметов в коррекционных занятиях является социально-бытовая ориентировка. Кроме того проводятся специальные занятия по ритмике. Индивидуальные и малогрупповые занятия предусмот­рены по исправлению тех или иных недостатков речевого развития (логопедические) и занятия по лечебной физ­культуре.

Вне сетки обязательных учебных занятий школы могут вводиться факультативные занятия с небольшими группами детей для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и сво­бодной ориентировки в современном обществе и быту, например, такие как элементы физики и химии.

Учебные программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Однако следует отме­тить, что объем содержания образования, несмотря на оправдавшую себя на практике относительную стабиль­ность, в настоящее время требует дальнейшей углублен­ной разработки с целью более полного отражения в нем задач, стоящих перед современной вспомогательной школой, а также учета новых научных данных специ­альной педагогики, специальной психологии и клиники олигофрении.

Для вспомогательной школы созданы научно обосно­ванные программы для 1-Х классов по общеобразова­тельным предметам, по трудовому и профессиональному обучению, отдельным видам специальных коррекцион­ных занятий. По общеобразовательным предметам раз­работаны:

— типовые программы по русскому языку, представ­ленные разделами: развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, чтение и развитие речи, грамматика, правописание и развитие речи;

— по математике: арифметика и наглядная геометрия;

— по естествознанию: неживая природа, растения, животные, человек;

— по географии: начальный курс физической геогра­фии, природа нашей Родины, география материков и океанов, география своей страны, региона;

а также программа:

— по изобразительному искусству;

— по пению и музыке;

— по физической культуре;

— программы по социально-бытовой ориентировке;

По трудовому и профессиональному обучению созданы программы для I-III классов (ручной труд), для IY-IX классов — по столярному, слесарному, швейному, по сельскохозяйственному труду, по столярно-плотничному и штукатурно-малярному делу.

Программы по цветоводству и декоративному садо­водству, по обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания) рассчитаны на использование их как в сельских, так и городских школах.

Все эти программы рассматриваются как базисные. На их основе в VIII-IX классах может осуществляться более узкая специализация, соответствующая профилю того предприятия, в котором ученики проходят произ­водственную практику. Учащиеся должны быть подго­товлены к той профессии, по которой они могут быть трудоустроены.

Разрабатываются специальные программы по родному языку и русскому языку для школ, где обучение ведется на государственном языке республики.

Учитывая исторические, географические, природные экологические, национальные особенности, каждая ре­спублика вносит в содержание отдельных предметов дополнения и изменения, отражающие названные осо­бенности, а также предусматривает специфику трудовой деятельности населения в конкретном регионе, и отра­жает ее в системе трудового обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах вспомогатель­ной школы сформулированы основные требования к знаниями и умениям учащихся, а также критерии их оценки.

Учебники. Содержание обучения отражено в ориги­нальных учебниках для вспомогательных школ, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая является важнейшим инст­рументом его учения. Вместе с тем она служит и методически ориентиром для учителя, определяя после­довательность введения понятий, глубину их раскрытия, распределение времени между отдельными частями вво­димого учебного материала.

Учебники для вспомогательной школы, как и для массовой, должны удовлетворять общепедагогическим методическим и полиграфическим требованиям.

Что касается общепедагогических требований, то они заключаются в необходимости:

· обеспечивать воспитывающий характер обучения и формирование материалистического мировоззрения;

· сообщать научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;

· развивать мышление учащихся; формировать основ­ные приемы умственной деятельности, развивать речь;

· обеспечивать подготовку к самостоятельному (в до­ступных пределах) приобретению знаний.

В качестве методических выдвигаются следующие требования:

· соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию;

· четкое структурное членение и графическое выделе­ние выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т. п.;

· достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного мате­риала, удобно расположенных и увязанных с текстом; включение заданий, стимулирующих развитие в не­которой степени самостоятельности при решении постав­ленных задач, формирование умений пользоваться запасом имеющихся знаний.

Все эти требования выполняются при отборе словес­ного материала (статей, упражнений, примеров) для объяснения, закрепления, повторения учебного матери­ала, методического аппарата (правил, инструкций, за­даний, вопросов), иллюстраций (рисунков, фотоснимков, графиков и др.).

В учебниках должен соблюдаться принцип коррекционной направленности обучения, требования индивиду­ального и дифференцированного подхода к учащимся как необходимого условия продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребенка.

С этой целью предусмотрено:

· дробное, поэтапное преподавание учебного материала я аналитико-синтетический способ его показа, отработка каждого элемента и обеспечение целостного восприятия;

· опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

· постоянное обращение к реально существующим свя­зям;

· особое внимание — выявлению причинно-следствен­ных связей и закономерностей;

· акцент на главное при краткости и простоте форму­лирования правил и выводов;

· достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала;

· включение изучаемого материала в различные виды упражнений;

· рациональное использование иллюстративного мате­риала;

· включение для самостоятельного выполнения упраж­нений- заданий разной степени сложности.

Что касается иллюстративного материала, то к нему также предъявляются определенные требования:

· иллюстрации должны использоваться в качестве не­посредственного источника знаний и как средство на­глядности (рисунки предметные и сюжетные, таблицы, графики, схемы и другие);

· иллюстративный материал должен быть направлен на общее усвоение содержания изучаемого материала и его частностей;

· в учебниках, начиная с Y класса, следует использовать символическую наглядность: учебные схемы, таблицы для образования более точных и прочных знаний;

· вся изобразительная наглядность должна быть выпол­нена в реалистическом плане и в цветном изображении, так как условные, расплывчатые изображения предметов и явлений окружающей действительности могут приво­дить к искаженному их восприятию умственно отсталыми школьниками.

· В настоящее время имеются оригинальные учебники для всех классов вспомогательной школы.

Вспомогательная школа росла и совершенствовалась одновременно с совершенствованием общего образования в стране. В соответствии с этим жизненно важные этапы, развития школы в основных ее направлениях и задачах в равной степени касаются и вспомогательной школы. На современном этапе задачи, предусматривающие повышение качества образования и воспитания, улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, формирование положительных нравственных качеств, являются главными в деле обучения и воспитания учащихся всех типов специальных школ, в том числе и вспомогательных.

С целью создания условий для совершенствования системы общеобразовательного и трудового обучения, разностороннего воспитания учащихся претерпевает из-

менение и структура вспомогательной школы. Вызывается это разными причинами, в том числе и тем, что многие учащиеся заканчивают школу в возрасте 16 лет. Однако в этом возрасте умственно отсталые подростки физически и нравственно еще недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни, что в настоящее время вызывает трудности в их устройстве на работу.

Поэтому предусматривается обязательное обучение во вспомогательной школе, которое завершится за девять лет. Имеющийся в отдельных вспомогательных школах опыт показал, что дополнительный год обучения положительно влияет на развитие нравственного сознания умственно отсталых подростков. Девятилетний срок обучения может помочь решить многие проблемы, но главное — совершенствовать трудовую подготовку школьников,

IX или X дополнительные классы могут создаваться и для выпускников, которые по своим психофизическим особенностям не смогли за 8 или 9 лет обязательного обучения овладеть тем уровнем общеобразовательных знаний, трудовых умения и навыков, который необходим для их самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Это могут быть классы социально-трудовой коррекции.

При необходимости школы могут открывать подготовительные классы, в которых наряду с обучающей должна решаться и диагностическая задача, что позволит предупредить ошибочное зачисление во вспомогательную школу детей, например, с ЗПР или тяжелыми нарушениями речи. Возможно открытие при школах дошкольных отделений. В настоящее время практика имеет и другие формы организации учебного процесса умственно отсталых детей с учетом различных условий их пребывания. Особенно это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, при некоторых детских домах для умственно отсталых детей дошкольного возраста открываются классы для их обучения.

В некоторых регионах, где имеются трудности с открытием вспомогательной школы, открываются классы при массовых школах. Возможно интегрированное обучение умственно отсталых детей в среде детей с нормальным интеллектом. При этом необходимо помнить, что при любой организационной форме обучения должны прежде всего учитываться интересы умственно отсталого ребенка. Каждый из них должен получать

коррекционную помощь со стороны специалистов-дефектологов (олигофренопедагога, логопеда и др.), обучаться по специальной программе и специфическими методами. Любая новая форма организации учебного процесса умственно отсталых детей требует предварительной экспериментальной проверки.

Содержание обучения отражено в учебном плане специальных школ для умственно отсталых детей, в учебных программах, разработанных для этого типа школ и оригинальных учебниках.

Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет и дозировку этих часов по неделям. В основе построения учебного плана вспомогательной школы, как и массовой, лежит принцип предметного обучения.

Во вспомогательной школе изучаются следующие традиционные предметы: родной язык, математика, естествознание, география, история, изобразительное искусство, черчение, физкультура, пение и музыка, трудовое и профессионально обучение.

Наряду с общеобразовательными предметами и трудовым обучением во вспомогательной школе осуществляются специальные коррекционные занятия, которые занимают значительное место в системе обучения.

Одним из ведущих предметов в коррекционных занятиях является социально-бытовая ориентировка. Кроме того проводятся специальные занятия по ритмике. Индивидуальные и малогрупповые занятия предусмотрены по исправлению тех или иных недостатков речевого развития (логопедические) и занятия по лечебной физкультуре.

Вне сетки обязательных учебных занятий школы могут вводиться факультативные занятия с небольшими группами детей для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту, например, такие как элементы физики и химии.

Учебные программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Однако следует отметить, что объем содержания образования, несмотря на

оправдавшую себя на практике относительную стабильность, в настоящее время требует дальнейшей углубленной разработки с целью более полного отражения в нем задач, стоящих перед современной вспомогательной школой, а также учета новых научных данных специальной педагогики, специальной психологии и клиники олигофрении.

Для вспомогательной школы созданы научно обоснованные программы для 1-Х классов по общеобразовательным предметам, по трудовому и профессиональному 'обучению, отдельным видам специальных коррекционных занятий. По общеобразовательным предметам разработаны:

— типовые программы по русскому языку, представленные разделами: развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, чтение и развитие речи, грамматика, правописание и развитие речи;

— по математике: арифметика и наглядная геометрия;

— по естествознанию: неживая природа, растения, животные, человек;

— по географии: начальный курс физической географии, природа нашей Родины, география материков и океанов, география своей страны, региона;

а также программа:

— по изобразительному искусству;

— по пению и музыке;

— по физической культуре;

— программы по социально-бытовой ориентировке;

По трудовому и профессиональному обучению созданы программы для 1-3 классов (ручной труд), для 4-9 классов — по столярному, слесарному, швейному, по сельскохозяйственному труду, по столярно-плотничному и штукатурно-малярному делу.

Программы по цветоводству и декоративному садоводству, по обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания) рассчитаны на использование их как в сельских, так и городских школах.

Все эти программы рассматриваются как базисные. На их основе в VIII-IX классах может осуществляться более узкая специализация, соответствующая профилю

того предприятия, в котором ученики проходят производственную практику. Учащиеся должны быть подготовлены к той профессии, по которой они могут быть трудоустроены.

Разрабатываются специальные программы по родному языку и русскому языку для школ, где обучение ведется на государственном языке республики.

Учитывая исторические, географические, природные экологические, национальные особенности, каждая республика вносит в содержание отдельных предметов дополнения и изменения, отражающие названные особенности, а также предусматривает специфику трудовой деятельности населения в конкретном регионе, и отражает ее в системе трудового обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Программы вспомогательной школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации*

Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Вспомогательная школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение во вспомогательной школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость фор-

мирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах вспомогательной школы сформулированы основные требования к знаниями и умениям учащихся, а также критерии их оценки.

Учебники. Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для вспомогательных школ, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая является важнейшим инструментом его учения. Вместе с тем она служит и методически ориентиром для учителя, определяя последовательность введения понятий, глубину их раскрытия, распределение времени между отдельными частями вводимого учебного материала.

Учебники для вспомогательной школы, как и для массовой, должны удовлетворять общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям.

Что касается общепедагогических требований, то они заключаются в необходимости:

обеспечивать воспитывающий характер обучения и формирование материалистического мировоззрения;

сообщать научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;

развивать мышление учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности, развивать речь;

обеспечивать подготовку к самостоятельному (в доступных пределах) приобретению знаний.

В качестве методических выдвигаются следующие требования:

соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию;

четкое структурное членение и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т. п.;

достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;

включение заданий, стимулирующих развитие в некоторой степени самостоятельности при решении поставленных задач, формирование умений пользоваться запасом имеющихся знаний.

Все эти требования выполняются при отборе словесного материала (статей, упражнений, примеров) для объяснения, закрепления, повторения учебного материала, методического аппарата (правил, инструкций, заданий, вопросов), иллюстраций (рисунков, фотоснимков, графиков и др.).

В учебниках должен соблюдаться принцип коррекционной направленности обучения, требования индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся как необходимого условия продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребенка.

С этой целью предусмотрено:

дробное, поэтапное преподавание учебного материала и аналитико-синтетический способ его показа, отработка каждого элемента и обеспечение целостного восприятия;

опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

постоянное обращение к реально существующим связям;

особое внимание — выявлению причинно-следственных связей и закономерностей;

акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;

достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала;

включение изучаемого материала в различные виды упражнений;

рациональное использование иллюстративного материала;

включение для самостоятельного выполнения упражнений заданий разной степени сложности.

Что касается иллюстративного материала, то к нему также предъявляются определенные требования:

иллюстрации должны использоваться в качестве непосредственного источника знаний и как средство наглядности (рисунки предметные и сюжетные, таблицы, графики, схемы и другие);

иллюстративный материал должен быть направлен на общее усвоение содержания изучаемого материала и его частностей;

в учебниках, начиная с V класса, следует использовать символическую наглядность: учебные схемы, таблицы для образования более точных и прочных знаний;

вся изобразительная наглядность должна быть выполнена в реалистическом плане и в цветном изображении, так как условные, расплывчатые изображения предметов и явлений окружающей действительности могут приводить к искаженному их восприятию умственно отсталыми школьниками.

В настоящее время имеются оригинальные учебники для всех классов вспомогательной школы.

Для успешного обучения необходимо понять – чему надо учить, т.е. каково должно быть содержание образования. Существуют разные трактовки понятия содержания образования.

В традиционной педагогике, ориентированной преимущественно на реализацию образовательных функций школы, под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования, при котором в центре внимания находятся знания как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. При таком подходе знания заслоняют собой формирование творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

В последнее время в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированпый подход к определению сущности содержания образования, нашедший отражение в работах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, B.C. Леднева, В.В. Краевского и др. Согласно этому подходу учащиеся должны не только овладеть определенным учебным содержанием. У них должны быть сформированы ценностно-значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению несправедливости и бездушия, толерантное отношение к инакомыслящим и т.д. Содержание образования представляется этими авторами как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящий из четырех элементов и представляющий собой опыт:

  1. познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности);
  2. осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки);
  3. творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве);
  4. осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентации (отношение к окружающему миру, людям, самому себе, нормам морали, мировоззренческим идеям и т.д.) [1] .

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов социального опыта позволяет человеку не только быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, творчески, вносить собственный вклад в существующую систему отношений.

[1] Краевский В.В. Содержание образования – вперед к прошлому. М., 2001.

Предварительный просмотр:

Основные теории формирования содержания образования

Содержание образования имеет исторический характер. Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Содержание образования в разных социальных системах неодинаково. Оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Основные теории формирования содержания образования сложились еще в конце XVIII – начале XIX в. Они получили название теорий материального и формального содержания образования.

Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделяли многие известные педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Г. Спенсер и др.).

Своих сторонников данная теория имеет и в настоящее время (возможно, это одна из причин перегрузки учеников излишней информацией).

Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления. Источником знаний, считали они, является разум. Поэтому необходимо прежде всего развивать ум и способности человека. При отборе содержания образования сторонники дидактического формализма руководствовались развивающей ценностью таких учебных предметов, как математика и классические языки (особенно древние). Такие взгляды разделяли Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.

Обе эти теории в чистом виде критиковал К.Д. Ушинский. По его мнению, школа должна развивать интеллектуальные силы человека, обогащать его знаниями, приучать пользоваться ими. К.Д. Ушинский заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма, поддерживаемую современными педагогами.

На рубеже XIX и XX вв. появляется теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма) как ответ на неудовлетворенность теориями материального и формального содержания образования. В США ее основы были заложены известным педагогом Дж. Дьюи, в Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнер.

Сторонники этой теории считали, что источник содержания образования заключен не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования должно быть представлено в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учащихся коллективных усилий, практических действий по решению поставленных задач.

Теория дидактического прагматизма оказала существенное влияние на содержание и методы учебной работы американской школы. В соответствии с этой теорией ученикам предоставлялась максимальная свобода в отношении выбора учебных предметов, учебно-воспитательная работа приспосабливалась к субъективным запросам учащихся и их интересам.

Практическая реализация данной теории привела к значительному снижению уровня образования в США, за что была подвергнута резкой критике уже в первой половине XX столетия.

Несмотря на то, что дидактический материализм, дидактический формализм и дидактический утилитаризм не выдержали проверки временем, они оказали существенное влияние на современные подходы к формированию содержания образования. Известный польский ученый В. Оконь разработал теорию содержания образования под названием функциональный материализм. По его мнению, необходима такая теория, которая бы обеспечивала как получение знаний учащимися, так и приобретение ими умения пользоваться этими знаниями в своей деятельности, т.е. должна быть интегральная связь между познанием и деятельностью.

В. Оконь также считает, что в содержании отдельных предметов должна отражаться их ведущая идея (в биологии – идея эволюции, в математике – идея функциональных зависимостей, в истории – историческая обусловленность и т.д.), то есть при отборе содержания образования необходимо руководствоваться мировоззренческим подходом.

В процессе обучения следует создавать такие условия, при которых учащиеся смогут использовать приобретенные знания для решения задач практического характера, направленных на доступные преобразования природной, технической, культурной и общественной действительности.

Эта теория объединяет в себе требования, предъявляемые обществом к образованию, и индивидуальные запросы учащихся.

В 1950-е гг. была разработана теория операциональной структуризации содержания образования. Ее появление связано с внедрением в учебный процесс программированного обучения. Данная теория не столько пытается ответить на вопрос, каким должно быть содержание образования, сколько – каким образом его передать ученикам, как правильно его структурировать, разделить на части, связанные содержательно и логически.

Согласно этому закону, содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования призвано обеспечивать уровень общей и профессиональной культуры общества, адекватный мировому; формирование у обучающегося картины мира, соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности.

В педагогической науке разработана система критериев отбора содержания образования, в соответствии с которым изучаемое в школе должно:

  1. обеспечивать целостное отражение задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;
  2. иметь научную и практическую значимость включаемого в учебные предметы и общественную практику образовательного материала;
  3. соответствовать реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
  4. обеспечивать соответствие объема содержания материала имеющемуся времени на его изучение;
  5. учитывать международный опыт построения содержания общего среднего образования;
  6. соответствовать имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы [1] .

[1] Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. С. 218.

Читайте также: