Буран что это такое кратко

Обновлено: 02.07.2024


Страхи против мечты

Но Луна не давала ему покоя. В кабинете В.П.Глушко сменяются настенные атрибуты и вешается карта Луны. Долго изучает В.П. Глушко лунный глобус, пока не находит на нем место, где цепочка небольших кратеров на обратной стороне Луны не имеет названия. Вот туда-то он и отправляет будущую Лунную экспедицию. Лавры его сподвижников — Королева, Келдыша и других — не давали ему покоя. Создается специальное направление по разработке лунных баз, которое возглавляет И.С.Прудников. Это он руководит проектными работами по созданию пилотируемых лунных кораблей.

Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т, и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Это очень серьезно, и мы начали изучать, для каких целей он создается? Ведь все было очень необычно: вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год… Это была не просто программа создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы (наши, нашего института проработки показали, что никакого снижения фактически не будет наблюдаться), она имела явное целевое военное назначение.
И действительно, в это время начали говорить о создании мощных лазеров, лучевого оружия, оружия на новых физических принципах, которое — теоретически — позволяет уничтожать ракеты противника на расстоянии в несколько тысяч километров. Как раз вот создание такой системы и предполагалось для отработки этого нового оружия в космических условиях.



Юрий Мозжорин


Анализ возможных целей создания многоразовой космической транспортной системы США. SPACE SHUTTLE, подготовлен Д.Охоцимским и Ю.Сихарулидзе, оцифрован и составлен П.Шубиным


Однако одновитковые миссии с Ванденберга предполагались не для того, чтобы осуществить ядерный удар по территории Советского союза. Цель – иметь возможность оперативно обслуживать находящиеся на полярных орбитах шпионские спутники США или даже снимать вражеские спутники с орбиты, при этом давая русским минимальные шансы на то, чтобы засечь подобные действия при помощи их средств контроля космического пространства. И даже если отбросить в сторону дебаты о реалистичности подобных миссий, то возможность вернуться на Ванденберг после одного витка всё равно была необходима, чтобы Шаттл мог вернуться на Землю в случае выхода на недостаточно высокую орбиту из-за отказа основных двигателей на этапе вывода.

Барт Хендрикс, Берт Вис, Энергия-Буран: советский Space Shuttle, перевод автора

Более того, вызывает сомнение сама возможность осуществления подобного манёвра. На высоте 67 километров скорость ещё слишком высока, чтобы открывать створки грузового отсека, даже если учесть, что они находятся в аэродинамической тени остального корабля (а это не совсем так).

Шаттл против утюга

В результате мнения в НПО разделились. Первой и довольно очевидной идеей стало непосредственное копирование шаттла, ведь это позволяло убить сразу двух зайцев – и создать непосредственный аналог американского корабля, и избежать эффекта внезапности. К тому же его концепция вполне чётко сформировалась к этому моменту, благодаря чему было сэкономлено два года поисков.


Валерий Бурдаков



ОС-120 в стартовой конфигурации

А причины для этого были, потому что вторая ступень заправлялась жидким кислородом (окислитель) и жидким же водородом (горючее). Такое топливо позволяло трём маршевым двигателям корабля выдавать тягу по 250 тс в вакууме. Благодаря всем этим мерам система не уступала по грузоподъёмности американской, а при запуске с одной широты и вовсе давала выигрыш в несколько тонн.

Впрочем, копирование несло за собой не только достоинства в виде упрощения разработки благодаря отказу от неотработанных вариантов, но также и недостатки компоновки. А их было много.



МТКВП

Однако проектанты пошли ещё дальше. Значительная часть капиталовложений, которые необходимо было осуществить при разработке корабля, приходилась на его инфраструктуру, в том числе на посадочные комплексы. И МТКВП обещал сильно упростить эту задачу, поскольку предусматривался… отказ от горизонтальной посадки! Ну если быть точнее, то, отказ был неполный, но большая часть вертикальной скорости должна была гаситься благодаря парашютной системе вроде тех, что применяются для техники ВДВ.



Вот так должна была выглядеть посадка

Позднее проект подвергся усовершенствованию – путём добавления треугольных наплывов, увеличивавшихся к хвосту повысили аэродинамическое качество на больших скоростях, что, в свою очередь, позволяло увеличить дальность бокового манёвра.

Но решение уже было принято – необходимо по максимуму пользоваться американскими наработками, так что МТКВП был быстро заброшен.

Компромисс…

Через несколько месяцев документ был подготовлен, и Устинов попросил его оформить более официально – тетради Бурдакова предстояло стать технической справкой. И вот здесь начались проблемы. Хотя документ был подготовлен и даже подписан почти всем руководством НПО, Глушко визировать отказывался. Генеральный прекрасно понимал, что эта подпись определит будущее советской космонавтики.

Дело в том, что справка описывала уже третий основной вариант МКС. На сей раз это был компромисс между американскими наработками, за которые ратовало руководство страны, и МТКВП. Это всё ещё был корабль, очень похожий на американский и крепившийся сбоку к баку и первой ступени. Но ключевое изменение состояло в том, что двигатели второй ступени уезжали с корабля на бак, превращая его в тяжёлую ракету, вторую ступень системы. И хотя такой вариант давал множество выгод, в том числе фактически давал отдельную сверхмощную ракету-носитель, но, с другой стороны, имел мощных противников. А главное – несколько упрощал реализуемость всей системы, что автоматически отодвигало Луну на задний план.



ОК-92

В справке описывался проект, получивший наименование ОК-92. Как я уже упоминал выше, ключевой особенностью являлся перенос ЖРД с корабля на бак, превращавшийся таким образом в ракету-носитель. Их заменяли обычные реактивные двигатели Д-30КП от пассажирского Ил-62, позволявшие кораблю иметь гораздо большую гибкость на этапе атмосферного полёта, в том числе в аварийных условиях. Дело в том, что ОС-120 после выдачи тормозного импульса превращался в планер, носивший на себе огромную лишнюю массу в виде трёх ЖРД. А вот новый проект был, в общем-то, полноценным самолётом.

Более того, самолётные двигатели упрощали транспортировку и испытания корабля. Он становился значительно легче – стартовая масса ОК-92 составляла 112 тонн против 155 тонн у ОС-120, а посадочная – 82 тонны (при условии, что полезная нагрузка остаётся в грузовом отсеке) против 89 тонн (уже без груза). Уже одно это позволяло осуществлять транспортировку самолёта с использованием имевшихся в наличии Ан-22, а ведь предполагалось на взлёте задействовать и авиадвигатели корабля.

Однако конструкторы пошли дальше и предложили проводить полноценные атмосферные лётные испытания, а также автономное перебазирование машины между аэродромами с использованием не только двух авиационных двигателей, но также ЖРД орбитального маневрирования и твердотопливного двигателя системы аварийного спасения! При этом при испытаниях на максимальную высоту и скорость предполагалось за счёт последовательного задействования всех элементов силовой установки достигать высоты в 21 км и скорости в 1800 км/ч.

… который стал идеалом



Реальный Буран и Изделие 305-1

Зоны с меньшим нагревом покрываются керамическими плитками из волокон двуокиси кремния и волокон аморфного кварца, имеющих белое или черное внешнее эрозионно-стойкое покрытие. Это покрытие позволяет дополнительно рассеивать тепло.

Объединённая двигательная установка была разработана уже сильно позже ОК-92. Дело в том, что изначально для двигателей орбитального маневрирования и реактивной системы управления ориентацией планировалось использовать токсичное топливо АТ+НДМГ. Однако позднее было принято решение унифицировать корабль и носитель по топливу, поэтому была создана объединённая установка, в которой все двигатели (кроме системы экстренного отделения, использовавшей твёрдое топливо) – 2 двигателя орбитального маневрирования, 38 управляющих двигателей и 8 двигателей точной ориентации – работали на смеси жидкого кислорода и синтина (углеводородное синтетическое ракетное горючее). Таким образом достигалась, во-первых, частичная унификация по топливу (жидкий кислород использовался и для носителя), а во-вторых, относительная экологическая чистота, особенно в сравнении с АТ+НДМГ.

Экипаж будущего корабля составлял от 2 до 4 человек, при этом благодаря высокой степени автоматизации машина могла выполнить полностью беспилотный полёт (что и было продемонстрировано 15 ноября 1988 года).

Постановлением ЦК в 1976 году программа Н-1 была официально закрыта. КБ Николая Кузнецова много лет упорно работало для того, чтобы доработать свои двигатели и сделать их максимально надёжными. Но увы, всё сложилось иначе. Глушко постарался разделаться со всем наследием Мишина, попавшим ему в руки.

Автор: Александр Старостин

Предтечи

Число Маха отношение скорости течения в данной точке газового потока к местной скорости распространения звука в движущейся среде. Названо по имени австрийского физика и философа Эрнста Маха (18381916). В упрощенной формулировке число Маха — это истинная скорость в потоке (то есть скорость, с которой воздух обтекает, например, самолет), деленная на скорость звука в конкретной среде. У поверхности Земли M = 1 соответствует скорости 340 м/с, или 1224 км/ч. На высоте 11 км одному Маху будет соответствовать скорость около 295 м/с, или 1062 км/ч.

Пилотируемый Ту-136 предназначался для одновиткового полета вокруг Земли с последующей посадкой, а беспилотный Ту-137 — для нескольких витков с последующей планирующей посадкой на взлетно-посадочную полосу аэродрома.

БУРАН СПИРАЛЬ.jpg

Наш ответ шаттлам

Первый шаттл полетел 12 апреля 1981 года. Корабль изначально строился как пилотируемый аппарат, поскольку предполагалось, что он должен будет находиться на орбите две недели, соответственно требовались люди для проведения исследований, монтажных и ремонтных работ.

Идея использовать шаттлы для военных целей была, но от нее отказались (по крайней мере, на словах). Однако в СССР усомнились в правдивости намерений американского руководства. Наши военные были уверены, что реальной задачей шаттлов станет доставка ядерного оружия в любую точку земного шара и даже похищение советских спутников с орбиты.

БУРАН ЛОЗ-ЛОЗ.jpg

Наши военные были уверены, что реальной задачей шаттлов станет доставка ядерного оружия в любую точку земного шара и даже похищение советских спутников с орбиты

Номинальная стартовая тяга советской лунной ракеты H1 была еще выше — 45,3 мH, но все четыре ее старта в 1969–1972 годах оказались неудачными, а в 1974-м все работы по советской лунной пилотируемой программе были свернуты. Одной из главных причин неудачи проекта H1 стала недостаточная единичная мощность двигателей НК-15, разработанных для этой ракеты Куйбышевским моторным заводом под руководством Николая Кузнецова, в результате чего первую ступень пришлось оснащать тридцатью двигателями, добиться устойчивой синхронной работы которых так и не удалось (Глушко отказался разрабатывать двигатели для Н1, разойдясь с Королевым по поводу типа используемого топлива).

Улучшенный клон

Во-первых, он мог садиться на Землю в автоматическом режиме, без участия человека; во-вторых, у него не было маршевых или разгонных двигателей; в-третьих, имелась система экстренного спасения экипажа и, в-четвертых, на орбиту он мог выводить на пять тонн больше полезного груза, чем его заокеанский прототип.

Неожиданный вираж

Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево и стал заходить на взлетно-посадочную полосу с северо-восточного направления с креном 45° на правое крыло

Внезапно корабль совершил неожиданный маневр. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево и стал заходить на взлетно-посадочную полосу с северо-восточного направления с креном 45° на правое крыло. Как вспоминал один из сотрудников, находившийся тогда на Объединенном командно-диспетчерском пункте, «в момент неожиданной смены курса судьба “Бурана” буквально висела на волоске, и отнюдь не по техническим причинам. Когда корабль заложил левый крен, первая осознанная реакция руководителей полета была однозначной: “Отказ системы управления! Корабль нужно подрывать!” Ведь на случай фатального отказа на борту “Бурана” размещались тротиловые заряды системы аварийного подрыва объекта, и казалось, что момент их применения наступил.

Трагический финал

В марте 2018 года занимавший тогда пост вице-премьера Дмитрий Рогозин поручил возобновить программу многоразовых космических кораблей на новой технологической основе.

В космос на самолете

Идея многоразового использования самолетоподобных космических кораблей появилась практически сразу с первыми полетами в космос. Начиная с конца 1950-х годов несколько КБ разрабатывали крылатые аппараты классической самолетной схемы, способные подниматься на большие высоты и выходить в космос. Развивались как управляемые пилотами, так и беспилотные направления. Безусловно, особенный интерес вызывало военное применение космопланов, так как предполагалось, что противостояние США и СССР в скором времени распространится и на космическое пространство.

Космическая стройка для всей страны

bbur8.jpg

Старт 15 ноября 1988 г. Космодром Байконур

Всего по программе было построено три корабля, последний из которых не был закончен. Также была заложена основа для второй серии.

205 минут триумфального полета


Разработка шаттла не осталась незамеченной в СССР. В умах советских военных корабль предстал чем-то вроде сверхоружия, способного нанести ядерный удар из космических глубин. На самом деле, многоразовый корабль создавался лишь для доставки на орбиту элементов системы ПРО. Идея использовать шаттл как орбитальный ракетоносец действительно звучала, но американцы отказались от нее еще до первого полета корабля.


Первый полет


Особенности



Большим плюсом было то, что советская концепция поз­воляла вывести на орбиту не только корабль, но и дополнительные грузы массой до 100 т. Отечественный челнок имел некоторые преимущества перед шаттлами. Например, он мог брать на борт до десяти человек (против семи членов экипажа у шаттла) и был способен провести на орбите больше времени – около 30 суток, в то время как самый продолжительный полет шаттла составил только 17.


Что в итоге?


Наш эксперт: Павел Булат, специалист в аэрокосмической области, кандидат физических наук.

Читайте также: